<< Пред. стр.

стр. 12
(общее количество: 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

о наличии импорта субсидируемого товара и существенном ущербе отрасли российской
экономики, причиненном импортом такого товара, а также о том, что задержка
с введением компенсационной пошлины грозит причинить непоправимый существенный
ущерб отрасли российской экономики, Правительство Российской Федерации может
принять решение о введении временной компенсационной пошлины на срок до четырех
месяцев. Указанный срок может быть продлен до шести месяцев.
Временная компенсационная пошлина вносится плательщиком, определенным
в соответствии со статьей 118 Таможенного кодекса Российской Федерации, на
депозит федерального органа исполнительной власти, на который возложено непосредственное
руководство таможенным делом в Российской Федерации.
Временная компенсационная пошлина не подлежит перечислению в доход федерального
бюджета до принятия Правительством Российской Федерации окончательного решения
о введении компенсационной пошлины. В случае принятия Правительством Российской
Федерации окончательного решения о введении компенсационной пошлины в отношении
временной компенсационной пошлины действуют положения, предусмотренные пунктами
3 и 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
3. Ставка компенсационной пошлины не должна превышать размер установленной
иностранным государством (союзом иностранных государств) субсидии в расчете
на единицу соответствующего товара при импорте его в Российскую Федерацию.
4. При получении от иностранного государства (союза иностранных государств)
добровольно принятого им на себя обязательства в письменном виде об отказе
от субсидий или о сокращении субсидий в отношении соответствующего товара
в приемлемом размере с учетом положений статьи 12 настоящего Федерального
закона дальнейшее расследование в целях возможного применения компенсационных
мер в отношении данного товара может быть прекращено.
В случае, если производитель (экспортер) иностранного государства (союза
иностранных государств) примет в письменном виде на себя обязательство о повышении
экспортной цены товара в размере субсидии, введенная компенсационная пошлина
не взимается со дня принятия Правительством Российской Федерации или по его
поручению федеральным органом исполнительной власти, указанным в статье 3
настоящего Федерального закона, такого обязательства.
5. В случае нарушения обязательств, указанных в пункте 4 настоящей статьи,
Правительство Российской Федерации может немедленно ввести компенсационную
пошлину.
Срок действия компенсационной пошлины остается в силе до тех пор, пока
действует соответствующая субсидия, но он не должен превышать пять лет со
дня введения компенсационной пошлины или последнего пересмотра ставки указанной
пошлины в результате повторного расследования.
Пересмотр компенсационной пошлины осуществляется регулярно в течение
срока ее действия по инициативе Правительства Российской Федерации.
В случае причинения существенного ущерба отрасли российской экономики
вследствие импорта товара, в отношении которого предоставляются субсидии третьими
государствами Правительство Российской Федерации проводит консультации со
страной происхождения такого товара без применения компенсационных пошлин.
Если подобные консультации не дают положительных результатов, Правительство
Российской Федерации извещает правительство такого государства о введении
компенсационной пошлины с предоставлением результатов проведенного расследования.

