<< Пред. стр.

стр. 14
(общее количество: 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

периода времени, причем должны приниматься во внимание любые факторы, которые
могли бы влиять в дальнейшем на торговлю этим товаром; при этом не должно
устанавливаться никаких условий или формальностей, которые воспрепятствовали
бы любому государству-экспортеру полностью использовать выделенную ему долю
любого такого общего количества или стоимости поставок, при условии, что ввоз
будет произведен в предписанный отрезок времени, к которому может относиться
импортная квота).
В случаях выдачи импортных лицензий в связи с ограничениями импорта,
уполномоченный орган государства, в котором введены ограничения, предоставляет,
по требованию любого государства - заинтересованного в торговле соответствующим
товаром, всю имеющуюся информацию, касающуюся порядка применения ограничений,
импортных лицензий, выданных за последнее время, и о распределении таких лицензий
среди стран-поставщиков. При этом какое-либо обязательство о предоставлении
информации относительно наименований импортирующих и экспортирующих предприятий
отсутствует.
Во время введения импортных ограничений в виде импортных квот, уполномоченный
орган государства, применяющего ограничения, опубликовывает общее количество
или стоимость товара или товаров, ввоз которых будет разрешен в течение определенного
времени в будущем, и любое изменение в таком количестве или стоимости. Любые
количества данного товара, которые находились в пути в момент опубликования
таких данных, не могут быть запрещены к вывозу. При необходимости они могут
засчитываться (если это будет практически осуществимо) в количества, разрешенные
к ввозу за данный период времени, а также (при необходимости) в количества,
разрешенные к ввозу в следующий период или периоды времени. Если государство
обычно освобождает от таких ограничений товары, поступившие для потребления
или выпущенные с таможенных складов для потребления в течение 30 дней со дня
такого опубликования, то такая практика считается полностью соответствующей
требованиям принципа недискриминационного применения количественных ограничений.
При установлении импортных квот, распределенных между странами-поставщиками,
уполномоченный орган государства, в котором применены ограничения, должен
срочно сообщить всем другим государствам - заинтересованным в поставке соответствующего
товара, о величине распределяемых долей импортной квоты, в количественном
выражении или по стоимости, между различными странами-поставщиками, а также
опубликовать в средствах массовой информации такие доли.

Глава VI. Меры по защите экономических интересов Российской Федерации
при экспорте товаров

Статья 17. Ограничение экспорта продовольственных или иных товаров в
случае их критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации

1. В целях предотвращения либо уменьшения критического недостатка продовольственных
или иных товаров, которые являются существенно важными на внутреннем рынке
Российской Федерации, Правительство Российской Федерации может временно запретить
или ограничить экспорт таких товаров.
Для целей настоящего Федерального закона под критическим недостатком
продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными на
внутреннем рынке Российской Федерации, понимается такое положение, при котором
объем их производства в течение не менее чем двенадцать месяцев составляет
менее чем двадцать процентов потребления таких товаров на внутреннем рынке
Российской Федерации, что ведет к значительному росту цен на внутреннем рынке
Российской Федерации.
2. Решение о запрете или об ограничении экспорта продовольственных или
иных товаров принимается по представлению заинтересованного федерального органа
исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации.
3. Ограничение экспорта продовольственных или иных товаров осуществляется
посредством введения экспортных квот, контроль за реализацией которых возлагается
на федеральный орган исполнительной власти, указанный в статье 3 настоящего
Федерального закона.
4. Срок действия запрета или ограничения экспорта продовольственных или
иных товаров не должен превышать три года.

