<< Пред. стр.

стр. 56
(общее количество: 61)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


онной идеей или продуктом. Пространственная организация МИП опреде­
ляется характером осуществляемых процессов, составом контрагентов, ко­
операцией, разделением трудовых процессов, структурой поставщиков. Рас­
положение МИП и его структурных звеньев влияет на построение коммуни­
кационных систем и структуры управления МИП.


13.1.2. Слабые и сильные стороны МИП

МИП представляют собой специфическую организационную форму ин­
новационной деятельности, имеющую большое значение как для развития
экономики страны в целом, так и для удовлетворения индивидуальных по­
требностей разработчиков новой техники, создателей инноваций, авторов
изобретений и открытий. Именно с этих двух позиций — общественных и
индивидуальных — необходимо оценивать слабые и сильные стороны МИП.
473
с народнохозяйственной точки зрения МИП является эффективным ин­
струментом постоянного обновления всех элементов производственных
процессов, обеспечения высокой конкурентоспособности продукции, работ
и услуг. Они способны очень динамично и гибко реагировать как на измене­
ния потребительского спроса, так и на новые предложения и перспективы,
открывающиеся на базе результатов НИОКР.
МИП осуществляют инновации, как правило, не требующие значитель­
ных инвестиций и привлечения существенных материальных, трудовых и
энергетических ресурсов. В то же время МИП способны в наибольшей
степени снижать социальную неопределенность в кризисных ситуациях, в
условиях реструктуризации отраслевых производств, предоставляя рабочие
места для квалифицированных специалистов и рабочих.
В Германии, например, функционирует около 3 млн малых и средних
предприятий и объединений лиц свободных профессий. Они составляют
99,6% всех фирм, облагаемых налогом с оборота, обеспечивают почти поло­
вину валового национального продукта и примерно 50% валовых инвести­
ций страны, 2/3 общего числа рабочих мест и большую часть их прироста.
На них приходится сегодня 75% выдаваемых патентов [8]. С народнохозяй­
ственной точки зрения слабые и сильные стороны МИП проявляются при
их сравнении с возможной альтернативной формой инновационной дея­
тельности крупных ИП. В табл. 13.3 представлены наиболее важные досто­
инства и недостатки МИП в сравнении с крупными ИП.
Т а б л и ц а 13.3

Сравнительная характеристика слабых и сильных сторон МИП
по отношению к крупным ИП

Слабые стороны М П
И
Сильные стороны М П
И
1. Короткая длительность инновационного 1. Низкий профессиональный уровень ме­
неджмента
цикла
2. Прямые и персональные контакты с 2. Незначительные возможности внешнего
финансирования, в том числе кредитования
партнерами
3. Быстрое принятие управленческих ре­ 3. Ограниченные возможности диверсифика-
шений ционного профиля МИП
4. Высокая мотивация труда 4. Высокий уровень риска в предпринима­
тельской деятельности
5. Низкий уровень накладных расходов
6. Гибкая реакция на научно-технические 5. Незначительная степень разделения труда
достижения и специализации рабочих мест
7. Динамическая ориентация на спрос по­ 6. Ограниченные возможности удовлетворе­
требителя, свободные рыночные ниши ния масштабного спроса
8. Отсутствие бюрократических структур в 7. Персонифицированная ответственность за
организации финансовые результаты деятельности
9. Минимальная иерархия в менеджменте 8. Отсутствие синергического эффекта от сов­
местной деятельности множества структур­
ных подразделений МИП



