<< Пред. стр.

стр. 15
(общее количество: 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

2. Благодарность косвенная небольшая приватная непосредственному начальнику.
3. Заигрывание несерьезное с чужой собакой в гостях.
4. Указание косвенное серьезное приватное новому знакомому.
5. Соболезнование по случаю большой невосполнимой утраты престарелому дальнему родственнику.
Упражнение. Сформулируйте следующие трансляции в каждой из диалектически-диадических модальностей.
1. - Шустрик, домой!
2. - Виолетта, кактусы без любви чахнут!
3. - Неужели тебе мало всего того, что я для тебя делаю?
4. - Как хорошо иногда побыть с тобой вдвоем, Евлампия!
5. - Филидор, где твои грабли?
6. - Ваша система ценностей, Никанор, представляется мне несколько недодуманной.
7. - А вот уж что я сделаю с этими деньгами, Сосипатр, вас не касается!
8. - А теперь, дорогая Полина Терентьевна, позвольте мне пригласить вас на танец!
9. - Садись, Виктор, отдохни, помечтай...
10. - Что это за неприличная пружина из тебя торчит, дорогой мой диван?
Пример.
- (внезапно) Шустрик, домой! (твор-ян)
- (без подготовки) А теперь мы идем домой. (твор-инь)
- Уже шесть часов, Шустрик, поэтому пошли домой. (осущ-ян)
- Нам пришла пора идти домой. (осущ-инь)
- Наша прогулка подошла к концу, дорогой мой Шустрик. (раст-ян)
- Вот мы и нагулялись. (раст-инь)
Упражнение. Ответьте на следующие обращения в каждой из диалектически-диадических модальностей.
1. - Виолетта, вы действительно не способны продать этот кактус?
2. - Ну объясни, чем соевое мясо может быть лучше говядины?
3. - Скажите, Трофим, может ваша фирма помочь коту, выбирающему себе подругу на весну?
4. - Как вы относитесь к проблеме выживания черепахи среди людей?
5. - Виктор, вы завтра вечером свободны?
6. - Андрон, ты очень давно не ел чернослив.
7. - Поскромнее, Шустрик, это тебе не кошка, а сенбернар.
8. - Вольдемар, еженедельные визиты к моим родителям - это радость, а не обязанность.
9. - Анастасия, неужели тебе совсем неинтересны эти дивные звери в нашем зоопарке?
10. - Объясните мне, чем программист отличается от бухгалтера?
Упражнение. На каждую из следующих тем и для пяти тем по вашему выбору придумайте по два диалога в следующих модальностях:
а) протагонист - твор-ян, партнер- осущ-инь,
б) протагонист - осущ-ян, партнер - твор-инь.
1. Путешественник Христофор отправляется в кругосветное путешествие на яхте. Его жена Христина прощается с ним, дает напутствия и договаривается о связи.
2. Студентка-первокурсница Агния рассказывает своему отцу об отношениях с преподавателями и сокурсниками. Он пытается давать ей советы.
3. Байкеры Марек и Витька собираются гонять на мотоцикле и, опираясь на имеющийся опыт, спорят, кто из них будет сидеть за рулем, а кто - сзади.
4. Болонка Дуня (на подоконнике первого этажа) и складской пес Елизарыч каждый по-своему приветствуют приход весны и обсуждают ближайшие жизненные перспективы.
5. Молодожены Вольдемар и Анастасия планируют ближайшее воскресенье. Вольдемара тянет на свежий воздух, Анастасии милее радости домашней и любовной жизни.
Упражнение. На каждую из следующих тем и для пяти тем по вашему выбору придумайте по два диалога в следующих модальностях:
а) протагонист - твор-инь, партнер - осущ-инь,
б) протагонист - осущ-ян, партнер - раст-ян.
1. Мальчик Евсик и его пес Шустрик идут по улице, каждый преследуя свои интересы.
2. Большой начальник Зиновий Каллистратович является в гости к своей любовнице Ефросинье после долгого отсутствия. Их диалог.
3. Дама Виолетта собирается на работу: одевается, красит лицо и т. д. Ее кактус иронически комментирует ее поведение.
4. Влюбленные Ерофей и Сусанна встречаются у входа на каток. Сусанна опоздала, а Ерофей слишком внимательно смотрит на катающихся девушек. Выяснение отношений.
