стр. 1
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Авессалом Подводный







Серия "Коммуникатика"

Часть 2

ИСКУССТВО ПОНИМАНИЯ
















Введение
В этой книге мы рассмотрим три универсальных архетипа, объединенных трудноуловимым, но очень существенным для процесса коммуникации принципом синтеза. В общении очень часто возникает вопрос: "Ты меня понимаешь?" Что стоит за этим вопросом? Почему он звучит так часто? Проблема заключается, в частности, в том, что человек перед тем, как понять что-либо, осуществляет трудно постигаемый рационально, но интуитивно необходимый акт синтеза, объединения полученной информации в единое целое, которое затем и становится основой для его реакции. Это синтезирование, или целостное понимание, в разных случаях происходит по-разному, и возможны три основных подхода к этой проблеме, соответствующие трем рассматриваемым в этой книге универсальным архетипам - Триадическому, Холистическому и Логистическому.
Триадический архетип представляет собой семью, состоящую из трех высших архетипов: Синтетического, Качественного и Предметного.
Холистический архетип - это семья состоящая из двух высших архетипов - Глобального и Локального.
Логистический архетип представляет собой семью, состоящую из Символического и Содержательного архетипов.
Понимание как психологический процесс, по-видимому, предполагает различные вариации или сочетания представленных выше архетипов, что и послужило причиной их описания (в их коммуникативных проявлениях) в этой книге. Кроме того, заметна преемственность, если можно так выразиться, происхождения Холистического и Логистического архетипов: они могут быть выведены из Триадического архетипа методом (атманического, но не арифметического!) суммирования.
А именно, если мы объединим (в рамках Триадического архетипа) Качественный и Предметный архетипы, с одной стороны, и противопоставим это объединение Синтетическому архетипу, мы получим как раз Логистический архетип: "сумма" Качественного и Предметного превратится в Содержательный архетип, а Синтетический превратится в Символический.
Если же мы объединим Синтетический и Качественный архетипы и противопоставим это объединение Предметному, то мы получим Холистический архетип: "сумма" Синтетического и Качественного превратится в Глобальный архетип, а Предметный - в Локальный.
Однако не следует думать, что указанное "сложение" является простой и очевидной операцией, так что свойства и проявления Содержательного архетипа легко вывести (методом суммирования) из свойств и проявлений Качественного и Предметного, а свойства Глобального - из свойств Синтетического и Качественного; кроме того, выясняется, что проявления Предметного архетипа во многом отличаются от проявлений Локального, а проявления Синтетического - от проявлений Символического, и внимательный и трудолюбивый читатель в этом не раз убедится, читая предлагаемую его ему вниманию книгу и выполняя ее многочисленные упражнения.
Основные понятия науки коммуникатики, используемые в этой книге, читатель может найти в предисловии "Психология общения" к книге "Грамматика общения" (серия "Коммуникатика", часть 1).
И если в результате читатель, незаметно для себя, станет лучше понимать окружающих и адекватнее с ними взаимодействовать, то автор будет считать, что задача, которую он ставил перед собой, выполнена.
А. Подводный
11.10.2001 Новосибирск

Глава 1
ТРИАДИЧЕСКИЙ АРХЕТИП:
Синтетический, Качественный и Предметный
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ
Триадическая семья
Универсальный Триадический архетип представляет собой семью, состоящую из трех высших архетипов: Синтетического, Качественного и Предметного.
Синтетическому архетипу соответствует взгляд на объект как на единое целое; это взгляд, объединяющий все качества объекта и синтезирующий все его элементы и части. Этот взгляд часто используется, когда мы рассматриваем данный объект как уникальный, снабжаем его именем и используем это имя:
- Феофилакт!
Качественному архетипу соответствует взгляд на объект с точки зрения его различных аспектов, характеризующих его как целое, но с различных возможных позиций. Характерное для качественного архетипа слов это свойство, или качество:
- Это дело нелегкое! Ой нелегкое!
