<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Пробный шар
Развязать язык
Рог изобилия
С места в карьер
С налета
С наскока
Чудеса в решете
Чу - здесь русским духом пахнет!
Голь на выдумки торовата.
Сердце вещее петухом запело.
Это только присказка.
Упражнение. Вспомните известные вам фразеологические обороты и пословицы в модальности творения.
Стилистические осуществительные маркеры
Для модальности осуществления характерны серьезные ровные интонации, ответственность, законченность речи, следование правилам грамматики и орфографии (насколько они представлены у данного человека). Фразы могут быть длинными - но не чересчур. Свою мысль человек старается хотя бы минимально развернуть - так, чтобы она стала ясна партнеру.
Здесь человек склонен искать за символами их значения, принимать во внимание прозрачные намеки - но игнорировать тонкие. Он не склонен перебивать партнера, пока тот не изложил своей мысли в основном, и не любит, когда перебивают его самого. Но в то же время он стремится поддерживать связь с партнером и не склонен к излишне длинным монологам - время от времени он обязательно должен удостовериться, что партнер его слушает.
Для модальности осуществления характерна доказательность, аргументированность речи, ссылки на различные источники или обстоятельства. Критика здесь идет по содержательному принципу, человек стремится отделить пшеницу от плевелов, вычленить конструктивное зерно и не выплеснуть из ванночки вместе с грязной водой заодно и младенца.
Жесты, характерные для модальности осуществления - это периодически повторяющиеся движения, часто закругленные, и в целом горизонтальные. (Сказанное не относится к символическим жестам, модальность смысла которых может быть сильнее, чем стилистическое оформление: например, горизонтальный по форме (осущ) и энергичный по исполнению (твор) жест, заключающийся в том, что человек проводит рукой поперек горла, имеет, ввиду своего смысла, модальность растворения.) Жесты в модальности осуществления производят впечатление продуманных, подготовленных, адекватных замыслу человека. Осанка прямая, собранная и функциональная, то есть соответствующая типу деятельности человека.
Для модальности осуществления характерна средняя (рабочая) интенсивность действий и переживаний и их пребывание в устойчивом русле, как будто они способны неограниченно долго продолжаться - при условии адекватной поддержки окружающей среды. В диалоге это, например, такая позиция: "Я могу отвечать тебе на вопросы, пока мои ответы тебе действительно интересны". Здесь человек может долго удерживать внимание на одном объекте или теме - но не стремится их исчерпать.
Для модальности осуществления характерны предсказуемость и управляемость человека; здесь он стремится быть в адекватном контакте с партнером, поддерживать с ним оперативную обратную связь - например, отвечать на его вопросы, не особенно отвлекаясь в сторону и не игнорируя их. Он обращает внимание на адекватность - как партнеров, так и свою собственную (хотя последнее не означает, что он легко может корректировать свое поведение). Само по себе понятие комплементарности родилось под архетипом Осуществления, и только при его включении (хотя бы частичном) имеет смысл.
Для модальности осуществления характерен устойчивый не слишком быстрый и не слишком медленный ритм с четким периодом.
Упражнение. Подумайте, какие стилистические осуществительные маркеры вы бы отнесли к явным, а какие к неявным? Разберите предложенные и придумайте свои примеры.
Фразеологические обороты и пословицы в модальности осуществления.
Гнуть свою линию
Без конца
Беречь, как зеницу ока
Бить баклуши
Валять дурака
Вести свою линию
Взад и вперед
Влечь за собой
В обычае
Ворочать миллионами
Время от времени
В ус не дуть
Входить в чье-либо положение
Выносить на своих плечах
Год от году
Гонять в хвост и в гриву
День ото дня
День и ночь (то есть беспрерывно)
До времени
Жить душа в душу
Житье-бытье
Знать все ходы и выходы
Знать свое место
Знать себе цену
Играть роль
Иметь дело с кем-либо
Иметь место
Как в котле кипеть
Конца-краю нет
Мастер на все руки
Набить руку
Не выходить из головы (ума)
Недреманное око
Не дрогнет рука
Не покладая рук
Непочатый край (узел)
Плясать под дудку
По временам
По обыкновенному
По природе (натуре)
По пунктам
По пути
Пустить корни
Само собой разумеется
Смотреть (глядеть) в оба
Стоять на ногах
То и дело
Ходить по рукам
Долго ли, коротко ли.