474
Анализ слабых и сильных сторон малого предпринимательства объектив­
но свидетельствует о том, что наиболее результативно сильные стороны его
проявляются в инновационно-ориентированных сферах деятельности в
связи с созданием и освоением новых изделий, технологий, материалов,
систем менеджмента и его элементов, а также продвижением и освоением
новых рынков. Несмотря на высокую степень риска, связанного с вероят­
ностным характером самих инноваций, МИП имеют по сравнению с круп­
ными ИП достаточно высокие шансы на предпринимательский успех при
выполнении следующих условий:
• использование стратегии, ориентированной на малые ниши рынков;
• отсутствие жесткой конкуренции и сложных барьеров на рынке;
• невысокая капиталоемкость производства и продвижения на рынок;
• использование результатов базисных, пионерных исследований и раз­
работок или достижений в граничных областях науки и техники;
• возможности прямых контактов с потребителями;
• вхождение в бизнес на ранних фазах жизненного цикла инновации;
• возможности многовариантного использования результатов выполнен­
ных разработок, приложение их к различным условиям, сферам, потребнос­
тям;
• относительная стабильность экономических условий деятельности и
устойчивость цен на сырье, материалы, комплектующие, энергию и т.п.
Уровень риска малого инновационного бизнеса резко возрастает при:
• использовании стратегии, ориентированной на масштабные производ­
ства;
• наличии жесткой конкуренции на уже освоенных рынках, требующей
значительных затрат на рекламу и продвижение инноваций;
• необходимости значительных начальных инвестиций в производство;
• ориентации на сложные технические системы;
• наличии сложных и длительных процедур испытания, апробации, ли­
цензирования или сертификации инновационного продукта;
• узкой специализации в определенной сфере и невозможности ее расши­
рения на базе имеющихся достижений;
• необходимости проведения масштабных и дорогостоящих НИОКР;
• сложности и высокой неопределенности сметных расчетов и экономи­
ческих обоснований при составлении бизнес-плана, невозможности оцен­
ки или низкой вероятности технического, производственного или эконо­
мического успеха.
В основе деятельности каждого МИП лежит инициатива его учредите­
лей, стремящихся к самостоятельной предпринимательской деятельнос­
ти и удовлетворению с ее помощью собственных интересов и потребнос­
тей. При создании МИП его учредители должны объективно оценивать
достоинства и недостатки собственной предпринимательской деятельности
по сравнению с другими формами использования инноваций (табл. 13.4).
475
Т а б л и ц а 13.4

Достоинства и недостатки собственного МИП

Недостатки
Достоинства
1. Возможность реализации творчес­ 1. Высокая степень персональной ответствен­
ких планов и достижения собствен­ ности за успех предпринимательской деятель­
ности
ных жизненных целей
2. Высокая степень самостоятельности 2. Невозможность учета всех факторов риска при
начале предпринимательской деятельности
и свободы в принятии решений
3. Возможность осуществления собст­ 3. Высокая техническая неопределенность инно­
ваций определяет высокий коммерческий риск
венных инновационных идей
предпринимателя
4. Высокая вероятность успеха за счет 4. Повышение интенсивности труда и изменение
профессиональной (технической) структуры затрат времени
компетенции учредителя 5. Появление несвойственных ранее, новых видов
5. Возможность утвердить высокий деятельности в качестве менеджера
имидж и творческое признание ин­ 6. Снижение возможностей заниматься собствен­
новационного успеха ными исследованиями и разработками
7. Необходимость развития специфических
свойств и навыков в области коммуникаций, ко­
ординации и экономики

Среди других возможностей творческий работник может рассматривать
различные варианты передачи права на использование собственной разра­
ботки другими лицами или организациями. Недооценка сложностей пред­
принимательской инновационной деятельности в рамках МИП или пере­
оценка собственных возможностей учредителя может служить причиной
коммерческого краха учредителя.


