<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

4. На фирму "Киса-мурыса: помощь домашним животным" звонит пудель Парамон, скучающий ввиду долгого отсутствия подруги. Консультант Трофим предлагает ему варианты в зависимости от целей Парамона.
5. Большой начальник Зиновий Каллистратович сидит у своей любовницы Ефросиньи в плохом настроении. Она пытается его развлечь свойственными ей методами.
Средние формулы
Формула "Рыбка": фон - ког - стил - ког - фон
По этой формуле хорошо делать короткий замкнутый устный рассказ, одновременно выразительный, содержательный и производящий ненавязчивое общее впечатление.
Пример: рассказ о посещении концерта любимого певца.
- Валерий Леонтьев - кумир многих; попасть на его концерт - редкое удовольствие, выпадающее на долю самых ревностных ценителей его таланта. (фон) И, представляете, я вчера - попал! (ког) (оживленно) Блеск! Потрясающе! Но КАК он пел! Ооо! Вот ПОМИРАТЬ буду - и вспомню! (стил) А сегодня он, увы, уже уехал из нашего города. (ког) Но я все равно теперь буду жить вместе с его голосом и несравненным обликом. (фон)
Упражнение. Продолжите следующие фразы и пять фоновых фраз по своему выбору по формуле "рыбка".
1. Нам осталось немного.
2. Что ж: береженого Бог бережет.
3. Честность - сестра таланта.
4. Мне плохо понятен ваш пристальный интерес к моим делам.
5. Свежесть сегодняшнего утра не поддается описанию, дорогой Флорентин.
Упражнение. Сочините, пользуясь формулой "рыбка", краткий рассказ по следующим темам и по пяти темам по своему выбору:
1. Мой поход в зоопарк.
2. Оценка качества праздничного обеда.
3. Предложение руки и сердца.
4. Представление при устройстве на работу.
5. Прощание при уходе из гостей.
6. Совет другу от несчастной любви.
7. Назидание отца сыну, отправляющемуся в путешествие в Африку.
8. 14-летняя дочь просит мать отпустить ее на вечернюю дискотеку.
9. Нарушивший правила автоводитель уговаривает инспектора отпустить его с миром.
10. Опоздавший на свидание юноша пытается сгладить ситуацию.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формуле "рыбка".
1. - Ты почему опоздал к ужину, Феодосий?
2. - Как тебя понять, Палладия?
3. - Юлия, хуже нет, как иметь с тобой дело!
4. - Что бы вы хотели приобрести в нашем магазине, уважаемый?
5. - Мне очень хочется увидеть твое улыбающееся лицо, Варлам!
Формула "Лягушка": стил - ког - фон - ког - стил
Эта формула удобна для энергичного, но содержательного и претендующего на глубину сообщения. Если вас выслушают до конца, эффект может быть очень сильным, но не совсем тем, которого вы ждете.
- (горестно плачет, всхлипывает) Ой! (стил) (успокаиваясь) Ты почему на меня совсем не обращаешь внимания? (ког) Как это, наверное, приятно быть хоть иногда объектом любви! (фон) А ты меня даже не поцелуешь? (ког) Боже, КАК я одинока! Боже, Боже ты мой! (плачет) (стил)
Упражнение. Модифицируйте по формуле "лягушка" следующие фразы и пять когнитивных фраз по своему выбору.
1. - А я и не хочу.
2. - Иди сюда, мой дорогой!
3. - Я прошу вас, Эльвира, выполнить это мое поручение в течение недели.
4. - Мама, мне хочется пирожок с капустой!
5. - Вы сегодня прекрасно выглядите, Теодор!
Упражнение. Сочините, пользуясь формулой "лягушка", обращения к партнеру в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору:
1. Обещание трудноисполнимое маловероятное близкому родственнику.
2. Возложение вины на себя за проваленное дело.
3. Предложение официальное серьезное приватное деловому партнеру.
4. Извинение значительное серьезное неискреннее публичное перед большим начальником.
5. Просьба прямая наедине необычная к кукле.
Упражнение. Ответьте по формуле "Лягушка" на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору.
1. - Прости меня, если сможешь, Донат.
2. - Зачем тебе мой телефон, Саломея?
3. - Где ты пропадала весь месяц, Тереза?
4. - Гусь ты, Варсонофий, лапчатый!
5. - Мама, тебя просила зайти в школу Пульхерия Христофоровна!
Формула "Ящерица": ког - фон - ког - стил - ког
Эта формула удобна для содержательного, но энергичного и претендующего на широту сообщения. Однако при этом важно, чтобы вас дослушали до конца.
