<< Пред. стр.

стр. 18
(общее количество: 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

- демпинговая маржа, определенная в отношении импорта из каждой страны,
больше, чем минимальная, то есть демпинговая маржа в отношении каждого иностранного
государства составляет более 2%;
- объем импорта из каждой страны не является незначительным, то есть
на долю каждого иностранного государства приходится не менее 3% объема импорта
соответствующего товара в Российскую Федерацию;
- кумулятивная оценка влияния импорта является уместной в условиях конкуренции
между импортируемыми товарами и между импортируемыми товарами и аналогичным
или непосредственно конкурирующим отечественным товаром.
Если установлено иное, импорт из отдельных стран исключается из кумулятивного
анализа, что ведет к определению об отсутствии (того или иного вида) ущерба
и, соответственно, прекращению антидемпингового расследования. Например, в
деле по поставкам в Европейское экономическое сообщество хлопковой нити, импорт
этого товара из Индии и Таиланда не кумулировался с импортом из Египта, Турции
и Бразилии, по причине маленькой доли на рынке экспорта из Индии (0,7%) и
Таиланда (0,1%)**193). Аналогичные примеры есть и в Соединенных Штатах**194).
Противоположностью кумуляции является так называемая выборка: в случаях,
когда число экспортеров, производителей, импортеров или типов товаров, охваченных
антидемпинговым расследованием, настолько велико, что делает такое определение
практически неосуществимым, рассмотрение вопроса может быть ограничено:
- разумным числом заинтересованных лиц или товаров, с использованием
статистически обоснованной выборки на базе информации, которая имеется в распоряжении
к моменту отбора;
- наибольшей долей объема экспорта из соответствующего государства, которая
может быть охвачена антидемпинговым расследованием.
При этом любой отбор экспортеров, производителей, импортеров или типов
товаров осуществляется на основе консультаций с указанными заинтересованными
лицами.
Ограничение антидемпингового расследования посредством выборки не исключает
возможности определения индивидуальной демпинговой маржи для любого экспортера
или производителя, которые первоначально не были отобраны, но представили
необходимую информацию в тот срок, когда эта информация принимается во внимание
в ходе соответствующего расследования. Это правило не применяется, когда количество
экспортеров или производителей настолько велико, что индивидуальное рассмотрение
вопроса было бы неоправданно обременительным и помешало бы своевременному
завершению антидемпингового расследования.
5. Срочность расследования является одним из четырех принципов его проведения.
Три других - это экономия, простота и эффективность. Как правило, эти принципы
напрямую закрепляются в соответствующих нормативных правовых актах. Например,
п.b разд.I Закона Аргентины от 3 апреля 1972 года N 19,549 "Об административных
процедурах" гласит: "Срочность, экономия, простота и эффективность управляют
процедурами и должностное лицо должно быть уполномочено регулировать дисциплинарный
режим для обеспечения декорума и надлежащего порядка в процедурах"**195).
Указанный в п.5 комментируемой статьи срок проведения расследования,
предшествующего применению антидемпинговых мер, и его длительность характеризуют
временной параметр этой процедуры. Законодательное ограничение этого срока
означает, что в случае его пропуска планировавшиеся антидемпинговые меры применению
не подлежат. Исключение, в этом случае, составляют только временные меры,
которые могут быть введены в ходе такого расследования.
Временные рамки завершения антидемпингового расследования, предусмотренные
в п.5 комментируемой статьи значительно превышают аналогичные нормативные
сроки (определенные через определение длительности - протяженности во времени)
по расследованиям, предшествующим введению специальных защитных мер, которые
должны быть завершены в течение 9 месяцев (см.: комментарий к п.4 ст.19).
Все это лишний раз подчеркивает сложность вопросов, подлежащих выяснению в
ходе расследования, по результатам которого могут быть введены антидемпинговые
меры.

