<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Следует отметить, что некоторые люди бесконечно долго ос­
таются в своей болезненной ситуации и так и не переходят порог.
Это может быть обусловлено следующими факторами:
1) человек не знает, как накапливать опыт;
90
2) имея много неприятных примеров в прошлом, он думает,
что в будущем все изменится к лучшему;
3) человек осознает, что его ужасная жизнь будет продолжать­
ся, но не видит никакой альтернативы.
В противоположность этому, можно наблюдать случаи, когда
переход осуществляется крайне легко (как по маслу). Однако из-
за чрезмерной генерализации достигнутые результаты будут явно
неудовлетворительными. Так, человек, которого кто-то обманул
в денежном отношении, может перестать доверять этому челове­
ку во всем. Поэтому иногда полезно переходить порог в отноше­
нии чего-то конкретного, а не уничтожать отношения целиком.
В заключение следует отметить, что описанная техника явля­
ется очень мощной. Она может привести к большим переменам в
жизни. Ее называют "техникой последнего средства". Прежде чем
применять ее,следует сначала использовать другие техники НЛП.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1


ТЕХНИКА ТАЙНОГО ПРОВЕДЕНИЯ НЛП
"Здесь у кого-нибудь есть фобия? Я люблю фобии, но их так легко
чинить, что они у нас уже кончаются. Видали? Здесь фобии есть только
у людей, страдающих фобией поднятия руки в присутствии аудитории.
Джоан: У меня есть.
У вас настоящая, махровая фобия?
Джоан: Ну, довольно скверная. (Она начинает дрожать и дышать
учащенно.)
Я это вижу.
Джоан: Вы хотите знать, с чем она связана?
Нет, не хочу. Я математик. Я работаю исключительно с процессом. Я
все равно не имею доступа к вашему внутреннему опыту, так зачем о нем
говорить? Чтобы изменить внутренний опыт, не обязательно говорить о
нем. Вообще-то если вы о нем говорите, то ваш терапевт может ограни­
читься ролью профессионального компаньона. Вы знаете, с чем связана
ваша фобия? Это нечто, что вы видите, слышите или чувствуете?
Джоан: Это нечто, что я вижу.
О'кей. Я собираюсь попросить вас проделать несколько вещей, ко­
торые вы можете проделать в уме очень быстро, так что ваша фобия
вообще никогда больше не побеспокоит вас. Я буду давать вам указа­
ния по одному шагу за раз, а потом вы идете внутрь и выполняете их.
Кивните, когда закончите. Сначала я хочу, чтобы вы представили, что
сидите в центре кинотеатра, и вверху на экране вы можете увидеть чер­
но-белый фотоснимок, на котором видите саму себя в ситуации как раз
перед тем, как у вас появляется фобическая реакция. Затем я хочу, что­
бы вы выплыли из своего тела наверх, в проекционную будку, откуда вы
можете наблюдать за собой, наблюдающей за собой. С этой позиции
вы будете способны увидеть себя, сидящую посреди кинотеатра, а так­
же себя на неподвижной картинке вверху на экране. Теперь я хочу, что­
бы вы превратили снимок на экране в черно-белый фильм и просмотре­
ли его от начала до момента сразу после завершения этого неприятного
переживания. Когда дойдете до конца, я хочу, чтобы вы остановили
фильм — как слайд — а затем впрыгнули внутрь изображения и прокру­
тили фильм назад. Люди будут ходить задом наперед, и все остальное
будет происходить наоборот — точно как при перемотке фильма, за ис­
ключением того, что вы будете внутри фильма. Прокрутите его обратно
в цвете, и потратьте на это только одну-две секунды. Теперь подумайте
о том, с чем была связана ваша фобия. Увидьте то, что вы увидели бы,
если бы на самом деле были там.

