<< Пред. стр.

стр. 16
(общее количество: 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

должностным лицом графы 7 основного листа и графы "А" добавочных листов. С
момента оформления ее принятия она становится документом, свидетельствующим
о фактах, имеющих юридическое значение. После принятия таможенным органом
решения о выпуске, условном выпуске товаров или о невозможности их выпуска
или условного выпуска, сведения о таком решении указываются должностным лицом
в графе "Д" основного листа грузовой таможенной декларации и графе "С" добавочных
листов, после чего третьи листы грузовой таможенной декларации возвращаются
декларанту.
9. Комментируемая статья (п.9) содержит практически открытый перечень
лиц, на которых возлагается обязанность содействовать расследованию, проводимому
в целях применения мер по защите экономических интересов Российской Федерации
при осуществлении внешней торговли товарами. В этот список входят:
- ГТК России;
- Государственный комитет РФ по статистике (положение о нем утверждено
постановлением Правительства РФ от 9 июля 1994 года N 834)**166);
- коммерческие организации (то есть юридические лица, преследующие извлечение
прибыли в качестве основной цели своей деятельности);
- другие федеральные органы исполнительной власти (службы, агентства,
управления и т.д.) и органы власти субъектов Российской Федерации (советы,
администрации и т.д.).
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти
субъектов РФ должны оказывать содействие проведению расследования и представлять
по запросу Министерства торговли РФ в срок не более 30 дней с даты получения
запроса необходимую информацию, в том числе и конфиденциальную.
По мотивированной просьбе заинтересованного лица, изложенной в письменной
форме, срок представления информации может быть продлен Министерством торговли
РФ, но не более чем на 10 календарных дней, если это не нарушает хода расследования.
В ходе проведения расследования на предмет введения мер по защите экономических
интересов Российской Федерации Министерство торговли РФ может запросить у
коммерческих организаций необходимую информацию, в том числе конфиденциальную,
направляемую ими в течение 30 календарных дней с даты получения запроса с
указанием источника получения такой информации.
Используя определение конфиденциальной информации, приведенное в ст.2
Федерального закона от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ "Об информации, информатизации
и защите информации" можно сказать, что конфиденциальная информация - это
документированная информация, доступ к которой ограничен**167).
Перечень сведений конфиденциального характера утвержден указом Президента
РФ от 6 марта 1997 года N 188**168). К ним в частности отнесены служебные
сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти (служебная
тайна) и сведения, связанные с коммерческой тайной, доступ к которым также
ограничен (коммерческая тайна).
Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда
информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в
силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном
основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну,
определяются законами и иными нормативными правовыми актами. Например, в соответствии
со ст.30 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных
бумаг" эмитент публично размещаемых эмиссионных ценных бумаг обязан осуществить
раскрытие информации о своих ценных бумагах и своей финансово-хозяйственной
деятельности**169). В указе Президента РФ от 16 ноября 1992 года N 1392 "О
мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных
предприятий" определено**170), что требования по продаже холдинговой компанией
акций, включенные в состав плана приватизации, являются обязательными и не
могут быть отнесены холдинговой компанией к ее коммерческой тайне. Согласно
п.89 приказа Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 года N 34н "Об утверждении
положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации"
годовая бухгалтерская отчетность организаций (кроме бюджетных) является открытой
для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей
и т.д**171). Наиболее крупный перечень сведений, которые не могут составлять
коммерческую тайну, утвержден постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря
1991 года N 35**172). К таким данным, в частности, относятся учредительные
документы и устав, документы, дающие право заниматься предпринимательской
деятельностью, сведения, необходимые для проверки правильности и уплаты налогов
и других обязательных платежей в бюджет и т.д.
Раскрытие коммерческой тайны и соответствующей информации может представить
значительное конкурентное преимущество другому хозяйствующему субъекту и/или
иметь неблагоприятные последствия для лица, представившего информацию, или
для лица, от которого данное лицо получило такую информацию. В связи с этим,
в комментируемой статье (п.9) закреплено, что Министерство торговли РФ несет
ответственность за сохранение конфиденциальной информации.
