<< Пред. стр.

стр. 53
(общее количество: 61)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

12.2. Порядок разработки инновационного проекта
Разработка инновационного проекта представляет собой особым образом
организованную НИР прогнозно-аналитического и технико-экономическо­
го характера, связанную с постановкой цели разработки проекта, разработ­
кой его концепции, планированием проекта и оформлением его проектно-
сметной д6куЛ1ентации.
447
Инновационная проблема для проектной разработки

I
Разработка инновационного проекта

I
Разработка концепции

проекта Планирование
—•
проекта Оформление проектной
АL


документации
к
i



1 1
Управление реализацией инновационного проекта



Контроль Завершение
Выбор организационной
формы управления проекта
и регулирование




Рис. 12.4. Общая схема цикла управления инновационными проектами




12.2.1. Разработка концепции проекта

Концепция инновационного проекта должна определять варианты его
реализации, формировать основные цели и ожидаемые конечные результа­
ты, оценивать конкурентоспособность и перспективность результатов про­
екта, а также возможную эффективность инновационного проекта. В про­
цессе разработки концепции инновационного проекта можно выделить
следующие этапы (рис. 12.5): формирование инновационной идеи и по­
становка цели проекта, маркетинговые исследования идеи проекта, струк­
туризация проекта, анализ риска и неопределенности, выбор варианта реа­
лизации проекта.
Формирование инновационной идеи и постановка цели проекта. Воз­
никновение инновационной идеи является отправной точкой, с которой
начинается разработка инновационного проекта. Формирование инноваци­
онной идеи рассматривается с двух позиций. С одной стороны, инновацион­
ная идея составляет основу, суть инновационного проекта, находящую отра-
448
Приоритетная инновационная проблема



Формирование инновационной Маркетинговые исследования
идеи и постановка цели проекта идеи проекта


Количественные значения
целевых параметров проекта

т


Структуризация проекта
3

т


«Дерево целей» «Дерево работ»
W


^ Y
г

4 Анализ риска и неопределенности



5 Выбор варианта реализации проекта



Вариант реализации npoeicra




Рис. 12.5. Содержание и этапы разработки концепции
инновационного проекта


жение в постановке генеральной (конечной) цели проекта (идея создания
нового продукта или услуги, идея организационных преобразований в от­
расли, регионе, на действующем предприятии и т. п.). С другой стороны, под
формированием инновационной идеи (замысла) понимается задуманный
план действий, т. е. способы или пути достижения цели проекта. Уже на этом
этапе определяются альтернативные варианты решения проблемы. Идея
может возникнуть спонтанно или явиться результатом длительного процес­
са, она может быть результатом коллективной экспертизы или индивидуаль­
ного анализа.
К методам генерирования и формирования инновационных идей отно­
сятся хорошо известные методы экспертных оценок, такие, как методы
выявления мнений (метод интервью; метод анкетирования — выборочных
опросов; написание сценария и т. д.) и творческие методы («мозговая
атака»; морфологический анализ; метод Дельфи и т. д.) (см. 7.3).
449
Маркетинговые исследования идеи проекта. Параллельно с формирова­
нием инновационной идеи проекта проводятся ее маркетинговые исследо­
вания. Целью этого этапа является определение сферы влияния проекта на
развитие народного хозяйства и, как следствие, количественное уточнение
цели проекта и задач по отдельным периодам. Конечные цели и задачи
инновационного проекта не всегда могут быть установлены в виде конкрет­
ных количественных показателей на стадии выбора и обоснования пробле­
мы (инновационной идеи). Поэтому собственно разработка проекта должна
начинаться с количественного уточнения конечной цели проекта и установ­
ления промежуточных задач ее реализации по отдельным временнь'ш пери­
одам для различных вариантов реализации.
С этой целью:
• устанавливаются возможные потребители целевого продукта проекта;
• анализируются возможности и экономическая целесообразность заме­
ны производимой продукции новыми видами целевой продукции;
• изучается структура отраслей, обеспечивающих реализацию проекта
сырьем, энергоресурсами, комплектующими изделиями и т. д.;
• анализируются новые сферы использования конечного продукта про­
екта;
• исследуются экономические и социальные последствия реализации
проекта.
На этапе маркетинговых исследований должны использоваться общие
методы маркетинга инноваций, изложенные в гл. 5. Результаты маркетинго­
вых исследований выражаются в конкретных количественных значениях
целевых параметров проекта.
Структуризация инновационного проекта. Установленные на предыду­
щих этапах целевые параметры проекта являются основой для формирова­
ния перечня проектных мероприятий по достижению конечной цели проек­
та. Для определения состава необходимых мероприятий конечные цели
предварительно структурируются, т. е. разбиваются на составные элементы.
Практика показала, что в структуризации проекта необходимо различать две
разновидности: функциональную и проблемную.
Функциональная структуризация проекта. При структуризации ин­
новационного проекта сначала устанавливается состав функциональных
элементов, являющихся условием полного и комплексного его решения.
Инструментом такой функциональной структуризации проблемы при разра­
ботке проекта служит «дерево целей». Последнее представляет собой иерархи­
ческую систему, имеющую ряд уровней, на которых располагаются последова­
тельно детализируемые цели, требующие реализации (см. рис. 12.6). При
этом цели каждого последующего уровня должны обеспечивать реализацию
целей вышестоящего уровня.
По каждому из установленных элементов, включая и альтернативные,
определяется ограниченный перечень важнейших целевых показателей, ха­
рактеризующий их научно-технический уровень и раскрывающий содержа­
ние целевых показателей элементов вышестоящего уровня. На основании
450
Генеральная (конечная) цель


