<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

6. Немедленно извинитесь!
7. До свидания, дорогие хозяева.
8. Разрешите вам представить моего старого друга, яхтенного капитана Виталия!
9. А вот этого я вам пожалуй, что и не позволю!
10. Я живу в этом приморском городе уже не первый десяток лет.
11. Мне нужно время, чтобы обдумать ваше предложение.
12. Я живу по принципу: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается.
Примеры:
1. - Я именно потому и живу здесь, в Сибири, что летом жарко - сказывается континентальный климат. (ког)
2. - (ненавязчиво) Ну, пока суть да дело, и торжество еще только готовится, давайте попробуем познакомиться, а потом уже и к столу перейдем. Меня, например, зовут Василий Филимонович - а кто у нас следующий? (фон)
4. Осы роились над медным тазом с вишневым вареньем, не пренебрегая и блюдечком с розовой пенкой - начиналась осень. (фон)
6. - Было бы очень хорошо, если бы вы подали нам всем пример на будущее, и не отлагая в долгий ящик, извинились бы перед несправедливо обиженным вами человеком - моральный климат в нашем коллективе от этого существенно выиграет. (фон)
7. - Время нашего визита подходит к концу. (фон)
9. - А вот этого я вам пожалуй, что и не позволю, потому что такие вещи - не в моих правилах. (фон)
12. - Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается, поэтому я вас выслушаю, но свое решение отложу до понедельника. (ког)
Упражнение. Придумайте и произнесите по фразе в каждой из семантических модальностей в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору:
1. Знакомство на пляже со знаменитостью.
2. Знакомство неофициальное на работе с солидным мужчиной.
3. Поздравление неофициальное в гостях большого начальника с удачным приобретением.
4. Представление официальное делового партнера руководству фирмы в бане.
5. Приглашение неофициальное предполагаемое на завтра дочери на концерт.
6. Предъявление претензий малых долговременных в поезде возлюбленной.
7. Обвинение значительное необдуманное, предъявляемое наедине близкому родственнику.
8. Извинение малое искреннее перед куклой.
9. Требование актуальное легкое необычное обдуманное, предъявляемое публично к подчиненному.
10. Приветствие на курорте дальнего родственника.
Пример:
Сценка: знакомство на пляже со знаменитостью.
- (подползая ненавязчиво поближе и глядя в море) Каких замечательных людей можно встретить на этом пляже ранним утром! (фон)
- Здравствуйте, Алла Борисовна! Можно я вам представлюсь: ваш поклонник Никита! (ког)
- Ах, не может быть! Я глазам своим не верю (зажмуривается). Вы ли это?! Неужели?! (всплескивает руками) (стил)
Упражнение. Закончите следующие фразы так, чтобы они приобрели модальность: а) фоновую и б) когнитивную.
1. - Я тебе, Фабиан, помогу.
2. - Вы сегодня очень милы, Берта.
3. - Я вас, Алевтина попрошу мне помочь.
4. - Пожалуйста, Олимпий Исидорович, заходите.
5. - Можете не сомневаться, Ириней, я вам обязательно отомщу.
6. - Силантий, примите поздравления от дяди Паисия.
7. - Витовт, вам известны обстоятельства образа жизни вашей жены в последнее время?
8. - Я тебя, Казимир, предупреждаю: будь осторожен!
9. - Корова - друг человека.
10. - Вчера мне встретился Родион.
Упражнение. Придумайте 10 реплик, которые в зависимости от продолжения могут приобрести как фоновую, так и когнитивную модальности и приведите эти продолжения.
Упражнение. Начните следующие реплики так, чтобы они приобрели: а) фоновую и б) когнитивную модальность.
1. Это вряд ли.
2. А Велизар за коровой пошел.
3. А мне больше нравятся лабрадоры.
4. Солнце близится к закату.
5. Мороз мне нипочем.
6. Вам, Аграфена, стоило бы об этом подумать.
7. Я не возражаю.
8. Карл снова украл кораллы.
9. Я вам сочувствую.
10. Скоро вам конец, дорогой Увар!
Пример:
"Это вряд ли".
- Не думаю, чтобы в нашем положении такие методы могли бы принести какую-то пользу. Это вряд ли. (фон)
- Думаешь, Вячеслав скоро вернется? Это вряд ли. (ког)
Упражнение. Ответьте на следующие реплики в каждой из семантических модальностей.
