<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

то строительное сооружение, состоит из отдельных, составляю­
щих его элементов. Так и каждая из названных нами модальнос­
тей состоит из целого ряда субмодальностей, которые и являются
образующими ее элементами. Они — кирпичики большого зда­
ния, каковым и является модальность.
Например, когда названным зданием является визуальная
модальность, то составляющими ее кирпичиками служат такие
субмодальности, как цвет, яркость, контраст и др. Аудиальную
модальность характеризуют такие субмодальности, как высота
звука, его громкость, темп и др., а кинестетическую — качество
ощущения, его интенсивность, локализация и др.
Для того, чтобы ориентироваться в субмодальностях, целе­
сообразно привести таблицу 2. (В. Макдональд, 1994, с. 36—38).
Субмодальности бывают аналоговыми и дискретными. Ана­
логовая субмодальность — это такая субмодальность, которая
может плавно увеличиваться в своей интенсивности в пределах
определенной шкалы.
Примерами таких субмодальностей являются яркость и гром­
кость. Так, ручкой регулировки громкости на радиоприемнике
можно в определенном диапазоне плавно уменьшать или увели­
чивать силу звука.
Дискретные субмодальности могут существовать только в
двух взаимоисключающих значениях. Например, представляя
себя, невозможно быть одновременно ассоциированым и дис-
социированым с самим собой. Человек либо видит себя со сто­
роны, либо, находясь в своем собственном теле, наблюдает за

21
Таблица 2. Субмодальные различения и их вербальная
характеристика

СУБМОДАЛЬНЬЕ РАЗЛИЧЕНИЯ

Вопросы,
Субмодальности
задаваемые для выявления
субмодальных различений
2
1
Визуальные
Это цветное или черно-белое?
Цвет
Это весь цветовой спектр?
Цвета живые, яркие или блеклые?
Яркость
В этом контексте это ярче или темнее,
чем обычно?
Это сильно контрастное (яркое) или
Контраст
блеклое?
Этот образ резкий, в фокусе, или
Фокус
он размыт?
Гладкое или грубое?
Текстура поверхнос­
ти в этом образе
Передний план и фон детализиро­
Детальность
ваны?
Глубина резкости Видите ли вы эти детали как часть
целого или вы должны сдвигать
фокус, чтобы увидеть их?
Размер Как велика эта картинка? (Попро­
сите для определения оценить
размеры)
Дистанция Как далеко этот образ? (Снова по­
просите для определения оценить
дистанцию)
Форма Какой формы эта картинка:
квадратная, прямоугольная или
круглая?
Границы Есть ли границы вокруг него или его
края расплывчаты? Имеет ли грани­
ца цвет? Как широка эта граница?

22
Продолжение табл. 2

1 2

Положение Где этот образ помещен в простран­
стве?
Покажите мне обеими руками, где в
ы видите этот (эти) образ(ы).
Движение внутри Это движущаяся или неподвижная
образа картинка? Насколько быстро это
движение: быстрее или медлен­
нее, чем обычно?
Этот образ стабильный? В каком
Движение вне
направлении он движется? Как
образа
быстро он движется?
Ориентация Эта картинка наклонна?
Ассоциирован- Вы видите себя или вы видите это
диссоциирован событие, как если бы вы были в нем?
С какой перспективой вы видите это?
Перспектива
(Если диссоциирован). Вы видите
себя справа или слева, спиной
или лицом?
Пропорции Эти люди и вещи в этом образе в
натуральной пропорции или
некоторые из них больше или
меньше, чем в жизни?
Размерность Это плоское или трехмерное?
Эта картинка обернута вокруг вас?
Единственность- Есть только один образ или
множественность больше, чем один?
Вы видите их один за другим или
одновременно?
Аудиальные
Положение Вы слышите это изнутри или
снаружи? Откуда этот звук (голос)
исходит?
Высота Какова высота звука?
Высота выше или ниже, чем
обычно?

23
Окончание табл.2
1 2

Тональность Какова его тональность:
носовой (гнусавый), полнозвучный,
тонкий, скрипящий?
Мелодия Это монотонное или есть мелоди­
ческий диапазон?
Изменяемость Какие части выделены?
модуляции голоса
Громкость Какова громкость этого?
Темп Это быстрое или медленное?
Ритм В этом есть ритм?
Длительность Это непрерывное или прерывистое?
Моно/стерео Вы слышите это с одной стороны,
с обеих сторон или звук всюду
вокруг вас?
Кинестетические
Качество Как бы вы описали ощущения тела:
дрожание, покалывание, тепло,
холодно, расслабленно,
напряженно, завязанное в узел,
рассред оточ е н н ое?
Интенсивность Насколько сильно это ощущение?
Локализация Где вы чувствуете это в вашем
теле?
Движение Есть движение в этом ощущении?
Это движение непрерывно или оно
приходит волнами?
Направление Откуда это движение стартует?
Как оно приходит из места
возникновения в место, где вы
лучше всего осознаете его?
Скорость Это медленная установившаяся
прогрессия или это двигается
рывками?
П род олжител ьн ость Оно непрерывное или
перемежающееся?

