<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

— Комитет по социальной политике;
— Комитет по аграрной политике;
— Комитет по вопросам науки, культуры и образования. Состав комитетов Совета Федерации утверждается палатой
большинством голосов от числа депутатов Совета Федерации. Комитеты Совета Федерации образуются на срок полномочий палаты.
Совет Федерации вправе создавать комиссии, деятельность которых ограничивается определенным сроком.
Т233,
84. Комитеты и комиссии Государственной Думы РФ
Согласно своему Регламенту (ст. 17), Государственная Дума образует следующие комитеты:
— Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе;
— Комитет по труду и социальной поддержке;
— Комитет по охране здоровья;
— Комитет по экологии;
— Комитет по образованию, культуре и науке;
— Комитет по делам женщин, семьи и молодежи;
— Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам;
— Комитет по экономической политике;
— Комитет по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности;
— Комитет по аграрным вопросам;
— Комитет по промышленности, строительству, транспорту и энергетике;
— Комитет по природным ресурсам и природопользованию;
— Комитет по обороне;
— Комитет по безопасности;
— Комитет по международным делам;
— Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками;
— Комитет по делам национальностей;
— Комитет по делам Федерации и региональной политике;
— Комитет по вопросам местного самоуправления;
— Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций;
— Комитет по информационной политике и связи.
В случае необходимости могут создаваться и другие комитеты. Комитеты Государственной Думы образуются на срок полномочий Государственной Думы данного созыва.
Государственная Дума может создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей.
Она образует следующие комиссии:
— мандатную;
— для проверки определенных данных о событиях и должностных лиц;
— для подсчета результатов тайного голосования. ,. ,
'235,
85. Конституционно-правовой статус депутата <[ Государственной Думы Российской Федерации ;
Депутатом Совета Федерации является избранный народом представитель субъекта Российской Федерации, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Совете Федерации и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
Депутатом Государственной Думы является избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Государственной Думе и иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.
Согласно Закону о статусе депутатов палат Федерального собрания эти депутаты руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, регламентом соответствующей палаты Федерального собрания.
Срок полномочий депутатов палат начинается со дня их избрания в соответствующую палату и прекращается с момента начала работы соответствующей палаты нового созыва, за исключением предусмотренных законом случаев досрочного прекращения полномочий депутата.
Согласно Закону Российской Федерации о статусе депутатов (ст. 11) депутаты обеих палат обладают правом законодательной инициативы. Депутаты обеих палат пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым палатой. Депутат принимает личное участие в заседании палаты, депутатом которой он является.
Депутат вправе обращаться с запросом к Правительству Российской Федерации, Генеральному прокурору, Председателю Центрального банка, руководителям федеральных органов исполнительной власти. По вопросам своей деятельности депутаты пользуются правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами.
Наряду с этим федеральное законодательство устанавливает для депутатов дополнительные юридические гарантии охраны их прав в области трудовых, административно-правовых, уголовно-правовых и уголовно-процессуальных отношений.
Депутат обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.
Правовыми формами реализации полномочий Федерального собрания Российской Федерации являются принимаемые им нормативные правовые акты. Основные акты Федерального собрания — это законы Российской Федерации.
V237,
86. Стадии законодательного процесса в Федеральном собрании Российской Федерации
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 76) по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам.
Первая стадия законодательного процесса — законодательная инициатива — сводится к внесению на рассмотрение Государственной думы законопроекта.
Вторая стадия — предварительное рассмотрение законопроектов.
Третья стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной думе в трех чтениях.
Четвертая стадия — принятие закона.
Пятая стадия — рассмотрение и одобрение федеральных законов Советом Федерации.
Особую стадию законодательного процесса представляет преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой. Для этого может быть создана согласительная комиссия.
Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона.
Порядок опубликования и вступления в силу актов палат Федерального собрания определяется Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания». Согласно этому закону, на территории Российской Федерации применяются только те акты палат Федерального собрания, которые официально опубликованы. Акты палат Федерального собрания публикуются не позднее десяти дней после их принятия и вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.
87. Правительство Российской Федерации — высший орган исполнительной власти
Согласно Конституции (ст. 110), исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Положение Правительства как высшего органа федеральной исполнительной власти России обеспечивается его полномочиями, закрепленными в Конституции Российской Федерации и в Законе о Правительстве Российской Федерации.
Как высший орган федеральной исполнительной власти, Правительство Российской Федерации возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, обеспечивает в соответствии с Конституцией осуществление полномочий федеральной исполнительной власти на всей территории Российской Федерации. Оно направляет работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, организует исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В состав Правительства Российской Федерации входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и федеральные министры. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.
Согласно Конституции РФ (ст. 13), Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. В случае временного отсутствия Председателя Правительства его обязанности исполняет один из его заместителей. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должности и освобождаются от них Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства.
Правительство Российской Федерации действует в пределах срока полномочий Президента Российской Федерации и
слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации.
Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. В свою очередь, Президент сам может принять решение об отставке Правительства. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству.
88. Полномочия Правительства Российской Федерации
Закон о Правительстве Российской Федерации подробно регламентирует полномочия Правительства в различных областях жизни страны.
В области экономики Правительство осуществляет регулирования экономических процессов.
В сфере бюджета и финансов Правительство разрабатывает и обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т. д.
В социальной сфере Правительство Российской Федерации принимает меры к реализации трудовых прав граждан, обеспечивает проведение единой социальной политики.
