<< Пред. стр.

стр. 55
(общее количество: 61)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

3) прогнозируемые результаты. Они основаны на селективности имею­
щейся информации, характеризуют предполагаемое состояние проекта и его
составных элементов на последующий период;
4) отклонения, которые показывают, насколько фактические и прогнози­
руемые результаты отличаются от планируемых или расчетных показателей;
5) причины отклонений. Предполагаемые и непредвиденные обстоятель­
ства, определяющие фактический и прогнозируемый процесс осуществле­
ния проекта, в том числе его отдельных операций.
К основным задачам совещания можно отнести: обмен информацией, при
котором каждая группа участников проекта узнает о ходе выполнения работ
других групп и выполнении программы проекта; обсуждение проблем, труд­
ностей и общих интересов; обсуждение возможностей завершения отдель­
ных работ в срок по календарному плану.
Регулирование хода реализации проекта. Процесс регулирования со­
стоит в циклическом повторении с принятой периодичностью (сутки, неде­
ля, декада, месяц) следующих процедур: сбор и подготовка оперативной
информации о ходе работ, предполагаемых изменениях исходных характе­
ристик работ, подлежащих выполнению, и представление ее в проектную
команду; обновление (актуализация) моделей и подготовка данных для их
расчета (пересчета); расчет (пересчет) сетевых моделей и актуализация
календарных планов; анализ фактического состояния комплекса работ и
подготовка решений по его дальнейшей реализации; разработка оператив­
ных календарных планов (квартальных, месячных, недельно-суточных и
др.) и доведение их до ответственных исполнителей и руководителей соот­
ветствующих уровней.


12.3.3. Порядок завершения проектов

Проект считается завершенным после выполнения всех работ по проекту
или в результате решения о прекращении работы по незавершенному про­
екту. Основными этапами завершения проекта являются: сдача проекта и
закрытие контракта (договора).
Сдача проекта. Сдать инновационный проект — это значит установить
соответствие решений, принятых заказчиком при разработке концепции
проекта, результатам, полученным при его реализации. Все требования к
сдаче и приемке работ установлены в договоре. Если результатом реализации
проекта является готовый объект, то необходимо провести приемочные (или
465
эксплуатационные) испытания. Если в результате приемочных испытаний
будет получена продукция, отвечающая требованиям проекта, оформляется
протокол комиссии по приемке готовых объектов. Результаты испытаний
являются основанием для передачи ответственности от организаций-испол­
нителей к заказчику в период сдачи-приемки готовых объектов.
Закрытие договора. Основные этапы закрытия договора: проверка финан­
совой отчетности; паспортизация; выявление невыполненных обязательств;
завершение невыполненных обязательств. Проверка финансовой отчетности
относится к отчетности заказчика и организаций-исполнителей. Результаты
такой проверки позволяют получить данные для подготовки окончательных
финансовых отчетов по проекту. На этом этапе производятся окончательные
расчеты с исполнителями. Паспортизация представляет собой один из важных
элементов организации закрытия контракта. Для ее проведения необходимо
представить соответствующую документацию, характеризующую, например,
технические условия используемого сырья и материалов. Это могут быть сер­
тификаты, так как ими аттестуется продукция. Вся документация передается
заказчику для регистрации.
В целом порядок завершения проекта может предусматривать следую­
щую процедуру:
• организации-исполнители проекта за определенный срок до заверше­
ния работ (тем) представляют в головную организацию по разделу проекта
итоговый отчет за весь отчетный период с обязательной информацией о
реализации научно-технической продукции;
• головная организация по разделу проекта готовит итоговый отчет по
разделу и после рассмотрения его на научно-техническом совете по разделу
проекта (НТСР) направляет в головную организацию по проекту в целом;
• НТСР осуществляет приемку результатов каждой работы своего разде­
ла и утверждает акты: приемки-сдачи научно-технической продукции, о
приемке работы;
• головная организация готовит итоговый отчет по результатам выполне­
ния проекта и выносит его на рассмотрение головного научно-технического
совета по проекту (ГНТС);
• ГНТС рассматривает результаты выполнения работ и направляет ито­
говые материалы генеральному заказчику проекта для принятия соответст­
вующего решения;
• генеральный заказчик имеет право назначать специальную комиссию с
учетом представителей ГНТС по приемке как отдельных работ, так и проекта
в целом.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятий «инновационный проект»^ и «управление инновац
онным проектом»'. Раскройте их содержание,
2. Назовите основных участников инновационного проекта,
3. Приведите классификацию инновационных проектов по типу инноваций,
466
4. Раскройте три аспекта рассмотрения содержания инновационного проекта,
5. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные этапы разработки концеп­
ции инновационного проекта,
в. Раскройте содержание и отметьте основные отличия функциональной и про­
блемной структуризации инновационного проекта. Какие инструменты структури­
зации используются?
7. Какие параметры определяются в процессе продуктово-тематического плани­
рования инновационного проекта?
8. Назовите основные этапы разработки календарного плана инновационного
проекта.
9. Опишите порядок планирования затрат при составлении бюджета инновацион­
ного проекта,
10. Какие проблемы возникают в организационных структурах, построенных по
принципу проектного управления?