Комментарий к статье 14

1. Первый пункт комментируемой статьи в значительной мере дублирует положения
п.1 ст.12 и подчеркивает, что для того, чтобы по результатам соответствующего
расследования Правительство РФ могло ввести компенсационные меры, Министерство
торговли РФ должно установить наличие:
- субсидии иностранного государства (союза иностранных государств);
- существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозы его причинения.
После определения, в соответствии с положениями ст.2, п.2 ст.12 и ст.13
первых двух элементов (см. комментарий к названным статьям), следующим действием,
в ходе расследования, предшествующего введению компенсационных мер, является
установление третьего элемента - причинно-следственной связи (один из основных
вопросов расследования).
Ее определение основывается на анализе всей информации, имеющей отношение
к расследованию. При этом исследуются также любые другие известные факторы,
которые оказывали негативное воздействие на состояние отрасли российской экономики
одновременно с субсидируемым импортом, включая:
- объем и цены несубсидируемого импортного аналогичного товара;
- последствия ограничительной торговой практики и конкуренции между иностранными
и российскими производителями товара;
- изменение технологии производства;
- изменение экспортного потенциала российских производителей товара;
- изменение производительности труда в отрасли российской экономики.
Существенный ущерб, причиненный при наличии таких факторов, не может
учитываться при определении существенного ущерба, наносимого субсидируемым
импортом.
2. Временная компенсационная пошлина является исключительной мерой защиты
экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли
товарами. Такая пошлина вводится постановлением Правительства РФ в случае,
если:
- расследование инициировано и об этом опубликовано соответствующее уведомление;
- заинтересованным сторонам были обеспечены достаточные возможности,
чтобы предоставить информацию и высказать свои соображения;
- в предварительном порядке определено существование субсидируемого импорта
товаров, который наносит существенный ущерб отечественной отрасли экономки
или создает угрозу его нанесения;
- временные компенсационные пошлины необходимы для предотвращения ущерба
в период расследования.
Этот вид пошлин не вводится ранее, чем через 60 дней с даты начала расследования,
что означает возможность и более позднего их применения. Действие временных
компенсационных пошлин ограничено периодом, не превышающим четырех - шести
месяцев. Кроме того, их применение лимитировано и сроком проведения расследования,
предшествующего применению компенсационных мер, который в соответствии с п.2
ст.21 настоящего закона составляет 12 месяцев.
Период действия временных компенсационных пошлин, предусмотренный в абз.1
п.2 настоящей статьи, несколько меньше зарубежных аналогов. К примеру, согласно
ст.81 постановления "О законе о несправедливой иностранной торговой деятельности",
утвержденного декретом Президента Республики Венесуэлы от 5 апреля 1993 года
N 2.883**122), основной период действия временных компенсационных пошлин составляет
4 месяца, но этот срок может составлять и 1 год с даты инициирования расследования.
Однако такой длительный срок действия временных компенсационных пошлин трудно
признать обоснованным, так как проведение расследования вовсе не означает
применение по его итогам окончательных мер, введение которых является своего
рода подтверждением правомерности обвинения в использовании недобросовестных
методов конкуренции. Соответственно, если у государства есть право на ошибку,
то такое преимущество должно быть сбалансировано лояльным отношением к лицу,
на которое возложена обязанность по внесению на депозит временной компенсационной
пошлины.

О внесении, уплате и возврате особых видов пошлин, см. комментарий к
п.2 ст.6 и п.4 ст.11.

