<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

1. - Ой, Нестор!
2. - У меня сюрприз: шорты разъехались во все стороны!
3. - Как бы не так!
4. - Печально, не скрою.
5. - Сплю, сплю, сплю...
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в янски-творительной модальности.
1. - Сколько стоит ваш творог?
2. - Наркис, где ты разодрал свои брюки?
3. - Люциан, ты когда-нибудь научишься меня не перебивать?
4. - Что-то мне холодно...
5. - Я не считаю эту причину уважительной, Парфен.
Упражнение. Для следующих ситуаций и пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращение в янски-творительной модальности. Ответьте на это обращение: а) синтонно и б) антитонно.
1. Предложение срочное императивное к подружке отправиться на тусовку.
2. Извинение пылкое искреннее приватное перед младшей сестрой.
3. Обвинение приватное тяжелое домашнего животного.
4. Соболезнование личное интимное кукле по поводу серьезной восполнимой утраты.
5. Представление публике модного певца на благотворительном концерте.
Янски-осуществительная модальность характерна, например, для ситуации, когда протагонист, находясь в рамках хорошо ему известной роли, требует чего-либо от партнера - например, задает ему содержательный вопрос, требующий ответа по существу:
- Агния, я как отец требую у тебя ответа: где ты провела ночь?! (ян-осущ)
- (подозрительно) Ну, а теперь скажи честно: ты зачем всегда такой красивый, а? (ян-осущ)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает янски-осуществительная модальность.
Упражнение. Переведите следующие обращения и пять обращений по своему выбору в янски-осуществительную модальность.
1. - Как ты могла?!
2. - Ну что, Рогнеда, чувствую я, что спишь ты себе по обыкновению, как медведь в берлоге, не помышляя о весне...
3. - Нет, каков негодяй!
4. - Каждому овощу свое время, так я считаю.
5. - Прошли наши времена, да, и нечего тут не попишешь.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в янски-осуществительной модальности.
1. - Савелий, принеси, пожалуйста, из лесу дров посуше.
2. - Почему ты заявился на ночь глядя, Македоний?
3. - Я, пожалуй, пойду восвояси.
4. - (приложив палец к губам) Тссс!
5. - Ах, зачем ты меня обманываешь, Мелания!
Упражнение. Для следующих ситуаций и пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращение в янски-осуществительной модальности. Ответьте на это обращение: а) синтонно и б) антитонно.
1. Знакомство на речном пляже с семилетней девочкой.
2. Предложение отчасти интимное полуофициальное новому знакомому.
3. Приветствие радостное старшего родственника на улице.
4. Обвинение шуточное серьезное публичное домашнего животного.
5. Прощение искреннее приватное куклы за серьезный проступок.
Янски-растворительная модальность возникает, например, в случае, когда протагонист велит партнеру что-либо уничтожить или прекратить:
- Не смей мне противоречить, Палладий! (ян-раст)
Впрочем, растворение может фигурировать и как факт, относящийся к протагонисту:
- Я умираю от любви к тебе, Гликерия! (ян-раст)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает янски-растворительная модальность.
Упражнение. Переведите следующие обращения и пять обращений по своему выбору в янски-растворительную модальность.
1. - Полный вперед!
2. - Мне очень бы не хотелось походить на Клеопатру, да и Антония вокруг не заметно.
3. - Земля вращается вокруг Солнца, а я - вокруг тебя, дорогой.
4. - Какие сегодня гости! Ах, это настоящий сюрприз!
5. - Ну, вот и все.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в янски-растворительной модальности.
1. - Почему ты не купил торт, Кир?
2. - А вот и не угадал! Не угадал!
3. - Смирение - вот наша главная добродетель, Кирик!
4. - Почему я не чищу зубы по утрам - это тебе как матери лучше знать!
5. - Доктор, помогите мне пожалуйста!
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращение в янски-растворительной модальности. Ответьте на это обращение: а) синтонно и б) антитонно.
1. Упрек обоснованный публичный немалый к дяде.
