<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

го полового акта с той женщиной, с которой он встречается. Как
и в предыдущем варианте, нецелесообразно сразу идти на унич­
тожение образа нормально протекающего полового акта. Эту
хрупкую формирующуюся программу следует предварительно
суггестивно укрепить в течение нескольких сеансов, а затем уже
попытаться ликвидировать образ.
Завершается первый этап работы в каждом из указанных вари­
антов суггестией, что в преддверии и во время интимной близости
пациент будет совершенно спокоен и уверен в себе. Далее прово­
дятся внушения, направленные на программирование нормально
протекающего полового акта. Больному внушается, что половые
акты будут протекать так же, как и воображаемые. Это делается
следующим образом. Врач говорит пациенту, что отныне перед
интимной близостью и во время нее он будет совершенно спокоен
и уверен в своих сексуальных возможностях, так же, как и сейчас,
в своем зрительном представлении. Точно таким же образом обыг-
рываются отдельные функциональные характеристики копулятив-
ного цикла и возникающие при половом акте ощущения.
На втором этапе, целью которого является определение эф­
фективности лечебной процедуры, а следовательно, и возмож-

61
ность прогнозирования улучшения, выздоровления и их сроков,
мы прибегаем к использованию кинестетических якорей, сочета­
ющемуся с просьбой увидеть возникающий при этом образ по­
лового акта.
Вначале врач охватывает левой кистью запястье правой руки
пациента и спрашивает его, образ какого полового акта он ви­
дит. Обычно при хорошей реакции на лечебные воздействия воз­
никает образ полноценного полового акта. Затем врач одновре­
менно охватывает правое и левое запястье больного своими
кистями и вновь спрашивает, образ какого полового акта при этом
возникает. Очень часто пациент опять видит хороший половой акт.
В заключение врач охватывает левое запястье пациента правой
кистью и в очередной раз повторяет свой вопрос. Больной, как
правило, снова отвечает, что возник образ полноценного интим­
ного сближения. На этом лечебный сеанс заканчивается.
Следует подчеркнуть, что об особой прогностической благо­
приятности можно говорить в тех случаях, когда отмечается пол­
ная или выраженная реализация суггестивных воздействий.
При отборе пациентов для проведения данного способа лече­
ния необходимо исключать лиц, которые в силу различных при­
чин испытывают трудности направленной визуализации образов
и сюжетов. Это определяется уже в самом начале использования
СКПП. Характеризуемый способ лечения не должен применять­
ся также у больных со снижением интеллекта, которые не спо­
собны понять и, следовательно, реализовать инструкции врача
при проведении описанных психотерапевтических воздействий.
В заключение следует отметить, что СКПП содержит в себе
большие возможности при его творческом применении и может
быть использован для лечения различных заболеваний, где тре­
буется создание или восстановление нормальных программ ка­
ких-либо поведенческих актов.

Глава 7
ВЗМАХ

Этот метод является весьма эффективным и может быть ис­
пользован при очень многих расстройствах. Ричард Бэндлер
(1994) характеризует эту технику как очень плодотворную, обла­
дающую более мощным действием, чем любая другая техника,
которой он пользовался, и отмечает, что она может быть приме-
62
нена к чему угодно. Эта техника, по его словам, программирует
мозг на движение в новом направлении.
План ее проведения следующий:
1. Определение проблемного поведения (курение, грызение
ногтей, неукротимая тяга к шоколадным изделиям и т. п.) и кон­
текста, в котором оно реализуется.
2. Идентификация ключевого стимула. Следует выбрать клю­
чевой стимул, который запускает соответствующее проблемное
поведение. Это может быть определенный образ, звук, тактиль­
ное ощущение или стимулы других модальностей. При иденти­
фикации этого стимула следует помнить, что он возникает всегда
непосредственно перед появлением названного поведения. На­
пример, таким стимулом у курильщика может быть образ его руки,
вытаскивающий сигарету из пачки.
В некоторых случаях, когда различные сильные внешние
стимулы сопряжены с определенным внутренним состоянием,
которое в свою очередь запускает нежелательную реакцию, го­
раздо проще использовать в качестве стимула данное внут­
реннее состояние.
Ключевые стимулы при их представлении (как внешние, так и
внутренние) должны быть ассоциированы с теми, которые суще­
ствуют в реальной действительности, т. е. соответствовать им в
наибольшей степени.
3. Создание желаемого привлекательного и мотивирующего
Я-образа. Бэндлер называет это созданием образа результата.
В случае работы в зрительной модальности он говорит клиентам
следующее:
"Теперь создайте второй образ — как бы вы видели себя по-
другому, если бы уже достигли желаемого изменения. Я хочу,
чтобы вы продолжали регулировать этот образ, пока не получи­
те такой, который для вас действительно привлекателен — кото­
рый сильно влечет вас" (Р. Бэндлер (1994, с. 143-144).
Для того, чтобы Я-образ был мотивирующим, пациент должен
быть диссоциирован с ним, т. е. не отождествлять себя с этим
образом. Вместе с тем в ряде случаев все же возникает необхо­
димость такой временной ассоциации. Это может быть связано с
тем, что хотя пациент и видит себя более совершенным, однако
не может знать, насколько ему это понравится.
Временная ассоциация также полезна тогда, когда человек
не может за один раз представит себе Я-образ, обладающий

