<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

- такой регион рассматривается как неблагополучный на основе нейтральных
и объективных критериев (которые не предоставляют определенным регионам льготы
сверх того, что необходимо для устранения или сокращения различий между регионами
в рамках региональной политики. В этом отношении региональные программы субсидирования
должны включать максимальные суммы помощи, которые могут быть предоставлены
по каждому субсидируемому проекту. Такие максимальные суммы должны быть дифференцированы
в зависимости от уровня развития регионов, которым оказывается помощь, и выражены
в виде расходов на инвестиции и создание рабочих мест. В пределах этих сумм
помощь должна распределяться достаточно широко с тем, чтобы избежать преимущественного
использования субсидий или предоставления непропорционально больших сумм определенным
предприятиям), показывающих, что трудности региона определяются не только
временными обстоятельствами, при этом такие критерии должны быть четко обозначены
в законах, правилах или других официальных документах с тем, чтобы их можно
было проверить;
- критерии должны включать определение экономического развития, которое
должно основываться на одном из следующих показателей (доход на душу населения
или доход на члена семьи, либо валовый внутренний продукт на душу населения,
который не должен превышать 85% среднего показателя для данной территории;
уровень безработицы, который должен составлять по крайней мере 110% от среднего
показателя для данной территории, рассчитанный за трехлетний период);
(в) содействие в адаптации существующей инфраструктуре (которая должна
находиться в эксплуатации, по крайней мере, два года до введения новых требований
по охране окружающей среды) к новым требованиям в отношении охраны окружающей
среды, установленным законодательством, которое влечет за собой дополнительные
ограничения и усиление финансового бремени для предприятий, при условии, что
такое содействие:
- является единовременной, неповторяющейся мерой;
- составляет не более 20% расходов по адаптации;
- не покрывает расходов на замену и эксплуатацию субсидируемого оборудования,
которые должны полностью ложиться на предприятия;
- непосредственно связано и пропорционально планируемому предприятием
сокращению загрязнения и не покрывает экономии на производственных расходах,
которая может быть достигнута;
- доступно для всех предприятий, которые могут перейти на новое оборудование
и/или производственные процессы.
Субсидии, направляемые в указанных размерах и на перечисленные цели называются
субсидиями, не дающими основания для применения мер. Их списки, как правило,
закрепляются в соответствующих нормативных правовых актах. К примеру, в Канаде
перечень subvention ne donnant pas lieu a une action или nonactionable subsidies
(франц., и анг. - субсидии, не дающие основания для применения мер) включен
в Закон от 22 ноября 1984 года Р.С. 1984-3728 "О специальных импортных мерах"
п.4 дополнения от 20 декабря 1994 года Р.С. 1944-2156**114).
Установленный комментируемой статьей (п.2) порог размера специфической
субсидии в 5% служит в качестве своеобразного водораздела между допустимой
"помощью" правительств иностранных государств своим производителям - экспортерам
и так называемым серьезным ущемлением интересов страны-импорта.
Следует отметить, что в соответствии со стандартами Всемирной Торговой
Организации пяти-процентный барьер не распространяется на торговлю гражданской
авиатехникой, осуществляемой в рамках одноименного Соглашения от 12 апреля
1979 года (с посл. изм.)**115). Другое ограничение касается предприятий, находящихся
на так называемой стадии становления. Согласно п.4 приложения IV к Соглашению
по субсидиям и компенсационным мерам**116), если предприятие-получатель находится
в начальном периоде становления, то существенный ущерб считается существующим,
если общий уровень субсидирования превышает 15% общей суммы капиталовложений.
При этом, названный начальный период становления не должен выходить за пределы
первого года производства (начальный период становления включает случаи, когда
финансовые обязательства по разработке данного товара или созданию мощностей
для производства товаров, пользующихся субсидией, уже приняты, хотя производство
еще не началось).
Помимо случаев, когда размер субсидии составляет в стоимости товара более
5%, серьезным ущемлением интересов считаются:
- субсидии на покрытие эксплуатационных убытков предприятия, за исключением
единовременных мер, которые не повторяются и не могут повторяться для данного