Комментарий к статье 17
1. Комментируя настоящую статью, прежде всего, следует обратить внимание
на структуру п.1. В отличие от большинства других статей настоящего закона
ее первый пункт содержит дефинитивный абзац, то есть в нем сформулировано
определение одного из используемых понятий, а именно понятия "критический
недостаток продовольственных и иных товаров, которые являются существенно
важными на внутреннем рынке Российской Федерации".
В этом же пункте названы и меры устранения такого неблагоприятного положения.
По своей природе, упомянутые меры, которые можно назвать мерами контроля,
связанные с нехваткой товаров, являются покровительственными (прежде всего
по отношению к потребителям). Они предназначены для сдерживания падения объема,
обращающихся на отечественном рынке соответствующих товаров.
Временный запрет и ограничение экспорта товаров - это взаимоисключающие
меры государственного регулирования. Невозможность их одновременного применения
вовсе не исключает последовательного введения вначале ограничения экспорта
продовольственных или иных товаров, а затем и полного запрета такового.
Отношение к таким мерам не однозначно. Тем не менее, многие развитые
страны не отказываются от их применения. Дело в том, что такие административные
методы оказывают непосредственное воздействие на товарный поток во внешнеторговом
обороте, когда это диктуют интересы внутреннего рынка, а точнее даже не интересы,
а чрезвычайное положение на таком рынке - критический недостаток продовольственных
товаров или иных товаров.
На подготовительном этапе предпочтение следует отдавать "профилактическим
мероприятиям" - ограничениям экспорта. При возникновении реальных угроз надо
действовать решительно, с опорой на одну из самых существенных мер государственного
регулирования экспорта - запрета.
В качестве практического (или во всяком случае, близкого по своей природе)
примера, установления запрета вывоза с таможенной территории Российской Федерации
соответствующей номенклатуры товаров, может служить постановление Правительства
РФ от 5 февраля 1999 года N 130**149). В целях обеспечения строго контролируемых
получения, распределения и реализации сельскохозяйственной продукции и продовольственных
товаров, поступающих в первом полугодии 1999 года в соответствии с соглашениями
с США (от 23 декабря 1998 года) и Европейским союзом (от 20 января 1999 года),
Правительство РФ постановило запретить на период поставок продовольственной
пшеницы, риса, ржи, кукурузы, соевого шрота, говядины, свинины, соевых бобов,
сухого молока (в объемах согласно приложениям N 1 и 2 к вышеназванному постановлению)
экспорт аналогичных видов продовольствия, кроме поставок по контрактам, подписанным
и зарегистрированным до вступления в силу указанного постановления.
Запрет вывоза товаров за пределы таможенной территории государства является
крайней формой регулирования внешней торговли. В истории Советского Союза
одним из первых примеров воспрещения экспорта является постановление Совета
народных комиссаров СССР от 16 января 1936 года**150). Однако его цель несколько
отличалась от назначения запрета, предусмотренного п.1 комментируемой статьи:
с 20 января 1936 года всем экспортным объединениям и прочим хозяйственным
организациям было запрещено вывозить советские товары в страны, валютно-девизное
законодательство или административные распоряжения в которых не обеспечивают
советским хозяйственным организациям возможности свободного использования
выручки за экспортные товары для платежей по всем обязательствам таких организаций
и торгпредств, независимо от времени возникновения этих обязательств.
Такому запрету более близко, по своей природе, эмбарго - экономическая
санкция в форме ограничения экспорта или импорта товаров по политическим мотивам,
которая может носить и коллективный характер.
Примером последнего может служить введение соответствующих мер по решению
международных организаций. Так, в соответствии с указом Президента РФ от 15
января 1998 года N 26 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности
ООН 1132 от 8 октября 1997 года", всем государственным учреждениям, промышленным,
торговым, финансовым, транспортным и другим предприятиям, фирмам, банкам,
организациям и частным лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации,
было предписано, в своей деятельности исходить из того, что с 8 октября 1997
года и впредь до особого распоряжения запрещается продажа или поставка в Сьерра