- Настенька, завтра мы идем в зоопарк, ладненько? (ког) Что такое человек без своих младших братьев? (фон) Прямо с утра, позавтракаем - и побежали. (ког) Здорово я придумал, а?! (радостно улыбается и потирает руки) (стил) Договорились? (ког)
Упражнение. Модифицируйте по формуле "ящерица" следующие фразы и пять когнитивных фраз по своему выбору.
1. - А давай-ка напечем блинков, Феклушка!
2. - Объясните мне, пожалуйста, Викула, причину вашего отказа.
3. - Ты меня не бей, отец, смени гнев на милость.
4. - Виля, не торопись, доешь свой суп.
5. - Мардарий, твой кот скучает!
Упражнение. Сочините, пользуясь формулой "ящерица", обращения к партнеру в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору:
1. Угроза прямая деловая на ближайшее будущее подчиненному.
2. Извинение малое серьезное искреннее перед подчиненным.
3. Предложение неофициальное серьезное публичное неприятелю.
4. Обида прямая наедине кровная, выраженная внуку.
5. Прощание неофициальное на вечеринке с друзьями надолго.
Ответьте по формуле "ящерица" на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору.
1. - А хочешь, помиримся, Флорентина?
2. - Зачем вам, Галактион Савватьич, в эту историю ввязываться?
3. - Шустрик, рядом!
4. - Клавдий, ты и вправду мудрая птица?
5. - Почему ты не на работе, Викторин?
Упражнение. Сочините сценки по следующим темам и по пяти темам по своему выбору. Действующие лица должны строить свои трансляции по следующим формулам:
а) протагонист - "лягушка", партнер - "ящерица",
б) протагонист - "ящерица", партнер - "рыбка".
1. Волк Георгий и лиса Лариска строят планы совместной охоты на зайца Захара.
2. Первобытный воин Зуб Мамонта обсуждает со своей женой Цветком Зари планы подготовки к зиме.
3. Болонка Дуня и ее хозяйка Изабелла гуляют и обсуждают увиденное по пути.
4. Старшеклассник Андрон разговаривает со своей мамой, обсуждая планы поступления в вуз. Андрон любит программирование, мама же убеждает его, что гуманитарные вопросы куда интереснее.
5. Большой начальник Зиновий Каллистратович звонит по мобильному телефону своей любовнице Ефросинье с намерением скоро приехать к ней. Однако Ефросинья не готова принять его так скоро и пытается перенести встречу или назначить ее в другом месте.
Длинные формулы
Эти формулы предназначены для использования в длинных монологах. Предлагаемые ниже формулы помогают целью сделать протяженную речь менее однообразной.
Контрапункты. Сильный акцент в конце длинной трансляции возникает, когда все ее фразы, кроме последней, выдержаны в одной модальности, а последняя - в родственной к ней. Такая формула смены модальностей контрапунктом. Общая модальность такой трансляции чаще всего определяется модальностью последней фразы.
Формула "когнитивный контрапункт": фон - ... - фон - ког
Этой формулой удобно пользоваться, когда нужно подвести партнера к важному сообщению, сделав на нем большой акцент. Пример:
- (задумчиво) Птички по небу летают, птенчикам своим червячков ищут... (фон) Муравьи по лесу бегают, каждый хоть соломинку - а в муравейник тащит... (фон) Даже волки дикие - и те добычу в берлогу несут... (фон) (энергично) А ты?! (ког)
Упражнение. Придумайте монологи по формуле "когнитивный контрапункт", завершающиеся следующими фразами и пятью когнитивными фразами по вашему усмотрению:
- А ты сходи в магазин, купи булочек с маком.
- А у меня - тройка за поведение.
- Пожалуйста, купи мне новые туфли!
- И я теперь беременна.
- И я теперь отец.
- А мне пора домой.
- А я болею.
- И я понял: с бездельем пора кончать.
- И я думаю, я тоже справлюсь.
- И тебе пора уходить восвояси.
Упражнение. Сочините по каждой из следующих тем и для пяти тем по вашему выбору небольшой рассказ в фоновой модальности, заканчивающийся одной фразой в когнитивной модальности.
1. Как я решила никогда не выходить замуж.
2. Как меня выгоняли из гостей.
3. Как я увольнялся с работы.
4. Как я слушал соловьев.
5. Как я объяснял другу, что он неправ.
6. Чем рискует легкомысленная женщина.
7. Чем рискует легкомысленный юноша.
9. Как я нашел женьшень.
10. Как птицы осенью готовятся к отлету на юг.
11. Как мой щенок меня ни за что покусал (рассказ ребенка родителям).
12. Как лучше тещу уговорить (рассказ зятя).
Пример. "Как лучше тещу уговорить" (рассказ зятя).
