<< Пред. стр.

стр. 14
(общее количество: 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

3. Искреннее радостное неуместное публичное приветствие своего любимого.
4. Лживая уместная приватная благодарность врага.
5. Правомерное несущественное обвинение старого знакомого.
Пример.
1. - (пылко) Вы, Феврония Аникеевна, сегодня просто неотразимы, и не в силах человеческих одолеть соблазн вашего существования на Земле! (твор-фон)
а) - (энергично) Свежо, да не по чину говоришь, мерзавец! (твор-фон)
б) - (спокойно) За пазуху-то лишнего на заглядывай, молодой человек - убью не ровен час! (раст-ког)
Творительно-когнитивная модальность используется, например, когда человек прямо говорит нечто новое, оригинальное, неожиданное:
- Евсик, ты сейчас со мной несправедлив!
- Но, с другой стороны, Шустрик, такой нелепой собаки, как ты, нигде не встретишь, даже в обезьяннике, так что не гавкай! (твор-ког)

- Мань, а я на лебедя хоть немножко похож?
- Гусь ты, Ванечка, потрошеный! (твор-ког)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где естественно возникают трансляции в творительно-когнитивной модальности.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять обращений по вашему выбору в творительно-когнитивную модальность.
1. - Даже вулканы со временем остывают - а что уж про людей-то говорить!
2. - Трудно жить с тобой изо дня в день, Евсей!
3. - Иди сюда, мой милый Мартьян!
4. - На берегу Эвксинского Понта стояла генуэзская крепость, Парамон.
5. - Не смешно, совсем не смешно, Соломон!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в творительно-когнитивной модальности.
1. - Прошу к столу, уважаемый Зиновий Каллистратович!
2. - Обижаешь, дорогая Улитушка!
3. - Чем живешь-дышишь, Сакердон Никанорович?
4. - Смешно сказать, на селедку ты стал похож, Никодим!
5. - Ну, можно и не сразу, Мелания, но уж будь все же добра согласиться!
Упражнение. Сформулируйте в творительно-когнитивной модальности обращения в следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на эти обращения: а) синтонно и б) антитонно (сразу по обеим модальностям).
1. Искреннее неуместное преувеличенное публичное обвинение близкого родственника.
2. Лживое уместное приватное обвинение в измене супруга.
3. Просьба прямая наедине срочная к собаке.
4. Извинение малое несерьезное публичное перед братом.
5. Поздравление публичное юного возлюбленного с днем рождения.
Творительно-стилистическая модальность - самая плотная из диалектически-семантических. Она часто возникает в трансляциях, когда эффект новизны или неожиданности дается яркими стилистическими средствами:
- Как ты себя чувствуешь, дорогой?
- Ни за что не угадаешь - отлично! (радостно ухмыляется, поднимает большие пальцы на обеих руках и высоко подпрыгивает в воздух) (твор-стил)

- Вовочка, где находится Африка?
- (гримасничает, приплясывает на полусогнутых, крутит задом, отклячивая его в сторону учительницы) Это - моя родина! (твор-стил)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где естественно возникают трансляции в творительно-стилистической модальности.
Упражнение. Переведите следующие фразы и пять фраз по вашему выбору в творительно-стилистическую модальность.
1. - Вовочка, выйди из класса!
2. - Америке пора бы умерить свои аппетиты по части вооружений, я так считаю.
3. - Да с тобой - хоть куда, Дормидонт!
4. - Вы меня смущаете, господин барон!
5. - Я - интеллигентный человек, Доротея!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в творительно-стилистической модальности.
1. - Ну, не пыли, не свисти, словом, угомонись, Владлена!
2. - Носочки, юбочка, платочек - ничего не забудь, доченька!
3. - Свежеет, однако - пора и к чаю, а, хозяйка?
4. - Отчего же такое неуважение, Агафья?
5. - Ну, в таком случае я отправляюсь спать.
Упражнение. Сформулируйте в творительно-стилистической модальности обращения к партнеру в следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на эти обращения а) синтонно и б) антитонно (сразу по обеим модальностям).
1. Приветствие на вечеринке красивой подружки.
2. Прощание с надоевшей гостьей.
