<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ма ценна по своему составу, так как содержит белки, липиды
(жиры), углеводы, витамины, микроэлементы и др. компоненты
и, наряду с яйцеклеткой, является первоосновой для создания
новой человеческой жизни.
2. Также необходимо было изменить отношение больной
к половому акту в том смысле, чтобы он не воспринимался
ею как издевательство над женщиной. В связи с этим ей было
сообщено, что мужчины во время интимной близости извергают
сперму, теряя, таким образом, весьма ценное вещество, чего не
происходит с представителями прекрасного пола, которые при
половом акте не лишаются своих яйцеклеток. В результате семя­
извержения мужчина расходует большое количество энергии и в
подавляющем числе случаев в течение некоторого времени (от­
личающегося у разных мужчин) не способен к проведению по­
вторного полового акта. Поэтому даосизм предлагает мужчинам
осваивать определенные психофизиологические приемы, препят­
ствующие извержению ими спермы во время сексуальных кон­
тактов (М. Цзя, Д. А. Арава, 1996).
Пользуясь этими рекомендациями, некоторые, далеко продви­
нутые последователи данной системы, имеют только несколько
эякуляций в течение всей своей жизни. В соответствие с положе­
ниями даосизма "...основные потери энергии у мужчины проис­
ходят во время эякуляции, в то время как основные потери энер­
гии у женщины имеют место не во время полового акта, а во время
менструаций" (М. Цзя, М. Цзя, 1995, с. 35). Из этого следует, что
половой акт скорее следует рассматривать не как то, в результа­
те чего "выигрывает" мужчина, а совсем напротив ("После того,
как у него наступило семяизвержение, он уже ни на что не спосо­
бен. Это вы его ..., а не он вас").