- Это неправда, что в анекдотах про тещ рассказывают; в жизни-то оно и совсем по-другому бывает. (фон) Бывает, конечно, что теща, как у меня, крутого нрава, но и с ней договориться можно, если по-хорошему начать и подход иметь. (фон) Можно ведь порассуждать вначале о том, о сем, рассказать, как с ее дочкой живешь, как внучата растут, похвалить их за что-нибудь, или что-то в таком роде... (фон) А потом уж и ввернуть: "А самогону-то бутылочку не поставишь?" (ког)
Упражнение. Ответьте на следующие вопросы и на пять вопросов по вашему выбору по формуле "когнитивный контрапункт".
1. - Ты, Марьяна, грибы соленые любишь?
2. - Почему у зайца короткий хвост?
3. - Где в нашей квартире можно найти перец?
4. - Отчего лиса бывает черно-бурая и рыжая, а лиловая не бывает?
5. - Почему лев считается царем зверей?
Формула "фоновый контрапункт": ког - ... - ког - фон
Эта формула удобна для снятия напряжения после интенсивного содержательного объяснения. Пример:
- Идешь сначала дорогой в гору. (ког) Потом взбираешься на перевал. (ког) Потом спускаешься правой тропой с перевала до ручья. (ког) Потом идешь пять километров вверх по ручью до избушки. (ког) Там я тебя буду ждать. (ког) Вот уж будет где развернуться-погулять! (фон)
Упражнение. Придумайте монологи по формуле "фоновый контрапункт" на следующие темы и на пять тем по своему выбору:
1. Как добраться до моего дома.
2. Как доводить учителя зоологии.
3. Как разозлить папу.
4. Как научить попугая говорить нехорошие слова.
5. Как дрессировать черепаху.
6. Как обольстить новую знакомую.
7. Как превзойти подругу на вечеринке.
8. Как подготовиться к встрече Нового Года.
9. Как подколоть начальника.
10. Как понравиться попутчику.
Упражнение. Придумайте монологи по формуле "фоновый контрапункт", завершающиеся следующими фразами (а также пятью фоновыми фразами по вашему усмотрению):
1. - Так что у нас все хорошо.
2. - Что было - то быльем поросло.
3. - Пришла пора - отворяй ворота.
4. - Ну, мы и не оплошали.
5. - Вот так-то вот, дорогая Сабина Нифонтовна!
Упражнение. Ответьте на следующие вопросы и на пять вопросов по вашему выбору по формуле "когнитивный контрапункт".
1. - Руфина, вам нравятся вежливые подростки?
2. - Сколько лет, Агния, тебе понадобится, чтобы понять такую простую истину?
3. - Андрон, тебе нравится твоя школа?
4. - Мама, где ты купила это платье - оно, наверное, очень дорогое?
5. - Дорогой Аполлинарий Герасимович, пора вам и к нам заглянуть, по-приятельски.
Формула "стилистический контрапункт": ког - ... - ког - стил
Эта формула может использоваться для создания сильного эффекта с помощью стилистических средств, например:
- Иди, Василько, сюда. (ког) Ко мне, ко мне. (ког) Да еще на шаг подойди. (ког) Да нагнись ко мне. (ког) И поцелуй в щечку. (ког) (нежно, тихо, на ушко) Пожалуйста! (стил)
Упражнение. Придумайте монологи на следующие темы и на пять тем по вашему выбору по формуле "стилистический контрапункт".
1. Просьба мужа к жене о прощении.
2. Совет-пожелание отца дочери.
3. Мольба сына о мороженом.
4. Прощальные пожелания мужу, отправляющемуся в отпуск.
5. Приветствие друга, возвратившегося из опасного путешествия.
Упражнение. Ответьте на следующие вопросы и на пять вопросов по вашему выбору по формуле "стилистический контрапункт".
1. - Зачем собаке хвост?
2. - Почему дорожает сыр?
3. - Сусанна, ты не возражаешь, чтобы я тебя проводил домой?
4. - Ерофей, правда это очень милая шляпка?
5. - Вавила, ну почему ты такой противный?
Упражнение. Придумайте сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Действующие лица должны в своих трансляциях использовать следующие формулы:
а) протагонист - "когнитивный контрапункт", партнер - "стилистический контрапункт";
б) протагонист - "стилистический контрапункт", партнер - "фоновый контрапункт".
1. Хозяйка Изабелла и ее болонка Дуня на прогулке обсуждают достоинства и недостатки складского пса Елизарыча, с независимым видом бегающего невдалеке.
2. Кот Гладиатор требует от своего хозяина Мардария завести ему подругу - хотя бы временно. Мардарий отговаривается.
3. Большой начальник Зиновий Каллистратович обсуждает со своей любовницей Ефросиньей новости большой политики. Та пытается перевести разговор на понятные ей категории.
4. Мальчик Евстафий и его пес Шустрик готовятся к появлению родителей Евстафия, отсутствовавших в квартире неделю.