В области науки, культуры и образования Правительство Российской Федерации разрабатывает и осуществляет политику государственной поддержки развития науки, культуры, образования.
В области природопользования и охраны окружающей среды Правительство Российской Федерации организует деятельность по рациональному использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов.
В области укрепления законности и правопорядка Правительство участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности.
В области обороны и государственной безопасности Правительство осуществляет меры по обеспечению обороны страны.
В области внешней политики Правительство Российской Федерации заключает международные договоры, регулирует экспорт и импорт товаров, реализует внешнеэкономическую деятельность.
Правительству Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы.
89. Порядок формирования, полномочия и акты Правительства Российской Федерации \
Возглавляет Правительство Российской Федерации его Председатель, который определяет направления деятельности Правительства и организует его работу.
Заместители Председателя Правительства участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства, в выработке и реализации политики Правительства, координируют работу министерств и иных органов исполнительной власти.
Федеральные министры принимают участие в выработке и реализации политики Правительства и издаваемых им постановлений и распоряжений; участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства; обладают полномочиями в качестве руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Правительство Российской Федерации — орган коллегиальный. Его заседания проводятся Председателем Правительства не реже одного раза в месяц.
Рабочим органом Правительства Российской Федерации, обеспечивающим деятельность Правительства и осуществляющим контроль исполнения принятых им решений, является Аппарат Правительства Российской Федерации. Он возглавляется Руководителем Аппарата, являющимся членом Правительства и назначаемым Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства.
Полномочия Правительства Российской Федерации реализуются посредством его актов — постановлений и распоряжений, которые издаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации. Правительство Российской Федерации обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, имеют наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений.
Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации или в судебном порядке.
90. Организация законодательной
и исполнительной власти в субъектах
Российской Федерации
Представительными и законодательными органами республик в составе Российской Федерации являются их парламенты, пришедшие на смену Верховным Советам этих республик. Именуемые в разных республиках по-разному, все они являются представительными органами соответствующих республик. Вместе с тем все они считаются законодательными органами соответствующих республик, обладающими полной и ничем не ограниченной в рамках своих полномочий компетенцией в сфере законодательства, означающей, что ни один закон республик в составе Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом.
Будучи главным образом законодательными органами, парламенты республик в составе Российской Федерации осуществляют также определенные контрольные функции по отношению к исполнительной власти этих республик посредством утверждаемого ими бюджета, использования права отказывать в доверии правительству республики и т. д.
Парламенты республик в составе Российской Федерации избираются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года или на 5 лет. Их численный состав колеблется от 27 до 250 депутатов.
Компетенция парламентов республик в составе Российской Федерации складывается из следующих основных групп полномочий:
— в области конституционного строительства парламенты республик в составе Российской Федерации принимают конституции и вносят в них изменения и дополнения; принимают законы, кодексы и вносят в них изменения и дополнения;
— в области экономического и социально-культурного строительства парламенты республик в составе Российской Федерации определяют внутреннюю политику республик; утверждают перспективные государственные планы; обсуждают и принимают государственные бюджеты;
— в области внешних сношений парламенты республик в составе Российской Федерации определяют международные связи этих республик; ратифицируют и денонсируют международные договоры.
Порядок деятельности парламентов республик в составе Российской Федерации определяется конституциями этих республик, а также законами республик об их парламентах.
В соответствии с Положением «Об основных началах организации и деятельности органов государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации» их законодательными органами являются думы, собрания и т. д. этих субъектов Федерации (например, Московская Государственная дума; Законодательное собрание Тверской области, Псковское областное собрание и т. д.). Они избираются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 2 года. Их численный состав не может превышать 50 депутатов.
Представительные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов обладают значительными полномочиями. В сфере конституционного строительства они принимают уставы и другие законодательные акты, вносят в них изменения и дополнения, осуществляют контроль за исполнением законодательства; решают вопросы изменения границ своей территории в соответствии с федеральным законодательством.
В сфере экономического и социального развития представительные органы регионов утверждают бюджет, принимают решение о введении или отмене налогов, сборов, пошлин и иных видов платежей, установлении льгот и преимуществ по платежам в бюджет и т. д.
В области внешних сношений представительные органы государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов осуществляют международные связи этих субъектов Российской Федерации, ратифицируют и денонсируют международные договоры и соглашения.
В систему органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации входят их правительства, мини-
I'
стерства, государственные комитеты и другие ведомства. В ряде республик эту систему возглавляет Президент (глава) республики, в других — правительство или его глава.
Правовой статус Президента республики в составе Российской Федерации определяется конституциями республик в составе Российской Федерации, а также законами этих республик о Президенте. Согласно этому законодательству, в большинстве республик Президент избирается гражданами республики на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4—5 лет.
В большинстве республик Президент является главой государства, высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. В этом качестве он выступает гарантом государственного суверенитета и территориальной целостности республики, соблюдения ее конституции и законов; представляет республику в ее отношениях с Российской Федерацией, входящими в состав СНГ государствами, а также в международных отношениях; обладает правом законодательной инициативы в парламенте республики.
Наряду с единоличным главой государства в практике государственного строительства республик в составе Российской Федерации встречается и коллегиальный глава государства. Например, им является Государственный совет Дагестана, возглавляющий в республике исполнительную власть.
Важную роль в системе исполнительной власти республик в составе Российской Федерации играют правительства этих республик, являющиеся исполнительными и распорядительными органами государственной власти.