71
В результате таких разъяснений у нашей пациентки зафикси­
ровалась мысль, что "когда мужчина кончит, то это значит, что я
его, а не он меня тр...".
3. Еще одним направлением в ликвидации аверсии к сперме
было применение метода взмаха.
Проведенный нами сеанс протекал следующим образом.
Вначале я попросил пациентку увидеть названную картинку на
обложке журнала с изливающейся на лицо женщины спермой. За­
тем сеанс был продолжен и все происходило так, как описано ниже.
Врач: Теперь я хочу, чтобы вы увидели эту картинку по-друго­
му, образ себя такой, которая смотрит на это спокойно, с новым
знанием, пониманием, как бы вы хотели это видеть, как бы хоте­
ли воспринимать.
Пациентка: Нет, сдвиг есть (имеет в виду результат проведен­
ной ранее когнитивно-ориентированной работы — 1-й и 2-й ком­
поненты (направления психотерапии) потому, что если бы мне
раньше об этом говорили, то у меня бы сейчас возникла рвотная
реакция (это представление хотя и вызвало отрицательную реак­
цию, но меньше, чем предыдущая картинка).
Врач (продолжая): Я хочу, чтобы вы увидели образ себя иной,
с новым знанием, пониманием смотрящей на сперму.
Затем вновь был вызван яркий большой образ-сцена, когда
она впервые увидела картинку на обложке журнала. Это, одна­
ко, не сопровождалось выраженной аверсивной реакцией, т. е.
хотя реакция и была негативной, но ее интенсивность была не­
большой. В этом репродуцированном образе нашли маленькое
темное пятно на ее лице, по форме напоминающее пуговицу, ос­
вещенность которого была гораздо меньше, чем всего остально­
го образа.
Побудили пациентку увидеть там образ женщины с иным, аль­
тернативным отношением к сперме. Затем увеличили этот образ
в размерах, интенсифицировали его яркость и смахнули им
предыдущий образ. Вследствие этого новое яркое изображение
заняло весь экран. Тем не менее, появление образа женщины,
по-другому смотрящей на сперму, вновь сопровождалось возник­
новением неприятных ощущений. После этого пациентка получи­
ла инструкцию открыть глаза.
Аналогичным образом взмах был проведен еще дважды. За­
тем при выполнении 4-го взмаха мы попросили ее увидеть в тем­
ном пятне, расположенном на лице ее изображения на экране,
72
женщину, похожую на нее, которая совершенно спокойно реаги­
рует на сперму. По мере выполнения взмаха мы сказали ей, что
она и есть эта женщина, и она увидела свое лицо вместо лица
этой женщины. Пациентка отметила, что относится к этой кар­
тинке спокойно.
5-й взмах проводился точно по такому же сценарию, как и
предыдущий. Реакция на сперму в новом изображении, которое
смахнуло старое, когда пациентка видела себя в 18 лет, смотря­
щей на картинку на обложке журнала, была аналогичной, т. е.
никакой аверсии по отношению к сперме отмечено не было.
4. Следует отметить, что охарактеризованные выше пси­
хотерапевтические воздействия были не единственными.
Дело в том, что еще до использования метода взмаха пациентке
был проведен первый сеанс гипнокатарсиса, когда ее "погрузи­
ли" в ситуацию изнасилования и она пережила ее вновь. В даль­
нейшем (после того, как метод взмаха был осуществлен) мы про­
вели еще 2 таких сеанса. Их терапевтическое влияние на аверсию
к сперме также нельзя исключить, так как при гипнокатарсисе
организм освобождается от неотреагированной патогенной энер­
гии, питающей невротические симптомы. Тем не менее, в контек­
сте проводимой нами ликвидации отвращения к сперме гипнока-
тарсис не следовало считать основным методом лечения.
Хотелось бы специально отметить, что после проведения вто­
рого гипнокатартического сеанса, когда больная еще находилась
в гипнотическом состоянии, мы попросили ее вновь вспомнить себя
в 18-летнем возрасте в тот момент, когда она впервые увидела на
обложке журнала картинку, о которой идет речь. Это было сдела­
но для того, чтобы пациентка восстановила в памяти, что конкрет­
но тогда вызвало рвоту. Когда репродуцировали эту ситуацию, она
сказала, что когда увидела сперму, то подумала: "Мало того, что
мужчины издеваются над женщинами, так еще плюс к этому физи­
ческому насилию такая мерзость, такая гадость».
Проведенное лечение было эффективным.
Таким образом, на основании анализа этого наблюдения мож­
но сделать вывод о том, что изнасилование явилось для больной
мощной сексуальной психотравмой, которая привела к возник­
новению у нее сексуальных дисфункций, а также (по механизму
генерализации) негативному отношению ко всем мужчинам. Это
в значительной мере распространилось и на ее мужа, которого
она воспринимала неоднозначно. Хорошее отношение к нему, как

73
к человеку, сочеталось с негативным к нему отношением, так как
он репрезентировал для нее всех мужчин вообще.
Увиденная спустя 2 года картинка на обложке журнала при­
вела к появлению многократной рвоты, а затем к многолетней
аверсии к сперме. Этот фактор (увиденная картинка) следует рас­
сматривать в качестве разрешающего, так как внутреннее напря­
жение, обусловившее болезненное состояние, было вызвано из­
насилованием и сопряженной с ним ситуацией. В тот момент,
когда пациентка увидела картинку на обложке журнала, произош­
ла ассоциация увиденного и психотравмирующего влияния изна­
силования, что было осознано больной в полной мере только в
ходе психотерапии, которая проводилась много лет спустя.
По механизму генерализации отвращение распространилось
на все выделения мужского организма (мокрота, слюни и т. п.) и,
более того, на кисель и овсяную кашу, так как их слизистая кон­
систенция ассоциироваласть с видом спермы. В диагностическом
плане аверсия к сперме может быть расценена как истерический
невротический феномен.
Проведенная психотерапия (в статье селективно рассматри­
валось лечение аверсии к сперме), главным компонентом кото­
рой, по-видимому, можно считать относимый к НЛП метод взма­
ха, была эффективной.

