<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

- (первая реплика по телефону) Жозефина, это я, Мартын! (ян)
Иногда обращение по имени (прозвищу и т. п.) создает янскую субмодальность в иньской реплике:
- Вот так-то, брат. инь(ян)
Янские реплики обычно кратки, энергичны и содержательны.
Стилистические янские маркеры
Для янской модальности характерна краткая, эллиптичная речь, в которой пропускаются неключевые слова, а имя партнера и слова, обозначающие действие, интонационно подчеркнуты:
- А это вам, дорогой наш Пафнутий Терентьевич! (ян)
- Что ж! Я бросаю судьбе этот вызов! (ян)
Янские трансляции часто агрессивны, напористы, интонация опускается вниз.
Для янской модальности характерен твердый прямой взгляд в глаза партнера,
Янское тело напряжено; обычная янская поза закрытая (руки и ноги сведены вместе), туловище наклонено вперед, а голова - чуть вниз; спина нередко ссутулена.
Янские движения прямые, целенаправленные, напряженные, быстрые.
Сильным стилистическим янским маркером является рука или палец, протягиваемый в сторону партнера или объекта внимания:
- (грозно глядя прямо на партнера и указывая рукой на дверь) Вон отсюда!
Упражнение. Подумайте о фоновых янских маркерах - существуют ли они?
Фразеологические обороты и пословицы под архетипом Ян
Гнуть свою линию.
Рвет и мечет.
Землю роет.
Кровь ударила в голову.
Рвать на себе волосы.
Биться, как рыба об лед.
Упражнение. Вспомните еще несколько фразеологизмов и пословиц под янским архетипом.
Когнитивные иньские маркеры
На иньскую модальность прямо указывает пассивный залог:
- И я в бесчувственном виде был отнесен на кровать. (инь)
Другим прямым указателем иньской модальности является жанр описания, в частности, описание состояния протагониста или партнера:
- Как хорошо смотрится на тебе это голубое платьице! (инь)
- Я голоден. (инь)
- Я тебя презираю. (инь)
Также к когнитивным иньским маркерам можно отнести вводные слова: может быть, должно быть, бывает, так и быть.
Стилистические иньские маркеры
Для иньской модальности характерно отсутствие обращения вовсе, или косвенные ссылки на партнера, например, по тому или иному присущему ему качеству:
- (глядя в сторону от партнера) Сижу я тут и смертельно скучаю... (инь)
- (глядя в небо) Кто-то добрый и заботливый по случаю вечерней прохлады мог бы предложить мне одеться. (инь)
Для иньской модальности также характерно стремление отойти от сути обсуждаемой темы и заменить ее вариациями: если янский ответ идет по существу, то иньский нередко является более или менее ловким уходом от темы или отговоркой:
- Как тебе понравился мой берет? (ян)
- Ах, милый, я так тебя люблю! (инь)
Для иньской модальности характерна цветистая, многословная речь, изобилующая причастными и деепричастными оборотами, сравнениями, отступлениями, разнообразными эпитетами:
- Ну кто бы мог подумать, что мы с вами так неожиданно встретимся в необыкновенном, чудесном месте, среди магнолий, олеандров и пиний, так разнообразно и причудливо разросшихся на берегу Эвксинского Понта, этой древней колыбели цивилизации. (инь)
На иньскую модальность указывает акцент на прилагательных и существительных (в противоположность глаголам), например:
- Я видела сегодня на прогулке Дементия... Он был такой красивый, в элегантном бежевом костюме. (инь)
На иньскую модальность реплики указывает факт ее очевидности для партнера,
- Тебе отлично известно, что я замужем. (инь)
Иньские вопросы риторичны или неясно, к кому обращены; в любом случае, на них нет необходимости отвечать:
- Кто, как не я, положил на тебя всю свою жизнь? (инь)
- А не хочет ли один молодой красавчик причесаться перед выходом в гости? (инь)
Для иньской модальности характерен взгляд в сторону или (на короткое мгновение) искоса на партнера.
Иньское тело раскрыто и расслаблено, ему свойственны медленные движения, плавные округлые жесты, голова, повернутая в сторону от партнера или запрокинутая вверх.
Иньские интонации чаще всего долгие, тягучие, неопределенные, часто поднимающиеся вверх или идущие волнообразно.