предприятия, и которые предоставляются только для того, чтобы дать время для
реализации долгосрочных решений и избежать острых социальных проблем;
- прямое списание задолженности, например, списание задолженности государству
и субсидий на погашение долга.
Кроме того, серьезное ущемление интересов может возникнуть в любом случае,
когда применение субсидии влечет за собой одно или несколько из следующих
последствий:
- результатом субсидии является увеличение доли субсидирующей страны
на мировом рынке того или иного сырьевого товара по сравнению со средней долей,
которую субсидирующее государство имело за предшествующий трехлетний период,
и это увеличение является устойчивой тенденцией на протяжении периода, когда
осуществлялось субсидирование;
- результатом субсидии является вытеснение или затруднение импорта аналогичного
или непосредственно конкурирующего товара одной страны на рынок субсидирующей
страны или на рынок какой-либо третьей страны.
В последнем случае, вытеснение или затруднение, приводящее к серьезному
ущемлению интересов, не возникает при наличии в течение соответствующего периода
времени одного из следующих обстоятельств:
- запрещение или ограничение экспорта аналогичного или непосредственно
конкурирующего товара из страны-импортера;
- решение правительства страны импортера, практикующего монополию торговли
или государственную торговлю данным товаром, по некоммерческим причинам переориентировать
импорт на другую страну или страны;
- стихийные бедствия, забастовки, перебои на транспорте или другие форс-мажорные
обстоятельства, оказывающие серьезное негативное воздействие на производство,
качество, количество или цены товара, имеющегося в наличии для экспорта из
страны-импортера;
- наличие договоренностей, ограничивающих экспорт из страны-импортера;
- добровольное сокращение количество экспортируемого данного товара из
страны-импортера (включая, в частности, ситуацию, когда предприятия страны-импортера
автономно переориентировали экспорт данного товара на новые рынки).
3. Введение компенсационных мер, прежде всего, сказывается на интересах
отечественных потребителей товара, в отношении которого применены соответствующие
меры. О том как выражается это влияние можно проследить на следующем примере.
Предположим, что мировая цена на какой-либо товар ниже внутренней цены
на тот же товар. В этой ситуации государству не будет выгодно импортировать
этот товар. Если первоначально в нем существует режим свободной торговли,
то цена на товар на внутреннем рынке не будет отличаться от мировой цены.
По этой цене национальные производители могут обеспечить предложение соответствующего
товара только в определенном размере, тогда как величина спроса оказывается
значительно больше. Разница между спросом и предложением при внутренней цене,
равной мировой, покрывается импортом товара. Приобретая товар по относительно
низкой мировой цене, потребители получают выигрыш.
Допустим, что правительство какого-либо государства в целях защиты отрасли
национальной экономики устанавливает таможенно-тарифную меру. Цена импортируемого
товара на внутреннем рынке этого государства возрастет на величину ставки
такой меры. В этих условиях потребители, которые раньше приобретали импортный
товар, несут потери, так как при неизменном уровне доходов они будут вынуждены
покупать соответствующий товар в меньшем объеме и платить за него дороже.
Установление ограничений на импорт приводит к росту цены не только импортируемого
товара. Низкий уровень мировой цены делал отечественных производителей товара
недостаточно конкурентоспособными, и они были заинтересованы во введении таможенно-тарифных
мер для того, чтобы цена на товар стала выше, а их собственная продукция -
более конкурентоспособной. Однако расширение производства и сбыта сопряжено
с ростом издержек, и оно будет выгодно национальным производителям лишь в
том случае, если возрастет цена на их продукцию. Таким образом, наряду с подорожанием
импортного товара, происходит рост цен и на товар отечественного производства**117).
Все это, естественно, негативно сказывается на потребителях. По сути
комментируемый пункт требует, до введения компенсационных мер, проведения
всестороннего анализа того, как эта мера защиты экономических интересов Российской
Федерации скажется на положении отечественных потребителей. Таким образом,
как уже было отмечено в комментарии к п.1 настоящей статьи, к трем основаниям
применения компенсационных мер, добавляется еще одно - соответствие ее введения
интересам потребителей.