2. Приглашение приватное старого друга на велосипедную прогулку.
3. Обоснование своего нежелания составить компанию жене, идущей на день рождения к подруге.
4. Мужчина средних лет упрекает свою стареющую мать за ошибки в его воспитании в школьном возрасте.
5. Прощание с любимым городом надолго.
Иньски-творительная модальность используется, например, в трансляциях, выражающих состояние человека, получившего неожиданное известие:
- Я потрясен. (инь-твор)
Другой вариант использования этой модальности - перевод разговора на другую тему с помощью реплики, не требующей ответа. Например, протагонист спрашивает:
- "Как ты думаешь, Бог меня накажет за сегодня?" - а партнер уходит от обсуждения предложенной темы, ненавязчиво предлагая новую свою:
- Я так считаю, что лучше всего нам будет сейчас прогуляться по парку, поглядеть на лебедей. (инь-твор)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает иньски-творительная модальность.
Упражнение. Переведите следующие обращения и пять обращений по своему выбору в иньски-творительную модальность.
1. - Жди меня до последнего, Тимур.
2. - Я - просто непослушный ребенок.
3. - Только не надо меня пеленать!
4. - Ты понял, Исидор, что не каждому по зубам меня с толку сбить?
5. - Не утомляй меня, Данила!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в иньски-творительной модальности.
1. - Ну, решил, наконец?
2. - Вот-вот, и дальше так же поступай.
3. - Не совсем, Зенон, я с вами соглашусь.
4. - А что нам скажет Аграфена?
5. - Пошли, Шустрик, отсюда - нас здесь не полюбили.
Упражнение. Для следующих ситуаций и пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращение в иньски-творительной модальности. Ответьте на это обращение: а) синтонно и б) антитонно.
1. Предъявление претензии к бабушке за тяжелое детство.
2. Извинение перед отцом публичное искреннее за сбежавшее кофе.
3. Прощание неофициальное с близким родственником, уезжающим надолго.
4. Комплимент девочке семи лет, удачно выступившей на детском утреннике.
5. Благодарность приватная искренняя младшему родственнику за помощь в деликатной ситуации.
Иньски-осуществительная модальность свойственна, например, трансляциям, где пассивная позиция протагониста апеллирует к установившемуся порядку вещей:
- Да я что... я как всегда... (инь-осущ)
- Мне жаловаться не на что - деньги платят, по воскресеньям и телевизор можно посмотреть. (инь-осущ)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает иньски-осуществительная модальность.
Упражнение. Переведите следующие обращения и пять обращений по своему выбору в иньски-осуществительную модальность.
1. - Одним словом, пропадаю пропадом - понятно, Доминик?
2. - Ты же мой друг, Артур!
3. - Преданность, только преданность - вот что от вас требуется, дорогой Дормидонт!
4. - Ты, Генриетта, не спеши, ты толком расскажи, с самого начала.
5. - Ау, Еремей!
Упражнение. Ответьте на следующие вопросы и на пять трудных вопросов по своему выбору в иньски-осуществительной модальности.
1. - Почему у собаки хвост сзади?
2. - Почему блохи скачут, а не ползают, как гусеницы?
3. - Почему лыж две, а колес - четыре?
4. - Почему меридианы пересекаются, а параллели - нет?
5. - Почему взрослых трудно понимать?
Упражнение. Для следующих ситуаций и пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращение в иньски-осуществительной модальности. Ответьте на это обращение: а) синтонно и б) антитонно.
1. Побуждение сына пригласить новых друзей домой.
2. Просьба к маме оставить выполнение уроков на усмотрение протагониста.
3. Обида личная несмертельная на младшего брата.
4. Пожелание важное приватное непосредственному подчиненному.
5. Прощание с внуком, уходящим в горный поход.
Иньски-растворительная модальность характерна для трансляций, в которых протагонист описывает распад того или иного объекта, не предполагая никакой специальной реакции партнера:
- Не похоже, чтобы у нас на фирме что-то складывалось - скорее вычитание происходит. (инь-раст)
Другой вариант возникновения этой модальности - философски-отрешенный взгляд на мир:
- Да, истина всегда торжествует - когда приходит ее время. (инь-раст)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает иньски-растворительная модальность.
