<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

"Да, конечно. Такие вещи, знаете ли, надо твердо держать в
руках".
"Так вот, если вы присмотритесь к вашей дочери, вы замети­
те, что это вы научили ее упрямству, научили ее, как постоять за
себя, и этому нет цены. Вы подарили ей нечто, чего нигде не ку­
пишь, что может спасти ей жизнь. Представьте себе, как много
может означать это упрямство, если ваша дочь отправится од­
нажды на свидание с мужчиной, имеющим дурные намерения"
(Р. Бэндлер и Д. Гриндер, 1995, с. 7).
Л. Кэмерон-Бэндлер (1993) выделяет два типа переформиро­
вания: шестишаговое, отделяющее намерения от поведения, и
контекстуальное.
Р. Бэндлер и Д. Гриндер (1995) приводят несколько другое
его деление. Помимо шестишагового переформирования, они
выделяют несколько других моделей. Одну из них, которая явля­
ется наиболее обычным способом применения рефрейминга в

41
терапии, они называют "рефреимингом содержания". Такое
название этому виду переформирования было дано потому, что
для его проведения необходимо знать конкретное содержание.
Рефрейминг содержания названные авторы в свою очередь
подразделяют на две разновидности. При проведении первой из
них (пример из практики Л. Кэмерон-Бэндлер) изменяют смысл, а
при проведении второй (случай из практики В. Сатир) — контекст.

2.1. ШЕСТИШАГОВОЕ ПЕРЕФОРМИРОВАНИЕ

Этот тип переформирования состоит из следующих последо­
вательных элементов (шагов).
Первый шаг ставит своей целью определение патологичес­
кого симптома, нежелательного действия или поведения, меша­
ющего пациенту.
Второй шаг предполагает необходимость войти в контакт с
той частью личности, которая порождает то, от чего человек хо
чет избавиться. Это предполагает создание моста между осозна­
ваемыми и неосознаваемыми процессами. Больной вступает во
внутренний диалог с самим собой и спрашивает, хочет ли часть
его, порождающая это поведение, говорить с ним. Затем он про­
являет максимальное внимание к любой внутренней реакции: зву­
кам, картинам, чувствам или словам. Терапевт при этом наблю­
дает за всеми заметными поведенческими реакциями, которых
пациент может и не заметить. Если реакция несловесная, то боль­
ному рекомендуют сделать коммуникацию возможно более од­
ноязычной. Это может быть достигнуто пониманием интенсифи­
кации реакции как "да", а ее уменьшения как "нет". Например,
более яркая картина, или более громкий звук, или более сильное
чувство (ощущение) будут свидетельствовать об утвердительном
ответе. Если то, что беспокоит пациента, — симптом, тогда наи­
более эффективно для коммуникации именно его использование
с этой целью. Например, если речь идет о зоне анестезии, то мож­
но предложить ей увеличиваться при ответе "да" или уменьшать­
ся при ответе "нет".
Задачей третьего шага является отделить намерение от по­
ведения. После установления коммуникации следует обнаружить
намерение, стоящее за поведением. Пациенту предлагают спро­
сить часть, ответственную за проявление (симптом), от которого
он хотел бы избавиться: "Что ты стараешься сделать для меня?".

42
Ответ может предстать в картинах, словах, чувствах, ощущениях
и пр. Если приходят только ощущения и трудно понять их смысл,
можно использовать технику наложения (см. далее), чтобы со­
здать более полное представление. Если намерение предстанет
как выполняющее отрицательную, а не положительную функцию
по отношению к пациенту ("я не позволяю тебе вступать в сексу­
альные отношения"), то следует отступить на шаг, предложив
больному задать вопрос: "Что ты пытаешься сделать для меня,
запрещая вступать в сексуальные отношения?" Это дает возмож­
ность выявить конструктивную функцию намерения ("если ты
вступишь в сексуальные отношения, тебе нанесут вред").
Четвертый шаг преследует цель найти три новых способа
удовлетворить намерение. Чаще всего это делается посредством
обращения к творческой части человека (или умной части, схе­
матизирующей части и т. п.) с просьбой создать три новых, более
удовлетворяющих способа выполнения намерения. В том случае,
если у человека "нет" творческой части, ее необходимо "создать".
Для этого пациент должен вспомнить ситуацию, когда он был
творческим, а затем установить якорь, который обеспечивает
доступ к этой творческой части. Если же больной утверждает, что
никогда не был творческим, его следует спросить, не знает ли он
какого-нибудь человека, которого он считает таковым. Если зна­
ет, то ему следует предложить представить себе этого человека
визуально и аудиально, и попросить этого воображаемого чело­
века создать три лучших способа исполнения намерения. Несмот­
ря на то, что ответы порождаются внутренними процессами па­
циента, эта техника позволяет обойти чувство "я этого не могу".
Наименее желательна, но все же приемлема стратегия, когда те­
рапевт сам предлагает возможные альтернативы.
Для реализации пятого шага предлагается первоначально
выделенной части, ответственной за нежелательные для челове­
ка проявления, например, какие-либо патологические симптомы,
принять новые возможности. Пациент должен спросить эту часть,
согласна ли она, что три новые возможности, по крайней мере,
так же эффективны, как первоначальное поведение, которое
было признано нежелательным. Если она скажет "да", исполь­
зуя ранее установленный способ коммуникации, следует попро­
сить больного спросить, согласна ли эта часть принять ответствен­
ность за генерацию этого поведения в соответствующих
контекстах. Если та часть, о которой идет речь, не соглашается,