5. Первоклассник Виля не понимает, зачем ему всегда нужно рано ложиться спать. Мама пытается ему это объяснить.
"Тонкая змейка": (фон) - ког - фон - ког - ...
Эта формула используется для гладкого, ненавязчивого, не слишком содержательного неограниченно продолжающегося устного рассказа.
Пример: рассказ мужа "Почему я задержался на работе на четыре часа".
- Жизнь человека изобилует непредсказуемостью, неожиданными событиями и поворотами темы. (фон) Прямо перед обедом звонит мне мой начальник и говорит: "Во второй половине дня у нас важные гости, из Италии. Принимай меры". (ког) А у нас ведь на фирме как: чем важнее и иностраннее гость - тем больше его надо уважить, посидеть с ним, поговорить о том о сем... наш национальный колорит предъявить... (фон) Ну, короче, пришлось мне заказать столик в ресторане и лично принять участие в мероприятии. (ког) А ведь у нас известное дело - никто никуда не торопится, особенно если закуска выпивке соответствует. (фон) Но ведь я же уже здесь! (ког)
Упражнение. Найдите в этом рассказе прямые и косвенные семантические маркеры.
Упражнение. Сочините рассказы по формуле "тонкая змейка" на следующие темы и на пять тем по своему выбору.
1. Три попытки сватовства (рассказ старого холостяка).
2. Предки уехали, или Один день на свободе (рассказ старшеклассника).
3. Как я ловил удава в джунглях Амазонки (рассказ зоолога).
4. Шторм на яхте.
5. Как кошка за мышкой охотилась.
6. Как я разговаривал с директором школы.
7. Как меня выгоняли из школы (рассказ нарушителя дисциплины).
8. Жизнь дивана.
9. Утиные радости (день из жизни утенка).
10. Наводнение.
11. Как я искал себе работу по вкусу.
12. Как я перевоспитал своего начальника.
Формула "плотная змейка": (ког ) - стил - ког - стил - ...
Эта формула "плотная змейка" полезна, если вы хотите произвести на партнера сильное впечатление и вам есть что ему сказать. Однако этой формулой не следует злоупотреблять, то есть рассказ не должен быть слишком длинным, иначе партнер заблокирует восприятие или убежит.
Пример. Рассказ ребенка: "Как я несправедливо получил двойку по математике".
- Она меня сразу же вызвала к доске! (ког) (с большими глазами) Я ОХНУТЬ даже не успел! (стил) И спрашивает: домашнее задание сделал? (ког) Это я-то?! Это его-то! Ух, ненавижу! (стил) - Конечно, - говорю, - сделал, а что? (ког) - Тогда расскажи (с негодованием) ДВА ВАРИАНТА Пифагора. (стил) Это значит, что я с утра должен ей вспоминать, что Пифагор две тысячи лет назад придумал. (ког) - Не помню, - говорю, - никого такого Пифагора вам с утра! (стил) Ну вот и поставила она мне двойку. (ког) Зараза такая! Жадина-говядина! САДИСТКА. (стил)
Упражнение. Придумайте устные рассказы по формуле "плотная змейка" на следующие темы и на пять тем по своему выбору.
1. Моя собака.
2. Моя кошка.
3. Как я ходил в кино.
4. Как в школе ко мне приставали нарушители дисциплины.
5. Моя любимая игрушка.
6. Как наступала весна.
7. Как ко мне приходили гости.
8. Как мне понравилась одна девочка (мальчик).
9. Как я поссорился с мамой.
10. Как я читал лекцию по психологии.
11. Как я однажды опростоволосился.
12. Гусь свинье не товарищ.
Мягкие модальные переходы
Во многих случаях переход от одной чистой модальности М1 к родственной ей чистой модальности М2 (например, от чисто фоновой к чисто когнитивной) оказывается грубым, создавая впечатление разрыва в логике трансляции и коммуникации в целом. Для того, чтобы этого избежать, можно пользоваться промежуточной репликой в сложной модальности М1(М2) или М2(М1), то есть одной из следующих формул:
"ковер": М1 - М1 (М2) - М2, или
"плащ": М1 - М2 (М1) - М2.
Например, переход от фоновой модальности к когнитивной по формуле "ковер" (то есть "фоно-когнитивный ковер") может выглядеть так:
- Хорошо сегодня на улице, тепло... (фон) Много счастливых малышей на солнышке греются, между прочим, твоих закадычных друзей. фон (ког) Беги прямо к ним, Виля! (ког)
Модальный переход от фоновой модальности к когнитивной по формуле "плащ" иллюстрирует следующая трансляция:
- Хорошо сегодня на улице, тепло... (фон) И смотри, Виля: там много твоих закадычных друзей! ког(фон) Скорее одевайся и беги прямо к ним! (ког)
Упражнение. Продолжите следующие трансляции и пять фоновых фраз по вашему выбору: а) по формуле "фоно-когнитивный ковер", и б) по формуле "фоно-когнитивный плащ".
