<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

2. - И почему ты вечно молчишь, Флора?
3. - Скажи, Лия, а совесть у тебя просыпается? Хоть иногда?
4. - Уходи, уходи, уходи, с глаз моих долой и из сердца - вон!
5. - Какая мне разница, что ты мне говоришь? Смысл - в сердце!
6. - Любишь, не любишь - никак я что-то тебя не пойму.
7. - Покупай урюк, дорогой!
8. - Наша фирма "Карапуз" могла бы заинтересоваться вашим предложением.
9. - Я пишу в ваш журнал уже в четвертый раз, и уже безо всякого прежнего энтузиазма.
10. - Короче, сколько?
Упражнение. Продолжите по формуле "лягушка" следующие трансляции и пять иньских трансляций по своему выбору.
1. - Мне что-то не по себе.
2. - Зачем же повторять очевидные вещи?
3. - На таких местах и трава не растет - чует недоброе.
4. - Счастье - иррациональная категория.
5. - И на старушку бывает прорушка.
Упражнение. Ответьте по формуле "лягушка" на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору.
1. - Вот уж не думал, не гадал тебя, Дементий, встретить...
2. - А я так вот запросто не продаюсь!
3. - Ах, Риточка!
4. - Давай, Евдоким, поговорим всерьез.
5. - Ну не пижонь ты, Ермолай, не выпендривайся так откровенно!
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле "лягушка".
1. Предложение расслабиться неофициальное приватное новой знакомой.
2. Представление себя в новой неформальной компании.
3. Просьба настоятельная приватная к мужу заняться ремонтом квартиры.
4. Ответ мамы на приватную несправедливую критику своего ребенка.
5. Вежливый приватный отказ от выгодного, но морально неприемлемого делового предложения.
"Рыбка": ян - инь - ян
Эта формула удобна, когда требуется донести до партнера янское сообщение, но в то же время не хочется его перегружать. При некотором опыте трансляции по этой схеме оказываются более действенными, нежели прямолинейное янское давление. Примеры:
- Иди сюда, любовь моя Марьюшка! (ян) (взгляд вверх) Я так по тебе соскучился! (инь) (прямой взгляд) Скорее, Марья! (ян)
- Не приходи ты ко мне попусту. (ян) (взгляд в сторону) Я этого не люблю! (инь) (прямой взгляд) Понятно? (ян)
Упражнение. Оформите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору, воспользовавшись формулой "рыбка":
1. - Хочу ласки!
2. - Как хорошо пройтись утром по росе!
3. - Не советую вам, Аграфена, так поступать.
4. - Который час?
5. - Почему ты меня не слушаешь?
Пример.
- Вольдемар! (ян) (закрыв глаза) Хочу ласки! (инь) (глядя в упор) Иди же сюда, наконец! (ян)
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору, пользуясь формулой "рыбка":
1. - Ну вот уж нет!
2. - И сколько лет, интересно мне знать, шли вы, Елизар, до этой мысли?
3. - Пожалуйста, будьте любезны, передайте мне грибы.
4. - Твой праздник удался на славу.
5. - Почем фунт совести, дружище?
Упражнение. Продолжите по формуле "рыбка" следующие трансляции и пять янских трансляций по своему выбору.
1. - Феогност, ты здесь?
2. - Ты кто?
3. - Отворите незнакомому страннику, приютите скитальца.
4. - Ты зачем меня разбудил, Филофей?
5. - Где твои трусы, Трифон?
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле "рыбка".
1. Приветствие на пляже бывшего начальника.
2. Деловое предложение неофициальное приватное конкуренту.
3. Указание ребенку, остающемуся дома на вечер одному.
4. Просьба немалая публичная к дяде.
5. Приглашение приватное на прогулку маленькой девочки.
Длинные формулы
Контрапункты. Сильный акцент на последней фразе длинной трансляции возникает, когда вся она, кроме последней фразы, идет в одной модальности, а завершающая фраза - в родственной к ней. Такая формула трансляции называется контрапунктом. В случае Диадического архетипа существуют две такие формулы: "иньский контрапункт" и "янский контрапункт".
"Янский контрапункт": инь - ... инь - ян
Трансляция по этой формуле строится так: сначала идут несколько фраз в иньской модальности, а затем, обычно после паузы, - завершающая трансляцию фраза в янской модальности. Пример:
- (расслабленно; закрыв глаза) И никому до меня нету дела, все-то глаза проглядела... (инь) одна-одинешенька, горем убитая, всеми забытая... (инь) И кашу варила, и печку топила, и горницу мела, и пряжу пряла, и свитерок любимому сыну связала наполовину... (инь) А его нет и нет, потерялся и след... (инь) (пауза) (открыв глаза, глядя прямо на партнера, твердо) Где был, Виктор, прямо говори! (ян)
Упражнение. Продолжите по формуле "янский контрапункт" следующие трансляции и пять иньских трансляций по своему выбору.
1. - В небе ласточка вьется.
2. - Иному человеку лучше всего в гусары.