63
достаточным количеством ресурсов для решения проблемы. В
этом случае каждая последующая ассоциация является очеред­
ной "примеркой", позволяющей определить то, что еще следует
прибавить к более совершенному Я-образу, который обеспечит
непроблемное функционирование личности.
Создавая Я-образ, следует стремиться наделять его опреде­
ленными качествами, а не конкретными вариантами поведения,
так как "просчитать" все возможные варианты его реализации
практически чрезвычайно сложно. Вместе с тем Я-образ, наде­
ленный определенными качествами, сможет конкретизировать
варианты компетентного поведения и адаптировать их к каждой
конкретной ситуации. "Программируя в терминах качеств, вы
обеспечиваете гораздо большую гибкость в том, /сокдостичь же­
лаемого результата. Вы видите кого-то, кто в ответ на запросы
ситуации смог бы породить много различных конкретных спосо­
бов поведения" (К. Андреас и С. Андреас, 1994, с. 60).
4. Собственно взмах. На этом этапе реализации описываемой
техники необходимо "смахнуть" ключевой стимул Я-образом. Это
делается путем их совмещения. При этом изначально сильный
ключевой стимул ослабевает, а первоначально слабый Я-образ
(образ результата), напротив, усиливается.
В случае, когда речь идет о работе со зрительными образами,
Р. Бэндлер (1994, с. 144) рекомендует производить следующее:
"Сначала увидьте ту пусковую картину, большую и яркую. Потом в
нижний правый угол поместите маленький темный образ результа­
та. Маленький темный образ будет увеличивать размеры и яркость
и покроет первую картину, которая потемнеет и скукожится также
быстро, как вы произносите слово "взмах". Потом очистите экран
или откройте глаза. "Махните" их снова — пять раз в общей слож­
ности. Непременно очищайте экран в конце каждого взмаха".
Не всегда необходимо проводить взмах 5 раз. Иногда даже
одного или двух взмахов бывает достаточно.
Следует отметить, что некоторые из рекомендаций Бэндлера
по осуществлению визуального взмаха с течением времени пре­
терпели определенную динамику. При этом речь идет об измене­
ниях, внесенных как им, так и другими авторами. К. Андреас и
С. Андреас (1994, с. 70) в связи с этим сообщают следующее:
"Когда Ричард Бэндлер впервые учил стандартному взмаху с
размером/яркостью, он сказал людям, чтобы те поместили ма­
ленькую темную картину Я-образа в нижний левый угол большой

64
яркой ключевой картины. Годом позже он предложил поместить
ее в нижнем правом углу. Мы обнаружили, что многие находят
более легким поместить ее где-нибудь в центре. Вы можете даже
сказать: "Выберите какой-нибудь маленький темный участок
вроде пуговицы или затененную область и позвольте картине
Я-образа быстро раскрыться оттуда подобно расцветающему
цветку". Это позволяет использовать какой-нибудь уже существу­
ющий в ключевом образе маленький темный участок без траты
сил на добавление еще одной маленькой темной картины. Чем
более вы можете использовать предпочтения вашего клиента и
имеющиеся у него способности, тем легче будет вам обоим".
Мы в своей работе просим пациентов найти "участок затемне­
ния" в любом месте экрана. Это может быть пятно или что-то по­
хожее на пуговицу. Однако мы очень любим при проведении взма­
ха использовать несколько модифицированную метафору с
джином в бутылке. В этой метафоре темное пятно — пробка от
бутылки, в которой находится джин. Когда мы открываем проб­
ку, его образ маленький и тусклый, однако он быстро увеличива­
ется, не помещается в бутылке и "выливается" на экран, на кото­
ром расположено большое и яркое изображение ключевого
стимула. При этом данное изображение "смывается" образом ре­
зультата (уменьшается, а затем исчезает).
В тех случаях, когда образ результата не может обеспечить
непроблемное поведение, мы просим пациента представить че­
ловека, которого он хорошо знает и который лишен данной про­
блемы. Желательно, чтобы внешне он был похож на нашего па­
циента. Постепенно по мере выполнения взмаха и от одного
взмаха к другому этот "человек-идеал" становится все больше и
больше похожим на нашего больного, а в конце этой процедуры
он "превращается" в нашего клиента.
Однако, если человек-идеал даже внешне не похож на нашего
больного, то при выполнении взмаха мы постепенно наделяем его
всеми внешними атрибутами нашего пациента. Таким образом в
конце процедуры он видит именно себя, наделенного всеми необ­
ходимыми для решения существующей проблемы качествами.
Существуют и другие метафоры, в которых реализуют взмах.
Приведем две из них (К. Андреас, С. Андреас, 1994). В первой
метафоре ключевой образ представляется в качестве тонкой аква­
рельной картины, нанесенной поверх нарисованного маслом пор­
трета, на котором человек изображен таким, каким бы он хотел