В пределах своих полномочий Правительство республик решает вопросы государственного управления, осуществляет управление экономическими процессами, принимает меры по укреплению денежной и кредитной системы, обеспечению гарантий законодательно установленного минимального уровня оплаты труда и социального обеспечения. Правительство может осуществлять и другие полномочия, предусмотренные конституцией и законами республики.
В соответствии с Положением об основных началах организации и деятельности органов государственной власти кра-
ев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации органом исполнительной власти является администрация края, области, города федерального значения, автономной области, автономного круга.
Руководство деятельностью администрации и его главы устанавливается с учетом исторических, национальных и других условий и традиций соответствующим представительным органом субъекта Российской Федерации.
Согласно Положению о главе администрации области, автономного округа, глава администрации является высшим должностным лицом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа и руководит органами исполнительной власти.
Глава администрации обладает следующими основными полномочиями: представляет интересы края, области, города федерального значения, автономного округа в Правительстве Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в отношениях с другими субъектами Российской Федерации, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации может вступать в отношения с соответствующими органами и должностными лицами зарубежных государств и подписывать необходимые документы.
Глава администрации разрабатывает и представляет бюджет края, области, города, округа и обеспечивает его исполнение, формирует состав администрации.
Помимо администрации, в систему органов исполнительной власти входят отраслевые и территориальные органы управления и иные органы, создаваемые главой администрации, который самостоятельно определяет компетенцию и утверждает положение об этих органах.

91. Конституционные основы судебной системы в Российской Федерации. Виды судебных органов
Одной из разновидностей государственной власти является судебная власть, призванная осуществлять правосудие. Правосудие является видом государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие отличается рядом специфических признаков, состоящих в том, что оно осуществляется от имени государства, специальными государственными органами — судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.
Правосудие в Российской Федерации строится на демократических принципах, отражающих сущность и задачи демократического, правового государства и закрепленных в Конституции Российской Федерации (гл. 7).
Одним из важнейших принципов правосудия в Российской Федерации является осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ). Это означает, что в Российской Федерации нет и не может быть никаких иных, кроме судов, государственных или других органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела.
Принцип осуществления правосудия только судом — важнейшая гарантия обеспечения законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Он находит свое выражение и в установлении в Конституции Российской Федерации (ст. 118) рамок осуществления судебной власти, реализующейся посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а также рамок судебной системы Российской Федерации, которая устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.
Носителями судебной власти в Российской Федерации являются прежде всего судьи, наделенные в конституционном
порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 119), судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
Согласно Конституции (ст. 120), судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
Принцип подчинения судей только Конституции и закону неразрывно связан с предусмотренным Конституцией Российской Федерации (ст. 120) положением, согласно которому суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 121) судьи несменяемы. Несменяемость служит одной из существенных гарантий независимости судьи.
В Конституции Российской Федерации (ст. 122) указывается, что судьи неприкосновенны.
Согласно Конституции, разбирательство дел во всех судах является открытым, заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.
Российская судебная власть в целом едина и неделима, однако условно можно подразделить правосудие на три «ветви»:
1) конституционное правосудие;
2) общее правосудие;
3) арбитражное правосудие.
Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов, законов субъектов РФ;
в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между субъектами РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ. Конституционный суд разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ. Конституционный суд решает исключительно вопросы права.
Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.
Верховный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснение по вопросам судебной практики. К компетенции Верховного суда отнесено рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
В области арбитражного правосудия функционируют Высший арбитражный суд РФ и соответствующие арбитражные суды. Высший арбитражный суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
92. Конституционные основы организации прокуратуры в Российской Федерации
Согласно Конституции 1993 г., Президент России представляет Совету Федерации кандидатуру Генерального прокурора. Совет Федерации, рассматривая предложенную Президентом на этот пост кандидатуру, вправе отклонить или принять ее. В случае отклонения Президент должен предложить на обсуждение новую кандидатуру. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами.
В Законе о прокуратуре сформулированы цели, задачи и полномочия прокуратуры. Прокуратура осуществляет надзор:
— за исполнением законов местными представительными органами, должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
— за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
— за исполнением законов в местах содержания задержанных и осужденных;
— за исполнением законов органами военного управления. Важным направлением деятельности прокуроров является
их участие в рассмотрении дел судами.
я
93. Конституционные основы организации адвокатуры в Российской Федерации
Правовое государство призвано уделять повышенное внимание правовой защите прав, свобод и интересов физических и юридических лиц. Российская Федерация, провозглашенная Конституцией РФ правовым государством, обязана реализовать это предназначение адвокатуры. Адвокатура в России до и после революции 1917 г. прошла очень сложный путь, исследование которого может стать отдельным предметом изучения. Остановимся на реалиях настоящего времени.
Несмотря на усилия по повышению уровня правовой культуры населения потребность в получении юридической помощи не утрачивает своей значимости. Последовательное урегулирование в нормативном порядке все более широкого круга общественных отношений откликается вовлеченностью населения в правоотношения по поводу, например, работы и учебы, получения услуг и участия в деятельности общественного объединения, выборов и здравоохранения. Поэтому потенциальная или реальная потребность в квалифицированной помощи юриста может возникнуть практически у каждого.
