<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

- Не надо дрожать всем телом. (ког; стил).
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где возникают трансляции типа (ког; стил).
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять когнитивных трансляций по своему усмотрению, снабдив их стилистической синастрической модальностью.
1. - Ты, Ардалион, зря меня обманываешь - я все вижу!
2. - Досифей, ты такой милый - пошли завтра со мной на берег реки!
3. - Шустрик, прекрати гавкать, соседей разбудишь!
4. - Ну, а теперь решайся и ложись, Анфиса!
5. - Нет, ни за что!
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте когнитивные обращения с стилистической синастрической модальностью.
1. Покупка на рынке дорогих овощей.
2. Предложение приватное неформальное своих услуг начальнику.
3. Сомнение в качестве предложенной сделки.
4. Утверждение своей жизненной позиции перед семьей.
5. Знакомство со знаменитостью в самолете.
Трансляции типа (стил; фон). Стилистическая трансляция, предполагающая фоновый ответ - это нередко сильная провокация, так как стилистическая модальность "заразительна" и партнер искушается на стилистический же, то есть некомплементарный ответ (впрочем, будучи искушенным, он может ответить в сложной модальности стил(фон) или фон (стил)).
- (активно жестикулируя) Я НЕ понимаю, ну ОБЪЯСНИ старому, БЕЗНАДЕЖНО старому своему отцу, зачем современной девушке НЕПРЕМЕННО необходима (показывает руками) короткая юбка на бретельках? (стил; фон )
- (напевно) А мне хорошо с тобой... а мне хорошо с тобой... а тебе хорошо ли со мной... глупенькой такой?.. (стил; фон )
- (гневно, с нажимом) Я ПОНЯЛА! Я тебе просто НАДОЕЛА! (хитро улыбаясь) Надоела за эти годы совсем? (стил; фон )
- (выразительно) КАК же вы мне надоели! Горе мне, горе! Уйметесь вы когда-нибудь, наконец, аспиды!? (стил; фон )
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где возникают трансляции типа (стил; фон).
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять стилистических трансляций по своему усмотрению, снабдив их фоновой синастрической модальностью.
1. - (тяжело, но с облегчением вздыхая) Уфффф!
2. - (страдальчески выгибая брови)
3. - (выразительно водя кукишем перед глазами партнера) Во!
4. - (с большими глазами) ОГО!
5. - А я вам что - СВИНЬЯ СОБАЧЬЯ?!
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте стилистические обращения с фоновой синастрической модальностью.
1. Призыв к товарищу по классу нарушить дисциплину.
2. Попытка публичная нарушить душевное равновесие учителя.
3. Смирение показное при уличении во лжи.
4. Отказ энергичный возмущенный от предложения мамы вымыть руки перед едой.
5. Презрение к щенку, не умеющему разговаривать словами.
Трансляции типа (стил; ког). Стилистическая трансляция, предполагающая когнитивный ответ - это нечто очень убедительное, даже порой чересчур. Важно, отвечая на нее, не обезьянничать, хотя это и трудно.
- (громко, выразительно гримасничая) А теперь ты СКАЖИ мне ПРЯМО: окончательная УРОДКА я или НЕТ?! (стил; ког)
- (ерничая) И какую же отметку соизволил проставить мне мой возлюбленный учитель? (стил; ког)
- Отвечай же, да или нет, ХРЕН ЧЕРТОВ! (стил; ког)
Нередко в этой модальности идет сильно стилистически окрашенное указание или вопрос, предполагающие внятный ответ или исполнение:
- (грозно) Ты куда прешь, ЧЕРТ ЗАСПИРТОВАННЫЙ?! (стил; ког)
- (Энергично жестикулируя, по-военному точно) Одна нога здесь - другая - там! В магазин и обратно - шасть - марш - ать - два! Вопросы - есть?! (стил; ког)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где возникают трансляции типа (стил; ког).
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять стилистических трансляций по своему усмотрению, снабдив их когнитивной синастрической модальностью.
1. - (энергично мотая головой) У-у.
2. - Это очень с вашей стороны, Иероним Виссарионович, (делая большие глаза) ВЕЛИКОЛЕПНО!
3. - Ты со мной что - наигралась, как кошка со слабеющей мышкой? Ам - и нету?!
4. - Да я?! Да ты?! Ну НЕТ!!!
5. - (с горечью, гримасничая) Эх!
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте стилистические обращения с когнитивной синастрической модальностью.
1. Прошение приватное эмоциональное о помиловании к маме после тяжкого проступка.
2. Усмирение разбушевавшегося сына.
3. Призыв к наведению порядка в доме.
4. Попытка привлечь к себе внимание соседки по самолетному креслу.
5. Прощание надолго с любимой куклой.
Упражнение. Сочините трансляции во всех рассмотренных выше сочетаниях модальностей для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по вашему выбору.
1. Приветствие в море дочери.
2. Просьба публичная терпящая небольшая ответственная к деловому партнеру.
3. Извинение малое серьезное лживое по существу перед любимым.
4. Объявление о начале рабочего сюжета домашнему животному.
5. Сочувствие подруге по случаю средней восполнимой утраты.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения протагониста (а также на пять обращений по вашему выбору) комплементарно и
а) в фоновой синастрической модальности;
б) в когнитивной синастрической модальности;
в) в стилистической синастрической модальности.