65
1-269
быть. Начинающийся ливень быстро смывает акварель и откры­
вает под ней этот портрет. В другой метафоре картину Я-образа
помещают на обратной стороне картины ключевого стимула. За­
тем ключевая картина наклоняется, переворачивается и снова
выпрямляется, открывая Я-образ.
Следует отметить, что не всегда усиление воздействия зритель­
ного ключевого стимула или образа результата связано с увели­
чением яркости и размера, хотя часто это бывает именно так. В
ряде случаев, например, тусклость образа результата оказывает
более сильное воздействие. Помимо этого, речь может идти о
других визуальных субмодальностях, которые определяют силу
воздействия образов. Поэтому при осуществлении взмаха необ­
ходима тщательная идентификация субмодальностей, а также
оценка их влияния по шкале интенсивности.
Взмахи также могут быть аудиальными и кинестетическими.
Помимо этого, существуют межсистемные взмахи, когда взмах
может быть осуществлен в двух системах одновременно (напри­
мер, в зрительной и слуховой).
5. Проверка. Существуют три ее варианта. Первый вариант
предполагает воссоздание ключевого стимула (в случае работы
в визуальной системе — образа, запускающего проблемное по­
ведение). В том случае, когда взмах оказался эффективным, это­
го будет трудно достичь. Картина будет стремиться нивелировать­
ся и замениться образом результата. Человек увидит себя таким,
каким бы он хотел быть и каким он, возможно, уже стал.
Второй вариант — создание экспериментальной ситуации, ко­
торая предполагает воссоздание ключевого стимула. Если этот
стимул не действует, это тоже является свидетельством эффек­
тивности проведенной терапии. Третий вариант — проверку ре­
альной действительностью следует признать окончательной, на­
дежной и решающей.
В ряде случаев можно наблюдать довольно интересные ре­
зультаты проведения взмаха, свидетельствующие об его эффек­
тивности только для некоторых ситуаций, в которых проблемное
поведение более не реализуется. Вместе с тем оно может реали­
зоваться в другом контексте, что требует необходимости осуще­
ствления описанной техники повторно, но уже с учетом этого дру­
гого контекста.
Так, например, после проведения взмаха с одним из куриль­
щиков он сократил количество выкуриваемых сигарет в день от