1. - Откуда вы меня знаете?
2. - Сколько я могу вас упрашивать, Парфен Патрикеевич?
3. - Звучит как будто подозрительно.
4. - Уступите дорогу инвалиду!
5. - Ухожу, ухожу, не смею больше вас тревожить, Гликерия Нифонтовна!
6. - Позвольте предложить усталому путнику чаю с плюшками.
7. - Есть ли у вас место для ночлега?
8. - Давно ли вы, Матильда, в последний раз меняли место работы?
9. - Не чихай мне прямо в лицо, пожалуйста!
10. - Подвинься, Арсений!
Пример:
- Откуда вы меня знаете?
- Был как-то давно интересный момент жизни нашего государства, когда два ответственных человека оказались в тесной зависимости друг от друга. (фон)
- Мы встречались на совещании в кабинете министра 11 августа прошлого года. (ког)
- Очень, очень интересный вопрос! И КАК бы мне хотелось, что бы вы (подходит близко и глядит в глаза) САМИ это вспомнили! (стил)
Упражнение. Придумайте 10 вопросов или обращений и на каждое из них ответьте в каждой из семантических модальностей.
Упражнение. Сочините сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору; герои должны придерживаться указанных семантических модальностей.
1. Легкомысленная барышня Сусанна с опозданием приходит на свидание с влюбленным в нее юношей Ерофеем. Он ее любит, но все же несколько недоволен опозданием, и пытается ей объяснить, почему это нехорошо; она же плохо понимает суть его претензий, но ссориться не хочет.
Модальности: а) барышня - (фон), юноша - (ког); б) барышня - (ког), юноша - (стил).
2. Молодожены Вольдемар и Анастасия пытаются распределить между собой домашние и социальные обязанности.
Модальности: а) Федор - (фон), Виктория - (ког); б) Федор - (ког), Виктория - (фон); Федор и Виктория - (стил).
3. Начинающий биолог Феофан - свежий выпускник биофака - приходит наниматься на работу в зоопарк. Директор зоопарка Харитон Харитонович пытается выяснить его интересы, объяснить ему сущность его возможной работы и выяснить, насколько он для нее подходит.
Модальности: а) Биолог - (фон), директор - (ког); б) биолог - (стил), директор - (фон); в) биолог - (ког), директор - (стил).
4. Гостеприимный хозяин Игнатий развлекает гостя Валентина. Тот пытается объяснить, что ему давно уже пора домой, но хозяин его ни за что его не отпускает, мотивируя необходимостью выпить еще чаю, попробовать персикового варенья с орехами, предлагая переночевать и т. д.
Модальности здесь и в следующих сценках - на ваше усмотрение.
5. Клиентка Софи в имидж-студии "Совершенство" объясняет мастеру макияжа Светлане, куда она идет (своя или чужая свадьба, официальный прием, знакомство с перспективным женихом и т. п.), как будет одета и какой именно макияж ей нужен. Светлана задает уточняющие вопросы.
6. Капризный клиент-гурман делает заказ официанту в шикарном ресторане.
7. Водитель со стажем обучает начинающего (тот сидит за рулем) тонкостям своего ремесла.
8. Отец инструктирует семилетнего сына, как надо прилично вести себя за столом, когда придут важные гости. Тот задает уточняющие вопросы, отвлекается, хихикает и т. д.
9. Любитель-садовод Игнат ведет по своим владениям друга Порфирия, угощает его плодами и рассказывает о своем деле. Друг ничего в этом не понимает, но пытается быть вежливым, задает нелепые вопросы и т. п.
10. Петух Мефистофель, сидящий на заборе, пытается самоутвердиться за счет пса Кубика, сидящего на цепи у своей конуры. Пес дает ему отпор.
11. Лягушка Клава, сидя на кочке на болоте, громко поет и радуется жизни. Умный еж Костя предупреждает ее об опасностях жизни.
12. Лиса Лариска предлагает волку Георгию (Жоржу) вместе изловить и съесть зайца Захара. Волк тяжел на подъем, сыт и полон сомнений по поводу ее идеи.
Пример.