92
Джоан : Меня теперь не волнует, но я боюсь, что в следующий раз,
когда я действительно там окажусь, это может не сработать.
Вы можете где-нибудь здесь найти реальный пример, чтобы прове­
рить это?
Джоан : Да, это фобия лифтов.
Отлично. Давайте сделаем маленький перерыв. Идите попробуйте,
а после перерыва отчитаетесь. Те из вас, кто является скептиками,
идите, смотрите и задавайте ей вопросы, если хотите. О'кей. Ну как,
Джоан?
Джоан: Чудесно. Вы знаете, я никогда раньше по-настоящему не
видела лифт изнутри. Этим утром я даже не могла войти туда, потому
что была слишком напугана, но вот только что я несколько раз прокати­
лась вверх-вниз (Р. Бэндлер, 1994, с. 49—50).

Приложение 2.

ТЕХНИКА ИЗМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ИСТОРИИ

Больной по имени Чак был обеспокоен тем, что при общении с жен­
щинами и в особенности в сексуальном контексте, его всякий раз по­
стигает неудача. Анализ показал, что его уверенность в своей несосто­
ятельности была обусловлена прошлым опытом. Для управления
текущим поведением он использовал эйдетические образы прошлого в
качестве ведущей системы, а затем репрезентировал их кинестетичес­
ки как чувства по поводу того, что он собирался делать. Когда он встре­
чался с женщиной, то находил визуальный образ из прошлых пережи­
ваний неудач контакта с ними и был убежден в том, что его вновь ждет
неудача. С лечебной целью Лесли Кэмерон-Бэндлер (ЛКБ) было произ­
ведено изменение личностной истории. Приводим протокол лечебного
сеанса:
ЛКБ. Чак, можешь ты мне еще раз рассказать, как ты себя чувству­
ешь, когда подходишь к женщине?
Чак. Конечно же. Хотел бы я это забыть! Я просто чувствую, будто я
весь в дерьме, понимаете ли? (Пока он отвечает, я пристально смотрю,
повторится ли то же выражение, что и раньше, когда он говорил о жен­
щинах. Часть его — ключ доступа "вверх и налево").
ЛКБ. (Когда все составляющие выражения достигают полноты, я
прикасаюсь к его правому колену). Хорошо, это важно, что ты сейчас
вот вспомнил это чувство.
Чак. Да, а почему?
ЛКБ. Ты скоро поймешь. Теперь возьми это чувство (терапевт снова
прикасается рукой к его правому колену и задерживает руку, дожида­
ясь возвращения выражения), это "весь в дерьме", и скажи мне, какая
сцена из прошлого приходит тебе в голову.

93
Чак. Ну, это было года два назад, я был на улице с этой женщиной,
и у-у-у — я попробовал приставать к ней. У-у-у! Это было ужасно!
ЛКБ. Я тебе верю. Теперь я хочу, чтобы ты взял это самое чувство, и
отправился назад во времени в свое прошлое, и чтобы ты находил там
другие сцены, в которых у тебя были эти чувства.
Чак. (Закрывает глаза). О'кей.
ЛКБ. Вот так. Просто двигайся назад во времени, а я буду иногда
тебя останавдивать.
Просматривая свое прошлое по пути, намеченному этим определен­
ным "чувством", Чак припомнил другие переживания, представителем
которого оно было. Содержание менялось (участники сцен, их возраст,
высказывания различных людей и т. п.), но "чувство" в переживании
оставалось постоянным. Пока он это делал, я следила за легкими уве­
личениями в аспектах выражения: более ярким цветом кожи, углубле­
нием складок на лбу и вокруг рта, сжиманием губ, изменениями в дыха­
нии. Эти усиления показывали, что он вспоминает особенно интенсивные
переживания, в которых возникло это чувство.
Постоянное удержание якоря сохраняет чувство постоянным и по­
этому обеспечивает поиск в прошлом, определяемый этим специфи­
ческим "чувством". Когда я видела усиление, я говорила Чаку:
ЛКБ. Вот! Остановись здесь. Всмотрись в эту сцену хорошенько. Что
она значит для тебя в отношении этого чувства? (Другой рукой я отме­
чала эти специфические переживания прикосновением к другому коле­
ну, чтобы иметь возможность вернуться к нему потом).
Чак. Да, она связана с этим переживанием.
ЛКБ. А сколько тебе лет в этой сцене?
Чак. Ну, мне лет шестнадцать.
ЛКБ. Хорошо, хорошо. Теперь продолжай путешествие назад во вре­
мени, как ты делал это.
Чак. О'кей.
Я снова жду усиления. Проходит некоторое время, пока вновь не
возникает значительное усиление выражения.
ЛКБ. Остановись здесь. Посмотри на эту сцену пристально. Скажи,
сколько тебе лет здесь?
Чак. Мне около шести (голос гораздо выше, более детский, чем
раньше).
ЛКБ. И что с тобой здесь случилось, Чак?
Чак. Я в приходской школе. Бог мой, как я ненавидел школу! И у
меня трудности с монахинями. Я не знаю из-за чего, но я действительно
помню, что каким-то образом это был первый раз, когда я вдруг понял,
что монахини — женщины. Я не знаю, за кого я раньше их принимал, но
здесь в первый раз я понял, что они — женщины.
ЛКБ. (Я снова отметила это другим прикосновением к колену, остав­
ляя возможность возвращения к этому переживанию. Потом я сняла руки