Леоне гражданами Российской Федерации или с ее территории, либо с использованием
морских судов под Государственным флагом РФ, или воздушных судов, зарегистрированных
или учтенных в России, нефти и нефтепродуктов, вооружений и связанных с ними
материальных средств всех типов, в том числе оружия и боеприпасов, военно-транспортных
средств и военной техники, снаряжения двойного назначения и запасных частей
для всего упомянутого, независимо от места их происхождения**151).
Причем, если предусмотренный комментируемым пунктом запрет вводится в
целях предотвращения либо уменьшения критического недостатка тех или иных
товаров на внутреннем рынке государства (то есть в экономических интересах),
то при установлении эмбарго ни для кого не составляет секрета, что эта мера
нанесет ущерб как стране, вводящей его, так и государству, против которого
оно вводится (то есть выигрыш от такой меры получают только третьи страны).
2. Так же как и в случае введения импортных квот на основании ст.16 решение
о запрете или об ограничении экспорта продовольственных или иных товаров принимается
Правительством РФ по представлению заинтересованного федерального органа исполнительной
власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации
по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной
власти в России (основы взаимоотношений Правительства РФ и органов государственной
власти субъектов Российской Федерации закреплены, в частности, в ст.43 Федерального
конституционного закона от 17 декабря 1997 года (с изм. от 31 декабря 1997
года) N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"**152).
Тот факт, что процесс принятия решений по ограничению экспорта продовольственных
или иных товаров, определенный в п.2 комментируемой статьи, находится в исключительном
ведении государственных органов, входящих в систему исполнительной власти
Российской Федерации, показывает исключительное превалирование, в этом вопросе,
публичных интересов над частными. Тем самым подчеркивается общее назначение
мер, предусмотренных настоящим законом - защита экономических интересов государства.
3. В п.3 комментируемой статьи назван конкретный инструмент, применяемый
при установлении ограничений экспорта продовольственных или иных товаров.
Им является экспортная квота. Легальное определение этой нетарифной меры
государственного регулирования внешнеторговой деятельности дано в ст.2 настоящего
закона: это ограничение экспорта товаров в отношении его количества и/или
стоимости.
Экспортная квота используется в тех случаях, когда цены на определенный
товар на внутреннем рынке ниже, чем на мировом. В результате при неограниченных
масштабах экспорта может возникнуть его нехватка или, если пользоваться определением,
содержащемся п.1 настоящей статьи, критический недостаток товара на внутреннем
рынке. Подобная ситуация весьма типична для России, поэтому квотирование экспорта
изначально широко применялось в нашей стране.
Одна из первых попыток ограничения экспорта товаров посредством установления
экспортных квот в России была предпринята в начале девяностых годов, когда
было разработано постановление Правительства РФ от 31 декабря 1991 года (с
посл. изм.) N 90 "О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров
(работ, услуг) на территории Российской Федерации в 1992 году" (официально
не опубликовано).
С одной стороны, при рассмотрении данного постановления, прослеживается
основа ныне действующей системы квотирования экспорта товаров: был в частности,
утвержден перечень товаров, экспорт которых в 1992 году осуществлялся в пределах
установленных квот и было закреплено, что ограничения на вывоз с территории
Российской Федерации товаров, не включенных в приложения к постановлению,
устанавливаются только Правительством РФ. С другой стороны, обращает на себя
внимание неимоверное количество различных государственных структур (Комитет
внешнеэкономических связей при Министерстве иностранных дел, Министерство
экономики и финансов, Министерство торговли и материальных ресурсов РФ и т.д.),
вовлеченных в процедуру экспортного квотирования, при том, что вопросы контроля
остались практически открытыми.
Комментируемый закон и, в частности, настоящая статья выгодно отличаются
от своих предшественников, указывая в п.3 на Министерство торговли РФ, как
на основной федеральный орган исполнительной власти, на который возложено
осуществление контролирующих функций за исполнением введенных экспортных квот.