Директор зоопарка Харитон Харитонович (протагонист) обвиняет Захара - служителя жирафа Жоржа в плохом уходе за животным.
а) Модальности: директор - (ког), служитель - (стил).
Директор: Захар, а что это у тебя жираф так захирел в последнее время, а?
Служитель: (делает большие глаза, удивленно) Да как так? Да неужто?
Директор: Полинял Жоржик-то наш, похудел... ребра торчат почему, спрашиваю?
Служитель: (съеживается, синеет лицом) Скучает, поди, по теплу, родимый... Х...холодно у нас, ух! Стужа! (дрожит с несчастным лицом)
Директор: Ну хорошо, рефлектор я тебе выпишу. Но худой такой почему?
Служитель: (горестно выпучивая глаза) Тоскует по дому, должно... (роняет слезу)
Директор: А питается хорошо?
Служитель: (радостно) Аппетитище - во! (показывает большой палец) Но моркови (горестно) НЕ ЖЕЛАЕТ! (с беспомощным видом разводит руками в стороны)
Директор: А причем тут морковь? Ему бананы положены, ананасы...
Служитель: Да откуда ж они то ж на базе-то ж? Зима, чай, на дворе, Харитон Харитоныч! (смотрит на директора как на идиота) А морковь (радостно) - она завсегда есть! (широко улыбается)
...
б) Модальности: директор - (стил), служитель - (фон).
Директор: (горестно) Уморишь ты меня, Захар! В могилу сведешь! И землей засыплешь! (показывает жестами, как это будет происходить)
Служитель. Я, Харитон Харитоныч, уже двадцать лет как в зоопарке работаю. Ни отдыху, ни сроку себе не даю. Двумя медалями "За мужество при уходе за животными" отмечен, между прочим.
Директор: (жалобно) Жоржик-то наш... Краса и гордость зоопарка и всего города! Африканский красавец! И что с ним?! Смотреть не на что!
Служитель: Бывает, что животные и болеют, а потом, ничего, выздоравливают... так уж в природе заведено, и что с этим поделаешь?
Директор: А у меня от этой твоей природы скоро ИНФАРКТ будет (прижимает руку к сердцу, закатывает глаза). Посетителям, между прочим, зоопарка, между прочим, не нужны животные, вызывающие ОСТРУЮ жалость. У них У САМИХ проблем - хватает (делает скорбное лицо).
Служитель: У животных ведь как: было бы питание нормальное - и сразу проблем поменьше.
...
в) Модальности: директор - (фон), служитель - (ког).
Директор: Мне интересно знать, понимаешь ли ты, Захар, что такое по-настоящему хороший зоопарк, такой зоопарк, которым может гордиться весь город, а то и область?
Служитель: Понимаю, Харитон Харитоныч!
Директор: И ведь нехорошо получается, если граждане идут в зоопарк полюбоваться на красивых, ухоженных ценных зверей, привезенных из далеких стран, и видят перед собой каких-то заморышей?
Служитель: Это мой Жорж - заморыш?!
Директор: Складывается такое впечатление, что экстерьер и самочувствие твоего подопечного не идеальны.
Служитель: Это вы на что намекаете, Харитон Харитоныч? Я вас не понимаю.
Директор: Есть такая степень худобы живого существа, которая красит только манекенщиц.
Служитель: Так ведь одно дело - как он у себя в Африке ест, и другое - две кисточки гнилых бананов в день по разнарядке. Вот накладная. (показывает директору)
Директор: Да, с южными фруктами в северных странах бывают перебои... Но неужели в нашей ситуации нет никакой альтернативы?
...
Упражнение. Сценки на троих. В этих сценках заняты по три участника, каждый из которых использует определенную семантическую модальность. Каждую сценку сочините в 2-3 вариантах со сменой используемых героями модальностей. Аналогичное задание для пяти тем по вашему выбору.
1. Волчатник в зоопарке. Три волка: Никанор, Григорий и Семен обсуждают тягости и преимущества жизни в зоопарке по сравнению с волей, ругают начальство: смотрителя волчатника Емельяна, директора зоопарка Харитона Харитоновича, ответственного за территорию Маврикия, ответственного за животных Капитона и т. д.
2. Экскурсовод Виталий ведет экскурсию по зоопарку. Девочки Марфа и Василиса задают ему вопросы, обсуждают увиденное между собой.