94
с его колен). Теперь, Чак, я хочу, чтобы ты вернулся сюда. Открой глаза и
посмотри на меня. Вот! Ты побывал в длинном путешествии. Полностью
ли ты вернулся? Можешь ли ты почувствовать за собой спинку стула?
Чак. Да, конечно, я здесь.
ЛКБ. Хорошо. Теперь я бы хотела, чтобы ты подумал, что тебе нуж­
но было бы в этих ситуациях, чтобы превратить их в хорошие пережи­
вания, такие, про которые ты мог бы вспоминать с удовлетворением.
Какие ресурсы тебе нужны?
Чак. Что значит — ресурсы?
ЛКБ. Что-то вроде того, чтобы ты был уверен в себе, или споко­
ен, или не напряжен. Вот, например, если бы ты был настойчив, ты
действовал бы совсем иначе, и эти переживания могли бы стать та­
кими, что они удовлетворяли бы тебя, а не заставляли чувствовать
себя в "дерьме".
Чак. Ну, мне нужно было бы в такой ситуации, чтобы женщина
меня любила.
ЛКБ. Я согласна с этим, но что ты мог бы сделать, чтобы эти жен­
щины тебя любили, чтобы ты им нравился?
Чак. Я не знаю.
ЛКБ. Ладишь ли ты с мужчинами?
Чак. Ну, великолепно.
ЛКБ. Какие ресурсы у тебя есть, когда ты имеешь дело с мужчи­
нами, что это получается так хорошо?
Чак. Не знаю. Наверное, я не напряжен. Да, действительно, я со­
всем не напряжен. Я не беспокоюсь по поводу того, что может слу­
читься. Это вроде бы не имеет значения.
ЛКБ. Вот-вот. Именно это мы и ищем. Продолжай, Чак, вспомни
случай, когда ты действительно был совсем не напряжен, вот как ты
описываешь, может быть такой случай, когда кто-то нервничал, а ты
как раз был спокоен и не напряжен (говоря это, я спокойно наклоня­
юсь вперед, чтобы прикоснуться к его руке и поставить на якорь это
переживание).
Чак. Ну вот, вспомнил.
ЛКБ. Хорошо (дотрагиваюсь до его предплечья). Расскажи мне.
Чак. Я просил босса о прибавке и был так спокоен, как только воз­
можно. Мне действительно было не важно, что он скажет. Мне нечего
было терять, так что я был совершенно не напряжен.
ЛКБ. Великолепно (снимаю руку с его руки). Множество людей не
могли бы этого. Так что ты действительно знаешь это чувство ненапря­
женности (я снова прикасаюсь к его руке и вижу выражение ненапря­
женности, которое возвращается к нему).
Чак. Угу.
ЛКБ. Теперь я хочу, чтобы ты взял это чувство ненапряженности в те
другие переживания. Давай начнем с самого раннего, о котором мы го-