43
что новые возможности лучше первоначального поведения, па­
циенту необходимо попросить ее пойти к творческой части и по­
работать с ней вместе, чтобы предложить лучшие возможности.
В случае отказа части личности, ответственной за нежелатель­
ные проявления (симптомы), принять на себя ответственность за
новое поведение (что случается очень редко), следует найти часть,
которая согласится это сделать.
Шестой шаг представляет собой "экологическую" проверку.
Для ее осуществления человек должен спросить себя, не возра­
жает ли какая-нибудь его часть переговорам, которые имели ме­
сто. Ответ получают в установившейся системе коммуникации (см.
второй шаг). В случае положительного ответа процесс завершен.
При отрицательном же ответе следует вернуться к осуществле­
нию процесса, определив возражение, отделив намерение от са­
мого возражения и так далее по остальным шагам.
Если часть, породившая нежелательное поведение, отказыва­
ется от коммуникации на уровне сознания, то вместо описанных
шагов должны быть предприняты следующие, обходящие эту
трудность. Естественно, что первый шаг остается неизменным.
При осуществлении второго шага отсутствие ответа следует счи­
тать ответом. Предполагают, что контакт осуществлен и перехо­
дят к следующему шагу. При реализации третьего и четвертого
шагов следует спросить часть, ответственную за нежелательные
проявления, знает ли она, что делает для пациента. При ответе
"да" необходимо предложить ей отправиться к творческой части
и получить от нее три новых способа, позволяющих делать это
лучше. Когда она это сделает, то пусть подаст какой-нибудь спе­
цифический сигнал. Остальные шаги требуют только ответа
"да"—"нет" и сознательный ум не должен знать специфическое
содержание нового поведения. В редких случаях часть, ответ­
ственная за нежелательное поведение, может ответить, что не
знает (ответ "нет"), что делает для человека. Спросив ее, увере­
на ли она в этом, можно прямо попросить ее прекратить генера­
цию этого поведения.
Л. Кэмерон-Бэндлер (1993) отмечает, что ею при большом
опыте проведения шестишагового переформирования такой от­
вет был получен лишь однажды. В этом случае часть сообщила,
что она забыла, в чем состояло намерение, но подчинилась ин­
струкции прекратить порождение нежелательного поведения.


44
2.2. КОНТЕКСТУАЛЬНОЕ ПЕРЕФОРМИРОВАНИЕ

При проведении этого вида переформирования предполагается,
что всякое поведение может быть полезным в каком-нибудь контек­
сте. Задача же состоит в том, чтобы найти такой контекст, а затем
прикрепить к нему это поведение. Технические шаги в данном слу­
чае такие же, как и при рассмотренном ранее варианте переформи­
рования, за исключением того, что третий шаг устанавливает под­
ходящий контекст, а четвертый необходим только в том случае,
если часть, порождающая поведение, не знает никакого подходя­
щего контекста. Тогда может быть вызвана творческая часть, чтобы
создать возможный подходящий контекст. На пятом шаге часть
принимает на себя ответственность за генерацию поведения только
в соответствующем контексте.
Иллюстрация использования комбинации шестишагового и кон­
текстуального переформирования приведена в приложении 3.

