<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

наркотических средств и психотропных веществ"**33).
Как правило, когда речь идет об использовании квот в отношении количества
или стоимости товара, подразумеваются прежде всего различные меры по ограничению
импорта. Вместе с тем, ст.17 комментируемого закона предусматривает, что в
целях предотвращения уменьшения критического недостатка продовольствия или
иных товаров, которые являются существенно важными на внутреннем рынке Российской
Федерации, Правительство РФ может временно запретить или ограничить экспорт
(вывоз с таможенной территории государства без обязательства об обратном ввозе)
таких товаров. Ограничение экспорта продовольственных или иных товаров осуществляется
посредством введения экспортных квот.
Как экономическая категория, экспортная квота - это удельный вес экспорта
в валовом национальном продукте по рыночным ценам и индикатор степени интеграции
народного хозяйства во внешнюю торговлю.
Впервые ограничения экспорта появились в двадцатые годы нынешнего столетия,
когда немецкое правительство ограничило экспорт бумаги в Швейцарию. В России,
одно из первых официальных упоминаний о возможности введения экспортных квот
возникло с принятием постановления Правительства РФ от 6 ноября 1992 года
(с посл. изм.) N 854 "О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров
(работ, услуг) на территории Российской Федерации"**34). В частности, Министерству
экономики РФ по согласованию с Министерством внешних экономических связей
РФ и другим заинтересованным министерствам и ведомствам Российской Федерации
было поручено до 15 ноября 1992 года установить квоты экспорта товаров в 1993
году, перечисленных в приложении N 2 к названному постановлению.
По своему действию экспортная квота выполняет роль ограничения экспорта.
При этом само понятие "ограничение экспорта" применимо ко всем мероприятиям
государства, ограничивающим или полностью запрещающим экспорт. По сути это
может быть та же квота, но вводимая не страной-импортером, а страной-экспортером.
Ограничениями экспорта являются самые разнообразные меры, в том числе:
- государственный запрет на экспорт определенных товаров, а также капиталов
в отдельные страны;
- контроль над экспортом, устанавливаемый государством для предотвращения
нежелательного развития экспорта и т.д.
В Соединенных штатах к термину "ограничение экспорта" добавляют определение
"добровольное" (анг. - voluntary export restrictions). Добровольное ограничение
экспорта означает обязательство одного из партнеров по внешнеторговым связям
ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта. Такое обязательство
может быть принято в результате официального или неофициального соглашения
об установлении квот на экспорт товаров. Однако чаще всего добровольные ограничения
экспорта вводятся в отношении товаров и предприятий, нарушивших законодательство
о добросовестной конкуренции тех стран, в которых осуществлялся экспорт этих
товаров. Как правило, для того, чтобы предотвратить антидемпинговое обложение
поставок.
Впервые такого ограничения добились в начале пятидесятых годов США от
Японии. В качестве недавнего примера добровольных ограничений экспорта можно
привести дело по поставкам российской стали на рынок Соединенных Штатов.
Комиссия по международной торговле США определила возможность нанесения
национальной промышленности Соединенных Штатов ущерба в связи с двухкратным
увеличением (до 450 тысяч тонн в год) поставок листовой углеродистой стали
производства Магнитогорского, Орско-Халиловского, Череповецкого металлургических
комбинатов (всего 12 производителей).
Временная антидемпинговая пошлина на толстый лист Череповецкого комбината
была установлена в размере 61,23%, а на продукцию остальных производителей
185%.
Учитывая сложившуюся ситуацию, Министерство внешних экономических связей
и торговли РФ направило в Министерство торговли США проект соглашения, в котором
предлагалось добровольно ограничить российский экспорт стали.
После согласования отдельных положений соглашение было подписано, а вслед
за ним вышло Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 года N 1185
"Об урегулировании антидемпинговой процедуры по толстолистовой стали в США"**35).