Упражнение. Переведите следующие обращения и пять обращений по своему выбору в иньски-растворительную модальность.
1. - Не будем ссориться, Иосафат - давай лучше поцелуемся, а?
2. - Нет ничего лучше пешего похода по Северу.
3. - А ты встань под водопад, Гостомысл.
4. - Я лучше, чем ты думаешь, Евлампия.
5. - Как знать...
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в иньски-растворительной модальности.
1. - А можно, Стефан, я провожу вас до дома?
2. - Ваш дом очень хорош - он напоминает мне орлиное гнездо.
3. - Я лично всегда предпочитаю паркетные полы.
4. - Вольдемар, одень галстук в полосочку.
5. - Ну скажи, Сильвестр - кто в наше время всерьез учится?
Упражнение. Для следующих ситуаций и пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращение в иньски-растворительной модальности. Ответьте на это обращение: а) синтонно и б) антитонно.
1. Признание формальное вины большой отдаленной во времени перед братом.
2. Объявление о конце длительной личной истории.
3. Приветствие позднего гостя.
4. Извинение перед мамой за недоеденный суп.
5. Указание подчиненному принять срочные меры.
Упражнение. Переведите следующие обращения и пять обращений по своему выбору во все диадически-диалектические модальности.
1. - Обязательно приду к вам на ужин, Бронислава.
2. - Не смею возражать.
3. - Что ж! Видно, придется мне у вас, Иосафат, пожить, пока суть да дело.
4. - Я не спешу - а куда?
5. - Пора, пора нам сворачиваться.
Упражнение. Ответьте на каждое из следующих обращений и на пять обращений по своему выбору во всех диадически-диалектических модальностях.
1. - А не стыдно, брат Светозар?
2. - Невеста твоя хоть куда - и лицом, и статью.
3. - Раздевайтесь, усаживайтесь, Ефим, чайку испейте.
4. - Смешно сказать - не знаю, Каллист.
5. - Где бы я ни оказался, Аглая - обязательно примчусь по первому вашему зову.
Упражнение. Для каждой из следующих ситуаций и пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения во всех диадически-диалектических модальностях. Ответьте на эти обращения: а) синтонно и б) антитонно.
1. Приветствие неофициальное дома пропадавшего неизвестно где домашнего животного.
2. Укор кукле за безобразное поведение в присутствии старших.
3. Предостережение юному другу, преждевременно собирающемуся жениться.
4. Опасение перед мамой по поводу выступления на школьном вечере.
5. Смущение юной барышни перед своим кавалером по поводу новой прически.
Упражнение. Сочините по две сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Герои сценок должны выступать в следующих модальностях:
а) протагонист - инь-твор, партнер - ян-осущ;
б) протагонист - ян-раст, партнер - инь-осущ.
1. Петух Мефистофель хвастается перед псом Кубиком своим гаремом и пользой в хозяйстве. Кубик вначале терпит, но в итоге ставит Мефистофеля на место.
2. Столетний попугай Клавдий объясняет своей хозяйке Аграфене, почему ей ни в коем случае не следует выходить замуж. Аграфена, сопротивляясь, ссылается на общественное мнение, женское счастье и т. д.
3. Большой начальник Зиновий Каллистратович, случайно оказавшись в баре, знакомится и заигрывает с интересной молодой женщиной Ефросиньей, намекая на свои финансовые и иные возможности.
4. Юная Сусанна и влюбленный в нее Ерофей на вечерней прогулке. Сусанну интересует проходящая мимо молодежь, Ерофей пытается перевести внимание Сусанны на себя.
5. Первоклассник Виля интересуется у мамы, когда ему будет можно смотреть все программы телевизора без исключения и ограничений. Мама, предчувствуя недоброе, пытается объяснить ему разницу между делами и отдыхом.
