<< Пред. стр.

стр. 16
(общее количество: 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

3. - (врываясь в комнату) А вот и я!
4. - (меняя тему) Расскажи мне лучше, Берта, о твоих финансах.
5. - (отвечая на чересчур личный вопрос) Ты хочешь, чтобы я прямо сейчас разделась догола?
Упражнение. Сочините по формуле "подъем" монологи для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по вашему выбору.
1. Приветствие на природе неожиданно встреченного старого друга.
2. Начальник подразделения фирмы официально представляет ее директору своего отличившегося подчиненного.
3. Попытка знакомства на автобусной остановке с интересным мужчиной среднего возраста.
4. Приглашение неофициальное близкое по времени конкретное любимой женщины на морскую прогулку.
5. Прощание официальное публичное в офисе с подчиненным, уезжающим в командировку.
Упражнение. Ответьте по формуле "подъем" на следующие обращения протагониста и на пять обращений по своему выбору.
1. - Ефросинья, тебе не кажется, что твоя юбка слишком короткая, чтобы рядом со мной выходить на улицу?
2. - Скажите, Игнат, вы действительно сами вырастили эту чудесную яблоню?
3. - Евсик, отпусти меня, я хочу показать этому глупому доберману, кто в нашем районе хозяин!
4. - Папа, неужели ты до сих пор не понял, что твоя дочь выросла?
5. - Виктор, помни, пожалуйста, что более верного друга, чем твой диван, у тебя никогда не было и не будет.
"Спуск": раст - осущ - твор
Эта формула хороша для того, чтобы сделать неожиданный энергетический акцент, например, "наехать" на своего партнера, предварительно усыпив его бдительность. Но если сделать это неточно, возможна непредсказуемая ответная реакция.
- В этом мире существуют непреложные законы. (раст) Вот вчера я покритиковал свою фирму - и сегодня результат. (осущ) Представляешь - (с воодушевлением) я СВОБОДЕН! (твор)
Упражнение. Продолжите по формуле "спуск" следующие реплики и пять растворительных реплик по своему выбору.
1. - Тону, дорогой Елисей, тону.
2. - Жизнь требует послушания, и много.
3. - Упиваюсь на склоне лет гармонией - больше нечем.
4. - Я заблудился среди времен и стран.
5. - Я свободен - теперь уже навсегда.
Упражнение. Сочините по формуле "спуск" монологи для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по вашему выбору.
1. Соболезнование по поводу большой утраты дальнему родственнику.
2. Прощание неофициальное с начальником, отправляющимся в далекое путешествие.
3. Попытка знакомства в поезде дальнего следования с солидным стариком.
4. Приглашение неофициальное отдаленное по времени учителя к себе домой.
5. Объявление партнеру о прекращении длительного любовного сюжета.
Упражнение. Ответьте по формуле "спуск" на следующие обращения протагониста и на пять обращений по своему выбору.
1. - Зиновий Каллистратович, неужели вы обо мне такого низкого мнения?
2. - Скажите, Игнат, следует ли поливать зреющую клубнику утром, или лучше вечером?
3. - Клавдий, уважающая себя птица с возрастом набирается ума, как ты считаешь?
4. - Марек, куда едем вечером?
5. - Виктор, скажу откровенно: у твоей Кларисы чересчур острый зад.
Упражнение. Сочините по два диалога на каждую из следующих тем и на пять тем по вашему выбору. Действующие лица должны использовать в своих трансляциях следующие формулы:
а) протагонист - "подъем", партнер - "спуск",
б) протагонист - "спуск", партнер - "подъем".
1. Консультант Трофим фирмы "Киса-мурыса" объясняет директору Маркелу Маркеловичу, что сильно утомился, и просится в отпуск, хотя бы краткострочный. Маркел Маркелович боится, что домашние животные окажутся без защиты.
2. Молодой воин Зуб Мамонта собирается на охоту. Его жена Цветок Зари (протагонист) дает ему множество советов, просьб и инструкций. Зуб пытается объяснить Цветку, что ему виднее.
3. Болонка Дуня хвастается перед складским псом Елизарычем, как она хорошо живет у любящей хозяйки Изабеллы. Елизарыч добродушно иронизирует.
4. Конец рабочего дня в фирме "Киса-мурыса". Секретарша Улита и консультант Трофим обсуждают поступившие жалобы, нередко расходясь в оценках.
5. Зоотехник Захар убирает клетку жирафа Жоржа (протагонист), попутно отбиваясь от его жалоб и поясняя, кто здесь главный.
"Растворительная рыбка": раст - осущ - раст
Эту формулу хорошо использовать для усиления начальной фразы, звучащей в растворительной модальности. Осуществительная фраза, звучащая между двух растворительных, придает трансляции ощущение большей реальности, веса.
- Я давно потерял надежду разыскать вшу фирму "Киса-мурыса". (раст) Помощь домашним животным - это именно то, в чем я сейчас нуждаюсь. (осущ) Дело идет к тому, что меня скоро уморят половым воздержанием! (раст)
Упражнение. Продолжите по формуле "растворительная рыбка" следующие реплики и пять растворительных реплик по вашему выбору.