Министерству внешних экономических связей и торговли РФ было поручено
осуществлять в период действия соглашения выдачу субъектам хозяйственной деятельности
на территории Российской Федерации независимо от формы собственности лицензии
на экспорт разрезанной на мерные длины толстолистовой углеродистой стали в
США. Выдача лицензий на экспорт стали осуществляется в порядке фактического
проведения операций по экспорту до суммарного исполнения экспортной квоты.
Экспортная квота, так же как и импортная, является нетарифной мерой.
К таможенно-тарифным средствам государственного регулирования внешнеторговой
деятельности относится следующее понятие "специальная пошлина".
Она применяется в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную
территорию Российской Федерации в количествах и на условиях, наносящих или
угрожающих нанести существенный ущерб отечественным производителям аналогичных
или непосредственно конкурирующих товаров.
Наряду с антидемпинговой и компенсационной пошлиной, она составляет группу
так называемых особых видов пошлин. Под особыми видами пошлин, оговорка о
возможности применения которых содержится и в п.2 ст.3 Налогового кодекса
РФ от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ**36), понимаются взимаемые в связи с осуществлением
внешнеторговой деятельности пошлины, установленные на определенный срок и
применяемые к ввозимым на российскую таможенную территорию товарам в целях
защиты экономических интересов Российской Федерации.
Специальная пошлина, как и другие особые виды пошлин, представляет собой
отдельную разновидность косвенного налога, который включается в продажную
стоимость товаров и тем самым влияет на их конкурентоспособность на рынке.
Иными словами, специальные пошлины выступают в качестве стоимостного ограничителя
внешнеторговых операций: их введение дифференцировано удорожает ввозимые товары.
г) Понятие "антидемпинговые меры" включает в себя временную антидемпинговую
пошлину, антидемпинговую пошлину и ценовое обязательство. Данный перечень
является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Основной среди них является антидемпинговая пошлина. Она применяется
в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров по цене
более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза, если такой ввоз
наносит или угрожает нанести существенный ущерб отечественным производителям
аналогичных или непосредственно конкурирующих товаров либо препятствует организации
или расширению производства таких товаров в России.
Необходимо отметить, что в проекте комментируемого закона, принятого
Государственной думой в первом чтении (см. предисловие), также как и в случае
с другими особыми видами пошлин, использовалось несколько иное понятие - "антидемпинговая
таможенная пошлина". Она была определена, как таможенная пошлина, применяемая
вследствие демпингового импорта и взимаемая сверх базовой ставки таможенной
пошлины в размере демпинговой разницы.
Такой подход к определению антидемпинговой пошлины имел ряд недостатков:
прежде всего в связи с ее полным отождествлением с таможенной пошлиной. Во-первых,
в отличие от таможенной пошлины, срок действия антидемпинговой пошлины, так
же как и сезонной пошлины, ограничен определенным периодом времени. Во-вторых,
основной элемент антидемпинговой пошлины - ее ставка устанавливается для каждого
конкретного случая отдельно, то есть носит персонифицированный - индивидуальный
характер.
Не свободно от недостатков и нынешнее определение. Указание на взимание
антидемпинговой пошлины сверх базовой ставки таможенной пошлины позволяет
говорить об этой пошлине как о надбавке к таможенной пошлине, тогда как в
законодательстве других стран (например, в п.1 ст.45 Закона Израиля от 1 января
1991 года "О налогообложении торговых операций" 5751-1991**37) особо подчеркивается
то, что антидемпинговая пошлина взимается независимо от того, облагается ли
товар таможенной пошлиной или числится в списке беспошлинных товаров. Тем
самым, российский законодатель ограничил сферу применения антидемпинговых
пошлин товарами, облагаемыми таможенной пошлиной. В результате, антидемпинговая
пошлина как инструмент оперативного экономического регулирования внешнеторговой
деятельности несколько теряет свою эффективность.