Статья 21. Особенности проведения расследования, предшествующего применению
компенсационных мер

1. Заявление о проведении расследования, предшествующего применению компенсационных
мер, помимо реквизитов, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального
закона, должно содержать доказательства:
предоставления иностранным государством (союзом иностранных государств)
субсидии иностранному экспортеру и (или) иностранному производителю товара,
являющегося объектом расследования;
причинения существенного ущерба отрасли российской экономики.
2. Заявление о проведении расследования, предшествующего применению компенсационных
мер, не может быть принято к рассмотрению, если на долю российских производителей
товара, поддерживающих данное заявление, приходится менее чем двадцать пять
процентов объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего
товара в Российской Федерации.
3. Расследование, предшествующее применению компенсационных мер, должно
быть немедленно прекращено, если будет установлено, что размер субсидии иностранного
государства (союза иностранных государств) не превышает один процент стоимости
товара.
4. Расследование, предшествующее применению компенсационных мер, должно
быть завершено в течение двенадцати месяцев.

Комментарий к статье 21

1. Заявление о проведении расследования, предшествующего применению компенсационных
мер, должно содержать следующие сведения:
- сведения о заявителе, данные об объеме и стоимости производства в Российской
Федерации товара, являющегося предположительно предметом субсидируемого импорта,
за 3 предшествующих календарных года, по которым имеются необходимые статистические
данные (в заявлении, поданном от имени отрасли российской экономики, указывается
перечень всех известных российских производителей товара с указанием, если
имеются необходимые данные, доли каждого производителя в общем объеме отечественного
производства);
- описание товара, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации
с указанием девятизначного кода Товарной номенклатуры внешнеэкономической
деятельности Содружества независимых государств, наименование страны (стран)
его происхождения или экспорта, сведения об известных иностранных производителях
и/или экспортерах товара, а также об известных российских импортерах товара;
- доказательства предоставления иностранным государством (союзом иностранных
государств) субсидии иностранному экспортеру и/или иностранному производителю
товара и сведения об ее объеме, характере и сроке предоставления;
- сведения о российских субсидиях, используемых при производстве и/или
экспорте аналогичного или непосредственно конкурирующего товара за 3 предшествующих
календарных года;
- информация об изменении объема импорта товара за 3 предшествующих календарных
года, по которым имеются необходимые статистические данные;
- сведения о темпах и абсолютных величинах прироста импорта товара (в
абсолютном и относительном выражении) за 3 предшествующих календарных года;
- сведения о влиянии импорта товара на цены аналогичного или непосредственно
конкурирующего товара на внутреннем рынке Российской Федерации и влиянии импорта
на состояние отрасли российской экономики за 3 предшествующих календарных
года;
- сведения о доле импортного товара в общем объеме реализации аналогичного
или непосредственно товара на внутреннем рынке Российской Федерации за 3 предшествующих
календарных года;
- оценка существенного ущерба или угрозы его причинения отрасли российской
экономики с учетом факторов и показателей, характеризующих состояние отрасли
российской экономики, включая фактически происшедшее или возможное падение
производства, продаж, рыночной доли, прибыли, производительности, доходов