1. - Шустрик, немедленно домой!
2. - А что, Шарлотта, быть беременной - это вообще стыдно?
3. - Ты нужен мне, Евстафий, как пастух - целому овечьему стаду!
4. - (садясь на пол в подъезде, кокетливо улыбаясь партнеру) Вставунюшки-поднимунюшки!
5. - Подвинься, Сысой!
Амбивалентные трансляции.
В диалогах нередки ситуации, когда протагонист и его партнер по-разному определяют модальность трансляции - и не потому, что они невнимательны, а по той причине, что они воспринимают ее с разных позиций - и имеют на это полное право. Однако протагонисту, использующему такую трансляцию - она называется амбивалентной - следует быть осторожным, так как неотслеженная амбивалентность нередко является причиной больших недоразумений и неприятностей в общении.
Вот, например, интеллигент, пытающийся на свойственном ему языке объяснить "простому" человеку свой взгляд на вещи - он говорит когнитивно, а партнер воспринимает его речь как неуместно сильно стилистически окрашенную "высокими" или вовсе непонятными словами. Наоборот, стилистически нейтральная когнитивная речь "низов", для которой матерная "смазка" играет роль знаков препинания, звучит в резкой стилистической модальности для юной интеллигентной девушки, не имеющей опыта общения в соответствующей среде.
Путаница между фоновой и когнитивной модальностями также приводит к большим недоразумениям, когда у партнеров есть существенные расхождения в областях своей информированности: то, что для протагониста самоочевидно и хорошо известно и используется им как введение (фоновая модальность), может быть откровением для его партнера и воспринято им в когнитивной (и даже иногда в стилистической) модальности. Есть и другие обстоятельства, затрудняющие разделение фоновой и когнитивной модальности. Например, для женщины вопрос:
- Милый, ты меня еще не разлюбил? -
как правило, имеет фоновую модальность - она никак не имеет в виду, что на него надо отвечать по его смыслу, но предполагает, что ее партнер придет в свое былое любовно-эмоциональное состояние и ответит ассоциативно-эмоционально, например:
- Ах, моя ненаглядная!
Для нормального же мужчины этот вопрос звучит как заведомо когнитивный, и он начнет на него занудно-ментально отвечать, полностью разрушив коммуникацию и создав у (любимой им!) подруги ощущение, что "он ее не понимает".
Упражнение. Придумайте (если это возможно) ситуации, в которых следующие трансляции окажутся амбивалентными.
1. - Я сегодня шлялся по бабам.
2. - Гусь свинье не товарищ.
3. - Вчера была свадьба Брониславы и Прокофия.
4. - Как хорошо, Виринея, что ты у меня есть!
5. - Судьба всех больших политических инициатив нашего времени - полное забвение, в лучшем случае - снисходительная улыбка будущего историка.
6. - Мировой Разум открыт для каждого, кто к Нему апеллирует в своих помыслах, хотя бы и низменных.
7. - Вот так-то вот, дорогой товарищ Доротея.
8. - Земной шар дал приют многим рекам, морям и океанам, не говоря уже о прочих людях и зверушках.
9. - Ни-ни, Нюня, ни-ни!
10. - Тсс! (поднося палец к губам)
КОНТЕКСТ
Роль контекста
Одна и та же трансляция в зависимости от контекста может иметь разные семантические модальности - фоновую, когнитивную или стилистическую. Например, одна и та же фраза в зависимости от обстоятельств может:
прозвучать общим местом, и следовательно, получить фоновую модальность;
оказаться весьма содержательной, и быть воспринятой когнитивно;
показаться совершенно непонятной или "выпендрежной", и потому оказаться стилистической.
Рассмотрим, например, фразу:
- Символом отношений в моей семье мог бы служить огнедышащий вулкан.
Высказанная мужем в приватной беседе со своей женой, эта фраза имеет для нее фоновую модальность, поскольку самоочевидна и подразумевает продолжение. Однако та же самая фраза, адресованная новой знакомой мужа, имеет отчетливую когнитивную модальность, то есть очевидный смысл, не нуждающийся в дальнейшей расшифровке. И эта же фраза, сказанная публично в среде, не склонной к использованию пышных метафор, вполне может быть воспринята как неуместный выпендреж, то есть в стилистической модальности.
Упражнение. Придумайте 10 реплик, которые в зависимости от фразы, которая им предшествует, приобретают а) фоновую и б) когнитивную модальность. Приведите эти предшествующие фразы.
Упражнение. Придумайте (если это возможно) ситуации, в которых следующие фразы имеют: а) фоновую модальность и б) когнитивную модальность.
1. Антарктические пингвины - моя любовь.
2. Печальна участь влюбленного на расстоянии.
3. На солнышке и душа отогревается.
4. Корнилий теперь как сыр в масле катается.
5. Уволь, батюшка!
6. Хорошо.
7. Приходите в гости, Орест Ипполитович!
8. Некрасиво получается, уважаемый Гермоген!
9. Весной все коты очень оживляются.
10. А мне тут хорошо!
Упражнение. Придумайте десять фраз, которые в зависимости от контекста могут иметь фоновую или когнитивную модальность, и опишите эти контексты.