Глава 8
МЕТОД "ВЗРЫВА НАВЯЗЧИВОСТИ"

Этот метод является примером "техники порога, в которой вы
берете очень сильную реакцию и усиливаете ее, вместо того,
чтобы пытаться ее ослабить или устранить. Вы усиливаете ее так
стремительно и так быстро, что в определенной точке она пере­
ходит порог и "лопается". Это очень похоже на надувание воз­
душного шара. До некоторого момента каждый вдох делает шар
больше. Однако если вы продолжите вдувать воздух в шар, он в
конце концов лопнет. После того, как он лопнул, вы не можете
вернуть шар, забрав назад последнюю порцию воздуха. ... Дру­
гим примером является перегибание куска металла или проволо­
ки до тех пор, пока они не переламываются. После того, как они
сломались, вы не можете вернуть этот кусок проволоки простым
ее разгибанием" (К. Андреас, С. Андреас, 1994, с. 128).

74
Как известно, в подавляющем большинстве случаев любые ин­
новации имеют свою предисторию. В этой связи следует упомянуть
о так называемом "методе "наводнения" из средств бихевиориаль-
ного арсенала, который ранее назывался "имплозивной терапией".
Стампфл, разработавший этот метод, предположил, что мно­
гократное представление неприятных сцен должно вести к сниже­
нию их "потенциала тревожности" через угасание (Т. G. Stampf I,
D. J. Lewis, 1968). Он утверждает, что "суть стратегии имплозив­
ной терапии заключается в том, чтобы побудить пациентов встре­
титься лицом к лицу со своими кошмарами и "привести эти кош­
мары в замешательство". ... Используя современные методы
"наводнения", консультанты организуют консультационные ин­
тервью таким образом, что клиенты непрерывно подвергаются
действию достаточно сильных стимулов (реальных или вообра­
жаемых), которые вызывают страх. Представления длятся до тех
пор, пока тревога не иссякает, на что в большинстве случаев тре­
буется от 10 минут до часа. Иногда пациенты оказываются на­
столько подавленными, что прерывают лечение. Однако приме­
нение метода "наводнения" часто приводило к улучшению
состояния при лечении разнообразных фобий" (цит. по Р. Нель-
сон-Джоунс, 2000, с. 280-281).
Метод "взрыва навязчивости" является чрезвычайно мощной
психотерапевтической техникой, так как позволяет ликвидиро­
вать даже весьма интенсивные навязчивости часто всего за не­
сколько минут. После их разрушения человек способен выпол­
нять то действие, которое ранее являлось навязчивым, однако
теперь оно таковым не является.
Следует специально отметить, что в литературе по НЛП поня­
тие "навязчивость" гораздо более емкое, чем то, которое приня­
то в психиатрии. Так, к навязчивостям здесь, помимо навязчиво-
стей в традиционном их понимании, относят сильное влечение к
определенным видам пищи, булимию (неукротимую тягу к еде
вообще), а кроме того, пьянство, курение, чрезмерную зависи­
мость от кого-то и т. п.
Прежде чем провести взрыв навязчивости, необходимо выя­
вить "субмодальные магниты", которые запускают ту или иную
навязчивость. Это могут быть какие-либо визуальные, аудиаль-
ные или кинестетические субмодальности.
К. Андреас и С. Андреас (1994) на одном тренинге по НЛП
выяснили, что у одной из его участниц имеет место сильная тяга к