1. - Овес-то нынче дорог.
2. - Можно, конечно, рассказать одну историю.
3. - Дружба - великое дело!
4. - Некоторые вещи можно делать только чистыми руками.
5. - Истина обычно ходит недалеко от ищущего.
Пример.
1а) - Овес-то нынче дорог. (фон) И нефть на мировых рынках дорожает. фон (ког) Так что за авиабилет взяли пять тысяч. (ког)
1б) - Овес-то нынче дорог. (фон) Так что сам понимаешь, друг: лошадь в наше время - роскошь. ког(фон) И покататься я тебе не дам. (ког)
Упражнение. Придумайте в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору обращения по формулам "фоно-когнитивный ковер" и "фоно-когнитивный плащ".
1. Приветствие дома пришедшей с работы бабушки.
2. Знакомство неофициальное на горной тропе с интересным бородатым мужчиной.
3. Представление официальное дедушке своего нового друга на семейном обеде.
4. Приглашение отдаленное во времени неофициальное возлюбленного в гости.
5. Предъявление претензии немалой долговременной на работе подчиненному.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формулам "фоно-когнитивный ковер" и "фоно-когнитивный плащ".
1. - Ты зачем на меня глазеешь, Гедеон?
2. - А что бы на не пообедать, Рогнеда?
3. - Вы сегодня милы как никогда, Сабина!
4. - Что ж, Сильва! По рукам!
5. - Стремись к высшим целям, Ананий - не ошибешься!
Упражнение. Продолжите следующие фразы и пять фоновых фраз по вашему выбору: а) по формуле "фоно-стилистический ковер", и б) по формуле "фоно-стилистический плащ".
1. - Много времени с тех пор прошло, очень много...
2. - Мы не стремимся ни к каким чересчур определенным целям.
3. - В основе любой деятельности должны лежать жизненные принципы индивидуума.
4. - Пока сойка за червяком летает, птенчики быстро растут.
5. - Жизнь наша такая... непростая...
Пример.
1а) - Много времени с тех пор прошло, очень много... (фон) И пока оно шло, да шло, да шло, туды его в качель... фон (стил) (вытаращив глаза, бьет себя кулаком по груди, с отчаянием) ЗАБЫЛ, милок, ВСЕ ПОЗАБЫЛ! (стил)
1б) - Много времени с тех пор прошло, очень много... (фон) Так много, что я... (зевает) что-то трудно... припомнить... (потягивается, чихает) аппчхи! (утирает слезы, снова зевает) по стаа..арости... стил (фон) (закрывает глаза, храпит) Хрр... Хрр... (стил)
Упражнение. Придумайте в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору обращения по формулам "фоно-стилистический ковер" и "фоно-стилистический плащ".
1. Соболезнование по случаю большой восполнимой утраты оппоненту.
2. Косвенная просьба наедине срочная униженная к отцу.
3. Обида еле уловимая публичная небольшая, адресованная подруге.
4. Угроза в виде легкого намека существенная на ближайшее будущее публичная, адресованная учителю.
5. Извинение малое косвенное публичное перед врагом.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формулам "фоно-стилистический ковер" и "фоно-стилистический плащ".
1. - А что, Аполлинарий Ферапонтович, вам неприятен мой вид?
2. - Не стыдись, Авдей, говори правду.
3. - И в какое такое особенное время вы родились, Стефания Харитоновна?
4. - Почему вы смеете мне возражать, Евдокия?
5. - Вам помочь, Флорентий?
Упражнение. Следующие фразы и пять когнитивных фраз по вашему выбору продолжите: а) по формуле "когнитивно-фоновый ковер", и б) по формуле "когнитивно-фоновый плащ".
1. - Ты зачем пришел, Прокопий?
2. - Ну скажи, Паисий, неужели ты был в отпуске?
3. - Мальчики, скорее ко мне!
4. - Закройте рот, юноша!
5. - Ты меня ждала, Фаина?
Пример.
1а) - Ты зачем пришел, Прокопий? (ког) Ну, коли пришел, можешь располагаться. ког(фон) Посудачим о том, о сем. (фон)
1б) - Ты зачем пришел, Прокопий? (ког) А я тут сижу в одиночестве, надеюсь, что никто его не омрачит... фон (ког) Ну, вместе посидим, коли так случилось... (фон)
Упражнение. Придумайте в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору обращения по формулам "когнитивно-фоновый ковер" и "когнитивно-фоновый плащ".
1. Просьба косвенная наедине небольшая униженная к кукле.
2. Обида прямая небольшая публичная, выраженная домашнему животному.
