<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 61)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ния даже при условии, что они приносят одинаковый производственный
эффект, обладают неодинаковой экономической эффективностью, так как
по-разному влияют на изменения в производственном аппарате и использу-
35
емых материалах, на организацию производства. Актуальность проблемы
выбора объекта нововведения состоит в том, что правильный первоначаль­
ный выбор предопределяет весь ход последующей инновационной деятель­
ности и делает развитие производства необратимым.
В настоящее время инновационные технологии становятся основой не
только развития, но и выживания фирм. Только на базе инновационных
технологий можно успешно развиваться в условиях ожесточенной конку­
рентной борьбы между фирмами за рынки сбыта своей продукции. Условия
деятельности фирм осложняются тем, что внешняя среда динамично изме­
няется, возрастают факторы риска. Руководителям фирм приходится рабо­
тать в условиях неопределенности, приспосабливаться к неблагоприятным
факторам, действующим на рынках сбыта.
В этих сложных условиях могут выживать и успешно развиваться только те
фирмы, которые ориентируются на выпуск новой дефицитной продукции и
овладевают новыми эффективными технологиями ее производства. Такая ор­
ганизация деятельности фирмы наиболее надежно защищает ее от неблагопри­
ятных факторов рынка. Вторым важным фактором, способствующим исполь­
зованию инновационных технологий, является их высокая эффективность.
Научная деятельность традиционно считается сферой активной государ­
ственной политики. Дело в том, что научные идеи не могут быть непосред­
ственно использованы в хозяйственной деятельности, целью которой явля­
ется прибыль. Поэтому организации весьма сдержанно идут на прямое фи­
нансирование ргсследований, хотя испытывают большую потребность в их
результатах. В современных условиях государство во многом берет на себя
функцию обеспечения бизнеса одним из важнейших ресурсов инновацион­
ного процесса — научными знаниями и идеями. Именно поэтому НТП в
ведущих странах рассматривается как единая цепь: научные идеи и разра­
ботки—инновационный бизнес—широкомасштабное использование.
Государство призвано формировать цели и принципы инновационной
политики и собственные приоритеты в этой области. Целями, как правило,
являются увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны;
обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального произ­
водства; повышение конкурентоспособности национального продукта на
мировом рынке; укрепление безопасности и обороноспособности страны;
улучшение экологической обстановки; сохранение и развитие сложившихся
научных школ.
Одновременно государство разрабатывает и принципы, на основании
которых будет проводиться политика в науке и инновационной сфере, а
также механизм реализации этой политики. Эти принципы зависят от сло­
жившейся хозяйственной системы страны, глубины воздействия государст­
венных институтов на экономическую деятельность.
В Российской Федерации государство осуществляет политику поддерж­
ки инновационной деятельности. Поддержка инновационной деятельное-
ти — система мер, осуществляемых органами государственной власти РФ,
36
ее субъектов, органами местного самоуправления и направленных на под­
держку развития инновационной деятельности.
Государственная инновационная политика ориентирована на стимули­
рование создания благоприятного климата для инновационных процессов и
является связующим звеном между сферой научной и инновационной дея­
тельности и производством.
Функции государства по поддержке инновационной деятельности:
• содействие развитию науки, в том числе прикладной, подготовке науч­
ных кадров и малого инновационного предпринимательства;
• создание программ, направленных на повышение инновационной ак­
тивности в сфере производства;
• формирование государственных заказов на НИОКР, обеспечивающих
начальный спрос на инновации, которые затем получают распространение в
экономике;
• введение налоговых и прочих инструментов государственного регули­
рования, формирующих активное воздействие на эффективность инноваци­
онных решений;
• посредничество во взаимодействии академической, вузовской и при­
кладной науки, стимулирующее кооперацию в области НИОКР.
Основные направления поддержки государственной инновационной по­
литики в Российской Федерации [24, ст. 9, п. 1]:
• содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей
рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения
научно-технических достижений и обновления производства;
• ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих иннова­
ций, составляющих основу современного технологического уклада;
• сочетание государственного регулирования инновационной деятель­
ности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инно­
вационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;
• содействие развитию инновационной деятельности в регионах России,
межрегиональному и международному трансферту технологий, междуна­
родному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов националь­
ного инновационного предпринимательства.
Одним из условий успешной реализации общей программы стабилиза­
ции является проведение в жизнь согласованной научной, промышленной
инновационной политики. Это особенно актуально, когда многократно воз­
растает влияние науки на все сферы общественного развития. Сегодня толь­
ко те страны, которые располагают научной стратегией развития на перспек­
тиву и мощной промышленностью, развивающейся на базе самых современ­
ных технологий, могут рассчитывать на выход в мировые лидеры. Рынок
наукоемкой продукции, высоких технологий и фундаментальных знаний
становится ареной самой жесткой мировой конкуренции, а научно-техни­
ческая сфера — одним из важнейших факторов геополитики. На рынках
высоких технологий спрос на научную продукцию определяется прежде
37
всего принципиальной новизной НИОКР и ее патентной защищенностью.
Цена разработки зависит от качества.
Бюджетная политика государства должна быть ориентирована исключи­
тельно на поддержку базисных инноваций. При ее осуществлении требуется
институт независимой экспертизы. Необходимо сместить акценты на при­
оритетах бюджетной политики в пользу экспортоориентированных пред­
приятий, внедряющих базисные инновации, а также предприятий, осваива­
ющих экологически щадящие технологии [6].
Сложившийся механизм государственной поддержки научной и иннова­
ционной деятельности в России представлен на рис. 1.5.