по инвестициям или уменьшения производственных мощностей, факторов, затрагивающих
внутренние цены, фактически происшедшее или возможное негативное влияние на
движение денежных потоков, товарные запасы, занятость, заработную плату, возможности
мобилизации капитала или инвестиций или возможности развития социальной сферы
и других факторов;
- доказательства установления причинно-следственной связи между импортом
товара, субсидируемым иностранным государством (союзом иностранных государств),
и предполагаемым существенным ущербом отрасли российской экономики;
- информация о предлагаемой компенсационной мере с указанием размера
и срока, на который ее необходимо ввести;
- план мероприятий по адаптации отрасли российской экономики к работе
в условиях иностранной конкуренции на период действия предлагаемой заявителем
компенсационной меры.
В случае, если вышеперечисленные сведения не являются доступными или
их получение связано с нарушением прав третьих лиц на владение и пользование
информацией, то непредставление таких сведений само по себе не может служить
основанием для отказа в начале расследования. В таких случаях заявитель должен
представить информацию о действиях, которые он предпринимал с целью получения
сведений, и о причинах их неполучения.
2. Требование о поддержке заявления о проведении расследования является
важным элементом процесса введения мер по защите экономических интересов государства
при осуществлении внешней торговли товарами. Без надлежащей поддержки заявление
не подлежит рассмотрению.
Согласно п.2 комментируемой статьи заявление о проведении расследования,
предшествующего применению компенсационных мер, не может быть принято к рассмотрению,
если на долю российских производителей товара, поддерживающих данное заявление,
приходится менее чем 25% объема производства аналогичного или непосредственно
конкурирующего товара в Российской Федерации.
3. Третьим пунктом комментируемой статьи установлено, что расследование
немедленно прекращается в случаях, когда величина субсидии является минимальной.
Она считается таковой, если составляет менее 1% стоимости товара. Соответственно,
если расследование не проводится, то и компенсационные меры не могут быть
введены.
Таким образом, можно сказать, что действующее российское законодательство
допускает использование, при осуществлении внешней торговли товарами, финансовой
поддержки иностранным государством своих экспортеров, но только в минимальном
размере. Или иными словами, предполагается, что минимальная субсидия не может
нанести существенный ущерб отрасли национальной экономики или создать угрозу
его причинения.
4. Также как и в случае с антидемпинговым расследованием (см. комментарий
к п.5 ст.20), расследование, предшествующее введению компенсационных мер,
должно быть завершено в течение 12 месяцев.
Основная цель таких положений заключается в ограничении срока, в течение
которого экспортер вынужден нанимать адвокатов, консультантов, экспертов и
переводчиков, а также проводить различные встречи, то есть направлять значительные
материальные ресурсы на не основной вид своей деятельности.
Следует отметить, что до принятия комментируемого закона, сроки проведения
расследования на предмет введения компенсационных и антидемпинговых мер были
еще меньше. В соответствии с п.4(б) так называемого порядка проведения расследования,
предшествующего введению защитных мер, утвержденным Министерством внешних
экономических связей 21 декабря 1995 года (с изм. от 14 ноября 1997 года)
этот срок составлял 6 месяцев со дня принятия заявления**196). Правда в отдельных
- особых случаях срок расследования мог быть продлен Комиссией Правительства
РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, но
не более чем до 18 месяцев.