95
ворили; я хочу, чтобы ты взял с собой свою ненапряженность и посмот­
рел, насколько по-другому это будет (эти чувства сохраняются благода­
ря тому, что я держу руку на его предплечье, используя таким образом
якорь для высвобождения чувства ненапряженности). Посмотрим, как ты
ведешь себя, когда эти чувства с тобой, и насколько по-другому эти жен­
щины реагируют.
Чак. О'кей.
ЛКБ. Хорошо. Когда ты пройдешь через это первое переживание и
будешь совершенно им доволен, — только когда ты будешь совершен­
но доволен, — кивни головой. Теперь отправляйся.
Через некоторое время Чак кивает.
ЛКБ. Прекрасно. Теперь я хочу, чтобы ты вернулся в ситуацию, ког­
да тебе шестнадцать лет (я использую якорь другого колена, который
вызывает это переживание), и переделал его, как ты переделал преды­
дущее переживание. Когда ты полностью пройдешь его и будешь со­
вершенно доволен, кивни опять.
Через некоторое время Чак начинает слегка хмуриться.
ЛКБ. О, что случилось?
Чак. Я не уверен, но, кажется, я не могу сделать это вполне. Оно
стало лучше, чем было, но все же я чувствую себя плохо.
ЛКБ. Ничего страшного. Это лишь значит, что тебе нужны еще ка­
кие-то ресурсы (я отпускаю якоря, снимая руки). В конце концов, шест­
надцатилетний мальчик нуждается во всяческой помощи, какую только
можно найти, когда дело доходит до трудностей с монахинями. Давай
посмотрим, что же еще тебе нужно взять с собой. (Чак открывает глаза
и возвращается в здесь и теперь). Как ты думаешь, что?
Чак. Ну, они давали мне почувствовать, что я действительно плох.
Действительно плох и грязен.
ЛКБ. Но теперь ты знаешь лучше, не так ли?
Чак. После двух лет терапии, можно надеяться (ко мне Чак попал
спустя два года лечения у мужчины-психолога).
ЛКБ. Хорошо. Теперь расскажи мне о каком-нибудь случае, когда
ты сделал что-то прекрасное, может быть, что-то приятное для кого-то,
что дало тебе чувство, что ты действительно хороший человек.
Чак. Хм-м-м, посмотрим-ка (глаза вверх и налево). Ну, вот я помог
моему соседу прикрепить что-то в машине. Я едва знаю его, но у него
что-то не получалось, и я видел его из окна, вышел и помог ему. Это
заняло целый вечер, но я так чувствую, что это действительно было хо­
рошо (пока он описывает этот случай, я опять ставлю его на якорь, при­
касаясь рукой к его запястью).
ЛКБ. Хотела бы я, чтобы ты был моим соседом. Так значит, ты зна­
ешь это чувство, когда ты чувствуешь себя действительно хорошим, зна­
ешь, что ты действительно хороший человек (я пробую якорь)?
Чак. Угу.

