<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

5. - Не буду!
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения с модальности стил (ког).
1. Объявление форс-мажора кошке.
2. Призыв к тишине в семье.
3. Обещание приватное папе исправиться после несущественного промаха.
4. Извинение перед начальником за небольшое опоздание на работу.
5. Просьба к подчиненному не высовываться на торжественном собрании.
Модальность стил(стил)
Стилистически-стилистическая модальность возникает, например, в трансляциях, где один очень выразительный стиль включает в себя другой, например:
- (падает на колени, пристально умоляюще смотрит в глаза, жалобно воет) Аа....а!
- (грозно, громко) Кто я тебе - ВОШЬ деревенская!?
Фразеологизмы и пословицы в модальности стил (стил)
На пардон, на аман у русского и слова нет.
Рожа черна, да душа бела.
Втюрился, как рожей в лужу.
Рад бы заплакать, да смех одолел.
Упражнение. Найдите или вспомните фразеологизмы и пословицы в модальности стил (стил).
Упражнение. Придумайте ситуации, где естественно возникает модальность стил (стил).
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по вашему выбору так, чтобы они приобрели модальность стил (стил).
1. - Страна лежит в руинах, сэр.
2. - Прибыл гонец из Пизы.
3. - Умойся, Михаил!
4. - Смертельная усталость владеет мной безраздельно, Изабелла.
5. - (насмешливо) Тра-ля-ля!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору, используя модальность стил (стил).
1. - Ты действительно намерен со мной расстаться, Ксенофонт?
2. - Почем ваш опиум для народа, почтеннейший Харитон Поликарпович?
3. - Поднимается ветер, капитан!
4. - Зачем тебе мое раскаяние, Нонна?
5. - Тебе грозят старость и болезни, помни об этом, Феоктист!
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения с модальности стил (стил).
1. Обещание тихо вести себя дома в отсутствие родителей.
2. Отказ от неприличного предложения случайной знакомой.
3. Приглашение приватное товарища по играм к себе домой.
4. Призыв публичный эмоциональный к членам семьи экономить на расходах.
5. Сомнение в качестве работы правительства совей страны.
Упражнение. Определите сложные семантические модальности следующих трансляций. В случае необходимости уточните контекст.
1. - (нежно-умиленно) Кошенька, милый, ах!
2. - (гневно) Досифей, а СОВЕСТЬ ты ГДЕ забыл?
3. - Таким образом, приятное иногда совмещается с полезным - хотя, конечно, возможен и иной взгляд на вещи
4. - Поймите, Казимир: моя суть располагается совсем не там, где вы ее подозреваете.
5. - Хорошо, конечно, жить в роскоши - но немного утомляет, а, Степанида?
6. - Посмотри, Селиван: облака плывут, как взбитые сливки по киселю!
7. - Ну уж о чем тут говорить - разве помечтать о том, о сем...
8. - Раз ты, Олимпиада, мой босс - вот и командуй!
9. - (улыбаясь) Приятно поговорить, поспорить иногда - но только (раздраженно, гневно) не с ИДИОТОМ, Лазарь Климентьевич!
10. - (потягиваясь в постели, зевая) Где же ты, моя возлюбленная Пенелопа, твой Одиссей так по тебе скучает!
Упражнение. Продолжите следующие трансляции и пять реплик по вашему выбору так, чтобы они приобрели:
а) фоновую субмодальность,
б) когнитивную субмодальность,
в) стилистическую субмодальность.
1. - Виля, вставай!
2. - А мне, Васса, все равно.
3. - Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.
4. - Что в лоб, что по лбу.
5. - (прерывающимся от страха голосом, дрожа всем телом) Ой!
Упражнение. Сформулируйте следующие реплики и пять реплик по своему усмотрению в каждой их девяти сложных семантических модальностей.
1. - Виолетта, пришло время меня полить.
2. - Анастасия, почему ты на меня так загадочно смотришь?
3. - Шустрик, где твой ошейник?
4. - Евсик, неужели у тебя настолько интересные уроки?
5. - Виктор, мне пора сменить обивку.
Пример.