3. Папа, мама и сын Лапусик обсуждают летние планы на отпуск: папа любит водный туризм на севере, мама - курорты на юге, а Лапусик - бабушку в деревне и компьютер дома. Каждый приводит свои аргументы, пытаясь убедить остальных, или предлагает что-то оригинальное.
4. Два сына-близнеца Геннадий и Гаврила уговаривают маму пойти с ними вместе на концерт рок-группы "Ух ты - ах ты". Маме, однако, больше нравится Вертинский. Разговор о музыкальных предпочтениях.
5. Бегемот Федор, питон Пафнутий и зубр Зинаида обсуждают последние события жизни зоопарка: рождение жирафят, увольнение смотрителя зубрятника Порфирия, появление новичка - грифа Григория.
6. Девочки Лика (10 лет) и Вика (16 лет) пристают к своей маме, чтобы она купила им на 8-е марта новые платья (джинсы, ...). Мама пытается отбиваться или отделаться незначительными тратами.
7. Директор зоопарка Харитон Харитонович предлагает своим заместителям Маврикию (ответственному за территорию) и Капитону (ответственному за животных) навести порядок в зоопарке: и с животными, и с посетителями. Те соглашаются, но антитонно, так как сделать это не так просто.
8. Косметолог Светлана, парикмахер Виктория и массажист Николай хотят организовать салон красоты и обсуждают его возможное название, расположение в городе, рекламу, клиентуру и т. д.
9. Байкеры Марек и Витька уговаривают робкую девушку Леночку прокатиться вместе с ними по ночному городу.
10. Обеденный стол, диван и торшер обсуждают своего хозяина - старого холостяка Виктора.
11. Новоселье. Хозяйка новой квартиры Валентина показывает ее своим подружкам Ирине и Марине. Те восхищаются, завидуют, слегка подкалывают хозяйку.
12. Пассажирский самолет преследует летающая тарелка. Командир корабля Касьян, пилот Епифан и стюардесса Генриетта (Рита) решают, что делать.
СЛОЖНЫЕ СЕМАНТИЧЕСКИЕ МОДАЛЬНОСТИ
Во многих трансляциях ощущается одновременное присутствие сразу двух, а иногда даже и всех трех архетипов семантической семьи: и Фонового, и Когнитивного, и Стилистического. В таких случаях человек (сознательно или подсознательно) выбирает один из них как основной, а второй - как вспомогательный, и мы говорим, что трансляция имеет сложную семантическую модальность, когда к основной модальности добавляется субмодальность. Мы рассмотрим их "поименно".
Использование фоновой модальности означает, что человек ничего "особенного" или конкретно-значимого не говорит - он лишь так или иначе формирует ситуацию, в рамках которой он (или его партнер) находится.
Модальность фон(фон)
Фоно-фоновая модальность используется, например, когда идет абстрактная или метафорическая расшифровка фоновой фразы:
- Дело было давно - очень давно, и память о тех событиях растаяла. фон (фон)
- Мы ведь давно с тобой дружим - как пара лебедей. фон (фон)
- А теперь я готов предложить вам мой рассказ - он подобен оглушительной молнии! фон (фон)
- А теперь я вам кое-что расскажу, из серии: "как оно в жизни иногда бывает". фон (фон)
Фразеологизмы и пословицы в модальности фон (фон)
Было - и быльем поросло.
Из огня да в полымя.
Земля русская вся под Богом.
Русский народ - царелюбивый.
Не лечиться худо, а лечиться еще хуже.
Что сделано, то свято.
Упражнение. Найдите или вспомните фразеологизмы и пословицы в модальности фон(фон).
Упражнение. Придумайте ситуации, где естественно возникает модальность фон(фон).
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по вашему выбору так, чтобы они приобрели модальность фон(фон).
1. - Мне нужен холодильник небольшого размера.
2. - Зачем тебе дельфин, Виля?
3. - Мне радостно это слышать.
4. - Бегу, бегу.
5. - Это не в моих силах.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору, используя модальность фон(фон).
1. - Не хотите ли пообедать, Боян?
2. - Давайте прогуляемся по парку, Эсфирь.
3. - Вы довольны своей работой, Аполлон?