Цели 1-го уровня


Цели 2-го уровня



Цели 3-го уровня



Рис. 12.6. «Дерево целей»



частных прогнозов развития каждого элемента и с учетом сложившихся
пропорций, удельных затрат и норм расходов рассчитываются возможные
значения целевых показателей по отдельным периодам реализации проекта.
При определении значений целевых показателей следует исходить из необ­
ходимости обязательного обеспечения целевых параметров соответствую­
щего элемента вышестоящего уровня. Расчет целевых параметров по эле­
ментам «дерева целей» осуществляется последовательным разукрупнением
от высшего уровня к нижнему.
Кроме целевых показателей, по каждому из элементов «дерева целей»
рекомендуется устанавливать ограничивающие параметры, определяющие
особые условия достижения целей. Состав таких параметров и их значения
подбираются и обосновываются экспертами исходя из специфики самого
проекта. Ограничивающие параметры устанавливают те требования, кото­
рые обязательно должны быть выдержаны при реализации проекта. Таким
образом, установление состава ограничивающих параметров проекта и их
качественных значений может рассматриваться как первая и самая укруп­
ненная стадия технико-экономического обоснования варианта реализации
проекта.
Проблемная структуризация проекта. Построенное «дерево целей»
переформулируется затем в проблемно выраженную систему заданий и ме­
роприятий, имеющую также иерархическую структуру и называемую «дере­
вом работ». Если «дерево целей» устанавливает необходимые средства до­
стижения целей проекта, то комплекс мероприятий («дерево работ») должен
определять пути и способы получения этих средств. При формировании
мероприятий должен использоваться композиционный принцип последова­
тельного агрегирования работ низшего уровня в темы, задания, проблемы
высшего уровня (см. рис. 12.7).

451
Проблема
Варианты
заданий

30
10 20
Варианты
тем

32
11 12 21 31
*—1—^ '—I—' Ч ' *—\—* *—I—^ Варианты


riri rt ri rfri rTrtT
111 I 112 1 121 I P^^ I H^^ I И^^1 P^'^ I P^^l
Рис. 72.7. «Дерево работ»