- Бывает и так, что живые существа нуждаются в уходе и заботе. фон (фон)
- Счастливые владельцы кактусов - некоторые - иногда склонны их поливать. фон (ког)
- Сушь страшная - прямо как в Африке... так и сдохнуть от жажды вся недолга, между прочим. фон (стил)
- Виолетта, полила бы, что ли любимое растение, уставшее от жизни и разочаровавшееся в ней... ког(фон)
- Виолетта, полей меня, пожалуйста - свежей водой. ког(ког)
- Виолетта! Если у тебя есть СОВЕСТЬ, то ПОЛЕЙ МЕНЯ! ког(стил)
- (с выражением) КАК это СТРАШНО - умирать от ЖАЖДЫ! стил(фон)
- (гневно) ВИОЛЕТТА! (умоляюще) Полей меня. ПОЖАЛУЙСТА! (бессильно опускает вниз все листья и колючки) стил(ког)
- (опуская листья) О! О! (опускает колючки) Ах! (слабым голосом) Ах... стил(стил)
Упражнение. Придумайте трансляции во всех девяти сложных семантических модальностях для следующих пяти ситуаций и для пяти ситуаций по вашему выбору.
1. Приветствие на прогулке домашнего животного.
2. Предъявление небольшой претензии в море возлюбленной.
3. Просьба косвенная наедине необычная небольшая срочная к ученику.
4. Обида косвенная публичная в семье существенная, предъявляемая внучке.
5. Сочувствие по случаю средней невосполнимой утраты дальнему родственнику.
Упражнение. Ответьте во всех сложных семантических модальностях на следующие вопросы и на пять вопросов по своему выбору.
1. - Как тебе понравилось в нашем зоопарке?
2. - Что вы думаете о судьбах своего народа?
3. - Неужели ты еще не все понял?
4. - Как тебя прикажешь понимать, дорогой?
5. - Далеко отсюда до ближайшего ресторана?
Упражнение. Придумайте диалоги по следующим темам и по пяти темам по вашему выбору. Герои сценок должны выступать в следующих модальностях:
а) протагонист - фон (ког), партнер - ког (стил),
б) протагонист - стил (ког), партнер - фон (стил).
1. Старый холостяк Виктор обсуждает со своим диваном достоинства и недостатки своей знакомой Кларисы, которая сегодня приходила в гости к Виктору и только что ушла.
2. Болонка Дуня рассказывает своей хозяйке Изабелле про свое знакомство со складским псом Елизарычем. Изабелла не в восторге от этого знакомства, но прямо запрещать Дуне что-либо не склонна.
3. Кот Гладиатор только что вернулся домой после трехдневного отсутствия и рассказывает своему хозяину Мардарию про свои подвиги и приключения. Мардарий в ужасе и восхищении.
4. Старшеклассник Андрон только что вернулся из Интернета и рассказывает маме про новости на сайтах и в мире. Мама пытается хоть что-то понять.
5. Первоклассник Виля сидит над тарелкой и о чем-то мечтает; мама пытается заставить его доесть свой обед и отправить гулять. Однако Виля думает о своем.
Упражнение. Придумайте диалоги по следующим темам и по пяти темам по вашему выбору. Герои сценок должны выступать в следующих модальностях:
а) протагонист - стил(фон), партнер - ког(ког),
б) протагонист - фон (фон), партнер - ког(фон).
1. Большой начальник Зиновий Каллистратович пытается солидно договориться со своей любовницей Ефросиньей о том, как провести вместе выходной день. Ефросинья, пользуясь случаем, высказывает ему свои претензии и взгляды на жизнь.
2. Мальчик Евстафий обсуждает со своей собакой Шустриком планы прогулки. Они, однако, несколько расходятся.
3. Аграфена - хозяйка столетнего попугая Клавдия - советуется с ним, стоит ли ей выходить замуж.
4. Маркел Маркелыч - директор фирмы "Киса-мурыса: помощь домашним животным" - выслушивает отчет за месяц консультанта фирмы Трофима и дает ему советы.
5. Байкеры Марек и Витька обсуждают маршрут поездки на мотоцикле, а заодно и накопившиеся взаимные обиды.
Упражнение. Придумайте по две сценки на следующие темы.
1. Зоопарк. Капитон (ответственный за животных) разговаривает в волчатнике с волками Никанором, Григорием и Семеном на тему об их поведении и недопустимости отпугивания посетителей. Волки отвечают ему по очереди (каждый в своей модальности): отругиваются или предъявляют ответные претензии.
Модальности: а) Капитон - ког(фон), Никанор - фон (ког), Григорий - ког(ког), Семен - стил(ког)
б) Капитон - ког(стил), Никанор - фон (стил), Григорий - ког(стил), Семен - стил(стил).