В случае разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну, причиненные
юридическому лицу убытки подлежат возмещению. Под убытками понимаются расходы,
которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для
восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества, а
также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях
гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
При предъявлении юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных
в результате незаконных действий государственных органов, ответчиком по такому
делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового
органа. При этом, как отмечено в постановлении Пленума Верховного суда РФ
и Высшего Арбитражного суда РФ от 1 июля 1996 года N 6/8**173), предъявление
иска непосредственно к государственному органу, допустившему соответствующее
нарушение (в смысле комментируемой статьи к Министерству торговли РФ), не
может служить основанием к отказу в принятии искового заявления либо к его
возвращению без рассмотрения. В ходе рассмотрения такого дела основным вопросом
будет установление причинно-следственной связи. При удовлетворении иска взыскание
денежных сумм производится за счет средств федерального бюджета.
10. Положение п.10 комментируемой статьи показывает, что наряду с такими
правами заинтересованных лиц, как право требовать возврата излишне уплаченных
сумм (п.2 ст.6), обжаловать действия или бездействие должностных лиц (ст.22),
ходатайствовать о проведении повторного расследования (п.8 ст.11), принимать
на себя добровольные обязательства (п.4. ст.14), их правая защита расширяется
также за счет права информировать и быть выслушанными.
Министерство торговли РФ представляет заинтересованным лицам информацию
(за исключением конфиденциальной), полученную в ходе расследования и содействует
встрече лиц, имеющих противоположную точку зрения о предмете расследования,
и вправе принимать в нем участие.
Требование, закрепленное в п.10 комментируемой статьи, направлено прежде
всего на соблюдение принципов (а) гласности и (б) состязательности.
а) Гласность - это важная гарантия от произвола властей, проводящих расследования,
которые наделены чрезвычайно широкими дискреционными полномочиями. Этот принцип
гарантирует максимально полный учет интересов различных участников конкретного
расследования, что в конечном счете обеспечивает легитимность принимаемого
решения.
Формальная трактовка принципа гласности предполагает соблюдение ряда
юридических требований, важнейшим из которых является обязательное обнародование
решений, принимаемых в ходе всего расследования.
Вместе с тем, принцип гласности допускает ограничение в доступе к определенной
информации - конфиденциальной, что не препятствует раскрытию общей информации
и причин, на которых основаны решения или раскрытию доказательств, использованных
властями для объяснения причин в судебном процессе. Раскрытие должно производиться
в письменной форме. Это правило не распространяется на внутренние документы
государственных органов, участвующих в антидемпинговом расследовании.
Конфиденциальная информация не раскрывается без специального письменного
разрешения стороны, которая ее предоставляет. Это правило не распространяется
на случаи, когда ее запрашивают компетентные правоохранительные органы (прокуратура,
Федеральная служба безопасности и другие).
Министерство торговли РФ вправе требовать от заинтересованных сторон,
представляющих конфиденциальную информацию, подготовить ее неконфиденциальное
резюме - пояснительную записку. Такие резюме должны быть достаточно подробными
для приемлемого понимания существа информации, представленной конфиденциально.
В исключительных обстоятельствах заинтересованные стороны вправе заявить,
что такая информация не поддается краткому изложению. В этом случае должны
быть изложены причины, по которым составление резюме невозможно.
Если Министерство торговли РФ признает, что просьба о конфиденциальности
не является обоснованной, или если источник информации либо не желает разглашения
информации, либо не разрешает ее раскрытие в обобщенном или кратком изложении,
оно вправе не учитывать такую информацию, если им не будет убедительно доказано
из надлежащих источников, что информация является достоверной.
б) Как отметил в свое время профессор В.А.Рязановский: "Право (и обязанность)
сторон на собирание фактического материала и приведение доказательств по делу,
свободное состязание сторон перед беспристрастным третьим - судом составляет
общее явление для гражданского, уголовного и административного процесса (с
большим или меньшим добавлением официального начала). Принцип состязательности
есть выражение самодеятельности сторон в процессе"**174).
Этот принцип больше свойственен рассмотрению дел в суде. Однако, комментируемая
статья и в частности п.10 показывают, что он, с определенными оговорками,
применим и в расследованиях, предшествующих введению мер по защите экономических
интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами.
Данный принцип создает благоприятные условия для выяснения всех имеющих
существенное значение для дела обстоятельств и вынесения обоснованного решения.