5. Старшеклассник Андрон рассказывает своей маме про свои планы в информатике. Мама пытается направить его внимание на более гуманитарные области, в частности, на девочек.
Диалектически-триадические модальности
Творительно-синтетическая модальность весьма энергична - она дает выражение новой темы или нового поворота сюжета в форме афоризма или с помощью введения нового имени или иного символа:
- (без связи с предыдущей темой) Ну, беру быка за рога! (твор-син)
- И угадай, кто к нам пришел? (пауза) (торжественно) Сакердон Никанорович! (твор-син)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где естественно возникают трансляции в творительно-синтетической модальности.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять фраз по вашему выбору в творительно-синтетическую модальность.
1. - Я согласна, Пров!
2. - Эка невидаль!
3. - Путешествия в дальние края будоражат мой ум с детства.
4. - Скоро и я буду с вами - я так об этом мечтаю!
5. - А я сегодня заходил в книжный магазин.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по вашему выбору в творительно-синтетической модальности.
1. - Где ты был весь день, Оскар?
2. - Флора, ты давно не баловала нас голубцами в томате.
3. - Мама, почему баобаб такой толстый?
4. - Селиверст, пора чинить мотор.
5. - Где здесь можно примоститься?
Упражнение. Сформулируйте в творительно-синтетической модальности обращения к партнеру в следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на эти обращения а) синтонно и б) антитонно (сразу по обеим модальностям).
1. Приветствие в море далеко от берега незнакомого пловца.
2. Представление неофициальное любимой женщины сотрудникам на работе.
3. Приглашение официальное куклы на костюмированный бал.
4. Просьба прямая срочная немалая на равных, обращенная к сыну.
5. Требование существенное нелегкое актуальное, предъявляемое публично к себе.
Творительно-качественная модальность характерна для трансляций, акцентирующих новое или неожиданное качество или обстоятельство:
- И тут ко мне причаливает один... представляешь - лысый! (твор-кач)
- Ты только вообрази: она мне... ИЗМЕНИЛА! (твор-кач)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где естественно возникают трансляции в творительно-качественной модальности.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять фраз по вашему выбору в творительно-качественную модальность.
1. - Пора и за ум браться, Македоний.
2. - Я всегда думал, что ты хорошо устроен в плане личной жизни, Наркис.
3. - Феврония! Сколько лет, сколько зим!
4. - Зачем тебе эти туфли, Леокадия - зима на дворе!
5. - Ну худо мне, особенно под ложечкой!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по вашему выбору в творительно-качественной модальности.
1. - Не приставай по пустякам, Каллиопий!
2. - Не знаю, что и делать, Мокей!
3. - Чушь все это, плюнь и забудь!
4. - Не отвергай безрассудно дар Божий, Мстислав!
5. - Не хочешь - и не надо, пойду одна в ночь и дождь.
Упражнение. Сформулируйте в творительно-качественной модальности обращения к партнеру в следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на эти обращения: а) синтонно и б) антитонно (сразу по обеим модальностям).
1. Просьба немалая публичная непродуманная к маме.
2. Обещание спонтанное непродуманное приватное домашнему животному.
3. Требование насущное легкое приватное к ученику младших классов.
4. Просьба прямая приватная неуместная к дальнему родственнику.
5. Угроза косвенная большая спонтанная домашнему животному.
Творительно-предметная модальность характерна для трансляций, акцентирующих новый (как правило, неименованный) предмет или элемент рассмотрения:
- Я купил новый компьютер, с модемом и ушами. И принтер со сканером. (твор-пред)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где естественно возникают трансляции в творительно-предметной модальности.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять фраз по вашему выбору в творительно-предметную модальность.
1. - Неплохо, Любим!
2. - Холодно, и мокро, и грязно повсюду, просто повсеместно!
3. - Ты, Любомир, - просто тетерев на току!
4. - Твоя судьба - вся на скрижалях.
5. - Поторопись, милая, а то лук на сковородке совсем сгорит!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по вашему выбору в творительно-предметной модальности.
1. - Ну, Онисифор, говори, что надо, только коротко!
2. - Куда бы ни бросила нас судьба, знай: душой я всегда буду с тобой!
3. - И какие у нас теперь перышки-коготочки, а, Саррочка?