Упражнение. Подумайте о фоновых иньских маркерах - существуют ли они?
Фразеологические обороты и пословицы под архетипом Инь
Я сам не свой.
Жить грустно, а умирать тошно.
Моя хата с краю.
Пройти молчанием (что-либо).
Ни бэ, ни мэ.
Палец о палец не ударит.
Упражнение. Вспомните еще несколько фразеологизмов и пословиц под иньским архетипом.
Упражнение. Определите диадические модальности трансляций в следующих диалогах. Укажите когнитивные и стилистические диадические маркеры и синтонные и антитонные ответы.
1. - Сколько тебе лет, красавица? (ян)
- Осьмнадцать мне. (ян)
2. - Который час, Кузьма Филимонович? (ян)
- Петух еще не кричал, месяц только-только за горой скрылся. (инь)
3. - Иди сюда, дорогой! (ян)
- Зачем, не понимаю! (инь)
4. - Как бы было приятно, если бы кто-нибудь из присутствующих проявил заботу о бедной женщине, изнывающей от одиночества в этой человеческой пустыне! (инь)
- Что вам угодно, сударыня? (ян)
5. - Чего ты от меня добиваешься? (ян)
- Я хочу, чтобы у нас все было хорошо. (инь)
6. - Как жизнь? (ян)
- Хороша моя жизнь! (ян)
7. - Как поживаешь? (ян)
- Утром плохо; потом постепенно расхожусь, и если есть деньги, иду развлечься - ну сам знаешь, как это бывает; потом обедаю, и в это время уже получше, особенно если щи наваристые жена приготовит; ну, а к вечеру и совсем даже отлично иной раз получается... (инь)
8. - Ну как ты можешь это терпеть, я не понимаю! (инь)
- Сам не знаю. (инь)
9. - И сколько, мне интересно, я должен ждать твоего согласия? До второго пришествия? (инь)
- Только не стоит преувеличивать. (инь)
10. - Как ты себя чувствуешь? (ян)
- Как гусь на вертеле. (инь)
11. - И что ты на него все дуешься и дуешься, словно Иван Иванович на Ивана Никифоровича? (инь)
- Гад он потому что! (ян)
12. - Ну, пошла писать губерния... (инь)
- Широка страна моя родная. (инь)
13. - Ты только посмотри на эту дивную реку, на карасей и плотву, резвящихся в ней на радость деревенским ребятишкам, на луг, на копны сена, на голубое небо над головой! (инь)
- Не буду. (ян)
14. - Ты только посмотри на эту чудную реку, на окуней и плотву, резвящихся в ней на радость деревенским ребятишкам, на луг, на копны сена, на изумрудное небо над нами! (инь)
- И мне нравится! (инь)
15. - И что ты все мечешься с ней, как петух вокруг курицы приплясываешь? (инь)
- (тоскливо; глядя в сторону) Тошно мне без нее... (инь)
16. - Ну, как самочувствие? (ян)
- Спасибо, поганое. (ян)
17. - А я как раз в баню тороплюсь! (инь)
- Ух! (инь)
18. - Почему ты молчишь? (ян)
- Потому! (инь)
19. - Ответь мне, будь добра. (ян)
- Если ты будешь корректным, я попытаюсь. (инь)
20. - Человек по природе добр. (инь)
- Ты действительно так считаешь? (ян)
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по вашему выбору придумайте иньскую и янскую реплики.
1. Приветствие на работе секретарши.
2. Обвинение прямое публичное друга в давнем проступке.
3. Признание наедине своей малой недавней вины перед ребенком.
4. Прощание приватное с близким родственником, лежащим в больнице.
5. Сочувствие приватное по поводу небольшой восполнимой утраты домашнему животному.
Пример.
1а) - (глядя в глаза) Здравствуйте, Агния! (ян)
1б) - (глядя в сторону и бросая взгляд искоса) День добрый! Очень приятно видеть своих сотрудников всегда в хорошем настроении. (инь)
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору: а) в янской модальности и б) в иньской модальности.
1. - Как вам у нас понравилось, Порфирий?
2. - А сколько стоит ваш гусь?
3. - Неужели вам могут нравиться блондинки, Питирим?