3. - Луна не всегда круглая.
4. - Серьезные люди нынче не в почете.
5. - За морем телушка - полушка, да рубль перевоз.
Упражнение. Ответьте по формуле "янский контрапункт" на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору.
1. - Милый мой любимый!
2. - А почему ты сегодня такой загадочный?
3. - Собери на стол - я голоден!
4. - А если я не согласен?
5. - А вот это уже тебе мат!
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле "янский контрапункт".
1. Обращение к другу, опоздавшему на встречу Нового Года.
2. Обращение к матери, ограничивающей дочернюю свободу.
3. Обращение к мужу, не желающему прогуляться по свежему воздуху после рабочего дня.
4. Обращение к упитанной жене, чересчур налегающей вечером на мучные продукты.
5. Обращение к сыну, тайком прогуливающему школу.
"Иньский контрапункт": ян - ... - ян - инь
Эта трансляции строится так: сначала идут несколько фраз в янской модальности, а затем, после паузы - последняя фраза в иньской модальности. Пример:
- (глядя в глаза, наклонившись вперед, уверенным тоном) Я тебя уверяю: ты очень хороший! (ян) Ты добрый! (ян) Она, Витенька, пальца твоего не стоит! (ян) У тебя, сын мой, еще много таких будет! (ян) (пауза; подняв глаза вверх, откинувшись назад) О боги! Ну почему он меня не слышит?! (инь)
Упражнение. Продолжите по формуле "иньский контрапункт" следующие трансляции и пять янских трансляций по своему выбору.
1. - Я не должен тебе подчиняться!
2. - Свобода, мой друг, - химера, иллюзия, пустая надежда слабого и обиженного судьбой!
3. - А вот этого, Ардалион, я тебе не прощу!
4. - Помоги мне, друг Савелий!
5. - Как это было бы с вашей стороны мило - я вас, Донат, очень прошу...
Упражнение. Ответьте по формуле "иньский контрапункт" на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору.
1. - Ты почему меня об этом спрашиваешь?
2. - Зачем тебе мой телефон?
3. - А кто твои родители?
4. - Кто сильнее: бегемот или крокодил?
5. - На мой взгляд, ты лучше поешь, чем танцуешь.
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле "иньский контрапункт".
1. Обращение к начальнику со смиренной просьбой не лишать премии.
2. Обращение к подчиненному с указанием разговаривать с важными клиентами повежливее.
3. Обращение к возлюбленному с пожеланием быть более эмоциональным и искренним.
4. Обращение к возлюбленной, чересчур пылкой в общественных местах.
5. Обращение к идущему мимо прохожему с просьбой дать денег на метро.
Упражнение. Сочините по две сценки на каждую из следующих тем и на пять тем по своему выбору. Герои в своих трансляциях должны использовать следующие формулы:
а) протагонист - янский контрапункт, партнер - иньский контрапункт;
б) протагонист - иньский контрапункт, партнер - янский контрапункт.
1. Дама Виолетта приобретает большой кактус, но забывает о нем заботиться. Через месяц он предъявляет ей свои претензии
2. Виолетта - хозяйка большого кактуса. Она за ним всячески ухаживает, но он почему-то не цветет. И вот однажды она решает поговорить с ним начистоту и выяснить, в чем дело.
3. Большой кактус стильной дамы Виолетты недоволен своим положением в квартире и высказывает свои претензии хозяйке. Та, однако, имеет свои взгляды на его роль и место в мире и ее квартире в частности.
4. Старый холостяк Виктор приходит домой и сообщает своему старому дивану, что собирается заменить его новомодной софой. Диван объясняет Виктору все безумие этой идеи.
5. Старый холостяк Виктор приходит домой, побывав в дружной семье своего друга Тимофея, и под впечатлением увиденного хочет жениться. Его верный друг диван его отговаривает.
6. Начинающий гитарист Виталик никак не справляется со своей гитарой. Наконец, в отчаянии, он спрашивает ее напрямую: почему у меня ничего не получается? Гитара пытается объяснить ему, как следует учиться играть.
7. Программистка Пелагея мучается со своим компьютером, который постоянно зависает или сбоит. Наконец, она догадывается поговорить с ним напрямую и печатает на экране вопрос: "В чем дело?" Компьютер с экрана выдает свои претензии.
8. Старый холостяк Виктор смотрит утром в зеркало - и неожиданно оно начинает учить его жить. Виктор слабо отбивается.
9. Попугай Клавдий в клетке и воробей Волик, залетевший на подоконник, спорят о том, чья жизнь лучше.
10. Изнеженная болонка Дуня, лежащая на подоконнике первого этажа, расспрашивает складского пса Елизарыча, подошедшего к подоконнику из глубины двора, о его жизни и интересах; тот, в свою очередь, не понимает ее жизни.
"Змейка": (инь) - ян - инь - ян - инь - ...