4. - Заходи, Розалия!
5. - На каком кладбище вы бы желали упокоиться?
Упражнение. Сформулируйте в творительно-предметной модальности обращения к партнеру в следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на эти обращения: а) синтонно и б) антитонно (сразу по обеим модальностям).
1. Приветствие с катера проплывающего мимо любимого дядюшки.
2. Приглашение неофициальное близкое по времени конкретное начальника в гости.
3. Поздравление официальное сына с окончанием школы.
4. Требование случайное малосущественное легкое к подруге.
5. Предложение спонтанное неофициальное несерьезное публичное подчиненному.
Осуществительно-синтетическая модальность свойственна трансляциям, предполагающим устойчивое или регулярное течение событий, и выраженных в краткой, нередко афористической форме, или через метафору, или с акцентуацией на имени (человека или ином):
- Ну, ты как всегда - за словом в карман не лезешь. (осущ-син)
- Опять за свое? (укоризненно-повелевающе) Шустрик! (осущ-син)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где естественно возникают трансляции в осуществительно-синтетической модальности.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять фраз по вашему выбору в осуществительно-синтетическую модальность.
1. - А я денежку нашла!
2. - Хорошо умирать в одиночестве, тишине и благости.
3. - А может, прогуляемся до зоопарка, а?
4. - Что-то ты, Савватий, сегодня мне не нравишься на лицо!
5. - Не смейся лишнего, Октябрина, морщины останутся!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по вашему выбору в осуществительно-синтетической модальности.
1. - Ты на что похож, Мартирий?!
2. - Вот она я какая вся из себя - оцени, Северьян!
3. - А хуже всего, Паисий - это твое все уменьшающееся внимание к преданной тебе жене!
4. - Плюнь, Терентий - все равно наша возьмет!
5. - Отчего же вы, Неонила, так ко мне пристрастны?
Упражнение. Сформулируйте в осуществительно-синтетической модальности обращения к партнеру в следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на эти обращения а) синтонно и б) антитонно (сразу по обеим модальностям).
1. Задание легкоисполнимое другу, отправляющемуся в отпуск.
2. Возложение вины немалой на близкого родственника.
3. Донос письменный ложный близкому родственнику на другого близкого родственника.
4. Сочувствие по случаю незначительной восполнимой утраты высокому начальнику.
5. Прощание официальное на дикой природе с близким родственником.
Осуществительно-качественная модальность возникает в трансляциях, поддерживающих имеющийся порядок вещей и акцентирующих в нем то или иное свойство или обстоятельство:
- Почему ты, Агафон, ты всегда такой... мрачный, унылый, ни на кого не смотрящий? (осущ-кач)
- А теперь, поскольку шесть часов уже, нам пришла пора поужинать! (осущ-кач)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где естественно возникают трансляции в осуществительно-качественной модальности.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять фраз по вашему выбору в осуществительно-качественную модальность.
1. - Ну-ну, не надо так, Сильвестр!
2. - Ну как же мне тебя позабыть - не понимаю!
3. - Поплыли, что ли?
4. - Да, вот еще: чай и бутерброды с сыром и салатом!
5. - Две дамы и трое господ - вот и весь наш состав.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по вашему выбору в осуществительно-качественной модальности.
1. - Сколько вам исполнилось лет, прекрасная незнакомка?
2. - Себастьян, неужели твоя обычная мудрость тебе сегодня изменила?
3. - Ты куда отправляешься, Нафанаил?
4. - И в какую Тьмутаракань ты на этот раз собрался, Прокопий?
5. - Ты сегодня как гусь ощипанный, Порфирий!
Упражнение. Сформулируйте в осуществительно-качественной модальности обращения к партнеру в следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на эти обращения а) синтонно и б) антитонно (сразу по обеим модальностям).
1. Объявление о начале нового семейного сюжета.
2. Просьба прямая приватная обычная к отцу.
3. Извинение значительное искреннее публичное перед дочерью.
4. Предъявление претензии серьезной на пляже любовнице.
5. Представление официальное нового знакомого старому другу.
