<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 61)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

производством — основным потребителем этих услуг. Сегодня в Российской
Федерации сложилась ситуация, когда инвестиции в новые технологии
могут себе позволить банковский сектор, некоторые предприятия топливно-
энергетического комплекса, торговля, единичные предприятия наукоемких
отраслей. Уже сейчас имеются десятки уникальных разработок, которые
невозможно запустить в серию из-за кризисного положения промышленных
гигантов. Таким образом, меры по поддержке МИП должны быть теснейшим
образом связаны со стабилизацией положения крупных производителей, со
становлением производства в мощных финансово-промышленных группах
(ФПГ). В противном случае средства, потраченные на поддержку МИП, не
дадут того эффекта, на который рассчитывали. Полученные МИП результаты
«лягут на полку» или будут перекуплены за бесценок зарубежными конкурен­
тами (за российские деньги будет повышаться конкурентоспособность зару­
бежных товаров).
Во-вторых, меры государственной поддержки сегодня адресованы всему
малому бизнесу без различий в характере этого бизнеса, хотя очевидно, что
разные виды малого бизнеса нуждаются в совершенно разной поддержке.
Можно выделить как минимум три группы малого бизнеса, поддержка кото­
рых должна быть дифференцирована: малый бизнес в сфере услуг (здесь
особо нужно выделить торгово-посреднические услуги), малый бизнес в
сфере производства и МИП.
Каждый из этих видов малого бизнеса имеет совершенно разную степень
риска, вносит разный вклад в экономическое и социальное благополучие
страны. Когда приводят впечатляющую цифру наличия в России около
700 тыс. малых фирм, на которых занято 7,4 млн человек в 2001 г., то забывают
о том, что большая их часть прямо или косвенно основана на идее «купить за
рубежом — продать в России». Этот вид малого бизнеса позволяет насытить
рынок России товарами, экономит время покупателя, но в то же время активно
подрывает позиции отечественного производителя, способствует проникно­
вению некачественных товаров, утечке конвертируемой валюты за рубеж,
часто уклоняется от уплаты даже льготных налогов. С нашей точки зрения,
такой малый бизнес нуждается в минимальной поддержке. Основой для
предоставления льгот должен стать не столько размер фирмы, сколько ха­
рактер деятельности. Следует заметить, что общее количество занятых в этом
секторе составляет 16,7% (с учетом 4,5 млн индивидуальных предпринимате­
лей) экономически активного населения, в Евросоюзе — 50-60%.
В-третьих, значительная часть структур, созданных для поддержки инно­
вационного бизнеса, работает с фирмами, весьма далекими от проблем со­
здания новых товаров и технологий. Аналогичным образом значительная
часть фирм, зарегистрированных как МИП, НТК, реально заняты в настоя­
щий момент торгово-закупочной, посреднической и другими видами дея­
тельности, не связанными с их формальным профилем. Иногда подобные
44
трансформации происходят постепенно, под влиянием сложившихся об­
стоятельств. Но чаще всего включение в устав фирмы видов деятельности,
связанных с наукой и новыми технологиями, — это заведомый обман. Сред­
ства, якобы направляемые на НИОКР, на технологическое обновление, идут
на совершенно другие цели. Делается это для того, чтобы получить налого­
вые и другие льготы. Данное явление приобрело массовый характер, о мас­
штабах которого можно только догадываться.
Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 65 образован
государственный Фонд содействия развитию малых форм предприятий в
научно-технической сфере [22]. Этот фонд — государственная некоммерчес­
кая структура, призванная изучать тенденции инвестиционного рынка, рас­
пространять опыт малого бизнеса в инновационной сфере, разрабатывать и
реализовывать наукоемкие инвестиционные программы с привлечением
малого и среднего бизнеса, осуществлять антимонопольные мероприятия. В
соответствии со своими уставными целями фонд с первых шагов начал тесно
взаимодействовать с республиками, краями, областями, автономными обра­
зованиями России, оказывая им помощь в практической реализации инно­
вационных проектов, разработанных прежде всего негосударственными
МИП. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 октября
2000 г. № 811 «О финансировании Фонда содействия развитию малых форм
предприятий в научно-технической сфере» во изменение п. 3 постановления
Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. Х» 65 названному фонду будут
направляться ежегодно начиная с 2001 г. средства в размере 1,5% ассигнова­
ний, выделяемых из федерального бюджета на финансирование науки (рань­
ше был 1%). Одновременно с этим шло и формирование различных феде­
ральных и региональных структур и подразделений, которые последователь­
но начинали выступать в качестве организационных элементов инфраструк­
туры научно-технической и инновационной деятельности.
Приказом Министерства науки РФ от 26 февраля 1992 г. № 212 образо­
ван Российский фонд технологического развития (РФТР). Финансиро­
вание из средств РФТР осуществляется только на возвратной основе. В
первую очередь финансируются работы, соответствующие приоритетным
направлениям развития науки и техники и критическим технологиям феде­
рального уровня. За время деятельности РФТР реализовано 679 научно-тех­
нических проектов.


1.3. Характеристика инновационной инфраструктуры

1.3.1. Виды инновационной инфраструктуры

К инновационной деятельности относится вся деятельность (см. 1.1.3) в
рамках инновационного процесса, а также маркетинговые исследования
рынков сбыта и поиск новых потребителей; информация о возможной кон­
курентной среде и потребительских свойствах товаров конкурирующих
45
фирм; поиски новаторских идей и решений, а также партнеров по внедрению
и финансированию инновационного проекта. Все эти виды деятельности
представляют инновационную сферу, т.е. область деятельности производите­
лей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающую
создание и распространение инноваций.
В инновационную инфраструктуру включаются организации, фирмы, объ­
единения, охватывающие весь цикл осуществления инновационной деятель­
ности от генерации новых научно-технических идей и их отработки до выпуска
и реализации наукоемкой продукции, представляющей собой совокупность
взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга систем и соответствую­
щих им организационных элементов, необходимых и достаточных для эффек­
тивного осуществления данных видов деятельности. Примерами элементов
такой инфраструктуры являются инновационные центры, инкубаторы, техно­
парки, технополисы, консалтинговые, обучающие фирмы и инвесторы. Наше
определение инфраструктуры совпадает с ее определением, данным в [11].
Рыночная ориентация этой инфраструктуры будет определять ее способ­
ность обеспечивать выполнение всех своих функций в условиях современ­
ной рыночной экономики и возможность быстрой адаптации к постоянным
динамическим изменениям. Конечной целью формирования инфраструкту­
ры должно быть не просто создание конкретных хозяйствующих субъектов
для более эффективного ведения ими научно-технической и инновационной
деятельности, а обеспечение осуществления их совокупной деятельности в
интересах общества, включая преодоление спада производства, его струк­
турную перестройку и изменение номенклатуры выпускаемой продукции,
усиление ее конкурентоспособности и привлекательности для внутреннего
и внешнего рынков, создание новых рабочих мест и сохранение научно-тех­
нического потенциала. В соответствии с этим инфраструктура научно-тех­
нической и инновационной деятельности должна представлять собой ком­
плекс следующих взаимосвязанных систем:
• информационного обеспечения научно-технической и инновационной
деятельности, дающая возможность доступа к составляющим ее базам и
банкам данных на различных условиях (в том числе коммерческих) для всех
заинтересованных в этом организаций и ИП независимо от их форм собст­
венности;
• экспертизы (включая государственную) научно-технических и иннова­
ционных программ, проектов, предложений и заявок, обеспечивающая вы­
сокопрофессиональное и качественное проведение различных видов их не­
зависимой оценки (научная, финансово-экономическая, экологическая и
другие виды экспертизы);
• финансово-экономического обеспечения научно-технической и инно­
вационной деятельности, активно использующая разлршные внебюджетные
источники средств (прежде всего ресурсы местных предпринимательских
структур, а также инвестиции из других регионов и стран) и одновременно
предусматривающая прямую и косвенную государственную поддержку этой
деятельности;
46
• производственно-технологической поддержки создания новой конку­
рентоспособной наукоемкой продукции и высоких технологий и их практи­
ческого освоения на ИП, в том числе с использованием лизинга;
• сертификации наукоемкой продукции и предоставления осваивающим
и производящим ее ИП услуг в области метрологии, стандартизации и кон­
троля качества;
• продвижения научно-технических разработок и наукоемкой продукции
на региональные, межрегиональные, федеральный и зарубежные рынки,
включающая маркетинг, рекламную и выставочную деятельность, патентно-
лицензионную работу и защиту интеллектуальной собственности;
• подготовки и переподготовки кадров для научно-технической и инно­
вационной деятельности в условиях рыночной экономики, включая обуче­
ние целевых «менеджерских команд» для управления реализацией конкрет­
ных предпринимательских проектов;
• координации и регулирования развития научно-технической и иннова­
ционной деятельности, позволяющая через экономические методы и инфор­
мационное воздействие управлять этими видами деятельности для их более
эффективного осуществления.
