<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

операции.
На производстве, где используется система процессной калькуляции затрат,
изделия переходят от одного процесса к другому, пока изделие не будет изготовлено
полностью. После завершения производства в последнем процессе изделие поступает
на склад готовой продукции.
Для каждого процесса открывают отдельный счет и определяют прямые и накладные
расходы. Прямые затраты определяются также, как и в системе позаказной калькуляции
себестоимости изделий с учетом затрат материалов и трудозатрат на каждом процессе.
Конечной целью учета затрат по этому методу является определение средней
себестоимости одного изделия за отчетный период путем суммирования приходящихся
на каждое изделие затрат, учтенных по каждому процессу. После определения
общей суммы затрат по всему производству определяется себестоимость изготовления
одного изделия. Это осуществляется делением общих затрат на количество единиц
продукции, законченных обработкой.
Предприятия зарубежных стран могут использовать и другие способы исчисления
себестоимости продукции, которые они выбирают самостоятельно, в зависимости
от конкретных производственных условий, о чем делают соответствующие записи.
Основой организации национальных систем бухгалтерского учета и отчетности
является использование в учете ряда основополагающих положений стандартов.
Правила бухгалтерского учета и отчетности за рубежом построены, в основном,
на базе девяти принципов, а именно:
- двусторонности (средства = обязательства + капитал);
- денежного измерения (в бухгалтерском учете оперируют только с величинами,
имеющими денежное выражение);
- автономности предприятия (счета предприятия должны быть отделены от
счетов его совладельцев или работников);
- непрерывности (в бухгалтерском учете считают, что предприятие будет
функционировать неопределенный период времени и что владельцы не намерены
его продавать);
- себестоимости (в бухгалтерском учете оперируют с себестоимостью средств,
а не с их рыночной стоимостью);
- консерватизма (доходы учитываются тогда, когда возможность их получения
становится вполне определенным событием, а расходы - тогда, когда их возможность
является вполне вероятным событием);
- материальности (в бухгалтерском учете пренебрегают незначительными
событиями и в то же время учитывают все важные события);
- реализации (доходы учитываются тогда, когда продукция доставляется,
а услуги предоставляются клиенту, а не тогда, когда происходит проплата);
- соответствия (расходы данного отчетного периода - это себестоимость
осуществления хозяйственной деятельности, в результате которой появляется
доход данного периода).
Кроме того, национальные системы учета и отчетности, которых к концу
уже шестидесятых годов было более 100**88), характеризуются также присутствием
национального плана счетов бухгалтерского учета, который является определяющим
фактором в построении бухгалтерского учета и учетной политики государства,
системой организации бухгалтерского учета в масштабе предприятия, методологией
определения конечного финансового результата деятельности предприятия, системой
финансовой отчетности с указанием типовых форм и, конечно, наличием разнообразной
по уровню нормативной правовой базы (например, на территории материкового
Китая действуют утвержденные Государственным советом КНР 16 ноября 1992 года
нормы отчетности предприятий**89), разд. VI Закона КНР от 29 декабря 1993
года "О компаниях"**90) и другие установления), являющейся правовой основой
организации учета.
4. По своему назначению п.4 комментируемой статьи является вспомогательным
и предназначен для использования в случаях, когда определить нормальную стоимость
товара, являющегося предметом антидемпингового расследования, в государстве
экспортера не представляется возможным в силу причин, перечисленных в п.2
настоящей статьи.
В такой ситуации производится составление нормальной стоимости на базе
себестоимости товара, сумм различных затрат и издержек, а также прибыли.
Суммы на административные, торговые, производственные затраты и общие
издержки, а также на прибыль основываются на фактических данных о производстве
и продажах аналогичного товара при обычном ходе торговли, представляемых экспортером
или производителем, в отношении которого проводится антидемпинговое расследование.