См. также комментарий к ст.23.

4. Когда компенсационные меры вводятся в отношении какого-либо товара,
то они применяются в каждом случае в соответствующих суммах с импорта аналогичного
или непосредственно конкурирующего товара из всех источников, в отношении
которых было установлено наличие субсидий и причинение существенного ущерба,
за исключением импорта из таких источников, которые отказались от использования
подобных субсидий, или из источников, чьи обязательства были приняты в соответствии
с положениями п.4 ст.14.
Содержащаяся в п.4 настоящей статьи оговорка о том, что компенсационные
меры могут вводиться на индивидуальной основе, показывает, что в отличие от
специальных защитных мер, компенсационные меры могут быть введены как в отношении
всего субсидируемого импорта товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской
Федерации, так и по отношению товаров отдельных производителей или экспортеров.
Тем самым подчеркивается возможность адресности этих мер, которая позволяет
обеспечить необходимую степень защиты и уровень поддержки отечественных товаропроизводителей.
То же правило применяется и в случае с антидемпинговыми мерами (см. комментарий
к п.2 ст.7).
В этом пункте также указано, что применение компенсационных мер на индивидуальной
основе производится с учетом практики применения таких мер в отношениях с
соответствующим государством. В этой связи следует отметить, что в законодательстве
других государств санкционировано введение только таможенно-тарифных мер защиты
экономических интересов - пошлин. Компенсационные пошлины называются, в этом
случае, индивидуальными. Причем, подчеркивается прежде всего индивидуальность
ставки - нормы обложения этими пошлинами. Такой акцент прослеживается например,
в п.ii § 355.15 временных правил Министерства торговли США от 11 мая 1995
года "Об антидемпинговых и компенсационных пошлинах"**118). Данный подход
объясняется тем, что индивидуальность компенсационных обязательств не требует
уточнений, так как они принимаются непосредственно каждым производителем или
экспортером иностранного государства (союза иностранных государств) отдельно
- индивидуально.
5. В комментируемой статье (п.5) закреплено правило, направленное на
обеспечение нормальных условий конкуренции, по которому, если производство
аналогичного российского товара субсидируется и при этом используется один
или несколько их видов, указанных в ст.2 комментируемого закона (субсидия
и специфическая субсидия), при расчете ставки компенсационной пошлины учитывается
совокупный объем соответствующих российских субсидий.
Общие вопросы субсидирования в Российской Федерации юридических лиц,
которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями,
бюджетными учреждениями, а также граждан-предпринимателей, зарегистрированных
в Российской Федерации, определены в ст.78 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля
1998 года N 145-ФЗ**119). В ней, в частности, определено, что предоставление
субсидии (бюджетных средств на условиях долевого финансирования целевых расходов)
названной категории лиц допускается:
- из федерального бюджета - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми
программами и федеральными законами, на условиях и в порядке, которые особо
определены федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый
год;
- из бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, предусмотренных
федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми
программами и законами субъектов Российской Федерации, на условиях и в порядке,
которые особо определены законами субъектов Российской Федерации о бюджете
на очередной финансовый год;
- из местных бюджетов - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми
программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами
субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного
самоуправления, на условиях и в порядке, которые особо определены правовыми
актами органов местного самоуправления.
В приведенном из кодекса последнем пункте, одновременно содержится и
перечень основных источников информации, на основании которой имеется возможность
определить наличие и совокупный объем соответствующих российских субсидий,
подлежащих учету при расчете ставки компенсационной пошлины.