В силу это принципа, стороны, участвующие в расследовании, если они желают
добиться для себя наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить органам,
проводящим расследование, имеющие существенное значение для дела юридические
факты или представить доказательства, подтверждающие или опровергающие эти
факты, а также совершить иные процессуальные действия, направленные на то,
чтобы убедить уполномоченный орган в своей правоте.
С одной стороны, в противоположность рассмотрению дел в судах общей юрисдикции,
процедура расследования, как правило, не предполагает использование устных
свидетельских показаний (исключение составляет п.21 Закона от 13 августа 1991
года Р.С. 1991-1446 "О правилах международного торгового трибунала Канады"
допускающего даже перекрестный опрос свидетеля**175). Участники расследования
должны в письменном виде изложить предмет спора, со ссылками на соответствующие
нормативные правовые акты и материалы, с представлением соответствующих доказательств.
Соответственно, фокус внимания Министерства торговли РФ сконцентрирован на
изучении определенных им документальных фактов (включая процессуальное закрепление,
исследование, проверку и оценку доказательств).
С другой стороны - отдельные вопросы требуют пояснений. Поэтому еще в
Соглашение об интерпретации ст.VI Генерального соглашения по тарифам и торговле
1947 года, заключенное в ходе токийского раунда переговоров (1973 - 1979),
в п.1 ст.6 было включено отдельное предложение о том, что заинтересованные
лица "должны иметь право, в оправдание, представлять доказательства устно"**176).
При наличии оснований, заинтересованные стороны имеют право представлять
дополнительную информацию устно. При этом устная информация принимается во
внимание лишь в той мере, в какой она затем воспроизводится в письменном виде
на русском языке и предоставляется в распоряжение других заинтересованных
лиц.
Информация, представленная заинтересованными лицами в ходе расследования
в Министерство торговли РФ в устной форме, не может служить основанием для
оспаривания решения Правительства РФ по результатам расследования, за исключением
случаев, когда указанная информация была подтверждена в ходе расследования
в письменной форме на русском языке.
В целях соблюдения принципа состязательности, Министерство торговли РФ
может проводить встречи как в отдельности с каждой из заинтересованных сторон,
так и организовывать такие, которые можно назвать конфронтационными, потому
что они основаны на несовпадении целей сторон. При этом никакая сторона не
обязана присутствовать на встрече (это ее субъективное право - правомочие,
которым она обладает) и отсутствие не влечет за собой ущерб интересам этой
стороны.
11. По сложившейся в России практике, введение количественных ограничений,
как правило, сопровождается лицензированием.
Комментируемая статья (п.11) представляет собой исключение из данного
правила и закрепляет возможность осуществления Правительством РФ лицензирования
ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товара без применения
количественных ограничений. В результате этого, лицензирование получает самостоятельное
значение как инструмент внешнеторгового регулирования.
Как уже отмечалось (см. комментарий к ст.2), в Европе количественные
ограничения заняли достойное место среди инструментов протекционистской политики
в период экономического кризиса 1929-1933 годов, когда цены на сельскохозяйственное
сырье и продовольствие упали в большей мере, чем на готовые промышленные изделия.
По другую сторону Атлантического океана, в США наибольшее применение имел
другой вид нетарифных ограничений - лицензирование: в 1940 году была введена
система лицензий на экспорт всех товаров, а в 1941 году - на импорт основных
товаров.
Чем-то похожая на лицензирование система действовала и в Советском Союзе:
в п.9 разд. II правил пропуска грузов через государственную границу СССР,
утвержденных приказом по Министерству внешней торговли СССР от 5 февраля 1959
года N 44 было закреплено**177), что вывоз грузов из СССР и ввоз грузов в
СССР производятся на основании разрешений, выдаваемых соответствующими управлениями
Министерства внешней торговли. Допускался ввоз грузов в СССР и на основании
разрешений, выдаваемых торговыми представительствами СССР за границей. Грузы,
на которые в таможни не поступали разрешения, а также грузы, которые не соответствовали
данным, указанным в разрешениях и в сопроводительных документах (несоответствие
груза по наименованию, стране назначения), не пропускались.
Современное лицензирование - представляет собой ограничение в виде получения
права или разрешения от уполномоченных на то государственных органов на совершение
конкретных экспортных и/или импортных операций.