3. Если в ходе расследования на предмет введения компенсационных пошлин
выносится окончательное определение о наличии субсидии, ее величине и о том,
что из-за действия субсидии субсидированный импорт наносит существенный ущерб
отечественной отрасли экономики или создает угрозу его нанесения, то может
быть введена компенсационная пошлина.
Ее ставка - норма или размер обложения - является одним из основных элементов
компенсационной пошлины. Под ней понимается величина пошлины на единицу обложения.
Для определения размера компенсационной пошлины рассчитывается размер
субсидии иностранного государства (союза иностранных государств), приходящийся
на единицу ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации указанного
товара (тонну, кубический метр, штуку и т.п.).
При определении размера субсидии учитываются показатели, характеризующие
инфляцию в соответствующем иностранном государстве (союзе иностранных государств).
Это делается для того, чтобы высокие темпы инфляции, если они таковые, не
могли исказить полученные результаты.
По общему правилу, размер субсидии на единицу товара устанавливается
исходя из размера расходов соответствующего иностранного государства (союза
иностранных государств) на эти цели.
Стоимость субсидированного товара рассчитывается как общая стоимость
продаж юридического лица - получателя субсидии за 12 месяцев, которые предшествовали
получению субсидии.
По общепринятому правилу, в ходе определения размера субсидии, из ее
общей суммы вычитается регистрационный сбор и другие расходы, понесенные для
того, чтобы получить эту субсидию (такая оговорка включается как в национальное
законодательство, так и в межгосударственные договоренности (см. например,
ст.9 решения Комиссии по соглашению Картагена N 283 (Лима, 21 марта 1991 года))**123).
Если субсидия представляется не в отношении определенного количества
произведенного, выпущенного, экспортированного или транспортированного товара,
то расчет размера субсидии за единицу товара осуществляется путем деления
общей суммы субсидии на объем производства, продаж или экспорта данного товара
за период предоставления субсидии. При необходимости учитывается доля субсидируемого
импортируемого товара в общем объеме производства, продаж или экспорта.
Когда субсидия связана с развитием или приобретением основных фондов,
то ее размер рассчитывается путем распределения субсидии на средний срок амортизации
таких основных фондов в рассматриваемой отрасли экономики в соответствующем
иностранном государстве (союзе иностранных государств).
В расчет размера субсидии на единицу товара включаются также те субсидии,
которые предоставлялись на приобретение основных фондов до начала периода,
охватываемого расследованием, но срок амортизации которых еще не истек.
При определении размера субсидии в случае, если величина субсидии, предоставляемой
в различные периоды времени или на различные цели для одного и того же товара
различна, могут быть применены средневзвешенные показатели размера субсидии
по объему производства, продаж или экспорта.
При предоставлении субсидии в форме налоговых льгот стоимость товара
рассчитывается из расчета общей стоимости его продаж за последние 12 месяцев,
в течение которых применялись налоговые льготы.
Итоговое решение о том, вводить или не вводить компенсационную пошлину
в случаях, когда все требования для ее применения выполнены, а также решение
о том, должна ли величина устанавливаемой компенсационной пошлины равняться
полному размеру субсидии или быть меньше его, принимается Правительством РФ.
В соответствии с требованием комментируемого пункта, никакая компенсационная
пошлина не должна взиматься с импортного товара в размере, превышающем установленную
величину субсидии, исчисленную в величине субсидирования на единицу субсидированного
и экспортированного товара. Однако, она может быть меньше размера субсидии
если такая меньшая компенсационная пошлина достаточна для устранения существенного
ущерба (или его угрозы) для отечественной отрасли экономики.
4. Содержание п.4 комментируемой статьи показывает, что в отдельных случаях
расследование, предшествующее применению компенсационных мер может быть завершено
без установления окончательных компенсационных пошлин. При этом, как следует
из этого пункта, такое изменение хода расследования возможно только до или
после введения временных компенсационных пошлин, но не позже даты принятия
решения о применении окончательных компенсационных пошлин.
Расследование на предмет введения компенсационных мер может быть завершено
без введения временных или окончательных компенсационных пошлин после получения
добровольного обязательства, в соответствии с которым:
- правительство иностранного государства (союза иностранных государств),
в лице соответствующего уполномоченного органа, соглашается отменить или ограничить
субсидию, либо принять другие меры в отношении последствий субсидирования;
- экспортер (производитель) соглашается пересмотреть свои цены таким
образом, что будут устранены неблагоприятные последствия субсидирования.
В последнем случае повышение цен по таким обязательствам не должно превышать
величины, необходимой для компенсации суммы субсидии. При этом, желательно,
чтобы повышение цен было меньше суммы субсидии, если такое повышение достаточно
для устранения существенного ущерба, причиняемого отечественной отрасли экономики.
Так же как и в случае с антидемпинговыми обязательствами, предложения
по принятию (назовем их) компенсационных обязательств представляются Министерством
торговли РФ в Правительство РФ. Обязательства производителя (экспортера) иностранного
государства (союза иностранных государств) принимается Правительством РФ или
по его поручению Министерством торговли РФ.
Компенсационные обязательства не принимаются, если только не вынесено
предварительного утвердительного определения в отношении существования субсидии
и существенного ущерба, причиняемого такой субсидией, и, в случае если обязательства
со стороны экспортеров (производителя), не получат поддержки со стороны уполномоченных
органов государства-экспортера.
Предложенные обязательства не принимаются, если их принятие считается
Министерством торговли РФ непрактичным, например, если число действительных
или потенциальных экспортеров слишком велико, либо по другим причинам, включая
общеполитические соображения. Об этом Министерство торговли РФ должно сообщить
иностранному экспортеру.
Если обязательство принимается, расследование по вопросам субсидирования
и существенного ущерба тем не менее доводится до конца, если этого желает
правительство страны производителя (экспортера) в лице уполномоченного органа
соответствующего иностранного государства (союза иностранных государств),
или если такое решение принимается Министерством торговли РФ. Иными словами
принятие обязательств, в отличие от установления окончательных компенсационных
пошлин, не всегда означает прекращение расследования, предшествующего применению
компенсационных мер.