Письменный текст
В письменном тексте семантические модальности предложений обычно довольно четко обозначаются.
Всевозможные описания природы и костюмов действующих лиц в художественной прозе имеют отчетливую фоновую модальность, так же, как и исторические, географические и прочие экскурсы и отступления:
Давным-давно, в стране удивительной и необыкновенной, жил небольшой, но дружный народ. (фон)
Наоборот, диалоги и описания действий героев имеют обычно когнитивную модальность:
И тут Иван-дурак взмахнул своим мечом и, изловчившись, отрубил двенадцатую голову Змею-горынычу. (ког)
Cтилистические средства в письменной речи используют все профессионалы, имеющие целью произвести на предполагаемого читателя сильное впечатление. К их числу относятся метафоры и сравнения, игра слов, откровенные преувеличения и преуменьшения, а также шрифтовые изыски: различные комбинации вопросительного и восклицательного знаков, курсив, жирный шрифт, подчеркивание, прописные буквы вместо строчных и т. п. На интернет-сайтах с теми же целями активно используются шрифты различных цветов и причудливых начертаний.
- Вот ТАК-ТО вот! дорогой ты наш Никодим Валерьяныч!!!! (стил)
Стилистическая модальность в письменной речи часто возникает при нарушении (разовом или систематическом) языковых правил, отображении акцента, использовании диалектов, просторечий, жаргона и т. п.
- Вы за мене не опасайтесь, теть Клава, я весь он тут. (стил)
В качестве примера рассмотрим школьное сочинение. После каждой фразы указана ее модальность (с точки зрения автора сочинения).
Роман "Евгений Онегин" как зеркало русской жизни 19 века
Сочинение ученика 8 класса
Пушкин - великий русский поэт. (фон) Он жил в России в 19 веке нашей эры. (фон) Это была царская Россия. (ког) И Пушкин ее описывал в своем знаменитом романе в стихах. (фон)
Много значения в своем романе Пушкин уделял природе. (фон) Он описывал природу весной, летом, осенью и зимой. (ког) Он также описывал Петербург, деревню, где скучал Евгений, блестящую речку, лес, коньки, Жучку и волков, а также улетающих журавлей. (ког) Мне особенно про волков понравилось, так здорово! (стил) "С своей волчихою голодной выходит на дорогу волк". Ух! (стил)
Основное внимание в своем романе поэт уделил светскому обществу. (фон) Оно было блестящее, но жило за счет крестьянства. (ког) По поводу Евгения Онегина Пушкин пишет, что он был его друг и что быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей. (ког) Онегин был дельным человеком не только потому, что заботился о ногтях, он также учил французский язык и латынь, посещал балет, волочился за светскими дамами, играл на бильярде в деревне, где заменил ярем барщины старинной на оброк легкий, ухаживал за Татьяной, убил на дуэли Ленского и потом долго странствовал по свету. (ког) В общем, повезло человеку! (стил)
Особенно подробно Пушкин описывает жизнь деревни. (фон) У Татьяны, например, была крепостная няня. (фон) И она пела ей песни и рассказывала сказки - наверное, те же самые, что Арина Родионовна - самому Пушкину. (ког) А какие же еще?! (стил) А еще Онегин с утра садился в ванну со льдом - ужас! (стил) После чего ему подавали резвого жеребца, и он на нем катался до обеда, порой срывая с губ крестьянки черноокой младой и свежий поцелуй. (ког)
Однако Ленского, своего лучшего друга, к тому же - поэта, Онегин все-таки убил. (ког) А зря! (стил) Ничего такого плохого Ленский ему не сделал, я считаю. (ког) Жаль юношу, погибшего в цвете лет! (стил) Впрочем, как пишет Пушкин, наверное все равно бы он впоследствии состарился и умер, так ничего интересного и не сделав - такова была жизнь в царской России! (фон)
Таким образом великий русский поэт 19 века Александр Сергеевич Пушкин отразил все стороны жизни русского общества этого века. (фон)
Упражнение. Расставьте модальности для каждой фразы этого сочинения с точки зрения учителя литературы.
Упражнение. Напишите школьные сочинения на следующие темы и на пять тем по своему выбору и определите семантическую модальность каждой фразы: а) с точки зрения автора сочинения, и б) с точки зрения учителя.
1. Образ Наташи в романе Л. Н. Толстого "Война и мир".
2. Совесть и корысть (по роману Ф. М Достоевского "Преступление и наказание").
3. Проблема борьбы со злом в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита".
4. Тема семьи в романе Л. Н. Толстого "Анна Каренина".
5. Я и тяжелый рок (свободная тема).
Упражнение. Сочините и небольшой рассказ по каждой из следующих тем в каждой из семантических модальностей.
1. Как я ловил щуку на блесну.
2. Как я со своим спаниелем Семой охотился на уток.
3. Как я разговаривал с инспектором дорожного движения.
4. Как я наблюдал солнечное затмение.
5. Как я ждал своего хозяина (рассказ щенка).
6. Почему плохо говорить неправду (объяснение родителя).
7. Где лучше проводить отпуск.
8. Как я встречаю злого, усталого и голодного мужа.
9. Как правильно помогать людям.
10. Как меня черт искушал.