75
шоколадным сердечкам. Для того, чтобы выявить субмодальные
магниты, ей предложили представить тот вид пищи, к которому
она относится нейтрально. Оказалось, что это печенье. Потом ее
попросили подумать о шоколадных сердечках и заметить, как они
выглядят, а затем то же самое проделать с печеньем. В результа­
те такого сравнения удалось установить, что они выглядят по-
разному. Так, шоколадные сердечки она видела немного ближе,
чем печенье. Кроме того, они почти что выпрыгивали из тарелки,
были ярче, а вокруг них определялось почти что сияние.
Никаких субмодальных магнитов в аудиальной и кинестети­
ческой репрезентациях у этой участницы выявлено не было. Хотя
она и почувствовала, что ее тянет к шоколадным сердечкам (ки-
нестетика), однако это была лишь часть ее реакции на субмодаль­
ные визуальные стимулы в виде чувства принуждения.
В процессе дальнейшего анализа была поставлена цель выя­
вить, какая же из обнаруженных зрительных субмодальностей
является ключевой (главной) и создает компульсивную реакцию.
Оказалось, что это близость расположения выпрыгивающих шо­
коладных сердечек.
Следует отметить, что при навязчивостях одна субмодальность
обычно "ведет" другие. Вместе с тем могут быть и две ведущие
субмодальности. При поиске ведущей субмодальности следует
отыскать именно аналоговую субмодальность (напомним, что это
такая субмодальность, которая может непрерывно изменяться в
некоторых пределах подобно плавному регулятору напряжения).
Дискретная субмодальность не работает в рассматриваемой
технике. Названную субмодальность, как отмечалось нами ранее,
характеризует то, что она изменяется между двумя различными
состояниями подобно выключателю, который может быть либо
включен, либо выключен.
Процесс выявления ведущей субмодальности, запускающей
навязчивость, требует правильной формулировки вопроса. В том
случае, когда, например, речь идет о такой визуальной субмо­
дальности, как размер, правильно задавать следующий вопрос:
"Когда вы делаете это больше, вынуждены ли вы хотеть это­
го больше; в большей ли степени вы чувствуету принужде­
ние?" (К. Андреас, С. Андреас, 1994, с. 124).
После того, как идентифицирована ведущая (-ие) субмодаль­
ность (-и), следует выяснить, можно ли устранить навязчивость
простым ослаблением ведущей субмодальности. Например, для

76
человека, который неудержимо стремиться есть мороженое, ве­
дущей субмодальностью может быть его размер (когда оно ста­
новится больше, он хочет есть его сильнее). Рекомендуется, что­
бы он уменьшил размеры мороженого до такой степени, чтобы
мог сказать "Я могу съесть его, но не обязан". Потом рекоменду­
ется поговорить с этим человеком на какую-то отвлеченную тему,
а затем провести повторную проверку, попросив его подумать о
мороженом, чтобы выяснить, чувствует ли он принуждение съесть
мороженое или уже нет.
В том случае, если "навязчивость" устраняется простым ослаб­
лением ведущей субмодальности, можно говорить о том, что это
вовсе не навязчивость, а что-то более слабое, ближе к желанию.
Таким образом, план подготовки к выполнению "взрыва на­
вязчивости" состоит из следующих четырех пунктов:
1. Необходимо подумать о какой-либо навязчивости.
2. Следует подумать о чем-либо сходном, но нейтральном.
3. Необходимо определить субмодальные различия между ними.
4. Следует идентифицировать наиболее мощную субмодаль­
ность (-и), запускающую (-ие) навязчивость.
К. Андреас, С. Андреас (1994, с. 124) отмечают, что навязчи­
вости обычно имеют следующую последовательность из четырех
элементов:
1. Репрезентация объекта навязчивости. Обычно она бывает
зрительной, реже слуховой или кинестетической. Она позволяет
человеку знать, что пришла пора ощутить навязчивость.
2. Субморальное искажение репрезентации. Человек из­
меняет свою внутреннюю репрезентацию определенным образом.
Несмотря на то, что в изменение может быть вовлечено более
одной субмодальности и оно может происходить в любой или во
всех системах восприятия, обычно существует единственная ана­
логовая субмодальность.
3. Ощущение навязчивости. Это кинестетическое метаощу-
щение вынужденности делать что-то при отсутствии какого бы то
ни было выбора.
4. Компульсивное поведение. Чувство "навязчивости" час­
то ведет к поведению, которое человек вынужден выполнять —
например, грызть ногти, есть конфеты и т. п. Если вы имеете дело
с более обобщенной эмоциональной реакцией типа гнева, не ис­
ключено, что у человека отсутствует какая-либо конкретная по­
веденческая реакция.