4. - Ты слышишь в соседней пещере урчание саблезубого тигра, дорогой?
5. - Пришло время, Сусанна, сказать маме о наших отношениях.
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения в модальности фон(фон).
1. Предложение старшему брату отправиться на улицу.
2. Отказ от несвоевременного предложения руки и сердца.
3. Согласие с предложением когда-нибудь навестить общего знакомого.
4. Призыв к высокому начальнику повысить зарплату на фирме.
5. Косвенная просьба приватная отдаленная во времени к домашнему животному.
Модальность фон(ког)
Фоно-когнитивная модальность естественно возникает, когда в фоновой по общему смыслу трансляции присутствует существенное содержание - но оно все же не главное, а предварительное. Фоно-когнитивные трансляции встречаются, может быть, даже чаще, чем чисто фоновые - какой-то прямой смысл есть почти в любой реплике. Чисто фоновые трансляции это те, в которых совсем нет прямого смысла, не известного человеку; если же прямой смысл трансляции является для него новым и хотя бы немного существенным, то трансляция приобретает когнитивную субмодальность (иногда даже и модальность). Поэтому здесь нередко возникает ситуация амбивалентности: трансляция, являющаяся для протагониста чисто фоновой, воспринимается партнером в фоно-когнитивной модальности, а иногда даже в когнитивно-фоновой или вовсе чисто когнитивной.
Вот, например, на пороге вашего дома появляется гость, который говорит:
- Сегодня свежо.
Если этот факт хорошо вам известен, и гость знает, что этот факт вам известен, то модальность его реплики (и для него, и для вас) - чисто фоновая. Если он думает, что сегодняшнее похолодание вам неизвестно, и имеет для вас некоторое, но не очень существенное значение, то для него модальность его сообщения - фоно-когнитивная. Если же он обеспокоен вашим здоровьем и хочет, чтобы вы, выйдя на улицу, ни в коем случае не простудились, то модальность этой его реплики - когнитивная или когнитивно-фоновая (если он собирается развить свою мысль дальше, например, указать вам на необходимость надеть плащ). В какой же модальности прозвучит эта реплика для вас? Подумайте сами, и обратите внимание на то, насколько при этом для вас будет существенна интонация, с которой произнесена эта фраза гостя.
Примеры фоно-когнитивных трансляций:
- А теперь, дети мои, послушайте историю из моего детства, как я обманул свою маму и что из этого вышло. фон (ког)
- (при входе дочери в дом) Ну наконец-то, прискакала коза. фон (ког)
- А теперь можно сыграть так: я буду мамой, а ты - всячески за мной ухаживать. фон (ког)
Фразеологизмы и пословицы в модальности фон(ког)
В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Суть вот в чем.
Быть беде!
Бог попущает, и свинья гуся съедает.
Рассказывает с пятого на десятое.
Закон один на всех.
Попасть в точку.
Не лечиться худо, а лечиться еще хуже.
В лесу дров не нашел.
На Руси никто с голоду не умирывал.
Путь-дорога.
Упражнение. Найдите или вспомните фразеологизмы и пословицы в модальности фон (ког).
Упражнение. Придумайте ситуации, где естественно возникает модальность фон (ког).
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по вашему выбору так, чтобы они приобрели модальность фон (ког).
1. - Я слышу топот оленьего стада.
2. - Что интересного ты видел на улице, Виктор?
3. - Тебе понравился мой жених?
4. - Сибирь славится своими морозами.
5. - Хорошо на семинаре без руководителя.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору, используя модальность фон (ког).
1. - Как вам понравилась моя норковая шуба?
2. - Я так скучал по вас, Иван Пафнутьевич!
3. - Поймите, я работаю в зоопарке уже три года и знаю, о чем говорю.
4. - Сегодня, мама, я была в гостях у Иакинфа!
5. - И что, Евстратий, можете вы рассказать относительно миграции тунцов в Атлантическом океане?
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения в модальности фон (ког).
1. Начало рассказа о своей жизни до замужества.
2. Конец трагической истории о щенке.
3. Приглашение на танец молодой замужней женщины.
4. Сомнение в справедливости слов своего старшего товарища.
5. Восхищение публичное нарядом младшей подруги.