Статья 13. Особенности определения существенного ущерба отрасли российской
экономики при субсидировании иностранным государством (союзом иностранных
государств) товаров, импортируемых в Российскую Федерацию

1. Особенности определения существенного ущерба отрасли российской экономики
при субсидировании иностранным государством (союзом иностранных государств)
товаров, импортируемых в Российскую Федерацию, а также особенности определения
размеров субсидирования в таких случаях устанавливает Правительство Российской
Федерации.
2. В случае, если субсидии предоставляются государственными органами
иностранного государства (союза иностранных государств) в соответствии с различными
программами, учитывается их совокупный размер.
3. В случае, если при производстве или экспорте товара используются субсидии
иностранного государства (союза иностранных государств), при определении существенного
ущерба отрасли российской экономики или угрозы его причинения учитывается
не только увеличение доли такого товара на внутреннем рынке Российской Федерации,
но и сохранение указанной доли на одном уровне и, кроме того, некоторое уменьшение
указанной доли, которое было бы более значительным при отсутствии указанных
субсидий.
4. При определении факта снижения цены товара, при производстве или экспорте
которого использовались субсидии иностранного государства (союза иностранных
государств), сравнивается цена такого товара и цена аналогичного или непосредственно
конкурирующего товара, при производстве или экспорте которого не использовались
субсидии иностранного государства (союза иностранных государств), при одном
и том же объеме продажи такого товара за сопоставимый период.
5. В случае, если импорт товара, при производстве или экспорте которого
использовались субсидии иностранного государства (союза иностранных государств),
осуществляется из нескольких иностранных государств, существенный ущерб отрасли
российской экономики может определяться на совокупной основе.
6. При определении существенного ущерба отрасли российской экономики,
причиненного ей в результате использования субсидий иностранного государства
(союза иностранных государств) при импорте товара в Российскую Федерацию,
должно также учитываться влияние указанных субсидий на цену аналогичного или
непосредственно конкурирующего товара на внутреннем рынке Российской Федерации
и рынках третьих государств, на которые поступает такой товар, происходящий
из Российской Федерации.

Комментарий к статье 13

1. Комментируемый закон является актом прямого действия. Однако реализация
многих его положений невозможна без дополнительного подробного уточнения.
Дело в том, что данный закон, как и любой другой, содержит в себе лишь общие,
наиболее важные и принципиальные правила. В нем нельзя предусмотреть все возможные
ситуации, в том числе раскрыть в полной мере такой частный, но одновременно
очень важный специальный вопрос как особенности определения существенного
ущерба отрасли российской экономики при субсидировании иностранным государством
(союзом иностранных государств) товаров, ввозимых на таможенную территорию
Российской Федерации. Этим обстоятельством обуславливается потребность в разработке
подзаконных актов, осуществляемых органами исполнительной власти: п.1 комментируемой
статьи предусматривает, а точнее даже делегирует, полномочия по регламентации
соответствующего вопроса Правительству РФ.
В целях реализации настоящей статьи постановлением Правительства РФ от
16 февраля 1999 года N 184 утверждено положение об особенностях определения
существенного ущерба отрасли российской экономики при субсидировании иностранным
государством (союзом иностранных государств) товаров, импортируемых в Российскую
Федерацию, и размера субсидирования**120).
Определение существенного ущерба осуществляется в ходе расследования,
проводимого Министерством торговли РФ, и основывается на результатах анализа:
- объемов импорта товара, при производстве или экспорте которого использовались
субсидии иностранного государства или союза иностранных государств (в этом
случае определяется, имело ли место существенное увеличение субсидируемого
импорта (в абсолютном или относительном выражении) по отношению к уровню производства
или потребления товара на внутреннем рынке Российской Федерации);
- влияния субсидируемого импорта на цену аналогичного или непосредственно
конкурирующего товара на внутреннем рынке Российской Федерации;
- воздействия субсидируемого импорта на отрасль российской экономики,
производящей аналогичный или непосредственно конкурирующий товар (если выделить
такую отрасль на основании имеющейся статистической информации невозможно,
то воздействие субсидируемого импорта оценивается в отношении отрасли российской
экономики, производящей группу (возможно более узкую) товаров, включая аналогичный
товар, по которой имеется необходимая информация).
Для принятия решения о наличии существенного ущерба отрасли российской
экономики обязательным является положительное заключение по результатам соответствующего
анализа. При этом перечень факторов, оцениваемых при проведении такого анализа,
может включать и другие показатели.
По общему правилу, определение угрозы существенного ущерба от субсидируемого
импорта должно основываться на фактах, а не только на прогнозах, вероятностных
оценках и предположениях. Возникновение ситуации, при которой субсидируемый
импорт может в будущем повлечь существенный ущерб, должно быть очевидным и
неотвратимым.
При определении угрозы существенного ущерба отрасли российской экономики
учитываются такие факторы, как:
- характер рассматриваемой субсидии (субсидий) и ее воздействие на торговлю;
- динамика роста субсидируемого импорта, свидетельствующая о реальной
возможности его дальнейшего увеличения в будущем;
- наличие или очевидная неотвратимость увеличения экспортных возможностей
иностранного экспортера, свидетельствующие о возможности увеличения субсидируемого
импорта;
- осуществление субсидируемого импорта по ценам, которые будут оказывать
подавляющий эффект или сдерживающее влияние на цены российских производителей
товара, что может привести к дальнейшему увеличению спроса на субсидируемые
импортные товары;
- негативное влияние на запасы товара, являющегося объектом расследования.
Для принятия решения о наличии угрозы существенного ущерба отрасли российской
экономики необходимо установление всех указанных выше факторов. Однако при
принятии такого решения, так же как и в случае с определением существенного
ущерба, могут учитываться и другие показатели.
2. Второй пункт комментируемой статьи закрепляет один из базовых принципов
определения размера субсидии на единицу товара: субсидии, предоставленные
в течение года разными субсидирующими органами и/или для выполнения разных
программ, суммируются.