2. Старший менеджер по продажам фабрики "Карапуз" Наталия обсуждает с экономистом Алевтиной, технологом Домной и маркетологом Евдокией сравнительные достоинства разрабатываемых фабрикой игрушек: говорящего попугая Саввы, кукол "Фекла" и "Петюня" и железной дороги "Москва-Петербург".
Модальности: а) Наталия - фон (ког), Алевтина - ког(ког), Домна ког(стил), Евдокия - ког(фон),
б) Наталия - стил(ког), Алевтина - фон (фон), Домна - стил(фон), Евдокия - ког(стил).
3. Хозяин Касьян Гордеевич выходит во двор и разговаривает со своими соперничающими друзьями: псом Кубиком и петухом Мефистофелем.
а) Касьян Гордеевич - фон (фон), Кубик - ког(фон), Мефистофель - стил(стил).
б) Касьян Гордеевич - ког(ког), Кубик - фон (стил), Мефистофель - стил(фон).
4. Сакердон Никанорович - метрдотель ресторана "Элизиум" - делает инструктаж молодым официантам Леонтию, Леопольду и Луке. Официанты преданы идее, но плохо понимают мэтра и задают уточняющие вопросы.
а) Сакердон Никанорович - фон (стил), Леонтий - фон (ког), Леопольд - ког(стил), Лука - стил(фон),
б) Сакердон Никанорович - стил(фон), Леонтий - ког(фон), Леопольд - фон (фон), Лука - ког(стил).
5. Учительница Пульхерия Христофоровна вызвала в школу маму и папу первоклассника Вилена и обсуждает с ними его плохое поведение на уроках, недисциплинированность и т. д. Родители как могут отбиваются.
а) Пульхерия Христофоровна - стил(ког), мама - фон (фон), папа - ког(ког),
б) Пульхерия Христофоровна - фон (ког), мама - ког(фон), папа - фон (стил),
КОММУНИКАТИВНАЯ ПРАКТИКА
Сравнения семантических модальностей
Самой высокой (тонкой) из семантических является фоновая модальность, самой низкой (плотной) - стилистическая.
Чистые и смешанные трансляции
Далеко не все трансляции имеют отчетливую семантическую модальность, то есть являются откровенно фоновыми, когнитивными или стилистическими. Нередко в трансляции можно уловить влияние сразу двух, а то и всех трех архетипов из семантической семьи - такие трансляции называются семантически-смешанными.
Например, в энергичном приказе: "Вон отсюда!" - сопровождающемся зверской интонацией и выразительным жестом руки в направлении к двери, отчетливо ощутимы влияния и Когнитивного, и Стилистического архетипов.
Другой пример: фраза, произносимая в начале увлекательной истории: "А сейчас, дети, я расскажу вам один случай из моей молодости". Здесь налицо и когнитивный, и фоновый аспекты трансляции (когнитивный: "Я сейчас вам расскажу", фоновый: "случай из моей молодости"), так что трансляции является смешанной.
Если же ту же вводную фразу произнести с выражением, сделать большие глаза, устроить после нее многозначительную паузу и другими способами ее "раскрасить", то она приобретет еще и влияние Стилистического архетипа.
Однако смешанные модальности - это факт скорее теоретический, нежели практический. В действительности любой человек, столкнувшись со смешанной модальностью, осознанно или, чаще, неосознанно, делает для себя акцент на одной из составляющих ее семантических модальностей, как бы объявляя ее (для себя) главной, а вторую (и, если есть, третью) - второстепенной и подчиненной первой или вовсе несущественной.
Например, воспринимая фразу рассказчика: "А сейчас, дети, я расскажу вам одну историю из моей молодости", - слушатель может подсознательно сделать акцент или на первой (когнитивной) половине фразы, и тогда он услышит ее так: "А ТЕПЕРЬ, ДЕТИ, РАССАЖИВАЙТЕСЬ ПОУДОБНЕЕ И СЛУШАЙТЕ одну историю из моей молодости", - и модальность такой трансляции будет когнитивной. Другой же слушатель воспримет ту же фразу в противоположной акцентуации: "А теперь, детки, я расскажу вам ОДНУ ЗАМЕЧАТЕЛЬНУЮ ИСТОРИЮ ИЗ МОЕЙ ЮНОСТИ", - и модальность этой трансляции для него будет фоновой.