Квалифицированная помощь юристов может выражаться в определении органа, полномочного разрешить жалобу или заявление, в помощи гражданину составить соответствующий документ, в участии в судах в качестве представителей, например, истцов, ответчиков, третьих лиц в гражданском судопроизводстве и т. п. ст. 48 Конституции РФ гласит:
1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
Оказание квалифицированной юридической помощи гражданам и организациям является приоритетной задачей адво-
2521
катуры. Она отделена от государства, чем обеспечивается ее независимость: адвокат может противостоять интересам и стремлениям публичных структур и их должностных лиц, не может допрашиваться в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением обязанностей защитника или представителя профессионального союза либо другой общественной организации.
Полномочия, порядок организации и деятельности адвокатуры определяются Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» № 63-ФЗ от 31.05.2002 г.
Особо квалифицированная помощь необходима лицам, заключенным под стражу, так как, будучи лишенными свободы, они ограничены в выборе форм и методов защиты. Таким образом, конституционно закрепленное право граждан на защиту является конституционной основой деятельности адвокатуры как инструмента гражданского общества.
Без этого не может быть правового государства, так как его невозможно представить без адвокатуры. С понятием правовое государство тесно связан еще ряд понятий — «справедливость», «законность», «правопорядок».
Правопорядок достигается законностью через справедливость. Кажется, все просто и понятно, а на самом деле это далеко не равнозначные понятия. Законность очень сложное и медленно устанавливающееся понятие. Оно требует сложных процедур, большого массива работающих законов и времени, а также долготерпения всего общества, справедливость более быстрое понятие, так как представление о справедливости в обществе меняется быстро и иногда почти мгновенно. Справедливость основывается на идеалах общества и зависит от отношения человека к какому-то явлению. При этом всегда надежды населения, связанные с установлением справедливости, обращены к правосудию. Правосудие как одна из форм деятельности государства изначально несет в себе свойство быть средством разрешения конфликтов в интересах всего общества.
Правосудие в демократических государствах осуществляется в виде состязательного процесса, при равенстве сторон. И
если обвинение в уголовных процессах идет от имени государства, то защита осуществляется от имени общества и является сдерживающим фактором от чрезмерной абсолютизации права, не давая превратить правовое государство в полицейское.
ТЕМА 9. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
HU,
94. История развития местного самоуправления в Российской Федерации
На протяжении ряда десятилетий термин «местное самоуправление» считался неприемлемым на фоне теории полновластия советов в условиях социализма. О земстве даже не вспоминали. Новые веяния в отношении к местному самоуправлению обозначились с началом перестройки, но пробивали себе дорогу с большим трудом, что получило свое отражение хотя и в прогрессивном для того времени, но противоречивом Законе СССР об общих началах местного самоуправления, принятом в 1990 г. Попытка путем принятия в 1991 г. российского закона о местном самоуправлении ввести местное самоуправление «сверху», не реформируя по сути прежнюю систему местного самоуправления, не дала ожидаемых результатов.
Осенью 1993 г. начался новый этап реформирования местного самоуправления: 9 октября 1993 г. был издан Указ Президента РФ о реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации, а 26 октября 1993 г. — Указ Президента РФ о реформе местного самоуправления. Этим Указом Президента РФ было утверждено положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы. 29 октября 1993 г. Указом Президента были утверждены основные положения о выборах в органы местного самоуправления.
В соответствии с названными выше Указами Президента РФ деятельность местных советов — представительных органов в системе местного самоуправления — прекращалась. Функции местных советов были возложены на местную организацию — исполнительные органы в системе местного самоуправления. Выборы новых представительных органов местного самоуправления в основном состоялись в 1994 г.
^255.
Новая Конституция РФ, признавая и гарантируя местное самоуправление в Российской Федерации, выступает в качестве важнейшей правовой основы дальнейшего процесса реформирования системы местного самоуправления.
.256
95. Понятие, функции и принципы местного самоуправления
Местное самоуправление — это система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.
Эта система представляет собой совокупность организационных форм и институтов прямого волеизъявления, выборных и других органов местного самоуправления, посредством которых реализуются принципы и функции местного самоуправления.
Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности. Они обусловлены природой местного самоуправления, его принципами, а также целями и задачами, к достижению которых стремится местное самоуправление.
Местное самоуправление призвано обеспечить: потребности населения в различного рода услугах (в социально-культурной и иных сферах местной жизни); реализацию социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц; оптимальное сочетание местных и общегосударственных интересов и т. д.
Анализ законодательства о местном самоуправлении позволяет выделить следующие основные функции местного самоуправления:
1. Обеспечение участия населения в решении местных дел.
2. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного управления.
3. Обеспечение развития соответствующей территории.
4. Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах.
5. Охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на данной территории.
6. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
9. Конституционное право России 100 Уо
Принципы местного самоуправления — это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых ими органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.
В основе местного самоуправления в Российской Федерации лежат следующие основные принципы, закрепляемые Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством:
1. Самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения.
2. Организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством.
3. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления.
4. Соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.
96. Основы деятельности местного самоуправления
Начавшийся осенью 1993 г. процесс реформирования местного самоуправления в Российской Федерации по-новому решает многие вопросы структуры и организационной основы местного самоуправления. Существенным образом изменился характер взаимодействия представительного органа местного самоуправления и главы администрации, который, согласно Указу Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 г. «О реформе местного самоуправления», именуется сегодня главой местного самоуправления.
Принятые в настоящее время субъектами Российской Федерации правовые акты об организации местного самоуправления по-разному решают вопрос о порядке формирования местной администрации.
Конституция Российской Федерации предусматривает, что местное самоуправление осуществляется гражданами не только через выборные и другие органы местного самоуправления, но и путем форм прямого волеизъявления. К таким формам относятся собрания, сходы граждан.