3. Обвинение малое несправедливое публичное близкого родственника.
4. Приглашение приватное скорое конкретное нового знакомого в гости.
5. Претензия к старому знакомому публичная малая необдуманная.
Осуществительно-фоновая модальность используется, например, в трансляциях, смысл которых заключается в поддержке имеющегося положения вещей, но трансляция должна быть косвенной по своему смыслу, например:
- Очень хорошо, Феофилакт, что вы ставите вопрос именно так. (осущ-фон)
- Ну, поскольку Земля продолжает вращаться вокруг своей оси, и нам имеет смысл о чем-то договориться. (осущ-фон)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где естественно возникают трансляции в осуществительно-фоновой модальности.
Упражнение. Переведите следующие фразы и пять обращений по вашему выбору в осуществительно-фоновую модальность.
1. - Препятствий к нашему обоюдному счастью, Харитина, я не вижу!
2. - Трудно даже предположить, Флегонт!
3. - Ну, доигрались, допрыгались!
4. - (вздыхая) Эх!
5. - О будущем - ни слова, Савелий!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в осуществительно-фоновой модальности.
1. - Ну пожалуйста, я больше не буду! Никогда!
2. - По какому поводу такие горькие слезы, Устиньюшка?
3. - Я тебя не продал, Тимур!
4. - Спасибо, друг Парфен! Выручил!
5. - Илларион, это не тема для обсуждения на обществе.
Упражнение. Сформулируйте в осуществительно-фоновой модальности обращения к партнеру в следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на эти обращения а) синтонно и б) антитонно (сразу по обеим модальностям).
1. Поддержка косвенная принципиальная приватная непосредственного начальника.
2. Обещание серьезное абстрактное продуманное кукле.
3. Комплимент завуалированный легкий публичный светский замужней даме.
4. Просьба еле уловимая публичная терпящая существенная к ученику.
5. Легкий приватный намек на угрозу большую деловую на отдаленное будущее.
Осуществительно-когнитивная модальность характерна для реплик по существу, относящихся к развитию процесса или к устойчивой жизни объекта, например:
- Анастасия, мы сегодня идем в зоопарк?
- Вольдемар, я сегодня в зоопарк не очень стремлюсь. (осущ-ког)

- Андрон, ты сегодня гулял по парку?
- Нет, прямо из школы - сразу домой. (осущ-ког)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где естественно возникают трансляции в осуществительно-когнитивной модальности.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять фраз по вашему выбору в осуществительно-когнитивную модальность.
1. - Ммм-да... Интересно...
2. - Брысь! ВОН ОТСЮДА, ничтожество!
3. - Кем бы вам, Домна, ни представился этот господин, я предполагаю, имеет большой смысл уточнить наличие у него документов.
4. - Прэлэстно! Оч'аговательно!
5. - Курам на смех, да и только!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в осуществительно-когнитивной модальности.
1. - А есть ли у вас, мил человек, виды на отдаленное будущее?
2. - Спросите Поликарпа, почем ему фунт лиха доставался, он вам расскажет.
3. - Андрон! В магазин за сыром колоннами по одному шагом МАРШ!
4. - Терентий, вам не бывает стыдно за свою родину?
5. - По случаю выходного дня и прекрасной погоды разрешите, барышня, представиться: Ювеналий Спиридонович!
Упражнение. Сформулируйте в осуществительно-когнитивной модальности обращения к партнеру в следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на эти обращения а) синтонно и б) антитонно (сразу по обеим модальностям).
1. Предложение официальное серьезное приватное на близкое будущее недавнему знакомому.
2. Возложение ответственности немалой на возлюбленного за ситуацию.
3. Комплимент подготовленный серьезный публичный интересному стареющему господину.
4. Поручение трудноисполнимое приватное деликатное близкому родственнику.
5. Поддержка последовательная моральная целенаправленная домашнему животному.
Осуществительно-стилистическая модальность свойственна, например, стилистически ярким трансляциям, относящимся к устойчиво функционирующим объектам:
- Собаку надо подманивать так, смотри! (садится на корточки и, пристально глядя псу в глаза, заклинает) Куть-куть-куть-куть! (осущ-стил)
- (бодро, размахивая руками в такт) Ать-два! Ать-два! Идем-идем-не-устаем!