Если такие суммы нельзя определить на этой основе, они могут быть рассчитаны
на базе:
- фактических сумм, уплаченных или полученных данным экспортером или
производителем в связи с производством или продажами на внутреннем рынке страны
происхождения той же категории товаров;
- средневзвешенных фактических сумм, уплаченных или полученных другими
экспортерами или производителями, в отношении которых проводится антидемпинговое
расследование в связи с производством или продажами аналогичного товара на
внутреннем рынке страны происхождения;
- любого другого приемлемого метода, при условии, что установленная таким
образом сумма прибыли не превышает обычно получаемой другими экспортерами
или производителями при продаже товаров той же категории на внутреннем рынке
страны происхождения.
При рассмотрении п.4 комментируемой статьи необходимо обратить внимание
на увязку понятия "обычный ход торговли" с прибылью - подразумевается, что
при обычном ходе торговли коммерческая деятельность приносит прибыль. По смыслу
настоящего пункта, продажи аналогичного или непосредственно конкурирующего
товара в убыток подлежат исключению из фактических данных. Соответственно
они исключаются и из расчета нормальной стоимости, которая тем самым уменьшается.
5. После определения нормальной стоимости товара и экспортной цены, эти
показатели сравниваются.
По общему правилу, сравнение экспортной цены и нормальной стоимости должно
производиться справедливо! Такая справедливость выражается отчасти в требовании
п.5 комментируемой статьи о том, что сопоставление должно выполняться на уровне
франко-завод, и в отношении продаж, осуществленных в одно и то же время.
В соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов
"Инкотермс" (публикация Международной торговой палаты 1990 года N 460)**91)
условие франко-завод означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства
тогда, когда он в своем помещении предоставляет товар в распоряжение покупателя
(например, на заводе, фабрике, складе и т.д.). В частности, он отвечает за
погрузку товара на предоставленное покупателем судно или очистку товара, предназначенного
на экспорт, от таможенной пошлины, если не оговорено иное. Покупатель несет
все расходы и риски в связи с доставкой товара из помещения продавца в пункт
назначения. Таким образом, это условие возлагает на продавца минимальные обязательства.
После выбора уровня сравнения, делаются необходимые поправки, учитывающие
различия, которые оказывают воздействие на сравнение цен, включая различия
в:
- обстоятельствах и условиях поставок;
- налогообложении;
- уровнях торговли;
- количествах;
- физических характеристиках;
- других различий, в отношении которых представляются доказательства
(обоснования - фактические данные) их влияния на сравнение цен.
Некоторые из вышеуказанных факторов могут частично совпадать, поэтому
одна из задач на этом этапе состоит в принятии мер к тому, чтобы не дублировать
поправки.
Если сравнение требует пересчета из одной валюты в другую, то он производится
с использованием обменного курса на дату продажи (дата контракта, заказа на
поставку, подтверждения заказа или счета-фактуры, в зависимости от того, какой
документ определяет существенные условия продажи). Колебания обменных курсов
не принимаются во внимание, и в ходе антидемпингового расследования экспортерам
должно предоставляться по меньшей мере 60 дней для корректировки их экспортных
цен с учетом устойчивых изменений обменных курсов в период соответствующего
расследования.
Как правило, наличие демпинговой маржи устанавливается на основе сравнения
средневзвешенной нормальной стоимости со средневзвешенными ценами всех сопоставимых
экспортных сделок, либо путем сравнения нормальной стоимости с экспортными
ценами по конкретным сделкам.
Нормальная стоимость, установленная на среднедневзвешенной основе, может
быть сравнена и с ценами конкретных экспортных сделок, если определено наличие
так называемого планового демпинга, то есть когда структура экспортных цен
существенно различается между различными покупателями, регионами или периодами
времени. Такое сравнение возможно в случае, если существует объяснение того,
почему такие различия не могут быть соответствующим образом учтены при проведении
сравнения средневзвешенных величин, либо цен конкретных сделок.
Когда товары не импортируются непосредственно из страны происхождения,
а экспортируются в импортирующую страну из промежуточной страны, цена, по
которой товары продаются из страны экспорта в импортирующую страну, сравнивается
со сравнимой ценой в стране экспорта. Сравнение может проводиться и с ценой
в стране происхождения, если, например, товары лишь переотправляются через
страну экспорта, либо такие товары не производятся в стране экспорта, либо
в случае отсутствия сравнимой цены на них в стране экспорта.