Как следует из названия, антидемпинговая пошлина предназначена для нейтрализации
существенного ущерба отрасли национальной экономики (или предотвращения угрозы
его нанесения такой отрасли), вызванного демпинговым импортом товаров. Иными
словами, это средство борьбы с несправедливостью под названием демпинг.
Слово "демпинг" происходит от английского глагола "to dump", что означает
сбрасывать, сваливать, разгружать, бросать. Он используется в основном в уничижительном
смысле в сравнении с кучами мусора и малоценных вещей. С этим связывается
и немецкий термин "schleuderkonkurrenz", то есть конкуренция сбрасыванием
более дешевых, чем у конкурентов, товаров в больших количествах. Это явление
родилось в Германии перед первой мировой войной и по мнению Рудольфа фон Далберга
стало одним из психологических факторов ее начала**38).
В законодательстве и научной литературе используются различные определения
демпинга, основными среди них являются следующие:
- монопольный демпинг, при котором предприятие или группа предприятий
занимает доминирующее положение в своей стране и продает за рубеж производимые
товары по ценам ниже тех, которые они применяют на внутреннем рынке**39);
- технологический демпинг, под которым понимается продажа товаров по
низким ценам как результат высокой производительности труда, достигнутой благодаря
применению передовой технологии**40);
- плановый демпинг, возникает при резких колебаниях цен на рынке**41);
- спорадический демпинг - ввоз какого-либо товара в значительных объемах
в течение небольшого промежутка времени**42);
- русский демпинг - феномен начала тридцатых годов, использовавшийся
для изыскания иностранной валюты, необходимой для закупки оборудования и материалов,
посредством экспорта имевшихся ресурсов по ценам, которые порой на 40% были
ниже цен на рынке государства-импортера**43);
- валютный демпинг, представляет собой экспорт товаров по ценам ниже
цен конкурентов в результате использования экспортером дополнительной прибыли,
получаемой от обесценения валюты в силу ее девальвации, то есть падения курса
валюты данной страны по отношению к валютам других стран**44);
- внутренний демпинг, то есть демпинг со стороны какой-либо фирмы одного
из государств-членов таможенного союза**45).
В классическом виде, демпинг можно охарактеризовать как ценовую дискриминацию
между национальными рынками. Это определение теоретически охватывает и ситуацию,
в которой производитель продает товары на своем национальном рынке по цене
ниже чем за границей и ситуацию, в которой он продает товары на национальном
рынке по цене выше чем на экспортных рынках, однако, в начале двадцатого столетия
было закреплено, что только вторая ситуация может вызывать проблемы в импортирующей
стране.
Впервые попытку противодействовать демпингу на законодательном уровне
предприняли в 1904 году канадцы, после этого антидемпинг получил мощное развитие
и в других странах. При этом методы, используемые для определения демпинга,
значительно отличались среди стран. Это расхождение и возрастающий потенциал
применения национальных антидемпинговых законов становился значительным барьером
в международной торговле, что и вызвало международный интерес в отношении
демпинга уже в двадцатые годы нынешнего столетия.
Вопросы, связанные с противодействием демпинговому импорту товаров, изначально
выступали объектом торговых трений (к примеру, в 1920 году антидемпинговые
вопросы обсуждались в Лиге наций, в 1933 году - на Всемирной экономической
конференции), что и привело к включению, по предложению США, во второй половине
сороковых годов в Генеральное соглашение по тарифам и торговле специальной
статьи (VI) посвященной демпингу и мерам противодействия этой недобросовестной
торговой практике, а затем, в последствии, и разработке специальных соглашений,
получивших название "Антидемпинговый кодекс".
Несмотря на многочисленные торговые переговоры, проходившие в рамках
Генерального соглашения по тарифам и торговле, первоначальное определение
непосредственно демпинга, выработанное сторонами на переговорах Кеннеди раунд
и включенное в ст.2(а) Соглашения 1967 года об интерпретации ст.VI Генерального
соглашения по тарифам и торговле, дошло до нашего времени без малейших изменений.