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где естественно возникают трансляции в осуществительно-стилистической модальности.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять фраз по своему выбору в осуществительно-стилистическую модальность.
1. - Зосима, слушай меня внимательно!
2. - Смеркается уже...
3. - Нет, Спиридон, я вами недоволен.
4. - Увы, Феврония Христофоровна, увы!
5. - А почему бы и нет, а, Капитолина Савватьевна?
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в осуществительно-стилистической модальности.
1. - Пошли, Таисия Родионовна?
2. - А что, Никандр, придет ведь наше время когда-нибудь?
3. - Климентий, эти кроссовки нам будут в самый раз!
4. - Эх, брат Рафаил, поздно, поздно...
5. - Ну, я даже и не знаю, что вам ответить, Онуфрий Леопольдович!
Упражнение. Сформулируйте в осуществительно-стилистической модальности обращения к партнеру в следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на эти обращения а) синтонно и б) антитонно (сразу по обеим модальностям).
1. Просьба прямая наедине необычная срочная небольшая к непосредственному начальнику.
2. Извинение значительное серьезное формальное публичное перед деловым партнером.
3. Объявление форс-мажора деловому партнеру.
4. Сочувствие по случаю небольшой восполнимой утраты домашнему животному.
5. Представление новой подружки друзьям на неформальной тусовке.
Растворительно-фоновая модальность описывает распадающийся объект или прекращение какого-либо процесса, или дает взгляд на объект (процесс) подчеркнуто со стороны, но при этом трансляция должна иметь четко выраженный фоновый характер, то есть содержащаяся в ней информация должна быть косвенной, или подготовительной для будущего сообщения, например:
- Эта трагическая история произошла давно. (раст-фон)
- (многозначительно) Твое поведение и мораль заслуживают особого разговора. (раст-фон)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где естественно возникают трансляции в растворительно-фоновой модальности.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять фраз по вашему выбору в растворительно-фоновую модальность.
1. - Трам тарарам, Георгий Аполлонович!
2. - Мне очень нравится дружить с тобой, Серафима!
3. - Ох!
4. - Лялечка! Наконец-то!
5. - Наш завод ежедневно выпускает сто тонн проката.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в растворительно-фоновой модальности.
1. - Дороговато будет, товарищ продавец!
2. - Поздравляю с праздником весны и любви, Олимпиада Мардарьевна!
3. - Стыдись, Евфимия!
4. - Ну почему так получилось, Виля, почему?
5. - Извини, Ия, я не виноват, то есть почти не виноват - так получилось...
Упражнение. Сформулируйте в растворительно-фоновой модальности обращения к партнеру в следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на эти обращения: а) синтонно и б) антитонно (сразу по обеим модальностям).
1. Косвенное неофициальное извинение перед ребенком.
2. Смиренное покаяние перед стареющим родителем за совершенный в молодости грех.
3. Неофициальное прощание на улице с юной возлюбленной.
4. Объявление о прекращении производственного сюжета подчиненному.
5. Косвенная просьба о помощи приватная, обращенная к богатому старому другу.
Растворительно-когнитивная модальность характерна, например, для трансляций, прямо свидетельствующих об окончании процесса или о распаде объекта, или взгляде на него со строны:
- Нет, долго он еще не протянет. (раст-ког)
- Когда вы умрете, больной, то от вас останется соответствующая запись в истории болезни, а что с душой сделается, так это науке неизвестно. (раст-ког)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где естественно возникают трансляции в растворительно-когнитивной модальности.
Упражнение. Переведите следующие фразы и пять фраз по своему выбору в растворительно-когнитивную модальность.
1. - Сижу, рисую, жду обеда.
2. - Горячая новость: доллар растет!
3. - В джунглях Амазонки водятся гигантские удавы - представляешь, Никифор!
4. - Свежесть мысли настигает меня обычно по утрам.
5. - Укрыть тебя, Меланья, пуховым одеялом?
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в растворительно-когнитивной модальности.
1. - Мавра, твоя очередь готовить омлет.
2. - Нога, поднятая ниже талии, оскорбляет зрителя, Муза!