Упражнение. Модифицируйте следующие реплики и пять реплик по своему выбору, акцентировав (если это возможно) в них: а) фоновую модальность, б) когнитивную модальность и в) стилистическую модальность.
1. - Мне это неприятно слышать, Нестор Онисимович!
2. - Я вам это расскажу, Силантий - если вы меня выслушаете.
3. - Жил я тогда в городе Владимире на Клязьме.
4. - Немедленно прекрати, Шустрик!
5. - Клавдий, мудрая птица, неужели тебе уже сто лет?
Пример.
1а) - Мне, Нестор Онисимович, вообще-то бывает неприятно слушать такие вещи. (фон)
1б) - Мне это неприятно слышать, Нестор Онисимович! (ког)
1в) - Мне это неприятно (гримаса отвращения) слышать (бьет себя по ушам ладоням), Нестор Онисимович! (смотрит пристально прямо на Нестора, сузив глаза) (стил)
Синтонность и антитонность.
Одно из основных правил коммуникации звучит так: если в трансляции нет специальных синастрических маркеров, то ожидаемой модальностью ответа будет модальность данной трансляции. Иными словами, в отсутствие специальных синастрических маркеров комплементарным будет синтонный ответ (то есть ответ в той же модальности, что использовал партнер).
Например, ваш собеседник говорит вам в фоновой модальности, лениво и ненавязчиво, словно не ожидая ответа:
- Интересно, как там наши на чемпионате играют? (фон)
И вы, будучи квалифицированным коммуникатором, должны понять, что он имеет в виду не столько конкретный ответ в когнитивной модальности:
- Сегодня проиграли итальянцам со счетом 2:0, -
сколько создание контекста для приятного времяпрепровождения, и комплементарным будет ответ также в фоновой модальности, не слишком определенный и предоставляющий поле для дальнейшего развития контекста:
- Как смогли - так и сыграли; чего от них ждать при таком-то тренере... (фон)
А вот трансляция в когнитивной модальности:
- Где ты вчера был? (ког)
Она предполагает, ввиду отсутствия иных маркеров, когнитивный же, то есть короткий, прямой и ясный ответ, например:
- Утром - дома, днем - на работе, вечером - у Василия в гараже. (ког)
Антитонными и некомплементарными в данном случае будут ответы как в фоновой, так и в стилистической модальностях, например:
- Обычно по воскресеньям я отдыхаю на природе. (фон)
- Я не понимаю, почему я должен перед тобой отчитываться. (фон)
- Да уж был! Ого-го как был! (стил)
- У Танечки! Танюшечки! Танюсеньки-лапусеньки! (стил)
Понятно, что такие ответы скорее всего вызовут раздражение у спрашивающего.
Обратная некомплементарность, то есть когнитивный ответ на фоновый вопрос, воспринимается менее болезненно, но тоже не вполне адекватно:
- Как ты поживаешь? (фон)
- Вчера был в зоопарке, рассматривал бегемотов. (ког)
Еще примеры антитонных ответов:
- Виктор, принеси мне, пожалуйста, яблоко. (ког)
- Да, обязательно, конечно, я непременно буду иметь в виду твою просьбу. (фон)
- Петя, как хорошо, что ты у нас такой всегда добрый и заботливый! Будь всегда таким, пожалуйста! (фон)
- А сегодня что тебе понадобилось? (ког)
- (игриво) Привет, Ира-Ирочка-Иришечка! (стил)
- (деловито) Здравствуйте, Филимон Матвеевич. Когда вы сегодня сможете подписать мой отчет? (ког)
Упражнение. Определите модальность следующих обращений и пяти обращений по своему выбору и ответьте на них: а) синтонно, б) и в) антитонно.
1. - Играем, детки? Веселимся на славу?
2. - Как хорошо, что ты у нас есть, Софоний!
3. - Как жизнь молодая, Тигран?
4. - Ну, что еще тебе от меня надо, Флориан?
5. - Брысь, (с выражением) мерзавка!
6. - Ну ты прямо как Геракл смотришься, Одиссей на пути к Трое, герой древнеримский!
7. - (дрожа от страха и заикаясь) Мм...можно вв...войттти к вввам?
8. - Пошли к нам скорее, Феврония!
9. - А вы, Святослав Онисимович, индюк - и более ничего! Индюк Индюкович!
10. - Там, у них, за границей, все, конечно, по-другому...
Пример.