Глава VIII. Заключительные положения

Статья 22. Обжалование действий или бездействия должностных лиц в ходе
проведения расследования

Действия или бездействие должностных лиц в ходе проведения расследования
в целях возможного применения мер по защите экономических интересов Российской
Федерации могут быть обжалованы в суд в соответствии с законодательством Российской
Федерации.

Комментарий к статье 22

Любое лицо (физическое или юридическое) имеет право обжаловать (обратиться
в письменной форме в государственный орган с указанием на незаконные) действия
или бездействие должностных лиц (занимающих постоянную или временную должность
в государственном органе), если считает ущемленными свои права и законные
интересы.
Действие - это совокупность осознанных, волевых телодвижений**197). Бездействие
есть невыполнение юридической обязанности, которую виновный имел возможность
и обязан был выполнить. Применительно к положениям комментируемого закона,
в качестве действия может выступать отказ в предоставлении заинтересованным
лицам неконфиденциальной информации, а примером бездействия - неуведомление
заинтересованных лиц о предстоящем расследовании.
Следуя сложившемуся на сегодняшний день составу федеральных органов исполнительной
власти, участвующих в проведении расследования на предмет введения мер по
защите экономических интересов Российской Федерации, можно сказать, что комментируемая
статья распространяется на действия и бездействие должностных лиц, прежде
всего, Министерства торговли и Комиссии Правительства РФ по защитным мерам
во внешней торговле и таможенно-тарифной политике.
Для того, чтобы получить право на обжалование, действия или бездействие
должно затрагивать лицо непосредственно и индивидуально. Под эту категорию
подпадают прежде всего следующие из упомянутых в п.6 ст.18 настоящего закона
заинтересованные лица, а именно:
- заявитель, российский производитель аналогичного товара или товара,
непосредственно конкурирующего с товаром, являющимся объектом расследования,
либо объединение российских производителей, большинство участников которого
производят такой товар;
- иностранный экспортер товара и иностранный производитель товара, являющегося
объектом расследования;
- российский импортер товара или объединение российских импортеров, большинство
участников которого являются импортерами такого товара.
В отдельных случаях этот состав может быть расширен. Например, если потребителю
или объединению потребителей товаров будет отказано в предоставлении информации,
полученной в ходе соответствующего расследования и не являющейся конфиденциальной.
Комментируемая статья предусматривает однозвенный порядок обжалования
действий или бездействия и не ставит обязательным условием направление первичной
или предварительной жалобы, например министру торговли. Если же жалоба все
таки направлена, то она, по общему правилу, подлежит рассмотрению в месячный
срок.
Жалоба подается в письменной форме. В ней необходимо указать лицо, на
имя которого подана жалоба, лицо, подающее жалобу, чьи действия (бездействие)
обжалуются и по каким основаниям.
В случае отказа в удовлетворении жалобы или отсутствия ответа в течении
месяца со дня ее подачи, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд. При
этом направление жалобы в вышестоящий орган не лишает права заинтересованного
лица на одновременное обращение в суд, то есть одновременно использовать административный
и судебный порядки.
При принятии решения о подведомственности дела, упомянутому лицу необходимо
руководствоваться п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего
Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 года N 12/12**198), который гласит:
"Споры о признании недействительными актов государственных и иных органов,
не соответствующих законодательству и нарушающих права и охраняемые законом
интересы организаций и граждан-предпринимателей, подлежат разрешению в арбитражном
суде. Требования организаций и граждан-предпринимателей о признании неправомерными
действий должностных лиц, нарушающих их права и охраняемые интересы, подлежат
рассмотрению в суде, если обжалуемые действия не были оформлены распорядительными
или иными документами".
Жалоба, на действия или бездействие должностных лиц, участвующих в проведении
расследования в целях возможного применения мер по защите экономических интересов
Российской Федерации, подается в суд общей юрисдикции по месту нахождения
федерального органа исполнительной власти, действия или бездействие должностных
лиц которого обжалуются.
При подаче такой жалобы, в соответствии с п.8 ст.4 Федерального закона
от 31 декабря 1995 года (с изменениями от 20 августа 1996 года, 19 июля 1997
года и 21 июля 1998 года) N 226-ФЗ "О государственной пошлине", должна быть
уплачена сумма, равная 15% от минимального размера оплаты труда**199).
Жалоба рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства
(в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РСФСР от 11 июня 1964
года (с посл. изм.))**200). По результатам ее рассмотрения суд выносит решение.
Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие или бездействие
незаконным, обязывает удовлетворить требования заявителя либо иным путем восстанавливает
его нарушенные права. Если обжалуемое действие или бездействие суд признает
законным, он отказывает в удовлетворении жалобы. Решение суда, вступившее
в законную силу, является обязательным и подлежит исполнению на всей территории
Российской Федерации.

Статья 23. Неприменение мер по ограничению импорта или экспорта товаров

Правительство Российской Федерации может принять решение о неприменении
специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер, предусмотренных
настоящим Федеральным законом, даже если их введение соответствует критериям
и процедурам, установленным другими положениями настоящего Федерального закона,
в случае, если введение таких мер может причинить существенный ущерб развитию
отрасли российской экономики, экономике Российской Федерации в целом или интересам
значительной части потребителей товаров, либо по иным существенным причинам,
имеющим общегосударственную важность. Такое решение должно быть соответствующим
образом мотивировано. Оно может быть пересмотрено в случае, если причины,
лежащие в основе такого решения, изменились.