Эта формула длинной трансляции (монолога), в которой регулярно чередуются иньская и янская модальности. Общая модальность такой трансляции может быть как иньской, так и янской - в зависимости от того, на чем протагонист делает акцент и (главное) какова последняя фраза, но в целом такая трансляция гораздо энергичнее чисто иньского описания и воспринимается легче чисто янского нажима. Пример:
- Расскажу я сейчас историю, как опасно в тайгу одному ходить... (инь) А вы, дети, слушайте, да на ус мотайте! (ян) Пошел как-то раз я по грибы - а рыжиков да белых в тот год уродилось великое множество... (инь) А рыжики и белые, дети мои, это самые что ни на есть лучшие на свете грибы, запомните это!(ян) И вот взял я корзинку да и пошел, а солнышко только-только еще взошло, и путь-дорогу мне указывало... (инь) А где солнце утром, на западе или на востоке, а, сорванцы? Отвечайте! (ян) (дождавшись правильного ответа) И вот целый день я за ним шел и шел - и про время забыл, и что возвращаться надо вспомнил, только когда смеркаться стало...(инь) А дома что было, представляете?! (ян) Трое суток меня потом всей деревней искали, еле нашли... (инь) Так вот, дети мои, запомните эту историю. (ян)
Упражнение. Придумайте монолог по формуле "змейка", в следующих ситуациях:
1. Рассказ юноши о себе при встрече с незнакомой барышней в электричке (поезде дальнего следования, самолете).
2. Рассказ о себе в фирме, куда вы устраиваетесь на работу.
3. Исповедь хулигана (рассказ школьника/школьницы о прошедшем дне своим родителям).
4. Рассказ жены мужу о проведенном отпуске.
5. Рассказ жены своей подруге о проведенном отпуске.
Мягкие модальные переходы
Переход от фразы в чистой модальности (М1) к фразе в родственной чистой модальности (М2) часто воспринимается существенно более плавным и элегантным, если между этими фразами расположить фразу со сложной модальностью М1(М2) (формула "ковер") или, наоборот, М2(М1) (формула "плащ"). Например, трансляция, реализующая переход от чисто иньской фразы к чисто янской фразе по формуле "иньско-янский ковер" выглядит так:
- А на небе - ни облачка... (инь) В такую погоду хорошо куда-то из города выехать. инь(ян) Поехали купаться, Порфирий! (ян)
Трансляция по формуле "иньско-янский плащ" в данном случае выглядела бы, например, так:
- А на небе - ни облачка... (инь) При этих природных условиях куда бы нам с тобой податься, как ты думаешь? ян(инь) Поехали купаться, Порфирий! (ян)
Упражнение. Продолжите следующие реплики и пять иньских реплик по своему выбору по формулам "иньско-янский ковер" и "иньско-янский плащ".
1. - Каждому человеку - свое счастье.
2. - У каждого человека - свое понимание.
3. - Светает.
4. - Я нехорош; можно даже сказать так: я плох.
5. - Стыдно!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формулам "иньско-янский ковер" и "иньско-янский плащ".
1. - Где тебя черт носил, Мартирий?
2. - Что грустишь, Владилена?
3. - Неплохо было бы сбегать на базар, Сигизмунд!
4. - Христофор, зачем тебе плавать вокруг света?
5. - Неужели ты правда хочешь стать пожарной, Аглая?
Упражнение. Придумайте в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору обращения по формулам "иньско-янский ковер" и "иньско-янский плащ".
1. Отказ от неуместного публичного предложения со стороны старого знакомого.
2. Знакомство в поезде дальнего следования с бодрым стариком.
3. Предложение серьезного совместного бизнеса официальное деловому партнеру.
4. Сомнение в истинности признания своего ребенка.
5. Просьба помочь в уборке сада к близкому родственнику.
Упражнение. Продолжите следующие реплики и пять янских реплик по своему выбору по формулам "янско-иньский ковер" и "янско-иньский плащ".
1. - Послушай, Хрисанф!
2. - Доротея, не плачь!
3. - Я приглашаю вас завтра на ужин в ресторан, дорогая Дина.
4. - Не стой у меня над душой, Харитон, умоляю!
5. - Зачем тебе это знать?
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формулам "янско-иньский ковер" и "янско-иньский плащ".
1. - Почему же вы так неприветливы со мной, Ксенофонт?
2. - Ну, договорились?
3. - Не каждому удается стоять по стойке "смирно" всю жизнь, Лия.
4. - Сомневаюсь, что именно эта идея способна изменить твою жизнь, Дарья.
5. - Прошу прощения за причиненные неудобства.
Упражнение. Придумайте в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору обращения по формулам "янско-иньский ковер" и "янско-иньский плащ".
1. Поддержка небольшая друга, попавшего в затруднительное положение.
2. Признание приватное своей небольшой искупаемой вины.
3. Отказ по объективным причинам от приватного приглашения в гости.
4. Указание мужу следить за пятилетним сыном.
5. Просьба о моральном прощении за давний нехороший поступок.