11. Как правильно готовить овощи.
12. Как я живу на даче (письмо 10-летнего мальчика бабушке).
Пример. Рассказ "Как я ловил щуку на блесну".
- Я вообще очень люблю отдыхать на природе. По лесам погулять, по озерам, по рекам на лодке поплавать, рыбку разную половить - это ли не удовольствие? У нас природа-то и сейчас богатая, а тогда, двадцать лет назад, и вовсе изобилие было: что дичи, что грибов, что рыбы. И я частенько, бывало, беру лодку, спиннинг - и на рыбалку... отдых - это мое! И всякой разной рыбы, бывает, наловишь, сколько душе угодно, а уж от щук просто продыху нет. Весело, одним словом. (фон)
- Я всегда крючки у блесен сам затачиваю, чтобы кончики острые-острые были. И вот в последний раз - представляете - на совсем маленькую, окуневую блесну пятикилограммовую щучищу выловил. И еще десяток окуней приличных - а остальных выпустил: пусть еще подрастут. И уха в результате знатная получилась, прямо скажу: никогда еще такой не ел. (ког)
- Ну, щук на блесну - это класс! А я это дело - люблюуу..! Так она спинкой-то черной своей в воде ходит: туда-сюда, туда-сюда! (показывает рукой) А потом свечкой в воздух: фррр! И назад, и назад! (жест рукой вверх-вниз) Глупая она рыба, глупая. Но сильнаяааа... Но выносливости - чуть. Совсем мало выносливости. Устает, то есть, быстро - ну ОЧЕНЬ быстро! (стил)
Контекст устной речи
Как правило, в устной речи фоновая и когнитивная модальности сильно различаются интонационно: фоновая звучит легче и плавнее, когнитивная - резче, тяжелее и увереннее. Стилистическая модальность, помимо "письменных", то есть содержательных средств (метафоры и т. д.), часто выражается интонационно нестандартными репликами, сильно акцентированными жестами и гримасами. В стилистических трансляциях невербальные средства (жесты, гримасы) нередко полностью заменяют слова - таковы, например, отрицательные и положительные (кивок) жесты, гримасы отвращения, прыжки восторга и т. п.
- (легко) Сегодня уже как будто похолодало, снежок вроде полетел... (фон) (серьезно) А у тебя шуба на зиму есть? (ког) Тут, в Сибири, (выразительно съеживаясь) ШУБИЩА нужна! (стил)
Фоновая модальность часто используется, когда протагонист говорит "просто так", то есть заполняет межличностное пространство, и не имеет в виду, что его слова нуждаются в ответе или серьезном восприятии; в этом случае партнер вправе спросить: "А к чему это ты клонишь?" - или проигнорировать прямой смысл трансляции. При этом плохо информированный внешний наблюдатель вполне может счесть, что протагонист использует когнитивную модальность - что-то содержательное рассказывает, сообщает и т. п. - однако если обоим участникам ситуации это содержание не важно, оно становится фоновым фоном. Часто таким фоном являются риторические вопрос, и воспринимать их как когнитивные и отвечать на них по их прямому смыслу - грубая коммуникативная ошибка. Вот, например, жена, обращаясь к мужу, в ответ на его слова замечает:
- Неужели ты думаешь, что я такая безнадежная дура?
Если он сочтет ее реплику когнитивной и попытается ответить прямо, то независимо от смысла его слов ("Да, твои умственные способности часто недостаточны" или: "Нет, дорогая, что ты, я совсем так не думаю") его ответ будет некомплементарным, а правильно было бы проигнорировать в дальнейшем разговоре прямой смысл сказанных ею слов, но изменить способ разговора, показав, что он уважает ее мнение и считается с ним.
В диалоге стилистические особенности часто возникают по контрасту с ситуацией в целом или с предыдущей репликой протагониста: если партнер отказывается следовать предложенным ему ситуацией или протагонистом модальностям, чаще всего возникает сильный стилистический перекос, и трансляция неизбежно приобретает стилистическую модальность, ибо становится важным не то, что человек говорит, а то, как он это делает; вообще, сильно некомплементарный ответ нередко воспринимается как невежливость, грубость, глупость или даже бунт. А бунт хуже всего (и преступнее всего) стилистический, так как стилистическая модальность плотнее когнитивной, а самая тонкая из семантических - фоновая модальность. Так называемая "наглость" (как и нежность) - понятие на 90% стилистическое.
В ситуации разговора с высоким начальником в его кабинете вызванному "на ковер" сотруднику следует придерживаться преимущественно когнитивной модальности, не утомляя большого босса стилистическими изысками. Но будет еще хуже, если подчиненный начнет использовать фоновую модальность - это может вызвать у босса справедливое негодование, так как она в данной ситуации по праву принадлежит ему.
В разговорах между друзьями следует не забывать про стилистическую модальность - она очень украшает общение, хотя и требует немалых энергетических затрат. Пренебрежение к фоновой модальности - грех многих мужчин, предпочитающих прямой смысл (когнитивную модальность) антуражу - и теряющим при этом многие тонкости. Наоборот, стремясь ненавязчиво поддержать беседу, облегчить партнеру рассказ или смягчить чересчур острый спор, полезно использовать фоновую модальность - хотя при злоупотреблении она может привести партнера в ярость.
