<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

из сферы его применения определенные отношения, вязанные с применением мер
по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней
торговли услугами, объектами интеллектуальной собственности, инвестиций и
валютного контроля.
Не ставя перед собой задачу всестороннего раскрытия этих отношений, тем
не менее следует вкратце, посредством использования положений соответствующих
законов и соглашений, определить о чем идет речь.
а) Услуги - это предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение
потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе
трудовых правоотношений. В соответствии со ст.1 Генерального соглашения по
торговле услугами (Марракеш, 15 апреля 1994)**8), торговля услугами - это
поставка услуг:
- с территории одного участника (имеется ввиду участник Всемирной торговой
организации) на территорию любого другого участника;
- на территории одного участника потребителю услуг любого другого участника;
- поставщиком услуг одного члена путем коммерческого присутствия на территории
любого другого члена;
- поставщиком услуг одного члена путем присутствия физических лиц члена
на территории любого другого члена.
В понятие "услуги" не входят услуги, предоставляемые при исполнении функций
правительственной власти (услуга, которая поставляется на некоммерческой основе
и не на условиях конкуренции с одним или несколькими поставщиками услуг).
б) В ст.1 Соглашения о сотрудничестве по пресечению правонарушений в
области интеллектуальной собственности (Москва, 6 марта 1998 года) закреплено,
что термин "интеллектуальная собственность" понимается в значении, указанном
в ст.2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности,
подписанной в Стокгольме 14 июля 1967 года**9). Интеллектуальная собственность
включает в себя права, относящиеся к:
- литературным, художественным и научным произведениям;
- исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телевизионным
передачам;
- изобретениям во всех областях человеческой деятельности;
- научным открытиям;
- промышленным образцам;
- товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим
обозначениям;
- защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права,
относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной и
художественных областях.
в) Инвестиции - это долгосрочное вложение капитала в какое-либо предприятие
с целью получения доходов или, если пользоваться определением, содержащимся
в ст.1 Закона РСФСР от 26 июня 1991 года "Об инвестиционной деятельности в
РСФСР" (с изменениями от 19 июня 1995 года)**10), инвестициями являются денежные
средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии,
машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты,
любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности,
вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности и других видов деятельности
в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального
эффекта.
По виду инвестиционного объекта различают реальные или прямые (вложение
капитала непосредственно в производство какой-либо продукции: покупка, замена,
расширение производственного оборудования; создание филиалов и т.д.), портфельные
(вложение средств в долгосрочные ценные бумаги), финансовые (вложение средств
в операции с ценными бумагами) и нематериальные или интеллектуальные инвестиции
(вложение капитала в нематериальные ценности).
Отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов
при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации регулируются
Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях
в Российской Федерации"**11).
г) Целью валютного контроля, согласно ст.10 Закона РФ от 9 октября 1992
года N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле"**12), является
обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных
операций. Под ними следует понимать операции, связанные с переходом права
собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные
с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных
документов в иностранной валюте, ввоз и пересылка в страну и вывоз и пересылка
из страны валютных ценностей, а также осуществление международных денежных
переводов.
Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте
подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные
с движением капитала.
Текущие валютные операции это:
- переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной
валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту
товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием
экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;
- получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180
дней;
- переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов,
дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям,
связанным с движением капитала;
- переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской
федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсий, алиментов, наследства,
а также другие аналогичные операции.
Валютные операции, связанные с движением капитала - это:
- прямые инвестиции, то есть вложения в уставной капитал предприятия
с целью извлечения дохода и получения прав в управлении предприятием;
- портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;
- переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное
имущество, включая землю и ее недра, относимые по законодательству страны
местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;
- предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней
по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;
- предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;
- все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.