Комментарий к статье 23

Сфера действия настоящей статьи распространяется на ограниченный круг
таможенно-тарифных и нетарифных мер по защите экономических интересов Российской
Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, а именно на:
- специальные защитные меры;
- антидемпинговые меры;
- компенсационные меры.
По определениям, содержащимся в ст.2 комментируемого закона это меры
по ограничению:
- ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации;
- демпингового импорта товара;
- импорта товара, субсидируемого иностранным государством (союзом иностранных
государств).
Ранее, например, ст.12 Закона СССР от 26 марта 1991 года "О таможенном
тарифе" предусматривала, что "компенсационные пошлины применяются в случаях:
ввоза на таможенную территорию СССР товаров, при производстве или экспорте
которых прямо или косвенно использовалась субсидия, если такой ввоз наносит
или угрожает нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно
конкурирующих товаров, либо препятствует организации и расширению производства
подобных товаров в СССР;
вывоза за пределы таможенной территории СССР товаров, при производстве
или экспорте которых прямо или косвенно использовалась субсидия, если такой
вывоз наносит или угрожает нанести ущерб интересам Союза ССР и республик"**201).
Аналогично была построена и ст.11 этого закона, посвященная применению антидемпинговых
пошлин, то есть допускалось применение этих пошлин как при импорте товаров,
так и при экспорте.
В настоящее время, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные
меры являются инструментами государственного регулирования только импорта
товаров. В связи с тем, что указанные меры применяются только при ввозе товара
на российскую таможенную территорию, оговорка в названии комментируемой статье
о неприменении мер по ограничению экспорта товаров не верна.
Общим для перечисленных в настоящей статье мер, является то, что их применению,
за исключением случая, предусмотренного в п.5 ст.6 комментируемого закона,
предшествует проведение специального расследования. По результатам такого
расследования Министерство торговли РФ представляет в Правительство РФ предложения
о применении специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер,
подготовленные в форме доклада, который, можно сказать, является заключительной
стадией соответствующего расследования.
Доклад Министерства торговли РФ по итогам проведенного расследования
должен содержать следующую информацию:
- описание товара, являющегося объектом расследования, с указанием девятизначного
кода Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых
Государств;
- доказательства возросшего импорта товара, осуществляемого на таможенную
территорию Российской Федерации, либо демпингового импорта такого товара,
либо импорта товара, при производстве или экспорте которого использовались
субсидии иностранного государства (союза иностранных государств);
- доказательства наличия существенного ущерба или угрозы его причинения
отрасли российской экономики;
- доказательства причинно-следственной связи между существенным ущербом
или угрозой его причинения отрасли российской экономики и возросшим импортом
товара на таможенную территорию Российской Федерации, либо демпинговым импортом
такого товара, либо импортом товара, при производстве или экспорте которого
использовались субсидии иностранного государства (союза иностранных государств);
- описание предлагаемой меры по защите экономических интересов Российской
Федерации (в том числе: специальной защитной меры, которая может быть реализована
посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе
временной специальной пошлины; антидемпинговой меры, - антидемпинговой пошлины,
в том числе временной, либо принятия обязательств; компенсационной меры, -
компенсационной пошлины, в том числе временной, либо принятия обязательств);
- предполагаемую дату введения и срок действия предполагаемой меры, а
также проект плана мероприятий по адаптации отрасли российской экономики к
работе в условиях иностранной конкуренции на период действия предлагаемой
меры, разработанного заявителем от имени отрасли российской экономики.
В своем докладе Министерство торговли РФ может предложить и не применять
меры (специальные защитные, антидемпинговые или компенсационные) в случае,
если:
- введение таких мер может причинить существенный ущерб развитию отрасли
российской экономики, экономике Российской Федерации в целом или интересам
значительной части потребителей товаров;
- либо по иным существенным причинам, имеющим общегосударственную важность.
Завершение соответствующего расследования не означает обязательное -
автоматическое применение той или иной меры, даже если для этого существуют