Упражнение. Вставьте в каждую из следующих трансляций и в пять аналогично построенных трансляций по вашему выбору вместо звездочек фразу так, чтобы в результате получилась трансляция: а) по формуле "ковер" и б) по формуле "плащ".
1. - Авдей! * * * А мне это безразлично.
2. - Приятно, прохладно, замечательно сейчас на воздухе. * * * Пошли, Авксентий!
3. - Не смеши меня, Гурий! * * * Не только в разговорах смысл жизни.
4. - Прекрасно, чудесно! * * * Зачем только тебе она понадобилась?
5. - В семье не без урода. * * * Где Карп?

Глава 3
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ АРХЕТИП:
Творение, Осуществление, Растворение
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ
Диалектическая семья
Универсальный Диалектический архетип представляет собой семью, включающую три высших архетипа: архетип Творения, архетип Осуществления и архетип Растворения.
Архетип Творения символизирует фазу жизни объекта, когда он еще только рождается, появляется и осваивается в мире. Символом архетипа Творения может служить рог изобилия, изрыгающий как бы ниоткуда разнообразные объекты непредсказуемым и неуправляемым и безответственным образом.
Архетип Осуществления символизирует фазу существования объекта в мире, когда этот объект уже нашел в мире уготованное ему место и находится с миром в устойчивом балансе (экологическом равновесии), что-то регулярно получая от него и что-то (столь же регулярно) отдавая взамен. Символом архетипа Осуществления может быть водяная или ветряная мельница, на жерновах которой перемалывается зерно, превращаясь в мешки с мукой.
Архетип Растворения символизирует фазу распада объекта, когда он прекращает свое бытие в мире, отдавая свои последние долги, и становится понятной тонкая причина, его породившая. Символом архетипа Растворения может служить полуразрушенный дом, оставленный прежними жильцами.
Диалектические модальности
К числу диалектических модальностей относятся три: модальность творения (твор), модальность осуществления (осущ) и модальность растворения (раст).
Модальность творения используется человеком, который хочет показать, что вокруг него или с ним самим происходит нечто новое, неожиданное, непредвиденное, или по крайней мере он предполагает, что его сообщение или действие окажутся неожиданными или новыми для партнера или компании, в которой он находится. Для модальности творения характерно рассмотрение только что возникшего или на глазах возникающего объекта, или начала некоторого процесса. При этом объект или процесс часто рассматриваются в перспективе, человек переживает или пытается предвосхитить их будущее. В модальности творения берутся долгосрочные долги и обязательства, расплачиваться по которым придется (психологически) очень нескоро.
При общении с партнером человек в модальности творения не очень стремится к адекватности общения и диалогу в истинном смысле слова - для него главное это выразительность и впечатление, которое оказывают его трансляции. Ситуация в модальности творения полностью поглощает человека, и у него отсутствуют на нее критический взгляд и этические ограничения.
Модальность осуществления используется человеком, который переживает происходящее с ним и вокруг него как часть устойчивой программы, деятельности, которая укоренена в окружающую действительность, то есть уже некоторое время существует без особых изменений и в том же виде просуществует еще некоторое время - возможно, большое.
Человек обычно использует модальность осуществления, когда чувствует или хочет показать, что происходящее обычно, встроено в установившиеся знакомые привычные рамки, когда он заботится о сохранении баланса, считает естественным своевременно расплачиваться по счетам (и в прямом, и в переносном смысле). Эта модальность возникает, когда речь заходит об уже идущем процессе или существующем объекте, которые рассматриваются как таковые, то есть не в перспективе и не в символическом их значении. Здесь человек не ищет скрытого смысла и не ориентируется на будущее: для него главное - то, что имеется сейчас, причем в его прямом понимании.
В ситуации общения человек в модальности осуществления стремится к адекватности взаимодействий; комплементарность как принцип естественно возникает именно в этой модальности.
Ситуация в модальности осуществления отчасти управляет человеком, но и он имеет над ней некоторую власть. Здесь этика если не прямо, то косвенно подчинена происходящим событиям и основная ее задача - помощь в регуляции этого потока.
Модальность растворения звучит у человека, который хочет показать, что он рассматривает происходящее с ним или вокруг него как завершающееся, умирающее, распадающееся. Эта модальность часто сопровождает подведение итогов, поиски скрытого глобального смысла, иронию, сатирические высказывания, глобальную критику. Здесь человек пытается искать смысл или скрытое значение там, где с точки зрения модальности осуществления (и тем более творения) их нет и быть не может. Его интересуют объекты и процессы как символы чего-то иного - и на него-то он и обращается свое внимание, нередко отвергая или игнорируя прямой смысл как тривиальный и неинтересный. Он стремится за пределы сюжета, найти в нем источник глубокого смысла - и тем самым нередко обесценить его прямые результаты. Обсуждаемый сюжет или мысль человек стремится исчерпать до конца - и вынести ей окончательный приговор, подвести финальный итог.