См. также комментарий к п.3 ст.14.

3. В настоящей статье (п.3) закреплено правило о том, что в случае, если
при производстве или экспорте товара используются субсидии иностранного государства
или союза таковых, при определении существенного ущерба отрасли российской
экономики или угрозы его причинения учитывается различное состояние доли такого
товара на внутреннем рынке Российской Федерации, которая является одним из
элементов, исследуемых при анализе воздействия такого импорта на отрасль российской
экономики.
Изменение в соответствующих долях рынка включает любую из следующих ситуаций:
- увеличение рыночной доли субсидированного товара;
- рыночная доля субсидированного товара остается неизменной в обстоятельствах,
при которых в отсутствие субсидии она должна была бы снизиться;
- рыночная доля субсидированного товара падает, но более медленными темпами,
чем это имело бы место при отсутствии субсидирования.
Исследование подобной ситуации должно проводиться за достаточно характерный
период, необходимый для доказательства четких тенденций в развитии рынка данного
товара, который в обычных условиях должен составлять не менее года.
Помимо этого, при анализе субсидируемого импорта на отрасль российской
экономики определяются также:
- фактически происшедшее или возможное сокращение объема продаж, прибыли,
объемов производства, производительности труда, доходов от капиталовложений,
коэффициента использования производственных мощностей;
- фактически произошедшее или возможное негативное воздействие субсидируемого
импорта на движение денежных потоков, товарные запасы, уровень занятости и
заработную плату, темпы роста производства, возможность увеличения оборотных
средств и капитальных вложений в соответствующей отрасли российской экономики.
При субсидируемом импорте сельскохозяйственных товаров определяется также
вопрос о том, привел ли субсидируемый импорт к необходимости расширения государственных
программ поддержки производства аналогичных российских товаров.
4. Для определения факта снижения цены товара, при производстве или экспорте
которого использовались субсидии иностранного государства (союза иностранных
государств), используется метод сравнения цен.
Снижение цен включает все случаи, в которых оно может быть доказано путем
сравнения цен субсидированного товара с ценами аналогичного или непосредственно
конкурирующего несубсидированного товара на одном и том же рынке. Сравнение
должно проводиться на одном и том же уровне торговой операции и за сравнимые
периоды времени, при этом во внимание должны приниматься любые другие факторы,
влияющие на сопоставимость цен. Однако, если такое прямое сопоставление невозможно,
то наличие занижения цен может быть установлено на основе средних экспортных
цен.
5. В случае, если предметом расследования, предшествующего введению компенсационных
мер, является субсидируемый импорт одного и того же товара из нескольких иностранных
государств, то воздействие такого импорта на отрасль российской экономики
оценивается на совокупной основе, то есть производится кумуляция ущерба. Определение
ущерба на совокупной основе допускается, если в ходе расследования установлено,
что:
- размер субсидии в каждой стране по данному товару составляет более
1% его стоимости, а объем субсидируемого импорта из каждой страны в Российскую
Федерацию составляет более 3% общего объема импорта такого товара на российскую
таможенную территорию (иными словами размер субсидии не должен быть минимальным,
а объем - незначительным);
- оценка существенного ущерба на совокупной основе допустима (является
уместной) с учетом условий конкуренции между импортным товаром и аналогичным
или непосредственно конкурирующим российским товаром.
Проведение кумулятивного анализа воздействия импорта на отрасль российской
экономики предусмотрено и в п.4 ст.20 комментируемого закона при проведении
расследований, предшествующих применению антидемпинговых мер. Однако, объединение
антидемпингового расследования с расследованием, предшествующим применению
компенсационных мер (или наоборот), в целях проведения совокупной оценки влияния
импорта, неправомерно.
Хотя в зарубежном законодательстве встречаются и исключения из этого
правила. Например, согласно п.38 Закона Канады от 22 ноября 1984 года P.C.
1984-3728 "О специальных импортных мерах" при поставках сельскохозяйственных
товаров могут быть объединены**121):
- два или более антидемпинговых расследований;
- два или более расследований по вопросу субсидирования;
- одно или более антидемпинговых расследований, и одно или более расследований
по вопросу субсидирования.
При этом в случае объединения расследований на основании этого пункта,
импортерам, экспортерам, правительству государства-экспортера и лицам, подавшим
заявления, должны быть направлены уведомления. Кроме того, указание на конкретный
товар означает, что в других случаях такая кумуляция, в том числе различных
расследований не проводится.
Необходимо также обратить внимание на то, что в статье (п.20), посвященной
совокупной оценке воздействия демпингового импорта, присутствует указание
на использование кумуляции при одновременном проведении нескольких антидемпинговых
расследований (независимо от их стадий). Тем самым дела, по которым такие
расследования уже завершены, автоматически исключаются из списков претендентов
на такой кумулятивный анализ. В комментируемой же статье (п.5) подобная увязка
с расследованием, предшествующим применению компенсационных мер отсутствует,
что дает основание предполагать о возможном, достаточно вольном толковании
соответствующих положений Министерством торговли и Комиссией Правительства
РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике.