Глава местного самоуправления руководит деятельностью местной администрации. Он осуществляет свои полномочия на принципах единоначалия. Глава местного самоуправления разрабатывает структуру местной администрации, схему управления отраслями местного хозяйства и социальной сферы. Структура местной администрации и схема управления находят свое отражение в положении о местном самоуправлении данного городского или сельского поселения. Глава местного самоуправления осуществляет в пределах своей компетенции общее руководство органами и структурными подразделениями местной администрации и учреждениями, состоящими на местном бюджете.
Глава местного самоуправления издает постановления и распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции. Руководители органов и структурных подразделений администрации издают приказы, которые глава местной администрации вправе отменить.

В соответствии со ст. 33 Закона РФ о местном самоуправлении в РФ акты местной администрации, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Указ Президента Российской Федерации о реформе местного самоуправления в РФ от 22 декабря 1993 г. установил, по существу, приоритет администрации в ее взаимоотношениях с представительным органом местного самоуправления. Это нашло свое выражение в следующем:
а) главы местных администраций получили статус глав местного самоуправления;
б) выборный представительный орган местного самоуправления созывается на свои заседания соответствующим главой администрации;
в) решения, связанные с утверждением местного бюджета, расходованием финансовых средств, установлением или отменой местных налогов и сборов, принимаются выборным представительным органом местного самоуправления по представлению и согласованию с главой местного самоуправления;
г) глава местного самоуправления вправе выносить на местный референдум проект положения о местном самоуправлении;
д) глава местного самоуправления председательствует на заседаниях выборного представительного органа местного самоуправления и является главой соответствующей администрации.
Основные положения о выборах в органах местного самоуправления предусматривают:
1) выборы в органы местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;
2) выборы осуществляются на основе мажоритарной системы по одномандатным избирательным округам на основе единой для данного органа местного самоуправления нормы представительства; вместе с тем возможно
проведение выборов на основе пропорциональной системы и смешанной (пропорционально-мажоритарной) системы;
3) право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления имеют граждане РФ, постоянно проживающие на соответствующей территории и достигшие 18-летнего возраста;
4) кандидаты в представители в органы местного самоуправления выдвигаются избирательными объединениями и группами избирателей;
5) финансирование выборов производится за счет средств бюджета субъекта РФ.
Анализ правовых актов субъектов РФ по вопросам организации местного самоуправления позволяет сделать следующие выводы:
а) резко сократился численный состав представительных органов местного самоуправления по сравнению с прежними местными советами;
6) представительные органы местного самоуправления именуются по-разному: собрание представителей, Дума, местный совет и др.;
в) депутаты, как правило, работают на непостоянной основе;
г) кворум заседаний обеспечивается или двумя третями членов Собрания представителей от установленной для него численности, или более чем половиной численности членов данного органа самоуправления;
д) созывает заседания представительного органа и представительствует на них глава местного самоуправления. Он подписывает решения представительного органа местного самоуправления;
е) полномочия данного представительного органа местного самоуправления конкретизируются в Уставе соответствующей территории. Проект Устава вносит глава местной администрации.
Структура и организационные основы деятельности органов местного самоуправления подробно закрепляются в законе о местном самоуправлении, в котором отражены: структура
'261.
и порядок формирования органов местного самоуправления, распределение полномочий между ними, формы ответственности органов местного самоуправления перед населением, вопросы муниципальной службы и т. п.
В настоящее время все эти положения конкретизированы в Федеральном законе от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 4 августа 2000 г.).
624
97. Полномочий местного самоуправления
Полномочия местного самоуправления — это закрепленные федеральным законодательством, а также правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, связанные с реализацией задач и функций местного самоуправления на соответствующей территории.
Полномочия местного самоуправления реализуются как непосредственно населением городских и сельских поселений, а также других территорий путем прямого волеизъявления, так и через выборные и другие органы местного самоуправления, которые осуществляют подавляющее большинство этих полномочий.
Можно выделить несколько групп полномочий органов местного самоуправления, относящихся к различным областям экономического, социально-культурного строительства и др.
— Так, в области бюджета и финансов органы местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы; образуют внебюджетные фонды, определяют их статус и целевое назначение; учреждают фонды для кредитования целевых программ и мероприятий для решения территориальных задач.
— В области управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями на территории местного самоуправления органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, определяют в соответствии с законом условия приобретения, создания, преобразования объектов муниципальной собственности; устанавливают в соответствии с законодательством порядок назначения на должность и освобождение от нее руководителей муниципальных предприятий; определяют условия и порядок разгосударствления и приватизации муниципальных предприятий и муниципального имущества; определяют в соответствии с законодатель-
Ц
˜
ством льготы и преимущества, в том числе в сфере налогов в целях стимулирования предпринимательской деятельности.
— В области земельных отношений и охраны окружающей природной среды органы местного самоуправления определяют в соответствии с земельным законодательством порядок предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными участками на подведомственной органам местного самоуправления территории; определяют в соответствии с законодательством правила пользования природными ресурсами.
— В области строительства, жилищного хозяйства, коммунального, бытового и торгового обслуживания населения, транспорта и связи органы местного самоуправления утверждают планы и правила застройки населенных пунктов на подведомственной им территории, устанавливают в соответствии с действующим законодательством порядок передачи и продажи жилья в аренду.
— Они руководят транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, осуществляют контроль за работой других транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население; организуют работу предприятий связи, обеспечивают развитие радио и телевидения.