4. - Виктор, не пора ли тебе сменить кое-какую мебель в доме?
5. - Ревекка, мне плохо!
Упражнение. Модифицируйте стилистическими средствами следующие обращения и пять обращений по вашему выбору, подчеркнув в них: а) янскую модальность и б) иньскую модальность.
1. - Неплохо было бы поужинать.
2. - Неужели тебе, Онуфрий, совсем не стыдно?
3. - Шустрик, не рычи, пожалуйста, на этого малыша.
4. - Зачем тебе, Дарий, две подушки?
5. - Хорошо, когда у человека есть место для уединенных размышлений - не так ли, дорогая?
Пример.
1а) - (твердо глядя жене в глаза, твердым голосом, утвердительной интонацией) Неплохо было бы поужинать, дорогая! (ян)
1б) - (глядя в потолок, слабым неуверенным голосом, полувопросительной интонацией) Неплохо было бы поужинать... (инь)
Упражнение. Определите диадическую модальность следующих реплик, после чего модифицируйте их, придав им родственную модальность (то есть янские фразы сделайте иньскими и наоборот). Старайтесь при этом не слишком искажать исходный смысл фразы (возможно, его дополняя).
1. - Как вас зовут?
2. - Разрешите пройти, граждане.
3. - Можно поинтересоваться, откуда вам это известно?
4. - А я к аквариумным рыбам совершенно равнодушна!
5. - Неужели вы так и уйдете, не обратив на меня никакого внимания?
6. - Пора, Филимон, пора!
7. - Уходя - уходи!
8. - И, представляете, я осталась совершенно одна - и в интересном положении!
9. - Очень мне нужно с тобой поговорить.
10. - Ты куда?
11. - Сколько веков должно пройти, пока ты мне не ответишь по существу?
12. - Зачем ты погубил мою жизнь?
13. - Проходите, пожалуйста, садитесь.
14. - А пусть генерал нам ответит!
15. - Мне очень интересно: сколько ты будешь увиливать от ответа?
16. - Скажи пожалуйста, ты будешь есть этот суп вечно?
Упражнение. Придумайте обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору, стилистическими средствами обозначив в них: а) янскую модальность и б) иньскую модальность.
1. Приветствие мужа, возвратившегося точно вовремя после работы.
2. Прощание с надоевшим за вечер другом юности.
3. Предложение руки и сердца даме средних лет.
4. Извинение приватное за небольшое опоздание на деловое свидание.
5. Объявление публичное форс-мажора на работе.
Упражнение. Сочините и прочитайте вслух небольшой монолог, адресованный к партнеру, по каждой из следующих тем в каждой из диадических модальностей.
1. О пользе раннего вставания.
2. О том, как лучше ухаживать за девушками.
3. О необходимости думать перед тем, как принимаешь решения.
4. О пользе гимнастических упражнений.
5. О преимуществах зрелого возраста.
6. О различных представлениях о добродетели.
7. О влиянии среды на молодого человека.
8. О пользе вежливых манер.
9. О дипломатии как искусстве.
10. Об отношениях с фирмой.
Пример. Монолог "О пользе раннего вставания", обращенный к сыну Лаэрту.
- Послушай, любимый сын, мои мысли об утреннем вставании. Только лишь твое сознание, о Лаэрт, начинает пробуждаться и ты вспоминаешь, где ты находишься, нисколько, о сын мой, не медли! Не дожидаясь восхода солнца, беги на реку и освежись в ее холодных струях, Лаэрт! И тогда, сын мой, ты не устанешь до самого вечера и, слушай меня внимательно, сделаешь втрое больше дел, чем если проспишь до обеда! (ян)
- Утреннее вставание - залог и основа всего будущего дня; так первые шаги на любом поприще - его надежная основа и опора. Как утром аукнется - так вечером откликнется, и пусть это хорошо запомнит каждый вступающий в жизнь отрок, а особенно - мой любимый сын. (инь)
Упражнение. Сочините сценки по следующим темам и по пяти темам на свое усмотрение. Каждая сценка сочиняется в двух вариантах:
а) протагонист в янской модальности, партнер - в иньской;
б) протагонист в иньской модальности, партнер - в янской.
1. Приглашение делового партнера в далекое путешествие.