Об осуществлении Министерством торговли РФ контрольных полномочий см.
также комментарий к п.3 ст.15 и п.4. ст.16.

4. Срок действия ограничения экспорта товаров или его запрета, указанный
в п.4 комментируемой статьи, меньше аналогичных сроков по другим мерам защиты
экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли
товарами. Антидемпинговые и компенсационные пошлины действуют в течение пяти
лет со дня их введения или со дня последнего пересмотра ставок этих пошлин.
Общий срок действия специальных защитных мер не должен превышать 8 лет. Относительно
непродолжительный срок действия ограничений и запретов экспорта продовольственных
или иных товаров объясняется отчасти тем, что такие меры воздействуют прежде
всего на отечественных производителей и экспортеров и "чрезмерная" эффективность
таких мер порой может привести к отрицательным результатам.

Глава VII. Проведение расследований в целях применения мер
по защите экономических интересов Российской Федерации
при осуществлении внешней торговли товарами

Статья 18. Общие принципы проведения расследований

1. Расследование, предшествующее введению мер по защите экономических
интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами,
проводится федеральным органом исполнительной власти, указанным в статье 3
настоящего Федерального закона, по заявлению о применении специальных защитных
мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер от имени отрасли российской
экономики по поручению Правительства Российской Федерации или по заявлению
органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
2. Заявление о проведении расследований, относящихся ко всем типам мер
по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней
торговли товарами, должно содержать:
сведения о заявителе, об объеме и о стоимости производства отраслью российской
экономики аналогичного или непосредственно конкурирующего товара за три предшествующих
года, в отношении которых имеются необходимые статистические данные;
описание ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации товара,
являющегося объектом расследования, наименование страны или стран происхождения
такого товара, сведения об известных иностранных производителях и (или) экспортерах
такого товара, а также об известных российских импортерах такого товара;
сведения об изменениях объема ввоза на таможенную территорию Российской
Федерации товара, являющегося объектом расследования, за три предшествующих
года, в отношении которых имеются необходимые статистические данные;
доказательства негативного воздействия такого ввоза на отрасль российской
экономики.
3. Заявление не может быть принято к рассмотрению, если на долю российских
производителей, поддерживающих заявление, приходится менее чем двадцать пять
процентов общего объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего
товара в Российской Федерации.
4. Заявитель несет ответственность за достоверность сведений, указанных
в заявлении.
5. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в статье 3 настоящего
Федерального закона, в течение тридцати календарных дней со дня принятия решения
о начале расследования должен уведомить заинтересованных лиц о предстоящем
расследовании.
Пока не принято решение о начале расследования, федеральный орган исполнительной
власти, указанный в статье 3 настоящего Федерального закона, не должен разглашать
содержание заявления о проведении расследования.
В уведомлении заинтересованных лиц должны содержаться вопросы, которые
касаются такого расследования и на которые данные лица в течение тридцати
календарных дней должны дать ответы в письменном виде на русском языке.
В уведомлении должны содержаться:
наименование государства или государств экспортера товара и наименование
товара, являющегося объектом расследования;
дата начала расследования;
основания заявления:
краткое изложение фактов, подтверждающих правомерность заявления;
адрес, по которому заинтересованные лица должны направлять свои материалы;
сроки, в течение которых заинтересованные лица могут представлять свои
ответы.
6. Заинтересованными лицами при проведении расследования, предшествующего
применению специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных
мер, могут являться:
заявитель, российский производитель аналогичного товара или товара, непосредственно