Органы местного самоуправления организуют эксплуатацию муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, входящих в состав муниципальной собственности.
— В области социально-культурного обслуживания населения органы местного самоуправления осуществляют управление всеми находящимися в их ведении учреждениями народного образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физкультурно-спортив-ными учреждениями, обеспечивают их материально-техническое снабжение.
— Органы местного самоуправления осуществляют важные функции в области социальной защиты населения. Они
ил я tt а I»
обеспечивают проведение в жизнь действующего законодательства о выплате пенсий и пособий. Местная администрация назначает и выплачивает также из собственных и привлеченных средств доплаты к пенсиям и пособиям.
— В области охраны общественного порядка, прав и свобод граждан органы местного самоуправления обеспечивают на подведомственной им территории соблюдение законов, актов вышестоящих органов государственной власти, охрану прав и свобод граждан, осуществляют контроль за исполнением их решений предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. Органы местного самоуправления налагают в пределах своей компетенции административные взыскания на граждан и должностных лиц за совершенные ими административные правонарушения.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 132) органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств; реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
98. Ответственность местного самоуправления и правовые формы его защиты
Местное самоуправление, в основе которого лежит право граждан самостоятельно решать вопросы местного значения, а также обособление органов местного самоуправления в системе управления обществом и государством, предполагает ответственность органов местного самоуправления за осуществление возлагаемых на них функций и полномочий, а также различные виды контроля за их деятельностью.
Ответственность органов местного самоуправления — это неблагоприятные правовые последствия за принятые ими противоправные решения, ненадлежащее осуществление своих задач и функций. Она имеет непосредственное отношение к вопросу о гарантиях прав местного самоуправления, ибо призвана обеспечить деятельность органов местного самоуправления в интересах граждан, общества в целом.
Законодательство о местном самоуправлении устанавливает круг субъектов, перед которыми несут ответственность органы местного самоуправления, их должностные лица, а также нормы этой ответственности.
Во-первых, представительные и исполнительные органы местного самоуправления несут ответственность за принятые ими решения перед государством в лице его соответствующих органов.
Государство, признавая и обеспечивая права местного самоуправления, выступает гарантом законности, правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина на всей своей территории. Органы местного самоуправления, осуществляя свои полномочия, не должны нарушать Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, конституции и законодательства республик в составе Российской Федерации.
Во-вторых, представительные и исполнительные органы местного самоуправления несут ответственность перед населением данной территории, гражданами, а также перед предприятиями, учреждениями и организациями в случаях, установленных законом.
Закон Российской Федерации о местном самоуправлении в Российской Федерации предусматривает досрочное прекращение полномочий главы местной администрации в случае отзыва главы местной администрации избирателями.
В-третьих, органы местного самоуправления могут нести ответственность перед предприятиями, учреждениями и организациями, а также гражданами, если им нанесен ущерб в результате решений, принятых органами местного самоуправления. Ответственность наступает в судебном порядке.
Конституция Российской Федерации, федеральные законодательные акты, законодательные и иные правовые акты субъектов Федерации, гарантируя местное самоуправление, устанавливают систему правовых мер, направленных как на защиту нарушенных прав местного самоуправления, так и на предупреждение подобных нарушений.
1. Особую роль в системе гарантий, обеспечивающих правовую защиту местного самоуправления, имеет конституционное право местного самоуправления на судебную защиту.
Федеральный закон Российской Федерации о местном самоуправлении в Российской Федерации (1995 г.) указывает на ряд конкретных случаев, когда защита прав местного самоуправления осуществляется в судебном порядке:
а) в суде рассматриваются дела об административных правонарушениях, ответственность за которые наступает в случае невыполнения решений органов местного самоуправления. Данная категория дел рассматривается в семидневный срок;
б) органы местного самоуправления вправе предъявлять в суд требования актов органов государственного управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на данной территории, и приостанавливать исполнение этих актов до принятия решения судом;
в) имущественные споры между органами местного самоуправления рассматриваются арбитражным судом;
г) органы местного самоуправления вправе обжаловать в суд отказ соответствующего органа государственной
'/267
власти зарегистрировать положение о местном самоуправлении.
2. Ответственность за невыполнение решений представительных и исполнительных органов местного самоуправления.
Закон Российской Федерации о местном самоуправлении в Российской Федерации предусматривает дисциплинарную, а также административную ответственность в виде штрафа за невыполнение решений органов местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции. Административная ответственность наступает в судебном порядке.
3. Ответственность за причиненный ущерб территории данного местного самоуправления, интересам населения.
Предприятие, учреждения, организации несут перед органами местного самоуправления ответственность, в том числе имущественную, возмещают ущерб, причиненный их действиями или бездействием территории, интересам населения. Местная администрация, в частности, вправе принимать решения о наложении штрафа за ущерб, причиненный природной среде.
4. Правовые ограничения для должностных лиц органов местного самоуправления.
В целях обеспечения прав и защиты интересов местного самоуправления, а также предупреждения от возможных злоупотреблений служебным положением муниципальное право устанавливает определенные ограничения для должностных лиц органов местного самоуправления, связанные с их правовым статусом. Так, в соответствии с Законом «О местном самоуправлении в Российской Федерации» руководителям органов местного самоуправления и их структурным подразделениям запрещается:
а) занимать оплачиваемые должности в государственных органах, а также в общественных объединениях, на предприятиях, в учреждениях и организациях;
б) состоять в руководящих органах зарегистрированных политических партий, движений, клубов или групп;
в) состоять в правлениях или других органах управления предприятий, учреждений, организаций, получающих
из местного бюджета средства для осуществления своей деятельности;
г) получать доходы, единовременные или регулярные вознаграждения от предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности или действующих на территории данного местного самоуправления, или связанных с данным местным бюджетом.