2. Соболезнование непосредственному начальнику по случаю получения выгодного заказа конкурирующей фирмой.
3. Обвинение необоснованное ребенка в неправильном питании.
4. Извинение мамы перед школьной учительницей за невнимательность сына на уроках.
5. Сын уговаривает папу сводить его в зоопарк.
Пример. Протагонист - начальник отдела снабжения Московского зоопарка Семен Дормидонтович - приглашает Анфису - фотографа журнала "Виринея" - с собой в Африку.
Сценка 1а. Модальности: Семен - ян, Анфиса - инь.
Семен: (энергично) Я приглашаю вас, Анфиса, в совместный тур по Африке в поисках дешевых бегемотов - а вы будете их фотографировать - для своего журнала. Поехали?!
Анфиса: (со страхом) Я боюсь бегемотов.
Семен: (уверенно) Вы, Анфисочка, скоро их полюбите. Договорились: летим завтра. Или вам удобнее послезавтра?
Анфиса: Мне кажется, наши читательницы должны привыкать к Африке и ее животному миру... фауне... постепенно... нельзя же сразу так... бегемотов ... да еще и пасть крупным планом...
Семен: (уверенно, твердо) Можно, Анфиса. Вы должны понять: это выгодно и современно! И признайте честно: широкая зубастая пасть - это (пристально глядя Анфисе в глаза) зрелищно!
Анфиса: Да, бегемотная тема и графика чреваты многими полезными ассоциациями. Я буду думать над вашим предложением.
Семен: До завтра - (со значением) думайте, Анфиса!
Сценка 1б. Модальности: Семен - инь, Анфиса - ян.
Семен: У меня есть отличная идея, которая может заинтересовать ищущего журналиста.
Анфиса: Это какая же идея, Семен Дормидонтович?
Семен: В последнее время в большую моду в самых престижных зарубежных иллюстрированных дамских журналах вошли натурные съемки диких животных, особенно крупных африканских.
Анфиса: Это, наверное, очень опасно, Семен Дормидонтович?
Семен: Не так уж и опасно, если в надежном сопровождении... У меня есть в этом направлении некоторые связи... И, кстати, бегемоты не так уж и агрессивны летом, когда у них много пищи.
Анфиса: А вы, Семен Дормидонтович, туда уже собрались? Можно я с вами?
Упражнение. Сочините сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. В каждой сценке участвуют два героя, каждый из которых на протяжении исполнения сценки придерживается фиксированной диадической модальности. Каждая сценка должна быть сочинена в двух-трех вариантах: сначала с одним распределением модальностей, затем - с другим, затем - с третьим.
1. Молодожены Вольдемар и Анастасия за ужином, приготовленным Анастасией. Вольдемар пытается в тактичной форме выразить свои претензии к пище; Анастасия старается не обижаться.
а) Вольдемар - ян, Анастасия - инь.
б) Вольдемар - инь, Анастасия - ян.
в) Вольдемар - инь, Анастасия - инь.
2. Молодожены Вольдемар и Анастасия собираются в гости к родителям Анастасии. Анастасия инструктирует Вольдемара, как правильно себя вести; ему это не очень нравится, и он пытается предложить свои варианты.
а) Вольдемар - ян, Анастасия - инь.
б) Вольдемар - инь, Анастасия - ян.
в) Вольдемар - инь, Анастасия - инь.
3. Директор зоопарка Харитон Харитонович пытается послать ответственного за животных Капитона в командировку в Африку за крокодилицей - подругой для крокодила Крокуса, который вошел в зрелый возраст и буянит. У Капитона, однако, свои взгляды на потребности зоопарка, да и ловить крокодилиц он не умеет.
а) Харитон - ян, Капитон - инь.
б) Харитон - инь, Капитон - ян.
в) Харитон - ян, Капитон - ян.
4. Зоопарк. Капитон - ответственный за животных - дает наставления молодому специалисту, выпускнику биофака Феофану, который пришел работать с обезьянами. Феофан задает уточняющие вопросы, но плохо входит в суть проблем.
а) Капитон - ян, Феофан - инь.
б) Капитон - инь, Феофан - ян.
в) Капитон - ян, Феофан - ян.
5. Старый холостяк Виктор, придя вечером домой, обсуждает со своим диваном личные проблемы. Диван пытается его вразумить.