Упражнение. Сочините по две сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Герои сценок должны выступать в следующих модальностях:
а) протагонист - ян-твор, партнер - инь-раст;
б) протагонист - ян-осущ, партнер - инь-твор.
1. Лиса Лариска приглашает в гости на свой день рождения зайца Захара. Захар чует недоброе, но прямо отказываться ему по разным причинам не хочется.
2. Лиса Лариска в гостях у волка Георгия (Жоры) рассказывает ему про плохое поведение зайца Захара. Жора реагирует философски.
3. Волк Жора встречается в лесу с зайцем Захаром и упрекает его за плохие манеры. Заяц оправдывается и извиняется, обещает исправиться.
4. Круглый обеденный стол и диван холостяка Виктора в его отсутствие обсуждают необходимость ремонта квартиры и способы заставить Виктора ею заняться.
5. Болонка Дуня жалуется складскому псу Елизарычу на плохой характер своей хозяйки Изабеллы. Елизарыч пытается уравновесить ситуацию.
Диадически-триадические модальности
Янски-синтетическая модальность характерна для трансляций, содержащих краткое повелительное указание:
- Быстро уходи отсюда.
Эта же модальность обозначается сильным акцентом на имени партнера при обращении к нему:
- (грозно) Я тебя спрашиваю, ЛЮЦИАН!
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает янски-синтетическая модальность.
Упражнение. Переведите следующие обращения и пять обращений по своему выбору в янски-синтетическую модальность.
1. - Хочется, маменька, чего-нибудь вкусненького - грибочков там солененьких с лучком... рыжиков, допустим.
2. - Ну причем тут мои родственники, хочу я понять наконец?
3. - Тут тепло, уютно, немного неряшливо, правда...
4. - А зачем мне пирог с клюквой, когда с капустой гораздо вкуснее?
5. - Брысь!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в янски-синтетической модальности.
1. - Сколько лет тебе, Манфред, исполнится в этом году?
2. - Зачем коту сыр?
3. - Молчи, несчастный!
4. - Расскажите, Корнил, о своем детстве.
5. - И когда у вас назначен свадьба, Серафима?
Упражнение. Для следующих ситуаций и пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращение в янски-синтетической модальности. Ответьте на это обращение: а) синтонно и б) антитонно.
1. Предложение о серьезной деловой встрече.
2. Приветствие врага на школьном дворе.
3. Прощание заключительное с вредной привычкой.
4. Обвинение домашнего кота в недостойном поведении.
5. Насмешка над младшей сестрой, не умеющей ходить.
Янски-качественная модальность характерна, например, для трансляций, содержащих прямые качественные указания партнеру:
- Ты должен быть свободен и раскован, и это главное - помни, Леонтий! (ян-кач)
На эту модальность указывают акцентированные в команде глаголы, обозначающие действия:
- А теперь - лети, и побыстрее! (ян-кач)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает янски-качественная модальность.
Упражнение. Переведите следующие обращения и пять обращений по своему выбору в янски-качественную модальность.
1. - Ты где, (громко) НЕСТОР!
2. - Мне бы этого не хотелось.
3. - Ах, какие носочки и туфельки, и платьице, и бантик но волосах!
4. - Ну, я не знаю, зачем такие слезы, и гримасы, и отчаяние на пять минут.
5. - Вот и пришла весна!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в янски-качественной модальности.
1. - Где вы живете, Нифонт?
2. - Не знаю даже, чем конкретно я могу вам помочь, Ангелина.
3. - Ну что ты за человек, Мардарий?!
4. - Поспеши, Тигрий!
5. - Смешно, Рувим!
Упражнение. Для следующих ситуаций и пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращение в янски-качественной модальности. Ответьте на это обращение: а) синтонно и б) антитонно.
1. Предложение настоятельное кукле надеть новое платье.
2. Обида острая справедливая на старшего родственника.
3. Объявление форс-мажора в семье.
4. Просьба униженная срочная к дальнему богатому родственнику.
5. Заявление о своем новом социальном положении на семейном обеде.