13.2. Создание малого инновационного
предприятия
13.2.1. Фазы жизненного цикла МИП

Каждое МИП в своей жизни проходит различные стадии развития хо­
зяйственной и инновационной деятельности. Период времени между гра­
ничными точками возникновения и прекращения деятельности МИП при­
нято называть его жизненным циклом. Несмотря на большое разнообразие
форм и видов ИП, определенные фазы в их жизненном цикле являются
достаточно общими и включают фазы возникновения, развития, роста, зре­
лости и затухания. Для МИП характерна циклическая повторяемость этих
фаз, связанная каждый раз с освоением инноваций. Для каждой фазы хозяй­
ственной жизни МИП характерны определенные организационно-экономи­
ческие условия, выражающиеся в типичных формах финансирования, ха­
рактере выбираемой отрасли, ценовой политике, поведении на рынках, ор­
ганизационной структуры, масштабах деятельности, глубине специализа­
ции и пр. Поэтому для каждого МИП очень важно идентифицировать фазу
476
своего развития, определить наиболее адекватные формы хозяйствования в
каждом периоде своего жизненного цикла.
Состав основных фаз жизненного цикла МИП и характер основных ме­
роприятий по обеспечению успеха инновационной деятельности представ­
лен на рис. 13.2.
МИП создается, как и любая коммерческая организация, для целей полу­
чения прибыли за счет создания и распространения эффективных нововве­
дений. Экономические результаты его деятельности, учитывая специфичес­
кий характер возникновения и распространения инноваций, зависит в зна­
чительной степени от той фазы жизненного цикла, на которой предприятие
находится в конкретный момент времени. Динамика экономических ре­
зультатов деятельности МИП на разных фазах его развития в достаточно
общем виде может быть представлена кривой, изображенной на рис. 13.3.
В отличрге от крупных ИП, как правило, МИП ориентировано на после­
довательное освоение сменяемых инноваций. Так, цикличность в его эконо­
мическом развитии определяется циклическим характером осуществляе­
мых инновационных проектов и частот их смены.
Первая фаза возникновения представляет собой концептуальную стадию
развития МИП, на которой будущий учредитель оценивает инновационную
идею, находит для нее потенциальную нишу на рынке и изучает возможнос­
ти ее коммерческого использования. При концептуальной проработке инно­
вационной идеи предприниматель определяет возможные масштабы дея­
тельности в соответствии с возможностями и ожидаемым спросом, выбирает
организационно-правовую форму МИП, подготавливает учредительскую
документацию и оформляет государственную регистрацию МИП, финанси­
рование деятельности на этой стадии осуществляется обычно за счет собст­
венных средств предпринимателя или учредителей МИП. Кредиты банков
или средства сторонних инвесторов на этой фазе получить крайне затрудни­
тельно. Первая фаза должна убедительно доказать жизнеспособность инно­
вационной идеи и определить факторы ее коммерческого успеха.
Фаза развития предполагает первоначальную инновационную деятель­
ность формальной организации, связанную с проведением дополнительных
НИОКР, изготовлением и испытанием опытных образцов продукции, раз­
работкой технической и технологической документации, организационной
проработкой инновационного проекта, закупкой, монтажом и наладкой про­
изводственного оборудования и началом производственной деятельности.
Это наиболее капиталоемкая фаза, требующая сторонних инвестиций. Ре­
альными источниками инвестиций на этой стадии наряду с собственными
средствами учредителей выступают кредиты банков и венчурный капитал.
Возможными источниками финансирования МИП выступают инвестици­
онные компании и другие организации, заинтересованные в скорейшем ос­
воении инноваций. Уже на этой фазе МИП претендует в соответствии с
Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в
Российской Федерации» на следующие формы инвестиционной поддержки:
льготные условия кредитования из специальных фондов; резервирование

477
ФАЗЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА МИП


5 Затухание —
1 Возникновение ЗРост 4 Зрелость
2 Развитие
—• —• —• —• реформирование