1. - Плохо человеку без бабушки.
2. - Ты мне не перечь!
3. - Стыдно, Ярослав!
4. - А я уже все съел.
5. - А нам уже пора домой.
Упражнение. Ответьте по формуле "растворительная рыбка" на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору.
1. - Интересной женщине требуется интересная одежда.
2. - Расскажи о своем горе, Агафья, не таись.
3. - Трудно, конечно, в наше время держать хвост пистолетом.
4. - Фу-ты ну-ты, чего губы-то надул?
5. - Да ты не хорохорься, Харлампий, смири гордыню!
Упражнение. Сочините трансляции по формуле "растворительная рыбка" для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по вашему выбору.
1. Приглашение бабушки к столу.
2. Прощание официальное с врагом, отправляющимся на учебу.
3. Донос устный клеветнический на брата маме.
4. Претензия средняя серьезная на курорте родителям.
5. Поручение трудноисполнимое близкому родственнику.
"Осуществительная рыбка": осущ - твор - осущ
Творительная фраза, находящаяся между двух осуществительных, способна придать трансляции силу, свежесть и искренность.
- Фирма "Киса-мурыса" всегда готова прийти в вам на помощь. (осущ) (с энтузиазмом) Как замечательно, что вы СРАЗУ нам позвонили! (твор) (спокойно) И ничего плохого пока что не случилось. (осущ)
Упражнение. Продолжите по формуле "осуществительная рыбка" следующие реплики и пять осуществительных реплик по вашему выбору.
1. - Да дело-то обыкновенное.
2. - Я, конечно, по привычке стал возражать.
3. - Делать было нечего, и я согласился немного потрудиться на благо родной фирмы.
4. - Стою, наблюдаю, все вижу, ничего особенного не делаю.
5. - Иду я с работы домой.
Упражнение. Ответьте по формуле "осуществительная рыбка" на следующие обращения протагониста и на пять обращений по своему выбору.
1. - Бабушка, ты зачем читаешь мою книгу?
2. - Касьян Гордеевич, ваш петух будит меня по утрам своим пронзительным криком.
3. - Клавдий, может быть, ты не будешь смеяться надо мной так откровенно?
4. - Улита, если меня будут спрашивать, скажи, что сил моих больше нет.
5. - Ерофей, а если я проголодалась, что будем делать?
Упражнение. Сочините трансляции по формуле "осуществительная рыбка" для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по вашему выбору.
1. Просьба к бабушке испечь пирог.
2. Текущее указание подчиненному.
3. Комплимент скрытый поверхностный приватный близкому родственнику среднего возраста.
4. Знакомство на горной тропе с маленькой девочкой.
5. Возложение вины большой давней на старого знакомого.
"Осуществительная лягушка": осущ - раст - осущ
Эта формула представляет собой облегченный вариант чисто осуществительной трансляции. Вообще, следует избегать длинных трансляций, составленных из фраз одной и той же модальности - лучше по мере возможности вставлять интервенции родственной более тонкой модальности (для творения это осуществление, для осуществления - растворение).
- Капитон, тебе известно: нашему зоопарку необходим молодой крокодил.(осущ) А то наши рептилии угасают. (раст) Поэтому ты берешь чемоданчик и прямым ходом летишь в Африку. (осущ)
Упражнение. Продолжите по формуле "осуществительная лягушка" следующие реплики и пять осуществительных реплик по вашему выбору.
1. - Продолжим нашу работу.
2. - В настоящее время меня интересуют дикобразы.
3. - В это время я, как обычно, я наигрывал на гитаре старинные мелодии.
4. - Как ты со мной, так и я с тобой, Пелагея.
5. - Я, Амвросий, жду!
Упражнение. Сочините трансляции по формуле "осуществительная лягушка" для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по вашему выбору.
1. Предложение несерьезное приватное на будущее случайному знакомому.
2. Обещание трудноисполнимое любимой женщине.
3. Комплимент случайный поверхностный публичный деловому партнеру.
4. Поддержка принципиальная серьезная домашнего животного.
5. Возложение вины средней за деловую ошибку на себя.
Упражнение. Ответьте по формуле "осуществительная лягушка" на следующие обращения протагониста и на пять обращений по своему выбору.
1. - Дедушка, зачем я родился?
2. - Захар, крупное животное нуждается в регулярном полноценном питании или нет?
3. - Корнелий, женщина ждет вашего совета!
4. - Митрофан, а что если нам сейчас к Катерине завалиться - то-то она обрадуется!
5. - Сусанна, ты такая очаровательная сегодня!
"Творительная лягушка": твор - осущ - твор
Эта формула дает передышку в сплошном творительном потоке, тяжелом и для протагониста, и для партнера; кроме того, трансляция получается более реальной, чем чисто творительная.