6. Одними из основных экономических причин демпинга являются закрытость
национального рынка экспортера, производителя товара и отсутствие конкуренции
на их рынке, что дает возможность заинтересованному лицу произвольно устанавливать
экспортную цену на соответствующий товар. Такая цена не подлежит применению,
так как не отражает истинное положение вещей и тем самым нарушается принцип
справедливого сравнения основных элементов, необходимых для определения демпинговой
маржи.
В соответствии с последним пунктом комментируемой статьи экспортная цена,
также как и нормальная стоимость, для целей определения демпинговой маржи,
может быть составлена, то есть, в ходе антидемпингового расследования может
использоваться два вида экспортных цен: экспортная цена - цена, по которой
товар ввозится на таможенную территорию Российской Федерации и составленная
экспортная цена.
Составление экспортной цены производится Министерством торговли РФ в
случаях, когда:
- данные об экспортной цене отсутствуют;
- возникают сомнения в отношении сведений об экспортной цене;
- имеются основания предполагать о существовании ограничительной деловой
практики в форме сговора в отношении экспортной цены товара.
При этом, сразу необходимо обратить внимание на некоторую ассиметричность
реализации настоящего пункта: составная экспортная цена используется и в случаях,
когда импортер не связан с экспортером и в случаях, когда они связаны?!
Так или иначе, если имеет место одно из выше названных условий, Министерство
торговли РФ может проверять информацию, используя данные из других независимых
источников, находящихся в его распоряжении, таких, как опубликованные прейскуранты,
официальная импортная статистика и отчетные данные таможенных органов, а также
информацию, полученную в ходе антидемпингового расследования от других заинтересованных
лиц.
На основе этих данных и составляется экспортная цена. Основной причиной
использования, при определении демпинговой маржи, составной экспортной цены
является отказ экспортера или производителя товара принимать участие в антидемпинговом
расследовании.
Очевидно, что если заинтересованное лицо не сотрудничает и соответствующая
информация не предоставляется, эта ситуация может привести к результату, менее
благоприятному для данного лица по сравнению с тем, когда заинтересованное
лицо было бы расположено к сотрудничеству.
В этой ситуации, Министерство торговли РФ наделено дискреционными полномочиями
и выбор соответствующего источника информации зависит от усмотрения должностных
лиц этого министерства. Одновременно, при определении, а точнее сказать, составлении
экспортной цены подобным образом делаются поправки на расходы, включая таможенные
пошлины и налоги, уплаченные в период между импортом и перепродажей, а также
на полученную прибыль. Если в таких случаях затрагивается сравнение цен, нормальная
стоимость устанавливается на стадии торговой операции, эквивалентной той,
применительно к которой была составлена экспортная цена, либо вносятся необходимые
поправки.

Статья 9. Особенности определения отрасли российской экономики при демпинговом
импорте товара

1. Для целей настоящей главы отрасль российской экономики определяется
в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, за исключением
случаев, указанных в пунктах 2-4 настоящей статьи.
2. Если российские производители аналогичного или непосредственно конкурирующего
товара сами осуществляют демпинговый импорт товара либо образуют с экспортерами
или импортерами такого товара зависимые или дочерние общества в соответствии
с гражданским законодательством, под отраслью российской экономики понимаются
только остальные производители аналогичного или непосредственно конкурирующего
товара.
3. В исключительных случаях при определении отрасли российской экономики
территория Российской Федерации может рассматриваться как состоящая из двух
или нескольких конкурирующих рынков, а российские производители в пределах
указанных рынков - как отдельная отрасль российской экономики, если такие
производители продают на указанных рынках не менее чем восемьдесят процентов
аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, производимого ими,
и спрос на указанных рынках на аналогичный или непосредственно конкурирующий
товар не удовлетворяется в значительной мере производителями, находящимися
на остальной территории Российской Федерации.