1.1. Формирование инно­ 4.1. Стабилизация по­
2.1. Проведение и иссле­ 3.1. Наращивание произ­ 5.1. Модернизация про­
вационной идеи ставщиков
дование разработок водственной мощно­ изводственной базы
1.2. Патентная литератур­ сти 4.2. Модернизация и ин­
2.2. Патентование ново­ 5.2. Сокращение произ­
ная оценка идеи дивидуализация ин­
введения, защита водственной инфра­
3.2. Увеличение объема
новационного про­
авторами прав структуры
1.3. Оценка инвестицион­ продаж
дукта
ных потребностей и 2.3. Маркетинговые ис­ 3.3. Освоение новых 5.3. Сокращение числен­
финансовых возмож­ следования и подго­ рынков ности работающих
4.3. Поиск новых рынков
ностей товка рынков 5.4. Ликвидация запасов
3.4. Формирование ус­ 4.4. Проведение иссле­
1.4. Маркетинговые ис­ тойчивой сети по­ дований и разрабо­ 5.5. Продажа собствен­
2.4. Технологическая
следования и подго­ ставщиков ток ных ноу-хау, лицен­
подготовка произ­
товка к учреждению зии, патента
водства продукта 3.5. Совершенствование 4.5. Поиск новых сфер
МИП технологии, органи­ приложения иннова­ 5.6. Приобретение чужих
2.5. Организационно-
зации производства ционной идеи производств, лицен­
правовая подготовка
1.5. Формальное учрежде­
и менеджмента зий, патентов
производства
ние МИП 4.6. Модернизация пред­
1.6. Определение цели принимательской
3.6. Увеличение числен­
2.6. Начальное произ­
деятельности и разра­ концепции
ности работающих и
водство инновацион­
ботка предпринима­ повышение специа­
ного продукта
тельской концепции лизации рабочих
мест




Рис. 13. 2. Основные меры по обеспечению успеха деятельности МИП на разных фазах его жизненного цикла
© Эффект




у1 \
1 Фаза Фаза развития Фаза роста Фаза зрелости Фаза затухания i
[ возник-
t новения Q Затраты ]


1 Длительность жизненного цикла МИП i



Рис. 13.3. Экономические результаты деятельности МИП
по фазам его жизненного цикла



доли государственных заказов для МИП; компенсация части расходов по
внешнеэкономической деятельности; льготные условия страхования; произ­
водственно-технологическая и информационная поддержка.
Для фазы роста характерно расширение масштабов инновационной дея­
тельности, наращивание производства и объема продаж инновационного
продукта, поиск и освоение новых рынков, поиск новых организационных
решений и совершенствование менеджмента. Расширение масштабов дея­
тельности вызывает постоянную нехватку собственных оборотных средств
(в том числе денежных) для создания требующихся запасов. Так как к этому
времени успешно развивающиеся МИП приобретают положительный
имидж и авторитет в финансовых кругах, источниками финансирования
становятся устойчивые кредиты банков. Возможным источником инвести­
ций на этой фазе развития МИП может стать его акционирование или сред­
ства, мобилизируемые путем эмиссии его ценных бумаг (см. гл. 10).
Фазы зрелости МИП достигает в условиях, когда его основные рынки
теряют перспективы дальнейшего расширения. Для снижения издержек и
максимизации прибыли МИП стремится к совершенствованию организа­
ции и технологии деятельности, повышению эффективности менеджмента.
Главной задачей и заботой МИП на этой фазе становится поиск новых
инновационных идей, модернизация инновационного продукта, его моди-
479
фикация для специфических условий или требований новых рынков (на­
пример, тропическое исполнение, разнообразие дизайна, учет индивидуаль­
ных требований и т. п.). Потребность в инвестициях, связанных с НИОКР,
испытаниями новых инновационных продуктов, увеличивается. В области
финансирования на этой стадии приемлемой формой выступают кредитные
средства банков. Могут использоваться для финансирования целевых инно­
вационных проектов средства федерального или региональных бюджетов
или льготные кредиты из средств специальных фондов поддержки малого
предпринимательства.
Фаза затухания не является органическим следствием зрелости МИП.
Она может наступить для МИП в любой момент времени после его возник­
новения под влиянием неблагоприятных внешних или внутренних факто­
ров и возникающей кризисной ситуации. Главным симптомом затухания
МИП является снижение его платежеспособности и ограниченные возмож­
ности реализации инновационного продукта. Кардинальным способом вы­
хода из кризисной ситуации является реформирование предприятия на ос­
нове планомерно осуществляемой санации его деятельности. При наличии
значительных активов МИП, находящееся в состоянии затухания, может
рассчитывать на получение залогового кредита банков. Другими источника­
ми финансирования санационных мер на этой фазе могут стать средства от
реализации активов МИП, включая и его нематериальные активы.
Объективное определение фазы жизненного цикла МИП в каждый из
периодов его деятельности способствует правильному выбору стратегии его
развития, построению соответствующего менеджмента и грамотному ис­
пользованию финансовых рычагов.