Своему партнеру человек в модальности растворения может говорить что-то на будущее, не стремясь к адекватности общения в настоящий момент времени: "Когда-нибудь ты поймешь и оценишь по достоинству то, что я сейчас тебе излагаю". Таким образом, человек в модальности растворения не стремится к сиюминутной адекватности. Он видит смысл в тонких символах и том, что стоит за ними - и не может быть выражено адекватными словами и жестами. Отсюда изобилие пауз и косвенных намеков в его речи - и он не надеется, что его партнер их адекватно воспримет. "Слова - это пальцы, указывающие на луну" - принцип дзэн, явно апеллирующий к модальности растворения.
Для модальности растворения характерен акцент на этике, стоящей над рассматриваемыми процессами и сюжетами; здесь прямая доказательность осуществления сменяется ссылками на авторитеты, теоретические или философские принципы.
Критика модальности растворения - тонкая, может быть, косвенная, выметающая последние пылинки, доводящая объект практически до совершенства.
Для человека под архетипом Растворения не типично стремление к адекватности в коммуникации в том смысле, который вкладывает в это понятие архетип Осуществления. Здесь он воспринимает своего партнера тоньше, чем в модальности осуществления и тем более творения, и может пытаться быть адекватным своему восприятию - если у него на это хватает энергии и энтузиазма - но именно тот способ видения и восприятия, который ему свойственен, может совершенно не устроить партнера, особенно находящегося под архетипом Творения или Осуществления. Архетип Растворения понимает под адекватностью в общении совсем не то, что архетипы Осуществления или Творения - для него общение это в первую очередь тонкая парная медитация, сатсанг (духовная беседа), в течение которой собеседники обмениваются невыразимыми впечатлениями и происходит неописуемое - а внешние, очевидные информационные и энергетические подробности несущественны.
Модальность растворения освобождает человека от власти ситуации, рассматриваемого объекта или процесса - он находится над ними или вне них и судит или оценивает их именно из удаленной позиции, и именно эти его оценки представляют для него максимальную ценность, но не ситуация, объект или процесс сами по себе. Примеры:
- (удивленно) Филимон! Сколько лет, сколько зим! (твор)
- На этот раз мы, как всегда, хорошо закусим, после чего перейдем к обсуждению текущих проблем нашего зоопарка. (осущ)
- До свидания, милая Агриппина, и спасибо тебе за все, что ты для меня сделала. (раст)
Диалектические ситуации
Ситуация творения может быть задана извне: например, это ожидание выхода артиста на сцену, или начало любого действия. Она может быть обозначена вежливым покашливанием (когда человек обращает на себя внимание), стуком в дверь, поднятием руки, выдвижением человека вперед, или обозначена словами, например:
- У меня есть для вас неожиданное известие. (твор)
- (врываясь в комнату) А вот и я! (твор)
Однако часто ситуация творения возникает как бы без специальных маркеров - просто интервенцией новых сюжетов, людей, обстоятельств и произнесением слов, которые были бы невозможны или просто неожиданны в сложившейся ранее ситуации.
Типичные ситуации творения - это раздача обещаний, взятие на себя обязательств, игра, учеба.
Для ситуаций творения характерны легкость, легкомыслие, безответственность, непривязанность, избыток, мечты, фантазии, туманный взор в далекое будущее, необоснованные надежды, творчество, "чистый" хаос, похожий на свалку подарков на день рождения, неустойчивые представления о ценностях.
Ситуация осуществления это устойчивая ситуация, в которую человек вписан на определенной знакомой ему роли и не собирается из этой роли выходить и ситуацию качественно обновлять или ломать. Он ощущает себя в имеющихся рамках и использует их как опору.
- И я как начальник фирмы считаю так: хорошая работа должна быть оценена по заслугам. (осущ)
Типичные ситуации осуществления это серьезная работа, балансирование, расплата по текущим счетам, действия в существующих рамках и границах, с соблюдением установленных правил.
Для ситуаций осуществления характерны серьезность, ответственность, упорядоченность, практичность, ограниченность сознания, планирование недалекого будущего, функциональность, четкие представления о ценностях.
Ситуация растворения это распадающаяся ситуация, в которой перестают работать силы, ее сохраняющие и поддерживающие.
Воспринимая ситуацию как находящуюся в модальности растворения, человек склонен ощущать за нее глобальную или высшую ответственность; он стремится уловить ее высший, тонкий смысл, нередко ставит акцент на философии, этике, ищет тонкости и глубину, смотрит в далекое прошлое, склонен к интегральному (глобальному) подходу и не видит дальнейших перспектив. Для ситуации растворения характерна постановка внимания над ней или вне нее, внимание к законам в отрыве от существа происходящего, акцент на тонкостях и итогах.
- Солнце уже клонилось к закату, и день, остывая, тихо умирал. (раст)
- Давай, Шустрик, обсудим твое сегодняшнее поведение в целом. (раст)
Упражнение. Определите, в какой диалектической модальности воспринимает протагонист (автор реплики) ситуацию, в которой он находится или которую формирует.
1. - Я одного не пойму, Евстафий: почему я должен слушаться тебя, когда ты так равнодушен к моим желаниям?