3. - Спеши, Нинелька, спеши, а то всех женихов разберут!
4. - Лада, прошу тебя, останься сегодня дома, порадуй папочку!
5. - Ну куда же я без тебя, Розалия!
Упражнение. Сформулируйте в растворительно-когнитивной модальности обращения к партнеру в следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на эти обращения а) синтонно и б) антитонно (сразу по обеим модальностям).
1. Извинение искреннее немалое по существу перед знаменитостью.
2. Обещание исправиться перед разгневанным родителем.
3. Угроза прямая существенная деловая школьному приятелю.
4. Критическая оценка достижений мужа за последние годы.
5. Обвинение значительное необдуманное старшему брату.
Растворительно-стилистическая модальность типична для трансляций, основное содержание которых - факт окончания или распада, или отстраненном взгляде на объект, что выражается подчеркнуто стилистическими средствами.
- Ну не съем я больше, НЕ ЛЕЗЕТ! (раскрыв рот, выразительно проводит рукой по шее) (раст-стил)
- Уходи из моей жизни навсегда! (громко) К ЧЕРТОВОЙ МАТЕРИ! (раст-стил)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где естественно возникают трансляции в растворительно-стилистической модальности.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять фраз по своему выбору в растворительно-стилистическую модальность.
1. - Смотри, Полина, я пришел!
2. - Акинфий, ты рад, что на мне женился?
3. - Служу, работаю по мере сил.
4. - Пошли, Матрена, купаться в озере!
5. - Не надо смеяться над пожилым уважаемым человеком, Лилия!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в растворительно-стилистической модальности.
1. - Феофилакт, борщ подавать?
2. - Зачем тебе деньги, Зинаида?
3. - А Нелька уже, между прочим, два раза замужем побывала - что я, хуже нее?
4. - Каролина, имей совесть, почисти сапоги!
5. - Силантий, съездим в Крым на пару недель, а?
Упражнение. Сформулируйте в растворительно-стилистической модальности обращения к партнеру в следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на эти обращения а) синтонно и б) антитонно (сразу по обеим модальностям).
1. Приглашение неофициальное приватное в гости старого друга.
2. Обида немалая непростительная на мужа в возрасте.
3. Призыв к совести ребенка, нарушающего установленные правила безопасности.
4. Угроза мести молодой жене в случае ее неповиновения воле мужа.
5. Возложение ответственности за неприятность на близкого родственника.
Упражнение. Определите диалектически-семантические модальности трансляций в следующих диалогах.
1. - Вольдемар, в который раз тебя прошу - не ходи по дому в носках!
- Анастасия, давай жить дружно!
2. - (внезапно, умоляющим тоном) Евсик, можно я сожру вон ту рыжую нахалку?
- Приличные собаки не должны дискриминировать кошек по цвету, Шустрик.
3. - Как хорошо, что ты оказалась дома, Анастасия!
- А куда ж я денусь, дорогой!
4. - (деловито) Ерофей, мне кажется, в твоем костюме не хватает галстука.
- (хватается за голову) Ужас! И брюк тоже!
5. Виктор. (глядя в зеркало, определенно) Трехдневная щетина меня красит уже не так, как когда-то.
Зеркало. (задумчиво) Полжизни-то прожито.
6. - Сакердон Никанорович, мэр города приехал, с супругой!
- Высокое начальство мы всегда обслуживаем по высшему классу, но без лишних эффектов.
7. - (телефонный звонок) (радостно) Это фирма "Киса-мурыса"?
- Консультант Трофим вас слушает.
8. - (деловито) Феофан, вам известно, сколько тигров в нашем зоопарке?
- Ой!
9. - (серьезно, многозначительно) Агния, неужели в твоем возрасте наука может быть объектом серьезного интереса?
- (удивленно, наивно) А что же еще может меня интересовать?
10. - (грустно, безнадежно) Кажется, я так никогда и не узнаю, где же моя любимая черепаха.
- (вылезая из под шкафа, серьезно) Путешествует.
Упражнение. Сформулируйте следующие обращения в каждой из диалектически-семантических модальностей и ответьте на них:
а) синтонно по обеим модальностям, и
б) антитонно по обеим модальностям.