В таких случаях факт существенного ущерба вследствие демпингового импорта
товара может быть установлен, даже если основной части отрасли российской
экономики не причинен существенный ущерб, при условии, если демпинговый импорт
товара сконцентрирован на указанном рынке и причиняет существенный ущерб не
менее чем восьмидесяти процентам производителей аналогичного или непосредственно
конкурирующего товара в пределах указанного рынка.
4. Если в результате антидемпингового расследования при условии, что
отрасль российской экономики понимается так, как определено в пункте 3 настоящей
статьи, принимается решение о применении антидемпинговых мер, указанные меры
могут применяться в отношении всего объема импорта такого товара в Российскую
Федерацию. В данном случае антидемпинговые пошлины вводятся только после того,
как экспортерам такого товара была предоставлена возможность прекратить экспорт
товара по демпинговым ценам в данный регион или взять на себя обязательства
по ценам или количеству поставок, но демпинговый импорт товара не прекратился
и соответствующих обязательств взято не было.

Комментарий к статье 9

1. Понятие "отрасль российской экономики", раскрытое в ст.2 комментируемого
закона, интерпретируется как относящаяся ко всем российским производителям
аналогичного непосредственно конкурирующего товара или к тем из них, чье совокупное
производство данных товаров составляет основную часть (то есть более чем 50%
объема) всего отечественного производства этих товаров. Однако, п.1 комментируемой
статьи допускает исключения из этого определения и указывает на последующие
пункты той же статьи.
2. Во втором пункте комментируемой статьи названы случаи, при которых
под отраслью российской экономики понимается только остальные производители
аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, а именно когда российские
производители товара:
- сами осуществляют демпинговый импорт товара;
- образуют с экспортерами или импортерами такого товара зависимые или
дочерние общества.
Определение дочерних и зависимых обществ содержится в п.7 § 2 (ч.I) Гражданского
кодекса РФ от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ**92). Правда в нем эти понятия дополнены
определением "хозяйственные". Хозяйственные общества - это коммерческие организации
с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным)
капиталом. В отдельных случаях хозяйственное общество может быть создано одним
лицом, которое становится единственным его участником.
Хозяйственное общество признается дочерним, если другое основное хозяйственное
общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале,
либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом
имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.
Хозяйственное общество признается зависимым, если другое преобладающее,
участвующее общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества
(о праве голоса по акциям см. ст.31 и 32 Федерального закона от 26 декабря
1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"**93) или 20% уставного капитала
общества с ограниченной ответственностью (о размере капитала см. ст.14 Федеральный
закон от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"**94).
Положения п.2 настоящей статьи направлены на объективное исследование
отрасли российской экономики при поставках товара на таможенную территорию
Российской Федерации по демпинговым ценам. Правовым последствием определения
того или иного субъекта, например зависимым, является то, что он, для целей
установления состава отрасли российской экономики подлежит исключению из этого
понятия. Следует заметить, что это общепринятая схема. Оговорку о таком исключении
можно встретить и в зарубежных аналогах. Например, в ст.301, ч. 2, раз. II,
кн. 1 Кодекса по таможне и тарифу Республики Филиппины она была включена в
ст.3 Закона от 21 декабря 1994 года N 7843 "О рационализации и усилении положений
по антидемпингу"**95).
3. В исключительных обстоятельствах, территория Российской Федерации
может быть для конкретной отрасли экономики разделена на два и более конкурирующих
рынка, и производители внутри каждого из них могут рассматриваться как отдельная
отрасль экономики. Это допускается в случаях, если:
(а) производители внутри такого рынка продают всю или почти всю (то есть
не менее чем 80%) свою произведенную продукцию на этом рынке,
(б) спрос на этом рынке не удовлетворяется в сколь-либо значительной
степени производителями аналогичного товара, находящимися в других частях
данной территории.
В таких обстоятельствах наличие существенного ущерба может быть констатировано,
даже если основная часть всей отрасли российской экономики не несет существенного
ущерба, при условии концентрации демпингового импорта на таком изолированном
рынке, а также при условии причинения демпинговым импортом существенного ущерба
производителям всей или почти всей отрасли на таком рынке.