2. - На моем горизонте в последнее время появился неизвестный мужчина - однако, с намерениями.
3. - Мне надоела эта голая и мокрая осень, которая никак не желает уступить место снежной зиме.
4. - А перед тем, Зиновий, как в омут жизненный бросаться, всегда отца своего спроси.
5. - Ну, Африкан, я сейчас тебе отвечу - закачаешься!
6. - Меня, брат, так запросто в оборот не возьмешь!
7. - Я это уже проходил.
8. - А не скучно вам все об одном рассуждать?
9. - Ты, Изот, меня очень обрадовал!
10. - Ну, тут подумать надо всерьез! Но на следующей неделе я вам отвечу.
Упражнение. Следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору модифицируйте таким образом, чтобы было ясно, что протагонист воспринимает текущую ситуацию в модальности: а) творения, б) осуществления, и в) растворения.
1. - Заходите, гости дорогие.
2. - Виктор, ты один?
3. - Ерофей, ты хотел бы жениться?
4. - Здравствуй, Вольдемар, я приготовила ужин.
5. - Анастасия, я в чем-то виноват?
6. - Если меня не полить вовремя, я усыхаю.
7. - Шустрик, ты чего-то от меня хочешь?
8. - Вы можете перевезти меня на тот берег на вашей лодке?
9. - Епифан, тебе мало свежей сметаны и творога?
10. - Глафира, твой эгоизм тебя же в конце концов и погубит.
Пример.
1а) - Какая неожиданная встреча! Заходите! (твор)
1б) - Заходите, гости дорогие, мы как раз вас поджидаем, гусь на столе, водка в холодильнике. (осущ)
1в) - (мрачно) Ну, заходите, коли пришли... наконец. (раст)
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору так, чтобы стало ясно, что вы восприняли протагониста:
а) в модальности творения,
б) в модальности осуществления,
в) в модальности растворения.
1. - Виктор, это ты?
2. - Зачем тебе этот кактус, Виолетта?
3. - Алло, это фирма "Киса-мурыса?"
4. - Разрешите представиться: Трофим, консультант фирмы "Киса-мурыса: помощь домашним животным".
5. - Андрон, ты пойдешь сегодня погулять?
6. - Мама, тебя интересуют новости Интернета?
7. - Евсик, тебя не возмущает эта рыжая нахалка на дереве?
8. - Шустрик, ты мог бы отряхиваться не так энергично?
9. - Вольдемар, завтрак готов.
10. - Анастасия, как ты хороша в этом платье!
Пример. Ответы на вопрос: "Виктор, это ты?"
а) - Представь себе, именно я.
б) - А кто же еще?
в) - Ну, не все так безнадежно.
МАРКЕРЫ ДИАЛЕКТИЧЕСКИХ МОДАЛЬНОСТЕЙ
Когнитивные творительные маркеры
Явные когнитивные маркеры модальности творения это слова новый, свежий, первый, неожиданный, вдруг, внезапно, чудо, происшествие, удивить, огорошить, появиться, возникнуть, случиться, сотворить, создать... Примеры:
- Какие новые слова ты сегодня принес с улицы, Касьян? (твор)
- Ах, какая у вас елочка! Просто чудо! (твор)
- Какой, однако, свежий тортик! (твор)
Однако иногда слова, по своему основному смыслу явно относящиеся к архетипу Творения, обозначают творительную синастрическую модальность, или творительную субмодальность, и здесь нужно быть внимательным, разбираясь в каждом случае особо.
Например, вопрос:
- Какие сегодня новости в школе, Прасковья? -
заданный мамой в ритуальном порядке благополучной дочери, вполне может иметь модальность осуществления (так как она задает этот вопрос каждый день по возвращении дочери домой), а творительной в данном случае будет синастрическая модальность. Реплика отца:
- Я хочу, чтобы для тебя, мой сын, жизнь всегда была открытием, -
имеет растворительную модальность (позиция протагониста над ситуацией), а творительной в данном случае будет субмодальность.
Неявные когнитивные маркеры модальности творения это глаголы, означающие начавшееся действие - особенно резкое и энергичное, например, влететь, вбежать, слечь, стукнуть, ошеломить. Часто этот оттенок дается приставками в-, вз-, во-, вс-, на-, например:
впрыгнуть, взобраться, взлететь, возопить, наехать.
Правда, они могут символизировать творительную субмодальность (а не модальность) - здесь нужно смотреть по сути и контексту.
- Ты меня ошеломил. (твор)
- В комнату ворвался скотч-терьер. (твор)
- И тут зал взорвался хохотом. (твор)
Но фраза
- Я всегда жду, пока меня не стукнет. осущ(твор) -
имеет осуществительно-творительную, а не творительную модальность.
Есть и существительные, находящиеся под покровительством архетипа Творения, например:
весна, вход, начало, подъем, рассвет, счастье, ребенок, рождение, свобода, творчество, утро, ученик.