ФОРМУЛЫ ЧЕРЕДОВАНИЯ МОДАЛЬНОСТЕЙ
Семантические модальности не равнозначны; в общении самой легкой (тонкой, высокой), но и наименее содержательной является фоновая модальность, несколько более нагруженной является когнитивная и совсем тяжелой (плотной, низкой) - стилистическая. Поэтому, как правило, в монологах (устных рассказах) следует разумно сочетать эти модальности, не перегружая партнера ни фоновой модальностью (это было бы бессодержательно), ни когнитивной (это слишком нагрузочно и сухо), ни выразительной - это очень утомительно для восприятия. С другой стороны, хаотично менять модальности тоже нехорошо, и пока вы не научились их хорошо чувствовать, полезно освоить некоторые удобные стандартные формулы их чередования.
Короткие формулы
Формула "Верхний спуск": фон - ког
Эта формула часто производит приятное, гармоничное, убедительное впечатление: протагонист не бросается на партнера с бухты-барахты, а сначала как бы обозначает тему, а затем конкретизирует свою мысль:
- Как хорошо, что мы когда-то поженились! (фон) И теперь ты не откажешь мне в мороженом! (ког)
Упражнение. Начните следующие реплики и пять реплик по вашему выбору так, чтобы в результате получилась трансляция по формуле "верхний спуск".
1. - А мне купи этот кораблик.
2. - Где моя любимая кукла?
3. - Вассиан, принесите мне туфли!
4. - Берегись, Цецилия, моего гнева!
5. - Еда в холодильнике, Варфоломей.
Пример.
1. - У тебя ведь, папа, в детстве было много разных игрушек. (фон) А мне купи этот кораблик. (ког)
Упражнение. Сформулируйте обращения по формуле "верхний спуск" в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору.
1. Донос устный истинный несерьезный племяннику на друга.
2. Предложение неофициальное серьезное новой знакомой.
3. Возложение ответственности небольшой на сестру за событие.
4. Поддержка случайная эмоциональная делового партнера.
5. Комплимент подготовленный поверхностный знаменитости.
Упражнение. Ответьте по формуле "верхний спуск" на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору.
1. - Ты зачем залез мне в карман, Георгий?
2. - А ведь некрасиво обманывать старших, Велизар!
3. - Слезь с моей шеи, дорогой Аристарх!
4. - Я не смею, Виринея!
5. - Могу предложить вам немного сыру, уважаемый Ладимир.
Формула "Нижний спуск": ког - стил
Эта формула хороша для усиления передаваемого сообщения - но без искажения его смысла:
- (сдержанно) Я не проживу без тебя, Никифор! (ког) Ах! (заламывает руки и падает без чувств) (стил)
Упражнение. Продолжите, используя формулу "нижний спуск", следующие реплики и пять когнитивных реплик по вашему выбору.
1. - Пора тебе собирать вещи, Аскольд.
2. - Нет, Герасим.
3. - Я пришла к тебе навсегда, Силантий.
4. - Хорошо, дорогая Рогнеда, идем.
5. - Ну и что? Ноль эмоций с моей стороны.
Упражнение. Обратитесь к партнеру по формуле "нижний спуск" в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору.
1. Приветствие на дикой природе врага.
2. Представление неофициальное своего непосредственного начальника семье на семейном празднике.
3. Приглашение неофициальное брата на выход.
4. Требование малосущественное обычное, предъявляемое наедине врагу.
5. Обида косвенная немалая, предъявляемая наедине кукле.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору по формуле "нижний спуск".
1. - Виля, ты в своем уме?
2. - Пупсик, я тебе этого не разрешала!
3. - Феогност, прошу тебя, заходи через неделю!
4. - Ума не приложу, как мне выбраться из этой истории, Патрикей.
5. - Руфь, скройся с глаз моих!
"Нижний подъем": стил - ког
Эта формула бывает очень эффектной, показывая, что человек вначале не может совладать со своими искренними чувствами, но затем все же справляется с ними:
- (машет рукой, показывая, что на все согласна) Эх! (стил) (успокаиваясь) Будь по-твоему, Вениамин. (ког)
Упражнение. Предварите следующие реплики и пять когнитивных реплик по своему выбору стилистическими фразами.
1. - Нет, Игнатий, я с тобой не согласна.
2. - Зачем мне торшер?
3. - Скажите, уважаемый, как пройти на улицу 8-го марта?
4. - И в чем смысл твоего молчания, Христофор?
5. - Пойду куплю себе мобильный телефон.
Пример.
- (долго отрицательно мотает головой, потом руками) (стил) Нет, Игнатий, я с тобой не согласна. (ког)
Упражнение. Сочините по формуле "нижний подъем" обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору.
1. Приветствие в автобусе незнакомой женщины средних лет, сидящей рядом.
2. Знакомство официальное на работе начальника с новым коллективом.
3. Требование случайное необдуманное к домашнему животному.
4. Обида прямая публичная немалая, выраженная знаменитости.
5. Угроза легкая моральная в присутствии свидетелей большому начальнику.
Упражнение. Ответьте по формуле "нижний подъем" на следующие вопросы и на пять вопросов по своему усмотрению.
1. - Что с твоим хвостом, Клавдий?