Семь бед - один ответ.
Пар костей не ломит.
День да ночь - сутки прочь.
Ты мне - я тебе.
Лучше птица в руках, чем журавль в небе.
Муж молоти пшеницу, а жена пеки паляницы.
У вдовушки обычай не девичий.
Дурак стреляет - Бог пули носит.
Глядит вдоль, а живет поперек.
К добру мостись, а от худа отпыхивайся.
Духом кротости, а не палкой по кости.
Где дым, там и огонь, где квас, там и гуща.
Солнце низенько, так и вечер близенько.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Кот скребет на свой на хребет.
По барыне и говядина.
Упражнение. Вспомните известные вам фразеологические обороты и пословицы в модальности осуществления.
Стилистические растворительные маркеры
Для модальности растворения характерны опускающиеся интонации, догматический или философский взгляд на вещи - а точнее, расположение человека как бы над ними, за пределами некогда протекавших процессов и событий. Здесь человек ищет неочевидное, стремится ловить тонкие намеки и с удовольствием использует их как средство коммуникации.
Речь в модальности растворения часто неокончена, содержит пропуски и многоточия, которые (по идее) должны восприниматься партнером как намеки, а об их значении он должен догадаться сам. Однако пропуски в речи модальности растворения - это совсем не то же самое, что неполная речь, характерная для модальности творения - в последней представлены главнейшие ключевые слова, а в первой именно они опущены.
Жесты модальности растворения - медленные и замедляющиеся, направленные вниз (например - опускающиеся руки или склоняющаяся голова), осанка - сутулая, закрытая, не держащая формы тела (дряблая свисающая кожа как символ старости).
Для растворения характерна пониженная интенсивность действий и переживаний, (своего рода пастельные тона), и тенденция к их дальнейшему ослаблению - вплоть до исчезновения. Однако здесь лучше ощущаются тонкие энергии - те, которые в модальностях осуществления и тем более творения почти незаметны.
Ритм модальности растворения - неустойчивый, слабеющий, угасающий, замедляющийся.
Упражнение. Подумайте, какие стилистические растворительные маркеры вы бы отнесли к явным, а какие к неявным? Разберите предложенные и придумайте свои примеры.
Фразеологические обороты и пословицы в модальности растворения
Сматывать удочки
Вешать голову
Видал виды
Вовеки веков
Воротить морду (рыло)
Втоптать в грязь
Выбить дурь из головы
Выбиться из сил
Выбросить на улицу
Выкинуть из головы
Вылететь в трубу
Вымотать душу
Выносить сор из избы
Вытянуть жилы
До скончания века
Заключительный аккорд
Кануть в вечность
Кончен бал
Много воды утекло
Остаться на бобах
От альфы до омеги
От аза до ижицы
От века
Последняя воля
Прокатить на вороных
Пропасть без вести
Пропала моя головушка
Под гору
Показать на дверь
С глаз долой
Сдать в архив
С души воротит
Согнуть в бараний рог
Сесть на мель
Только и видел
Терять голову
Упустить из виду
Уши вянут
Целую вечность
Вычеркнуть из памяти
Вогнать в гроб
Заткнуть глотку
Голову повесить
Гора с плеч
Идти ко дну
В довершение
Отдать последний долг
Скатертью дорога
Дух вон
Испустить дух
Дальше ехать некуда
Принести в жертву
Не жилец
Предать забвению
Под занавес
Трепать нервы
На исходе
Под конец
Как в воду кануть
Карта бита
Выпустить кишки
Небо коптить
У разбитого корыта
Кукиш с маслом
Каши просят
Иди к черту (лешему)
Кануть в Лету
Выжатый лимон
Сесть в лужу
Сойти в могилу
Надорвать силы
До нитки
Унести ноги
Протянуть ноги
Наступить на ногу
Повесить нос
Повернуть оглобли
Из огня да в полымя
Пройти огонь, воду и медные трубы
Во время оно
Отделать (разделать) под орех
Песенка спета
Пиши пропало
Покрыться плесенью
Был у меня муж Иван - не приведи Бог и вам.