Литература
1. Operation Management. Appendix: Project Management. Sectorial Management
Course. Trainer's teaching material. ISVOR—FIAT, 1994.
2. A Guide to the Project Management Body of Knowledge. PMBOK Guide./ Ed.
2000. Project Management Institute, Drexel Hill. Pennsylvania, 2000.
3. Богданов B.B. Управление проектами в Microsoft Project 2002: Учебный курс.
СПб.: Питер, 2003.
4. Волков И.М., Грачева М,В. Проектный анализ: Учебник. М.: Банки и биржи,
ЮНИТИ, 1998.
5. Воропаев В. И. Управление проектами в России. М.: Алане, 1995.
6. Завлии П. Я., Васильев А. В,, Кноль А. И. Оценка экономической эффектив­
ности инвестиционных проектов (современные подходы). СПб.: Наука, 1995.
7. Менеджмент организации. Учеб. пособие / З.П. Румянцева, Н.А. Соломатин,
Р.З. Акбердин и др. М.: ИНФРА - М, 1995.
8. Методические рекомендации по оценке эффективности инновационных
проектов и их отбору для финансирования. Утв. Госстроем России, Минэкономи­
ки РФ, Минфином РФ, Госстроем России. М.: Ииформэлектро, 1994.
9. Методическое пособие по разработке систем управления проектами на пред­
приятиях и в организациях с различными формами собственности. М.: МГСУ—
Инфосервис, 1994.
10. Мир управления проектами / Под ред. X. Решке, X. Шелле Пер. с англ. М.:
Алане, 1993.
11. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учеб. пособие /
Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, П.Э. Миндели. М.: Экономика, 2000.
12. Порядок формирования, финансирования и выполнения инновационных
научно-технических программ и проектов Госкомвуза РФ (нормативно-методи­
ческие материалы). М., 1996.
13. Статистика науки и инноваций. Краткий терминологический словарь / Под
ред. Л. М. Гохберга М.: ЦИСН, 1996.
14. Управление проектами / Шапиро В.Д. и др. СПб.: ДваТрИ, 1996.
15. Управление проектами: Зарубежный опыт/ Шапиро В.Д. и др. СПб.: ДваТрИ,
1993.
Г л а в а 13

ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО




13.1. Основы менеджмента инновационного
предпринимательства

13.1.1. Признаки и формы инновационного
предпринимательства

Активным фактором экономического развития страны, коммерциализа­
ции, творческой деятельности разработчиков новой техники в условиях
рыночной экономики становится инновационное предпринимательство.
Под инновационным предпринимательством понимается особый вид ком­
мерческой деятельности, имеющей целью получение прибыли путем созда­
ния и активного распространения инноваций во всех сферах народного хо­
зяйства. В отличие от классического, репродуктивного предпринимательст­
ва инновационное основывается на поиске новых путей развития действую­
щего предприятия (новой продукции, технологии, рынков, материалов,
форм управления) или на создании нового, инновационно-ориентированно­
го предприятия. Понятие инновационного предпринимательства не отража­
ет какой-либо определенной организационно-правовой формы инновацион­
ной деятельности, регламентированной действующим в стране Граждан­
ским кодексом РФ.
К категории инновационного предпринимательства в отечественной и
зарубежной практике обращаются чаще всего для того, чтобы выделить во
всех сферах экономики страны специфические субъекты хозяйственной де­
ятельности, составляющие постоянно развивающийся особый сектор эко­
номики, требующий специальных инструментов менеджмента и форм госу­
дарственной поддержки. В связи с этим возникает необходимость в установ­
лении характеристических признаков малых инновационных предприятий
(МИП) как особой формы организации инновационной деятельности. Ин­
новационное предпринимательство осуществляется в двух принципиально
различных организационных формах:
• в форме индивидуального предпринимательства (ИДП) без создания
предприятия как самостоятельного юридического лица;
468
• путем создания самостоятельного предприятия как отдельного юриди­
ческого лица с правом осуществления всей хозяйственной деятельности от
его имени.
В первом случае предприниматель, являясь основой инновационной де­
ятельности как физическое лицо, несет полную персональную имуществен­
ную ответственность за результаты осуществляемого бизнеса. Во втором
случае имущественная ответственность за ведение инновационной предпри­
нимательской деятельности переносится на создаваемое новое юридическое
лицо. Участники МИП солидарно несут ответственность за результаты дея­
тельности в зависимости от его организационно-правовой формы и степени
своего личного участия.
Каждая из этих двух форм малого инновационного предпринимательства
имеет свои достоинства и недостатки. Инновационное ИДП используется,
как правило, в качестве исходной, переходной формы начала предпринима­
тельской деятельности. В практике оно чаще всего связано с созданием и
использованием гражданами (физическими лицами) инновационных объ­
ектов в виде приобретений, полезных моделей или промышленных образ­
цов. Нередко в качестве индивидуального предпринимателя выступает автор,
т.е. физическое лицо, творческим трудом которого создан новый объект про­
мышленной собственности, или даже патентообладатель, т.е. физическое лицо,
которому в соответствии с законодательством выданы патент на изобретение,
промышленный образец или свидетельство на новую полезную модель. В ка­
честве индивидуального предпринимателя в инновационной сфере может вы­
ступать и лицензиат, т.е. физическое лицо, получившее право на использование
объекта промышленной собственности в соответствии с заключенным с патен­
тообладателем лицензионным договором. Индивидуальный предпринима­
тель имеет право привлекать для своей инновационной деятельности других
физических лиц и организации. Однако практические возможности расши­
рения инновационной деятельности индивидуального предпринимателя всег­
да ограничены. В табл. 13.1 перечислены основные преимущества и недостатки
инновационного ИДП по сравнению с МИП.
Наиболее существенные различия в механизмах хозяйствования ИДП и
МИП:
• порядок и условия государственной регистрации и ликвидации;
• состав и условия налоговых и других социальных платежей;
• наличие и условия пользования специальными льготами для малого
бизнеса;
• состав отчетности и налоговой ответственности.
При выборе формы малой инновационной предпринимательской деятель­
ности следует принимать во внимание наличие различий в формальных проце­
дурах их организации при открытии бизнеса. Начало инновационного пред­
принимательства обязательно связывается с государственной регистрацией
открываемой деятельности. В табл. 13.2 представлены основные различия в
процедурах и условиях обязательной государственной регистрации иннова­
ционной деятельности. Основные требования к порядку государственной
регистрации ИДП и юридических лиц определены Гражданским кодексом РФ.
469
Т а б л и ц а 13.1

Основные преимущества и недостатки индивидуального
инновационного предпринимательства

Недостатки
Преимущества
1. Упрощенная процедура государственной 1. Необходимость совмещения финансово-
хозяйственной, инновационной и управ­
регистрации при открытии и ликвидации
ленческой деятельности
2. Простота открытия банковского счета
3. Упрощенная схема и более низкие ставки 2. Сложность получения кредитов под инди­
видуальную деятельность
налоговых платежей
4. Упрощенный состав социальных платежей 3. Сложность получения государственного и
5. Упрощенный менеджмент и снижение за­ других видов внешнего финансирования
трат на его осуществление 4. Трудность завоевания доверия клиента
при реализации инновационной продук­
6. Упрощенная отчетность
7. Высокая степень мотивации труда и хо­ ции и услуг
зяйственной самостоятельности 5. Полная личная имущественная ответст-1
венность по обязательствам



Т а б л и ц а 13.2

Различия в условиях государственной регистрации ИДП и МИП
Элементы ре­ Участники инновационной деятельности
гистрации ИДП МПИ
1. Учредители Граждане (физические Граждане (физические лица) и (или) органи­
лица) зации (юридические лица)
2. Состав • Заявление учредителя
• Заявление
документов предпринимателя
• Документы об уплате реги­ • Устав (кроме хозяйственных товариществ)
страционного сбора
• Учредительский договор (или решение о
создании юридического лица) при его
создании одним учредителем не представ­
ляется
• Документ, подтверждающий наличие
оплаты не менее 50% уставного капитала
(для хозяйственных обществ)
• Свидетельство об оплате госпошлины
• Документ 0 согласовании с соответствую­
щим комитетом по управлению имуществом
3. Органы ре­ Регистрирующий орган по Регистрационный орган по месту нахождения
гистрации месту постоянной пропис­ МИП
ки предпринимателя
4. Сроки реги­ В день представления доку­ В течение трех календарных дней с момента
страции ментов или в трехдневный подачи документов или 30 дней с даты
срок с даты получения их почтового отправления
по почте