все основания, то есть в отдельных случаях, помимо установления фактов недобросовестной
конкуренции, необходимо проведение анализа применимости инструментов государственного
регулирования внешнеторговой деятельности.
С этой целью в настоящий закон включена специальная статья, санкционирующая,
при наличии соответствующих оснований, неприменение мер по ограничению импорта
товаров.
Возможность такого поворота в расследовании обусловлена тем, что государственная
внешнеторговая политика, реализуемая через применение различных мер защиты
экономических интересов, ограничивает свободную торговлю и тем самым оказывает
воздействие в том числе и на уровень развития защищаемых отраслей российской
экономики и благосостояние потребителей.
Вопрос о том, как введение той или иной меры сказывается на интересах
потребителей уже был рассмотрен в комментарии к п.3 ст.12. Здесь лишь стоит
повторить, что при установлении той или иной меры защиты отечественной отрасли
экономики потребители несут потери, так как при неизменном уровне доходов
вынуждены покупать соответствующие товары в меньшем объеме и платить за них
дороже.
Как правило сопутствующим признаком недобросовестных методов конкуренции
являются низкие цены, что проявляется в двух факторах. Первый - это прибыль:
низкие цены соответствуют интересам потребителей, так как у них высвобождаются
средства для дополнительных покупок. Второй - замещение: потребители более
склонны покупать более дешевые импортные товары, нежели дорогие или по той
же цене национальные товары. Оба эти фактора тесно взаимосвязаны и в итоге
приводят к увеличению потребления импортных товаров. Таким образом, интересы
потребителей всегда на стороне иностранного экспортера или производителя.
Однако, представляется, что в отношении потребителей, основным вопросом
является не то, понесут ли они потери от введения той или иной меры защиты
или нет и отвечает ли ее введение их интересам, а то, как определить так называемую
значительную часть таких потребителей, о которой идет речь в комментируемой
статье. Отсутствие четкого определения этой величины, дает необъятный простор
для Министерства торговли РФ в толковании этого положения, что возможно, в
будущем, скажется на принятии решения о необходимости применения мер государственного
регулирования внешнеторговой деятельности.
Запрещенные настоящим законом методы осуществления внешней торговли товарами
воздействует не на конкуренцию в целом, а на участников конкуренции. Введение
протекционистских мер на импорт отвечает прежде всего интересам отечественных
производителей аналогичных или непосредственно конкурирующих товаров.
В результате введения той или иной меры, они, с одной стороны, могут
расширить продажи, так как импортные товары становятся дороже и потребители
предъявляют растущий спрос на отечественную продукцию, а, с другой стороны,
подорожание импортных товаров позволяет отечественным производителям также
повысить цены и получить дополнительный выигрыш.
Установление специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных
мер дает возможность производителям увеличить производство соответствующего
товара. Выигрыш производителей, в данном случае, представляющий собой разность
между выручкой от продажи товара по сложившейся рыночной цене и издержками
на его производство, увеличивается. Однако дополнительные прибыли производителей
от введения той или иной меры защиты существенно меньше, чем потери потребителей.
Это объясняется тем, что отечественные производители выигрывают от повышения
цен только на свою продукцию, тогда как потребители платят дороже за весь
приобретаемый товар (отечественный и импортный), соответственно и потребляют
его меньше.
Одновременно, не следует говорить о безусловном выигрыше производителей
от введения таможенно-тарифных и нетарифных мер государственного регулирования
внешнеторговой деятельности. Дело в том, что при использовании различных мер
защиты национальных отраслей экономики снижается эффективность распределения
ресурсов, поскольку расширяется производство у недостаточно конкурентоспособных
отечественных фирм с более высоким уровнем издержек. Происходит падение качества,
расширяется использование неэффективных технологий и т.д. Кроме того, ограничивая
ценовую конкуренцию и гарантируя отечественным производителям определенную
долю национального рынка, государство способствует монополизации рынка. Таким
образом, в отдельных случаях протекционизм, особенно чрезмерный, может привести
к негативным последствиям.
Помимо состояния развития отрасли российской экономики и интересов потребителей

<< Пред. стр.

стр. 18
(общее количество: 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>