66
лачки до приблизительно пяти. Он больше не носил с собой сига­
реты и сам себя не "угощал" ими. Однако это не мешало ему вре­
мя от времени просить их у друзей. Это при анализе оказалось
связано с тем, что ключевым образом, используемым при прове­
дении взмаха, было изображение его руки, вытаскивающей си­
гарету из пачки. Однако это не исключало того, что он смог бес­
препятственно получать сигареты из чьей-либо руки, так как его
мозг не произвел определенной генерализации.
В другом случае пациент полностью перестал курить правой
рукой, но начал левой.
Нами техника взмаха применялась изолированно или сов­
местно с другими психотерапевтическими методиками.
В нашем клиническом архиве, в частности, есть одно казуис­
тическое наблюдение, где с целью терапии использовался взмах,
когнитивно-ориентированные воздействия, а также гипнокатар-
сис(Г. С. Кочарян, 2001).
Больная Г., 38 лет, замужем, имеет 2 детей (дочь и сына), по
образованию медицинская сестра (в настоящее время не работает
по специальности). Обратилась за лечебной помощью в связи с
сексуальными проблемами (отсутствие либидо, резко ослаблен­
ный оргазм и др.). Кроме этого, она испытывает выраженное
отвращение к сперме (больше к ее виду и меньше к запаху), что
проявляется при половых контактах с мужем.
При опросе выяснилось, что в возрасте 16 лет пациентка была
изнасилована. После этого испытывает неприязнь ко всем муж­
чинам, кроме мужа, с которым у нее хорошие отношения. Одна­
ко впоследствии оказалось, что последнее утверждение больной
не полностью соответствовало действительности. Об этом, в част­
ности, свидетельствовало ее замечание, что когда она ласкает
супруга, то думает при этом: "Ты такой же, зараза, как и те, кто меня
насиловал". Обстоятельства изнасилования были следующими.
В 16 лет познакомилась с парнем (ему было 18—19 лет). Немно­
го с ним встречались (2 недели). На одно из свиданий он приехал
на мотоцикле (подъехал к ее дому в 4—5 часов дня) и предложил
покататься. Она согласилась. Молодой человек повез ее в лес, где
их ожидали его уже подвыпившие друзья. Сначала обстановка была
спокойной, однако прием алкогольных напитков продолжался и
"изрядно набравшиеся мальчики решили порезвиться".
Повода для грубого обращения девушка не давала, однако
они стали приставать к ней с целью изнасилования. Так как она
3* 67
сопротивлялась, то ее сильно избили. Два человека били, разорва­
ли платье. Били в живот, по печени, "которая болит по сегодняшний
день". Насиловал только "ее" парень. Он ввел во влагалище член,
который находился там всего пару секунд. Семяизвержение не про­
изошло. Сказал, чтобы она не строила из себя девушку (почему-то
не было крови, хотя ранее в сексуальном контакте ни с кем не была).
Начал на нее кричать, назвал "сукой", произносил другие оскорб­
ления, обвинил ее в том, что она "тр..." со всеми. После этих слов
"обмякла".
Когда все это происходило, один из ребят сказал другим, что
с ней не следует так себя вести, ведь она не проститутка. Однако
те не изменили свое поведение после его слов и он начал с ними
драться. Потом этот парень отвел ее домой. Там она быстро пе­
реодела платье, никому ничего не рассказала из-за того, что крови
при введении члена не было (считала, что должна быть). Кроме
того, чтобы не было следов, ее били в живот.
После произошедшего дважды лежала в больнице по поводу
болей в области печени, но никогда не говорила медперсоналу о
том, с чем она их связывает. Тот парень, который ее защищал в
лесу, через некоторое время сел в тюрьму по другому поводу и его
там убили. Тот же, кто насиловал, сейчас "низко кланяется", но
она с ним не здоровается. Как-то не так давно он встретил ее и
поздоровался, назвав ласкательным именем. Она посмотрела на
него и сказала: "У тебя еще поворачивается язык со мной здоро­
ваться". Он же ответил ей: "Давай забудем прошлое, я же тебе
ничего плохого не сделал. Ты целкой была, что ли?" После этого
они встретились повторно и он сказал ей: "Ну ты, конечно, похо­
рошела, может быть, давай по-хорошему. Мне так хочется тебя тр...
всю мою жизнь". На это она ответила: "Почему же ты меня не тр...
по-человечески, когда была возможность, а отвез на растерзание".
Он же сказал ей: "Какая тебе разница, ты все равно была не целка,
ну дала бы нам". Этот последний разговор состоялся за полгода
до обращения пациентки за нашей лечебной помощью.
После изнасилования стала избегать встреч с ребятами, но в
скором времени в школе познакомилась с парнем, который стал
ее мужем сразу после ее окончания. Отмечает, что замуж вышла
"по любви" и обоюдному согласию. В 17 лет забеременела. Бе­
ременность только ускорила регистрацию брака. Окончила ме­
дицинское училище. Первый половой акт с будущим супругом был
по ее согласию, но кроме страха и скованности ничего не испыта-