2. - А прийти пораньше ты, Протасий, никак ты не мог?
3. - К чему нам с тобой, Палладия, эти формальности?
4. - И к каким результатам мы пришли, Агафон?
5. - Пока суть да дело, ты лучше скажи, Тереза, что будешь кушать.
"Верхний подъем": ког - фон
Эта формула может быть использована для смягчения трансляции или для ее вывода в безопасное пространство:
- Нет, Ядвига, здесь я тебе не помощник. (ког) В моем положении лучше в такие дела не соваться, это каждому ясно. (фон)
Упражнение. Продолжите следующие фразы и пять когнитивных фраз по своему выбору фоновыми фразами.
1. - Шустрик, рядом!
2. - Агния, это платье слишком коротко.
3. - Пойми, папа, я уже взрослая девушка!
4. - Фрося, вот тебе в подарок тебе французские духи!
5. - Зиновий Каллистратович, как вам нравится мой новый бюстгальтер?
Упражнение. Придумайте обращение по формуле "верхний подъем" в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору.
1. Предъявление серьезной долговременной претензии на курорте матери.
2. Представление официальное себя в гостях.
3. Обещание легкоисполнимое серьезное любовнице.
4. Комплимент подготовленный серьезный наедине любимому.
5. Возложение немалой ответственности на дедушку за неприятное событие.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формуле "верхний подъем".
1. - Аникей, жду твоих писем.
2. - Прошу тебя, Виля, не опускай воротник и не развязывай шарф - простудишься!
3. - Мама, наша учительница Пульхерия Христофоровна просила, чтобы мы не опаздывали в школу.
4. - Виктор, тебе пора вставать - работа соскучилась.
5. - (по телефону) Клариса, мы так давно с тобой не виделись!
Упражнение. Придумайте сценки по следующим темам и по пяти темам на ваш выбор. Действующие лица должны использовать следующие формулы:
а) протагонист - "верхний спуск", партнер - "верхний подъем";
б) протагонист - "нижний спуск", партнер - "нижний подъем".
1. Утро. Молодожены Вольдемар и Анастасия завтракают и совместно планируют день и вечер.
2. Весна. Кот Гладиатор вернулся домой после трехдневной отлучки, несколько изодранный и голодный. Его хозяин Мардарий (протагонист) ему сочувствует, расспрашивает и дает советы на будущее.
3. Дама Виолетта собирается в отпуск и советуется со своим кактусом, как лучше с ним поступить. Кактус горд, философски настроен и предпочитает одиночество.
4. Большой начальник Зиновий Каллистратович хочет подарить своей любовнице Ефросинье на день рождения подарок - хороший компьютер. Она же намекает, что предпочла бы норковую или хотя бы скунсовую шубу.
5. Отец студентки Агнии призывает ее накануне первой в ее жизни сессии подготовиться к экзаменам. Она объясняет ему, что главное в жизни - это радость и любовь.
"Когнитивная лягушка": ког - фон - ког
Эта формула может быть использована для смягчения когнитивной трансляции, ее модификации или придания ей большей глубины:
- Виля, иди делать уроки! (ког) Боже, как это, наверное, трудно становиться дисциплинированным! (фон) Ну я прошу тебя, дорогой сыночек, пора! (ког)
Упражнение. Продолжите следующие фразы и пять когнитивных фраз по вашему выбору по формуле "когнитивная лягушка".
1. - Мне сейчас недосуг, Андроник.
2. - Пойду, пожалуй, позову милицию.
3. - Хорошо, Регина, я тебе завтра позвоню.
4. - Я тебе, Мелания, этой измены не прощу никогда.
5. - Какой же ты красивый сегодня, Ерофей - для меня старался?
Упражнение. Придумайте обращения по формуле "когнитивная лягушка" в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору.
1. Знакомство неофициальное на прогулке с солидным стариком.
2. Приветствие в гостях сестры.
3. Приглашение официальное отдаленное по времени делового партнера на юбилей фирмы.
4. Объявление о прекращении длительного сюжета в семье.
5. Прощание неофициальное на работе с непосредственным начальником.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формуле "когнитивная лягушка".
1. - Зачем ты меня мучаешь, Анемподист?
2. - Неужели наш брак исчерпал себя, Анфиса?
3. - Мама, почему луна идет вместе с нами?
4. - Друг ты мне или не друг, Силантий?
5. - Ты меня радуешь, Ядвига!
"Стилистическая лягушка": стил - ког - стил
Эта формула может быть использована для смыслового наполнения стилистической трансляции, но без ущерба для ее выразительности:
- (со страданием в голосе) АЙ! (стил) (тихо, спокойно) Ты хочешь, Афиноген, чтобы я позвала людей на помощь? (пауза) (ког) (громко, отчаянно) ЛЮДИ, ПОМОГИТЕ!!! (стил)
Упражнение. Продолжите следующие трансляции и пять стилистических трансляций по вашему выбору по формуле "стилистическая лягушка".
1. - (удивленные глаза, разводит руками в стороны с видом бессилия)
2. - (громко, с чувством) УХ!
3. - (выразительно показывает партнеру фигу)
4. - (бьет себя кулаком в грудь, делает большие глаза с видом абсолютной невиновности)
5. - Э...э (чешет в затылке, затем поднимает глаза вверх)
Упражнение. Придумайте обращения по формуле "стилистическая лягушка" в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору.