1. - Дорогой Зуб Мамонта, принеси, пожалуйста, мне дров для костра.
2. - Любимая, перевяжи мне рану на ноге.
3. - Неужели ты думаешь, что колючки могут обезобразить кактус?
4. - Как хорошо, Андрон, что ты наконец дома!
5. - Мама, можно я еще полчасика посижу за уроками, ладно?
6. - Вольдемар, ты поцелуешь меня когда-нибудь?
7. - Анастасия, что ты такое в этом зеркале увидела, а?
8. - Неужели это правда, Циля, что от костра твоей любви остался только пепел?
9. - Папа, а скоро тебя за бороду можно будет таскать?
10. - Ты когда-нибудь толком ответишь, нужна я тебе или нет?
Пример.
1. - Дорогой, мне нужно срочно тебя о чем-то попросить! (твор-фон)
а) - (радостно) Как хорошо! (твор-фон)
б) - Подожди, я сейчас занят: ковыряю в зубах. (осущ-ког)
- Зуб, как ты вовремя - мне вдруг понадобились дрова! (твор-ког)
а) - Представляешь - я как раз сегодня срубил сухую ель! (твор-ког)
б) - (грустно) Иногда мне кажется - мы не прокормим наш костер, и он съест нас самих... (раст-фон)
- (бросаясь на шею) (энергично) Зубик! Милый! Дрова - скорее! (твор-стил)
- Как всегда в это время, мне требуется твоя помощь. (осущ-фон)
- Дорогой Зуб, принеси, пожалуйста, дров - костер в них нуждается. (осущ-ког)
- Дорогой, милый Зубик! (улыбается ослепительно). Наш домашний очаг гаснет (выразительно опускает руки вниз) и нуждается в дровах (жестами показывает рубку топором), чтобы приготовить нам обед! (пантомима поедания супа ложкой) (осущ-стил)
- Все в мире со временем приходит в упадок, и наш костер не исключение, Зуб Мамонта! (раст-фон)
- Наш костер гаснет, дорогой мой муж, и если ты не примешь мер, мы останемся без еды, тепла и света. (раст-ког)
- (отчаянно) О, наш костер! (с искаженным страданием лицом) Он... гибнет!! Зуб Мамонта, ты - моя последняя надежда! Сделай хоть что-нибудь! (заламывает руки и смотрит с безнадежным выражением лица) (раст-стил)
Упражнение. Ответьте на следующие вопросы (обращения) в каждой из диалектически-семантических модальностей.
1. Является ли свобода добродетелью?
2. - Девушка, можно с вами познакомиться?
3. - Ты когда-нибудь отойдешь от телевизора?
4. - Зачем тебе понадобилась игуана?
5. - Неужели я тебе совсем не нравлюсь?
6. - Давай искупаемся прямо сейчас!
7. - Ты мог бы одолжить мне на неделю некоторую сумму?
8. - А слабо тебе переплыть Днепр?
9. - Как, у тебя все еще нет Интернета?
10. - Неужели у тебя окончательно пропала совесть?
Упражнение. Придумайте по два диалога для каждой из следующих сценок, а также пяти сценок по своему выбору. Действующие лица должны придерживаться следующих модальностей:
а) протагонист - осущ-ког, партнер - твор-стил;
б) протагонист - раст-фон, партнер - осущ-ког.
1. Пес Шустрик (протагонист) уговаривает своего хозяина Евсика купить новый ошейник.
2. Дама Виолетта советуется со своим кактусом , как ей одеться на торжественный ужин, посвященный его пятилетию.
3. Воин Зуб Мамонта согласует со своей молодой женой Цветком Зари планы на день.
4. Холостяк Виктор, придя вечером усталым с работы, усаживается на свой диван и жалуется ему на тяжелую жизнь. Диван отчасти сочувствует, дает советы, критикует.
5. Консультант Трофим фирмы "Киса-мурыса" пытается помочь по телефону попугаю Клавдию (протагонист), регулярно обижаемому хозяйкой.
Упражнение. Придумайте по два диалога для каждой из следующих сценок, а также пяти сценок по своему выбору. Действующие лица должны придерживаться следующих модальностей:
а) протагонист - твор-стил, партнер - раст-ког;
б) протагонист - осущ-фон, партнер - твор-стил.