- (радостно) Глазам своим не верю! Любомир, друг сердечный! (твор) А я как раз домой иду, свободен как птица. (осущ) Так что без разговоров - прямо ко мне! (твор)
Упражнение. Продолжите по формуле "творительная лягушка" следующие реплики и пять творительных реплик по вашему выбору.
1. - (без предупреждения) А теперь: где твоя зарплата!
2. - (бросается на шею любимому, целует его)!
3. - (при встрече, с изумлением) Захарий! Прямо из преисподней?!
4. - Подъем, дорогие туристы!
5. - (появляясь в комнате) Кушать подано, Спиридон Никитич!
Упражнение. Ответьте по формуле "творительная лягушка" на следующие обращения и на пять вопросов по вашему выбору.
1. - Тебе помочь, Евграф?
2. - Боже, как я устала!
3. - Уже смеркается, между прочим.
4. - Хочешь - не хочешь, а завтракать придется, Казимир!
5. - Улыбнись, красавица!
Упражнение. Сочините трансляции по формуле "осуществительная лягушка" для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по вашему выбору.
1. Просьба насущная приватная к близкому родственнику.
2. Объяснение в любви к старой знакомой.
3. Призыв к ребенку почище мыть лицо.
4. Признание своей вины: небольшой недавней искупимой.
5. Предложение совместного времяпрепровождения новому знакомому.
Упражнение. Придумайте по два диалога на следующие темы и на пять тем по вашему усмотрению. Герои сценок должны в своих трансляциях использовать следующие формулы:
а) протагонист: "осуществительная лягушка", партнер: "осуществительная рыбка".
б) протагонист: "творительная лягушка", партнер: "растворительная рыбка".
1. Первобытный охотник Зуб Мамонта возвращается поздно вечером домой, волоча на плече оленя, израненный и очень довольный собой. Его молодая жена Цветок Зари его эмоционально встречает.
2. Старшеклассник Андрон пытается объяснить своей маме, зачем современному человеку ежедневно нужен компьютер. Мама настаивает на необходимости здорового образа жизни.
3. Столетний попугай Клавдий учит жить свою хозяйку Аграфену (протагонист), которая совершенно запуталась в современных реалиях.
4. Стол и диван холостяка Виктора обсуждают вчерашний визит его подружки Кларисы.
5. Любитель-садовод Игнат окапывает яблоню и попутно выясняет с ней отношения. Яблоня его в целом уважает, но имеет ряд претензий.
Средние формулы
К формулам средней длины относятся формулы "лягушка", "рыбка" и "ящерица". Они уместны при сравнительно развернутом, но не длинном ответе или вступлении в тему.
"Лягушка": твор - осущ - раст - осущ - твор
Эта формула смягчает творительную модальность (самую плотную из всех диалектических) и дает возможность гибко обосновать свой "творительный" энтузиазм. Она хороша для разговоров с вышестоящим партнером, когда требуется его в чем-то убедить, заразив своим энтузиазмом, но в то же время не показаться чересчур настырным (к чему творительная модальность в принципе склонна).
- (радостно) Мама, мне вдруг очень захотелось чупа-чупсик! (твор) Ведь я все равно скоро должен что-то съесть на обед. (осущ) А человек без еды умирает. (раст) У нас ведь сейчас есть деньги на еду? (осущ) И я его обязательно запью газированной водой! (твор)
Упражнение. Продолжите по формуле "лягушка" следующие реплики и пять творительных реплик по своему выбору.
1. - Евстрат, неприятная новость для тебя.
2. - Бежим, Измаил!!!
3. - Ты думаешь, Антип, я женщина? Нет: я - ЧЕЛОВЕК!
4. - Что вы говорите?!
5. - (без подготовки) Вон отсюда, Максимилиан!
Упражнение. Сочините по формуле "лягушка" монологи для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по вашему выбору.
1. Приветствие на курорте близкого родственника.
2. Представление официальное своего любовника своей семье на торжественном ужине.
3. Знакомство в самолете с молодой женщиной - соседкой по креслу.
4. Приглашение официальное делового партнера на концерт, посвященный 20-летию фирмы.
5. Предъявление небольшой официальной претензии на работе подчиненному.
Упражнение. Ответьте по формуле "лягушка" на следующие обращения протагониста и на пять обращений по своему выбору.
1. - Планирует ли ваша фирма рекламную акцию по случаю выпуска кукол "Фекла" и "Петюня"?
2. - Захар, почему твой жираф так исхудал?
3. - Шустрик, дай поспать еще немножко!
4. - Казимир, вам нравится у нас в России?
5. - Зиновий Каллистратович, неужели вы думаете, что молодой девушке достаточно одного визита мужчины в неделю?
"Рыбка": раст - осущ - твор - осущ - раст
Эта формула усиливает и украшает растворительную модальность (самую тонкую из всех диалектических) и устойчиво загружает партнера в "растворительную" модальность. Ею следует пользоваться с осторожностью. Она хороша для разговоров с равным или нижестоящим партнером, а вышестоящего она, если не предпринимать специальных усилий, может и оскорбить.