Согласно этой статье "товар рассматривается как являющийся демпинговым, то
есть поступивший на рынок другой страны по цене ниже его нормальной стоимости,
если экспортная цена данного товара, экспортированного из одной страны в другую,
ниже сравнимой цены, в обычных условиях торговли на подобный товар, предназначенный
для потребления в экспортирующей стране"**46).
Как видно из содержания этой статьи, для определения товарного демпинга
используются три основных понятия "нормальная стоимость товара", "обычные
условия торговли" или пользуясь терминологией комментируемого закона "обычный
ход торговли" и "экспортная цена товара".
Сопоставление нормальной стоимости и экспортной цены при обычном ходе
торговли показывает наличие или отсутствие товарного демпинга, а точнее демпинговой
маржи.
"Демпинговая маржа" - это чрезвычайно важное понятие. Во-первых, наличие
демпинговой маржи является одним из оснований для применения антидемпинговых
мер. Во-вторых, она служит основой для расчета уровня антидемпинговых мер.
В третьих, демпинговая маржа выполняет роль ограничителя уровня антидемпингового
обложения: согласно п.5 ст.11 комментируемого закона ставка антидемпинговой
пошлины не должна превышать размер демпинговой маржи.
Положения о минимально допустимой демпинговой марже следует рассматривать
как льготу - право на демпинг в минимальном размере. Ранее, в качестве льгот
использовался несколько иной прием - освобождались от уплаты антидемпинговых
пошлин отдельные виды товаров. Например, в Японии в двадцатые годы нынешнего
столетия даже несмотря на то, что был обнаружен демпинг, антидемпинговая пошлина
не взималась с поставок красителей и отдельных видов машин.
д) Понятие "минимальная демпинговая маржа" замыкает группу понятий, связанных
с антидемпинговыми мерами. Следующая - заключительная группа образована субсидиями
и компенсационными мерами.
Состав последних требует некоторого уточнения. В комментируемой статье
перечислены только пошлины: временные и окончательные. Вместе с тем, п.4 ст.14
настоящего закона закрепляет, что при получении от иностранного государства
(союза иностранных государств) добровольно принятого им на себя обязательства
в письменном виде об отказе от субсидий или о сокращении субсидий в отношении
соответствующего товара в приемлемом размере, дальнейшее расследование в целях
возможного применения компенсационных мер в отношении данного товара может
быть прекращено. Таким образом, в арсенал компенсационных мер входят не только
пошлины, но и обязательства.
Ключевое место в системе мер, направленных на противодействие недобросовестной
торговой практике, выражающейся в предоставлении запрещенной субсидии, является
компенсационная пошлина.
По определению, содержащемуся в абз. 23 настоящей статьи, она представляет
собой обязательный платеж, взимаемый ГТК России сверх базовой ставки таможенной
пошлины при ввозе товаров на российскую таможенную территорию.
В силу своей природы компенсационная пошлина обладает всеми основными
признаками и чертами налога, в том числе обязательностью и индивидуальной
безвозмездностью (хотя ей присущи и отдельные признаки сбора - ее уплата является
условием определенных юридически значимых действий государственных органов).
По объекту взимания компенсационная пошлина является ввозной или импортной
пошлиной.
Регламентация ее применения, также как и других особых видов пошлин,
в своей основе имеет прежде всего финансово-правовые нормы - нормы права,
регулирующие финансово-денежные отношения, складывающиеся в процессе финансовой
деятельности государства (распределения и перераспределения национального
дохода). При этом, нельзя не отметить, что при всей важности собственно финансовых
норм в правовом механизме применения этих таможенно-тарифных мер регулирования,
в нем достаточно широко представлены и административные нормы. Это прежде
всего касается порядка проведения расследования, предшествующего применению
компенсационных пошлин.
Основными функциями компенсационных пошлин являются фискальная и регулятивная.