Применительно к комментируемой статье (п.11), используя понятие, содержащееся
в ст.1.1 Соглашения от 15 апреля 1994 года "О процедурах импортного лицензирования"
лицензирование импорта товаров можно определить, как "административные процедуры,
используемые для осуществления режима импортного лицензирования, требующего
представления соответствующему административному органу заявления или другой
документации (отличной от требуемой для таможенных целей) в качестве предварительного
условия для ввоза на таможенную территорию импортирующего члена"**178).
Существуют две формы импортного лицензирования: автоматическое и неавтоматическое.
Автоматическое лицензирование импорта - это импортное лицензирование,
при котором одобрение заявления дается во всех случаях. Оно применяется с
соблюдением следующих условий:
а) процедуры автоматического лицензирования импорта не должны применяться
способом, ограничивающим импорт, подлежащий автоматическому лицензированию
(процедуры автоматического лицензирования считаются ограничивающими торговлю,
если не выполняются следующие требования: любое лицо, фирма или учреждение,
которое выполняет юридические требования импортирующего члена для осуществления
импортных операций, включая товары, подлежащие автоматическому лицензированию,
равным образом обладает правом на обращение и получение импортных лицензий;
заявления на получение лицензий могут подаваться в любой рабочий день до таможенной
очистки товаров; заявления на получение лицензий, если они представлены в
надлежащей и полной форме, утверждаются немедленно по получению, в пределах
административных возможностей, но в течение максимального срока в 10 рабочих
дней);
б) автоматическое импортное лицензирование может сохраняться до тех пор,
пока преобладают обстоятельства, вызвавшие его введение и до тех пор, пока
лежащие в его основе административные цели не могут быть достигнуты более
подходящим способом.
Неавтоматическое лицензирование это прямая противоположность автоматического
лицензирования. Такое лицензирование не должно иметь ограничивающее или нарушающее
воздействие на импорт в дополнение к воздействию, вызванному наложением этого
ограничения. Процедуры неавтоматического лицензирования по сфере действия
и продолжительности должны соответствовать мере, для выполнения которой они
используются, и в административном плане не должны быть более обременительными,
чем абсолютно необходимо для осуществления этой меры. В случае введения лицензирования
для целей, отличных от осуществления количественных ограничений, для всех
участников торговли должна быть доступна информация, достаточная для понимания
основы предоставления и/или распределения лицензий.
Импортное лицензирование осуществляется посредством оформления специального
документа, именуемого лицензией.
В самой лицензии может устанавливаться порядок ввоза или вывоза товаров.
Лицензия также может содержать разрешение на перемещение (то есть на совершение
действий по ввозу или вывозу) через таможенную границу государства определенного
объема товара. В этом случае лицензирование тесно связано с квотированием.
При этом во всех ситуациях оно выступает в качестве временной меры, применяемой
для ограничения нежелательных объемов импорта (экспорта).
Основными видами лицензий, применяемых в современной внешнеторговой практике,
является генеральная и индивидуальная лицензия.
Разовое разрешение на импорт или экспорт называется индивидуальной лицензией.
Такое разрешение выдается как разовое разрешение на одну торговую операцию
с конкретным видом товара (иногда двумя - тремя видами, но одной и той же
товарной группы). В индивидуальной лицензии указываются сведения о ее получателе,
количестве, стоимости и стране происхождения товара. Она является именной,
не может передаваться другому импортеру и имеет ограниченный срок действия.
Генеральная лицензия - это публикуемое в официальных изданиях разрешение,
которое позволяет любому лицу импортировать (экспортировать) обозначенные
в лицензии товары без каких-либо ограничений по количеству или стоимости в
течение квартала, полугода или года.
В нормативном правовом акте, устанавливающем порядок осуществления внешнеторговых
операций, могут содержаться уточняющие определения индивидуальной (разовой)
и генеральной лицензии. Так в Федеральном законе от 8 января 1998 года "О
сборах за выдачу лицензий на право производства и оборот этилового спирта,
спиртосодержащей и алкогольной продукции" N 5-ФЗ (ст.3) предусмотрено**179),
что разовая лицензия на экспорт (импорт) выдается на поставку этилового спирта,
спиртосодержащих растворов или алкогольной продукции, таможенная стоимость
которой не превышает 10.000 минимальных размеров оплаты труда или объем которой
в пересчете на абсолютный спирт не превышает 2.000 декалитров, на срок не
свыше двух месяцев.