См. также комментарий к п.4 ст.20.

6. В комментируемой статье (п.6) закреплено дополнительное требование
по вопросу определения существенного ущерба отрасли российской экономики,
причиненного ей в результате использования субсидий иностранного государства
(союза иностранных государств) при импорте товара в Российскую Федерацию.
При определении ущерба необходимо также учитывать влияние субсидий на цену
аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на:
- внутреннем рынке Российской Федерации;
- рынках третьих государств, на которые поступает такой товар, происходящий
из Российской Федерации.
В отношении влияния субсидированного импорта на цены исследуется вопрос
о том:
- имело ли место значительное занижение цен субсидированного импорта
по сравнению с ценой аналогичного или непосредственно конкурирующего товара
на внутреннем рынке страны импортера (то есть на рынке Российской Федерации)
и рынках третьих государств, на которые поступает такой товар;
- вызвал ли такой импорт значительное падение цен на аналогичный или
непосредственно конкурирующий товар страны импортера, либо воспрепятствовал
ли он существенно повышению (росту) цен, которое произошло бы в его отсутствие.
Ни один из этих факторов в отдельности, ни их комбинация не могут служить
безусловной основой для принятия соответствующего решения.

Статья 14. Особенности введения и применения компенсационных мер

1. Компенсационные меры могут применяться только на основании результатов
соответствующего расследования, установившего наличие причинно-следственной
связи между импортом товара, при производстве или экспорте которого использовались
субсидии иностранного государства (союза иностранных государств), и причинением
существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозой его причинения.
2. В исключительных случаях, но не ранее чем через шестьдесят дней после
начала расследования, если информация, полученная до его окончания, свидетельствует

<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>