Осуществительно-предметная модальность свойственная трансляциям, подразумевающим устойчивое состояние объекта и акцентирующих его части или элементы:
Передача усилия от двигателя к винту судна осуществляется с помощью движителя - обычно это вал, соединяющий двигатель и винт. (осущ-пред)
- Пора за уроки, сын мой - тебя ждут алгебра, литература и природоведение. (осущ-пред)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где естественно возникают трансляции в осуществительно-предметной модальности.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять фраз по вашему выбору в осуществительно-предметную модальность.
1. - Ух ты! Какая красивая!
2. - Индюк ты, Селиван!
3. - Похоже, не осталось мне, на кого надеяться.
4. - Трам-тарарам!
5. - Пустите! Пожалуйста!
Упражнение. Ответьте в осуществительно-предметной модальности на следующие обращения и на пять вопросов по вашему выбору.
1. - Какого вы мнения о моем женихе, Корнелия?
2. - В чем смысл вашей жизни, Тереза - по большому счету?
3. - Где же ваша честь и мужская гордость, Рафаил?
4. - А зачем мне понапрасну мучиться, Лаврентий?
5. - Поручик! Вы с дамой - так поддержите ее!
Упражнение. Сформулируйте в осуществительно-предметной модальности обращения к партнеру в следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на эти обращения: а) синтонно и б) антитонно (сразу по обеим модальностям).
1. Предложение руки и сердца вдове.
2. Обида прямая острая, выраженная наедине возлюбленному.
3. Претензия наедине немалая обоснованная домашнему животному.
4. Угроза в виде легкого намека существенная деловая взволнованная любимому.
5. Объявление начальнику форс-мажора: небольшого существенного требующего реакции.
Растворительно-синтетическая модальность характерна для трансляций, описывающих распад объекта, и выраженных в краткой или метафорической форме:
- Тут-то ему конец и пришел. (раст-син)
- И вышвырнула меня из класса - как дохлую кошку. (раст-син)
Это очень выразительная комплексная модальность, и ею не следует злоупотреблять.
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где естественно возникают трансляции в растворительно-синтетической модальности.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять фраз по вашему выбору в растворительно-синтетическую модальность.
1. - Ваша правда, Лукерья Никаноровна, и я обещаю никогда больше ваши яблоки не красть!
2. - Ой!
3. - Плохо ты ведешь себя, Еремей, ужасно просто, и я не понимаю, почему!
4. - Посевы яровых культур взошли всем на удивление.
5. - Эх ты, Кириак, ряха-растеряха: все потерял: и ручку, и тетрадь, и дневник!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по вашему выбору в растворительно-синтетической модальности.
1. - В чем суть твоего учения?
2. - Какими чертами отличался Базаров в изображении Тургенева?
3. - Гордей, чего тебе купить на базаре?
4. - А ты, Эраст, молчи и запоминай!
5. - Где у вас тут злачные заведения располагаются?
Упражнение. Сформулируйте в растворительно-синтетической модальности обращения к партнеру в следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на эти обращения а) синтонно и б) антитонно (сразу по обеим модальностям).
1. Просьба наедине скромная стереотипная к возлюбленному.
2. Благодарность личная публичная немалая близкому родственнику.
3. Заигрывание публичное скромное с молодым человеком элегантной наружности.
4. Соболезнование по случаю недавней невосполнимой немалой утраты кукле.
5. Объявление форс-мажора энергичное публичное престарелому родственнику.
Растворительно-качественная модальность свойственна трансляциям, описывающим уничтожение объекта и акцентирующим при этом качественный аспект этого процесса:
- Ну плохо мне... и с каждым днем (со значением) все хуже и хуже. (раст-кач)
- От моего былого энтузиазма осталась лишь толика... чахлая и дохлая. (раст-кач)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где естественно возникают трансляции в растворительно-качественной модальности.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять фраз по вашему выбору в растворительно-качественную модальность.
1. - Подъем!
2. - Галактион, я так счастлива!
3. - Не смейте мне возражать, Добрыня - я признаю только беспрекословное послушание!
4. - Ухожу, ухожу без выходного пособия и права возвращения.
5. - Какая свежая мысль, дружище!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по вашему выбору в растворительно-качественной модальности.
1. - Почем яблоки, хозяйка?
2. - Где в вашей стране находятся горы?
3. - Ермолай, ты почему такой веселый?
4. - Что это у тебя на носу, Дормидонт?
5. - И на что она теперь стала похожа, Иринарх?