конкурирующего с товаром, являющимся объектом расследования, либо объединение
российских производителей, большинство участников которого производят такой
товар;
иностранный экспортер товара и иностранный производитель товара, являющегося
объектом расследования;
российский импортер товара или объединение российских импортеров, большинство
участников которого являются импортерами такого товара;
правительство иностранного государства, уполномоченный орган страны происхождения
товара или экспорта такого товара либо уполномоченный орган союза иностранных
государств, в который входят страны происхождения такого товара или его экспорта;
потребитель или объединение потребителей товара;
федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации;
иные лица, права и интересы которых затрагиваются данным расследованием
и которые, по мнению федерального органа исполнительной власти, указанного
в статье 3 настоящего Федерального закона, способны оказать содействие в проведении
данного расследования.
7. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в статье 3 настоящего
Федерального закона, после принятия решения о начале расследования должен
уведомить соответствующее иностранное государство (союз иностранных государств)
о намерении начать расследование в целях возможного применения специальных
защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер.
8. Расследование в целях возможного применения специальных защитных мер,
антидемпинговых мер или компенсационных мер не должно препятствовать таможенному
оформлению и выпуску на таможенную территорию Российской Федерации товара,
являющегося объектом такого расследования.
9. Федеральный орган исполнительной власти, на который возложено непосредственное
руководство таможенным делом в Российской Федерации, федеральный орган исполнительной
власти, на который возложено ведение государственной статистики, другие федеральные
органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, а также коммерческие организации должны оказывать содействие проведению
расследования и предоставлять по запросу федерального органа исполнительной
власти, указанного в статье 3 настоящего Федерального закона, образцы товаров
и необходимую информацию, в том числе конфиденциальную.
Федеральный орган исполнительной власти, указанный в статье 3 настоящего
Федерального закона, ведет банк данных, необходимых для расследования, и несет
предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за
сохранение конфиденциальности информации.
10. На всех этапах расследования федеральный орган исполнительной власти,
указанный в статье 3 настоящего Федерального закона, должен предоставлять
информацию, полученную в ходе расследования и не являющуюся конфиденциальной,
заинтересованным лицам и содействовать их встрече с теми лицами, которые имеют
противоположную точку зрения о предмете расследования.
11. С даты принятия решения о начале расследования до его завершения
Правительство Российской Федерации может осуществлять лицензирование ввоза
на таможенную территорию Российской Федерации товара, являющегося объектом
расследования, без применения количественных ограничений.
12. Расследование может быть прекращено или приостановлено на основании
решения Правительства Российской Федерации, если иностранным государством
(союзом иностранных государств) принимаются обязательства, ведущие к устранению
существенного ущерба отрасли российской экономики.
13. Расследование не должно проводиться в отношении товара, происходящего
из наименее развитых государств, признанных таковыми Организацией Объединенных
Наций.
14. Если на одного российского производителя, поддержавшего заявление
о применении специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных
мер, приходится более чем тридцать пять процентов российского производства
аналогичного или непосредственно конкурирующего товара либо если общий объем
импорта товара, являющегося объектом расследования, составляет менее чем двадцать
пять процентов общего объема реализации аналогичного или непосредственно конкурирующего
товара на внутреннем рынке Российской Федерации, обязательным условием проведения
расследования является наличие заключения федерального органа исполнительной
власти в области антимонопольной политики о последствиях влияния указанных
мер на конкуренцию на внутреннем рынке Российской Федерации.