Моль одежу ест, а печаль - сердце.
Где я лисой пройду, там три года куры не несутся.
Как на лес взглянет, так лес и вянет.
Солью сыт не будешь, думою горя не размыкаешь.
Взяло кота поперек живота.
Не соврешь и зобу не набьешь.
Не грози щуке морем, а нагому горем.
Не помрешь, так не похоронят.
Резвы ноги подкосились.
Цыплят по осени считают.
Упражнение. Вспомните известные вам фразеологические обороты и пословицы в модальности растворения.
Упражнение. Определите стилистические диалектические модальности следующих трансляций.
1. - (томно-устало, опустив руки и лицо вниз) Епифанчик! Иди к своей хозяйке!
2. - (радостно) Ну, мерзавец! Удавлю!
3. - (высокомерно) Бог нам всем судья, и спорить с этим не приходится, даже если вы на этот счет иного мнения.
4. - (энергично) Черт!
5. - (делая рукой вращательное движение) Это надо еще проработать до конца.
6. - (затихающим, убаюкивающим голосом) Я расскажу вам сегодня, дети мои, сказку про могущественного джинна Бен-Дина и прекрасную принцессу Тиниту...
7. - (поднимая руки вверх, торжественно) О боги, боги! Вы только послушайте его безумные речи!
8. - (снисходительно) Ну, если вы на этом настаиваете... может быть... когда нибудь... я думаю, не исключено... что... (жест рукой куда-то вниз)
9. - (спокойно) А если, Зиновий, я через девять месяцев рожу двойню, вы не откажете мне в своем покровительстве?
10. - (ровно) Если вы, Ефросинья, так считаете, то это осложнит наши отношения, а если вы измените свои взгляды, то, возможно, они не придут к концу так скоро, как это сейчас можно предположить.
Упражнение. Определите стилистические диалектические модальности ответных трансляций в следующих диалогах.
1. - Епифан, ты когда-нибудь успокоишься?
- (с гневным шипением, энергично) Не дождешшшься!
2. - Шустрик, пошли на улицу котов гонять?
- (уныло) Все только обещаешь, Евсик!
3. - Ерофей, почему ты опоздал на целых 15 минут?!
- (делает несчастные глаза, вешает голову)
4. - Привет, Сусанна!
- Ах! (бросается на шею протагонисту)
5. - А может быть, Вольдемар, зайдем сегодня к моим родителям?
- (бледнеет и теряет сознание, падает на диван, а затем - на пол, где лежит почти бездыханный)
6. - Сусанна, пошли в воскресенье зоопарк, на крокодилов посмотрим, а?
- (марширует на месте) Идем. Обязательно идем. Дома приберем, обед приготовим - и идем. Прямо в зоопарк, навстречу крокодилам.
7. - Андрон, ты уроки сделал?
- (деловито) По физике - да, по геометрии - да, по биологии червя не запомнил совсем.
8. - Виолетта, вы давно приобрели этот замечательный кактус?
- (показывает рукой горизонтально в направлении растения) Приобрела недавно, но он успел стать моим настоящим другом, который поддержит меня в любых жизненных испытаниях и завтра, и послезавтра. (подходит и встает рядом с кактусом, как будто собирается с ним фотографироваться)
9. - Агния, ты когда сегодня вернешься домой?
- (как ни в чем не бывало) Сегодня - не вернусь.
10. - Христофор, как ты себя чувствуешь?
- (резко-возмущенно) Погано!