Модальность фон(стил)
Фоно-стилистическая модальность характерна для трансляций вводного или косвенного характера, имеющих определенный стилистический акцент - однако не затмевающий "фонового" аспекта трансляции. Примеры:
- (встречая гостя, разочарованно) А, это ты... фон (стил)
- (подчеркнуто льстиво) Хотелось бы, уважаемый Кузьма Филимонович, чтобы вы чувствовали себя в нашей фирме хорошо, ведь мы вас так преданно любим и безмерно уважаем... фон (стил)
- (больно тыкая ребенка пальцем под ребра, заигрывающим тоном) А теперь я тебя мучить буду, терзать!.. фон (стил)
Фразеологизмы и пословицы в модальности фон (стил)
В Сибири бабы коромыслами соболей бьют.
Поднять на смех.
Будь здорова, как корова, плодовита, как свинья.
Глядит, словно не солоно хлебавши.
Все одно.
Упражнение. Найдите или вспомните фразеологизмы и пословицы в модальности фон (стил).
Упражнение. Придумайте ситуации, где естественно возникает модальность фон (стил) .
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по вашему выбору так, чтобы они приобрели модальность фон(стил).
1. - На завтра у нас нет еды.
2. - Ваш автомобиль проехал на красный свет.
3. - Неужели тебе не стыдно, Рафаил?
4. - Сегодня тебе, Натан, никто не звонил.
5. - Ура!
Упражнение. Ответьте на следующие вопросы и на пять вопросов по своему выбору, используя модальность фон (стил).
1. - До каких пор я должен терпеть это безобразие, Мануил?
2. - Сережа опоздал на свидание?
3. - Когда ты, Анемподист, наконец объяснишь свое поведение?
4. - Я правда молодец, Манефа?
5. - Ты никогда больше не будешь так говорить, Самсон?
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения в модальности фон (стил) .
1. Приглашение новой знакомой в любимый бар "Наслаждение".
2. Извинение перед начальником небольшое за случайный промах.
3. Сомнение в законности требований родителей.
4. Отказ косвенный от приглашения на свадьбу бывшей подруги.
5. Приглашение товарища на скорое семейное празднование.
Модальность ког(фон)
Когнитивно-фоновая модальность свойственна трансляциям, чей основной смысл - прямой, но относится к ситуации в целом, например:
- Смени-ка тон, дорогой мой Елизар! ког(фон)
- А я вам прямо скажу: засиделись вы, друзья мои, заскучали! ког(фон)
- И чтобы вы знали: я - не продаюсь, во всяком случае, за деньги! ког(фон)
Модальность ког(фон) нередко можно спутать с модальностью фон (ког) - все зависит от того, как в субъективном восприятии протагониста и партнера расставлены акценты, чего больше в трансляции - "фоновости" или "когнитивности". Здесь иногда дать априорный ответ сложно; важными намеками являются следующие: иньская модальность и предварительная осведомленность психологически усиливают фоновый акцент, ослабляя когнитивный (янская модальность и новизна информации - наоборот). Например, иньская фраза:
- Ты можешь подойти ко мне, Исидор.
- скорее всего будет воспринята партнером как фоно-когнитивная, в то время как ее янский вариант:
- Подойди ко мне, Исидор.
- вероятнее всего прозвучит для него в когнитивной модальности.
Фразеологизмы и пословицы в модальности ког (фон)
Родительское слово на ветер не молвится.
Хоть по-старому, хоть по-новому, а все отец старше сына.
Удалиться на покой.
Отдать Богу душу.
Ученье - свет, а неученье - тьма.
Дело мастера боится.
Дал муж жене волю - не быть добру.
Позволить себе.
Родиться в рубашке.
Пустить козла в огород.
Купить кота в мешке.
С добрыми речьми милости просим.
Упражнение. Найдите или вспомните фразеологизмы и пословицы в модальности ког (фон).
Упражнение. Придумайте ситуации, где естественно возникает модальность ког (фон).
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по вашему выбору так, чтобы они приобрели модальность ког (фон).
1. - И делать так - не смей!
2. - Парфен - невезучий человек, но - умница!
3. - И, представляешь, сует мне фальшивый доллар!
4. - А где тут граница нашей родины?
5. - Ах, как я страдаю!