3. Извинение небольшое серьезное искреннее перед любимой.
4. Прощание неофициальное в море с подругой надолго.
5. Соболезнование большому начальнику по случаю большой невосполнимой утраты.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формулам "когнитивно-фоновый ковер" и "когнитивно-фоновый плащ".
1. - Ты зачем меня обманул, Витольд?
2. - Феофан, где деньги?
3. - Вот тебе, Эрнест, бутерброд.
4. - Милий, вы поднимались на Эльбрус?
5. - А почему бы нам, милая барышня, не познакомиться?
Упражнение. Следующие трансляции и пять когнитивных фраз по вашему выбору продолжите: а) по формуле "когнитивно-стилистический ковер", и б) по формуле "когнитивно-стилистический плащ".
1. - Ты это, Феофил, брось!
2. - Не знаю, Варфоломей.
3. - Ухожу прямо сейчас, Палладия!
4. - Дай мне хоть слово сказать, Сюзанна!
5. - Не смеши меня, Силуян!
Упражнение. Придумайте в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору обращения по формулам "когнитивно-стилистический ковер" и "когнитивно-стилистический плащ".
1. Объявление форс-мажора деловому партнеру.
2. Объявление о прекращении любовного сюжета.
3. Прощание неофициальное в гостях с молодой хозяйкой.
4. Требование существенное серьезное обычное, предъявляемое наедине к домашнему животному.
5. Обвинение значительное необдуманное, предъявляемое публично большому начальнику.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формулам "когнитивно-стилистический ковер" и "когнитивно-стилистический плащ".
1. - Где ты был, Федосий, когда я искала себе мужа?
2. - Зачем тебе такая глупая женщина, Хрисанф?
3. - Ты заболел всерьез и надолго, Флавиан?
4. - Чем ты мне поможешь, Ревекка?
5. - Так и будешь до смерти свое горе мыкать, Будимир?
Упражнение. Следующие трансляции и пять кратких стилистических трансляций по вашему выбору продолжите: а) по формуле "стилистически-фоновый ковер", и б) по формуле "стилистически-фоновый плащ".
1. - (горестно) Эх!
2. - (радостно прыгая) Ура! Уррраааа!
3. - Ну что скажешь, Красная Шапочка сорокалетняя?
4. - (дразнясь) Дурррак! Ыдиёт!
5. - (хлопая в ладоши) Гип-гип-ура!
Упражнение. Придумайте в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору обращения по формулам "стилистически-фоновый ковер" и "стилистически-фоновый плащ".
1. Объявление форс-мажора семье.
2. Угроза косвенная существенная публичная непосредственному начальнику.
3. Благодарность косвенная искренняя существенная подчиненному.
4. Просьба еле уловимая наедине необычная терпящая, адресованная любимой.
5. Поздравление друга с окончанием старой жизни.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формулам "стилистически-фоновый ковер" и "стилистически-фоновый плащ".
1. - Ты еще немного подождешь, Фрол?
2. - Да ты не злись, Хрисанф, не злись попусту.
3. - И куда это нас приведет?
4. - Дороговато будет.
5. - Нет, не хочу.
Упражнение. Следующие трансляции и пять стилистических фраз по вашему выбору продолжите: а) по формуле "стилистически-когнитивный ковер", и б) по формуле "стилистически-когнитивный плащ".
1. - (энергично отрицательно мотает головой, закрывает глаза) Не-а...
2. - (издевательски поет на частушечный мотив) Не ходите девки замуж...
3. - (толкается) Пусти! Ту-ту-ту! Ту-ту-ту!
4. - (зажмурившись и скорчившись, стонет) Аа..а!
5. - (ерничая) Извинстесссь, вашескобродие, извинстесьь...
Упражнение. Придумайте в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору обращения по формулам "фоно-когнитивный ковер" и "фоно-когнитивный плащ".
1. Предложение неофициальное серьезное косвенное домашнему животному.
2. Извинение пылкое публичное перед учителем.
3. Благодарность большая наедине домашнему животному.
4. Предъявление публичной серьезной необдуманной претензии ученику.
5. Клятва верности другу при выходе на опасное дело.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формулам "стилистически-когнитивный ковер" и "стилистически-когнитивный плащ".
1. - Терентий, дорогой, тебе эта шляпа не к лицу.
2. - Зачем тебе три кошки, Харлампий?
3. - Эммануил, ты любишь японские трехстишия?
4. - Где мне тебя искать вечером, Сигизмунд?
5. - Ответь мне ясно, Калерия: ты за меня пойдешь?
Упражнение. Вставьте в следующие тексты вместо звездочек реплики так, чтобы в результате получились трансляции: а) по формуле "плащ" и б) по формуле "ковер".