24
происходящим (происходившим) своими собственными глазами.
Таким образом, это очень напоминает принцип работы выключа­
теля, который может быть либо зключен, либо выключен.
Когда человек обращается к одним субмодальностям, вспо­
миная о каком-то событии из своей жизни или конструируя его,
он может отметить, что, изменяя их (субмодальности), он одно­
временно изменяет свое отношение к этому событию. Так, напри­
мер, кто-то испытывает принуждение кушать шоколад. Представ­
ляя его себе и увеличивая его размеры, он может отметить усиление
этого принуждения. Напротив, уменьшив его размеры, он отметит
снижение названного принуждения, вплоть до его исчезновения.
При синдроме тревожного ожидания сексуальной неудачи (страхе
сексуальной неудачи) у мужчин усиление громкости внутреннего
голоса, выражающего неуверенность в возможности осуществить
половой акт, может привести к усилению этой неуверенности и ин­
тенсификации гиперконтроля напряжения полового члена. Ослаб­
ление же громкости внутреннего голоса приведет к противополож­
ному результату.
Вместе с тем только изменение некоторых субмодальностей
отражается на изменении состояния человека. Их называют кри­
тическими. Изменение же выраженности других субмодальнос­
тей не ведет к таким изменениям.
В практике НЛП большое значение уделяется использованию
не только аналоговых, но и дискретных субмодальностей. Так,
если вспоминая о себе в прошлом, вы ассоциированы с этим об­
разом, то неприятное и приятное, которое имело место в то вре­
мя, переживаются намного острее, чем тогда, когда вы будете
наблюдать за собой более молодым как бы со стороны, т. е. ког­
да вы диссоциированы с самим собой. Диссоциация, в частности,
используется в НЛП для того, чтобы при погружении в резко трав­
мирующие переживания прошлого смягчить их и сделать сам про­
цесс лечения возможным.
В связи с этим целесообразно упомянуть о технике трехпози-
ционной визуально-кинестетической диссоциации, которая будет
представлена нами ниже, где пациенту предлагают увидеть себя
более молодого со стороны. В свою очередь, этот человек (он
более молодой) должен смотреть на самого себя, находящегося
в психотравмирующей ситуации.
Проводя пациента через эту ситуацию и связанное с ней пере­
живание, тщательно следят за тем, чтобы он сохранял кикестети-

25
ческую диссоциацию от данного травмирующего переживания.
Для этого используют якоря и вербальные паттерны, которые
разделяют три названные позиции.
Знание о субмодальностях и умение идентифицировать их
критические формы в каждом конкретном случае очень важно
для осуществления терапевтически ориентированных субмодаль­
ных вмешательств. Об этом, в частности, свидетельствует на­
звание одной из книг известных специалистов в области НЛП Кон-
ниры Андреас и Стива Андреаса "Измените свое мышление и
воспользуйтесь результатами. Новейшие субмодальные вмеша­
тельства в НЛП" (1994).

Глава 3
КАЛИБРОВКА

В НЛП большое внимание уделяется развитию способностей
терапевта воспринимать различные невербальные сигналы, ис­
ходящие от пациента, и интерпретировать их. Обладая такими
способностями, он в состоянии постоянно отслеживать процес­
сы, происходящие с пациентом, что является одним из основных
условий, которое позволяет терапевту быть эффективным. К не­
вербальным сигналам, которые отслеживают, в частности, отно­
сят характеристики дыхания (глубокое или поверхностное, час­
тое или редкое, верхнее или нижнее), изменение цвета кожных
покровов или мышечного тонуса (например, мышц лица). Также
объектом такого внимания могут стать наклон головы, позиция
глаз, изменение в размере губ, тон голоса и др.
Следует отметить, что невербальная коммуникация являет­
ся чрезвычайно важной, так как нередко невербальные сигна­
лы противоречат вербальным. Одно и то же слово или фраза
могут иметь различный эмоциональный подтекст, который про­
является отличающимися невербальными реакциями. Поэтому
полагаться только на вербальное общение нельзя. Оценка не­
вербальных сигналов важна не только для психотерапии, но и в
обыденной жизни для правильной и быстрой ориентации в про­
исходящем.
На одном из семинаров по НЛП его участникам была расска­
зана очень поучительная история, демонстрирующая, как важно
уметь распознавать невербальные реакции, что может привести
к выраженным положительным изменениям даже у больных с