Упражнение. Сформулируйте в растворительно-качественной модальности обращения к партнеру в следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на эти обращения а) синтонно и б) антитонно (сразу по обеим модальностям).
1. Прощание неофициальное энергичное в лесу с любимым.
2. Объявление приватное скромное об окончании длительного личного сюжета.
3. Поручение нелегкое приватное длительное подчиненному.
4. Комплимент подготовленный серьезный публичный молодому дальнему родственнику.
5. Обещание нелегкое ответственное вялое начальнику.
Растворительно-предметная модальность типична для трансляций, живописующих процесс распада или гибели объекта на уровне его элементов или частей:
- И остались от козлика рожки да ножки, точнее - копытца. (раст-пред)
- Я ухожу - и ноги моей здесь больше не будет! (раст-пред)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где естественно возникают трансляции в растворительно-предметной модальности.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять фраз по вашему выбору в растворительно-предметную модальность.
1. - Ах!
2. - Игнатий, будь повежливее, пожалуйста!
3. - Ты кто, неизвестный юноша?
4. - Можно у вас попросить водички напиться, мил человек?
5. - Гусь ты у меня, Демьянушко, лапчатый!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по вашему выбору в растворительно-предметной модальности.
1. - Мама! Зачем свинье щетина?
2. - Ты и вправду до сих пор ко мне неравнодушен, Ипполит?
3. - Огурцы полезнее соленые, нежели маринованные, сын мой.
4. - Мама, сегодня я домой ночевать не приду.
5. - Придет и твое время, а пока подрасти, Досифей.
Упражнение. Сформулируйте в растворительно-предметной модальности обращения к партнеру в следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на эти обращения а) синтонно и б) антитонно (сразу по обеим модальностям).
1. Донос устный истинный страстный нескромный маме на брата.
2. Поддержка советом существенная энергичная взрослой дочери.
3. Комплимент подготовленный поверхностный приватный сдержанный сотруднику.
4. Требование несущественно публичное энергичное к домашнему животному.
5. Извинение значительное приватное интимное перед мужем.
Упражнение. Сформулируйте следующие обращения в каждой из диалектически-триадических модальностей.
1. - Виолетта, я пить хочу!
2. - Ну, Сакердон Никанорыч, выручайте!
3. - Евсик, не тащи меня домой насильно!
4. - Шустрик, ты не один на свете живешь.
5. - Виктор, вы действительно так заняты всю ближайшую неделю?
6. - Мама, уже скоро экзамены!
7. - Андрон, твое здоровье - это серьезно!
8. - Где ты провел этот вечер, Мардарий?
9. - Трифон, вы можете дать совет никому не нужному беззащитному существу?
10. - Анастасия, неужели наш зоопарк стал тебе совсем неинтересен?
Пример.
- (без связи с предыдущим разговором) Виолетта! Я хочу пить! (твор-син)
- (резко, внезапно) Виолетта, я хочу пить! Очень! (твор-кач)
- (начиная разговор) Я, Виолетта, хочу воды! Воды! (твор-пред)
- Представь, Виолетта, так я устроен, регулярно хочу пить - как верблюд в пустыне! (осущ-син)
- Я, Виолетта, снова хочу пить - дай мне что-нибудь холодное, мокрое, жидкое, чистое... (осущ-кач)
- Дай мне, Виолетта, как всегда, воды - два стакана. (осущ-пред)
- А без воды, Виолетта, я умру, как в пустыне заблудившийся путник... (жалобно-умоляюще) Виолетта! (раст-син)
- Виолетта. я высыхаю, я жажду, и если ты меня не напоишь, я умру. (раст-кач)
- Виолетта, влага во мне кончается, и дни мои сочтены. О, неужели ты оставишь меня совсем без воды? (раст-пред)
Упражнение. Ответьте на следующие вопросы и на пять вопросов по своему выбору в каждой из диалектически-триадических модальностей.
1. - Мама, ты можешь себе представить, что я уже почти выучил язык программирования HTML?
2. - Андрон, неужели для тебя экран компьютера интереснее твоих друзей?
3. - Анастасия, дорогая, если ты меня действительно любишь, пойдем завтра в зоопарк?
4. - Сакердон Никанорович, что в вашем ресторане "Элизиум" является предметом особой гордости?