а) Виктор - ян, диван - инь.
б) Виктор - инь, диван - ян.
6. Старый холостяк Виктор выясняет отношения со своей давней подругой Кларисой, которая намекает, что не прочь бы выйти за него замуж; Виктор аккуратно уходит от этой темы, но портить отношения с Кларисой не хочет.
а) Виктор - инь, Клава - ян.
б) Виктор - ян, Клава - инь.
в) Виктор - инь, Клава - инь.
7. В фирму "Киса-мурыса" звонит породистый щенок-лабрадор Лабрик и жалуется на свою хозяйку Виолетту. Консультант фирмы Трофим дает ему полезные советы.
а) Лабрик - ян, Трофим - инь.
б) Лабрик - инь, Трофим - ян.
в) Лабрик - инь, Трофим - инь.
8. В фирму "Киса-мурыса" звонит попугай Порфирий и просит помощи: ему до смерти надоел его хозяин Евграф Евсеевич, каждый день говорящий ему одно и то же. Консультант фирмы Трофим убеждает Порфирия, что его жизнь не так уж и плоха.
а) Порфирий - ян, Трофим - ян.
б) Порфирий - инь, Трофим - ян.
в) Порфирий - ян, Трофим - инь.
9. В фирму "Киса-мурыса" звонит кот Гладиатор, который по весне озабочен качеством своего будущего потомства и просит совета у консультанта Трофима, какую кошку ему лучше выбрать. Трофим отвечает.
а) Гладиатор - ян, Трофим - инь.
б) Гладиатор - инь, Трофим - ян.
10. Консультанта фирмы "Киса-мурыса" вызывает Федор - хозяин бультерьера Бульки, обвиняя его в нетерпимости к уличным кошкам. Приехавший консультант Трофим выясняет у Бульки, в чем дело.
а) Трофим - ян, Булька - инь.
б) Трофим - инь, Булька - ян.
СЛОЖНЫЕ ДИАДИЧЕСКИЕ МОДАЛЬНОСТИ
Янская модальность предполагает активное целенаправленное воздействие на объект (например, на партнера в диалоге) и взятие на себя ответственности за факт этого воздействия. Однако в пределах янской модальности возможны вариации, и она может быть уточнена янской или иньской субмодальностью.
Модальность ян(ян)
Модальность ян(ян) - уточнение основной янской модальности янской же субмодальностью.
Нередко янско-янская модальность используется, когда протагонист берет на себя управление ситуацией полностью, то есть отвечает не только за свое воздействие, но и за его результат.
- Езжай, и не возвращайся! ян(ян)
Это реплика в янско-янской модальности, так как второе указание идет в рамках ситуации, обозначенной первым.
Накорми, да прямо ему в рот клади. ян(ян)
- это тоже янско-янская реплика. Однако реплика
- Накорми, да поплотнее ян(инь)
имеет иньскую субмодальность.
- Накорми и спать уложи. (ян)
- это простая янская трансляция, так как здесь идет простое перечисление янских указаний.
Иногда ян(ян) подразумевает полную ответственность протагониста за свои действия, а также и за ответную реакцию партнера, то есть она тоже прописывается:
- Зайди завтра к Семеновым, но там не задерживайся, а быстро возвращайся обратно.
В этой реплике модальность ян(ян) обозначена дважды: во-первых, двойное иерархическое прямое указание ("зайди к Семеновым" - первый уровень иерархии, "там не задерживайся" - второй), а во-вторых, здесь подразумевается беспрекословное принятие распоряжения к сведению и точное его исполнение, то есть реакция партнера на трансляцию (по мысли протагониста) однозначно определена.
Фразеологизмы и пословицы в модальности ян(ян)
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Сказано, сделано.
Лиха беда начало.
Бог найдет и в люди выведет.
Плыть поперек течения.
Лезет на рожон.
Что ни закинет, то вытащит.
Бьет ключом!
Медведь пляшет, а цыган деньги берет.
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, для которых естественны трансляции в модальности ян(ян).
Упражнение. Модифицируйте следующие обращения и пять обращений по своему выбору так, чтобы они получили модальность ян(ян).
1. - Мне грустно!
2. - Покорми голодную птицу, Аграфена.