26
выраженной психической патологией. Приводим выдержку из
этого семинара (Р. Бэндлер, Д. Гриндер, 1995, с. 257—258).
"Когда Франку, моему другу, было около восемнадцати или
девятнадцати лет, он был очень хорошим боксером в "Золотых
Перчатках". Он также поддерживал свою семью, работая сторо­
жем в местной психиатрической больнице. Обходя палаты, он
боксировал с тенью, чтобы сохранять форму для поединков.
В одной палате был кататоник, который в течение двух или
трех лет находился в одном и том же положении. Каждый день
служащие ставили его возле кровати и прикрепляли его к ней. У
него были катетеры и трубки для кормления и всякое такое. Ник­
то не мог установить контакт с этим человеком. Однажды, когда
Франк проходил мимо с поручением, как обычно, боксируя с те­
нью, он заметил, что этот парень реагирует на его удары малень­
кими подрагиваниями головы и шеи. Для этого парня это была
сильнейшая реакция. Тогда Франк побежал вниз на сестринский
пост и вытащил карточку этого пациента. Конечно же, прежде чем
стать кататоником, он был профессиональным боксером.
Как бы вы установили контакте профессиональным боксером?
Любой профессионал должен довести до автоматизма опреде­
ленные двигательные программы, точно так же, как большинство
из вас довело до автоматизма управление автомобилем, пока оно
не стало функционировать как подсознательная программа. На
боксерском ринге вам нужно успеть так много, что вы должны
довести до автоматизма большую часть того, что вы делаете. Тог­
да ваше сознательное внимание можно использовать для того,
чтобы замечать, что происходит в ситуации. Мой друг пошел об­
ратно и начал боксировать с тенью рядом с этим парнем, и тот
быстро вышел из кататонического измененного состояния, в ко­
тором пребывал несколько лет.
Женщина: Он стал боксировать, когда Франк начал бой с тенью?
— Да, конечно. У него не было выбора, потому что это были
программы, которые он практиковал годами и годами.
Основной здесь смысл в том, что мой друг сумел заметить
реакции, которые получал. Это дало ему возможность использо­
вать то поведение, чтобы усилить его".
Для тренировки способностей распознавать невербальные
сигналы в НЛП существуют определенные упражнения (Р. Бэнд­
лер, Д. Гриндер, 1995). Они носят названия упражнений на ка­
либровку. Приведем эти упражнения.

27
Упражнение 1. Тренирующихся просят разбиться на пары.
Затем одного из партнеров просят подумать о каком-либо чело­
веке, который ему нравится. Во время выполнения им этой инст­
рукции второй партнер наблюдает за мелкими изменениями в его
дыхании, положении тела, мышечном тонусе, цвете кожи и т. д.
Потом того партнера, который думал о нравящемся ему челове­
ке, просят подумать о личности, которая, напротив, ему неприят­
на, и фиксируют невербальные реакции, включая самые тонкие.
Затем партнера, невербальные сигналы которого отслеживались,
просят попеременно думать о человеке, который ему нравится, и
о том, кто не нравится. Это следует делать до тех пор, пока раз­
личия между невербальными реакциями в первом и во втором
случае становятся хорошо различимыми.
Для того, чтобы проверить калибровку партнера, невербаль­
ные изменения которого оценивались, его просят несловесно
ответить на серию сравнительных вопросов: "Кого из них вы ви­
дели последним?" — "У кого из них волосы темнее?" — "Кто из
них весит больше?" — "Кто из них живет ближе к вам?" — "Кто из
них зарабатывает больше денег?". Когда человеку задают один
из таких вопросов, его просят словесно не оформлять свой от­
вет. Вместе с тем, отвечая самому себе, он вынужден проводить
сопоставления между нравящимся и не нравящимся ему челове­
ком. Поэтому вначале невербальные реакции будут чередовать­
ся, однако на конечном этапе он будет думать именно о том че­
ловеке, которому и свойственно то, о чем спрашивают.
После того, как проводящий оценку партнер правильно "уга­
дает" четыре раза подряд, партнерам рекомендуют поменяться
ролями. На каждого из них обычно отводится по 10 мин. пребы­
вания в каждой роли.
Следует отметить, что в ряде случаев задача, поставленная
перед человеком, отслеживающим невербальные реакции, может
оказаться для него сравнительно легко выполнимой, а в других,
напротив, достаточно тяжело. В первом из этих случаев реко­
мендуется усложнять технику, а во втором — упрощать, чтобы
затем все же вернуться к первоначальному варианту ее выпол­
нения.
Усложнение может быть достигнуто следующими путями.
1. Можно искусственно ограничить получаемую информацию.
Так, если человеку легко проводить различения на основе лице­
вых изменений, он прикрывает тетрадью или чем-либо другим