Предметному архетипу соответствует взгляд на объект как на состоящий из различных элементов, или частей, нередко соединенных друг с другом различными связями:
- Автомобиль состоит из кузова, шасси с колесами и двигателя, а также салона и руля. (пред)
Триадические модальности
Синтетическая модальность предполагает рассмотрение объекта в целом. Его обозначением может быть его имя (но не марка товара!) или иная ссылка, такая как местоимение (он, она) или иное указание - например, родовое или метафорическое:
- Это ОН! (син)
- Ну, и где теперь твой (скептически) Мисаил? Твой Герой-Любовник? (син)
Качественная модальность свойственна трансляциям, акцентирующим то или иное качество объекта, его свойство или особенность - как единого целого.
- Маловат твой цветочек... маловат! (кач)
- Питаешься, Гермоген?... Ну что ж, питайся, питайся на здоровье! (кач)
Предметная модальность свойственна трансляциям, рассматривающим части или элементы объекта, фрагменты единой общей картины.
- Мам, у меня пися болит! (пред)
- Многие города в России хотя и не так широко известны в мире, как Москва и Петербург, все же представляют большой интерес для туриста - таковы Ростов Великий, Суздаль, Владимир, Муром, Ярославль и многие другие. (пред)
________
В синтетической модальности - по идее - пишутся предложения письменной речи, в соответствии с известным школьным определением: "предложение есть законченная мысль". Для того, чтобы понять реплику собеседника, нужно совершить синтезирующее усилие, соединив его слова (а часто также интонацию, гримасы и т. п.) в единый смысл; иногда это удается, иногда - нет, и тогда мы говорим: "Простите, я вас не понял".
Полное предложение содержит как минимум три элемента: подлежащее, сказуемое и дополнение, например: "Анфиса ест сыр". Эти элементы сами по себе чаще всего имеют следующие модальности: (именованное) подлежащее - синтетическую, сказуемое - качественную, дополнение - предметную. Это означает, что если в речи человека звучит предложение, в котором акцентировано подлежащее, являющееся именем, то это предложение получает синтетическую окраску, если сказуемое - то качественную, а если дополнение - то предметную. Особенно отчетливо этот эффект проявляется, когда (что характерно для устной речи) партнеры обмениваются эллиптическими, то есть неполными репликами, например:
- Кто это к нам пришел?
- Анфиса. (син)

- Чем, интересно мне знать, Анфиса занимается?
- Ест. (кач)

- А что ест Анфиса?
- Сыр. (пред)
Однако и полное предложение может иметь любую из триадических модальностей: синтетическую, качественную или предметную, если одно из его слов синтаксически, или интонационно, или с помощью жестикуляции (мимики) подчеркнуто и выделено как наиболее значимое - до такой степени, что общий смысл предложения как бы оттесняется и становится вторичным. Если это акцентированное слово - подлежащее, то предложение (обычно) получает синтетическую модальность, если сказуемое или определение - то качественную, если дополнение - то предметную, например:
- А сегодня ко мне заходил... (с придыханием) представляешь... КИРИЛЛ! (син)
- Ко мне сегодня заходил Кирилл - такой... (со значением) элегантный! (кач)
- А сегодня Кирилл пошел... ни за что не догадаешься... на фирму! (пред)
Если предложение представляет собой афоризм, кратко выраженные важную мысль или образ, существенно превосходящие по своей значимости (для данного человека) составляющие ее слова, то его модальность - синтетическая; так, например, часто воспринимаются пословицы:
Бог поберег вдоль и поперек. (син)
Бог даст и в окошко подаст. (син)
Удается и червяку на веку. (син)
Где гроза, тут и вёдро. (син)
Не велика беда, коли влезет в ворота. (син)
Успеешь охнуть, как придется издохнуть. (син)