1. Попытка пробудить совесть у проштрафившегося ребенка.
2. Извинения страстные за небольшую, но неожиданную вину перед близким родственником.
3. Соболезнование по случаю невосполнимой утраты дальнему родственнику.
4. Прощание неофициальное с другом на горной тропе.
5. Объявление форс-мажора непосредственному начальнику.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формуле "стилистическая лягушка".
1. - Шустрик, ты голоден?
2. - Виля, едем завтра кататься на лодке?
3. - Агния, тебе не кажется, что этот разрез на твоей юбке чересчур длинен?
4. - Галактион, одолжите сотню долларов до завтра, а?
5. - Я тебе еще не очень надоела своими глупостями, Доминик?
"Когнитивная рыбка": ког - стил - ког
Эта формула может быть использована для усиления когнитивной трансляции и придания ей большего веса и выразительности:
- Я хочу еще одну конфету! (ког) (жалобно) Аа...а! (стил) А если не дадите - обижусь! (ког)
Упражнение. Продолжите следующие фразы и пять когнитивных фраз по вашему выбору по формуле "когнитивная рыбка".
1. - Немедленно улыбнись, Герасим!
2. - Видишь ли, Прасковья, у меня нет таких намерений.
3. - Тебе нравится, Павла?
4. - Прошу вас, Авксентий, учесть и мой интерес в этом деле.
5. - Ну что ж, садись, коли пришла, Руфина.
Упражнение. Придумайте обращения по формуле "когнитивная рыбка" в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору.
1. Предъявление серьезной спонтанной претензии к отцу.
2. Приглашение неофициальное близкое по времени возлюбленной в театр.
3. Знакомство неофициальное на пляже с солидным мужчиной.
4. Прощание неофициальное в море с подчиненным.
5. Сочувствие по случаю немалой восполнимой утраты, адресованное дочери.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формуле "когнитивная рыбка".
1. - Виля, причешись перед выходом на улицу!
2. - Шустрик, дай жить!
3. - Евсик, почему приличная собака не может быть на улице без ошейника?
4. - Анастасия, твои запеченные баклажаны несравненны!
5. - Вольдемар, завтра мы идем к маме на обед.
"Фоновая рыбка": фон - ког - фон
Эта формула может быть использована для конкретизации фоновой трансляции и придания ей большей силы и определенности; в то же время "фоновая рыбка" сохраняет трансляцию в целом в рамках фоновой модальности:
- Хорошо, наверное, когда дети послушные... (фон) Виля, ешь, пожалуйста, свою кашу. (ког) Плохо только, что так медленно растут. (фон)
Упражнение. Продолжите следующие фразы и пять фоновых фраз по вашему выбору по формуле "фоновая рыбка".
1. - Да мне, в общем-то, от тебя немного надо, Антиох.
2. - Ничего особенного, Октябрина, ничего особенного.
3. - Я понимаю: ты - мой сын.
4. - Дело было давно.
5. - Что хорошего, коли дела идут, как через пень колоду тащат.
Упражнение. Придумайте обращения по формуле "фоновая рыбка" в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору.
1. Тактичный уход от прямого вопроса о здоровье.
2. Косвенное поощрение возлюбленного к активности.
3. Намек на своевременность ужина.
4. Нетривиальный комплимент стареющей даме, прогуливающей свою болонку в парке.
5. Предъявление неофициальной серьезной косвенной претензии начальнику.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формуле "фоновая рыбка".
1. - Папа, оторвись от телевизора и взгляни на свою взрослую дочь!
2. - Не смейся надо мной, Ульяна!
3. - А сейчас, Пуд Селиверстович, объясните свое молчание!
4. - Расскажи, Таисия, все как было, где ты была, с кем и почему.
5. - Шустрик, идем мыть лапы!
Упражнение. Сочините сценки по следующим темам и по пяти темам на ваш выбор. Герои должны использовать в своих трансляциях следующие формулы:
а) протагонист - "когнитивная лягушка", партнер - "когнитивная рыбка".
б) протагонист - "фоновая рыбка", партнер - "стилистическая лягушка".
1. Первоклассник Вилен объясняет своей учительнице Пульхерии Христофоровне, почему он опоздал на урок и не сделал домашнее задание. Та недовольна, но пытается докопаться до истины.
2. Столетний попугай Клавдий отказывается клевать семена, которые предлагает ему хозяйка Аграфена. Она нервничает и пытается выяснить, что стоит за его отказом.
3. Дама Изабелла - хозяйка болонки Дуни - пытается договориться со складским псом Елизарычем, чтобы тот держался от Дуни подальше. Елизарыча возмущает любая попытка ограничить его свободу.
4. Большой начальник Зиновий Каллистратович ходит в сопровождении своей любовницы Ефросиньи по рынку и покупает ей фрукты. Фрося капризничает.
5. Хозяин Касьян Гордеевич обсуждает со своим псом Кубиком, не пришло ли время отправить петуха Мефистофеля в суп. Кубик презирает петуха, но не хочет лишаться его общества совсем.