28
лицо своего партнера и оценивает, могут ли быть проведены та­
кие же различения при наблюдении за изменениями грудной клет­
ки или рук, или какой-то другой части его тела.
2. Можно сравнивать невербальные реакции не на нравяще­
гося человека и человека, который, наоборот, не нравится, а на­
званные реакции, возникающие при представлении двух разных
нейтральных предметов. Например, это может быть стул, стоящий
дома, и стул, находящийся в офисе.
3. Третий способ — найти кого-то, кто обычно менее вырази­
телен. Его реакции будут менее очевидны.
Упрощения выполнения процедуры в том случае, когда она
оказалась весьма сложной или даже непосильной, можно дос­
тичь следующим образом. Следует попросить партнера, реакции
которого оцениваются, представить себе вначале не просто нра­
вящегося ему человека, а того, которого он любит. Затем ему
рекомендуют подумать не о неприятном для него человеке, а о
самой омерзительной личности, которую он когда-либо встречал.
Просьбу подумать как о первом, так и о втором человеке следует
произносить, используя конгруэнтный тон голоса.
Упражнение 2. Также следует разбиться на пары. Затем один
из партнеров должен задавать другому вопросы, которые допус­
кают только ответы "да" или "нет". Это такие вопросы, как: "Вас
зовут Игорь?" - "Вы родились в Киеве?" - "Вы женаты?" — "У
вас есть машина?". В ответ на поставленные вопросы следует
Отвечать словесно. Естественно, что слова "да" или "нет" сопро­
вождаются какими-то невербальными проявлениями. Тот, кто
оценивает невербальные сигналы, должен постепенно научиться
различать невербально выраженное "да" от "нет".
"Некоторые люди будут спонтанно и бессознательно напря­
гать мышцы челюсти для "нет" и расслаблять их для "да". Неко­
торые люди будут бледнеть для "нет" и краснеть для "да". Дру­
гие будут наклонять голову вперед, говоря "да", и назад, говоря
"нет" (Р. Бэндлер, Д. Гриндер,1995, с. 260).
После того, как способность отличать друг от друга несловес­
ные сигналы "да" и "нет" приобретена, следует попросить парт­
нера не отвечать на задаваемые вопросы. Наблюдая за несло­
весной реакцией партнера после каждого задаваемого вопроса,
следует сообщать ему, каков был его ответ — "да" или "нет". Если
ответ был правильно угадан 4 раза, партнерам рекомендуют по­
меняться местами.

29
Упражнение 3. В обычном разговоре с человеком, не имею­
щим отношения к тренингу, рекомендуется сказать что-нибудь о
нем, что, как известно, наверняка является неверным. При этом
следует отметить, каковы его невербальные реакции. Некоторое
время спустя, напротив, следует сказать о нем что-то, что, несом­
ненно, является верным. Обычно чередование таких утвержде­
ний проводят три-четыре раза, пока не приобретается способ­
ность распознавать различия в невербальных реакциях данного
человека на верные и неверные утверждения. Для того, чтобы
избежать неприятностей, высказывания о человеке не должны
быть унизительными.
Также существует такое упражнение, как "смотрение в хрус­
тальный шар", освоение которого позволяет стать "телепатом" и
даже "провидцем". Суть этого упражнения состоит в том, что оно
позволяет максимально развить способность воспринимать ми­
нимальные невербальные сигналы. Аналогичным образом мож­
но научиться "читать по руке" или, используя какие-либо помимо
хрустального шара подручные средства, имитировать действия
профессиональных прорицателей. Это удается осуществить, об­
ладая высокой сенсорной чувствительностью, а также используя
абстрактные речевые обороты с намеренно неопределенным
смыслом, а кроме того, своеобразные уловки.
Например, когда "ясновидящий" смотрит в шар, то говорит
кому-нибудь, что он видит клубящийся туман, и когда он клубит­
ся, похоже, что возникает важная фигура из прошлого того
человека, которому он "прорицает". Если, продолжая "всматри­
ваться", вы сообщаете, что это мужчина, и это совпадает с не­
вербальным "нет", можно заявить: "О нет, теперь туман прояс­
нился, и я вижу, что это женщина" (Р. Бэндлер, Д. Гриндер, 1995,
с. 265).

Глава 4
РАБОТА С ПРОЦЕССОМ, А НЕ С СОДЕРЖАНИЕМ
Р. Бэндлер и Д. Гриндер (1993) отмечают, что, по их мнению,
сферой приложения профессиональных коммуникаторов должен
быть процесс, а не содержание, так как проблемы, которые бес­
покоят людей, обычно ничего общего с содержанием не имеют.
Они связаны со структурой, формой организации опыта. Поэто­
му психотерапевт не должен вслушиваться в содержание и ему
30

<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>