Первая функция дает государству средства для покрытия его расходов, а вторая
- обеспечивает государственное вмешательство в экономику и является средством
реализации его политики. Однако, это разделение в определенной степени условно
и в настоящее время эти функции не могут рассматриваться отдельно. Их единство
лежит в самой основе механизма государственного регулирования внешнеторговой
деятельности.
Возможность использования компенсационной пошлины ограничена: она применяется
не ко всем ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации товарам,
а лишь к тем, в отношении которых на основании результатов соответствующего
расследования установлено наличие причинно-следственной связи между причинением
существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозой его причинения
и импортом товара, при производстве или экспорте которого использовались субсидии
иностранного государства (союза иностранных государств).
Прообразом современных внешнеторговых субсидий являются так называемые
вывозные премии, которые носили агрессивный характер и предназначались для
захвата иностранных рынков.
Вывозные премии в эпоху меркантилизма (экономического учения и экономической
политики, отражавших интересы торговой буржуазии в период разложения феодализма
и становления капитализма (XV-XVIII века)) входили в группу специальных средств
подчинения других стран своему экономическому могуществу. Они стояли, с одной
стороны, рядом с запрещением ввоза иностранных товаров и, с другой стороны,
со всевозможными льготами и привилегиями, которые государство раздавало промышленникам.
В 1689 году вывозные премии были установлены на английское зерно. В то
время во Франции их даже рассматривали как источник богатства Англии и причину
блестящего развития ее сельского хозяйства.
В XVIII веке часто использовались не только государственные вывозные
премии, но и частные. Это разновидность вывозных премий, которые уплачивали
промышленники за вывоз и реализацию товаров на внешнем рынке. Порой, такие
действия приводили к убыткам, но главная цель выполнялась: посредством экспорта
товаров уничтожались зачатки промышленности в определенных государствах.
Периодом активного распространения вывозных премий как универсального
средства, пригодного чуть ли не для всякой отрасли производства, стали двадцатые
- сороковые годы XIX века. Эти премии использовались при экспорте шерстяной
пряжи, мыла, сахара и многих других товаров.
Так же как и демпинг, вывозные премии или как их сейчас называют - субсидии
всегда выступали в качестве источника торговых трений и споров. После включения
в ст.XVI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 года положений,
касающиеся субсидирования, правила по субсидиям изменялись несколько раз.
Первоначально вышеупомянутая названная статья содержала только положения
по консультациям и уведомлениям. В 1955 году в нее были добавлены положения
(раздел В) по экспортным субсидиям и появилось разделение на "сырьевые" и
"несырьевые" товары. Экспортные субсидии по несырьевым товарам были запрещены,
если они приводили к превышению экспортной цены, то есть цены, по которой
товар ввозился на таможенную территорию государства импортера. Обязательство
в отношении сырьевых товаров, включая сельскохозяйственные, сводилось только
к "избеганию" использования экспортных субсидий таким образом, чтобы ни один
из участников Генерального соглашения по тарифам и торговле не занял более
значительное место, чем по справедливости причитается ему в мировом экспорте
данного товара. Первый пояснительный список экспортных субсидий был утвержден
в 1960 году.
Так как субсидии рассматривались как способ изменять конкурирующие отношения
между импортируемыми и отечественными товарами, ст.VI Генерального соглашения
по тарифам и торговле уполномочила договорившиеся стороны на получение компенсации
в виде наложения компенсационных пошлин на товары, которые приносят выгоду
от субсидий вне зависимости от того, предоставлялись ли субсидии прямо или
косвенно на экспорт какого-либо товара или приводили к уменьшению экспортной
цены по сравнению с отечественной ценой экспортирующей страны, но только в
случае существования необходимости устранения ущерба от субсидируемого импорта.