Действующее законодательство устанавливает дополнительные социальные гарантии руководителям органов местного самоуправления, их заместителям, руководителям структурных подразделений аппаратов этих органов. В частности, Закон Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации» (1995 г.) предусматривает, что после освобождения данных муниципальных служащих от должности они продолжают получать назначенную им заработную плату до устройства на новое место работы в течение года. Оплата производится из местного бюджета.
ТЕМА 10. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЗАКОННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
99. Понятие конституционной законности. Конституционный суд в Российской Федерации
Понятие конституционности используется как для оценки политического режима в целом, так и для оценки конкретных ситуаций и действий органов государственной власти, особенно высших, а также партий и других общественных объединений. Особое место занимает вопрос о конституционности законов и других правовых актов, то есть об их соответствии Конституции, обладающей высшей юридической силой.
Конституция Российской Федерации 1993 г. говорит об обязанности всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан соблюдать Конституцию. Особо оговаривается, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ст. 15 ч. 2). Функции контроля за конституционностью законов возлагаются на Конституционный суд Российской Федерации.
Задачи, полномочия и структура Конституционного суда определены в Конституции и в Федеральном законе «О Конституционном суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. Роль и характер данного органа определяются его функциональным назначением.
Правовой статус и особенности Конституционного суда как судебного органа конституционного контроля во многом характеризует его компетенция, закрепленная в названном законе в виде следующих основных полномочий. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
.270^
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
Конституционный суд разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственным органами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, Конституционный суд:
а) по жалобам за нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
б) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
в) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
г) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеральным договором и федеральными конституционными законами;
д) может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 111 Конституции Российской Федерации договорами о разграниче-
'271
нии предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.
Конституционный суд решает исключительно вопросы права; по вопросам своей внутренней деятельности принимает Регламент Конституционного суда Российской Федерации.
Конституционный суд учреждается и функционирует в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации, то есть соблюдения и обеспечения основных политических и правовых ценностей, провозглашенных и гарантированный Конституцией.
Одной из важнейших функций Конституционного суда является толкование Конституции Российской Федерации, которое этот орган дает по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации.
Конституция и названный закон устанавливают состав, порядок назначения судей, принципы деятельности Конституционного суда Российской Федерации.
Конституционный суд состоит из 19 судей, кандидатуры которых Президент представляет Совету Федерации для назначения на должности судей этого органа. Основными принципами деятельности Конституционного суда являются независимость, коллегиальность, законность, состязательность и равноправие сторон.
Одним из важнейших элементов статуса является обязательность решений Конституционного суда Российской Федерации на всей территории Российской Федерации, для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан.
Согласно ст. 7 Закона, Конституционный суд независим в организационном, финансовом и материально-техническом от-
272^
ношениях от любых других органов. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые средства для обеспечения его деятельности, которыми Конституционный суд распоряжается самостоятельно.
В Законе определены требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного суда. Судьей может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.
Судья Конституционного суда назначается на должность на срок 15 лет.
В Законе (ст. 11) предусмотрены занятия и действия, не совместимые с должностью судьи Конституционного суда. Данная статья направлена на свободное и независимое осуществление судьей задач и функций в сфере конституционного правосудия. В ст. 13 определены гарантии независимости судьи Конституционного суда: несменяемость, неприкосновенность, равенство прав судей, порядок приостановления и прекращения полномочий судьи, право на отставку, обязательность установленной процедуры конституционного судопроизводства, запрет на какое бы то ни было вмешательство в судебную деятельность, предоставление судье материального и социального обеспечения, гарантии безопасности.
Конституционный суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Он рассматривает и разрешает дела на пленарных заседаниях и заседаниях палат. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного суда, в заседаниях палат — судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Основные вопросы компетенции Конституционного суда рассматриваются в пленарных заседаниях.
Председатель, заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного суда избираются на пленарном заседании из состава судей Конституционного суда. Избирают их в индивидуальном порядке путем тайного голосования и большинством от общего числа судей, срок полномочий — три года.
Председатель Конституционного суда руководит подготовкой пленарных заседаний, созывает их и председательствует на них, вносит на обсуждение Конституционного суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат, представляет Конституционный суд в отношениях с государственными органами, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного суда выступает с заявлениями от его имени; осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного суда, представляет на его утверждение кандидатуры руководителей Секретариата и других подразделений аппарата, издает приказы и распоряжения.
Заместитель Председателя Конституционного суда осуществляет по уполномочию Председателя Конституционного суда отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным судом.
Судья-секретарь Конституционного суда осуществляет непосредственное руководство аппаратом Конституционного суда, обеспечивает организационную подготовку его заседаний; доводит до сведения соответствующих органов и лиц решения Конституционного суда и информирует его об исполнении этих решений.
Регламент Конституционного суда представляет собой составную часть его правовой основы и одновременно непосредственно примыкает к общим правилам Конституционного судопроизводства, предусмотренным Конституцией и названным выше Федеральным конституционным законом. В Регламенте Конституционного суда устанавливаются:
1) порядок определения персонального состава палат Конституционного суда;
2) порядок распределения дел между ними;
3) порядок определения очередности в рассмотрении дел в пленарных заседаниях и заседаниях палат;
4) некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях;
5) особенности делопроизводства в Конституционном суде;
6) требования к работникам его аппарата;
7) иные вопросы внутренней деятельности Конституционного суда.