13.2.2. Общий порядок создания нового МИП

Создание нового МИП составляет содержание первой фазы его жизнен­
ного цикла. От качества и глубины проработки принимаемых на этой стадии
решений зависит его успех. Из международной практики известно, что по­
ловина создаваемых МИП прекращает свою деятельность в первые четыре
года из-за неправильных решений, принятых при его создании. Наиболее
распространенными причинами закрытия молодых МИП являются: отсут­
ствие предпринимательского опыта и экономических знаний у инноватора;
неправильная коммерческая оценка инновационной цели; ошибки в оценке
рынка или поведении на нем; неправильная оценка конкурентоспособности
идеи, научно-технического уровня инновационного продукта; ошибки в пла­
нировании требующихся инвестиций, в финансовом учете; переоценка соб­
ственных возможностей; ошибки в подборе персонала; нехватка собствен­
ных средств, невозможность получения (погашения) кредита; высокие за­
траты на управление и содержание персонала; неправильная организация,
устаревшее оборудование.

480
в зависимости от характера возникновения и уровня проработки инно­
вационной идеи в международной практике выделяют три типа создания
МИП [1]: системный, итеративный и спонтанный.
Наиболее перспективным и конкурентоспособным считается системный
тип создания МИП, который отличается идеальной проработанностью про­
екта, объективной оценкой рисков и шансов, детальной проектной прора­
боткой организации деятельности, финансовых источников и денежных
средств. Этот тип базируется на техническом или производственном ноу-
хау, патенте или приобретенной лицензии и характеризуется высоким про­
фессионализмом. Он ориентирован на долговременные цели.
Итеративный тип возникновения МИП характеризуется поступатель­
ным развитием предпринимательской концепции. Он, как правило, связан с
недостаточно определенной инновационной идеей, имеющей различные ас­
пекты коммерческого использования. Предпринимательская концепция по­
стоянно уточняется, изменяется по мере возникновения новых условий,
уяснения рыночной ситуации и приобретения хозяйственного опыта пред­
принимателя. Этот тип связан с повышением затрат и более рискованными
решениями.
Наиболее опасным, рискованным и дорогостоящим признается спонтан­
ный тип МИП, созданного по принципу: «главное начать, а успех придет с
опытом». Повышенные затраты в этом случае связаны не только с ошибоч­
ными решениями, но и с необходимостью исправления их последствий. Для
успешного функционирования МИП требуется системная проработка мно­
жества взаимосвязанных вопросов.
Общий порядок создания нового МИП включает обычно три основные
стадии: подготовительную, учредительную и организационную (рис. 13.4).

Подготовительная
1
стадия уf


Учредительная
2
стадия

Организационная
3
стадия


1.1. Определение предмета 2.1. Подготовка учредительных 3.1. Формирование сети реали­
и масштабов деятельности зации инновационного
документов
продукта
1.2. Выбор организационно- 2.2. Согласование документов 3.2. Формирование сети постав­
правовой формы и государственная щиков сырья, материалов,
регистрация полуфабрикатов
1.3. Определение места рас­ 3.3. Подбор персонала
положения предприятия 2.3. Формирование обязатель­
3.4. Организация научно-произ­
ных атрибутов предприятия

<< Пред. стр.

стр. 56
(общее количество: 61)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>