Янски-предметная модальность характерна для трансляций, представляющих собой прямое предметное требование к партнеру:
- Немедленно сними мокрую рубашку и штаны, Виля! (ян-пред)
- (просительно-умоляющим голосом) Кусочек! (ян-пред)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает янски-предметная модальность.
Упражнение. Переведите следующие обращения и пять обращений по своему выбору в янски-предметную модальность.
1. - Ой!
2. - А мне хочется кашки - манной, сладкой, вкусной, и побольше!
3. - Что за дела, Протасий!
4. - Прошу, Флорентий!
5. - Мне было бы трудно сказать на эту тему что-то определенное.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в янски-предметной модальности.
1. - Прошу вас следовать за мной, Леон.
2. - Кто вы, прекрасная незнакомка?
3. - А какого цвета у нее были глаза?
4. - Было бы неплохо услышать что-либо в ваше оправдание, Нафанаил.
5. - Тихим, послушным мальчикам обычно дают больше торта.
Упражнение. Для следующих ситуаций и пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращение в янски-предметной модальности. Ответьте на это обращение: а) синтонно и б) антитонно.
1. Приглашение отдаленное непосредственного начальника на свадьбу подрастающей дочери.
2. Оправдание косвенное за существенный проступок перед домашним животным.
3. Знакомство в самолете с десятилетним мальчиком.
4. Предложение новому знакомому прийти в гости на ужин.
5. Сомнение в поступившем от подчиненного деловом предложении.
Иньски-синтетическая модальность характерна, например, для трансляций, содержащих метафоры состояния:
- Я чувствую себя, как гусь на вертеле. (инь-син)
- Что-то ты сегодня квелый какой-то - словно селедка в винном соусе. (инь-син)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает иньски-синтетическая модальность.
Упражнение. Переведите следующие обращения и пять обращений по своему выбору в иньски-синтетическую модальность.
1. - Прочь с дороги, Маркел!
2. - Спешу, спешу, вот только ряд довяжу - и сразу приду!
3. - Вы наступили мне на большой палец ноги.
4. - Где же находится ваш приусадебный участок?
5. - Путь войны - не для цивилизованного человечества.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в иньски-синтетической модальности.
1. - Тихо-тихо, Протас!
2. - Ах, Флорентин!
3. - Еду-еду - не свищу, а наеду - не обессудь, Фаина!
4. - Шустрик, не гавкай попусту на проходящие машины.
5. - Мне требуется опытный и умелый помощник, Фока.
Упражнение. Для следующих ситуаций и пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращение в иньски-синтетической модальности. Ответьте на это обращение: а) синтонно и б) антитонно.
1. Призыв к жалости преступно невнимательного отца.
2. Обоснование для непонятливой мамы нежелания делать уроки на завтра.
3. Просьба к ребенку выключить телевизор и приступить к делам.
4. Обвинение косвенное куклы в пропаже любимой конфеты.
5. Указание дочери прибрать в комнате до начала возможных неприятностей.
Иньски-качественная модальность характерна для ненавязчивых трансляций, акцентирующих качество или не слишком активное действие, например:
- Мне очень жаль, что так все нехорошо получилось, очень жаль... (инь-кач)
- И вдруг я вижу птицу: большую, зелено-синюю, одиноко парящую высоко-высоко. (инь-кач)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает иньски-качественная модальность.
Упражнение. Переведите следующие обращения и пять обращений по своему выбору в иньски-качественную модальность.
1. - Стой, брат Никандр!
2. - Ух!
3. - (отрицательно качает головой) У-у.
4. - Зачем тебе моя девушка?
5. - Хорошо, Федосья, идем на реку.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в иньски-качественной модальности.
1. - Где мы встретимся завтра, Онисим?
2. - А теперь скажи, Илиодор, какие тебе нужны материалы?
3. - Скажите, уважаемый автор: кого из своих героев вы писали с себя, а кого - со своих знакомых?
4. - Что-то неможется мне сегодня.
5. - Трудно, Ростислав, трудно тебе сейчас - но я тебя понимаю.