- Вот смотрю я на тебя, Виля, и думаю: за что Господь послал мне такое наказание? (раст) А ведь я не ленива, не капризна, тружусь день и ночь на твое благо! (осущ) А ведь ты мог бы, с такими-то локонами, счастье матери принести! (твор) Однако всю жизнь гнешь свою линию, ни с кем не считаешься, ешь одно только сладкое. (осущ) И зачем мне все это нужно? (раст)
Упражнение. Продолжите по формуле "рыбка" следующие трансляции и пять растворительных релпик по своему выбору.
1. - И ушел от меня, ушел навсегда.
2. - С высоты сегодняшнего моего понимания тот период моей жизни может быть приравнен к детству.
3. - Нет, спасибо, Демьян, больше не хочу.
4. - Прощай, Владилена!
5. - Чур не я!
Упражнение. Сочините по формуле "рыбка" монологи для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по вашему выбору.
1. Приветствие на улице высокого начальника.
2. Директор фирмы официально представляет коллективу начальника низшего уровня...
3. Попытка знакомства на домашней тусовке с подростком противоположного пола.
4. Извинение серьезное официальное публичное перед куклой.
5. Прощание неофициальное на дикой природе с близким родственником.
Упражнение. Ответьте по формуле "рыбка" на следующие обращения протагониста и на пять обращений по своему выбору.
1. - Ефросинья, что-то ты сегодня как будто не в духе?
2. - Маврикий, нам в зоопарк нужен молодой крокодил!
3. - Шустрик, откуда в тебе столько ненависти к кошкам?
4. - Агния, тебе не кажется, что этот лак на твоих ногтях слишком фиолетовый?
5. - Виктор, ты теряешь свою былую форму.
"Ящерица": осущ - раст - осущ - твор - осущ
Эта формула дает акцент на осуществительной модальности, существенно ее украшая. Если вы ее хорошо освоите, ваша коммуникация выйдет на недосягаемую высоту. Однако, неосторожно ее используя, вы иногда можете оказаться в нештатной для себя ситуации.
(объявление по звериному радио) Фирма "Киса-мурыса" помогает домашним животным, оказавшимся в затруднительном положении. (осущ) Наша общая цель - уменьшение страданий всех живых существ. (раст) К нам обращаются обижаемые хозяевами коты, собаки, рыбы и птицы. (осущ) Приходите и вы, прямо сегодня! (твор) Мы всегда готовы вам помочь. (осущ)
Упражнение. Продолжите по формуле "ящерица" следующие реплики и пять осуществительных реплик по своему выбору.
1. - Продолжаю свой рассказ.
2. - После чего я как обычно засучил рукава и сделал все сам.
3. - Зачем вам это знать, если начальством не велено?
4. - Писатель я - профессия моя такая.
5. - Сижу, пью чай, смотрю эротику разных народов, благо телевизор у меня импортный.
Упражнение. Сочините по формуле "ящерица" монологи для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по вашему выбору.
1. Обещание трудноисполнимое вероятное продуманное учителю.
2. Предложение официальное серьезное приватное на будущее своему ребенку.
3. Попытка знакомства на дикой природе с проходящей группой туристов.
4. Возложение средней ответственности на жену за сорванное дело.
5. Поддержка существенная подчиненного деловым советом.
Упражнение. Ответьте по формуле "ящерица" на следующие обращения протагониста и на пять обращений по своему выбору.
1. - Ефросинья, ты недовольна своей судьбой?
2. - Агап, прекрати грызть яблоко у меня над ухом!
3. - Шустрик, почему ты всегда лаешь и никогда не мурлычешь?
4. - Пойми, папа, беспокоиться тут нечего, девушке поклонники не мешают, в том числе и в учебе.
5. - Мама, у меня пропал пенал!
Длинные формулы
К длинным формулам относятся "контрапункт" и "змейка".
Формулы серии "контрапункт" очень просты: сначала в трансляции звучит несколько фраз в одной диалектической модальности, а завершающая фраза звучит в другой - той, на которой протагонист хочет сделать акцент.
"Осуществительно-творительный контрапункт": осущ - ... - осущ - твор
Этой формулой хорошо пользоваться для создания эффекта новизны в устойчивой ситуации, например:
- Ты же знаешь, дорогой Будимир, я всегда тебя слушаюсь. (осущ) И вчера, и сегодня, и завтра. (осущ) Я тебе верная и преданная подруга. (осущ) (радостно) Но завтра я иду на мужской стриптиз! (твор)
Упражнение. Предварите следующие фразы, а также пять коротких реплик в творительной модальности по своему выбору, серией осуществительных фраз, добиваясь сильного эффекта по формуле "осуществительно-творительный контрапункт".
1. И тут открывается дверь и появляется Аввакум - голый.
2. А также Пульхерия Христофоровна.
3. И неожиданно выпадает в окно.
4. А я по специальности - гинеколог!
5. И тут начинается ливень.
Пример.