Минпромнауки РФ

Экспертиза предложений регио­
нальных органов управления

Межведомственный совет
по региональной научно-
Финансирование НИОКР технической политике
региональных научно- и взаимодействию с выс­
технических программ и шей школой
Предложения федераль­
проектов из федераль­ ному уровню управления
Центр регионального
ного бюджета по участию в финанси­
научно-технического сот-
ровании НИОКР регио­
рудничества«Ренатекс»
нальных научно-техничес­
при Президиуме РАН
ких программ и проектов

ki
Администрации республик, краев,
областей, автономных образований
Российской Федерации
Экспертиза предложений в регио­
нальные программы и проекты

Региональные
Утверждение и финанси­
- • I научно-координационные
рование региональных
советы
научно-технических про­
грамм и проектов из
местных источников
Учреждения и организации
академической и отрасле­
вой науки
Региональные научно- координа­
ционные центры и головные
Высшие учебные
научные организации
заведения
Реализация Формирование
региональных региональных
научно- научно-
Организации
технических технических
программ программ
и проектов и проектов



Рис. 1.5. Механизм государственной поддержки научной
и инновационной деятельности в РФ

38
к основным принципам государственной политики в научной и иннова­
ционной деятельности относятся: свобода научного и научно-технического
творчества; правовая охрана интеллектуальной собственности; интеграция
научной, научно-технической деятельности и образования; поддержка кон­
куренции в сферах науки и техники; концентрация ресурсов на приоритет­
ных направлениях научного развития; стимулирование деловой активности
в научной, научно-технической и инновационной деятельности; развитие
международного научного сотрудничества.
На рис. 1.6 представлены основные формы государственной поддержки
научной и инновационной деятельности в развитых странах мира. По уров­
ню и формагм поддержки в мировой практике принято выделять государст­
венные стратегии активного вмешательства, децентрализованного регули­
рования и смешанные [13].
А. Формы государственной поддержки научной деятельности

Прямое бюджетное финансирование

Льготное налогообложение прибыли,
получаемой от реализации научных разработок

Освобождение от уплаты налога на
собственность и землю, относясциеся
к научным организациям

Освобождение от импортных таможенных
тарифов на ввозимое имущество научных
организаций, необходимое для проведения
научных разработок


Б. Формы государственной поддержки инновационной деятельности

Прямое финансирование

Предоставление индивидуальным изобретателям
и малым внедренческим предприятиям
беспроцентных банковских ссуд

Создание венчурных инновационных фондов,
пользую1цихся значительными налоговыми
льготами