96
ЛКБ. И чувство, когда ты совершенно не напряжен? (Я запускаю
якорь ненапряженности, так что обе мои руки на его руках запускают
одновременно оба ресурса).
Чак. Угу.
ЛКБ. Хорошо, возьми все эти чувства с собой и посети своих мона­
хинь, и кивни, когда переживание станет таким, что действительно удов­
летворит тебя.
Закрывает глаза. Проходит некоторое время, он широко улыбается
и кивает головой.
ЛКБ. (отпускает его руки). Великолепно. Ведь действительно совсем
другое дело, когда ты пользуешься своими ресурсами, когда они тебе
нужны, правда?
Чак. Конечно. Эти переживания теперь кажутся мне просто за­
бавными.
ЛКБ. Правда? Хорошо. Тогда вернись к ним еще раз, снова вспомни
их, проверь.
Чак. О'кей (закрывает глаза, несколько мгновений сидит спокойно,
потом улыбается). Ага, в них нет ничего существенного.
ЛКБ. Прекрасно. Когда в следующий раз ты собираешься встретить­
ся с женщиной? Не считая меня, конечно.
Чак. (смеется). Ну, вы не в счет, вы терапевт.
ЛКБ. Премного благодарю. Но когда тебе предстоит встреча с жен­
щиной, которая имеет какое-то значение?
Чак. Ну, ничего такого нет, пока я не устрою...
ЛКБ. Когда у тебя будет ближайшая возможность это сделать?
Чак. Ну, я мог бы подойти к Салли. Это девчонка на моей работе,
она одна и привлекательна.
ЛКБ. Великолепно. Я хочу, чтобы ты представил себе, как ты подхо­
дишь к ней, но обязательно возьми с собой чувство ненапряженности и
хорошее отношение к себе, хорошо? (на этот раз я не использую якоря,
чтобы выяснить, обобщаются ли на образы будущего те изменения, ко­
торые были осуществлены относительно прошлых впечатлений).
Чак. О'кей (закрывает глаза, сидит спокойно, потом появляется по­
луулыбка, потом смешок).
ЛКБ. Как твои дела с Салли?
Чак. Вполне хорошо. Не то, чтобы я был похож на Пауля Ньюме­
на или что-то вроде того, но возможность поговорить с ней меня не
пугает.
ЛКБ. Фантастично! Это заслуживает рукопожатия. Итак, ты действи­
тельно чувствуешь себя в порядке по поводу разговора с ней. Это вели­
колепно! (Психотерапевт и Чак обмениваются ритуальным рукопожати­
ем). Таким образом, рукопожатие также становится якорем для этого
успешного внутренне порожденного переживания, которое впослед­
ствии может быть запущено им. С этого момента было легко помочь Чаку

97
в планах на будущее и в придумывании ролей, чтобы он чувствовал себя
ненапряженно и естественно с женщинами" (Л. Кэмерон-Бэндлер, 1993,
с. 152-156).

Приложение 3

КОМБИНИРОВАННАЯ ТЕХНИКА ШЕСТИШАГОВОГО
И КОНТЕКСТУАЛЬНОГО ПЕРЕФОРМИРОВАНИЯ
Л. Кэмерон-Бэндлер (1993, с. 175—179) использовала данную тех­
нику для лечения сексуального расстройства у пациента Тома.
ЛКБ. Вот что, Том, я знаю, что часть тебя, которая удерживает тебя
от реагирования, старается сделать для тебя нечто позитивное. Так
что я хочу, чтобы ты отправился внутрь себя и спросил, что эта часть
тебя пытается сделать, и после этого обратил пристальное внимание
на слова, картины, звуки или ощущения, которые возникнут.
Том. (Мгновенно закрывает глаза, тело отклоняется назад, как бы
избегая удара).
ЛКБ. Так что же произошло?
Том. Я задал вопрос, но никто не ответил.
ЛКБ. Ответил, ответил. Что же произошло?
Том. Ну, я увидел свою мать, какой она бывает когда... ну... вы зна­
ете (Том был соблазнен матерью, когда ему было около десяти лет, и
он не смог справиться с задачей адекватно; эта неадекватность про­
должалась и теперь).
ЛКБ. И...
Том. И ничего... У меня возникло то же чувство, которое всегда воз­
никает, когда я вспоминаю мать таким образом.
ЛКБ. И ты не думаешь, что эта картина и порождаемое ею чувство
имеют отношение к вопросу, который ты задал?
Том. Ну, если так посмотреть... но мать умерла. Какое это имеет от­
ношение ко мне теперь?
ЛКБ. Мать-то умерла, но картина не исчезла. Теперь отправься
внутрь себя и спроси эту часть себя, скажет ли она тебе, что она стара­
ется сделать для тебя. Если она скажет "да", пусть покажет тебе ту же
картину опять. Если "нет", пусть сделает что-нибудь другое.
Том. (Закрывает глаза, снова то же непроизвольное отклонение
назад).
ЛКБ. Хорошо, она ответила "да".
Том. Откуда вы знаете?
ЛКБ. Это нетрудно. Попроси ее продолжать и сказать тебе.
Том. (Закрывает глаза на несколько секунд, потом открывает гла­
за, но еще несколько секунд сидит неподвижно).
ЛКБ. Ну?