470
Наиболее существенной для развития экономики и эффективной фор­
мой инновационного предпринимательства следует считать создание МИП
как самостоятельного юридического лица. Прошедшее государственную ре­
гистрацию МИП может иметь разнообразные организационно-правовые
формы из числа предусмотренных Гражданским кодексом РФ. Их выбор
зависит от характера, масштабов, научно-технических направлений и дру­
гих особенностей осуш;ествляемой инновационной деятельности. Независи­
мо от выбранной организационно-правовой формы предприятие может об­
ладать статусом малого и инновационного при наличии ряда характеристи­
ческих признаков. Принадлежность предприятия к категории инновацион­
ных организаций необходимо связывать с характером осуществляемых
услуг и работ, составом реализуемой продукции, а также характером исполь­
зуемых материальных и трудовых ресурсов. Для осуществляемых научно-
производственных процессов МИП характерны следующие признаки:
• разработка и продвижение на рынки новых продуктов и передовых
технологий;
• высокая доля НИОКР для создания новых конкурентоспособных про­
дуктов и услуг;
• масштабное влияние инноваций, новых изделий и передовых техноло­
гий на прибыль и оборот МИП;
• высокая доля инвестиций в НИОКР и связанное с ними обновление
производства в общей инвестиционной политике МИП;
• значительная часть научных и инженерно-технических работников в
общей численности персонала МИП;
• значительная доля научного, лабораторного и испытательного оборудо­
вания в основных фондах МИП;
• высокий уровень риска, связанного с осуществлением инновационных
проектов.
Перечисленные признаки не имеют строгих нормативных характеристик,
а инновационный характер деятельности МИП не связывается с конкрет­
ными льготами и формами финансирования. Принципиальное значение для
деятельности МИП имеет принадлежность его к категории малых для полу­
чения определенных налоговых и других льгот в соответствии со следующи­
ми нормативными и законодательными актами:
О Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства
в Российской Федерации» предусматривает для субъектов малого предпри­
нимательства ряд неналоговых льгот:
• льготные условия кредитования и страхования;
• поддержка внешнеэкономической деятельности на частичной компен­
сационной основе;
• приоритетное предоставление государственных заказов;
• развитие информационной инфраструктуры;
• поддержка в развитии производственно-технологической базы.
471
о Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» предус­
матривает налоговые льготы для малых предприятий.
О Постановление СМ РСФСР от 18 июля 1991 г. № 1106 «О мерах по
поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» (действующее в на­
стоящее время) определяет состав льгот по амортизации оборудования
МИП.
Указанные законодательные акты устанавливают признаки для отнесе­
ния предприятий к категории малых, дающие им право на пользование
определенными, закрепленными в соответствующих актах льготами. Основ­
ными критериями являются среднесписочная численность работников
МИП и состав его учредителей.
В соответствии с Законом «О государственной поддержке малого пред­
принимательства в Российской Федерации» наряду со среднесписочной
численностью работников МИП устанавливаются дополнительные ограни­
чения: к МИП относятся «коммерческие организации, в уставном капитале
которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных
организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля,
принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющи­
мися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%».
Разнообразие видов МИП характеризуют две группы признаков, имею­
щих существенное значение для построения системы менеджмента: призна­
ки, отражающие целевые функции ИП, и признаки, влияющие на организа­
ционные формы предприятия (рис. 13.1).
В зависимости от характера сочетания науки и производства можно вы­
делить МИП научного (разрабатывающие), производственного (осваиваю­
щие производство новых изделий и технологий) и смешанного (научно-про­
изводственного) профиля. Число осуществляемых стадий инновационного
процесса во многом определяет пространственные условия и характер орга­
низационной структуры МИП. Одностадийные МИП специализируются,
как правило, на предпроизводственных стадиях производства (например,
сборочно-монтажные предприятия). Многостадийные ИП в малом бизнесе
специализируются чаще всего в узкой области инноваций при единичном
производстве уникальной техники. Характер научно-производственных
процессов связан, как правило, с объективными особенностями инноваци­
онных процессов: непрерывный цикл, например, в химических производст­
вах, выращивании и обработке кристаллов и т.п.; дискретные, повторение,
чередование и распределение во времени которых зависит от менеджера.
Количество собственников (индивидуальное или коллективное МИП)
часто зависит от исходной потребности в инвестициях или сложности науч­
но-производственных процессов. Оно существенно влияет на выбор органи­
зационно-правовой формы МИП, построения механизма хозяйствования.
Продуктово-тематический профиль делит МИП на специализированные и
диверсифицированные (многопрофильные) предприятия. Молодые МИП
чаще всего представляют собой узкоспециализированные структуры, появ­
ление которых связывается первоначально с одной определенной инноваци-
472
Малые инновационные предприятия




Признаки, отражающие Признаки, отражающие
целевые функции МИП организационные формы МИП




По характеру сочетания науки По количеству
и производства собственников


• научные • индивидуальные
• производственные • коллективные
1 • научно-производственные


По широте продуктово-
По числу стадий научно-
тематического профиля
производственного процесса


• одностадийные • специализированные
• многостадийные • диверсифицированные


По характеру научно-
По расположению МИП
производственного процесса


• непрерывные • на одной территории
• прерывные (дискретные) • в одной географической точке
• в разных геофафических точках


Рис. 13.1. Классификация видов МИП


<< Пред. стр.

стр. 55
(общее количество: 61)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>