Иными словами, согласно п.3 комментируемой статьи существенный ущерб
или угроза его нанесения производителям аналогичного или непосредственно конкурирующего
товара, осуществляющим свою деятельность на ограниченном конкурирующем рынке,
равноценны ущербу (или угрозе такового) всей соответствующей отрасли российской
экономки.
4. Логически, когда отечественная отрасль экономики интерпретируется
как относящаяся к производителям определенной зоны, то есть рынка, как он
определен в предыдущем пункте настоящей статьи, антидемпинговые пошлины должны
налагаться только на соответствующие товары, предназначенные для конечного
потребления именно в этой зоне.
Однако, во-первых, такая логика, может свести на нет эффективность любой
меры защиты отрасли национальной экономики при осуществлении внешней торговли
товарами, так как достаточно будет после прохождения процедур таможенной очистки
товара, просто переадресовать его в другой регион государства.
Во-вторых, в большинстве государств существуют общие конституционные
требования, запрещающие сужение сферы действия в пространстве таможенно-тарифных
мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности или, точнее,
гарантирующие экономическое единство территории государства. Например, согласно
разд. 8 Конституции США от 17 сентября 1787 года все пошлины, подати и акцизы
должны быть единообразными на всей территории Соединенных Штатов**96). В России,
соответствующая конституционная норма, впервые обозначенная еще в указе Президента
РСФСР от 12 декабря 1991 года N 269 "О едином экономическом пространстве РСФСР"**97),
конкретизируется в п.4 комментируемой статьи, определяющей, что антидемпинговые
меры применяются без каких либо исключений, в отношении всего объема демпингового
импорта товара в Российскую Федерацию.
В случае узкого трактования отрасли российской экономики, для расширенного
применения антидемпинговых мер необходимо соблюдение определенного условия:
экспортерам должна быть предоставлена возможность прекратить экспорт товара
по демпинговым ценам в данный регион или взять на себя обязательства по ценам
или количеству поставок.

Статья 10. Особенности определения существенного ущерба отрасли российской
экономики вследствие демпингового импорта товара

Особенности определения существенного ущерба отрасли российской экономики
или угрозы его причинения вследствие демпингового импорта товара устанавливаются
Правительством Российской Федерации. При этом определение существенного ущерба
отрасли российской экономики или угрозы его причинения вследствие демпингового
импорта товара при проведении антидемпингового расследования должно основываться
на анализе объема демпингового импорта товара, влияния демпингового импорта
товара на цену аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на внутреннем
рынке Российской Федерации, а также на анализе воздействия демпингового импорта
товара на отрасль российской экономики.

Комментарий к статье 10

Комментируемую статью можно классифицировать как бланкетную, то есть
не содержащую в своей структуре полного изложения правовых норм, но указывающую
на другие правовые установления, которые приняты или могут быть приняты.
В целях реализации комментируемой статьи постановлением Правительства
РФ от 16 февраля 1999 года N 183 утверждено положение об особенностях определения
существенного ущерба отрасли российской экономики вследствие демпингового
импорта**98). Это положение распространяется на порядок определения как собственно
существенного ущерба (а), так и угрозы его нанесения (б).
а) Для того, чтобы определить факт наличия существенного ущерба отрасли
российской экономики необходимо, прежде всего, установить являются ли определенные
факторы, воздействующие на отрасль национальной экономики, существенным ущербом.
Затем необходимо определить нанесен или нет такими факторами существенный
ущерб отрасли российской экономики.
Определение существенного ущерба осуществляется в ходе расследования,
проводимого Министерством торговли РФ, и должно основываться на результатах
анализа:
- объемов демпингового импорта;
- влияния такого импорта на цену аналогичного или непосредственно конкурирующего
товара на внутреннем рынке Российской Федерации;
- воздействия демпингового импорта на отрасль российской экономики.
Таким образом, установление факта наличия существенного ущерба основывается
на положительном (прямом или косвенном) доказательстве и предполагает объективное
изучение как объема демпингового импорта и влияния демпингового импорта на
цены аналогичных или непосредственно конкурирующих товаров на внутреннем рынке,
так и соответствующих последствий такого импорта для отечественных производителей
таких товаров.