Выдачу (внешнеторговых) лицензий осуществляет Министерство торговли РФ.
Для оформления лицензии заявитель представляет в названное министерство такие
документы, как:
- заявление о выдаче лицензии;
- копию внешнеторгового контракта;
- копии учредительных и регистрационных документов;
- постановление или распоряжение Правительства РФ и т.д.
Решение о выдаче лицензии или отказе в выдаче лицензии принимается в
течение 25 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
В случае необходимости доработки представленных документов срок принятия решения
может быть продлен, но не более, чем на 10 дней со дня представления доработанных
документов. Решение об отказе в выдаче лицензии направляется заявителю в письменной
форме.
За рассмотрение документов о выдаче лицензий и оформление самих лицензий
обычно взимается установленная плата - лицензионный сбор. В Российской Федерации
за выдачу разовой лицензии взимается плата в размере 15 минимальных оплат
труда, а за выдачу генеральной лицензии - 100 минимальных оплат труда (п.1
положения об установлении размеров платы за оформление лицензий, сертификатов
и паспортов бартерных сделок на экспорт и импорт товаров, работ, услуг и результатов
интеллектуальной деятельности)**180). Указанная плата поступает в доход федерального
бюджета.
Лицензии оформляются на бланках, изготовленных на специальной, защищенной
от подделки бумаге. Оформленная лицензия выдается в одном экземпляре и не
подлежит передаче другим заявителям. Владелец лицензии направляет оригинал
лицензии в таможенный орган Российской Федерации по месту регистрации.
При принятии Правительством РФ решения об осуществлении временного лицензирования
ввоза товаров, в соответствии с п.2 приказа ГТК России от 15 июля 1997 года
N 423**181), лицензия становится документом, необходимым для таможенных целей
при таможенном оформлении товаров и выпуск лицензируемых товаров для свободного
обращения на таможенной территории Российской Федерации допускается только
при условии предоставления лицензии. При этом следует иметь в виду, что это
правило противоречит положению п.8 настоящей статьи, согласно которому расследование
(в том числе и меры, принимаемые в ходе его проведения) в целях возможного
применения специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер не
должно препятствовать таможенному оформлению и выпуску на таможенную территорию
Российской Федерации товара, являющегося объектом такого расследования.
Владелец лицензии должен представить оригинал лицензии до фактического
перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации в отдел
нетарифного и экспортного контроля таможни, указанной в графе 6 лицензии (в
этой графе указывается наименование и код таможни, в регионе деятельности
которой находится владелец лицензии).
В уполномоченном таможенном органе проверяется правильность заполнения
оригинала лицензии. Лицензии, заполненные в нарушение установленного порядка,
не принимаются.
Должностное лицо упомянутого отдела таможенного органа, на оборотной
стороне оригинала лицензии указывает номер и срок действия лицензии, наименования,
коды таможен, в регионе деятельности которых находятся фактические получатели
товаров, и количество ввозимых товаров напротив наименования соответствующей
таможни. При этом количество товаров должно указываться в единицах измерения,
соответствующих реквизитам лицензии.
Вышеуказанные сведения вносятся на основании представляемого владельцем
лицензии в таможенный орган письменного заявления в произвольной форме, к
которому должны быть приложены копии контрактов и, в случае необходимости
и других документов, позволяющих определить места нахождения фактических отправителей
или получателей и количество товаров, ввозимых ими.
Записи на оборотной стороне оригинала лицензии заверяются личной номерной
печатью должностного лица отдела таможни. После внесения сведений на оборотную
сторону оригинала лицензии снимаются копии лицевой и оборотной стороны лицензии
в количестве, соответствующем числу таможен, которые будут производить таможенное
оформление товаров в счет этой лицензии. Эти копии также заверяются личной
номерной печатью должностного лица таможенного органа и направляются владельцем
лицензии в соответствующие таможни.
При осуществлении таможенного оформления лицензируемого товара должностные
лица таможенного органа проверяют соответствие сведений, указанных в грузовых
таможенных декларациях, сведениям, указанным в лицензии (сведения о стране
происхождения, характере сделки, код товара и т.д.). При этом сведения о таможенной
стоимости товара не являются объектом такого сопоставления.