Упражнение. Модифицируйте стилистически следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору, превратив их (если возможно): а) в творительные, б) в осуществительные и в) в растворительные, меняя (в случае необходимости) лишь порядок слов, но пользуясь логическими ударениями, паузами, мимикой и жестами.
1. - Неужели?
2. - Шустрик, пора домой.
3. - Виолетта, где вы купили этот кактус?
4. - Виктор, неужели вам не скучно всегда одному?
5. - А теперь, Христофор, поешь, что Бог тебе послал!
6. - Ерофей, у меня есть для тебя сюрприз.
7. - Сусанна, милая, обними меня!
8. - Вольдемар, ты сегодня позже обычного. Почему?
9. - Анастасия! Тебе звонила твоя соскучившаяся по дочке мама.
10. - Андрон! Тебя учат в школе географии или приличным манерам?
Пример.
1а) - (радостно, громко, энергично, с большими глазами) Неужели?!
1б) - (спокойно, пристально глядя в глаза партнеру, ожидая ответа) Неужели?
1в) - (уныло, не веря никому, тихим голосом, с опущенной головой) Неужели?
Упражнение. Ответьте на следующие вопросы и на пять вопрос по своему выбору так, чтобы стилистическая модальность ответа была:
а) творительной,
б) осуществительной,
в) растворительной.
1. - Евсик, ты очень занят сегодня?
2. - Шустрик, мне нужно с тобой посоветоваться, а?
3. - Когда ты наконец соизволишь навестить моих родителей, Вольдемар?
4. - Анастасия, как ты относишься к украинской кухне?
5. - Виктор, не пора ли тебе сменить свой диван на новый?
6. - Ерофей, ты очень соскучился по мне?
7. - Сусанна, тебе говорили раньше, что у тебя божественная шея?
8. - Планирует ли фабрика "Карапуз" в ближайшее время выпуск столовой посуды для куклы "Фекла" и автомобиля для куклы "Петюня"?
9. - Андрон, а может, тебе вместо уроков на улицу выйти?
10. - Виолетта, кактусы время от времени нуждаются в покое, неужели это тебе неизвестно?
Пример.
1а) - (внезапно и энергично) Страсть!
1б) - (рассудительно) Занят как всегда, так что гулять пойдем не раньше обеда, Шустрик.
1в) - (философски, глядя себе под ноги) Интересно, что ты имеешь в виду?
Упражнение. Придумайте небольшие (около 10 реплик для каждого персонажа) диалоги по следующим темам. Действующие лица должны придерживаться следующих модальностей:
а) протагонист - осущ, партнер - твор;
б) протагонист - раст, партнер - осущ.
После этого выполните то же задание для пяти тем по своему выбору.
1. Мальчик Евстафий выясняет у своего пса Шустрика, почему тот так не любит кошек.
2. Вольдемар выясняет у своей молодой жены Анастасии, нравится ли ей каждое воскресенье ходить с ним в зоопарк.
3. Старый холостяк Виктор обсуждает со свои диваном тему предстоящего ремонта квартиры.
4. Легкомысленная девушка Сусанна решает со своим кавалером Ерофеем, куда пойти вечером.
5. Старшеклассник Андрон просит у своей мамы разрешения ходить в кружок юных программистов. Мама, однако, полна сомнений.
Упражнение. Придумайте небольшие (около 10 реплик для каждого персонажа) диалоги по следующим темам. Действующие лица должны придерживаться следующих модальностей:
а) протагонист - раст, партнер - твор;
б) протагонист - осущ, партнер - осущ.
После этого выполните то же задание для пяти тем по своему выбору.
1. Болонка Дуня обсуждает со складским псом Елизарычем достоинства и недостатки жизни дома.
2. Петух Мефистофель, сидя на заборе, доказывает сидящему на цепи псу Кубику, что летать важнее, чем бегать. Кубик не согласен.
3. Волк Георгий предлагает зайцу Захару дружбу. Заяц, однако, сомневается в искренности хищника.