Каждая из перечисленных систем должна иметь механизмы реализации
своих функций и соответч:твующие организационные элементы в виде спе­
циализированных ИП, учреждений или организаций для обеспечения функ­
ционирования данных механизмов. При этом необходимо иметь в виду, что
создаваемая в регионе инфраструктура научно-технической и инновацион­
ной деятельности должна быть общей для всех хозяйствующих в нем субъ­
ектов, связанных со сферой науки и техники, будь то крупные и средние
научные организации, ИП и вузы или субъекты малого предпринимательст­
ва в научно-технической сфере, так как функциональное предназначение
составляющих ее систем носит единый характер.
Важнейшая задача, стоящая перед Россией, — сохранение ядра научно-
технического потенциала, для чего проводится реформа научно-техничес­
кой сферы [16], целью которой является реструктуризация сети научных
организаций, рационализация ее структуры. Аккредитация научных органи­
заций поможет оценить и зарегистрировать участников научной и иннова­
ционной деятельности независимо от форм собственности. Это даст возмож­
ность сконцентрировать бюджетные средства на тех научных направлениях
и в тех организациях, которые сохранили научно-технический потенциал,
имеют сильные научные кадры и реализуют важные научные задачи.


1.3.2. Классификация инновационных предприятий

Для успешного осуществления инновационных процессов и инновацион­
ной деятельности необходимы создание сети организаций научно-техничес­
кой и инновационной сферы и разработка соответствующей классификации
таких организаций. Переходя непосредственно к классификации ИП, отме-
47
ТИМ, что обязательным элементом инновационной деятельности является ее
информационное обеспечение. Для этого важно создать автоматизирован­
ную систему информационного обеспечения инновационных процессов с уче­
том использования телекоммуникационных систем. Система позволяет в
едином информационном пространстве осуществлять обмен информацией
о спросе на инновационные проекты, услуги и об их предложении. Основ­
ными системообразующими элементами будут выступать объединенные те­
лекоммуникациями региональные и головной центры информации с банка­
ми данных об инновационных проектах, услугах и организациях.
С развитием науки проблема разграничения типов научных организаций
чрезвычайно усложнилась, их реальное разнообразие столь велико, что при
классификации нельзя обойтись немногими группами с четко фиксирован­
ными особенностями. Методологической основой их классификации явля­
ется концепция видов специализации (экономической ориентации) звеньев
организационной структуры. Вид специализации следует отнести к наибо­
лее важным основаниям классификации организаций. В табл. 1.4 предлага­
ется многоаспектная классификация научно-технической и инновационной
сферы.