Упомянутые прямые субсидии - это непосредственно денежная дотация из
бюджета. Например, корпорации в каком-то году перечисляется сумма, скажем,
в 100.000 долл. США. Косвенные субсидии предусматривают уменьшение отчислений
в бюджет. Например, семи процентная скидка с налога на прибыль есть не что
иное, как фактическая субсидия, но в косвенной форме.
Бывают еще субсидии, сочетающие одновременно признаки и прямых и косвенных
отчислений из бюджета, которые можно рассматривать как третью группу. К ней
относится финансирование кредитов. Предположим, на рынке ссудного капитала
процентная ставка - 10%, что означает цену за кредит, равную 10% годовых его
размера. За кредит платит предприятие-экспортер, которое берет взаймы. Государство
может оплатить ему 4 из 10% и таким образом уменьшит его расходы. Это будет
фактической субсидией для предпринимателя, ибо ему надо будет уплатить только
6 из 10%.
Юридически субсидии могут оформляться например следующим образом. Согласно
постановлению Совета министров РФ от 18 ноября 1993 года N 1186 "О мерах государственной
поддержки агропромышленного комплекса в 1993 - 94 годах", Министерству финансов
РФ было поручено "предусмотреть в проекте республиканского бюджета Российской
Федерации на 1994 год 500 млрд. рублей на субсидирование части кредитов, используемых
сельскохозяйственными товаропроизводителями на приобретение высокопроизводительных
машин и оборудования, внедрение эффективных технологий, определив порядок
использования указанных средств"**47).
Субсидии являются одной из форм стимулирования отечественных экспортных
отраслей, посредством предоставления льгот финансового характера. В результате
такого действия экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем
рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. Производителям, получающим
субсидию, становится выгоднее экспортировать, чем продавать товар на внутреннем
рынке. Но чтобы расширить поставки на внешний рынок они должны снизить экспортные
цены. Субсидия покрывает убытки от снижения цен и объемы экспорта растут.
Унифицированные правила по субсидиям были значительно расширены в ходе
так называемого Токийского раунда переговоров, проходившего в рамках Генерального
соглашения по тарифам и торговле в период с 1973 по 1979 год. В ходе этих
переговоров было принято Соглашение об интерпретации ст.VI, XVI и XXIII Генерального
соглашения по тарифам и торговле 1947 года**48). Основное внимание в этом
соглашении, которое иногда еще называют Кодексом по субсидиям**49), сконцентрировано
на запрещении экспортных субсидий безотносительно к их дифференциальному воздействию
на цены.
В отношении отечественных субсидий названным соглашением было впервые
закреплено международное правило по этому вопросу. В частности, было отмечено,
что отечественные субсидии могут наносить ущерб промышленности или серьезно
ущемлять интересы другого участника Генерального соглашения по тарифам и торговле,
поэтому от участников было потребовано избегать таких действий. Предусматривалось
также проведение консультаций и были регламентированы процедуры урегулирования
споров. И конечно, государство импортер было вправе налагать компенсационные
пошлины на основании определения о том, что отечественной промышленности нанесен
или существует угроза нанесения материального ущерба, вызванного субсидированием.