Основными направлениями валютного контроля, осуществляемого органами
валютного контроля и их агентами являются:
- определение соответствия проводимых валютных операций действующему
законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
- проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед
государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем
рынке Российской Федерации;
- проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
- проверка полноты и объективности и отчетности по валютным операциям,
а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
Таким образом, выводя из под юрисдикции комментируемого закона солидный
массив отношений, связанных с применением мер по защите экономических интересов
государства при осуществлении внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной
собственности, а также при осуществлении инвестиций и валютного контроля,
законодатель ограничил сферу действия настоящего закона. В данном случае такое
исключение следует считать положительным, потому что оно позволяет сконцентрировать
усилия в одном направлении и тем самым увеличивает эффективность мер, направленных
на защиту экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней
торговли товарами.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные
понятия:
существенный ущерб отрасли российской экономики - подтвержденное доказательствами
значительное общее ухудшение положения отрасли российской экономики, которое
наступило вследствие возросшего ввоза на таможенную территорию Российской
Федерации аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, либо демпингового
импорта такого товара, либо импорта товара, субсидируемого иностранным государством
(союзом иностранных государств), и выражается, в частности, в сокращении объема
производства такого товара, сокращении его реализации на внутреннем рынке
Российской Федерации, снижении рентабельности производства такого товара,
замедлении развития отрасли российской экономики, негативном влиянии на товарные
запасы, трудоустройство, уровень заработной платы, общую инвестиционную активность
и другие показатели;
угроза причинения существенного ущерба отрасли российской экономики -
подтвержденная доказательствами очевидная неотвратимость причинения существенного
ущерба отрасли российской экономики;
существенный ущерб от импорта товара, субсидируемого иностранным государством
(союзом иностранных государств), - существенный ущерб отрасли российской экономики
или угроза его причинения, а также прекращение вывоза аналогичного или непосредственно
конкурирующего товара, происходящего из Российской Федерации, на таможенную
территорию иностранного государства, которое предоставляет субсидию на аналогичный
или непосредственно конкурирующий товар, ввозимый на таможенную территорию
Российской Федерации;
отрасль российской экономики - производители аналогичного или непосредственно
конкурирующего товара в любых отраслях российской экономики (в том числе в
отраслях, занимающихся переработкой сельскохозяйственных товаров), на долю
которых приходится основная часть (более чем пятьдесят процентов) объема производства
такого товара;
аналогичный или непосредственно конкурирующий товар - товар, который
классифицируется одним и тем же кодом Товарной номенклатуры внешнеэкономической
деятельности Содружества Независимых Государств и который полностью идентичен
другому товару или сопоставим с ним по своему функциональному назначению,
применению, качественным и техническим характеристикам и по другим основным
свойствам таким образом, что покупатель заменяет или готов заменить таким
товаром другой товар в процессе потребления;
товар, происходящий из Российской Федерации, - товар, происхождение которого
из Российской Федерации определяется в соответствии с Законом Российской Федерации
"О таможенном тарифе Российской Федерации";
специальные защитные меры - меры по ограничению ввоза товара на таможенную
территорию Российской Федерации для свободного обращения на ее внутреннем
рынке, которые применяет Правительство Российской Федерации посредством введения
импортной квоты или специальной пошлины, в том числе временной специальной
пошлины;
импортная квота - ограничение импорта товара в отношении его количества
и (или) стоимости;
экспортная квота - ограничение экспорта товара в отношении его количества
и (или) стоимости;
специальная пошлина - пошлина, которая применяется при введении специальных
защитных мер и взимается федеральным органом исполнительной власти, на который
возложено непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации,
сверх ставки таможенной пошлины;
ставка таможенной пошлины - ставка таможенной пошлины, применяемая в
соответствии с Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе Российской
Федерации" при осуществлении Российской Федерацией внешней торговли товарами
с иностранными государствами, пользующимися режимом наибольшего благоприятствования;
импорт товара в предшествующий период - средняя величина импорта соответствующего
товара за три предшествующих года, в отношении которых имеются необходимые
статистические данные;
антидемпинговые меры - меры по ограничению демпингового импорта товара,
которые применяет Правительство Российской Федерации посредством введения
антидемпинговой пошлины, в том числе временной антидемпинговой пошлины, либо
принятия ценовых обязательств;
антидемпинговая пошлина - пошлина, которая применяется при введении антидемпинговых
мер и взимается федеральным органом исполнительной власти, на который возложено
непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, сверх
базовой ставки таможенной пошлины;