77
Существуют две разновидности метода "взрыва навязчивости":
1) одноразовое усиление субмодальности;
2) многократный метод храповика.
Одноразовое усиление субмодальности состоит в том, что
ведущая субмодальность, вызывающая навязчивость, в один при­
ем усиливается до такой степени, что пересекает порог. При этом
"лопается" кинестетическая реакция принуждения в ответ на уси­
ливающееся воздействие субмодального магнита.
Предположим, что таким магнитом, запускающим принужде­
ние кушать шоколад, является его размер. "Небольшое увеличе­
ние картины позволяет человеку переступить нижний порог, ког­
да мозг узнает ее как нечто, к чему есть принуждение. Увеличивая
размер, он чувствует все большее и большее принуждение до тех
пор, пока шоколад не выглядит слишком большим и его реакция
переходит верхний порог.
Когда шоколад слишком большой, мозг больше не опознает
его как нечто, что он принужден иметь. Теперь мозг смотрит на
картину и помещает ее в другую категорию, вроде "нелепый" или
"огромный". Если вы делаете это достаточно быстро, сдвиг ста­
новится необратимым" (К. Андреас, С. Андреас, 1994, с. 128).
При использовании же метода храповика "... вы берете веду­
щую субмодальность и усиливаете ее очень быстро. Потом снова
начинаете с картины в первоначальном состоянии и снова быстро
усиливаете субмодальность. Вы делаете это снова и снова и по­
следовательно, чтобы усилить кинестетическую реакцию принуж­
дения... Вы повторяете это раз за разом очень быстро, до тех пор,
пока что-то не лопается" (К. Андреас, С. Андреас, 1994, с. 129).
Так, например, если сумодальным магнитом принуждения яв­
ляется яркость, то пациента сначала просят увидеть образ, а по­
том усиливают его яркость до максимально возможной степени.
Если взрыва навязчивости за один раз не происходит, то челове­
ка просят мгновенно увидеть образ с первоначальной яркостью.
Затем этот цикл повторяют несколько раз, пока не происходит
взрыв. После этого его кинестетическая реакция на прежний суб­
модальный магнит изменяется и он более не испытывает реакции
принуждения.
Метод храповика использует инерцию кинестетической сис­
темы. Если внутренние образы или звуки можно изменять очень
быстро, то кинестетическую реакцию на субмодальные магниты
— нет. Это обусловлено тем, что интенсивные эмоциональные