4. Кот Епифан обвиняет свою хозяйку Глафиру в невнимании к своим нуждам. Та оправдывается и переходит в контрнаступление.
5. Первобытный воин Зуб Мамонта собирается на охоту. Его молодая жена Цветок Зари (протагонист) дает ему задания - не всегда разумные и осуществимые с точки зрения Зуба.
Упражнение. Подумайте о фоновых творительных, осуществительных и растворительных маркерах - существуют ли они?
СЛОЖНЫЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ МОДАЛЬНОСТИ
Во многих трансляциях ощущается влияние не одного, а двух архетипов диалектической семьи. В этом случае человек подсознательно выделяет один из этих архетипов как основной, а второй - как дополнительный, или уточняющий, и модальность трансляции становится сложной, то есть у основной модальности появляется субмодальность. Например, в трансляции
- У меня есть для тебя новость: экзамены кончились! твор(раст) -
основной модальностью является творительная, а субмодальностью - растворительная, так что сложная модальность этой трансляции - творительно-растворительная. В сложной модальности очень важно не спутать модальность и субмодальность, что, однако, нередко случается, если обращать внимание на маркеры, но не замечать сути трансляции.
Если у сложной модальности поменять местами основную и дополнительную модальности, то в результате получится транспонированная сложная модальность; например, модальностью, транспонированной к модальности твор(раст) является модальность раст(твор). (Можно также сказать, что эти модальности взаимно транспонированы.)
Для модальности творения характерно возникновение чего-то неожиданного, качественно нового, не укладывающегося в рамки существующей ситуации. Однако эта модальность допускает различные варианты субмодальностей, которые принципиально друг от друга отличаются.
Модальность твор(твор). Творительно-творительная модальность характерна для ситуации "чудо внутри чуда" или "неожиданность внутри неожиданности".
- Ни за что не угадаешь, где я вчера был - В ЗООПАРКЕ, а там слонов выпустили! твор(твор)
- Кого я вижу! Друг Филимон!! Неужели в институт поступил?! твор(твор)
- А у меня новость: сын родился!!! твор(твор)
Фразеологизмы и пословицы в модальности твор(твор):
Войти в моду
Начало начал
Горячие новости
Новая метла по-новому метет.
И слова не скажи, только грош покажи.
Хоть на час, да вскачь.
Молодой квас - и тот играет.
Так женился, что и сам на себя подивился.
Упражнение. Найдите или вспомните фразеологизмы и пословицы в модальности твор(твор).
Упражнение. Придумайте ситуации, где естественно возникает модальность твор(твор).
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по вашему выбору так, чтобы они приобрели модальность твор(твор).
1. - Печально, Антип.
2. - А мы с Остромиром решили с курением завязать.
3. - Все бы ничего, только нагрузка великовата.
4. - Этого я вам не разрешаю, Аполлинарий!
5. - Горячие новости! Пожар на винном заводе!
Упражнение. Ответьте на следующие вопросы и на пять вопросов по своему выбору, используя модальность твор(твор).
1. - Зачем тебе петух, Добрыня?
2. - Папа, а почему у черепахи короткие лапы?
3. - Хочешь есть, малыш?
4. - В чем смысл твоей жизни, Меланья?
5. - Не пора ли улыбнуться, Кириак?
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения в модальности твор(твор).
1. Знакомство с новой куклой.
2. Попытка дисциплинировать щенка.
3. Приглашение официальное непосредственного начальника на семейный банкет.
4. Призыв неофициальный к подчиненному коллективу не опаздывать на работу.
5. Критика попрошайничающего ребенка.
Модальность твор(осущ). Творительно-осуществительная модальность возникает в ситуации, несущей для человека много нового, когда в этой новизне угадывается некоторая устойчивость, закономерность - человек не представляет себе конкретно, что будет дальше, но может предугадать, в каком роде или стиле будут идти события; но все же он не контролирует их поток. Таково, например, положение зрителя в цирке, пришедшего на представление и смотрящего номера один за другим, или фотографа-любителя, выходящего с аппаратом на столь любимую им природу. Другой пример - только что вспыхнувшая кинозвездочка дает интервью журналисту: его вопросы для нее внове, но она читала аналогичные интервью и в общем, очень приблизительно представляет, о чем ее могут спросить - но тем не менее каждый следующий вопрос застает ее врасплох.