98
Том. Она говорит, что пытается защитить меня от матери.
ЛКБ. Согласен ли ты, что нуждаешься в защите от матери и, может
быть, от чего-то с нею связанного?
Том. Да, конечно.
ЛКБ. От чего же?'
Том. Она была жуткая сука. Кастрация. Она меня испортит.
ЛКБ. Так что ты согласен, что нуждаешься в защите от нее.
Том. Да, но... как невозможность поднять его может меня защитить
от нее? А теперь она мертва.
ЛКБ. Я не знаю. Можешь ли ты увидеть, как это могло защитить тебя
от нее тогда?
Том. Гм-м-м-м (глаза вверх налево, направо, налево). Угу.
ЛКБ. Может быть, тебе это не понравится, но в тебе есть части, ко­
торые полагают, что ты все еще нуждаешься в защите от того, чтобы
она тебя не кастрировала, или как ты об этом говоришь, да?
Том. Да, но не так же!
ЛКБ. Я хочу, чтобы ты отправился к своей творческой части и по­
просил ее предложить три других способа защитить тебя.
Том. Творческой части?
ЛКБ. Да, я знаю, что она у тебя есть. Просто отправься внутрь и дай
ей сделать свое дело. Она может ответить картиной, словами, ощуще­
ниями, или как-то еще, и, может быть, ты не поймешь, но обрати внима­
ние на все, что произойдет.
Том. (Закрывает на некоторое время глаза, потом кивает головой
один раз, второй, третий; улыбается). О'кей, я нашел.
ЛКБ. Что же ты нашел?
Том. Я спросил себя, как вы сказали, и сначала ничего не было. По­
том я начал видеть эти короткие кинокартинки. Я увидел, как я даю ей
пинка, прямо-таки врезаю ей по башке. Потом, в другой картине, я про­
сто ушел от нее. Прямо через переднюю дверь. Потом, это было лучше
всего, я просто расхохотался ей в лицо. Ха-ха-ха.
ЛКБ. Великолепно. Похоже, что это гораздо лучше. Кстати, кто это
был в твоих картинах?
Том. Как кто, жена (пауза), конечно. У-у-у, моя жена.
ЛКБ. Хм-м-м, что бы это могло значить? Ну ладно, пока не будем об
этом. Пойдем дальше. Сейчас я хочу, чтобы ты спросил часть тебя, кото­
рая делает тебя импотентным, прежде всего, считает ли она, что это бо­
лее пригодные способы тебя защитить. Отнесись внимательно к тому, что
будет происходить. Если она скажет "да", пусть снова покажет тебе кар­
тину матери.
Том. (Закрывает глаза). Она говорит "да". Может быть, можно найти
другой способ для нее говорить "да"? А то это очень неприятно.
ЛКБ. Конечно, попроси ее говорить "да" другим способом. Может
быть, это будет теплое покалывание в теле.

99
Том. (Закрывает глаза, открывает, улыбается). О'кей.
ЛКБ. Теперь спроси ее, будет ли она создавать такие способы по­
ведения, когда нужно. Поскольку это та самая часть, которая породи­
ла первоначальную проблему, она уж знает, когда тебе нужно такое
поведение, да?
Том. Да.
ЛКБ. Но это же неверно.
Том. Да?
ЛКБ. Неверно. Если только ты не считаешь, что встреча в посте­
ли — это подходящий момент для того, чтобы дать возлюбленной
пинка, или уйти от нее, или рассмеяться ей в лицо (Здесь я перехожу
от техники отделения поведения от намерения к технике контекстуа-
лизации нового поведения).
Том. Ну да. Но было бы хорошо проделать это с моей старой леди —
я имею в виду с моей мамочкой.
ЛКБ. Да, но это было тогда, а не сейчас. Как ты можешь узнать,
когда нужно защищать себя от тех вещей, которые мать пыталась с
тобой проделать?
Том. Вы хотите сказать — проделала... Я не знаю.
ЛКБ. Отправься внутрь себя и попроси свою творческую часть по­
казать тебе, когда тебе нужно пользоваться такими способами по­
ведения.
Том. (Закрывает глаза на некоторое время, выражение лица ме­
няется, цвет становится краснее, хмурится, брови сжимаются, от­

<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>