1а) - Играем, ага! Хорошо без взрослых! (фон)
1б) - Да, играем в лото на деньги. (ког)
1в) - (дерзко) Ух! Еще как! Хе-хо-ха! (стил)
Синастрические маркеры
Синастрические маркеры - это знаки, по которым партнер должен (или, по крайней мере, может) сообразить, какую модальность от него ожидает протагонист. Каковы же синастрические маркеры семантических модальностей?
Просьба перейти к фоновой модальности может быть выражена, например, так:
- Опишите, пожалуйста, вашу ситуацию в целом.
- Какова же была предыстория этой проблемы?
- Расскажите о сопутствующих обстоятельствах.
- Вы понимаете, в какое положение себя ставите?
- Обсудим предпосылки и общие условия.
Признак, по которому часто можно судить, что протагонист использует синастрическую фоновую модальность, заключается в том, что партнеру не вполне понятно, что конкретно он должен сказать (или сделать) в ответ, например:
- Я не понимаю, Егор, как человек с твоим опытом мог так глупо поступить.
- Объяснитесь, пожалуйста.
- Очень хорошо, что так все вышло.
- Где ты была, когда раздавали длинные ноги?
А вот типичные фразы, смыслом которых является просьба к партнеру использовать когнитивную модальность:
- Я не понимаю, к чему вы клоните.
- Что вы конкретно хотите сказать?
- Не могли бы вы высказать свою просьбу прямо (внятно)?
- Мы удалились от нашей темы.
Пожелание использовать стилистическую модальность может быть выражено так:
- Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой.
- Ты разговариваешь так, словно тебе все безразлично.
- Интересно, Вольдемар, ты способен перестать бормотать себе под нос всякую чушь и честно поцеловать любимую женщину?
- Ну хотя бы улыбнись мне на прощание!
Упражнение. Приведите примеры синастрических фоновых, когнитивных и стилистических маркеров и трансляций с этими маркерами.
Упражнение. Какие прямые и косвенные синастрические семантические маркеры есть в следующих трансляциях?
1. - А ты начни с самого начала.
2. - А что у тебя под носом, ты видишь? Ну скажи мне, что?
3. - Не хмурься, пожалуйста.
4. - А в какое это было время? В каком государстве? Где и кому ты тогда служил?
5. - Не дергайся.
6. - Не кисни.
7. - Не кричи на меня.
8. - Не трепещи так откровенно.
9. - Как ты думаешь, остальным легче?
10. - А совесть у тебя есть?
11. - Скажи, ты способен так поступить?
12. - Ты это сделал?
13. - Ну скажи, созрел твой план?
14. - Скажи, зреет (созревает) твой план?
15. - Ну хоть раз в жизни разозлись.
16. - А ты правда меня любишь?
17. - А как ты меня любишь?
18. - Подумай о семье
19. - Подумай о семье, МЕРЗАВЕЦ!
20. - Не смей и надеяться.
21. - Намекни, когда и при каких обстоятельствах мы можем снова встретиться.
22. - Скажи, когда и где мы снова встретимся?
23. - А известна ли тебе поговорка: "Уходя - уходи"?
24. - Ну сколько мне тебе объяснять, что близким женщинам надо время от времени дарить неожиданные мелкие подарки?
25. - А темперамент свой может покажешь?
26. - А чувства в тебе совсем никакого?
27. - А толком (конкретно) ты мне что-нибудь скажешь?
28. - Ну нельзя же так сразу к делу... не спешите, друг мой...
29. - Ну как оно идет, в общем и целом?
30. - А теперь, после всего, ответь мне: гусь ты или не гусь?
31. - И какое же обстоятельство тебе помешало?
32. - При каких обстоятельствах вы к нам обратились впервые?
33. - Ну хоть бы улыбнулся!
34. - Не хрюкай!
35. - Не сопи.
36. - Не говори так.
37. - Ну не сердись, пожалуйста.
38. - Смени гнев на милость.
39. - Не надо так трепетать.
40. - А кто из нас, скажи, глава семейства?
41. - Отец ты или не отец?
42. - Какую роль вы играете в сложившейся ситуации?
43. - Какую функцию исполняет этот прибор?
Упражнение. В следующих диалогах попытайтесь определить прямые и косвенные семантические синастрические маркеры и оцените, насколько ответ комплементарен, то есть следует предложенному маркеру.
1. - (нежно) Вставать пора, дорогой!
- Отстань, противная!
2. - (нежно) Вставай, дорогой!
- Так не хочется!