100. Конституционное судопроизводство в Российской Федерации
Конституционное судопроизводство — это установленные Конституцией, Федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного суда порядок и процедура рассмотрения и решения дел и вопросов, принадлежащих к компетенции конституционного суда. Конституционное судопроизводство основывается на прочных демократических принципах и имеет некоторые особенности.
В разделе втором Закона определены принципы конституционного судопроизводства: независимость судей, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон, язык конституционного судопроизводства.
Конституционный суд правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в заседании палаты — при наличии не менее трех четвертей ее состава.
Закон предусматривает обращение в Конституционный суд как повод к рассмотрению дела в нем. Обращение может быть направлено в форме запроса, ходатайства или жалобы. Требования к обращению и стадии конституционного судопроизводства определены в соответствующем Законе и состоят в следующем:
— обращение в Конституционный суд оплачивается государственной пошлиной;
— предусмотрено предварительное рассмотрение обращений;
— принятие обращения к рассмотрению;
— порядок рассмотрения дел в пленарных заседаниях и заседаниях палат;
— назначение дел к слушанию;
— подготовка дела к слушанию, оповещение о заседании;
— стороны и их представители, открытые и закрытые заседания;
— объяснения сторон;
— заключение экспертов;
— показание свидетелей и ряд других вопросов, составляющих содержание и специфику конституционного судопроизводства.
Завершающим и ответственным этапом является принятие решения Конституционным судом. Решения, принимаемые Конституционным судом, именуются постановлением, заключением, определением.
Постановления принимаются по вопросам о разрешении дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства; конституций республик; уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации; решения о толковании Конституции и по ряду других основополагающих вопросов компетенции Конституционного суда.
Заключением именуется итоговое решение Конституционного суда по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Определениями являются все иные решения Конституционного суда, принимаемые в ходе конституционного судопроизводства.
Решение Конституционного суда считается принятым, если за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом. Решения Конституционного суда провозглашаются в полном объеме немедленно после его подписания.
Постановления и заключения Конституционного суда не позднее, чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются: судьям Конституционного суда, сторонам, Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, Государственной думе, Правительству, Уполномоченному по правам человека, Верховному суду, Высшему арбитражному суду, Генеральному прокурору, министру юстиции.
Решение Конституционного суда является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению (ч. 6 ст. 125 Конституции Российской Федерации).
Содержание
Введение.
ТЕМА 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ -ОТРАСЛЬ ПРАВА И ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА
1. Понятие и предмет конституционного права России.........5
2. Конституционно-правовые нормы и институты................9
3. Конституционно-правовые отношения.............................13
4. Субъекты конституционного права Российской Федерации............................................................................15
5. Источники конституционного права: понятие и виды......16
6. Система конституционного права Российской Федерации............................................................................20
7. Конституционное право Российской Федерации
и его место в системе права РФ...........................................25
8. Конституционное право Российской Федерации
как наука и ее место в системе общественных наук...........27
9. История развития науки конституционного права РФ.....31
ТЕМА 2. КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ
10. Возникновение конституционного процесса
в России и его развитие до 1917 г. .....................................33
11. Конституционный процесс в России на примере развития советских конституций 1918, 1925, 1937гг. ......37
12. Конституция 1978 г. — последняя советская Конституция. Пути ее эволюции......................................40
13. Конституционные реформы 1989—1993 гг. Необходимость принятия новой конституции.................42
14. Конституция Российской Федерации 1993 г.: основные черты, особенности, функции
и юридические свойства....................................................45
15. Структура Конституции Российской Федерации 1993 г. .48
16. Порядок принятия Конституции Российской Федерации..........................................................................51
17. Изменение Конституции Российской Федерации, внесение поправок.............................................................54
2784
18. Гарантии реализации Конституции..................................55
19. Прямое действие Конституции
Российской Федерации.....................................................56
20. Охрана Конституции Российской Федерации
и ответственность за ее нарушение...................................58
ТЕМА 3. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21. Понятие конституционного строя....................................60
22. Принципы конституционного строя и их развитие.........63
23. Конституционный строй и общественный идеал............66
24. Конституционное полновластие
в демократическом государстве.........................................69
25. Человек, его права и свободы
как высшая ценность в государстве..................................72
26. Сущность идеи правового государства.............................74
27. Верховенство права и механизм его реализации..............77
28. Конституционные основы экономической системы
в Российской Федерации...................................................80
29. Конституционные основы социальной
системы в Российской Федерации....................................84
30. Конституционное закрепление принципов политического плюрализма и многопартийности...........90
31. Общественные организации, движения
и другие общественные объединения...............................92
32. Основания отказа в регистрации или роспуска общественного объединения.............................................96
33. Российская Федерация как светское государство............98
I 34. Федеративная природа Российской Федерации............101
35. Свобода совести...............................................................105
ТЕМА 4. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
36. Права человека и гражданина по Конституции Российской Федерации...................................................106
37. Гражданство Российской Федерации. Его принципы ... 109
38. Основания приобретения гражданства Российской Федерации........................................................................112
^279.
39. Основания прекращения гражданства............................113
40. Органы, уполномоченные решать вопросы отношений гражданства..................................................114

<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>