В синтетической модальности обычно воспринимаются простые (нераспространенные) предложения из трех-четырех слов, содержащие подлежащее, сказуемое, дополнение и, возможно, одно определение - в отсутствие ситуативных, интонационных и других акцентуаций, например:
Рысь сидела в засаде. (син)
Молодой олень шел на водопой. (син)
Не дошел бедняга до воды немного. (син)
Если в предложении много слов, обозначающих качества и действия - глаголов, прилагательных, причастий, деепричастий, и именно в них заключен его основной смысл, то это предложение обычно имеет качественную модальность:
- Я к тебе стремился издалека: бежал, плыл, пробирался, карабкался - словом, добирался всячески. (кач)
- Передо мной распростиралось море: светло-синее, бирюзовое, зеленовато-коричневое, слегка волнующееся, но в целом спокойное и явно чего-то ожидавшее. (кач)
Если в предложении много слов, обозначающих неименованные объекты материального мира, и на них стоит его основной смысловой акцент, то оно приобретает предметную модальность:
- Ешьте, пожалуйста, все, что на столе стоит: форшмачок с лучком, огурчики, помидорки, рассольник. (пред)
Я люблю звезды, людей, животных, растения и, конечно, минералы. (пред)
Его квартиру населяли многочисленные животные: черепаха, две собаки, три кошки, четыре канарейки и небольшая игуана. (пред).
Упражнение. Модифицируйте следующие предложения и трансляции (возможно, их сократив или чуть дополнив и изменив порядок слов) и поставьте логическое ударение так, чтобы они приобрели: а) синтетическую, б) качественную и в) предметную модальность.
1. - Классный животик ты себе вырастил, Никодим Самсонович!
2. В воздухе пахло солнечной, свежей, нежданной весной.
3. В саваннах и пустынях Африки обитает множество самых диковинных животных.
4. - Вам, Поликарп, я могу пока предложить небольшую, но ответственную и перспективную должность руководителя нашего аквариума.
5. Самолет летел низко над бурным морем.
6. Шустрик рылся в обширной грязной мусорной куче
7. Семена мудрости восходят не торопясь.
8. Гора Арарат превосходит окрестные горы не только по высоте.
9. Проблема выживания человечества как вида оттеняет и обостряет проблему личной безопасности.
10. Виринея пристально смотрела на возникшую перед ней мужскую фигуру.
Пример.
1а) - (упираясь взглядом в живот Никодима) Ну Никодим Самсоныч! (син)
1б) - Ну ты, Никодим? Самсоныч, себе животик вырастил! Ну вырастил! (кач)
1в) - Ну, Никодим Самсоныч, у тебя и живооотик! (пред)
ТРИАДИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ
Когнитивные синтетические маркеры
Распространенный синтетический маркер - это акцентированное имя собственное (или слово, его заменяющее), указывающее на то или иное существо или уникальный объект:
- А это - наш Варлаам! (син)
- (укоризненно) Шустрик! (син)
- А я еду (со значением) в Москву! (син)
Акцентированные в трансляции личные местоимения также придают ей синтетический оттенок:
- Кто хочет мороженого?
- Я! (син)

- Кто пролил молоко на скатерть?
- Он! (син)
Краткие (в частности, односложные) реплики всегда имеют синтетический оттенок, но окажется ли он модальностью или лишь субмодальностью, нужно определять в каждом случае особо.
- Так ты едешь со мной?
- Еду.
Ответ партнера в этом диалоге по смыслу качественный, но по форме односложный, то есть синтетический. Скорее всего для протагониста он имеет смысл "да" и потому будет иметь синтетическую модальность. Однако в диалоге:
- Ты едешь или летишь?
- Еду.
Ответ партнера хотя и односложен, но основной его смысл является качественным ("еду, а не лечу") и потому модальность этой реплики - качественная.
В принципе, любая осмысленная трансляция ("законченная мысль") имеет тем самым на себе влияние синтетического архетипа, и в случае, если в этой трансляции нет существенных качественных и предметных маркеров, является синтетической. Однако отсутствие качественных и предметных маркеров - редкое исключение в устной речи.