3. - (задумчиво) Пора бы тебе и за работу!
- (задумчиво) Давно пора!
4. - (задумчиво) Шел бы ты работать!
- (задумчиво) Только куда?
5. - Завтра же пойдешь учиться!
- Куда?
6. - Завтра же пойдешь учиться!
- Ухх!
7. - (вежливо) Мне ваше поведение неприятно. В высшей степени неприятно... (энергично) Понял, негодяй?!
- Да.
8. - (вежливо) Мне ваше поведение неприятно. В высшей степени неприятно... (энергично) Понял, негодяй?!
- (с чувством) Ну извини меня, гада такого! Прости грешного!
9. - Не кривляйся, пожалуйста, когда тебя спрашивают.
- Такое поведение было бы с мой стороны предосудительным.
10. - Отец ты или не отец?
- Ого-го!
11. - Мне бы хотелось, чтобы ты всегда отвечал мне на мои вопросы по существу.
- Задавай.
12. - Мне бы хотелось, чтобы ты всегда отвечал мне на мои вопросы по существу.
- Я постараюсь.
13. - Как хорошо на природе, на воле!
- Тебе действительно нравится?
14. - (провокационно глядя на партнера) Какой ты всегда теплый, уютный, мягкий...
- Ну, обними!
15. - (провокационно глядя на партнера) Какой ты всегда теплый, уютный, мягкий...
- Для тебя стараюсь...
16. - Ну почему, почему ты всегда такой... не такой? А?!
- А что конкретно тебе не нравится?
17. - Ну почему, почему ты всегда такой... не такой? А?!
- Ну потому, потому что... ПОТОМУ!
18. - Ну почему ты всегда, всегда такой ко мне равнодушный?!
- Я думаю, ты меня неправильно понимаешь.
19. - Мне хотелось бы с вами поговорить.
- Я вас слушаю.
20. - Какие темы для беседы вы предпочитаете?
- Ой!
21. - Берегись! Ванька идет!
- Ай!
Амбитонные трансляции
Амбитонной называется трансляция, в которой собственная и синастрическая модальности различаются; если же они одинаковы, то трансляция называется монотонной. В случае, если явных или неявных синастрических маркеров в трансляции нет, то она обычно воспринимается партнерами как монотонная, то есть комплементарным ответом на нее будет синтонный.
В отсутствие явных синастрических маркеров на синастрическую модальность амбитонной трансляции часто косвенно указывает использованная протагонистом субмодальность. Например, фоновая трансляция с когнитивной субмодальностью часто указывает партнеру на желательность его ответа в когнитивной модальности:
- Родителям бывает очень приятно, когда дети, придя из школы, что-нибудь рассказывают. (фон(ког); ког )
Упражнение. Модифицируйте двумя способами каждую из следующих трансляции и пять трансляций по вашему выбору, сохранив их семантическую модальность, но акцентируя субмодальности и таким образом придавая им соответствующие синастрические модальности.
1. - Мне неприятно, когда мной пренебрегают.
2. - (громко) Ой!
3. - Почему ты, Вавила, до сих пор дома?
4. - Ты уверен, что Дон течет на север?
5. - (уныло) И - буль-буль-карасики!
Пример.
1. - Мне неприятно, когда мной пренебрегают. (фон)
1а) - Мне неприятно, когда мной пренебрегают, (обиженно) как будто (плачущим голосом) Я - НИКТО! (фон (стил); стил)
1б) - Мне неприятно, когда мной пренебрегают, когда я принес важные известия. (фон (ког); ког)
Упражнение. Определите собственные и синастрические модальности следующих трансляций. Найдите амбитонные и монотонные трансляции. Для амбитонных трансляций придумайте синтонный и комплементарный ответы и сравните их друг с другом.
1. - Мне представляется необходимым с вами объясниться, и было бы интересно узнать ваше мнение на эту тему.
2. - (злобно, с эмоциональным нажимом) Ну, собака, рассказывай! С чего все, блин, началось, а?!
3. - Чего ты так на меня уставился, не пойму.
4. - Дуняша, Дунечка, красотка моя ненаглядная, иди же скорей-бегом на лапках-лапочках-лапусиках к своей любимой хозяюшке-мамочке, лизни ее язычочком в щечечку, нежненько-тихонечко!
5. - Я думаю, вначале мы определимся, кто будет убираться, кто готовить, а кто мыть посуду - а кто не согласен, может потопать ногами.