В качестве важнейшего признака в этой классификации используется
вид специализации. По виду специализации ИП подразделяются на пред­
метные и адресные. Предметная специализация направлена на создание кон­
кретных видов продуктов, технологий и ресурсов (научно-техническая ин­
формация, лизинг услуг: активов, финансов и т. д.). Адресная специализация
включает использование значимых научных результатов, полученных в на­
учных центрах, в виде создания дочерних научно-технических и инноваци­
онных фирм, а также традиционное отраслевое обслуживание отрасли, по­
дотрасли и предприятий, которое может быть предметом межотраслевого
использования. Адресная ориентация играет большую роль в организацион­
ной структуре науки, так как способствует развитию интеграционных процес­
сов. Перспективны организации, базирующиеся на интеллектуальном исполь­
зовании научных результатов (крупное изобретение, блок изобретений). Эти
организации являются базой для создания инновационных авторских фирм.
Ключевыми признаками классификации ИП по характеру инновацион­
ной деятельности с учетом рыночных и маркетинговых аспектов являются
преобладающие типы инноваций, реализуемых ИП. В зависимости от пре­
обладающего типа инноваций ИП могут быть разбиты на следующие классы.
1. Инноваторы-лидеры и инноваторы-последователи. Инноваторы-лиде-
ры — это ИП, являющиеся инициаторами инноваций, которые затем подхва­
тываются другими ИП — инноваторами-последователями. Инноваторы-ли­
деры работают в условиях повышенного риска, но при удачной реализации
инноваций, носящих упреждающий (стратегический) характер, имеют
запас экономической прочности, который выражается в наличии портфеля
новой конкурентоспособной продукции и в более низких по сравнению со
средними удельных издержках производства. Инноваторы-последователи,
напротив, меньше рискуют, их инновации являются, как правило, реакцией

48
Т а б л и ц а 1.4

Классификация организаций научно-технической и инновационной сферы

Признаки Классы 1
Вид специализации Организации, базирующиеся на принципе |
предметном адресном (для потребителя) |
продуктовой использование научных обслуживание отрасли,
технологической ресурсной
результатов подотрасли, предприятий
и т.д. 1
Вид научно-технической Организации, специализированные на |
продукции производстве опытных
ФИ ПИ (НИР) ОКР создании опытных
партий, первых серий |
образцов
Виды совершенствуемых Организации, специализированные на НИОКР, направленных на совершенствование |
объектов материалов
изделий технологий форм организации других объектов
и управления
Характер деятельности Организации, выполняющие
НИОКР функции обслуживания науки, в том числе по видам
Характер отрасли знаний Организации в сфере
естественных наук технических наук общественных
и гуманитарных наук
Использование комбиниро­ Организации i
вания использующие комбинирование не использующие комбинирование
Степень охвата стадий цикла Организации, охватывающие
«исследование-освоение» две стадии и более
одну стадию
ФИ ПИ ОКР Ос ФИ-ПИ ПИ-ОКР ФИ-ПИ-ОКР
ФИ-ПИ-ОКР-Ос
Принцип создания Организации
временные
постоянные
на инновации лидеров, имея при этом более низкие экономические показа­
тели конкурентоспособности.
2. ИП, ориентирующиеся на новые научные открытия или пионерные
изобретения, и ИП, создающие инновации на основе нового способа приме­
нения ранее сделанных открытий и изобретений. Реализация новых науч­
ных открытий и пионерных изобретений в производстве характерна для ИП,
имеющих полный цикл НИОКР (например, открытие полупроводников и
их реализация в Белл-лаборатории) или по крайней мере развитую базу
прикладных НИОКР, но инновации такого типа достаточно редки. Основ­
ная масса ИП создает инновации на основе новых способов применения
ранее сделанных открытий.
3. ИП, создающие новые потребности, и ИП, способствующие развитию
и более полному удовлетворению существующих потребностей. Типичными
примерами инноваций, создающих и удовлетворяющих новые потребности,
являются: радиоприемник, магнитофон, телевизор, телефон, видеомагнито­
фон, видеотелефон, калькулятор, ЭВМ, в том числе ПЭВМ. Развитию суще­
ствующих потребностей способствуют инновации по реализации новых по­
колений указанных товаров. Естественно, что требования к инновационно­
му развитию ИП, различающихся по характеру удовлетворения потребнос­
тей, также неодинаковы.