1. - Наша ситуация еще не вполне ясна. * * * Иди сюда!
2. - Эх! Ух! *** Моросит, неба не видно.
3. - Семейная жизнь - это загадка. * * * (поет) Ля-ля-ля...
4. - Пожалуйста, Евграф, не ходи к ней на свидание. * * * Мудрость к человеку приходит с годами и опытом.
5. - (блестя глазами, восхищенно) Ну, ты даешь! * * * Иди сюда ко мне!
6. - (счастливо улыбаясь, нежным голосом) Ах! * * * Счастье - категория относительная, особенно в нашем возрасте.
7. - Если ты хочешь, я в принципе могу ответить на твой вопрос. * * * (с выражением) Очень!
8. - Сходи за учебником и тетрадью, Ульяна. * * * Ученость так просто не дается никому.
9. - (злобно) Рррр! Гав! Рррр! * * * Пошли, Евсик, найдем для общения другую собаку, повежливее.
10. - На небе солнышко ясное светит, пригревает. * * * До чего же хорошо!

Глава 2
Диадический архетип:
Ян и Инь
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ
Диадическая семья.
Универсальный Диадический архетип состоит из двух высших архетипов: Ян и Инь; этими словами в древней китайской философии назывались, соответственно, мужское и женское начала; им приблизительно соответствуют категории духа и материи в западной философии. Архетипу Ян соответствуют принципы активности, воздействия, реализации потенциала; архетипу Инь соответствуют принципы инертности, адаптивности, восприятия. Ян имеет потенциал воздействия, Инь предоставляет ему пространство для реализации этого потенциала (подробности см. в книге автора "Высшие архетипы: опыт психологического исследования").
Янский архетип проявляется в любом прямом воздействии на партнера; наоборот, отсутствие прямого воздействия на партнера заставляет предположить активность Инь.
Ян апеллирует к сути (или, по крайней мере, претендует на это); Инь, наоборот, создает контекст, ходит вокруг да около, украшает, ухаживает, заботится, создает условия.
Ян задает прямые вопросы, требующие ответа; Инь задает риторические вопросы, на которые можно не отвечать, или вопросы, на которые очень трудно ответить конкретно.
Ян требует прямо - Инь создает ситуацию, предполагающую возможность или необходимость некоторых действий.
Ян прямо внедряет свою мысль, идею в партнера, прямо на него воздействует, делая то, что от него ждут или то, чего не ожидают. Инь же склонен ассимилировать чужое воздействие, приспосабливаться к нему, создавать вокруг него контекст, косвенно подводить партнера к эмоции, мысли, действию, вопросу.
Ян отличается однозначностью, краткостью - Инь же многозначен, изобилует подробностями и оттенками, вариациями и отступлениями, и в них видит особый вкус и тонкий, неочевидный смысл.
Яну свойственна простая неопровержимая дедуктивная логика: из общего он мгновенно выводит частное и на этом останавливается. Инь свойственна индуктивная логика, которая долго и с большим размахом подбирает множество частностей, из которых вот-вот последует общий вывод - но до полной уверенности всегда немного недостает.
Ян в диалоге предъявляет намерение; Инь же предпочитает описать свое состояние или желание, предоставляя партнеру самому решать, что делать.
Янские описания кратки и подчинены ясной цели; иньские же описания изобилуют подробностями и неясно, куда они ведут.
Янской модальности свойственна однозначность понимания и четкие, ясные, заранее определенные термины; для иньской же модальности характерны многозначность выражения и понимания, неопределенные термины, вариации темы, ассоциации, сравнения, метафоры.
Прямой вопрос, предполагающий определенный ответ, в диалоге имеет янскую модальность. Наоборот, риторический вопрос, и любая другая реплика, на которую можно не отвечать, имеет иньскую модальность.
Короткий прямой ответ на поставленный вопрос имеет янскую модальность. Если же ответ удлиняется, обрастает подробностями, изобилует описаниями, то он приобретает иньскую окраску.
Ян часто имеет суженное сознание, подчиненное своей цели, и его мало интересует контекст; Инь же имеет максимальный интерес именно к контексту, в котором растворяется цель (или она вообще отсутствует).
Ян действует - Инь живет.
Диадические модальности.
Диадические архетипы Ян и Инь проявляются в психике человека в виде одноименных модальностей. К янской модальности относятся такие человеческие проявления, как инициатива, нажим, напор, агрессия; к иньской - терпение, смирение, принятие, адаптация к воздействующим факторам.
Практическая сложность, однако, возникает в случаях, когда влияния Янского и Иньского архетипов в коммуникации не очень отчетливы, и о них приходится догадываться по косвенным признакам.