демпинговый импорт товара - импорт товара по экспортной цене ниже его
нормальной стоимости;
нормальная стоимость товара - цена аналогичного или непосредственно конкурирующего
товара в государстве производителя или экспортера (союзе иностранных государств)
товара при обычном ходе торговли таким товаром;
обычный ход торговли - купля-продажа товара на внутреннем рынке государства
- производителя или экспортера (союза иностранных государств) товара по цене,
которая складывается из его средневзвешенной себестоимости и средней нормы
прибыли, определяемых исходя из средневзвешенных производственных, торговых,
административных и общих издержек;
экспортная цена товара - цена, по которой товар ввозится на таможенную
территорию Российской Федерации;
демпинговая маржа - отношение нормальной стоимости товара за вычетом
экспортной цены такого товара к его экспортной цене;
минимально допустимая демпинговая маржа - демпинговая маржа, составляющая
два процента;
компенсационные меры - меры по ограничению импорта товара, субсидируемого
иностранным государством (союзом иностранных государств), которые применяет
Правительство Российской Федерации посредством введения компенсационной пошлины,
в том числе временной компенсационной пошлины;
компенсационная пошлина - пошлина, которая применяется при введении компенсационных
мер и взимается федеральным органом исполнительной власти, на который возложено
непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, сверх
базовой ставки таможенной пошлины;
субсидия иностранного государства (союза иностранных государств) - финансовая
поддержка иностранным государством (союзом иностранных государств), несущая
в себе преимущества посредством прямого перевода денежных средств или обязательства
сделать такой перевод; полного или частичного освобождения от налоговых, таможенных
или иных обязательных платежей либо возврата сборов или налогов при экспорте
товаров в размерах, не превышающих суммы уплаченных сборов или налогов; аннулирования
долга или предоставления кредита в целях оказания помощи в оплате такого долга;
льготного или безвозмездного предоставления энергии, материалов, компонентов,
полуфабрикатов, услуг, за исключением товаров и услуг, предназначенных для
поддержания и развития обшей инфраструктуры, то есть инфраструктуры, не связанной
только с конкретным производителем и (или) экспортером; льготного приобретения
товаров; договора с частной организацией об осуществлении одной или нескольких
вышеперечисленных мер поддержки, а также любая поддержка цен или доходов,
если таковая ведет к получению дополнительных доходов;
специфическая субсидия - субсидия, доступ к которой ограничен и которая
предоставляется конкретному производителю и (или) экспортеру, или конкретному
союзу производителей и (или) союзу экспортеров, или конкретной отрасли экономики
либо направлена на стимулирование экспорта товара или на замещение импорта
товара;
сельскохозяйственные товары - товары, которые классифицируются в группах
с 1 по 24 (за исключением рыбы и продуктов из морских биологических ресурсов)
Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых
Государств, а также такие товары, как: маннит; D-глюцит (сорбит); масла эфирные;
казеин, альбумины, желатин, декстрины и модифицированные крахмалы, клеи; средства
отделочные; сорбит; шкуры и кожа; сырье пушно-меховое; шелк-сырец и отходы
шелковые; шерсть животных; хлопок-сырец, отходы хлопка, волокно хлопковое
чесаное; лен-сырец; пенька-сырец.

Комментарий к статье 2

Красота закона заключается в его логичности, лаконичности, точности,
четкости и ясности, в том числе и приведенных в нем понятий. Как известно,
отсутствие четких нормативных определений основных понятий приводит к их различному
пониманию заинтересованными лицами и, как следствие, к неизбежным конфликтам.
Четкие формулировки базовых для комментируемого закона понятий, призваны предотвратить
возможные противоречия в его толковании или иными словами, точность закона
определяется прежде всего точностью понятий, посредством которого он выражен.
Понятия (многие из которых являются новыми), содержащиеся в комментируемой
статье, условно можно сгруппировать по следующим направлениям:
а) ущерб (существенный ущерб отрасли российской экономики, угроза причинения
существенного ущерба, существенный ущерб от импорта товара, субсидируемого
иностранным государством (союзом государств) и отрасль российской экономики)
и товар (аналогичный или непосредственно конкурирующий товар, товар, происходящий
из Российской Федерации и сельскохозяйственный товар, импорт товара за предшествующий
период));
б) таможенное обложение (ставка таможенной пошлины);
в) ограничения ввоза и вывоза товаров (специальные защитные меры, импортная
квота, экспортная квота и специальная пошлина);
г) демпинг и антидемпинг (антидемпинговые меры, антидемпинговая пошлина,
демпинговый импорт товара, обычный ход торговли, экспортная цена товара, демпинговая
маржа и минимально допустимая демпинговая маржа);
д) финансовая поддержка иностранного государства и меры противодействия
(компенсационная мера, субсидия иностранного государства, специфическая субсидия).
При этом сразу необходимо оговориться, что перечень понятий, включенный
в настоящую статью, не является исчерпывающим, так как многие понятия применены,
а некоторые и раскрыты в соответствующих статьях закона. Например, такой прием
использован в п.5 ст.8.
Также важно учитывать, что многие понятия, институты и термины, используемые
в комментируемом законе, заимствованы из других отраслей законодательства
Российской Федерации (это касается например, понятия "ставка таможенной пошлины").