1. Дама Виолетта поливает свой кактус и попутно объясняет ему, в каком направлении он должен расти. Он, пользуясь случаем, объясняет ей, что их взгляды на жизнь сходятся не во всем.
2. Мальчик Евстафий гуляет со своим псом Шустриком по улице, призывая его время от времени к порядку. Шустрик огрызается.
3. Холостяк Виктор утром бреется перед зеркалом и предъявляет ему претензии по поводу своей внешности. Зеркало пытается объяснить Виктору, как оно обстоит на самом деле.
4. Холостяк Виктор договаривается со своим диваном, что вечером приведет свою новую знакомую. Диван выясняет, каковы цели визита, и попутно читает Виктору мораль.
5. Влюбленная в Ерофея Сусанна (протагонист) ревнует его к его прошлому. Ерофей пытается ее успокоить, но прошлое не предавать.
Диалектически-диадические модальности
Творительно-янская модальность характерна для трансляций, в которых протагонист предъявляет нечто новое в императивной манере:
- Вот тебе, Акулина, от меня... (протягивает) ПОДАРОК!
Творительная модальность в коммуникации часто не обозначается явными маркерами, а возникает как результат перемены темы, введения нового сюжета, объекта или имени. Типичная ситуация возникновения модальности твор-ян - резкий перевод разговора на тему, отличную от той, которую предлагает партнер, например:
- Как тебе, Анастасия, идея завтра пойти в зоопарк?
- Завтра, Вольдемар, мы идем к моим родителям - ясно? (твор-ян)
Вообще, модальность твор-ян довольно грубая, и после паузы в диалоге ее использовать (чаще всего) нежелательно - за исключением ситуаций, где партнер нуждается в энергичном воздействии, поскольку застрял в нехорошем состоянии, например:
- Ну все, бросай хандрить, не первая она и не последняя подружка у тебя, пошли подышим свежим социальным воздухом! (твор-ян)
В модальности твор-ян нехорошо начинать свою речь перед академическим собранием - в такой ситуации чаще всего уместнее других модальность твор-инь-фон:
- В нашей фирме сложилась традиция выслушивать все имеющиеся точки зрения по любому вопросу.
Эта трансляция сама по себе не имеет никаких творительных маркеров - но тем не менее она в данной ситуации имеет творительную модальность как первая фраза выступающего. Та же фраза в модальности твор-ян-фон прозвучала бы гораздо менее вежливо по отношению к слушателям:
- (с нажимом) А теперь выслушайте, господа, мое мнение по данному вопросу.
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где естественно возникают трансляции в творительно-янской модальности.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять фраз по вашему выбору в творительно-янскую модальность.
1. - Ой, мамочка!
2. - Неуютно тут как-то у вас...
3. - А мы себе живем и в ус не дуем.
4. - Было бы неплохо кое о чем позаботиться...
5. - Иди сюда, Феофил!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по вашему выбору в творительно-янской модальности.
1. - Раиса, в бане мне может понадобиться веник, ты об этом подумала?
2. - Скучно, мальчики!
3. - Меня интересует предыстория, Фелицата.
4. - Ну и где твоя правда, Тристан?
5. - А, где наша не пропадала!
Упражнение. Сформулируйте в творительно-янской модальности обращения к партнеру в следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на эти обращения а) синтонно и б) антитонно (сразу по обеим модальностям).
1. Приветствие на горной тропе любимого.
2. Знакомство неофициальное на пляже с пятилетним мальчиком.
3. Приглашение неофициальное близкое по времени жены в зоопарк.
4. Возложение немалой ответственности на брата.
5. Предложение неофициальное серьезное приватное знакомой на прогулку.
Творительно-иньская модальность характерна, например, для трансляций, демонстрирующих реакцию человека на неожиданное известие или событие. Она же естественно возникает при резкой смене темы или сюжета - но при условии, что в трансляции отсутствует прямой нажим на партнера, то есть от него не предполагается прямо ответной реакции. Она по виду значительно мягче модальности твор-ян, но иногда даже более действенна.
- (услышав неожиданное радостное известие) Боже, какое счастье! (твор-инь)

- Виктория, где ты сегодня была?