6. - (потирая руки) Ну, посмотрим, что ВКУСНЕНЬКОЕ ты нам, матушка моя, приготовила! (делает большие глаза и причавкивает)
7. - А теперь, Владилена, объясни пожалуйста, что ты вообще здесь делаешь?
8. - Интересно мне ОЧЕНЬ, какие такие могут быть ПРИЧИНЫ для твоего ОТПЕТОГО безделья - ХРОНИЧЕСКОГО!!
9. - И было бы очень хорошо, если бы участники совещания хоть иногда улыбались докладчику и друг другу.
10. - Как тебе не стыдно, Витольд!
11. - А пошел ты в задницу, Ярополк!
12. - Дамы и господа имеют честь быть приглашенными к столу!
13. - Я что-то тебя не пойму: снимать мне трусы или нет?!
Упражнение. Модифицируйте следующие обращения, превратив их в амбитонные.
1. - Отвечай прямо, Агния!
2. - Ну, неплохо мы с тобой устроились!
3. - (нежно, выразительно) Шустрик, песик, голодненький ты мой, скорее ням-ням!
4. - Ну все, Никодим, пиши-пропало, дрожжжи от ужжжаса - или пой! Ррреволюционные песни!
5. - Я тебя всегда ждал - и ты меня подождешь.
6. - Евсик, можно мне сказать пару слов на ушко этому шпицу?
7. - Зиновий Каллистратович, я тут сижу и думаю вот о чем: как вы считаете, приятны ли интересной молодой женщине одиночество и бедность?
8. - Ну, двинули?!
9. - Так ты женишься на мне или нет?
10. - Мне не хватает решимости... но неужели это обязательно всегда плохо?
Упражнение. Придумайте амбитонные трансляции в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору:
1. Приветствие в автобусе старого друга.
2. Знакомство неофициальное на торжественном собрании с солидным стариком.
3. Предъявление несерьезных претензий врагу на дикой природе.
4. Угроза в виде легкого намека физическая на ближайшее будущее случайному знакомому.
5. Соболезнование кукле по случаю большой восполнимой утраты.
Рассмотрим теперь особенности конкретных сочетаний собственных и синастрических семантических модальностей в случае, когда они различаются, то есть в амбитонных трансляциях.
Трансляции типа (фон; ког). Трансляции в фоновой модальности, апеллирующие к когнитивной модальности ответа характерны в ситуации, когда протагонисту не хочется задавать вопрос чересчур конкретно, но он при этом рассчитывает на то, что его партнер ответит прямо, без уверток:
- Пойми, Анисья, я такой человек, что тебе лучше прямо мне отказать, чем делать вид, что ничего не происходит! (фон; ког)
- На первый взгляд может показаться, что у нас ничего не происходит - но мы ждем от тебя свежего анекдота, и не потерпим проволочек! (фон; ког)
Нередко в этой модальности звучит ситуативный намек на прямое действие; или реплика, в ответ на которую предполагается действие или прямой уточняющий вопрос:
- Как это бывает замечательно, когда ты обо мне заботишься... (фон; ког)
- Неплохо бы закусить (значительный взгляд на партнера) (фон; ког)
- Послушная дочь всегда знает, как ближе к ужину можно порадовать своего папочку. (фон; ког)
- А сейчас самое время немного подкрепиться. (фон; ког)
- Как хорошо, гуляя по природе, дышать свежим воздухом, радовать свой взор чудными цветами, и слышать, любит ли тебя твой спутник... (фон; ког)
- (по случаю получения "двойки", жалобно) А я всегда думал, что настоящий учитель не бывает жестоким и не поставит двойку за простую оговорку... (фон; ког)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где возникают трансляции типа (фон; ког).
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять фоновых трансляций по своему усмотрению, снабдив их когнитивной синастрической модальностью.
1. - Смеркается уже, между прочим.
2. - Анфиса, пряник лучше кнута.
3. - Не по нутру мне твоя новая зазноба, Виктор: новая метла чисто метет.
4. - Обещанного три года ждут, Анисья.
5. - Сладкие речи приятно слышать и потом вспоминать.
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте фоновые обращения с когнитивной синастрической модальностью.
1. Приветствие нового друга, неожиданно появившегося на горизонте.
2. Объявление публичное о своем нежелании обедать вместе с семьей.
3. Заявление приватное о своем несогласии с волей домашнего животного.