3. - Однако светает.
4. - Мурзик, твоя кошечка надела новое платье!
5. - Однако!
Упражнение. Ответьте в модальности ян(ян) на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору.
1. - Кто ты вообще такой, Силуян?
2. - Неужели тебе еще не все понятно, дорогой?
3. - Мама, зачем рыбе плавники?
4. - Можно мне еще одно мороженое?
5. - Обидно, тетя Августа!
Упражнение. Придумайте обращения в модальности ян(ян) в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору.
1. Указание публичное экстренное непосредственному подчиненному.
2. Попытка оправдания при публичном несправедливом обвинении.
3. Предъявление публичной немалой насущной претензии учителю.
4. Высмеивание матери, обратившейся к взрослому семилетнему сыну с неуместной просьбой.
5. Объявление форс-мажора ребенку.
Модальность ян(инь)
Модальность ян(инь) существенно мягче чисто янской. Она может, например, показывать партнеру, что его реакция протагонистом не определена однозначно.
- Заходите ко мне в гости, когда вам будет удобно. ян(инь)
- это, конечно, гораздо вежливее, чем чисто янское:
- Завтра в 19:00 будьте у меня! (ян)
Иногда иньская субмодальность передается через вариации:
- Уходи от меня! Плыви по воле волн! Убегай! Уползай! Исчезни! ян(инь)
- Иди на все четыре стороны! ян(инь)
- Скажите, что вам нужно. ян(инь)
Другой вариант - это демонстрация, в рамках янского нажима, готовности изменить его характер:
- Говори, или я ухожу. ян(инь)
Третий вариант: в рамках янского "наезда" появляется элемент описания состояния протагониста:
- Говори, пока я добрый. ян(инь)
- Не смей мне дерзить как твоему отцу. ян(инь)
- Имей в виду: мне плохо! ян(инь)
Модальность ян(инь) часто подразумевает прямое воздействие, реакцию на которое человек однозначно не предполагает, и допускает варианты. Он берет на себя ответственность за факт ответной реакции, но не за ее содержание. Типичный пример - провокация, цель которой - так воздействовать на партнера, чтобы он встал в своей реакции перед необходимостью выбора, например:
- Скажи, деточка, кого ты больше любишь - маму, папу или бабушку? ян(инь)
- Скажи, за что ты меня так ненавидишь? ян(инь)
- Неужели ты меня совсем разлюбила? ян(инь)
Еще один вариант модальности ян(инь) - это рекомендация или совет:
- Я как врач советую вам чистить зубы два раза в день. ян(инь)
- Я советую тебе перестать выяснять со мной отношения на голодный желудок. ян(инь)
Просьба тоже как правило идет в этой модальности, как и настоятельная просьба:
- Сходи в магазин, а? ян(инь)
- Отпусти меня сегодня вечером, ну я очень тебя прошу! ян(инь)
Еще один вариант модальности ян(инь) - неуверенное распоряжение или иное воздействие, когда человек показывает, что он не знает, чего на самом деле хочет:
- (неуверенно) Сходим, может быть, на танцы? ян(инь)
А вот пример трансляции, в которой модальность существенно зависит от интонации:
- Я жду от вас справедливого решения!
Здесь модальность определятся уровнем нажима и моментом "справедливого решения". Если оно должно последовать, по мысли протагониста, немедленно, и он нажимает на партнера, то модальность трансляции - ян(инь); если же момент "решения" откладывается на существенный срок (на неделю или месяц), то модальность будет инь(ян); если же на несколько лет или вовсе на неопределенный срок, то инь(инь).
Фразеологизмы и пословицы в модальности ян(инь)
Покажу, где раки зимуют!
Где посадят, там и сиди!
Пошло дело, как по маслу.
Не я еду, нужда везет.
Ходить на задних лапках.
Срываю цветы удовольствия.
Где свалюсь, там и лежу.
Толочь воду в ступе.
С места в карьер.
Терпение и труд все перетрут.
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, для которых естественны трансляции в модальности ян(инь).
Упражнение. Модифицируйте следующие обращения и пять обращений по своему выбору так, чтобы они получили модальность ян(инь).
1. - Не верю, Хрисанф!
2. - (напевает) Ля-ля-ля!