- (после паузы) Как, наверное, приятно, когда муж тебя уважает! (твор-инь)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где естественно возникают трансляции в творительно-иньской модальности.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять обращений по вашему выбору в творительно-иньскую модальность.
1. - Рогнеда, нам пора в театр! Поторопись, пожалуйста!
2. - Изот, ответь мне что-нибудь!
3. - Смейся-не смейся, а работать все же придется.
4. - А вот как я тебя за чуб-то оттаскаю!
5. - Ух, Шарлотта, тебе несдобровать при таком поведении!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по вашему выбору в творительно-иньской модальности.
1. - Лукерья, где твои мозги?
2. - Конкордия, пришли мне мальчика.
3. - Жанна, причем тут твоя бабушка?
4. - Остынь, милый Протас, не так все страшно, как тебе кажется.
5. - (дразнящим тоном) У-тю-тю, мой слоник!
Упражнение. Сформулируйте в творительно-иньской модальности обращения к партнеру в следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на эти обращения а) синтонно и б) антитонно (сразу по обеим модальностям).
1. Приветствие в служебном кабинете подчиненного.
2. Приглашение неофициальное отдаленное по времени новой знакомой на концерт.
3. Возложение немалой ответственности за срыв ситуации на родного дядю.
4. Комплимент поверхностный публичный стареющему супругу.
5. Обещание несерьезное спонтанное отдаленное внуку.
Осуществительно-янская модальность используется, например, для воздействия на партнера в ситуации, когда он воспринимает это воздействие как часть сложившегося порядка вещей:
- А вечером, Андрон, не забудь - как всегда - поесть. (осущ-ян)
- Кактус нуждается в регулярном уходе - вам это известно, дорогая Виолетта? (осущ-ян)
Эта модальность довольно жесткая, во всяком случае, часто воспринимается жестче, чем твор-ян, где для партнера есть надежда, что протагонист скоро забудет свои слова (последнее вообще типично для модальности творения - она не слишком последовательна).
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где естественно возникают трансляции в осуществительно-янской модальности.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять обращений по вашему выбору в осуществительно-янскую модальность.
1. - Как это приятно, когда тебя никто не трогает за душу!
2. - Ох!
3. - А по мне - хоть трын-трава здесь расти!
4. - Ай-ай-ай! А на вид - вполне приличный господин...
5. - Вот новость!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по вашему выбору в осуществительно-янской модальности.
1. - С какой целью вы, Эсфирь, ставите меня в это положение?
2. - Нет, Лаура, я с вами не соглашусь.
3. - Печально, печально, юноша.
4. - А что-нибудь такое... эдакое - слабо?!
5. - Слушайся старших, Магда!
Упражнение. Сформулируйте в осуществительно-янской модальности обращения к партнеру в следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на эти обращения а) синтонно и б) антитонно (сразу по обеим модальностям).
1. Требование насущное легкое обычное, предъявляемое к любимой.
2. Извинение значительное серьезное лживое наедине перед любимым.
3. Обвинение серьезное выношенное наедине близкому родственнику.
4. Благодарность большая публичная большому начальнику.
5. Угроза прямая немалая моральная на ближайшее будущее домашнему животному.
Осуществительно-иньская модальность используется, например, для косвенного подтверждения включения человека в наблюдающийся порядок вещей; она же применяется для выражения согласия человека с полученным указанием или распоряжением.
- Само собой. (осущ-инь)
- А я что - я как всегда: чист перед законом и людьми! (осущ-инь)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где естественно возникают трансляции в осущесвительно-иньской модальности.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять фраз по вашему выбору в осуществительно-иньскую модальность.
1. - Вон отсюда, негодник!
2. - Ефим, в другой раз!
3. - Очень жаль, что так получилось, милый Рюрик!
4. - Не знаю как вам, а мне пора на боковую.
5. - И жизнь моя покатилась под откос, вот так, Фабиан!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по вашему выбору в осуществительно-иньской модальности.
1. - Барышня, можно вас проводить?
2. - Интересно, Харлампий, кто вязал тебе эти носки?
3. - Как вам нравится наша политика в отношении Запада?