Стилистические синтетические маркеры
К синтетической модальности всегда тяготеет афоризм - краткое, но энергичное изречение, смысл которого существенно превосходит сумму смыслов заключенных в нем слов. К синтетической модальности тяготеет народная мудрость, выраженная в пословицах, поговорках и т. п.
В синтетической модальности находится любой единый образ, в частности, используемый в метафорах:
- Ты похож на верблюда в пустыне, не видевшего воды неделю. (син)
- Я жду тебя, как царевна в тереме. (син)
Однако сравнения по качеству или по аналогии, не предлагающие законченного образа, могут имет качественную или предметную модальность:
- Что ты сегодня такой злой, словно тебя укусили? (кач)
- Она была прекрасна - как серна или газель. (пред)
Жесты, акцентирующие синтетическую модальность - движения головой или всем телом как единым целым, собирательные движения руками (как будто вы лепите снежный шар или собираете в горку рассыпавшиеся орехи), жесты рисования в воздухе замкнутых фигур, например, кругов или овалов. Характерный синтетический жест - поднятый торжественно вверх указательный палец (особенно в сочетании с восклицанием: "Вот!")
К числу стилистических синтетических маркеров можно отнести повышение тона речи и интонацию повышенной значимости. Эти маркеры особенно ярко проявляются в сочетании с когнитивными синтетическими маркерами, например, при обращении к человеку по имени, но иногда "срабатывают" и сами по себе:
- Я хочу с вами поговорить, (значительно) Никита Ферапонтович! (син)
- Поймите, мне нужен мужчина. (выразительно) МУЖЧИНА! (син)
Пословицы и фразеологизмы под покровительством Синтетического архетипа:
Святая святых.
Береженного Бог бережет.
Русский язык велик.
Бог - старый чудотворец.
То да сё.
Господня воля - наша доля.
Упражнение. Вспомните известные вам пословицы и фразеологизмы в синтетической модальности.
Упражнение. Подумайте о фоновых синтетических маркерах - существуют ли они?
Когнитивные качественные маркеры
К числу таких маркеров относятся акцентированные в речи прилагательные, наречия, причастия, деепричастия и глаголы:
- Ты такой сегодня милый, такой розовый! (кач)
- Я к тебе бежал, стремился, падая, разбиваясь и снова стремясь! (кач)
Стилистические качественные маркеры
Жесты, акцентирующие качественную модальность - плавные движения предплечьями, рисующие округлые, но не замкнутые фигуры (типа скобок, волнистых линий и т. п.), стандартные жесты, обозначающие качества (большой - широко разводящиеся руки, быстрый - частые движения согнутыми руками, и т. п.)
Интонации, символизирующие качественную модальность - ровные или волнообразные, нередко напевные:
- Мне нужен мальчик - (напевно) кра-асивый та-акой, гла-аденький... (кач)
Пословицы и фразеологизмы под покровительством Качественного архетипа:
Русский человек любит авось.
Пойду погулять, на белый свет позевать.
Не скобелен, не тесан, так и брошен.
Упражнение. Вспомните известные вам пословицы и фразеологизмы в качественной модальности.
Упражнение. Подумайте о фоновых качественных маркерах - существуют ли они?
Когнитивные предметные маркеры
К числу таких маркеров в первую очередь относятся акцентированные в речи названия предметов или явлений, не являющиеся именами:
- Тебе нужен презерватив?! (пред)
- Вот тебе моя рука! (пред)
- И что ты там видел?
- Затмение! (пред)
Имена собственные получают предметную модальность в случае перечисления их как различных объектов, составляющих определенное множество:
- Бывал я и Москве, и в Питере, и в Жмеринке, и в Париже. (пред)
- Заходили сегодня Измаил с Изотом, Гаврила с Галактионом и Аврора с Агафьей. (пред)
Стилистические предметные маркеры
Жесты, акцентирующие предметную модальность - движения кистями, стопами, отдельными пальцами (например, фига), завершающиеся резкой остановкой руки в воздухе или на материальном предмете (например, хлопанье ладонью по столу, по плечу партнера или своему бедру, прижимание руки к сердцу). Характерный "предметный" жест - последовательное сгибание пальцев при счете "раз, два, три..."