В случае вынесения отрицательного определения в отношении наличия субсидирования
или существенного ущерба, обязательство автоматически теряет силу, за исключением
случаев, когда такое определение в значительной степени является результатом
наличия обязательства. В подобных случаях, обязательство продолжает действовать
в течение разумного периода времени - до устранения существенного ущерба или
угрозы его причинения вследствие импорта товара, субсидируемого иностранным
государством (союзом иностранных государств). В случае подтверждения наличия
субсидирования и существенного ущерба обязательство продолжает действовать
в соответствии с его условиями.
Обязательства по ценам могут быть предложены Министерством торговли РФ,
но принятие таких обязательств не должно навязываться какому-либо иностранному
экспортеру. Тот факт, что правительства или экспортеры не предлагают взять
на себя подобные обязательства или не соглашаются на предложение сделать это,
никаким образом не влияет на рассмотрение дела. Однако орган, проводящий соответствующее
расследование вправе прийти к выводу, что угроза ущерба более вероятна в случае
продолжения субсидированного импорта.
От любого иностранного государства (в лице уполномоченного органа) или
экспортера, от которых было принято обязательство, Министерством торговли
РФ может быть потребовано периодически предоставлять информацию, касающуюся
выполнения подобного обязательства, и оно может проводить проверку соответствующих
данных. При этом отказ в представлении информации рассматривается как нарушение
обязательства.
Последнее требование направлено на надлежащее исполнение обязательств,
принятых в соответствии с п.4 комментируемой статьи. В данном случае исполнение
обязательства состоит в совершении лицом, его принявшим, действий, составляющих
его обязанность.
Если сравнивать процедуру принятия и исполнения компенсационных обязательств
с антидемпинговыми (см. комментарий к п.6 ст.11), то обнаруживается стопроцентное
сходство. А вот в правовой природе этих мер есть различия.
Во-первых (как это ни банально звучит), компенсационные обязательства
направлены на устранение отрицательного воздействия субсидий, в то время как
антидемпинговые - демпинга. Во-вторых (и это главное), компенсационные обязательства
могут приниматься правительством иностранного государства (союза иностранных
государств), в лице соответствующего уполномоченного органа, в то время как
соблюдение антидемпинговых обязательств может лишь гарантироваться правительством
страны экспорта в лице уполномоченного органа соответствующего иностранного
государства (союза иностранных государств), но принимаются они только иностранным
экспортером.
5. По общему правилу, компенсационная пошлина действует только в течение
такого периода времени и в таком размере, которые необходимы для нейтрализации
субсидирования, причиняющего существенный ущерб.
Согласно п.5 комментируемой статьи, необходимость продолжения взимания
этой пошлины пересматривается регулярно, в течение срока ее действия, по инициативе
Правительства РФ. При этом, другие заинтересованные лица, при формальном толковании
положений п.5 настоящей статьи, в отличие от заинтересованных лиц, участвующих
в антидемпинговых расследованиях (см. п.8 ст.11 комментируемого закона), не
вправе обращаться с запросом о проведении пересмотра компенсационной пошлины.
В законодательстве зарубежных стран, в части этого вопроса, основной
акцент сконцентрирован именно на правах заинтересованных лиц. При этом посредством
отсылок или напрямую, прописана сама процедура пересмотра.
Так, в ст.99 мексиканского постановления от 30 декабря 1993 года "О законе
о внешней торговле" определено, что пересмотр окончательных компенсационных
пошлин производится в случае изменившихся обязательств**124). В этом случае,
процедура пересмотра может быть запрошена:
- участвовавшим в процессе заинтересованным лицом, в отношении которого
введена окончательная компенсационная пошлина;
- импортером или экспортером не участвовавшим в процессе, но который
может показать свой правовой интерес.
Об инициировании пересмотра и завершении соответствующих процедур должно
быть опубликовано уведомление в "Официальной газете федерации" и поставлены
в известность заинтересованные лица. По возможности, пересмотр проводится
в соответствии с правилами, применяемыми в ходе расследования, по результатам
которого введены пошлины, являющиеся объектом пересмотра. Бремя представления
необходимой информации и доказательств лежит на стороне, требующей проведения
пересмотра. Если в результате такого пересмотра будет определено, что применение
окончательной компенсационной пошлины больше не является оправданным, оно
должно быть немедленно прекращено.
Как следует из содержания п.5 комментируемой статьи, действие любой окончательной
компенсационной пошлины должно быть прекращено не позднее, чем через 5 лет
с даты ее введения (или с даты последнего пересмотра, если такой пересмотр
касается одновременно субсидирования и причинения ущерба), если в ходе пересмотра,
начатого по инициативе Правительства РФ, не будет определено, что прекращение
действия пошлины скорее всего привело бы к продолжению или возобновлению субсидирования
и причинению существенного ущерба. До получения результатов повторного расследования
взимается компенсационная пошлина, то есть инициирование пересмотра не является
основанием для приостановления ее действия.
Пересмотр - повторное расследование является (не считая обращения в суды)
заключительным этапом процесса защиты отрасли национальной экономики при осуществлении
внешней торговли товарами при производстве и/или экспорте которых использовались
субсидии.
В государствах-участниках двусторонних и многосторонних соглашений следующим
этапом является пересмотр решений третейскими группами (анг. - panel), действующими
в рамках соответствующих договоренностей.
Согласно п.1 ст.1904 Североамериканского соглашения о свободной торговле
от 7 октября 1992 года, "каждая Сторона вправе инициировать юридический пересмотр
заключительного определения об антидемпинговых и компенсационных пошлинах
в двусторонней третейской группе"**125). При этом в связи с тем, что в настоящее
время участницей этого соглашения, помимо США и Канады, является и Мексика,
понятие "две стороны" стал означать, что, если например, США одновременно
обложили компенсационными пошлинами аналогичные или непосредственно конкурирующие
товары Канады и Мексики, а власти этих стран требуют проведения пересмотра
в третейской группе, то будут созданы две двух-национальные группы: одна по
рассмотрению заявления Канады, другая - Мексики.
В рамках Всемирной торговой организации применяется так называемая Договоренность
о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров (приложении 2 к соглашению
об учреждении этой организации)**126). Ее центральным элементом также являются
третейские группы, доклады которой могут быть обжалованы в специальный апелляционный
орган.