В этом случае они применяются в том значении, в каком они используются в соответствующих
отраслях законодательства.
а) Понятие "существенный ущерб отрасли российской экономики", используемое
в абз. 2 комментируемой статьи, определяется посредством двух компонентов
(что позволяет говорить о нем как о комплексном понятии).
Во-первых, - это негативное воздействие на такую отрасль, причиной которого
может быть как минимум один из следующих факторов:
- возросший ввоз на таможенную территорию Российской Федерации аналогичного
или непосредственно конкурирующего товара;
- демпинговый импорт на таможенную территорию Российской Федерации аналогичного
или непосредственно конкурирующего товара;
- импорт на таможенную территорию Российской Федерации аналогичного или
непосредственно конкурирующего товара, субсидируемого иностранным государством
или союзом иностранных государств.
Во-вторых, - это подтвержденное доказательствами значительное общее ухудшение
положения отрасли российской экономики, которое может выражаться в:
- сокращении объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего
товара;
- сокращении реализации аналогичного или непосредственно конкурирующего
товара на внутреннем рынке Российской Федерации;
- снижении рентабельности производства аналогичного или непосредственно
конкурирующего товара;
- замедлении развития отрасли российской экономики;
- негативном влиянии на товарные запасы, трудоустройство, уровень заработной
платы, общую инвестиционную активность и другие показатели.
Зарубежным аналогом понятия "существенный ущерб отрасли российской экономики"
является "материальный ущерб". Однако следует обратить внимание на изначальную
разницу в составных элементах понятия "ущерб". В соответствии с дополнением,
внесенным в разд.VII § 731 Закона США от 17 июня 1930 года "О тарифе" разд.I
§ 101 Закона США от 26 июля 1979 года "О торговых соглашениях", понятие "ущерб"
включает в себя "материальный ущерб", "угрозу материального ущерба" и "материальное
замедление становления промышленности"**13).
В приведенном определении составным элементом - одним из видов ущерба
является материальное замедление становления промышленности или иными словами
препятствие организации производства аналогичных или непосредственно конкурирующих
товаров. В комментируемой статье этот вид ущерба не выделен. Отчасти это связано
с тем, что в качестве основы российскими законодателями использовано не понятие
"ущерб", а "существенный ущерб".
Как видно из абз.3 комментируемой статьи, помимо существенного ущерба
может иметь место и угроза его нанесения. Чтобы разделить эти два понятия
достаточно использовать определение "нанесенный", которое характеризует понятие
"существенный ущерб отрасли российской экономики". Угроза нанесения такового
характеризуется такой категорией как "возможность причинения". В этом основное
отличие между этими видами ущерба.
За рубежом официально признанным третьим видом ущерба является материальное
замедление становления промышленности. Этот вид ущерба наиболее часто используется
развивающимися странами, особенно в Республике Корея.
Развитые страны поддерживают свою конкурентноспособность индивидуальными
новшествами. Они обычно лидируют в производстве товаров, требующих высокоразвитой
технологии или массированных капиталовложений. Развивающиеся страны не имеют
возможности (технологической и материальной) производить такие товары не завися
от импорта развитых стран. Однако, с экономическим ростом, развивающиеся страны
могут преуспеть в производстве таких товаров и будут пытаться поставлять их
на национальный и внешний рынки. В этом случае, экспортеры из развитых стран,
оказавшись перед опасностью потери рынка, предпринимают попытки удержать рынок
посредством методов недобросовестной конкуренции, которые, используя определение,
содержащееся в п.1 ст.2 постановления Совета ЕЭС от 17 сентября 1984 года
N 2641/84 "Об усилении единой торговой политики, и в частности мер по борьбе
с недозволенными способами торговли", можно охарактеризовать, как "все те
способы, применяемые третьими странами, которые в международной торговле несовместимы
с нормами международного права или с другими общепризнанными нормами"**14).
В этой ситуации, одним из немногих выходов для национальных производителей
аналогичных или непосредственно конкурирующих товаров, которые уже осуществили
инвестирование и понимают, что не смогут устоять перед конкуренцией иностранных
экспортеров длительный период времени, является подача в уполномоченный орган
своего государства заявления на предмет введения той или иной меры защиты.
Так как в ходе специального расследования по такому заявлению национальный
производитель не может предоставить доказательства, требуемые для определения
нанесенного материального ущерба, ведь он начнет свое производство только
через год или два и говорить о его доле на рынке и других параметрах еще преждевременно,
то в данном случае определение ущерба на основе факторов нанесенного существенного
ущерба будет невозможным. Тоже справедливо и в отношении угрозы нанесения
такого ущерба.