- Сегодня с утра сидим мы с девочками в своей конторе - все как обычно. (осущ) Ада ногти красит синим лаком. (осущ) Бронислава договаривается по телефону о поставках. (осущ) Виринея разглядывает в зеркале прыщ на правой щеке и пытается его запудрить. (осущ) И тут открывается дверь и появляется Аввакум - голый. (твор)
Упражнение. Придумайте короткий монолог по формуле осуществительно-творительного контрапункта для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по вашему выбору.
1. Представление потенциального делового партнера руководству своей фирмы.
2. Приглашение любовника в гости к родителям.
3. Предъявление небольшой претензии дома великовозрастной дочери.
4. Требование насущное легкое, предъявляемое наедине старому другу.
5. Угроза малая прямая, обращаемая публично к подчиненному.
Упражнение. Ответьте по формуле "осуществительно-творительный конрапункт" на следующие обращения протагониста, а также на пять вопросов по вашему выбору.
1. - Скоро ли на вашей фабрике будет наконец освоен выпуск игрушечной железной дороги "Москва-Петербург"?
2. - Алло, это фирма "Киса-мурыса: помощь домашним животным"? Мне плохо!
3. - Шустрик, ты еще долго будешь рыться в этой норе?
4. - Евсик, сколько можно стоять у меня над душой?
5. - Виктор, скажи, ты еще не надоел самому себе?
"Растворительно-творительный контрапункт": раст - ... - раст - твор
Эта формула дает больший контраст (и эффект), нежели предыдущая - но пользоваться ей следует осторожно, чтобы партнера не увезли в реанимацию.
- (уныло-умирающим голосом) Мне так скучно... (раст) И одиноко... (раст) И никому уже не нужен (раст) (внезапно, бодро) Может, пива выпьем? (твор)
Упражнение. Предварите следующие реплики, а также пять коротких реплик в творительной модальности по своему выбору, серией растворительных фраз, добиваясь сильного эффекта по формуле "растворительно-творительный контрапункт".
1. - А Аникей не то, что прочие - в космос вчера полетел.
2. - Шустрик, пошли гулять!
3. - А я на праздник иду!
4. - Что ж, Хавронья, твой черед настал!
5. - И, представляете, лопнул от жадности...
Пример.
- Все мы возрасту уже в тираж выходим. (раст) Амвросий демобилизовался. (раст) Вассиан от дел отошел. (раст) Африкан последнюю свою тонну стали выплавил. (раст) А Аникей не то, что прочие - в космос вчера полетел. (твор)
Упражнение. Придумайте короткий монолог по формуле растворительно-творительного контрапункта для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по вашему выбору.
1. Публичное выражение малой обиды непосредственному начальнику.
2. Донос устный клеветнический кукле на маму.
3. Возложение небольшой ответственности на близкого родственника за срыв обещания.
4. Соболезнование по случаю большой утраты деловому партнеру.
5. Объявление форс-мажора любимому мужчине.
Упражнение. Ответьте по формуле "растворительно-творительный контрапункт" на следующие обращения протагониста, а также на пять вопросов по вашему выбору.
1. - Виля, ты знаешь, что тебе пора ложиться спать?
2. - Сакердон Никанорович, как будем мэра принимать?
3. - Агния, не пора ли тебе домой?
4. - Папа, мне нужен новый саквояж для лекций.
5. - Порфирий, не щелкай клювом, ты мешаешь мне сосредоточиться!
"Растворительно-осуществительный контрапункт": раст - ... - раст - осущ
Эта формула может использоваться при тщательной философской подготовке конструктивного предложения:
- Бог сотворил человека, чтобы жить - в частности, дышать. (раст) А зверей зачем? - чтобы людей радовать. (раст) Ноги зачем человеку даны? - чтобы их использовать! (раст) Давай-ка, Анастасия, как всегда по воскресеньям, подышим свежим воздухом, на братьев наших меньших посмотрим. (осущ)
Упражнение. Предварите следующие фразы, а также пять реплик в осуществительной модальности по своему выбору, несколькими растворительными фразами, усилив концовку с помощью растворительно-осуществительного контрапункта.
1. - А я по своему обыкновению хочу есть.
2. - И поэтому я, как и собирался, отправился пить пиво.
3. - Но мне это смешным не показалось.
4. - А я иду на очередную вершину.
5. - А мой босс обдумывает мои слова.
Упражнение. Придумайте короткий монолог по формуле растворительно-осуществительного контрапункта для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по вашему выбору.
1. Выражение наедине большой обиды непосредственному начальнику.
2. Донос устный истинный маме на бабушку.
3. Возложение малой ответственности на непосредственного начальника за неприятную ситуацию.
4. Легкоисполнимое поручение близкому родственнику.
5. Неофициальное представление сотрудника своей семье.
Упражнение. Ответьте по формуле "растворительно-осуществительный контрапункт" на следующие обращения протагониста, а также на пять вопросов по вашему выбору.
1. - Ефросинья, чем еще я тебе не угодил?
2. - Виля, на улице уже темнеет, так что поторопись со своим гулянием.
3. - Агния, не гни так шею над учебниками, смотреть тяжело!
4. - Папа, как ты думаешь, что важнее для девушки - шея или грудь?