Глава 3
НАЛОЖЕНИЕ
Техника нацелена на то, чтобы помочь пациентам в возник­
новении у них полных переживаний. Это достигается за счет
включения всех сенсорных модальностей. Наложение начинают
с вербализации, которая соответствует первичной репрезен­
тативной системе пациента. Затем вербально добавляются другие
сенсорные модальности по одной. Используются естественные
моменты пересечения, которые существуют между модальнос­
тями. Так, высоковизуальному человеку предлагают представить
себе образ деревьев во всех деталях. Когда возникнет хорошее
внутреннее видение этой картины, можно предложить ему начать
видеть покачивание листьев и ветвей. Затем можно предложить
услышать звучание ветерка, мягко овевающего деревья и шелес­
тящего листвой. Затем можно предложить человеку почувство­
вать прохладу, так как этот ветерок овевает и лицо. Чувствуя эту
прохладу ветерка на лице, можно предложить ему почувствовать
запах свежести, который доносит этот ветерок.
Эта техника наложения репрезентативных систем может
быть особенно полезной при работе с больными, которые не спо­
собны сосредоточить свое сознание на кинестетической части
опыта при сексуальной коммуникации. Пациентам, у которых не

45
было успешных сексуальных контактов, а также слишком стыд­
ливым и полным запретов людям можно рекомендовать исполь­
зовать наложение с помощью управляемых фантазий сексуаль­
ных переживаний.
Приведем пример одной из многих инструкций, предлагаемых
с этой целью Л. Кэмерон-Бэндлер (1993). Так, в случае с визу­
ально-ориентированными пациентами она использует следующую
рецептуру: "Посмотри на него. Отчетливо ли ты его видишь? Хо­
рошо. Теперь, когда он склоняется ближе к тебе, и ты видишь
особое выражение в его глазах, ты можешь прямо-таки прийти в
восторг. И когда он приближается к тебе все ближе и ближе, ты
видишь его плечо и его лицо прямо рядом с собой, и ты можешь
начать слышать его шепот. Он шепчет, и ты можешь почувство­
вать его дыхание, как оно щекочет тебе ухо, и, может быть, слег­
ка покусывает. Его слова и его близость меняют ритм и частоту
твоего дыхания...".
Техника наложения может быть высокоэффективной в том
случае, когда больной просто не может увидеть себя совершаю­
щим половой акт. В данном случае следует воспользоваться
управляемой фантазией, так как видение себя делающим что-то
по существу создает внутренний опыт.
Во время интимной близости могут возникать помехи кинес­
тетическим переживаниям. В этих случаях описываемая техника
также может дать хороший эффект. Л. Кэмерон-Бэндлер (1993)
описывает случай успешного лечения женщины-сексопатолога,
которая жаловалась, что без помощи вибратора она не может
достичь оргазма. Оказалось, что во время полового акта внут­
ренний голос начинает ее отвлекать, говоря следующее: "Он на­
чинает уставать, у него никогда этого не будет", и т. п. в том же
роде. Это заставляет ее тревожиться и уводит от сексуальных
переживаний. Главным же для ее любовника было, чтобы раз­
рядка у них наступала одновременно. Однако внутренний голос
пациентки, говорящий, что мужчина устал и даже начинает ску­
чать, выполнял функцию реализующегося пророчества.
С целью коррекции пациентке было предложено использовать
этот внутренний голос для описания своего непосредственного
переживания. Этот голос во время интимной близости теперь опи­
сывал, как мужчина дотрагивается до нее, тепло его рук, нежность
и силу его прикосновений, звучание и ритм его дыхания, биение
сердца.
46
Когда больная научилась этому, ей было рекомендовано ис
пользовать эти описания для приближения переживаний, кото­
рые она хотела испытать: "Чувствуя, как он движется вместе со
мной, я чувствую, что сама все больше возбуждаюсь, дышу все
быстрее, приближаюсь все больше к оргазму" (Л. Кэмерон-Бэн-
длер, 1993, с. 191).
Так как в данном случае результат с самого начала опреде
лялся внутренним диалогом, то данная терапия привела к ликви­
дации аноргазмии. С течением времени, хотя пациентка и продол­
жала использовать этот метод, внутренний голос постепенно
начал выпадать из ее сознания и все внимание было занято пол­
нотой кинестетического переживания.
Техника наложения может быть использована также для того,
чтобы научить пациентов отождествляться с переживаниями
партнера, что, в свою очередь, оказывает выраженное терапев­
тическое воздействие (Л. Кэмерон-Бэндлер, 1993). При исполь­
зовании данной модификации больной воображает, что пере­
несся в тело партнера. Он начинает с наиболее естественной для
себя репрезентативной системы, а затем использует принцип
наложения, чтобы создать полное переживание. Пациент видит
себя с точки зрения партнера, дотрагивается, слышит звуки соб­
ственного голоса и пр. Этот опыт является источником обрат­
ной связи.
В типичном случае больной изменяет свое поведение, приспо­
сабливаясь к собственному воображению, делая это поведение
более уместным в новой перспективе. Естественно, что в действи­
тельном сексуальном контексте он использует непосредственную
обратную связь, чтобы выяснить, действительно ли его поведе­
ние вызывает желаемые реакции.
В случае сексуальной дисгармонии партнерам может быть
предложен обмен ролями (партнеры по очереди как бы стано­
вятся друг другом).
Некоторым людям также рекомендуют прикосновения к парт­
неру с одновременным представлением, как это воспринимает­
ся его (партнера) кожей, оказывая стимулирующее воздействие.
Это особенно полезно тогда, когда один из членов пары скло­
нен к оральному сексу. Человек может сильно возбудиться,
представляя себе, как оральные манипуляции воспринимаются
партнером.