Снижение государственных патентных пошлин
для индивидуальных изобретателей

Отсрочка уплаты патентных пошлин
по ресурсосберегающим изобретениям

Право на ускоренную амортизацию оборудования

Создание сети технополисов, технопарков


Рис. 1.6, Формы государственной поддержки научной
и инновационной деятельности


39
Социальная, политическая и экономическая ситуация в России требует
разработки Федерального закона, направленного на развитие инновацион­
ной деятельности. Было разработано несколько проектов такого закона [24],
проведены корректировка и совершенствование всей нормативно-правовой
базы науки и образования. Законы, определяющие деятельность в сфере
науки и образования, могут действовать только при условии их успешной
реализации на уровне региона, для чего необходимо разработать в каждом
регионе аналогичные законы.
Так, нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности в
Санкт-Петербурге (в виде проекта закона) разрабатывалось на базе теорети­
ческих и методологических основ перевода экономики города на инноваци­
онный тип развития, а также анализа состояния его инновационной сферы.
Был принят закон Санкт-Петербурга о науке и научно-технической полити­
ке от 20 октября 2000 г. Х» 489-58. Следует отметить роль региональных
органов управления инновационной деятельностью. Эти органы, формирую­
щие региональную политику в научно-технической и инновационной сфе­
рах и систему мониторинга инновационного потенциала, организовывают и
реализуют региональную систему поддержки, включая финансовую, и раз­
вития инновационной деятельности, обеспечивают создание рабочих мест
для высококвалифицированных специалистов. В регионах необходимо раз­
рабатывать периодические инновационные программы. Это адресный доку­
мент, предусматривающий производственные, научно-технические, органи­
зационно-хозяйственные и другие мероприятия, направленные на решение
важнейших народнохозяйственных проблем и достижение перспективных
целей экономического развития, а также ресурсы, исполнителей и сроки
завершения данных мероприятий (см. 3.2.3). Согласно определению в [11]
инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональ­
ная, межрегиональная, отраслевая) — комплекс инновационных проектов
и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их
осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освое­
нию и распространению принципиально новых видов продукции (техно­
логий).
В условиях перехода к рынку, сопровождаемого экономическим кризи­
сом, политика государственного регулирования должна быть подчинена
задачам сохранения накопленного инновационного потенциала и его мо­
билизации для осуществления структурной перестройки. В общей систе­
ме экономических отношений инновационной деятельности принадлежит
ключевое место, поскольку ее конечными результатами — повышением
эффективности производства, ростом объемов выпуска наукоемкой про­
дукции — определяется в современных условиях экономическая мощь
страны.