5. - Виктор, ты занят завтра вечером?
Упражнение. Придумайте по две сценки для каждую из следующих тем и для пяти тем по своему выбору. Действующие лица должны выступать в следующих модальностях:
а) протагонист - раст-син, партнер - твор-кач.
б) протагонист - осущ-кач, партнер - раст-пред.
1. Дама Виолетта предъявляет претензии к своему кактусу, что тот слишком много себе позволяет: критикует ее, плохо растет и т. д. Кактус возражает.
2. Первоклассник Виля жалуется маме на учительницу Пульхерию Маркеловну, которая не разрешает ему в классе ходить, разговаривать и т. д. Мама пытается объяснить сыну, что такое школьная дисциплина и зачем она нужна.
3. Большой начальник Зиновий Каллистратович призывает свою молодую любовницу Ефросинью к скромности. Она как может отбивается и стоит на своем.
4. Аграфена - хозяйка попугая Клавдия - ждет гостей и договаривается с птицей. чтобы она держала язык за зубами. Клавдий отстаивает свое право на свободу слова.
5. Петух Мефистофель и пес Кубик спорят каждый о преимуществах своего положения в доме хозяина Касьяна Гордеевича...
Упражнение. Придумайте по две сценки для каждую из следующих тем и для пяти тем по своему выбору. Действующие лица должны выступать в следующих модальностях:
а) протагонист - осущ-пред, партнер - твор-син,
б) протагонист - твор-пред, партнер - осущ-син.
1. Старый холостяк Виктор обсуждает свою жизнь со своим диваном. Виктор не хочет ничего серьезно менять, диван же стоит на радикальных позициях.
2. Захар - служитель жирафа Жоржа - убирает его клетку и рассказывает о новостях в зоопарке. Жорж дает свой взгляд на них.
3. Молодой воин Зуб Мамонта приходит домой с охоты поздно вечером, но с добычей. Его встречает встревоженная жена Цветок Зари (протагонист).
4. Ангелина, менеджер по внешним связям фабрики детских игрушек "Карапуз", ведет переговоры с Фомой Африканычем, заместителем директора фирмы кондитерских изделий "Сладкоежка", на тему организации совместного проекта по выпуску шоколадного яйца "Угадайка".
5. Кот Епифан беседует со своей хозяйкой Глафирой, панически боящейся воров. Она убеждает его в этой опасности как реальной. Он подшучивает над ней, но обещает помощь и защиту.
ФОРМУЛЫ ЧЕРЕДОВАНИЯ МОДАЛЬНОСТЕЙ
Трансляции, состоящие из нескольких последовательных фраз, звучат лучше и оказывают большее впечатление на партнера (очного или заочного, в случае письменных контактов), если модальности этих фраз друг с другом согласованы, образуя определенную формулу. Ниже мы рассмотрим основные наиболее удобные формулы для различных трансляций: коротких (две фразы), средних (три-четыре фразы) и длинных (монолог от пяти фраз и более).
Короткие формулы
К коротким формулам относятся формулы, состоящие из двух-трех фраз разной модальности: это "малый спуск", "малый подъем", "подъем", "спуск", "малая рыбка" и "малая лягушка". Из трех диалектических модальностей самой тонкой (высокой) является растворительная, а самой плотной (низкой) - творительная, и отсюда - следующие названия.
"Верхний спуск": раст - осущ
Эта формула бывает, например, полезна, когда нужно методически обосновать свое суждение или решение, относящееся к модальности осуществления, или смягчить чересчур пессимистическое настроение:
- Жизнь - опасная штука! (раст) Поэтому я держусь у тебя за спиной, несравненная моя Платонида. (осущ)
- Дело-то мое плохо, Аполлинарий. (раст) Но ты не грусти и продолжай все, как было. (осущ)
Упражнение. Продолжите следующие реплики и пять растворительных реплик по формуле "верхний спуск".
1. - Жаль, что так все получилось...
2. - По большому счету, это нехорошо, Евграф.
3. - Жизнь - непростое мероприятие.
4. - И разлетелся в пыль.
5. - Скучаю по тебе, жду - и все безнадежно.
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле "верхний спуск".
1. Приветствие по телефону бабушки.
2. Представление официальное публичное ученика своей семье.