47
Глава 4

ТРЕХПОЗИЦИОННАЯ ВИЗУАЛЬНО-
КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ
И АССОЦИИРОВАНИЕ С ПЕРЕЖИВАНИЕМ

4.1.ТРЕХПОЗИЦИОННАЯ ВИЗУАЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ
АССОЦИАЦИЯ

В некоторых случаях обычная техника якорей недостаточна.
Это связано с тем, что в опыте человека не всегда можно найти
позитивное переживание, которое по силе могло бы быть проти­
вопоставлено негативным переживаниям, связанным с фобией.
В связи с этим возникает необходимость насколько возможно
уменьшить интенсивность фобических переживаний. Поэтому
нужно сделать так, чтобы пациент, вспоминая ситуацию, которая
впервые вызвала у него страх, не отождествлял себя с самим со­
бой в прошлом опыте, а как бы наблюдал за собой со стороны,
т. е. всего лишь испытывал чувства по поводу того, что он видит.
Такая двухпозиционная диссоциация естественно возникает
у некоторых людей, однако это не всегда является достаточным
для того, чтобы удержать их от соскальзывания в реальность пси-
хотравмирующей ситуации. Поэтому используется техника трех-
позиционной диссоциации, которая позволяет пациенту увидеть
себя именно с третьей позиции. Используя эту технику, напри­
мер, можно превратить первый травматический сексуальный опыт
в нечто, заслуживающее лишь улыбки.
План проведения этой техники следующий (Л. Кэмерон-Бэнд-
лер, 1993).
1. Необходимо установить сильный якорь для устойчивого
состояния комфорта.
2. Продолжая удерживать этот якорь, пациенту следует пред­
ложить увидеть себя со стороны более молодым в психотравми-
рующей ситуации из прошлого, которая впервые вызвала у него
негативные эмоциональные переживания, возникающие и поныне.
3. Когда это удастся, пациенту следует предложить "выйти"
из собственного тела (третья позиция) так, чтобы он мог уви­
деть себя сидящим рядом с психотерапевтом (вторая позиция)
и следящим за собой более молодым (первая позиция). При ре­
ализации трехпозиционной диссоциации ее следует поставить
на якорь.

48
4. Затем больной должен пройти через обусловившее возник­
новение фобий переживание, сохраняя при этом кинестетичес­
кую диссоциацию от травматического опыта, используя якоря и
вербальные паттерны.
5. Когда переживание полностью просмотрено, следует пред­
ложить пациенту вернуться из третьей позиции во вторую.
6. Сегодняшний пациент должен "подойти" к себе более мо­
лодому, дать понять, что он его ценит, пообещать из будущего
комфорт, успокоение и избавление от неприятных переживаний.
7. Когда нынешний пациент убедится в том, что визуализи­
руемый им более молодой человек (он сам в прошлом) пони­
мает его и верит ему, должна быть проведена интеграция пу­
тем "введения" образа из прошлого внутрь тела сегодняшнего
больного.
Если диссоциация не вполне удается с первого раза, отмеча­
ется полное соскальзывание к переживаниям из прошлого, то ее
осуществляют два или три раза, пока человек не оказывается
достаточно диссоциированным для завершения всего процесса.
Иллюстрация применения данной техники приведена в прило­
жении 4.