Предметные интонации - часто отрывистые и понижающиеся, конкретные, "приземленные".
- Мне нужны ягоды: (приземленно) черешня, клубника, малина. (пред)
- Принеси мне, пожалуйста, (опуская тон голоса) нож. (пред)
Пословицы и фразеологизмы под покровительством Предметного архетипа:
Се бук, се платье, се квашня, се хлебы, се ребенок плачет.
На людей, что на Бога, на себя, что на черта.
Ни дна тебе, ни покрышки.
То да сё.
Либо сена клок, либо вилы в бок.
Упражнение. Вспомните известные вам пословицы и фразеологизмы в предметной модальности.
Упражнение. Подумайте о фоновых предметных маркерах - существуют ли они?
Упражнение. Приведите дополнительные примеры синтетических, качественных и предметных маркеров.
Упражнение. Придумайте а) синтетическую, б) качественную и в) предметную реплику для каждой из следующих ситуаций, а также для пяти ситуаций по вашему выбору.
1. Представление старого друга в молодежной компании.
2. Приветствие начальника утром в понедельник.
3. Приветствие секретарши утром в понедельник.
4. Просьба принести кофе в постель, обращенная к жене.
5. Заявление об уходе с работы на час раньше времени по личным причинам.
Упражнение. Придумайте для следующих диалогических ситуаций и пяти ситуаций по вашему выбору диалоги из двух реплик в модальностях:
а) син - син
б) син - кач
в) син - пред
г) кач - син
д) кач - кач
е) кач - пред
ж) пред - син
з) пред - кач
и) пред - пред.
1. Предложение любимому сыну обратить внимание на потребности матери.
2. Извинение перед страшим братом по случаю опоздания на встречу.
3. Просьба к начальнику отложить срок исполнения задания по уважительной причине.
4. Упрек несправедливый эмоциональный к кукле.
5. Обвинение справедливое дочери в создании хаоса.
Упражнение. Определите триадические модальности следующих письменных фраз и устных трансляций (последние ниже начинаются с тире), а также пяти трансляций по вашему выбору. Укажите триадические маркеры.
1. Вся наша жизнь - игра в глазах Господних.
2. И повлекся я по дорогам, предначертанным мне судьбою.
3. - Ну бессилен я перед тобой, бессилен!
4. - Кузьма провалил экзамен.
5. - Василиса!
6. - И, Любомир, представьте теперь мое положение!
7. - А совесть у вас, Варвара, есть?!
8. И, представьте, улетает наш любимец Тарик в небо... и - навсегда.
9. - (демонстрируя партнеру комбинацию из трех пальцев) А вы, извиняюсь, дулю когда-нибудь видели?!
10. - Ну, в накладе ты не останешься, ты-то.
11. Собирайся, дорогой, собирайся.
12. А я на верхней полке лежать люблю.
13. - Извините, Иван Ефремович, ну пожалуйста извините.
14. - А вот, знакомьтесь, наш лучший специалист по кражам, юрист с грандиозным опытом, известный во всей нашей области - сам Рафаил Фалалеевич!
15. - Нет, никогда вы от меня этого не дождетесь!
16. - А вы, Акулина Терентьевна, постарайтесь, поспешите.
17. - Какой же ты, оказывается, у меня ничтожный!
18. - Ну нету их у меня - ни гвоздя, ни шурупа единого!
19. Испытание сменялось испытанием, и конца им видно не было.
20. Воплощаясь в человеческом мире в виде аватара, Вишну привлекает к себе внимание многочисленных демонов и поражает их беспощадно.
21. - А я тебе говорю: Савелий это, точно Савелий!
22. Не ведут туда ни торные дороги, ни даже тропинки.
23. А у окна в горшке трудно не заметить огромный... (показывает руками) кактус!