5. - Парамон, не гавкай у двери - это не к нам!
"Осуществительно-растворительный контрапункт": осущ - ... - осущ - раст
Эта формула может использоваться для контрастной подготовки идеи распада объекта:
- Вот ходишь ты на работу? (осущ) Ешь, когда проголодаешься? (осущ) Спишь, когда ночь настает? - спишь, и просыпаешься утром. А днем - работа, работа, работа. (осущ) А вот для меня, бомжа по духу, всего этого не существует. (раст)
Упражнение. Предварите следующие фразы, а также пять фраз в растворительной модальности по своему усмотрению, несколькими осуществительными фразами для достижения большей убедительности.
1. И теперь она мне уже и не снится.
2. И надежду я уже потерял.
3. И затем растворился на глазах изумленной публики.
4. А от пятой попытки я уже твердо отказался.
5. И - буль-буль-карасики!
Упражнение. Придумайте короткий монолог по формуле осуществительно-растворительного контрапункта для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по вашему выбору.
1. Отказ на предложение непосредственного начальника.
2. Извинение среднее искреннее по существу наедине перед учеником.
3. Угроза прямая эмоциональная домашнему животному.
4. Уговоры близкого родственника публичные.
5. Обида косвенная, выраженная наедине своему врагу.
Упражнение. Ответьте по формуле " осуществительно-растворительный контрапункт" на следующие обращения протагониста, а также на пять вопросов по вашему выбору.
1. - Ефросинья, неужели моих мужских и деловых достоинств тебе недостаточно?
2. - Виля, неужели непонятно, что девочек нельзя бить так же, как мальчиков?
3. - Агния, займись физкультурой, а то у тебя скоро вырастет горбик!
4. - Шустрик, смотри, какая красивая пуделиха! Стриженная по последней моде, между прочим!
5. - Епифан, не точи когти о диван - он импортный, между прочим!
Упражнение. Придумайте по два диалога на следующие темы и на пять сюжетов по вашему выбору.
Действующие лица должны в своих трансляциях использовать следующие формулы:
а) протагонист - осуществительно-творительный контрапункт, партнер - растворительно-осуществительный контрапункт.
б) протагонист - осуществительно-растворительный контрапункт, партнер - растворительно-творительный контрапункт.
1. Студентка-первокурсница Агния просит у своего отца деньги на дорогую короткую юбку, без которой ей невозможно появиться на студенческой тусовке. Отец, однако, полон сомнений...
2. Хозяйка Глафира пытается приучить своего кота Епифана к порядку. Кот отстаивает свои права на независимость и отчаянно торгуется.
3. Старый холостяк Виктор, сидя на своем диване, рассуждает вслух об отрицательных качествах женского пола. Диван пытает ему возражать, всерьез или в шутку.
4. Столетний попугай Клавдий вместе со своей хозяйкой Аграфеной смотрят по телевизору программу новостей. Аграфена комментирует, а Клавдий с высоты своего жизненного опыта ее поправляет.
5. Дама Виолетта убирается и обсуждает со своим кактусом планы переустройства квартиры. У кактуса по каждому ее предложению - особое мнение.
Формулы чередования модальностей "змейка" полезны в случае длинных монологов - они позволяют их разнообразить, усиливать или стилистически модифицировать.
"Тонкая змейка": (осущ) - раст - осущ - раст - ...
Эта формула хороша для философски или пессимистически окрашенной речи. Тонкая змейка конкретизирует и "материализует" растворительную часть монолога, и в то же время объективирует и смягчает его "осуществительную часть:
- Ты виноват. (осущ) Само по себе это не страшно: каждый человек может оступиться. (раст) Но ты крадешь сладкое из буфета регулярно. (осущ) Конечно, потом тебя мучает совесть - и это хорошо. (раст) Но что же получается: ты регулярно ходишь с грязной совестью и портишь зубы! (осущ) В нашей семье так не принято. (раст)...
Упражнение. Сочините по формуле "тонкая змейка" монологи-рассказики от лица первоклассника на следующие темы и на пять тем по вашему выбору.
1. Как мне не повезло.
2. Почему родители мной часто недовольны.
3. Как я отвечал Артемию Ермолаевичу на уроке географии.
4. Как мы с Шустриком в парке заблудились.
5. Как я плавал на лодке.
"Плотная змейка": (твор) - осущ - твор - осущ - ...
Эта формула может быть использована для энергичного воздействия на партнера; ее следует избегать при взаимодействии с вышестоящим партнерам (если вы не хотите ему нагрубить).
Нет, ты представляешь: иду сегодня по улице - и встречаю - кого бы ты думала? - Иринея! (твор) Тебе, между прочим, тоже привет передает, и хочет увидеться. (осущ) Но каков фокусник - вдруг явился из чистого воздуха! (твор) И ничего, живет, говорит, не тужит. (осущ) И ты только представь себе - женился, негодяй! (твор) А мы с тобой только друг на друга и смотрим. (осущ) А у него молодая жена - представляешь - балерина! (твор)...