68
ла. Так продолжалось лет пять. Роды в сексуальном плане ничего
не изменили. Неприязнь и озлобление к мужскому полу нарастали,
хотя рядом с ней был любящий и внимательный мужчина.
В 18 лет с ней произошло следующее важное для понимания
этого случая событие. Ей предложили посмотреть порнографи­
ческий журнал. На обложке она увидела женщину, у которой во
рту был мужской половой член, и сперма стекала изо рта по лицу
к шее (в дальнейшем в качестве эквивалента используется слово
"картинка"). Тогда она подумала: "Какая гадость, какая мер­
зость". Ее вырвало. "Рвала в течение дня. Целый день не могла
прийти в себя".
Отвращение к виду спермы и ее запаху существует по сегод­
няшний день ("я даже кисель не пью"). При тщательном расспросе
удалось уточнить, что после того, как увидела названную картинку,
периодически рвала целый день ("с утра до самого вечера не менее
5—6 раз, а может, и больше, и кушать долго не могла"). С того вре­
мени при одном воспоминании об этой картинке возникает вы­
раженная рвотная реакция (рефлекс), которую она подавляет.
То же самое происходит, когда предполагается выброс спер­
мы в ее рот или влагалище. В связи с этим отмечает, что когда у
мужа наступает оргазм и он "кончает", но она не видит сперму и
не ощущает ее запах, ее "начинает воротить от одной мысли об
этом" и она видит картинку, что и вызывает рвотную реакцию. В
этот моменту нее возникает следующая мысль: "Сейчас финал и
главное не вырвать, удержаться, как-то себя сдерживать и не
показывать...".
В процессе дальнейшего расспроса больная сообщила, что со
временем к негативному визуальному воздействию спермы (ре­
альному или репродуцируемому) присоединилось неприятное
воздействие ее запаха. Удалось выяснить, что пациентка не ис­
ключает связи такого воздействия картинки с изнасилованием,
но все же утверждать этого не может. Позже в процессе психоте­
рапии ей удалось осознать эту связь. Оказалось, что во время
полового акта она думает, что мужчина не только получает удо­
вольствие, "но еще и извергает всякие...". Часто в это время воз­
никают следующие мысли: "Это еще нюхай, глотай, доставляй
тебе удовольствие; все мужчины насильники, идиоты..." и т. п.
Вспомнила, что когда увидела картинку, то подумала: "Чтобы
доставить вам наслаждение, мы должны подвергаться такому
оскорблению, такой гадости". Муж знает, что у нее возникает

69
рвотная реакция на сперму, хотя она и пытается это скрывать.
Однажды при интимной близости он прикоснулся к животу суп­
руги и почувствовал ее позыв на рвоту. После этого в течение
месяца не предпринимал никаких попыток к совершению с ней
полового акта. Знает о наличии такой реакции у жены давно и
интерпретирует это явление как следствие ее неприязни по отно­
шению к нему. Пациентка отмечает, что очень брезгливая, и с
возрастом брезгливость нарастает.
Дополнительно к вышеизложенному было установлено еще
одно важное обстоятельство. Оказалось, что с того времени, как
пациентка увидела упомянутую картинку на обложке журнала, у
нее возникло отвращение по отношению ко всем другим
мужским выделениям (слюна, выделения из носа и т. п.).
Сообщает, что после окончания медицинского училища 5 лет
работала заведующей молочной кухней у себя в поселке, а по­
том в течение 8-10 лет в детском отделении больницы. Затем это
отделение закрыли и предложили ей работу медицинской сест­
ры либо в поликлинике, либо в терапевтическом отделении. В этом
отделении она не могла работать из-за своей повышенной брезг­
ливости. Однако потом, как отмечает больная, случилось еще
худшее: "Я попала на работу в противотуберкулезный диспансер
(проработала там 2 года). Каждое дежурство у меня выворачива­
ло кишки" (имеет в виду мокроту больных).
При целенаправленном уточняющем расспросе в очередной
раз указала, что названное отвращение возникло по отноше­
нию ко всем мужским выделениям еще до начала работы в
противотуберкулезном диспансере с того времени, как уви­
дела картинку на обложке журнала. Более того, пациентка
сообщила следующее: "Я даже кисель не пью, не ем овсяную
кашу. Я ее так любила, мать ее так вкусно готовила. Не ем сейчас
из-за того, что в овсянке есть слизь".
На мой вопрос о том, что, может быть, она трудилась не по
призванию, больная ответила: "Да нет, когда я работала в дет­
ском отделении, то не брезговала ни соплями, ни калом детей".
В подтверждение того, что она спокойно относится к детским вы­
делениям, пациентка сообщила: "Говорят, что свое г... не воняет,
но мы усыновили мальчика и к его различным выделениям у меня
тоже нет какого-нибудь отрицательного отношения". Также уда­
лось выяснить, что к женским выделениям она относится гораз­
до спокойнее, чем к мужским.

70
В связи с диагностированными сексуальными дисфункция­
ми пациентке проводилась гипнотерапия (гипносуггестивное про­
граммирование, моделирование в гипнотическом состоянии,
гипнокатарсис). Подробное описание проведенного лечения и до­
стигнутых результатов может стать предметом отдельного рас­
смотрения.
Для ликвидации отвращения больной к сперме была вырабо­
тана следующая лечебная программа, включающая 4 структур­
ных компонента.
1. Следовало изменить ее отношение к сперме. В связи с
этим внимание пациентки фиксировали на том, что сперма весь­

<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>