3. Предъявление претензии серьезной в гостях хозяйке.
4. Предложение неофициальное приватное случайному знакомому.
5. Поручение легкоисполнимое спонтанное домашнему животному.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору по формуле "верхний спуск".
1. - Шустрик, сколько можно гулять?
2. - Виолетта, ты когда вернешься домой - я скучаю!
3. - Виля, почему ты не в школе?
4. - Анастасия, разве я тебе не друг?
5. - Вольдемар, не тревожься понапрасну.
"Нижний спуск": осущ - твор
Эта формула может быть применена, когда осуществительная модальность нуждается в "освежении", или когда она представляется недостаточно убедительно-конкретной:
- Да, я иду с тобой, Адриан. (осущ) Прямо-таки лечу! (твор)
- За эти деньги я согласна. (осущ) Но еще мороженое! (твор)
Упражнение. Продолжите следующие реплики и пять осуществительных фраз по формуле "нижний спуск".
1. - Все сделаю.
2. - Что ж, бывает и так - не тушуйся, Измаил!
3. - Сегодня я иду в зоопарк.
4. - Наш зоопарк ищет опытных специалистов-звероловов.
5. - Идем, Гурий, идем.
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле "нижний спуск".
1. Обвинение малое выношенное, предъявляемое публично оппоненту.
2. Извинение большое не очень серьезное искреннее наедине перед куклой.
3. Требование малосущественное легкое обычное, предъявляемое наедине теще.
4. Просьба прямая обычная публичная к знаменитости.
5. Угроза косвенная средняя публичная большому начальнику.
Упражнение. Ответьте на следующие вопросы (обращения) и на пять вопросов по своему выбору по формуле "нижний спуск".
1. - Виолетта, ты мне друг?
2. - Агния, неужели тебе сегодня так бы помешали колготки?
3. - Мама, где мой учебник по программированию?
4. - Андрон, немедленно разогни свою спину и шею!
5. - Бажен, неужели вы совсем равнодушны к блондинкам?
"Верхний подъем": осущ - раст
Эта формула применяется, когда нужно снять напряжение, или с целью вывести тему на принципиальную высоту, или для того, чтобы подвергнуть сомнению предмет обсуждения:
- Сейчас мы с тобой, Всеволод, по разную сторону баррикад. (осущ) Однако только время покажет, кто из нас прав. (раст)
- Я пока держусь. (осущ) Но, боюсь, скоро сдохну. (раст)
Упражнение. Продолжите следующие реплики и пять осуществительных реплик по своему выбору по формуле "верхний подъем".
1. - Я покупаю у вас этого карпа.
2. - Как я могу возвратить вам свой долг, Евстигней?
3. - Если мы поторопимся, успеем в самый раз, Агафья.
4. - Объясни мне, Евдоким, чем я отличаюсь от твоей жены?
5. - Евсей, тебе пора купаться.
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле "верхний подъем".
1. Объявление форс-мажора начальнику.
2. Объявление о начале трудного общественного сюжета другу.
3. Сочувствие по случаю громадной восполнимой утраты племяннику.
4. Прощание неофициальное в больнице с угасающим дедушкой.
5. Комплимент случайный поверхностный неприятелю на вечеринке.
Упражнение. Ответьте на следующие вопросы (обращения) и на пять вопросов по своему выбору по формуле "верхний подъем".
1. - Изабелла, твоя любимица хочет покушать!
2. - Дуняша, как ты могла связаться с этим страшилищем?!
3. - Скажите, Игнат, а летом ночью вы спите или готовитесь к посевным работам?
4. - Марек, в этот поворот мы, похоже не вписываемся!
5. - Витька, сейчас нагнись - едем через овраг и кустарник!
"Нижний подъем": твор - осущ
Эта формула может использоваться, например, перевода ситуации из воображаемого измерения в реальное, или для утверждения разговора на новых позициях:
- А что, если ты, Степанида, вдруг окажешься марсианкой?!! (твор) Ну тогда ты мне свои марсианские товары со скидкой отдаешь! (осущ)
- (без подготовки) А давай, Валерьян, завтра в Крым рванем! (твор) У меня такое миленькое коротенькое платьице имеется... (осущ)
Упражнение. Продолжите следующие реплики и пять творительных реплик по своему выбору по формуле "нижний подъем".