4. - Ростислав, вы действительно такой идиот, каким представляетесь неопытным барышням?
5. - Извините, вам не требуется новый пылесос?
Упражнение. Сформулируйте в осуществительно-иньской модальности обращения к партнеру в следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на эти обращения: а) синтонно и б) антитонно (сразу по обеим модальностям).
1. Просьба косвенная наедине необычная к близкому родственнику.
2. Призыв энергичный косвенный к давно утерянной совести домашнего животного.
3. Приглашение официальное близкое по времени делового партнера в ресторан.
4. Заигрывание легкое обычное опытного ловеласа с интересной замужней женщиной.
5. Обида косвенная наедине малая по делу на старого знакомого.
Растворительно-янская модальность часто возникает в трансляциях, смысл которых - прямое разрушение тезиса партнера, или объекта рассмотрения, или самого партнера:
- Твои аргументы бессмысленны, мама! (раст-ян)
- Уходи отсюда, и побыстрее! (раст-ян)
Однако следует заметить, что последняя реплика звучит в растворительной модальности, лишь если она логически мотивирована предшествующим течением диалога, а в противном случае она может (во всяком случае, для партнера) прозвучать и в творительной модальности (точнее - в модальности твор(раст)):
- Здравствуй, Фенечка, я так рад этой неожиданной встрече!
- (энергично) Уходи отсюда, и побыстрее! (твор(раст)-ян)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где естественно возникают трансляции в растворительно-янской модальности.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять фраз по вашему выбору в растворительно-янскую модальность.
1. - Здравствуй, Протасий!
2. - Бегу, бегу к тебе, родная!
3. - Несомненно.
4. - Ухожу, Ульян, ухожу уже совсем, до свидания в следующей жизни.
5. - Не смеши меня так, Хрисанф.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по вашему выбору в растворительно-янской модальности.
1. - Ты правда рад меня видеть, Феофил?
2. - Ты хочешь, чтобы я спустил с тебя семь шкур, Руфь?
3. - Каковы твои впечатления после праздника, Теодор?
4. - Продашь или не продашь - говори сразу, Терентий!
5. - Я прошу тебя, Остромир - будь человеком, уступи хоть немного!
Упражнение. Сформулируйте в растворительно-янской модальности обращения к партнеру в следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на эти обращения а) синтонно и б) антитонно (сразу по обеим модальностям).
1. Знакомство на улице с бедно одетым стариком.
2. Обращение по телефону в службу помощи или поддержки.
3. Просьба смиренная обычная немаленькая к близкому родственнику.
4. Благодарность небольшая искренняя публичная хорошему знакомому.
5. Угроза косвенная небольшая приватная кукле.
Растворительно-иньская модальность свойственна трансляциям, смысл которых - распад объекта или окончание процесса, но не сопровождающиеся прямым воздействием на партнера. Эта модальность характерна для трансляций, свидетельствующих уничтожение объекта разговора или косвенно разрушающих тезис партнера, или какой-либо аспект его самого, но при этом не оказывающих на него прямого давления:
- Ах, я умираю! (раст-инь)
- (томно) Мне кажется, будет лучше, если мы не станем продолжать эту тему. (раст-инь)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где естественно возникают трансляции в растворительно-иньской модальности.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять фраз по вашему выбору в растворительно-иньскую модальность.
1. - Ура! Папа приехал!
2. - В этом году у нас на даче прижились розы.
3. - Стыдись и кайся, Вольдемар!
4. - Нехорошо, ой нехорошо получилось...
5. - Это обычное дело, Порфирий.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по вашему выбору в растворительно-иньской модальности.
1. - Так ты и стоишь на своем, Мануил?
2. - Опоздал ты, Флорентий, теперь пиши-пропало.
3. - Ну и ну, Харлампий - ты это всерьез?
4. - А теперь приступим, Перфилий!
5. - Таисия, не дури!
Упражнение. Сформулируйте в растворительно-иньской модальности обращения к партнеру в следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на эти обращения а) синтонно и б) антитонно (сразу по обеим модальностям).
1. Просьба смиренная небольшая публичная к домашнему животному.

<< Пред. стр.

стр. 14
(общее количество: 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>