Упражнение. Сочините по формуле "плотная змейка" монологи-рассказики от лица первоклассника на следующие темы и на пять тем по вашему выбору.
1. Как я ходил на экскурсию в зоопарк (рассказ первоклассника).
2. Почему я опоздал на пути из школы домой.
3. Как случилось, что на меня наорала учительница и выставила из класса.
4. Как мы с Евсиком корабль в луже запускали.
5. Как я лазил на дерево.
Чередования сложных диалектических модальностей
Искусство общения (а также и составления письменных текстов) во многом определяется способностью человека использовать в каждый момент именно ту модальность, которая необходима, и за ошибки, а тем более грубые, приходится порой расплачиваться очень дорого - в первую очередь своей неадекватностью в глазах партнеров (или читателей, в случае письменного текста).
Первый навык, который нуждается в освоении - это навык свободного использования данной (простой или сложной) модальности, особенно если она раньше являлась для вас нелюбимой или даже табуированной, и выработке этого навыка посвящены предшествующие упражнения этой главы. Однако это еще не все - это скорее самое начало. Истинную свою силу модальности показывают, когда человек учится по своему выбору свободно их комбинировать и осваивает наиболее распространенные и удобные формулы чередования модальностей в монологах и диалогах.
Как вы, находясь в роли партнера, можете показать своему протагонисту, что его уважаете и внимательно слушаете, и, более того, стараетесь наладить с ним контакт? Первый ответ напрашивается: надо отвечать синтонно, то есть в той же модальности, которой пользуется протагонист. Однако это, во-первых, не всегда возможно по ситуации, а во вторых, будет некомплементарно в случае амбитонной трансляции, когда синастрические маркеры укажут вам на желательность иной модальности, чем пользуется протагонист. Что делать в этом случае?
Один из вариантов ответа звучит так: используйте в своем ответе модальность протагониста как субмодальность. При этом сохраняется ощущение присутствия соответствующего архетипа, но оно, так сказать, будет ненавязчивым. А модальность вы можете выбирать по своему усмотрению, в частности, учитывать синастрические маркеры.
Например, ваш друг задает вам вопрос:
- Ты слышал последние новости про Авдотью? твор(твор)
Этот вопрос звучит в подчеркнутой модальности творения, поэтому отвечать на него в модальности чистого осуществления или растворения было бы некомплементарно и невежливо:
- А что Авдотья? Живет да хлеб жует. (осущ)
- Авдотья - это последнее, что меня интересует. (раст)
Значительно комплементарнее ответить в том же смысле, который вы имеете в виду, но используя творительную субмодальность, например:
- А что Авдотья - живет да хлеб жует... неужели у нее что могло случиться? осущ(твор)
- Авдотья - последнее, что меня интересует, даже если она вдруг Нобелевскую премию за мир получит. раст(твор)
Упражнение. Для каждого из следующих вопросов (обращений) определите его диалектическую модальность и ответьте, используя ее в качестве субмодальности своего ответа. То же задание для пяти вопросов по вашему выбору.
1. - Виктор, ты сегодня думал обо мне?
2. - Андрон, срочно подними голову от своих учебников!
3. - Шустрик, как я рад, что ты наконец нашелся!
4. - Агния, тебе известны правила взрослых отношений между людьми?
5. - Папочка, ну зачем же ты так нудишь?
Упражнение. На каждую из следующих тем придумайте диалог, в котором протагонист обращается к партнеру, меняя диалектические модальности своих реплик, а партнер отвечает в одной и той же диалектической модальности, но всякий раз подстраивает субмодальность под модальность предыдущей реплики протагониста. То же задание для пяти сценок по вашему выбору.
1. Влюбленный в Сусанну Ерофей (протагонист) уговаривает ее зайти сегодня вечером к нему домой. У Сусанны другие планы, однако ссориться с Ерофеем она не хочет. Сусанна выступает в модальности осуществления, но меняет субмодальности.
2. Ефросинья - любовница большого начальника Зиновия Каллистратовича - пытается намекнуть ему, что ее статус не вполне ее устраивает, по крайней мере, надолго. Зиновий не хочет конфликта, но и жениться не имеет никакого намерения. Зиновий выступает в модальности растворения.
3. Складской пес Елизарыч расписывает болонке Дуне преимущества жизни на свободе. Та, однако, сомневается и отвечает в модальности осуществления
4. Молодожены Вольдемар и Анастасия обсуждают планы на ближайшее воскресенье. Вольдемар очень любит животных и природу, Анастасия скучает по маме и папе, но ссориться с Вольдемаром не хочет. Анастасия выступает в модальности творения.
5. Ефим - хозяин черепахи Христофора - пытается выяснить, почему у того плохое настроение и предложить что-то для развлечения любимого животного. Однако Христофор - пессимист, и выступает в модальности растворения.
Пример. Сценка 1.