Разработка перечня необходимых мероприятий осуществляется в такой
последовательности:
• изучается возможность и целесообразность обеспечения целевых пара­
метров за счет расширения объемов производства традиционной техники;
• формулируются мероприятия по освоению в производстве результатов
ранее законченных НИОКР;
• при недостаточности научного задела изучается возможность и намеча­
ются мероприятия по использованию опыта зарубежных стран на основе
приобретения лицензий, оборудования или документации;
• разрабатываются предложения по направлению и конкретной тематике
НИР.
Совокупность работ, установленных по элементам низшего уровня «де­
рева целей», объединяется на последующих стадиях разработки проекта в
темы, задания и этапы, связанные с созданием соответствующих элементов
высшего уровня. Получаемое таким образом «дерево работ» представляет
собой один из возможных вариантов реализации проекта.
Результатом структуризации проекта является перечень мероприятий
(состав заданий, тем и работ), выполнение которых необходимо для обеспе­
чения достижения в установленные сроки целевых значений проекта по
каждому из вариантов его реализации.
Анализ риска и неопределенности. Одной из наиболее существенных
особенностей инновационных проектов является то, что выполнение проек­
тов осуществляется в условиях риска и неопределенности. Эти факторы
подлежат учету в расчетах эффективности, если при разных возможных
условиях реализации затраты и результаты по проекту различны. Результат
анализа рисков при разработке инновационного проекта выражается в опре­
делении вероятности реализации альтернативных вариантов.
452
Выбор варианта реализации инновационного проекта. Выбор из альтер­
нативных вариантов инновационного проекта наиболее жизнеспособного
представляет собой одну из наиболее ответственных процедур разработки
проекта. Основными задачами этого этапа являются следующие:
• установление основных критериев (показателей) эффективности инно­
вационного проекта;
• расчет показателей эффективности альтернативных вариантов проекта
с учетом вероятности их реализации;
• сравнение и выбор варианта инновационного проекта для реализации.
Для оценки эффективности инновационных проектов используется сис­
тема показателей, установленная Методическими рекомендациями по оцен­
ке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирова­
ния [7]. Для учета неопределенности условий реализации варианта проекта
рассчитываются показатели ожидаемого интегрального эффекта (экономи­
ческого — на уровне народного хозяйства, коммерческого — на уровне ИП).
Если вероятности различных условий реализации проекта известны
точно, ожидаемый интегральный эффект рассчитывается по формуле мате­
матического ожидания

Эож = 1 э > х Р , , (12.1)

где Эож — ожидаемый интегральный эффект проекта; Э{ — интегральный
эффект при i-M условии реализации; Pi — вероятность реализации этого
проекта.
В общем случае расчет рекомендуется проводить по формуле

Э„ж = ЬхЭ„,,+ ( 1 - Ь ) х Э „ ; „ , (12.2)

И 3min — наибольшие и наименьшие из математических ожиданий
г д е С/тах
интегрального эффекта по допустимым вероятностным распределениям;
h — специальный норматив для учета неопределенности эффекта, его реко­
мендуется принимать на уровне 0,3 [6].
Сравнение различных вариантов проекта и выбор лучшего из них реко­
мендуется проводить с использованием следующих методов: чистого дис­
контированного дохода (ЧДД) или ожидаемого интегрального эффекта; ин­
декса доходности (ИД); внутренней нормы доходности (ВНД); срока оку­
паемости; расчета точки безубыточности и других, отражающих интересы
участников или специфику проекта. Указанные показатели эффективности
рассматриваются в гл. И. Для применения каждого из них необходимо ясное
представление о том, какой вопрос экономической оценки инновационного
проекта решается с его использованием и как осуществляется выбор решения.
Разработка концепции инновационного проекта охватывает проведение
исследований и всех этапов технико-экономического обоснования иннова­
ционного проекта (от определения цели до выбора наиболее эффективного
варианта ее достижения).
453
12.2.2. Планирование инновационного проекта

В управлении проектом планирование (программирование, детальная
программа) занимает основное место, воплощая в себе организующее начало
всего процесса реализации проекта. Основная цель планирования — интег­
рация всех участников проекта для выполнения комплекса работ, обеспечи­
вающих достижение конечных результатов проекта. План реализации инно­
вационного проекта представляет собой детальный, развернутый во време­
ни, сбалансированный по ресурсам и исполнителям, взаимоувязанный пере­
чень научно-технических, производственных, организационных и других
мероприятий, направленных на достижение общей цели или решение по­
ставленной задачи. Таким образом, план содержит указания, кому, какую
задачу и в какое время решать, а также какие ресурсы нужно выделить на
решение каждой задачи. Как правило, он оформляется в виде комплексной
инновационной программы.
Система планов. При управлении инновационными проектами выделя­
ется система планов, представленная на рис. 12.8.