4. ИП, создающие базовые инновации, и ИП, деятельность которых на­
правлена на создание инноваций-видоизменений. Базовые инновации могут
быть реализованы как на основе новых открытий, так и посредством приме­
нения новых способов к «старым» открытиям. Этот вид инноваций связан с
созданием новых поколений техники, которые впоследствии будут совер­
шенствоваться путем разработки инноваций-видоизменений.
5. ИП, создающие инновации с целью их последующего применения в
одной отрасли, и ИП, реализующие инновации для всего народного хозяй­
ства. Во втором случае требуется более мощная база НИОКР для проведе­
ния их полного цикла.
6. ИП, реализующие инновации, которые замещают ранее созданные про­
дукты и технологии, и ИП, создающие рационализирующие и расширяю­
щиеся инновации. Разработка замещающих инноваций требует привлече­
ния значительного научного потенциала.
7. ИП, создающие основные (продуктовые и технологические) иннова­
ции, и ИП, разрабатывающие дополняющие инновации.
8. ИП, реализующие инновации-продукты, и ИП, реализующие иннова­
ции-процессы.
9. ИП, создающие инновации для новых рынков, и ИП, ориентирующие
на инновации, создающие новые сферы применения на старых рынках.
10. ИП могут быть классифицированы по глубине создаваемых нововве­
дений. Это хозяйственные единицы, инициирующие инновации:
а) по регенерированию первоначальных свойств продуктов и процессов.
Инновации такого рода относятся к нулевым, т. е. их можно лишь условно
назвать инновациями. Как правило, это разного рода нововведения, способ­
ные лишь восстановить уже действующие процессы. ИП такого рода нахо-
50
дятся на низшей ступени «инновационной лестницы». Их положение на
рынке крайне неустойчиво вследствие весьма низкой доли новых продуктов
и малой вероятности их появления в перспективе;
б) по увеличению производительности и количественной интенсивности
действующих процессов. Данный тип инноваций относится к инновациям
первого порядка. Положение МП с этим типом инноваций на рынке может
быть устойчиво и только по узкой группе подвержено значительным качест­
венным изменениям.
И. ИП, ориентирующие свою инновационную деятельность на внедре­
ние новшеств, связанных с перегруппировкой отдельных элементов сущест­
вующей производственной системы. Это может проявляться в создании
новых изделий (с незначительной степенью новизны) за счет различной
комбинации уже существующих в данном производстве элементов, в орга­
низационных перегруппировках производства,
12. ИП, создающие адаптационные инновации на отдельных, как прави­
ло, дополняющих элементах производственной системы или направленные
на частичное улучшение элементов данной производственной системы без
существенного изменения функционирования системы в целом. Эти иннова­
ции не обладают значительной степенью новизны, так как изменения отдель­
ных элементов не характеризуются высокой степенью инновационности (на­
пример, замена в станке одного типа электродвигателя на другой, производи­
мый на других ИП, или установка нового более мощного двигателя для авто­
мобиля, более комфортабельного освещения в поездах и вагонах метро и т. д.).
13. ИП, разрабатывающие новые поколения технологии и продукции без
изменения их базовых принципиальных конструкций и структур.
14. ИП, инициирующие новые виды производственных систем (продук­
тов и технологий) качественными изменениями первоначальной концеп­
ции, но сохраняющие функциональный принцип.
15. ИП, создающие новые поколения техники и технологии. Это высший
тип инновационной деятельности.
Каждый из перечисленных типов инновационной деятельности ИП су­
ществует одновременно с другими, если говорить о данном ИП. Поэтому,
говоря о типе ИП, следует иметь в виду структуру и преобладающие типы
инноваций, реализуемые на ИП. Организационное развитие ИП, ведущее к
отмеченному многообразию форм, в основном происходило и происходит в
сфере прикладной (отраслевой) науки в условиях сочетания двух встречных
тенденций — интеграционной и дезинтеграционной. В результате создаются
новые организационные структуры научно-технической сферы: инкубато­
ры, технопарки, технополисы.