24. - У нас этой кровососной живности, увы, много - особенно этих... как их... (вспоминает) мошки!
Упражнение. Определите триадические модальности следующих трансляций и пяти трансляций по вашему выбору. Укажите триадические маркеры.
1. - Утроба твоя ненасытная!
2. - Ох!
3. - Беги скоренько по дороженьке, по стежкам-тропочкам, до самого моря.
4. - Сладкие речи ведете, Леонтий Платонович, чудные такие да непонятные !
5. - Стоп!
6. - Ты что, Парамон, вчера на свет родился?
7. - Ты, Антонида, точно кукушка что ни день все одно кукуешь.
8. - Вот и природа нам о том же шепчет...
9. - Ну ты, Эраст, гусь!
10. - А ты поутру по росе босиком по травке походи - зелененькой, мяконькой, свеженькой да холодненькой.
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции так, чтобы они приобрели: а) синтетическую модальность, б) качественную модальность и в) предметную модальность.
1. - Я тебя жду.
2. - Вчера заходил ко мне Климентий.
3. - Ну, не знаю.
4. - А вот этого не надо.
5. - Неужели вы правда так обо мне думаете?
6. - Кому смешно - мне не смешно.
7. - А что, если прямо сейчас - и в реку?
8. - Ваше рассуждение представляется мне не совсем обоснованным.
9. - А Царь-пушка так ни разу в своей жизни и не выстрелила.
10. - Язык - душа народа.
11. - Как ты ни крути, как ни верти, а замуж выходить все равно придется.
12. - Ученость древних греков существенно уступала нашей, но о них потомки помнят и через две с лишним тысячи лет, а кто вспомнит о нас через два десятилетия?
13. - Хи-хи.
14. - Помнишь ли ты наши встречи в Крыму?
15. Священная чаша - куда более древний символ, чем клинок - знак примитивного мужского доминирования.
16. - Кушай, сыночек, кашку.
17. - А теперь было бы хорошо услышать мнение начальника территориального отдела.
18. Вечерело.
19. Разумный человек не станет преодолевать лишние препятствия.
20. - Мы с тобой не сходимся по слишком многим параметрам.
Пример.
1а) Я тебя жду. (син)
Я тебя жду. Я, Пров Платонович. (син)
Я тебя жду, как серый гусь свою суженую. (син)
1б) Я тебя жду-жду, жду-жду. (кач)
Я тебя жду милого, нежного-любимого, до боли желанного. (кач)
1в) Я тебя жду, моего птенчика, моего соколика-голубка, рыбоньку-зайчика. (пред)
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору: а) в синтетической модальности, б) в качественной модальности и в) в предметной модальности.
1. - Как вас зовут, прекрасная незнакомка?
2. - Расскажите о своей жизни.
3. - Полюбуйтесь на этого идиота! (жест в сторону начальника)
4. - Думай долго - делай быстро - так-то вот, друг Пантелеймон!
5. - А что бы тебе, Анфиска, не слетать на базар?
6. - Мне, Трифон Федотыч, штучки твои поперек горла стоят!
7. - В Питер, что ли, податься на старости лет?..
8. - Вводить в России западные порядки - идея не новая и столь же безнадежная! А у вас иное мнение?
9. - Приглашаю вас, Ладимир Святославович, в гости в наши края, чуть восточнее Енисея.
10. - Шустрик! Не гавкай на посторонних кошек, хотя бы по ночам!
Пример.
1а) - Бронислава. (син)
- Как родители нарекли. (син)
- Никак. (син)
1б) - У, какой любопытный! (кач)
- Зовут, зовут, да все не дозовутся. (кач)
1в) - А еще что спросите: про глазки да ушки, коленки да ножки? (пред)
Упражнение. Сочините по небольшому рассказу на каждую из следующих тем (из жизни школьников) в трех модальностях: синтетической, качественной и предметной.
1. Как я с собакой Шустриком на реку ходил.
2. Как меня учителя в школе учить пытались.