ПРИЗНАКИ КЛАССИФИКАЦИИ



ПО ЦЕЛЯМ ПО СОДЕРЖАНИЮ ПО УРОВНЮ 1


Продуктов
Проекта в целом
тематичес!< й
и
Стратегический
Календарный Организаций-
участников
Технико-
экономический
Текущий
Отдельных
видов работ
Бизнес-план




Рис. 12.8. Виды планов инновационного проекта


454
По целям различают стратегический и текущий планы реализации про­
екта. Стратегический план определяет: целевые этапы и основные вехи
проекта, характеризующиеся сроками завершения комплексов работ, срока­
ми поставки продукции (оборудования), сроками подготовки фронта работ
и т.д.; кооперацию организаций-исполнителей; потребности в материаль­
ных, технических и финансовых ресурсах с распределением по годам, квар­
талам. Основное назначение стратегического плана — показать, как проме­
жуточные этапы реализации проекта логически выстраиваются по направ­
лению к его конечным целям. Текущий план уточняет сроки выполнения
комплексов работ и потребность в ресурсах, устанавливает четкие границы
между комплексами работ, за выполнение которых отвечают различные
организации-исполнители, в разрезе года и квартала.
Планы могут детализироваться по уровню проекта (степени охвата
работ проекта): план проекта в целом, планы организаций — участников
проекта, планы отдельных видов работ (этапов, стадий, основных вех). План
проекта в целом называется сводным или комплексным и охватывает все
работы проекта. Планы отдельных организаций-участников (поставщиков,
инвесторов, исполнителей) или отдельных видов работ (план НИОКР, бюд­
жет проекта, план поставок и т. д.) являются частными, или детальными.
Содержательно планы подразделяются на продуктово-тематический, ка­
лендарный, технико-экономический (ресурсный) и бизнес-план.
Продуктово-тематический план инновационного проекта представля­
ет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления
комплекс заданий НИОКР, а также работ по их обеспечению для эффектив­
ной реализации целей проекта. В процессе продуктово-тематического пла­
нирования по заданиям, включенным в проект, определяются следующие
параметры:
• состав этапов работ и сроки их выполнения;
• состав ответственных исполнителей и соисполнителей по этапам;
• сметная стоимость каждого этапа, в том числе затраты на НИОКР,
капитальные вложения, прочие затраты с разбивкой по годам;
• перечень важнейших материально-технических ресурсов, необходимых
для реализации задания, с разбивкой по годам;
• расчеты экономической эффективности;
• карты технического уровня по новым видам продукции и по новым
технологическим процессам.
Эффективным методом разработки продуктово-тематического плана яв­
ляются программно-целевые методы, инструментом ˜ «дерево целей» и
«дерево работ», а основной формой — разработка комплексной программы
реализации проекта.
Календарный план инновационного проекта определяет продолжитель­
ность и объемы работ, даты начала и окончания выполнения работ, тем,
заданий проблемно-тематического плана, резервы времени и величины ре­
сурсов, необходимых для выполнения проекта. Календарные расчеты
имеют своей целью регламентацию слаженного и согласованного хода работ
455
с учетом целесообразной их последовательности и взаимосвязи по каждой
теме (заданию) проблемно-тематического плана и по отдельным организа­
циям-исполнителям (детальные календарные планы), а также по проекту в
целом (сводный оптимальный календарный план). В качестве метода кален­
дарного плакирования в системе управления инновационными проектами
рекомендуется использовать методы сетевого планирования и управления
(СПУ). Система СПУ предусматривает детальное изучение будущих работ

<< Пред. стр.

стр. 53
(общее количество: 61)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>