78
состояния сопровождаются большим количеством гормональных
и химических изменений, и организму человека требуется неко­
торое время, чтобы вернуться к нейтральному (исходному) со­
стоянию.
В связи с этим кинестетическая реакция принуждения при про­
ведении метода храповика не снижается к исходному уровню
вместе с воображаемыми зрительными или аудиальными стиму­
лами (субмодальными магнитами). Она остается на достигнутом
при очередном цикле уровне и при каждом последующем цикле
стартует именно с этого уровня.
"Это очень похоже на использование автомобильного дом­
крата. Вы нажимаете на рычаг домкрата, и машина немножко при­
поднимается. Вы снова жмете на рычаг домкрата, и машина при­
поднимается еще немножко. С каждым нажатием рычага машина
поднимается выше и выше. Рычаг домкрата подобен субмодаль­
ности, с которой вы работаете с помощью метода храповика: раз­
меру, яркости и т. п. Поднимающаяся вверх машина соответству­
ет усилению вашего кинестетического ощущения принуждения.
В обоих методах мы очень быстро усиливаем реакцию хоте­
ния чего-либо до тех пор, пока человек не переступает через по­
рог и его реакция не разрушается. Когда навязчивость человека
лопается, сдвиг обычно можно заметить и снаружи. Вы можете
увидеть, как его несловесная реакция все более усиливается, а
потом внезапно перестает усиливаться и начинает ослабевать"
(К. Андреас, С. Андреас,1994, с. 129).
Следует отметить, что при проведении метода взмаха у пациен­
та могут возникать различные неприятные, тягостные ощущения,
которые делают терапевтическую процедуру, мягко говоря, ма­
лоприятной. Это могут быть головная боль, головокружение, шум
в ушах, напряжение мышц и т. д. Поэтому перед проведением те­
рапевтической процедуры пациента следует предупредить о воз­
можности возникновения этих ощущений. Ему нужно объяснить,
что для получения положительных результатов он должен будет
пройти через это "испытание" подобно герою сказки, который,
только преодолев различные трудности на своем пути, добивает­
ся поставленной цели, и к всеобщему удовольствию сказка за­
вершается счастливым концом.
В некоторых случаях можно отметить, что пациенту трудно
решиться на проведение "взрыва навязчивости". Иногда после
принятия решения он не может легко и быстро включиться в

79
? роцесс. Когда дело обстоит именно так, следует задуматься о том,
что возможно, его навязчивость выполняет некую позитивную фун­
кцию. Поэтому необходимо сделать так, чтобы пациент понимал,
что после окончания процедуры у него будут другие способы пове­
дения, которые смогут выполнять данную функцию.
Кроме того, даже когда терапевт не знает, выполняет ли навяз­
чивость какую-либо позитивную функцию, после выполнения "взры­
ва навязчивости" рекомендуется использовать метод взмаха.
Следует помнить, что в результате взрыва навязчивости мож­
но добиться результата, когда человек будет демонстрировать
поведение диаметрально противоположное тому, которое было
ликвидировано. Так, например, взорвав булимию (неукротимое
влечение к пище), можно привести пациента к анорексии (неже­
ланию есть). Это может быть связано с тем, что, например, некая
пациентка до начала лечения имела две части, одна из которых
хотела объедаться, а вторая голодать и быть худой. Это диктует
необходимость заняться и этой другой частью. Только в том слу­
чае, когда после проведенного лечения человек демонстрирует
нейтральную реакцию (т. е. выглядит и ведет себя так, как если
бы у него был выбор), лечение можно считать завершенным.
Следует не забывать о том, что по своей сути характеризуе­
мый метод не является генеративным. Он просто ликвидирует
принуждение к чему-либо. Поэтому прежде чем применить его,
необходимо удостовериться, что его ликвидация действительно
необходима.
Использованию метода "взрыва навязчивости" для ликвидации
синдрома тревожного ожидания сексуальной неудачи была посвя­
щена наша статья (Г. С. Кочарян, 2001). В ней сообщается, что су­
ществуют различные психотерапевтические техники устранения
страха сексуальной неудачи (Г. С. Кочарян, 1991, 1994). Эффек­
тивность использования этих техник определяется "адекватнос­
тью" их применения в каждом конкретном случае, которую не все­
гда легко "просчитать". В ряде случаев тревожное опасение
сексуальной неудачи ликвидируется достаточно быстро, что при­
водит к нормализации сексуальных функций, в других — напротив,
данная патология оказывается весьма устойчивой к ликвидации.
Следует отметить, что по нашим наблюдениям (Г. С. Кочарян,
1995) при так называемом неврозе ожидания (неудачи) тогда,
когда речь идет о тревожном опасении сексуальной неудачи у
мужчин, отмечается довольно высокая эффективность психоте-

80
рапевтических воздействий. Она намного больше, чем у больных
неврозом навязчивых состояний, к которому относят первый из
названных нами неврозов. По нашему мнению, одной из причин

<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>