1. - Неужели?!
2. - Вот еще!
3. - (внезапно, энергично) Смотри, Дормидонт!
4. - (радостно встречая) Приехал, голубчик?!
5. - (без подготовки) Ха-ха-ха!
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле "нижний подъем".
1. Предложение официальное серьезное приватное домашнему животному.
2. Донос устный клеветнический несерьезный папе на куклу.
3. Возложение вины немалой на дядю за ситуацию.
4. Обещание трудноисполнимое верное спонтанное любимой.
5. Поддержка случайная эмоциональная существенная сотруднику.
Упражнение. Ответьте на следующие вопросы и на пять вопросов по своему выбору по формуле "нижний подъем".
1. - Елизарыч, неужели тебе не хочется иметь собственную подстилку и миску?
2. - Дуня, а тебе никогда не надоедает твоя хозяйка?
3. - Клавдий, а еще через сто лет ты будешь еще более мудрой птицей?
4. - Ерофей, ты забыл меня поцеловать на прощание!
5. - Сусанна, почему ты такая хорошенькая сегодня?
Упражнение. Предварите короткими фразами следующие реплики и пять реплик по вашему выбору так, чтобы получились трансляции по формуле "малый спуск" или "малый подъем".
1. - Анемподист, ты хорошо тут сидишь, подвинься!
2. - Гиацинт, ты откуда сбежал?
3. - Моя судьба в ваших руках, Стефания!
4. - В чем смысл твоего заявления, Ираида?
5. - И тут у меня вступило в поясницу.
Упражнение. Продолжите короткими фразами следующие реплики и пять реплик по вашему выбору так, чтобы получились трансляции по формуле "малый спуск" или "малый подъем".
1. - Ты мне что-то хочешь сказать, Аполлос?
2. - Галактион, мне надоела твоя уклончивость.
3. - Млада, вареники!
4. - Где же сокрылась моя ненаглядная Устинья?
5. - Почему это я весь вышел?!
Упражнение. Сочините диалоги на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Действующие лица должны в своих трансляциях использовать следующие формулы:
а) протагонист - "верхний подъем", партнер - "верхний спуск",
б) протагонист - "нижний спуск", партнер - "нижний подъем".
1. Петух Мефистофель сидит на заборе и рассказывает (свысока) псу Кубику, сидящему на цепи, что происходит на улице. Кубик реагирует достаточно эмоционально.
2. Дама Виолетта собирается в парикмахерскую и, стоя перед зеркалом, пытается решить, какая прическа ей в настоящее время лучше подойдет. Она обращается за советом к своему кактусу, который дает ей "колючие" комментарии.
3. Холостяк Виктор пытается назначить по телефону свидание своей знакомой Кларисе. Его диван комментирует реплики Виктора.
4. Цветок Зари - молодая жена первобытного воина Зуба Мамонта - сообщает ему о своей беременности. Пара обсуждает дальнейшие жизненные перспективы.
5. Большой начальник Зиновий Каллистратович вывез свою любовницу Ефросинью (протагонист) на Средиземное море. Ей, однако, больше нравится родное Азовское.
"Подъем": твор - осущ - раст
Эта формула относится к числу сильнодействующих - она может сбить с ног не только партнера, но и протагониста. Однако иногда она оказывается удивительно уместной и убеждающей - например, в случае, когда надо отрицательно ответить на предложение, выраженное в творительной модальности - скажем, эффективно отвергнуть радостного рекламного агента, или - другой вариант - философски обосновать свою идею.
- Вольдемар, ты?! какая радость!! (твор) А я сижу тут уже целый час, тебя, ненаглядного, жду. (осущ) Ужин давно остыл... (уныло) со мной вместе... (раст)
- А давай, Анастасия, рванем прямо сейчас в Питер на два дня! (твор) А то каждый день у нас с тобой все работа да работа. (осущ) А любовь украшает непредсказуемость! (раст)
Упражнение. Продолжите по формуле "подъем" следующие реплики и пять творительных реплик по своему выбору.
1. - (внезапно взбунтовавшись) Нет, Генриетта!! Ни за что!
2. - (отпрыгивая назад, в ужасе) Не подходите ко мне!

<< Пред. стр.

стр. 15
(общее количество: 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>