4. Призыв публичный косвенный к совести куклы.
5. Апелляция к отцу по случаю обиды, полученной от младшего брата.
Трансляции типа (фон; стил). Фоновая трансляция, апеллирующая в стилистическому ответу партнера, нередко используется в ситуациях, когда протагонисту хочется вывести партнера из себя с помощью своего рода провокации:
- Конечно, человек не слишком большого ума - а откуда бы ему у тебя быть? - вряд ли справится с таким сложным заданием... (фон; стил)
Другие примеры:
- Мне представляется, что в сложившейся ситуации тебе, Аида, стоит сильно поднять свой голос. (фон; стил)
- (в интимной ситуации) Меня уже не нужно уговаривать, я давно согласна. (фон; стил)
- Как хорошо, находясь рядом с тобой, время от времени чувствовать телом твое присутствие... (фон; стил)
- Хорошие ученики, перед тем, как подойти к учителю, стараются четко сформулировать свою мысль. (фон; стил)
- Когда ты перестанешь верещать, заикаться и размазывать сопли, мы с тобой сможем нормально поговорить. (фон; стил)
Еще примеры - косвенное неодобрение чужих манер:
- Очень бывает приятно, когда люди с тобой разговаривают, обращаясь по имени... (фон; стил)
- А в доисторические времена человека, который не смотрел на собеседника, быстро съедали... (фон; стил)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где возникают трансляции типа (фон; стил).
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять фоновых трансляций по своему усмотрению, снабдив их стилистической синастрической модальностью.
1. - Трудно бывает сказать что-то определенное в неясной ситуации.
2. - Мне хочется что-то сказать народу.
3. - Не смею даже надеяться на ваше расположение, Виринея.
4. - Отчего же нельзя; многое нынче дозволено.
5. - Сумерки сгущаются, Юлиан.
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте фоновые обращения с стилистической синастрической модальностью.
1. Претензия приватная небольшая к старшей сестре.
2. Просьба публичная к дочери о снисхождении.
3. Попытка знакомства с красивой немолодой женщиной на официальном приеме.
4. Извинение пылкое небольшое перед сыном.
5. Сообщение приятелю о трагическом событии в жизни страны.
Трансляции типа (ког; фон). Когнитивная трансляция, предполагающая фоновый ответ, часто звучит несколько неопределенно для партнера - нередко это вопрос об общих обстоятельствах, распределении ролей, позициях и т. п. Для этой пары модальностей характерны риторические вопросы.
- Ну скажи, на кого ты в последнее время похож? (ког; фон )
- Отец ты мне или не отец? (ког; фон )
- Скажи, Виктор - тебе хорошо на своем диване? (ког; фон )
- Скажите, Зиновий Каллистратович, какова моя роль в вашей жизни? (ког; фон )
- Расскажи мне о своих корнях, откуда ты вообще? (ког; фон )
В этой модальности звучит трансляция, содержащая указание на фоновую модальность, или вопрос о ролевых расстановках:
- Расскажи мне, пожалуйста, все с самого начала, как оно происходило, с чего оно начиналось, какие были времена... (ког; фон)
- Давай поменяемся ролями. (ког; фон)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где возникают трансляции типа (ког; фон).
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять когнитивных трансляций по своему усмотрению, снабдив их фоновой синастрической модальностью.
1. - Прекрати меня раздражать, Феоктист.
2. - Наши выиграли у немцев с разгромным счетом.
3. - Зачем тебе рояль вместо прекрасного пианино?
4. - Объясни мне, Наина, на что ты потратила мою месячную зарплату?
5. - Не спеши, Полиект, на работу - все равно уже опоздал.
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте когнитивные обращения с фоновой синастрической модальностью.
1. Призыв к перемирию среди младших детей.
2. Вопрос приватный скромный о своем месте в жизни жены.
3. Апелляция к добрым чувствам нижних соседей при затоплении их квартиры.
4. Согласие с критикой высокого начальства.
5. Попытка вовремя отправить ребенка спать.
Трансляции типа (ког; стил). Когнитивная трансляция, апеллирующая к стилистическому ответу, это, например, прямой призыв к невербальной трансляции партнера:
- Дарья, обними меня, что-ли! (ког; стил)
- А ты не отвечай словами, а плюнь мне в глаза! (ког; стил)
- Ты бы хоть вздохнул для приличия! (ког; стил)
- Прекрати рыдать и успокойся. (ког; стил).

<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>