Чисто практически отличить янское обращение от иньского обычно легко: янское обращение предполагает прямой воздействие на партнера и какие-то внешние или внутренние ответные действия (реакцию) с его стороны - например, он должен ответить, или запомнить ему сказанное, или изменить свое состояние сознания, или удовлетворить свой интерес; иньское же обращение не предполагает прямого воздействия на партнера и на него можно не реагировать никак. В частности, любые описания действий и обстоятельств, относящихся к жизни протагониста или его партнера, лишенные янских маркеров (например, прямого обращения к партнеру), обычно имеют иньскую модальность:
- Я ухожу. (инь)
- Я тебя презираю! (инь)
- Ты не посмеешь мне возражать. (инь).
Для того, чтобы сделать подобные реплики (когнитивно) янскими, можно добавить прямое обращение или употребить повелительное наклонение:
- Послушай, Фома, я ухожу. (ян)
- Знаешь, я тебя презираю. (ян)
- К вашему сведению, я страдаю уже две недели. (ян)
- Не смей мне возражать! (ян)
- Мне сегодня так грустно - тебе говорю! (ян)
- Только подумай себе: сижу я дома, голодный как тигр - а ключа - нет! Ты представь, каково мне было?! (ян)
Однако следует иметь в виду, что контекст и стилистические особенности (интонация, мимика, жестикуляция) легко могут превратить иньскую по когнитивным маркерам реплику в янскую и наоборот - об этом см. ниже.
Диадические ситуации.
Янская ситуация воспринимается человеком как активная, развивающаяся, прямо на него воздействующая; она требует от него повышенного внимания и способности к адаптации. Нередко в качестве оправдания своих действий человек ссылается на янский характер ситуации, вынуждающей его к ним; его ответственность за свои поступки в янской ситуации пониженная.
Иньская ситуация воспринимается человеком как спокойная, не воздействующая на него прямо, хотя, возможно, и неявно ждущая от него проявления той или иной инициативы. В иньской ситуации человек свободен: он может расслабиться, а может и энергично и инициативно взяться за дела. Ответственность за любые решения и активные действия в иньской ситуации лежит в основном на самом человеке.
Упражнение. Определите, в какой диадической модальности воспринимает протагонист (автор реплики) ситуацию, в которой он находится.
1. - Мне нужно срочно бежать закупать продукты на праздничный обед.
2. - Сейчас мне нужно отдохнуть.
3. - Ты, Изот, мне противоречишь, а зря: лучше бы послушал, что тебе старший товарищ советует.
4. - Ну, ты, Африкан, меня уморил, просто до смерти.
5. - Мне до смерти необходим твой совет, Изольда.
6. - У меня все как обычно, а что загибаюсь помаленьку, так оно вроде бы тоже так и должно быть, если воля Божья на то существует.
7. - У меня к вам, Измаил, маленький такой, крохотный вопросик имеется - ответьте, если не трудно окажется.
8. - А вы, Инесса, так на меня своим хитрым глазком-то не поглядывайте - а то я смущаться начну.
9. - Зачем человеку Бог? - это ясно; а вот зачем Богу человек - вот тут-то закавыка и начинается!
10. - Ну так получилось, что не смогла я!
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять реплик по вашему выбору так, чтобы было ясно, что протагонист воспринимает текущую ситуацию а) в янской модальности и б) в иньской модальности.
1. - Очень приятно с вами разговаривать, Велимир!
2. - Объясни, Людвиг: чем тебе приглянулась эта рыжая лиса Виктория?
3. - Кто куда, а я завтра на любимую дачу.
4. - Ты зачем сюда пришел, Никодим?
5. - Манефа, пришло время выяснить, зачем мы с тобой встречаемся.
Пример.
1а) - Очень приятно с вами разговаривать, Велимир! Вы так удачно взяли на себя руководство нашей беседой.
1б) - Очень приятно с вами разговаривать, Велимир! Вот ведь сведет иногда судьба с родственной душой - и ничего больше не надо!
ДИАДИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ
Когнитивные янские маркеры
На янскую модальность недвусмысленно указывает повелительное наклонение речи:
- А теперь - иди. (ян)
- Пойми, Доротея, что я не имею намерения с тобой ссориться. (ян)
В янской модальности, как правило, звучит прямой вопрос, обращенный к партнеру и предполагающий ответ (то есть не являющийся риторическим):
- Скажите, как пройти на Красную площадь? (ян)
Слабым когнитивным янским маркером является обращение к партнеру по имени (прозвищу), или должности, или дружескому/родственному отношению, или использование местоимения "ты" или "вы" в качестве обращения:
- Привет, Игнатьич! (ян)
- Скажите, Порфирий Фомич, далеко вам до пенсии? (ян)
- Подвинься, дядя! (ян)
- Эй, ты! (ян)
- Я это вам говорю! (ян)
- Господин генерал, разрешите обратиться? (ян)

<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>