- А кого я вчера на нашей тусовке видел! После пяти лет разлуки - Никанор собственной персоной! С новой женой, между прочим! И с ее сестрой - хорошенькая такая куколка с пухлыми щечками. Так Павлик, не будь дурак, сразу к ней подклеиваться начал: не желаете ли, мол, барышня, по руке вам погадаю? твор(осущ)
В творительно-осуществительной модальности (по идее) идут для аудитории программы теле- и радионовостей, в ней же строится хороший юмористический рассказ или динамичная кинокомедия, в которой непредсказуемым для зрителя образом чередуются, переплетаясь, два или три отдельных сюжета.
Еще один вариант модальности твор(осущ) - введение нового правила или закона, которому далее нужно будет подчиняться, например:
- Запомни, Шустрик, с сегодняшнего дня я запрещаю тебе прыгать на девочек со спины! твор(осущ)
- Вы слышали новость: Рабинович здоров как ни в чем не бывало! твор(осущ)
В модальности твор-осущ обычно воспринимается внезапное, но ожидаемое событие, например, сюрприз, которого ждали:
- (при случайной встрече на улице): Мартьян! Тебя-то я и разыскиваю! твор(осущ)
Фразеологизмы и пословицы в модальности твор(осущ)
Взять в свои руки
Плеснуть масло в огонь
Пустить в оборот
Взять в оборот
Расправить крылья
Брать быка за рога
Учись, доколе хрящи не срослись.
Счастье придет - и на печи найдет.
Упражнение. Найдите или вспомните фразеологизмы и пословицы в модальности твор(осущ).
Упражнение. Придумайте ситуации, где естественно возникает модальность твор(осущ).
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по вашему выбору так, чтобы они приобрели модальность твор(осущ).
1. - Очень приятно вас наконец встретить, Исидор Митрофанович!
2. - Каюсь, каюсь.
3. - Не надо лишних слов, Лукерья Дементьевна.
4. - Я пленен вашим чарами, Мелитриса!
5. - Шустрик, ко мне!
Упражнение. Ответьте на следующие вопросы и на пять вопросов по своему выбору, используя модальность твор(осущ).
1. - Где пропадал, Викентий?
2. - Ну и что из этого следует?
3. - А каким родился ваш ребенок, Милица?
4. - Каковы ваши шансы на выдвижение в депутаты, Иринарх?
5. - Летим, Оксана?
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения в модальности твор(осущ).
1. Предложение к старшему брату поиграть.
2. Осмысление недавнего проигрыша в карты.
3. Комментарий по поводу инфляции.
4. Предложение новому знакомому пойти на бега.
5. Призыв к подчиненным работать добросовестно.
Модальность твор(раст). Творительно-растворительная модальность характерна для ситуаций, когда происходит что-то новое, заключающееся в окончании некоторого сюжета, разрушении, гибели и т. п. Типичный пример - сообщения в программах новостей о смертях, взрывах, катастрофах и т. п.
- У меня новость для тебя, дорогой: я ухожу из твоей жизни навсегда! твор(раст)
- Вы слышали новость: Рабинович умер! твор(раст)
- Как, опять?! твор(осущ)
В модальности твор(раст) идет критика или коррекция (обычно поверхностная и несерьезная) творящегося объекта или начинающегося процесса - критика, которая очевидно не может принести ему существенного вреда (пользы, как правило, тоже):
- (с притворным негодованием, обращаясь к дочери) Невесты так не улыбаются! твор(раст)
- (обращаясь к ребенку, игриво) Нехорошо кривляться, Виля! твор(раст)
Непродуманный, поверхностный отказ, когда видно, что человек легко может сменить свое решение на противоположное, также часто идет в модальности твор(раст):
- (капризно) А вот не пойду я сегодня с тобой в зоопарк - моя левая нога хочет в другую сторону! твор(раст)
Фразеологизмы и пословицы в модальности твор(раст)
Бить тревогу
Первый блин комом
Взлететь на воздух
Искры из глаз
Наконец-то!