Новое Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам было заключено
в ходе Уругвайского раунда переговоров в рамках Генерального соглашения по
тарифам и торговле, проходившего с 1986 по 1994 год**50). В нем содержится
согласованное определение субсидии, как "финансовый вклад правительства" или
какого-либо государственного органа и "льгота", получаемая в этой связи, а
сами субсидии разделены на три вида. Некоторые из них дают основания для принятия
мер, другие наоборот, третьи - вообще запрещены. К последним, в частности,
относятся:
- предоставление правительствами прямых субсидий предприятию или промышленности,
обусловленное результатами экспорта;
- программы, допускающие удержание валюты, либо любая подобная практика,
которая влечет за собой выплату премии при экспорте;
- внутренние транспортные и фрахтовые тарифы для экспортных отгрузок,
устанавливаемые или взимаемые правительствами на более льготных условиях по
сравнению с перевозками на внутреннем рынке;
- предоставление правительствами или их организациями прямо или косвенно
через правительственные программы импортных или отечественных товаров или
услуг для использования в производстве экспортных товаров на условиях более
благоприятных, чем условия предоставления аналогичных или непосредственно
конкурирующих товаров или услуг для производства товаров для внутреннего потребления,
если (применительно к товарам) такие условия являются более благоприятными,
чем коммерческие условия, доступные для их экспортеров на мировом рынке;
- полное или частичное освобождение, уменьшение или отсрочка прямых налогов
или отчислений на социальное страхование, уплачиваемых или подлежащих уплате
промышленными или торговыми предприятиями, которые связаны с экспортом;
- специальные вычеты, прямо связанные с экспортом или с результатами
экспорта, превышающие вычеты, предоставленные в отношении производства для
внутреннего потребления, которые применяются при расчете базы прямого налогообложения;
- освобождение от уплаты или уменьшение косвенных налогов в отношении
производства и распределения экспортных товаров в большей мере по сравнению
с налогами, которые взимаются с производства и распределения аналогичных товаров
при продаже для внутреннего потребления;
- освобождение от уплаты, уменьшение или отсрочка косвенных налогов на
предварительной стадии по товарам и услугам, использованным в производстве
экспортных товаров, в большей мере, чем освобождение, уменьшение и отсрочка
аналогичных налогов на той же стадии по товарам или услугам, использованным
в производстве аналогичных товаров, продаваемых для внутреннего потребления
(при условии, однако, что освобождение, уменьшение или отсрочка косвенных
налогов на предварительной стадии в отношении экспортных товаров может применяться
даже, если такое освобождение, уменьшение или отсрочка не применяются к аналогичным
товарам, продаваемым для внутреннего потребления, если косвенные налоги на
предварительной стадии взимаются с материалов, использованных в производстве
экспортных товаров);
- уменьшение или возврат импортных сборов сверх тех, которые взимаются
с импортного сырья и материалов, потребленных при производстве экспортной
продукции (при условии, что в конкретных случаях предприятие может использовать
отечественные сырье и материалы в том же количестве и обладающие таким же
качеством и характеристиками, как импортные сырье и материалы, в качестве
их заменителя, если импорт и соответствующие экспортные операции осуществляются
в течение разумного периода времени, не превышающего 2 года);
- предоставление правительствами (или специальными институтами, контролируемыми
правительствами) программ гарантирования или страхования экспортных кредитов,
программ страхования или гарантирования от увеличения стоимости экспортных
товаров или программ валютных рисков с использованием ставок премий, недостаточных
для покрытия долгосрочных операционных расходов и убытков по этим программам;
- предоставление правительствами (или специальными институтами, контролируемыми
и/или действующими под руководством правительств) экспортных кредитов по ставкам
ниже тех, которые они фактически должны уплачивать за использованные средства
(или должны были бы уплатить при обращении к международному рынку капиталов
для получения кредитов с тем же сроком погашения и другими кредитными условиями
и выраженных в той же валюте, что и экспортный кредит), или уплата ими всех
или части расходов, понесенных экспортерами или финансовыми учреждениями в
связи с получением кредита в той мере, в какой они используются для обеспечения
существенных преимуществ в области условий, на которых предоставляются экспортные
кредиты.
Как видно даже из этого перечня, названное выше соглашение представляет
собой очень подробную правовую регламентацию вопросов, связанных с субсидированием.
При этом новые единообразные правила применяются ко всем участникам Всемирной
торговой организации, которые внесли соответствующие изменения в национальное
законодательство (например, в Индии это было сделано посредством дополнения
от 25 марта 1995 года N 6 к Закону "О таможенном тарифе"**51).
С известной оговоркой можно сказать, что рассматриваемое соглашение распространяет
свое действие и на Российскую Федерацию. Дело в том, что 26 февраля 1997 года

<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>