Инкубатор — это структура, спецргализирующаяся на создании благопри­
ятных условий для возникновения и эффективной деятельности МИП, ре­
ализующих оригинальные научно-технические идеи. Это достигается путем
предоставления МИП материальных (прежде всего научного оборудования
и помещений), информационных, консультационных и других необходимых
услуг. Можно обозначить следующие виды работ, проводимых в инкубаторе [20]:
51
• экспертиза инновационных проектов, которая включает научно-техни­
ческую экспертизу, определяющую новизну и достоверность предлагаемого
проекта, а также экологическую и коммерческую экспертизы (конъюнктур­
ная проработка, оценка будущего рынка нового товара и ожидаемая при­
быль);
• поиск инвесторов и при необходимости предоставление гарантий;
• предоставление на льготных условиях помещений, оборудования, опыт­
ного производства;
• оказание на льготных условиях правовых, рекламных, информацион­
ных, консультационных и прочих услуг.
Инкубатор — коммерческая организация: самоокупаемость обеспечива­
ется за счет его участия в той или иной форме в будущих прибылях иннова­
ционных фирм. Развитие инкубаторов инновационного бизнеса как основы
и ядра будущих технопарков и технополисов представляется оптимальной
тактической мерой. Появление их рядом с оборонными комплексами, акаде­
мическими институтами и вузами (или непосредственно внутри них) позво­
лило бы обеспечить творческой и высокооплачиваемой работой значитель­
ное число специалистов, не ставя их перед необходимостью увольнения и
(что особенно злободневно для малых городов) выезда в другие населенные
пункты или даже за пределы страны. В США создано более 100 центров по
инновациям ивнедрению (типа инкубаторов), являющихся преимуществен­
но подразделениями различных университетов. Подобные научные центры
создаются даже без участия федерального бюджета. Еще более охотно регио­
нальные бюджеты финансируют не исследования, а небольшие центры по внед­
рению, ориентированные на перенос новой технологии из федеральных науч­
ных лабораторий в практику работы общественных организаций — школ, боль­
ниц, транспортного хозяйства и т.п. Потребности на местах в подобной помощи
огромны, их можно оценить на примере Программы технического содействия
штата Пенсильвания, работающей при поддержке специалистов университета
штата и федеральных лабораторий — Брукхенвенской, Сандиа, Военно-мор­
ских исследований, расположенных в этом регионе.
Технопарк — это компактно расположенный комплекс, который в общем
виде может включать научные учреждения, вузы и предприятия промыш­
ленности, а также информационные, выставочные комплексы, службы сер­
виса и предполагает создание комфортных жилищно-бытовых условий.
Функционирование технопарка основано на коммерциализации научно-
технической деятельности и ускорении продвижения инноваций в сферу
материального производства.
Наивысшим проявлением интеграционной тенденции является технопо­
лис (научный парк, технологический парк). Он представляет собой конгло­
мерат из нескольких сотен исследовательских учреждений, промышленных
фирм (преимущественно малых), внедренческих, венчурных организаций и
других, которых связывает заинтересованность в появлении новых идей и
их скорейшей коммерциализации. Технополис — это структура, подобная
технопарку, но включающая небольшие города (населенные пункты), так
называемые наукограды, развитие которых целенаправленно ориентировано
52
на расположенные в них научные и научно-производственные комплексы.
Объединение мелких фирм в совокупности создает сложную инфраструкту­
ру, необходимую и достаточную для крупных инноваций. Центром технопо­
лиса, его стержневым звеном обычно является крупный университет — ге­
нератор и носитель фундаментального знания, лежащего в основе иннова­
ций (см. 6.1.3).
В США, например, насчитывается около 300 таких парков, а в Германии —

<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 61)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>