Глава V. Ограничение импорта товаров в целях поддержания равновесия
платежного баланса Российской Федерации, выполнения целевых
федеральных программ развития, в связи с выпуском новых видов
товаров, в целях защиты претерпевающих структурную перестройку
отраслей российской экономики и при проведении мероприятий
по ограничению производства сельскохозяйственных товаров

Статья 15. Ограничение импорта товаров в целях поддержания равновесия
платежного баланса Российской Федерации

1. В целях поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации
Правительство Российской Федерации может принять решение о временном ограничении
импорта товаров.
2. Ограничение импорта товаров осуществляется посредством введения импортной
квоты или иных мер на срок, необходимый для того, чтобы восстановить равновесие
платежного баланса Российской Федерации, с учетом международных обязательств
Российской Федерации.
3. Контроль за реализацией такой квоты или иных мер ограничения импорта
товаров возлагается на федеральный орган исполнительной власти, указанный
в статье 3 настоящего Федерального закона.
4. Решение об ограничении импорта товаров в случае, указанном в пункте
1 настоящей статьи, принимается по представлению Центрального банка Российской
Федерации или по согласованному с Центральным банком Российской Федерации
представлению федеральных органов исполнительной власти.
5. Перечисленные в настоящей статье меры применяются на недискриминационной
основе.