Кроме того, неявным когнитивным творительным маркером является любое слово (особенно имя), являющееся новым или неизвестным для партнера, и тем самым вводящее новый для него сюжет. Например, дочь-подросток за обедом заявляет маме:
- Завтра я иду в зоопарк с Ростиславом.
Если маме никто с таким именем в окружении дочери не известен, то эта фраза прозвучит для нее в творительной модальности.
Когнитивные осуществительные маркеры
Явные когнитивные маркеры модальности осуществления это слова и выражения как всегда, как обычно, нормально, как положено, обыкновенно, конечно, как водится, как следует, привычный, периодически, циклично, закономерно, как принято, поддержать, уравновесить, очередной, в следующий раз.
- Ну, ты, Панкрат, как всегда, за советом пришел? (осущ)
- Для нормальной работы государственного аппарата нужны не романтики, а трезвые практики. (осущ)
Неявные когнитивные маркеры модальности осуществления это слова и выражения, обозначающие устойчивые или устойчиво-периодические процессы, а также подчеркивающие неизменность и устойчивость, постоянство, сбалансированность ситуации, отношений, поступков и т. д.
Влияние архетипа Осуществления можно заметить в глаголах и причастиях несовершенного вида, которые означают продолжающуюся деятельность, например:
бормочущий, бороться, работать, переживать, смеяться.
Существительные под покровительством архетипа Осуществления:
ограничение, обмен, период, работа, труд, продолжение, равновесие, регулярность, торговля, цикл.
Примеры:
- У меня есть в таких случаях твердое правило: друзьям в долг не давать. (осущ)
- Я буду следовать за тобой, Фарида, как ночь следует за днем. (осущ)
- Ты мне поможешь - и я тебе кое-что подскажу - договорились? (осущ)
- Я хочу, чтобы ты понял: наша связь - крепкая, как нейлоновый канат. (осущ)
- Зачем ты это сделал? Хочешь, чтобы я был тебе должен? (осущ)
Когнитивные растворительные маркеры
Явные когнитивные маркеры модальности растворения это, например, такие слова и выражения: подводить итоги, завершать, убирать прочь, кончать, сворачивать, уничтожать, ликвидировать, последний, конец, смерть.
- Подводя итоги нашему собранию, скажу так: звери - это еще не зоопарк! (раст)
- Раньше моя душа пела, а теперь умерла. (раст)
Неявные когнитивные маркеры модальности растворения это слова и выражения, обозначающие и подчеркивающие прекращение, завершение, уничтожение, распад и смерть, а также отстраненный, внешний, оценочный или итоговый взгляд на вещи и события.
Влияние архетипа Растворения ощущается в глаголах и причастиях совершенного вида, обозначающих закончившееся действие, например:
выпить, уехать, сознаться.
Существительные под архетипом Растворения:
болезнь, заключение, закрытие, вечер, закат, итог, конец, несчастье, разруха, склероз, смерть, старик, финал.
Часто модальность растворения звучит в глаголах с приставками вы-, до-, за-, от-, с-, у-:
выйти, доесть, заключить, отбрить, выбраться, спланировать, улететь. Примеры:
Ищи его теперь, как ветра в поле. (раст)
- Уходи, Сигизмунд, подобру-поздоровому! (раст)
- Прощай, моя мятежная юность! (раст)
- А потом еще и шарф куда-то делся... (раст)
- А что ж тут поделаешь - против природы не попрешь! (раст)
- Ну, Бог вам судья. (раст)
Многие из претензий, выдвинутых автору "Городских столбцов" современниками, сняло само время. (раст)
Упражнение. Определите диалектические модальности следующих фраз и пяти фраз по своему выбору. Укажите явные и неявные когнитивные маркеры.
1. Бедность крадет, а нужда лжет.
2. И псу конурка, и коту печурка.
3. И велика была мошна, да вся изошла.
4. - Сусанна, ты - вся моя жизнь!
5. - Ерофей, твой галстук опять съехал вбок.
6. - Вольдемар! Какая неожиданная радость!
7. - Хорошо, Анастасия, что мы с тобой воскресенья обычно проводим вдвоем.
8. - Вот еще новости какие!
9. - Какой еще такой симпатичный Валентин к тебе смел приставать?!
10. - Не огорчайся, Андрон, все в этой жизни проходит.
Упражнение. Модифицируйте следующие фразы и пять фраз по своему выбору так, чтобы они приобрели: а) творительную, б) осуществительную и в) растворительную модальности.
1. Ерофей и Сусанна - влюбленные.
2. Молодожены Вольдемар и Анастасия любят проводить воскресенья наедине друг с другом.
3. Старый холостяк Виктор еще не поставил на себе крест.
4. Андрон получил сегодня тройку по физкультуре.
5. Попугай Клавдий проголодался.
6. Кот Епифан чувствует весну.
7. Любитель-садовод Игнат растит яблоню, малину, клубнику и крыжовник.
8. Петух Мефистофель взлетел на забор.
9. Мальчик Евстафий идет со своим псом Шустриком на речку.
10. Фабрика детских игрушек "Карапуз" приступила к выпуску кукол "Фекла" и "Петюня" в национальной одежде.