В случае несоответствия таких сведений, товар выпуску не подлежит до
переоформления грузовой таможенной декларации, либо внесения изменений в лицензию
или до переоформления лицензии (если возможность внесения таких изменений
в лицензию не предусмотрена п.4 инструкции "Об оперативном и централизованном
контроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров", утвержденной приказом
ГТК России от 26 мая 1994 года N 230**182) или актами Министерства торговли
РФ). В случае нарушения мер экономической политики и других ограничений, предусмотренных
таможенным законодательством, таможни, которые такие нарушения обнаружили,
заводят дело о нарушении таможенных правил.
При выпуске товара в счет лицензии, должностное лицо соответствующего
таможенного органа указывает номер грузовой таможенной декларации, количество
товара и дату выпуска товара в соответствующих реквизитах специального листа
исполнения лицензии, который в последствии направляется (сопроводительным
письмом, подписанным начальником отдела) в таможню, производившую предварительное
оформление лицензии.
По истечении срока действия лицензии ее владелец в 10-дневный срок направляет
в Министерство торговли РФ копию лицензии с отметкой таможенных органов о
ее исполнении.
12. В п.12 комментируемой статьи закреплено правило, в соответствии с
которым расследование может быть прекращено или приостановлено на основании
решения Правительства РФ, если иностранным государством (союзом иностранных
государств) принимаются обязательства, ведущие к устранению существенного
ущерба отрасли российской экономики.
Сразу же следует отметь, что в комментируемой статье идет речь только
об обязательствах, принятых уполномоченным органом иностранного государства.
Вместе с тем, в отдельным случаях обязательства могут быть приняты и иностранным
экспортером, например в случае выявления факта поставок товара на таможенную
территорию Российской Федерации по демпинговым ценам, наносящим существенный
ущерб или создающим угрозу такового отечественной отрасли экономики (см. комментарий
к п.6 ст.10).
Всего в комментируемом законе содержится три статьи, из них две специальные,
в которых предусмотрена возможность альтернативы пошлинам. Это показывает,
что комментируемый закон обладает сильной нормативной сконцентрированностью
и рассчитан на предоставление субъектам - определенным заинтересованным лицам
права широкого выбора вариантов поведения. Одним из таких вариантов является
принятие обязательства.
Согласно ст.84 Общих положений гражданского права КНР от 12 апреля 1986
года обязательство - это отношение по поводу определенных прав и обязанностей,
возникающих между сторонами в соответствии с условиями договора или установлениями
законодательства**183). Данное определение, в определенной мере, отражает
природу обязательств, применяемых на основании положений комментируемого закона.
Однако полностью отождествлять гражданско-правое обязательство с обязательствами,
предусмотренными комментируемым законом не следует. Дело в том, что финансовые
и административные отношения, основанные на властном подчинении одной стороны
другой, не входят в сферу гражданско-правового регулирования. Предметом гражданского
законодательства являются имущественные и связанные с ним неимущественные
отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности
из участников.
Общим для гражданско-правовых обязательств и обязательств, принимаемых
на основании положений настоящего закона, является то обстоятельство, что
в них отражается динамика очерченных прав и обязанностей, причем обязанности
одной стороны противостоит право требования другой стороны.
По своему субъективному составу обязательства, принимаемые на основании
положений настоящего закона, являются простыми - односторонними: уполномоченный
орган иностранного государства или экспортер товара обязуется совершить определенные
действия (сократить субсидию или объем демпингового импорта) или воздержаться
от определенных действий (отказаться от субсидий или демпинговых цен), а Правительство
или Министерство торговли РФ вправе требовать от них исполнить закрепленную
в письменном виде подобного рода обязанность. При этом pacta tertiis nec nocent
nec prosunt (лат. - состав сторон обязательств ограничен и действие обязательств
не распространяется на тех, кто не является их участниками).
Как следует из содержания уже упоминавшихся п.6 ст.11 и п.4 ст.14 комментируемого
закона, принимать или нет обязательство - это субъективное право соответствующих
участников правоотношений. В случае принятия такого обязательства, соблюдение
его требований становится юридической обязанностью лица, принявшего обязательство.
Такая обязанность обеспечена государственным принуждением, которое реализуется
через установление той или иной пошлины (антидемпинговой или компенсационной)
в случае нарушения обязательства.

<< Пред. стр.

стр. 16
(общее количество: 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>