3. - (тоном сомнения) Гм!
4. - Сколько волка ни корми...
5. - Смешно, Стоян, думать, что человек способен измениться.
Упражнение. Ответьте в модальности ян(инь) на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору.
1. - Как же ты могла так поступить, Виргиния?!
2. - А почему никто не предупредил меня заранее?
3. - А о чем ты думал, когда покупал эти акции?
4. - Хочешь, Светозар, я расскажу тебе о своем детстве?
5. - Нет-нет, только не это, умоляю, Домна!
Упражнение. Придумайте обращения в модальности ян(инь) в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору.
1. Комплимент поверхностный любимой кукле.
2. Поручение малоответственное сыну по хозяйству.
3. Возложение ответственности за процесс на близкого родственника.
4. Предложение неофициальное серьезное приватное старой знакомой.
5. Обещание легкомысленное спонтанное публичное высокому начальнику.
Иньская модальность не предполагает (прямо) никакой ответной реакции: она символизирует самобытие протагониста; она оставляет партнера свободным в том, как он отреагирует - в частности, он может не реагировать никак.
Модальность инь(ян)
Модальность инь(ян) часто гораздо более энергичная и социально приемлемая, чем чистый инь или инь(инь).
Например, это реплика, означающая готовность (инь) к проявлению нужной энергии (ян). Вот звонит телефон в приемной крупного начальника. Секретарша снимает трубку:
- Алло...
Если это "Алло" звучит в совершенно расслабленной манере, то это чистый инь или даже инь(инь): "Как хорошо, что вы позвонили" - это хорошо для борделя или службы секса по телефону (позиция: "Я девушка, на все согласная").
Если же реплика: "Алло!" - звучит в энергичной манере, но за ней следует пауза, то это инь(ян) - смысл ожидания: "Скажите, что вам нужно, у нас есть все возможности вам помочь".
Еще вариант "Алло!" - ян(инь) - интонация, которая прочитывается как: "Отвяжитесь, наконец, как вы мне все надоели!" или: "Знайте: мне некогда!"
- Я не сомневаюсь, что в принципе смогу вам помочь.
- опасная фраза! Ее модальность - инь(инь), и рассчитывать на реальную помощь вряд ли следует.
- Я думаю, я сделаю это. инь(ян)
- а как эта фраза прозвучит более энергично?
"Я сделаю это. Постепенно" - это уже ян(инь).
"Новомодных идей не понимаю. Не понимаю также, для чего их следует понимать" (Салтыков-Щедрин, "История одного города"). Здесь "не понимаю" - не только состояние, но и вызов, то есть активное действие, и модальность реплики инь(ян) .
Другой вариант поведения в модальности инь(ян) - это реакция протагониста на воздействие партнера, но относящаяся преимущественно к самому протагонисту. Например, партнер задает протагонисту трудный вопрос (скажем: "А ты способен к подвигу?"). Протагонист отвечает, в модальности инь(ян): "Мне, с моим незначительным опытом жизни и самопознания, трудно было бы однозначно ответить на этот вопрос". Номинально говоря, это все же ответ, поэтому янский элемент в этой трансляции имеется, но основная ее модальность, конечно, иньская.
Вообще любая реплика, сама по себе звучащая в иньской модальности, в контексте диалога приобретает модальность ян(инь) или инь(ян) в зависимости от ее длины. Например, партнер спрашивает протагониста: "Где ты был?" Тот отвечает: "Сегодня я ходил по лесам, холмам, дубравам, орешнику, слушал пенье соловьев, жаворонков, синичек и удодов" - это ответ в модальности инь(ян). Если же он ответит короче: "Был на природе" - то это будет ответ в модальности ян(инь). В данном случае модальность ян означает, что в его реплике главное - факт реакции на вопрос, то есть удовлетворение информационной потребности партнера.
Отсутствие же в иньском ответе какой бы то ни было связи с вопросом, особенно прямо поставленным, обозначается модальностью инь(инь). Например, партнер спрашивает протагониста: "Ты чем занята сейчас?" Протагонист отвечает: "Медлительно влекутся дни мои".