Упражнение. Ответьте на следующие вопросы и на пять вопросов по своему выбору, используя модальность ког (фон).
1. - Вы когда получили свои права?
2. - С какой скоростью можно ехать по скользкой дороге?
3. - Почему у бегемота короткие ноги?
4. - Продается ли на луне лимонад?
5. - Чем лошадь отличается от кобылы?
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения в модальности ког (фон).
1. Обращение к самому себе рано утром.
2. Призыв к сыну встать с постели.
3. Упрек небольшой ядовитый, обращенный к старшей сестре.
4. Восхищение красотой своей спутницы среднего возраста.
5. Корректное по форме сомнение в эффективности плана, предложенного непосредственным подчиненным.
Модальность ког(ког)
Когнитивно-когнитивная модальность характерна для прямых указаний с прямыми же уточнениями, например:
- А сейчас мы, Анастасия, пойдем в зоопарк - и там накормим верблюда. ког(ког)
- Нет, Рената, потому что ты - школьница. ког(ког)
- Шустрик, этого - нельзя! - и даже не виляй хвостом. ког(ког)
Фразеологизмы и пословицы в модальности ког (ког)
Сеял - не смерил, ел - не считал.
Черт стриг свинью - визгу много, а шерсти нет.
Пар костей не ломит.
Вынь да положь.
Где прошла свинья, там и почесалась.
Пришла беда - не брезгуй и ею!
Упражнение. Найдите или вспомните фразеологизмы и пословицы в модальности ког (ког).
Упражнение. Придумайте ситуации, где естественно возникает модальность ког (ког).
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по вашему выбору так, чтобы они приобрели модальность ког (ког).
1. - Неужели вас, Доминик, никогда не тянет пройтись по улицам родного города?
2. - Ромуальд, накрывай на стол.
3. - Скучно вам одной, Вероника, живется?
4. - Приятно хотя бы иногда услышать свое имя, произнесенное с нежной интонацией.
5. - Знаешь, мне твоя Наталия - что козе баян.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору, используя модальность ког (ког).
1. - Расскажите о вашей жизни в эмиграции, Казимир!
2. - Не прикасайся ко мне, негодяй!
3. - А чему посвящена ваша жизнь в целом, Велимир?
4. - Тпру, родимый!
5. - (призывный взгляд)
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения в модальности ког (ког).
1. Восхищение природой, обращенное спутнице.
2. Элегическое воспоминание о молодости.
3. Приглашение нового знакомого на концерт старинной музыки.
4. Знакомство на горной тропе с любознательной девочкой.
5. Признание публичное большой искупаемой вины перед своим народом.
Модальность ког(стил)
Когнитивно-стилистическая модальность нередко возникает в прямых по смыслу трансляциях, произносимых с ощутимыми стилистическими особенностями - но не "затмевающими" непосредственный смысл трансляции, а усиливающими (или, иногда, ослабляющими) его. Примеры:
- (грозно, с нажимом) Так ты идешь со мной или НЕТ?! ког(стил)
- (с возмущением) Так знай, Мефодий: КУЛЬТУРНЫЙ человек такой ОХРЕНИТЕЛЬНОЙ чуши не несет - ему стыдно, как Канту, нарушившему свой категорический императив! ког(стил)
Фразеологизмы и пословицы в модальности ког (стил)
Родился сын, как белый сыр.
Русский на авось и взрос.
Покатиться со смеху.
Ходить гоголем.
С горы вскачь, а в гору - хоть плачь.
Пристал, как банный лист.
Упражнение. Найдите или вспомните фразеологизмы и пословицы в модальности ког (стил).
Упражнение. Придумайте ситуации, где естественно возникает модальность ког(стил).
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по вашему выбору так, чтобы они приобрели модальность ког (стил).
1. - Скучно с тобой говорить, Евстигней!
2. - Смени тему, Аким!
3. - Уфф!
4. - Да мне как-то неудобно...
5. - Эх, где наша не пропадала!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору, используя модальность ког (стил).
1. - Тебе не холодно, Ермен?
2. - И очень бывает в разговоре с мужчиной приятно, когда вдруг получишь неожиданный комплимент вроде бы ни за что.
3. - Хитришь, Василиса!
4. - Ну что ты, Фотий, обижаешься - я же тебя люблю!