Комментарий к статье 15

1. Платежный баланс - это соотношение платежей, поступивших в данную
страну из-за границы, и платежей, произведенных ею за границей за какой-либо
период времени. Он отражает не индивидуальные, а совокупные сделки между данной
страной и другими государствами и представляет собой информацию об объеме
и развитии международных межотраслевых связей, а также результатах внешнеэкономической
деятельности государства.
В идеале сальдо платежного баланса всегда должно быть равным нулю. Пассивное
или активное сальдо отражает несбалансированность баланса и, как правило показывает
ту сумму, на которую сократились или выросли валютные резервы государства,
то есть сальдо платежного баланса является показателем валютно-финансового
положения государства.
Если сумма денежных поступлений из-за границы превышает сумму платежей,
производимых за границу, платежный баланс является активным, то есть имеет
положительное сальдо и наоборот: если сумма платежей за границу превышает
сумму поступлений из-за границы, то платежный баланс пассивен (отрицательное
сальдо).
Состояние платежного баланса оказывает значительное воздействие на валютный
курс и валютную политику государства. Ухудшение платежного баланса часто приводит
к усилению валютного контроля (обычно в виде ужесточения правил операций с
валютой), снижению курса национальной валюты, увеличению объема заимствований
за рубежом и другим мерах регулирования этого баланса, в том числе и к введению
ограничений импорта товаров.
Как правило ухудшение платежного баланса происходит в периоды экономических
кризисов. Так например, Англия до первой мировой войны всегда имела положительное
сальдо, но после кризиса 1929 - 1933 годов платежный баланс стал пассивным.
Для исправления положения были предприняты меры по ограничению импорта и искусственному
форсированию экспорта и экспортных отраслей за счет отраслей, обслуживающих
внутренний рынок.
В связи с тем, что ограничения импорта товаров в целях поддержания платежного
баланса могут негативно сказываться на развитии международной торговли, было
заключено несколько многосторонних соглашений, посвященных применению ограничений
в целях поддержания платежного баланса. Так, 28 ноября 1979 года в развитие
ст.XII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 года была подписана
Декларация по торговым мерам, принятым в связи с платежным балансом**127).
Затем на Уругвайском раунде многосторонних торговых переговоров была достигнута
Договоренность в отношении положений о платежном балансе Генерального соглашения
по тарифам и торговле 1994 года**128).
В последнем документе в частности определено (п.2), что предпочтение
отдается мерам, оказывающим наименее разрушительное воздействие на торговлю.
Имеется в виду, что такие меры (так называемые "меры, основанные на цене")
включают дополнительные импортные сборы, требования в отношении импортных
депозитов, а также другие аналогичные торговые меры, оказывающие влияние на
цены импортируемых товаров.
Основанные на цене меры, принимаемые в связи с платежным балансом, могут
применяться дополнительно к таможенным пошлинам. При этом, необходимо указывать
четко и отдельно сумму, на которую основанная на цене мера превышает связанную
пошлину. В отношении некоторых товаров первой необходимости (под которыми
понимаются как товары, предназначенные для удовлетворения основных потребностей
потребления, так и товары, которые способствуют усилиям государства по улучшению
положения с платежным балансом, такие как капиталоемкие товары или компоненты,
необходимые для производства) возможно их выведение из под обложения.
Введение количественных ограничений для поддержания платежного баланса
допустимо только, если в силу критического состояния платежного баланса основанные
на цене меры не смогут остановить резкого ухудшения положения с внешними расчетами.
Одновременно, с количественными ограничениями, возможно и применение лицензирования.
Таким образом, в арсенал ограничений импорта товаров в целях поддержания
платежного баланса входят как таможенно-тарифные, так и нетарифные меры государственного
регулирования. При этом по одному и тому же товару не может (за исключением
совмещения квотирования и лицензирования) применяться более одной меры, ограничивающей
импорт по соображениям платежного баланса.
Общим для этих мер является то, что ограничения импорта товаров в целях
поддержания платежного баланса не должны быть более значительными, чем это
требуется для того, чтобы:
- предотвратить неминуемую угрозу серьезного сокращения валютных резервов
государства или приостановить такое сокращение;
- в случае, когда речь идет о стране с очень малыми валютными резервами,
добиться разумного темпа увеличения ее резервов.
При этом государства, применяющие ограничения импорта, должны постепенно
ослаблять их по мере улучшения положения, сохраняя их только в той мере, в
какой соответствующие условия все еще оправдывают их применение. Такие ограничения
должны быть отменены, когда соответствующие условия больше не будут оправдывать
их установление или сохранение.
Меры по ограничению импорта, принимаемые в связи с платежным балансом,
могут применяться только в целях контроля за общим уровнем импорта и не могут
выходить за рамки необходимого, в связи с состоянием платежного баланса. При

<< Пред. стр.

стр. 12
(общее количество: 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>