Сам по себе вопрос: "Чем ты сейчас занята?" идет в модальности ян(ян) - это прямой вопрос, подразумевающий точно определенный ответ (типа: "Вяжу мужу носки"). Можно этот вопрос сильно смягчить, сформулировав его в модальности инь(ян): "Мне хотелось бы знать, чем ты сейчас занята". В модальности ян(инь) этот вопрос прозвучит, например, так: "Скажи, если это не секрет, чем ты сейчас занимаешься?"
В модальности инь(ян) часто идет реплика, указывающая или намекающая на происшедшее воздействие, к которому протагонист адаптируется:
"А потом они меня долго ругали, а я робел и смущался". инь(ян).
Например, на вопрос партнера, чем он занят, протагонист отвечает:
- Прихожу в себя после твоей вчерашней публичной пощечины. инь(ян)
В модальности инь(ян) идет любое напряженное состояние, например:
- Надо бы сходить в магазин, а то он закроется. инь(ян)
- Я жду только удобного момента, чтобы отомстить. инь(ян)
- Я готов выступить в поход по первому вашему сигналу. инь(ян)
Фразеологизмы и пословицы в модальности инь(ян)
Под лежачий камень вода не течет.
Хоть кол на голове теши.
Кровь леденеет.
И рад бы перешел, да броду не нашел.
Купил бы сала, да денег мало.
Глаз видит, да зуб неймет.
Пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
Слава Богу!
Руки чешутся.
Я сбился с ног.
Умываю руки.
Хлопот полон рот.
Атмосфера накалена.
Уперся да стал, как поперек горла.
Упирается руками и ногами.
Клещами не вытащишь.
Лев мышей не давит.
Орел мух не ловит.
Держать язык за зубами.
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, для которых естественны трансляции в модальности инь(ян).
Упражнение. Модифицируйте следующие обращения и пять обращений по своему выбору так, чтобы они получили модальность инь(ян).
1. - Сколько я должна буду ждать, Харлампий?
2. - Пусть я вор - но ведь по мелочи и поневоле!
3. - (неодобрительно) Ну-ну, Нектарий!
4. - Я выступаю в поход завтра на рассвете.
5. - Спеши, Феодосий, спеши - молодость не вернешь!
Упражнение. Ответьте в модальности инь(ян) на следующие вопросы и на пять вопросов по своему выбору.
1. - Ты почему такая сонная, Анастасия?
2. - Неужели я до сих пор вам не надоел, Патрикей Парфенович?
3. - Зачем зайцу длинный хвост, когда ему и короткого довольно?
4. - Так был ты у Ираидки или нет, и что там вы с ней делали?
5. - Ты разрешаешь мне переплыть на тот берег?
Упражнение. Придумайте обращения в модальности инь(ян) в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору.
1. Обвинение косвенное куклы в предательстве.
2. Предложение неофициальное приватное уединиться на чердаке.
3. Сокрушение по поводу своей неумелости.
4. Удивление по поводу нескромности вопроса, заданного партнером.
5. Предложение приватное долговременного сотрудничества старому знакомому.
Модальность инь(инь)
Модальность инь(инь) представляет собой "усиление" иньской модальности; здесь в рамках иньской ситуации звучит иньская же субмодальность.
- С тобой вдвоем! Как мне хорошо! инь(инь)
- Это так сложно. И я ничего об этом не знаю. инь(инь)
- Ты больше не любишь меня! инь(инь)
- Мне страшно! инь(инь)
- Маленького, пушистого зайчика постоянно преследовали опасности. инь(инь)
- Над морем бушующим я не властен. инь(инь)
- А нынче мне снилось, как мы целуемся. инь(инь)
- Ко мне приходила твоя дочь, и меня все время обижала. инь(инь)
Как последняя фраза прозвучала бы в модальности ян(ян)? Например, так: "Я позвал твою дочь, чтобы выстоять при всех ее оскорблениях". - здесь "выстоять" идет как действие, а не как состояние.
- Мне это безразлично. Чужое оно для меня. инь(инь)
инь(инь) - вопросы: косвенные и не программирующие способ ответа, например:
- Мне было бы интересно узнать, каковы ваши идеи относительно меня, если, конечно у вас вообще есть таковые идеи. инь(инь)
Фразеологизмы и пословицы в модальности инь(инь)
Никак нельзя, а можно.
Рад бы в рай, да грехи не пускают.

<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>