Комментарий к статье 18

1. Закон, без процедуры его действия, приводит: власть - к произволу,
заинтересованных лиц - к беззащитности.
Основной процедурой комментируемого закона является расследование, предшествующее
применению мер по защите экономических интересов Российской Федерации при
осуществлении внешней торговли товарами (что, кстати, позволяет говорить об
этом законе как о комплексном нормативном правовом акте). Его процедурно-правовые
установления являются гарантией законности, порядка и защищенности прав и
интересов заинтересованных лиц, участвующих в таком расследовании.
В этом расследовании можно выделить два основных элемента: основанную
на положениях соответствующего законодательства деятельность уполномоченных
органов и правоотношение этих органов как с друг с другом, так и с лицами,
на которых распространяется их деятельность. При этом само расследование состоит
из нескольких этапов.
Первым - предварительным этапом расследования, предшествующего применению
мер по защите экономических интересов государства при осуществлении внешней
торговли товарами является подача заявления или направление соответствующего
поручения.
В комментируемой статье (п.1) перечислены случаи инициирования расследования,
предшествующего введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных
мер. Расследование может быть начато на основании:
- заявления, поданного от имени отрасли российской экономики;
- заявления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Следует обратить внимание на некоторую нечеткость изложения п.1 комментируемой
статьи. За фразой "от имени отрасли российской экономики" стоит словосочетание
"по поручению Правительства РФ". Следует ли это понимать, как то, что для
начала расследования по заявлению, поданному от имени отрасли российской экономики
необходимо также поручение Правительства РФ или же поручение Правительства
РФ является самостоятельным способом инициирования такого расследования? Представляется,
что эти фразы должны быть разделены запятой и инициатива Правительства РФ
является отдельным способом начала расследования.
Кстати, примерно так построены соответствующие нормы зарубежного законодательства.
Согласно п.18 (1), ч. IV Закона Республики Тринидад и Тобако от 19 августа
1992 года N 11 "Власти вправе инициировать расследование для определения существования
и воздействия демпинга или субсидирования товаров, по указанию Министра, по
его инициативе, или на основании письменного заявления от или от имени производителей
аналогичных товаров в Тринидад и Тобако"**153).
Если принимается решение об инициировании расследования без получения
от отечественной отрасли промышленности или от ее имени заявления с просьбой
об инициировании такого расследования, уполномоченный орган приступает к нему
лишь в том случае, если у него имеется достаточно доказательств (совокупность
фактических данных) наличия демпинга, импорта товара в возросшем количестве
или субсидии, ущерба и причинно-следственной связи между ними.
Это так называемое самоинициирование расследования. В мировой практике
оно применяется довольно редко, особенно участниками Всемирной торговой организации,
так как сразу же вызывает негативную реакцию со стороны представителей государств-экспортеров**154),
и основным инструментом инициирования расследования, как правило, выступает
заявление.
Заявление, поданное от имени отрасли российской экономики, может быть
подано юридическим или физическим лицом, представляющим интересы производителей
аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в любых отраслях российской
экономики, на долю которых приходится определенная часть объема производства
такого товара. Подача заявления органом исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, представляет собой своеобразное делегирование полномочий. Однако
такое предоставление прав, также как и в первом случае, нуждается в поддержке
соответствующей отрасли российской экономики.
2. Заявление - это официальное обращение в уполномоченный орган, оформленное
в письменной форме, излагающее какую-либо просьбу или предложение.
Комментируемая статья не определяет форму заявления, но как следует из
содержания п.2 настоящей статьи, оно должно быть оформлено в письменном виде,
путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанное уполномоченным
лицом. По общему правилу заявление составляется следующим образом:
- вдоль верхнего края листа бумаги обозначается орган, в который адресуется
заявление;
- ниже в правом углу - данные о заявителе;
- затем, в центре листа бумаги обозначение - "Заявление";
- далее - изложение сущности просьбы или предложения;
- внизу - подпись заявителя и дата.
Заявление о проведении расследований, относящихся ко всем типам мер по
защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней
торговли товарами (в настоящее время) должно направляться в Министерство торговли
РФ по адресу: 113324, г. Москва, Овчинниковская наб., 18/1.
В таком заявлении должны быть приведены достаточные доказательства наличия
существенного ущерба или угрозы такового для отечественного производства или
отдельных производителей, а также доказательства причинно-следственной связи
между ввозом товара и предполагаемым ущербом. Кроме того, в заявлении должны
быть указаны причины ущерба (возросший объем ввоза аналогичного или непосредственно
курирующего товара, поставка по демпинговым ценам, субсидирование производства
или вывоза товара), а также характер предлагаемых мер.
По общему правилу, простое утверждение, не подтвержденное соответствующими
доказательствами, не может рассматриваться как достаточное для проведения
расследования. При этом изначально важно учитывать, что argumenta ponderantur,
non numerantur (лат. - сила доказательств определяется не их количеством,
а их весомостью).
К заявлению должны прилагаться так называемые исходные документы, содержащие
сведения, необходимые для обоснования проведения расследования, по установленному

<< Пред. стр.

стр. 14
(общее количество: 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>