Упражнение. Для следующих ситуаций и пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращение в иньски-качественной модальности. Ответьте на это обращение: а) синтонно и б) антитонно.
1. Просьба смиренная к высокому начальнику о пенсии.
2. Приветствие ненавязчивое интересной молодой соседки по пляжу.
3. Указание недвусмысленное к дочери пропылесосить ковер в гостиной.
4. Признание немалой поправимой вины публичное драматичное.
5. Оскорбление незаслуженное шуточное домашнего животного.
Иньски-предметная модальность характерна для описаний предметного плана:
- И были на ней башмачки с завязками, платьице с разрезом до попы и косынка, завязанная на шее сзади узлом. (инь-пред)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает иньски-предметная модальность.
Упражнение. Переведите следующие обращения и пять обращений по своему выбору в иньски-предметную модальность.
1. - Пойми меня правильно, Нектарий.
2. - Касьян и Каллистрат, успокойтесь!
3. - Эх, мил человек!
4. - Труд - это опора нашего бытия.
5. - Пришло время нам с тобой поговорить всерьез.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в иньски-предметной модальности.
1. - На чьем велосипеде ты катался, Орест?
2. - Сгинь, нечистая сила!
3. - А теперь скажи прямо, Никифор: нужная я тебе женщина или ненужная?
4. - И еще, пожалуйста, мне тортик небольшой, но со вкусом.
5. - Прошу вас, Гертруда, не стесняйтесь!
Упражнение. Для следующих ситуаций и пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращение в иньски-предметной модальности. Ответьте на это обращение: а) синтонно и б) антитонно.
1. Представление неофициальное новой знакомой своей собаке.
2. Приглашение неофициальное отдаленное во времени друга свидетелем на свою свадьбу.
3. Предъявление претензии старинной традиционной жене на юбилее свадьбы.
4. Объявление домашнему животному о прекращении надоевшего длительного сюжета.
5. Возложение ответственности публичное корректное за срыв ситуации на нового знакомого.
Упражнение. Переведите следующие обращения и пять обращений по своему выбору во все диадически-триадические модальности.
1. - Хорошо бы тебе, Смарагд, поторопиться.
2. - А я считаю иначе.
3. - Приглашаю вас на танец.
4. - Сначала - ужин.
5. - И все-таки Петр был великий царь!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору во всех диадически-триадических модальностях.
1. - Куда тебя занесло вчера, Ириней?
2. - Я сожалею о своей грубости - прости, Панкратий!
3. - Никуда ты не денешься от меня теперь, Ефросинья!
4. - Шустрик, ты зачем сожрал эту ни в чем не повинную птичку?
5. - Евсик, неужели школа интереснее любимой собаки?
Упражнение. Для следующих ситуаций и пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения во всех диадически-триадических модальностях. Ответьте на это обращения: а) синтонно и б) антитонно.
1. Комплимент случайный поверхностный стареющему элегантному мужчине на официальном собрании.
2. Поручение родителю, отправляющемся в длительную служебную командировку в Индию.
3. Обещание трудноисполнимое приватное любовнице.
4. Предложение неофициальное серьезное приватное кукле.
5. Совет новому знакомому, не являющемуся профессионалом в области компетенции протагониста.
Упражнение. Сочините по две сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Герои сценок должны выступать в следующих модальностях:
а) протагонист - ян-син, партнер - инь-пред;
б) протагонист - ян-кач, партнер - инь-син.
1. Зоопарк. Зубр Зинаида просит смотрителя зубрятника Порфирия изменить ей режим содержания и питания. Порфирий поясняет, что в его силах, а что - в воле Божьей или администрации зоопарка.
2. Куклы Фекла и Петюня на витрине детского магазина спорят, кого из них больше любят дети.
3. Первоклассник Виля - единственный сын своих родителей - требует у мамы, ссылаясь на авторитет своей учительницы Пульхерии Христофоровны, себе брата или сестру. Мама пытается отбиваться.
4. Кактус дамы Виолетты критикует ее подруг. Виолетта старается их защитить.