5. - Сомневаюсь я в себе, вот что!
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения в модальности ког (стил).
1. Нескромное предложение незамужней новой знакомой.
2. Удивление по поводу раннего визита непрошеного гостя.
3. Призыв косвенный публичный к гостям расходиться по причине позднего времени.
4. Приветствие радостное хозяина дома.
5. Просьба к младшей сестре вести себя потише.
Модальность стил(фон)
Стилистически-фоновая модальность характерна для трансляций, воздействующих на ситуацию стилистическими методами; при этом прямой смысл трансляции является несущественным, и основной акцент стоит на стилистике. Модальность стил(фон) отличается от фон (стил) тем, что для трансляции в модальности стил(фон) целью является демонстрация стилистических особенностей, а материалом, на котором это происходит, является ситуация; а для фон (стил)-трансляции целью является воздействие на ситуацию, а средством - стилистические особенности трансляции.
- засучивая рукава, выразительно) Эх, где наша не пропадала! стил(фон)
- (надрывно) Ох-ох-ох! Тяжко! стил(фон)
Фразеологизмы и пословицы в модальности стил (фон)
Рыжий да красный - человек опасный!
Была не была...
Тряхнем стариной!
Как гора с плеч свалилась!
Любо дорого посмотреть.
Стал, как бык, и не знаю, как быть.
Упражнение. Найдите или вспомните фразеологизмы и пословицы в модальности стил (фон).
Упражнение. Придумайте ситуации, где естественно возникает модальность стил (фон).
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по вашему выбору так, чтобы они приобрели модальность стил (фон).
1. - Мне нужен свежий хлеб, Марго!
2. - Вы превысили скорость, мадам!
3. - Мой муж не любит невежливых молодых людей.
4. - Страдания лечат душу, но не тело, Эраст.
5. - Приходите, присоединяйтесь к нам!
Упражнение. Ответьте на следующие вопросы и на пять вопросов по своему выбору, используя модальность стил (фон).
1. - Почему у орла изогнут клюв?
2. - Почему на озере не бывает барашков?
3. - Почему кошки прячут когти, а собаки - нет?
4. - Зачем льву на кончике хвоста кисточка?
5. - Чем енот отличается от барсука?
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения в модальности стил (фон).
1. Признание публичное своей незначительной старой вины перед матерью.
2. Упрек приватный горький, адресованный кукле.
3. Признание правоты критики по своему адресу.
4. Обращение к самому себе после сытного обеда.
5. Критика старого друга, разводящегося с четвертой женой.
Модальность стил(ког)
Стилистически-когнитивная модальность типична для трансляций, имеющих прямой смысл, который, однако, передается чрезвычайно выразительными стилистическими средствами, так что они выглядят уже как самоцель.
- (истошно крича) Ой! Больно! стил(ког)
- (ухмыляясь до ушей, интенсивно маша руками, жестами показывая: "Сюда, ко мне!") стил(ког)
- (надрывно; покрывая слезами и поцелуями) Любомир! Приехал! Наконец-то! Любимый! Милый! Ненаглядный! стил(ког)
Фразеологизмы и пословицы в модальности стил (ког)
И по роже знать, что Сазоном звать.
С твоей рожей только детей пугать!
Дал бы Бог дородству, а красоту сама добуду.
Каков привет, таков и ответ.
Шиворот-навыворот.
Охи да вздохи.
Фигу тебе с маслом!
Как корове седло.
Упражнение. Найдите или вспомните фразеологизмы и пословицы в модальности стил (ког).
Упражнение. Придумайте ситуации, где естественно возникает модальность стил (ког).
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по вашему выбору так, чтобы они приобрели модальность стил (ког).
1. - Решим ваш вопрос, Харлампий, не беспокойтесь.
2. - Прошу ваше снисхождения, господа!
3. - Откуда у тебя в сумочке презерватив, Бронислава?
4. - Что же делать, если моя мужская суть заговорила?!
5. - Таки-да плохо, моя девочка!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору, используя модальность стил (ког).
1. - Ты слышишь меня, Филофей?
2. - Не нужно только меня мучить понапрасну, Конкордия!
3. - Ну не знаю я, почему такая!
4. - Не надо меня дразнить, лучше погладьте!

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>