40
1.2.4. Формы государственной поддержки
малых инновационных предприятий

Практика подтверждает важность серьезной государственной поддержки
малых инновационных предприятий (МИП) как высокоэффективного сред­
ства преодоления тенденций монополизации рынка информации и новей­
ших технологий крупными фирмами. Важным элементом такой поддержки,
позволяющим снизить идущие от внешней среды риски, является создание
инфраструктуры, которая обеспечивает успешное продвижение инноваций
по всем стадиям инновационного цикла.
Основной целью государственного аппарата в процессе регулирования
малого инновационного бизнеса должны стать аналитическая деятельность,
формирование гибкой налоговой политики по приоритетным направлениям
научной и внедренческой деятельности, обеспечение правовой, юридичес­
кой и финансовой защиты МИП, т. е. создание необходимых условий для их
стабильного развития. Исходя из предпосылки, что оправдавший себя в
мировой практике опыт следует максимально использовать при разработке
и формировании инновационного механизма и новой стратегии экономи­
ческого развития в условиях перехода России к рынку, можно обозначить
его особенности и характерные черты. Новый инновационный механизм
России включает:
• прямые методы регулирования и стимулирования НТП и с учетом
международного опыта создание новых организационно-экономических
форм;
• косвенные методы регулирования и стимулирования НТП с активным
привлечением новых организационно-экономических форм;
• аналогичный механизм на уровне местной власти.
Назрела настоятельная необходимость разработки специального закона
или пакета законов (в США их несколько), регулирующих всю инновацион­
ную деятельность отечественного малого бизнеса. За государством, видимо,
необходимо оставить функцию главного спонсора фундаментальных, обо­
ронных и основных перспективных долгосрочных проектов, узаконив право
и даже обязанность получателей средств из государственного бюджета при­
влекать на конкурсной основе для выполнения отдельных подпрограмм
новые мелкие исследовательские организации, в том числе зарубежные.
Ядром государственной политики в области поддержки малого бизнеса
может стать «Программа научно-технического развития новых организаци­
онно-экономических форм» со следующими разделами:
1. Разъяснение необходимости научно-технического развития новых ор­
ганизационно-экономических форм.
2. Выбор объектов научно-технического развития и приоритетов, в пер­
вую очередь стимулирующихся государством.
3. Способы проведения НИОКР, которые должны выбираться новыми
организационно-экономическими формами.
Отраслевые и территориальные программы должны быть в ведении
новых субъектов рынка и местных органов власти. Государство вполне
41
может достичь эффекта, не выделяя прямо средства из госбюджета, а стиму­
лируя и создавая льготные условия для их притока из внутренних и внешних
источников, используя аппарат косвенного регулирования. В этом случае, с
одной стороны, достигается экономия средств расходной части госбюджета,
а с другой — создаются условия для пополнения госбюджета за счет само­
стоятельного развития инновационного бизнеса, т.е. увеличения притока
средств в виде налогов с предприятий и частных лиц. Кроме того, создаются
условия для насыщения местных рынков, развития национальных и терри­
ториальных образований. Объектами прямого воздействия государства в
рамках перспективной программы развития МИП в России являются:
• отдельные талантливые ученые, исследователи, студенты;
• создаваемые ими коллективы в виде новых организационно-экономи­
ческих форм;
• целевые проекты, распределяемые на конкурентной основе среди мало­
го бизнеса непосредственно либо как субподрядчика крупных ИП.
Для дальнейшего цивилизованного развития малого бизнеса в научно-
технической сфере полезен опыт промышленно развитых стран. МИП рас­
сматривается в США как один из важных источников экономического роста
и ускорения НТП. Политика стимулирования инновационной активности
малого бизнеса проводится сегодня на всех уровнях государственного уп­
равления — от федерального правительства до муниципалитетов. Главным
в государственной политике в этой области является создание своего рода
«инновационного климата», т.е. обеспечение благоприятных экономичес­
ких, правовых, организационных, психологических и других условий для
возникновения и развития новых форм, и в первую очередь занятых генери­
рованием, освоением и коммерциализацией научно-технических иннова­
ций. При этом в отличие от регулирования деятельности экономически и
организационно сложившегося крупного бизнеса государство основные
усилия направляет на начальные и «предначальные» периоды становления
МИП [13].
Главным содержанием государственной инновационной политики в от­
ношении малого бизнеса в США является регулирование финансовых пото­
ков, направленное на облегчение доступа мелких фирм к источникам финан­
совых средств. Здесь можно выделить два направления государственной
политики:
1. Целенаправленное финансирование из бюджета (через федеральные
агентства и ведомства), которое осуществляется в трех формах:
а) безвозвратного субсидирования (предоставления грантов);
б) предоставления льготных займов;
в) через заключение контрактов на разработку новой продукции И техно­
логии.
2. Привлечение частного капитала к финансированию деятельности
МИП.
В целом сегодня малый бизнес США получает 3,5-4,0% общих федераль­
ных затрат на НИОКР. При этом до трети расходов мелких фирм на НИОКР
42
в той или иной форме финансируется государством. Программы безвоз­
вратного субсидирования осуществляют в основном два федеральных ве­
домства — Администрация по делам малого бизнеса (АМБ) и Националь­
ный научный фонд (ННФ) [13]. Федеральное правительство, осуществляя
финансовую поддержку программ стимулирования малого бизнеса в сфере
НТП, постоянно совершенствует формы такого финансирования.
В 2001 г. в отрасли «Наука и научное обслуживание» в России функцио­
нировало соответственно 30,9 тыс. МИП, их доля в общем объеме выполнен­
ных работ составляла 25% [14]. Удельный вес МИП, осуществляющих ин­
новационную деятельность, составляет около 6% [И]. Среднесписочная
численность работающих в МИП от аналогичного показателя отрасли соста­
вила 12%. Сравнивая вышеприведенные цифры по объему выполненных
работ и численности, можно сделать вывод, что производительность труда
(выработка на одного человека) у работников МИП выше, чем у работников
традиционных научных организаций, в 2,1 раза. Как видно, МИП пробива­
ют себе дорогу на российский рынок. И именно с ним связаны перспективы
оживления инновационной деятельности, в частности различных форм
внедрения изобретений и технических новинок.
К косвенным методам государственного регулирования малого бизнеса в
российской экономике можно отнести:
• льготное налоговое законодательство;
• льготное инвестиционное, лицензионное, таможенное законодательст­
во для национальных и зарубежных инвесторов венчурных фирм;
• стимулирование соединения в организационной форме малого бизнеса
отечественной прикладной науки и зарубежного опыта исследований и раз­
работок независимо от места их нахождения.
Поддержка МИП является приоритетным направлением государствен­
ной научно-технической и экономической политики во всех странах с раз­
витой рыночной экономикой. Такая поддержка носит стратегический харак­
тер и нацелена на осуществление технологического прорыва по перспек­
тивным направлениям НТП. Эффективность современной научно-техни­
ческой политики большинства развитых стран определяется не только
самим выбором приоритетов в инновационной сфере, но и подключением к
ней гибкого механизма малого предпринимательства, способного преодо­
леть организационно-экономические недостатки ведомственного и эконо­
мического монополизма, чреватого тенденциями к торможению инноваци­
онного процесса.
Основные проблемы, связанные с развитием МИП в РФ, сводятся к
следующему.
Во-первых, развитие МИП дает стране экономический эффект в том
случае, если обеспечивается динамичное развитие крупных фирм, определя­
ющих технический уровень и конкурентоспособность массовой продукции.
Малые инновационные фирмы хороши в инициировании новых пионерных
товаров и технологий на начальных стадиях их разработки, но затем они
нуждаются (в случае успеха) в мощной поддержке со стороны крупных
43
фирм, обладающих финансовыми и технологическими возможностями для
тиражирования достигнутых результатов. Малый бизнес по оказанию спе­
цифических инжиниринговых услуг также связан с крупным наукоемким

<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 61)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>