"Подъем": стил - ког - фон
Эта формула довольно необычна и весьма энергична, но в то же время в целом мягкая; будучи использована в удачный момент, она может произвести большое впечатление на партнера, не придавив его прямо. По сути, это усиленный вариант "верхнего подъема".
- (скептически) Гм! (стил) Не думаю, что твои ресницы стали лучше, чем были. (ког) В твоем возрасте лучше думать об уроках, чем о макияже. (фон)
Упражнение. Модифицируйте по формуле "подъем" следующие обращения и пять когнитивных фраз по вашему выбору.
1. - Я квашу капусту!
2. - Не придумывай больше ничего в свое оправдание, Тигрий!
3. - Ты хорошо сделал, Харлампий!
4. - Пора выплывать и приступать к ухе.
5. - Сиди тут, Феофания, и жди меня, а я вернусь быстро.
Пример.
1. (восторженно, поднимая руки вверх) О! (стил) Я квашу капусту! (ког) Капустка - русская закуска: и подать не стыдно, и съедят - не жалко. (фон)
Упражнение. Придумайте обращения по формуле "подъем" в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору.
1. Торжественное представление знаменитости на собрании директоров фирмы.
2. Предъявление сиюминутной несерьезной претензии в транспорте любимой женщине.
3. Соболезнование учителю по случаю немалой восполнимой утраты.
4. Комплимент подготовленный несерьезный на обществе большому начальнику.
5. Обещание верное спонтанное врагу.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формуле "подъем".
1. - Харитон, вы меня неправильно поняли.
2. - Мама, можно мне пригласить сегодня девочек из класса на мороженое?
3. - Игнат, ваши яблони уже отцвели и завязались?
4. - Мардарий, неужели у нас нет мышей?
5. - Виолетта, эта твоя брошка по своему стилю слишком довоенная.
"Спуск": фон - ког - стил
Эта формула используется, когда вам нужно произвести своим сообщением возможно большее впечатление на партнера. А именно, излагая важную мысль или идею, или пересказывая случай из жизни, вы вначале используете фоновую модальность, создавая нужный контекст, затем переходите к когнитивной, формулируя главное содержание, а затем его акцентируете (подчеркиваете), используя стилистическую модальность.
Пример: рассказ рыбака:
- В наших краях рыбы много, особенно в больших озерах, но все больше окуни да плотва, но выловить чего покрупнее - сига или щуку, к примеру - мало кому удается, даже опытным рыбакам. (фон) А я вчера поймал на блесну щуку - килограммов на десять. (ког) (взволнованно, быстро) Чудовище! Страшила! Глазищи - что чайные блюдца! (показывает руками) Зубищи - страсть, хвостище - мороз по коже подирает! (стил)
Упражнение. Модифицируйте следующие обращения и пять когнитивных обращений по вашему выбору по формуле "спуск".
1. - Шустрик, не прыгай мне на грудь!
2. - Бажен, о чем вы грустите?
3. - Приятно видеть вас в деле, Велизар!
4. - Не смей ко мне прикасаться больше!
5. - Не могу понять, в чем смысл вашего предложения, Розина.
Упражнение. Придумайте обращения по формуле "спуск" в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору.
1. Поддержка моральная легкая любимого человека.
2. Обещание трудноисполнимое маловероятное по исполнению спонтанное любимой женщине.
3. Предложение неофициальное серьезное сиюминутное сотруднику.
4. Комплимент случайный серьезный приватный домашнему животному.
5. Донос устный эмоциональный серьезный истинный учителю на соученика.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формуле "спуск".
1. - Почем пирожки?
2. - Неужели ты не смогла найти в своем гардеробе юбку, Агния?
3. - Вам не встречался желтый эрдельтерьер?
4. - Варсонофий, почему ваша собака не стрижена?
5. - Епифан, что делает уважающий себя кот в шкафу?
Упражнение. Придумайте сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Герои сценок должны придерживаться следующих формул:
а) протагонист - "спуск", партнер - "спуск";
б) протагонист - "подъем", партнер - "подъем".
Байкеры Марек и Витька летят на мотоцикле по городу и переговариваются, обмениваясь впечатлениями.
Дама Виолетта собирается в театр и обсуждает со своим кактусом, как ей лучше одеться, чтобы затмить остальную публику. Кактус язвителен, но справедлив.
Петух Мефистофель и пес Кубик обсуждают законы жизни.
Первоклассник Вилен жалуется маме на соучеников, которые его слегка притесняют. Мама эмоционально реагирует и дает советы.
Холостяк Виктор собирается привести в гости свою знакомую Кларису и просит свой диван вести себя поприличнее. Диван ничего не обещает, так как считает этот визит излишним.
Упражнение. Придумайте сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Герои сценок должны придерживаться следующих формул:
а) протагонист - "спуск", партнер - "стилистическая лягушка";
б) протагонист - "фоновая рыбка", партнер - "подъем".
1. У кота Епифана плохое настроение. Его хозяйка Глафира беспокоится и пытается выяснить, в чем дело.
2. Мама старшеклассника Андрона хочет, чтобы он научился готовить хоть какую-нибудь пищу. Андрон пытается отговариваться.
3. Столетний попугай Клавдий высказывает суждения по поводу текущей политики. Его хозяйка Аграфена отстаивает свое мнение.

<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>