Встать с левой ноги
Поднять меч
Поднять на ноги
Бог попущает - и свинья гуся съедает.
В красный день как обгорелый пень.
Как на лес взглянет - так и лес вянет.
Оттого телега запела, что давно дегтю не ела.
Ты впрягать - а она лягать.
Женишься раз, а плачешься век.
Голым родился, гол и умру.
Упражнение. Найдите или вспомните фразеологизмы и пословицы в модальности твор(раст).
Упражнение. Придумайте ситуации, где естественно возникает модальность твор(раст).
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по вашему выбору так, чтобы они приобрели модальность твор(раст).
1. - (скептически) Гм!
2. - Нинель Дормидонтовна работает.
3. - Обычное дело, Пелагея Евграфовна.
4. - Ухожу со сцены, брат, - медленно, но верно.
5. - А Досифей-то наш - приехал!
Упражнение. Ответьте на следующие вопросы и на пять вопросов по своему выбору, используя модальность твор(раст).
1. - Ты что же, Гордей, получается - предатель?
2. - Зачем мне вилка, если ложкой есть гораздо удобнее, мама?
3. - Ираида, на свидание в таком наряде - ты повредилась, да?
4. - А тебе, Марианна, не хочется пива?
5. - Не смеши меня, пожалуйста, хорошо?

Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения в модальности твор(раст).
1. Предложение неофициальное приватное возлюбленному.
2. Отказ от выгодного, но несвоевременного предложения делового партнера.
3. Согласие на официальное деловое предложение высокого начальника.
4. Критика публичная резкая знаменитости.
5. Сомнение в приемлемости поведения любимого мужчины.
Для модальности осуществления характерна позиция, которая описывается словами "как ни в чем не бывало", то есть человек в общем и целом находится в известной ему рутинной обстановке, принимает участие в установившемся ритме. Для модальности осуществления характерны устойчивые законы и правила, которым подчиняется ситуация, объект или процесс. (Характерно "осуществительным" является состояние ожидания.)
Модальность осущ(твор). Осуществительно-творительная модальность соответствует новостям, нововведениям, сюрпризам, находящимся в предусмотренных для них рамках в пределах устойчивой (возможно, циклически повторяющейся) ситуации. Типичный пример - ритуальное приветствие людей, видящихся ежедневно, например, домочадцев или сотрудников одной фирмы:
- Доброе утро, Филимон Матвеевич! осущ(твор)
Однако правила хорошего тона требуют, чтобы приветствие человека, с которым вы не виделись длительный срок, производилось в модальности твор или твор(осущ), что достигается когнитивными или стилистическими приемами (маркерами), например:
- (с радостным удивлением) Какая встреча! Доброе утро, Филимон Матвеевич! твор(осущ)
Для осуществительно-творительной модальности характерен именно элемент сюрприза, намек на него - но в целом действие (реплика) должны находиться в заранее оговоренных рамках, которые, в свою очередь, должны предусматривать место для импровизации участников. Так учитель в классе, задавая детям вопросы, стимулирующие их воображение, имеет в виду, что они будут держаться в пределах обозначенной им темы, а когда они выходят из нее, то модальность ответа оказывается твор(осущ) вместо предполагаемой педагогом осущ(твор):
Учительница: - Дети, какая форма Земли? На что она похожа?
Машенька: - Она круглая, похожа на арбуз. осущ(твор)
Вовочка: Земля имеет форму геоида, а похожа на живот моего папаши после ужина. твор(осущ)

- Пантелеймон, ты почему сегодня опоздал к ужину?
- Потому, что мой босс всегда не вовремя вдохновляется своими идеями. осущ(твор)

<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>