При анализе объемов демпингового импорта определяется, имело ли место
существенное увеличение такого импорта (в абсолютном и относительном выражении)
по отношению к уровню производства или потребления аналогичного или непосредственно
конкурирующего товара на внутреннем рынке Российской Федерации.
При анализе влияния демпингового импорта на цену подобного товара на
российском внутреннем рынке учитывается один из следующих факторов:
- были ли цены демпингового импорта существенно ниже цен аналогичного
или непосредственно конкурирующего российского товара;
- привел ли демпинговый импорт к значительному снижению на внутреннем
рынке Российской Федерации цен на аналогичный или непосредственно конкурирующий
российский товар или препятствовал росту таких цен, который имел бы место
в случае отсутствия демпингового импорта.
При анализе воздействия демпингового импорта на отрасль российской экономики
определяются:
- фактически происшедшее или возможное падение объема продаж, прибыли,
объемов производства, доли на рынке, производительности труда, доходов от
капиталовложений, коэффициента использования производственных мощностей;
- факторы, влияющие на цены на внутреннем рынке Российской Федерации;
- размер демпинговой маржи;
- фактически происшедшее или возможное негативное влияние демпингового
импорта товара на движение денежных потоков, товарные запасы, уровень занятости
и заработной платы, темпы роста производства, возможности увеличения оборотных
средств и капиталовложений в соответствующей отрасли российской экономики.
Для принятия решения о наличии существенного ущерба отрасли российской
экономики обязательным является положительное заключение по результатам анализа
вышеназванных показателей. При этом перечень факторов, оцениваемых при проведении
анализов, может включать и другие показатели, то есть ни один из возможных
факторов не может играть безусловного решающего значения.
Всесторонность исследования вопросов, связанных с нанесением существенного
ущерба дает возможность исключить такие моменты, как деятельность отдельных
предприятий отрасли российской экономики в ущерб себе: как это ни странно
звучит, но такие факты вполне имеют место в отдельных отраслях национальной
экономики и вызваны они, как правило, неправильной коммерческой стратегией,
неверными инвестиционными решениями, неэффективностью производства, а порой
и просто растаскиванием накопленного.
Механизм обязательного изучения всех факторов, связанных с ущербом, направлен
на уменьшение, а порой и на сведение на нет элемента случайности при принятии
соответствующего решения и исключение возможности субъективизма в вопросе
определения существенного ущерба отрасли российской экономики от поставок
на таможенную территорию Российской Федерации аналогичного или непосредственно
конкурирующего товара по демпинговым ценам.
б) Определение угрозы существенного ущерба вследствие демпингового импорта
должно основываться на фактах, а не только на прогнозах, вероятностных оценках
и предположениях. Возникновение ситуации, при которой демпинговый импорт в
будущем повлечет существенный ущерб, должно быть очевидным и неотвратимым.
Одним, хотя и не исключительным примером является наличие убедительных оснований
ожидать в ближайшем будущем значительного увеличения импорта данного товара
по демпинговым ценам.
Для определения факта наличия угрозы нанесения существенного ущерба отрасли
национальной экономики вследствие демпингового импорта исследуются специальные
факторы. Впервые такие факторы были определены в рекомендации Комитета по
антидемпинговой практике Генерального соглашения по тарифам и торговле от
21 октября 1985 года**99). Согласно этой рекомендации, при определении угрозы
нанесения материального ущерба следует учитывать такие факторы как:
- значительные темпы увеличения демпингового импорта на внутренний рынок,
указывающие на вероятность значительного увеличения импорта;
- наличие у экспортера достаточных экспортных возможностей или неизбежное
значительное увеличение экспортных возможностей, указывающее на вероятность
значительного увеличения демпингового экспорта на рынок импортирующей страны,
с учетом возможности других экспортных рынков поглотить любой дополнительный
экспорт;
- поступление импорта по ценам, которые будут оказывать значительное

<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>