Пример.
1а) Оказывается, Ерофей и Сусанна - влюбленные! (твор)
1б) Ерофей и Сусанна давно влюблены. (осущ)
1в) И в результате Ерофей и Сусанна влюбились друг в друга. (раст)
Упражнение. Ответьте на следующие вопросы и на пять вопросов по своему выбору: а) в творительной, б) в осуществительной, и в) в растворительной модальности.
1. - Ерофей, ты меня любишь?
2. - Анастасия, куда мы поедем в воскресенье?
3. - Виктор, ты еще не женился?
4. - Андрон, твоя школа еще не развалилась?
5. - Клавдий, ты скучал по своей хозяйке Агнии?
6. - Епифан, ты любишь греться на весеннем солнышке?
7. - Игнат, какие виды на урожай клубники?
8. - Мефистофель, ты можешь кричать потише?
9. - Шустрик, неужели эта кошка настолько противная?
10. - Евдокия, скажите как маркетолог: насколько перспективна ваша модель куклы "Фекла"?
Пример.
1а) - Я влюбился в тебя, Сусанна, как Бог - в Землю в первый день творения! (твор)
1б) - Всегда, каждый Божий день, с утра и до вечера. (осущ)
1в) - Я буду любить тебя до смерти! (раст)
Упражнение. Придумайте реплики для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору в каждой из диалектических модальностей.
1. Приветствие на улице неожиданно встреченного сына.
2. Приветствие на работе непосредственного начальника.
3. Знакомство на вечеринке с солидным мужчиной.
4. Неофициальное поздравление коллеги по работе с повышением в должности.
5. Юноша впервые приглашает любимую к себе домой.
6. Предъявление несущественной претензии к своему близкому родственнику.
7. Публичное извинение перед своим подчиненным.
8. Угроза легкая на ближайшее будущее ребенку.
9. Поддержка друга, страдающего от несчастной любви.
10. Комплимент приватный жене друга на неформальной тусовке.
Пример.
1. - Андрон, какая неожиданная встреча! (твор)
- Привет! Ты-то, Андроша, мне как раз и нужен. (осущ)
- Андроша, ты? Как тесен мир, где мы обитаем... (раст)
Стилистические творительные маркеры
Для модальности творения характерны "детские" интонации, короткие фразы без особого внимания к правилам синтаксиса и даже (в письменной речи) орфографии. Для нее типичны наивность, выраженная круглыми глазами, непосредственность, буквальность восприятия, невосприятие намеков и несклонность к длинным ассоциативным цепочкам, краткие эмоциональные возгласы (типа "Ах!", "Ой!").
Находясь в модальности творения, человек легко перебивает партнера и самого себя, не следит за тем, чтобы его мысль была завершена или хотя бы минимально понятно для окружающих сформулирована - нередко он ограничивается ключевыми словами и выразительными междометиями.
В модальности творения нет идеи доказательств - все самоочевидно и так, то есть идея должна быть кратко сформулирована - и тут же некритично воспринята - или безосновательно отвергнута. Критика в модальности творения как правило, деструктивная - то, что не нравится, выбрасывается целиком и без особых разговоров.
Жесты в модальности творения резкие, размашистые, широкие, направленные вперед-вверх, по виду не контролируемые сознанием (спонтанные). Осанка раскрытая, голова закинута вверх.
Для модальности творения характерна большая интенсивность действий и переживаний - и в то же время их кратковременность, то есть внимание быстро переключается на что-то еще.
Для модальности творения типична непредсказуемость и плохая управляемость человека - в частности, он нередко отвечает некомплементарно или не отвечает на вопрос вовсе (хотя сам он так не считает!), и, думая, что подчиняется, выполняет не совсем (или совсем не) то, что ему поручили. С другой стороны, он не обращает особого внимания на адекватность реакций окружающих на собственное поведение.
Ритм модальности творения - быстрый и неровный, с неравномерными паузами, причем чем длиннее пауза, тем более неожиданным должно быть то, что после нее следует:
- Угадайте, дети, кто к нам сегодня пришел... (пауза) ДЕД МОРОЗ! (твор)
Упражнение. Подумайте, какие стилистические творительные маркеры вы бы отнесли к явным, а какие к неявным? Разберите предложенные и придумайте свои примеры.
Фразеологические обороты и пословицы в модальности творения
В первую голову
Свалиться, как снег на голову
Без году неделя
Бросаться в глаза
Взбрести в голову
Взбрести на ум
Влететь бомбой
Вновь испеченный
Воспрянуть духом
Вот тебе и на!
Вот так так!
Ни с того, ни с сего,
Всплеснуть руками
Гром среди ясного неба
Диву даваться
Заявить себя
За здорово живешь
Игра судьбы
Молоко на губах не обсохло
Нечаянно
Откуда ни возьмись
С места в карьер
Первая ласточка
Первым делом
Подавать надежды
По нечаянности
Предложить руку и сердце
Проба пера

<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>