5. Старшеклассник Андрон недоволен своей школой и учителями заставляющими учить то, что ему совсем не нужно. Мама пытается объяснить сыну, что мир шире, чем он думает.
Упражнение. Сочините по две сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Герои сценок должны выступать в следующих модальностях:
а) протагонист - ян-пред, партнер - ян-син;
б) протагонист - инь-кач, партнер - инь-пред.
1. Круглый обеденный стол и диван холостяка Виктора строят планы, как бы им заставить его жениться - возможно, на его старой знакомой Кларисе.
2. Мардарий - хозяин кота Гладиатора - пытается объяснить животному моральные и иные преимущества вегетарианства. Кот, однако, имеет свое мнение.
3. Изабелла - хозяйка болонки Дуни - просит складского пса Елизарыча не приставать к ее питомице. Елизарыч отстаивает свою свободу и свободу любви как таковой.
4. Большой начальник Зиновий Каллистратович пытается объяснить своей любовнице Ефросинье, что, кроме сексуальных отношений, между мужчиной и женщиной возможны и иные виды связи. Она плохо понимает, о чем речь.
5. Столетний попугай Клавдий ругает свою хозяйку Аграфену за легкомыслие в выборе друзей и особенно подруг. Аграфена пытается ему возражать.
ФОРМУЛЫ ЧЕРЕДОВАНИЯ МОДАЛЬНОСТЕЙ
Искусная осознанная смена модальностей - мощное коммуникативное оружие. Кажется, что невозможно (и уж наверняка методически неправильно) всегда использовать одну и ту же модальность - янскую или иньскую, хотя встречаются "мономодальные" люди, которые к этому стремятся и почти достигают цели, старательно игнорируя нелюбимую модальность. Однако гораздо правильнее научиться подчинять чередование модальностей своим целям - сначала собственных модальностей, а затем и модальностей, используемых партнерами (последнее, кстати говоря, иногда оказывается легче!).
Короткие формулы
"Спуск": ян - инь
Иньское завершение смягчает янскую определенность и категоричность. Однако при этом трансляция в целом в восприятии партнера чаще всего приобретает иньскую модальность, чего протагонист мог вовсе не иметь в виду. Примеры:
- Пелагея! Не надо! (ян) (пауза) Ну мне очень не хочется. (инь)
- Я тебя прошу! (ян) Мне это очень нужно. (инь)
Упражнение. Продолжите по формуле "Спуск" следующие трансляции и пять янских трансляций по своему выбору.
1. - А если мне не по нутру твоя мысль?
2. - Пошли, а?
3. - Ну, посидим, что ли?
4. - А почему у попугаев хвост разноцветный?
5. - Почему ты так мной недоволен, Тигран?
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формуле "спуск".
1. - Я полагаю, что так называемые "свободные профессии" не дают большой внутренней свободы, а тем более - свободы от общества.
2. - Кто развинтил мою швейную машинку?!
3. - Если на популярную лекцию не пришел ни один шизофреник - значит, она не популярна.
4. - А почему пингвины живут на таком холоде?
5. - Неужели, папа, все китайцы по-настоящему желтые?
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле "спуск".
1. Ответ на несправедливую критику старшего брата.
2. Критика неформальная текущего решения начальства в его отсутствие.
3. Знакомство со знаменитостью после ее концерта.
4. Отказ от приглашения в гости.
5. Претензия существенная публичная к младшей сестре.
"Подъем": инь - ян
Янское продолжение заставляет партнера обратить на вас внимание. Однако при этом начало может забыться - помните об этом. Примеры:
- Мне очень хочется чего-нибудь вкусненького. (инь) Пожалуйста, Анастасия! (ян)
- Вот сидит себе человек на диване, ничего плохого не делает, никого даже не трогает... (инь) Отвяжись, Флегонт, а? (ян)
Иньская подготовка усиливает эффект янского вопроса или указания. Однако не перестарайтесь, иначе ваш партнер впадет в транс, из которого его может оказаться трудно вывести. Примеры:
- (прикрыв глаза) Я так всегда рада видеть своих друзей! (инь) (глядя в упор) Ну поцелуй же, Домидонт! (ян)
- Мне не особенно нравятся эти цветы... (инь) Выброси их, Горислава, пожалуйста! (ян)
Упражнение. Продолжите по формуле "подъем" следующие трансляции и пять иньских трансляций по своему выбору.