4.2. АССОЦИИРОВАНИЕ С ПЕРЕЖИВАНИЕМ

Эту технику считают обращением предыдущей. В данном слу­
чае, например, при наличии каких-либо сексуальных проблем
пациент должен увидеть себя в интимной ситуации, испытываю­
щим всю полноту необходимых ощущений. Мужчины, у которых
имеются эрекционные нарушения, должны, в частности, представ­
лять полную эрекцию. После того, как человек увидел себя в этой
ситуации со стороны, ему следует "выйти" из себя и "войти" в
свою визуализацию ("войти" в картину).

Глава 5
ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА

Использование метафор — это особая техника рассказывания
историй, обеспечивающая бессознательное и сознательное обу­
чение человека, которое обусловливает его новое поведение.
Метафора иносказательно представляет проблему пациента и
показывает путь к ее решению.

49
"Метафоры (в форме волшебных сказок, стихов, анекдотов)
сознательно и подсознательно используются терапевтами в це­
лях помощи клиентам для осуществления желаемых изменений.
Клиент может выражать какие-либо области своего опыта, где
он чувствует ограниченность удовлетворяющих его выборов или
отсутствие альтернатив. В этом случае терапевт может расска­
зать ему анекдот из своей собственной жизни, из жизни другого
клиента или придумать новый. Намерение, которое предшеству­
ет этим рассказам, исходит из того, что опыт другого человека в
преодолении проблем, сходных с проблемой данного клиента,
даст ему (прямо или косвенно) способ, при помощи которого он
сможет справиться с ситуацией" (Д. Гордон, 1995, с. 24).
Метафоры широко используются различными психологически­
ми и психотерапевтическими школами. В качестве примеров мож­
но привести "Оно", "Я" и "Сверх—Я" как элементы структурной
модели человеческой психики в психоаналитическом подходе.
Существует даже метафора, которая в целом характеризует
недирективный подход в психотерапии. Это история из жизни са­
мого Милтона Эриксона. В ней он сообщает, как однажды возвра­
щался из колледжа с друзьями, и вдруг мимо них на большой ско­
рости промчалась лошадь с надетой уздечкой. Она влетела в
ближайший фермерский двор, чтобы попить воды, и была вся взмы­
лена. Фермер не признал ее, и тогда Эриксон вместе с друзьями
загнал ее в угол двора... Так как на ней была уздечка, он взялся за
поводок и повел лошадь к дороге. Он знал, что она повернет в пра­
вильном направлении, хотя и не знал, какое оно. Лошадь зарыси­
ла по дороге. Ежеминутно она поры валась свернуть с дороги в поле.
Тогда Эриксон чуть подталкивал ее обратно к дороге. Наконец мили
через четыре от того места, где они начали движение, лошадь по­
вернула к ферме, и фермер спросил, где ее нашли. Эриксон отве­
тил, что милях в четырех отсюда. Тогда этот фермер спросил его,
откуда он знал, куда идти. Эриксон ответил: "Не знаю... Лошадь
знает, я всего лишь привлекал ее внимание к дороге".
Метафоры применяются не только с целью создания и лучше­
го понимания каких-либо теоретических построений, но и широ­
ко используются в психотерапии самых различных направлений.
В качестве примеров могут быть приведены предложенные
нами психотерапевтические приемы, осуществляемые в рамках
когнитивно-ориентированного подхода. Так, при описании при­
ема "сопоставление по аналогии" (Кочарян Г. С, 1990) отме-
50
чается, что сексуальная сфера является повышенно уязвимой, так
как вследствие парности сексуальной функции включена в контекст
интерперсональных отношений. Любые мнимые и истинные сексу­
альные нарушения могут наносить ощутимые удары по личностно­
му престижу, формируя у мужчины ощущение собственной непол­
ноценности.
Естественно, что в ряде случаев сексуальные проблемы пере­
живаются особенно остро, например, при наличии тревожно-мни­
тельных черт характера. При этом пациент может связывать свою
сексуальную недостаточность с "малыми" размерами члена ("син­
дром малого члена"), а иногда и яичек. Так, один из наших паци­
ентов с сенситивной акцентуацией характера и синдромом тре­
вожного ожидания сексуальной неудачи жаловался на малые
размеры пениса, который при измерении оказался выше нижних
границ нормы, а также уменьшение одного из яичек, которое при
осмотре ничем не отличалось от другого.

<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>