Для обхода этих трудностей и применяется третий вид ущерба: материальное
замедление становления национальной отрасли экономики.
В определении такого замедления вначале проверяется - создана ли отрасль.
Отрасль, которая не создана, включает не только отрасль, в которую произведены
значительные инвестиции, такие как вложение средств в производственные мощности,
но и тех производителей, которые еще не достигли стабильности. Если отрасль
национальной экономики создана - изучается вопрос наличия замедления, то есть
сравниваются ожидаемые результаты с действительными. Для ожидаемых результатов
обычно учитываются точные цифры, рассчитанные на дату инициирования соответствующего
расследования.
К сожалению в комментируемом законе не дано определение понятия "препятствие
организации производства аналогичных или непосредственно конкурирующих товаров"
и напрямую - четко не указана возможность использования этого вида ущерба,
что несомненно можно отнести к недостаткам - ограничению возможностей российских
заинтересованных лиц.
Помимо существенного ущерба отрасли российской экономики и угрозы его
причинения в абз. 4 комментируемой статьи отдельно выделено понятие "существенный
ущерб от импорта товара, субсидируемого иностранным государством (союзом иностранных
государств)".
По своему статусу это уточняющее понятие, которое показывает, что существенный
ущерб от импорта товара, субсидируемого иностранным государством или союзом
иностранных государств или угроза его причинения может быть вызван не только
ухудшением положения отечественных производителей аналогичного или непосредственно
конкурирующего товара на отечественном рынке, но и невозможностью для них
экспортировать такой товар на таможенную территорию (то есть территорию, на
которой в полном объеме действует законодательство данного государства) иностранного
государства, которое предоставляет субсидию.
Таким образом перечень факторов, рассматриваемых при определении существенного
ущерба или его угрозы от субсидируемого импорта несколько шире.
Наиболее тесно с вышеприведенными терминами связано понятие "отрасль
российской экономики". Оно применимо во всех случаях, за исключением указанных
в п.2 и 3 ст.9 комментируемого закона, а именно:
- если российские производители аналогичного или непосредственно конкурирующего
товара сами осуществляют демпинговый импорт товара, либо образуют с экспортерами
или импортерами такого товара зависимые или дочерние общества в соответствии
с гражданским законодательством, под отраслью российской экономики понимаются
только остальные производители аналогичного или непосредственно конкурирующего
товара;
- при определении отрасли российской экономики территория Российской
Федерации может рассматриваться как состоящая из двух или нескольких конкурирующих
рынков, а российские производители в пределах указанных рынков - как отдельная
отрасль российской экономики, если такие производители продают на указанных
рынках не менее чем 80% аналогичного или непосредственно конкурирующего товара,
производимого ими, и спрос на указанных рынках на аналогичный или непосредственно
конкурирующий товар не удовлетворяется в значительной мере производителями,
находящимися на остальной территории Российской Федерации.
Понятие "аналогичный или непосредственно конкурирующий товар" впервые
стало применятся с 1930 года в США. Оно не имеет экономического определения
и характеризуется двумя признаками.
Во-первых, это товар, который классифицируется одним и тем же кодом Товарной
номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
Во-вторых, это товар, который полностью идентичен другому товару или сопоставим
с ним по своему функциональному назначению, применению, качественным и техническим
характеристикам и по другим основным свойствам таким образом, что покупатель
заменяет или готов заменить таким товаром другой товар в процессе потребления.
Второй признак определяет необходимую схожесть - идентичность аналогичного
или непосредственно конкурирующего товара в двух плоскостях:
- в использовании;
- по характеристике.
Схожесть в использовании означает только то, что потребитель может использовать
товар для той же или для тех же целей с таким результатом, чтобы эти товары
были взаимозаменяемы в потреблении. Схожесть по характеристике указывает на
схожесть в назначении, важном больше для производителя, нежели для потребителя.
Так как схожесть в потреблении уже определена использованием, следовательно
схожесть по характеристике дополняет схожесть и заменяемость в производстве
или распределении аналогичного или непосредственно конкурирующего товара.
Определение схожести товара должно основываться как минимум на основе
двух национальных товарах или товарах, происходящих из Российской Федерации,
один из которых идентичен в потреблении с импортным товаром. При определении
аналогичности и непосредственной конкуренции между товарами могут приниматься

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>