Ерофей. (без подготовки) Милая, давай сегодня вечером ко мне заглянем?! (твор)
Сусанна. Ну, мы же обычно по городу гуляем - а сегодня что-то особенное случилось? осущ(твор)
Ерофей. Я думаю, мы когда-нибудь умрем от скуки во всех этих кафешках и пабах. (раст)
Сусанна. Пока что еще живем, Ерик, не надо о грустном. осущ(раст)
Ерофей. (внезапно, энергично) Мне так хочется увидеть тебя наедине! (твор)
Сусанна. А ты обращаешь внимание на окружающих? Чего вдруг? осущ(твор)
...
Мягкие модальные переходы
Переход (в пределах одной трансляции) от одной чистой модальности к другой (родственной) нередко воспринимается как грубый и немотивированный, создавая впечатление разрыва в логике или стиле. Чтобы этого избежать, его лучше смягчать промежуточной фразой со сложной модальностью.
Существуют две основные мягкие формулы перехода от одной чистой модальности (М1) к родственной ей (М2):
формула "ковер": М1 - М1(М2) - М2
формула "плащ": М1 - М2(М1) - М2
Например, переход от творительной модальности к осуществительной по формуле "ковер" выглядит так:
- Здравствуй, дорогая Сусанна! (твор) Какая радость, что ты есть у меня! твор(осущ) Сегодня мы, как и положено влюбленным, идем на концерт. (осущ)
Формула "творительно-осуществительный плащ" иллюстрируется следующей трансляцией:
- Здравствуй, дорогая Сусанна! (твор) Я так жду тебя, и наконец ты здесь! осущ(твор) Сегодня мы, как и положено влюбленным, идем на концерт. (осущ)
Еще примеры:
"осуществительно-растворительный ковер":
- Я не ругаю тебя, Шустрик. (осущ) Я тебя воспитываю - для твоего же блага. осущ(раст) Собака - друг человека! И человек - друг собаки. (раст)
"Осуществитеьно-растворительный плащ":
- Я не ругаю тебя, Шустрик. (осущ) Я виноват, и я ругаю себя. раст(осущ) Собака - друг человека! И человек - друг собаки. (раст).
Упражнение. Продолжите следующие реплики и пять творительных реплик по вашему выбору, пользуясь формулами "творительно-осуществительный плащ" и "творительно-осуществительный ковер".
1. - Я не ругаю тебя, Венедикт.
2. - Это фирма Киса-мурыса?
3. - Игнат, мне у вас интересно.
4. - Виолетта, я скучаю.
5. - Харитон Харитонович, к нам гости!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формулам "творительно-осуществительный плащ" и "творительно-осуществительный ковер".
1. - Я вам не доверяю, Лазарь.
2. - Ну так что, Анфиса, вы согласны?
3. - Извинитесь, Яков!
4. - Зачем, скажи мне, Беатриса, такая шуба незамужней женщине?
5. - Почему так печально, Аглая?
Упражнение. Придумайте в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору обращения по формулам "творительно-осуществительный плащ" и "творительно-осуществительный ковер".
1. Приветствие на загородной прогулке недавнего знакомого.
2. Приглашение неофициальное младшего брата к выяснению отношений.
3. Претензия большая долговременная, выраженная наедине руководителю фирмы.
4. Угроза косвенная существенная взволнованная, обращенная к домашнему животному.
5. Уговоры наедине любимого напряженные.
Упражнение. Продолжите следующие реплики и пять творительных реплик по вашему выбору, пользуясь формулами "творительно-растворительный плащ" и "творительно-растворительный ковер".
1. - Ну и ну, Фалалей!
2. - Ах! Зачем же, Фрол?!
3. - И тут на моем горизонте возникла фигура Тиграна.
4. - Мама, я собираюсь выйти замуж!
5. - Патрикей, у нас будет ребенок!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формулам "творительно-растворительный плащ" и "творительно-растворительный ковер".
1. - Я, наверное, скоро умру, Манефа.
2. - Приходи в гости, Трифон, да поскорее.
3. - Трудно в новом классе, Протас?
4. - Ты не замерз, Калиник?
5. - Пока суть да дело, я, пожалуй, выпью пива.
Упражнение. Придумайте в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору обращения по формулам "творительно-растворительный плащ" и "творительно-растворительный ковер".
1. Приветствие радостное старого врага.
2. Обещание маловероятное для исполнения вынужденное близкому родственнику.
3. Призыв к лучшему другу сменить жизненную позицию.
4. Сообщение партнеру об окончании совместного делового сюжета.
5. Вызов оппонента на смертный бой.
Упражнение. Продолжите следующие реплики и пять осуществительных реплик по вашему выбору, пользуясь формулами "осуществительно-творительный плащ" и "осуществительно-творительный ковер".
1. - В небе солнышко к солнцевороту движется.
2. - (появляясь) Ходил тут бродил вокруг.
3. - Сегодня я опять видел Эльвиру.
4. - На каком у нас Магда месяце?
5. - Что тебе, Лия, до моих личных дел?
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формулам "осуществительно-творительный плащ" и "осуществительно-творительный ковер".

<< Пред. стр.

стр. 16
(общее количество: 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>