1. - (зевает, потягивается, стонет от наслаждения)
2. - Ценна любая мысль, направленная на собеседника.
3. - Мои взгляды претерпели за последнее время немалые изменения.
4. - Вот так и живу - сам себе голова, и ноги, и живот.
5. - Симбиоз - лучший способ взаимодействия живых существ.
Упражнение. Ответьте по формуле "подъем" на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору.
1. - Ну зачем на юбке карман?
2. - Что ты сегодня печальна, Агриппина?
3. - Так свидимся, Егор?
4. - Можно ли попытаться познакомиться с такой прекрасной женщиной прямо сейчас или несколько позже?
5. Ты действительно не любишь каштанов? Даже печеных?
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле "подъем".
1. Приглашение в гости прекрасной незнакомки, встреченной на улице рано утром.
2. Признание в любви знаменитости прямо на концерте.
3. Отрицание немалой вины, ложно возложенной младшим братом.
4. Объявление форс-мажора на крупной фирме.
5. Косвенное приглашение новому знакомому среднего возраста к углублению отношений.
Упражнение. Сочините по две сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Герои сценок должны строить свои трансляции по следующим формулам:
а) протагонист - "подъем", партнер - "спуск";
б) протагонист - "спуск", партнер - "подъем".
1. Сакердон Никанорович - метрдотель ресторана "Элизиум" отчитывает официанта Леонтия за недостаточное старание. Леонтий слабо отговаривается и признает свою вину в частностях, но не в целом.
2. Любитель-садовод Игнат уговаривает цветущую яблоню на этот год дать хороший урожай. Яблоня ставит ему свои условия.
3. Хозяин Касьян Гордеевич обсуждает со своим псом Кубиком средства для снятия спеси с петуха Мефистофеля.
4. Кактус дамы Виолетты не в настроении и хнычет об утерянной свободной жизни в пустыне. Виолетта его утешает как может.
5. Студентка-первокурсница Агния договаривается с отцом, что идет к подруге и останется у нее ночевать. Отец не понимает, зачем это нужно, когда дома во всех отношениях лучше.
"Лягушка": инь - ян - инь
Эта формула используется, когда нужно донести до партнера свое состояние, или выразить повеление, указание в мягкой форме. Примеры:
- Как хорошо вечером пройтись по лесной тропинке. (инь) Послушай меня, Федор, не делай вида, что спишь! (ян) Вечерняя прохлада, луна, звезды зажигаются, филин на охоту вылетает... (инь)
- Мне смешно это слышать! (инь) Умолкни лучше, Изяслав! (ян) А я подумаю над твоими словами. (инь)
Упражнение. Представьте следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору по формуле "лягушка".
1. - Позвольте вам представить мою кузину Майю.
2. - Хоть в лоб тебе, хоть по лбу - все, как я погляжу, едино!
3. - Не люблю я лысых - подозреваю в них коварство и интригу!
4. - Хоть, я знаю, Рената, ты меня не уважаешь, я все равно тебя не брошу.
5. - Ладно, иди куда хочешь, но к вечеру непременно возвращайся, Нинель!
6. - Ну нельзя же так, Пульхерия Петровна!
7. - Ты правда меня любишь, Екатерина?
8. - Молчи, собака!
9. - Мне было бы приятно познакомиться с вами поближе, Теодор.
10. - Ух ты!
Пример.
- А у меня есть такой сюрприз! (инь) (торжественно) Позвольте, дорогие гости, представить вам мою кузину Майю! (ян) Сама прелесть, юность, свежесть и неискушенность! (инь)
Упражнение. Ответьте на следующие обращения, пользуясь формулой "лягушка":
1. - Ну ничего себе вырядилась на праздник!

<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>