3. Как меня подружки обижали.
4. Как меня мальчишки на прочность испытывали.
5. Как я сырники готовил.
6. Как я маме носовой платок на 8-е марта вышивала.
7. Как я квартиру пылесосил.
8. Как меня папа пристыдил.
9. Как я глупо к прохожим приставал.
10. Как я маминой косметикой себе макияж делала, и что из этого получилось.
Пример. Рассказ "Как я с собакой Шустриком на реку ходил".
а) Шустрик - мой друг. А я - его хозяин. Мы с ним - не разлей-вода. Пошли мы вчера на реку. Погода была хорошая. Дождь лил как из ведра. Я прыгал по лужам. Шустрик лаял на коров. Река вышла из берегов. Но коровы не испугались ни реки, ни Шустрика. А потом нас нашел папа. Он долго ругался и гремел, как гром из тучи. А мама дома все глаза проплакала. (син)
б) Я своего Шустрика очень люблю, просто необыкновенно. Он такой лохматый, звонкий, прыгучий и непоседливый. И вот вчера мы с ним решили прогуляться, отдохнуть, разные места посетить. У нас ведь река недалеко протекает - небольшая, быстрая, холодная такая, извилистая. Ну, и прямо с утра пошли мы - я бегу, а Шустрик прыгает, лает, веселится. Ну, тут и дождь пошел - слабый сначала, а потом сильный, теплый такой, мокрый, тоже веселый и задиристый. А навстречу нам шли коровы - большие, коричневые, белые, серые, рогатые и безрогие, мокрые такие. А у реки злой, мокрый, расстроенный папа нас нашел - и ругался, ругался, ругался...Оказывается, мама нас дома все ждала и ждала, и очень беспокоилась и рыдала. (кач)
в) Я своего Шустрика очень люблю - особенно лапы, шею и хвост. А еще у него есть шерсть и нос, а также уши и морда. А вчера мы с ним на реку пошли, по полю сначала, через мост, по дороге, потом еще по другой дороге, через овраг и за ручьем через лесок и поле. И там коров видели, телят, быков и телок. А потом пошел дождь, и ливень, и почти град, и потоки воды, и река стала речищей, и тут откуда ни возьмись - папа. И отвел он нас домой, к маме, к чаю с вареньем из вишни и пирогу с капустой.(пред)
Упражнение. Ответьте на следующие обращения протагониста так, чтобы ему стало ясно, что вы восприняли его реплику: а) в синтетической модальности, б) в качественной модальности и в) в предметной модальности. Аналогичное задание для пяти обращений по вашему выбору.
1. - Я тебе принес щенка, Виринея.
2. - Варвара, сегодня хорошая погода.
3. - Неужели вам, Кириак, во мне ничего не нравится?
4. - Пора садиться за уроки, Виля!
5. - Совсем плохо тебе, Нафанаил?
Пример.
1а) - Мудрая мысль, Рафаил.
1б) - Принес?! Лучше бы сказал: приволок!
1в) - Какого еще такого щенка?!
Упражнение. Сочините по три сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Герои сценок должны выступать в следующих модальностях:
а) протагонист - пред, партнер - кач;
б) протагонист - кач, партнер - син;
в) протагонист - син, партнер - пред.
1. Импресарио Антоний (протагонист) уговаривает звезду эстрады Клависсию ехать на гастроли в приполярный город Заможай. Звезду пугают, однако, морозы и белые медведи.
2. Агент-риэлтер с покупателем осматривают сельский дом с участком. Покупатель интересуется и капризничает.
3. Онисифор Онуфриевич - начальник туристического агентства "Ниагара" - посылает своего сотрудника Протаса в Центральную Африку для проработки будущего тура. Протасу ехать не хочется и он отговаривает начальника, предлагая свои варианты.
4. На дороге у женщины ломается автомобиль. Она голосует и просит водителя остановившегося грузовика ей помочь.
5. Фауст пытается дать поручение черту Мефистофелю. Черт под разными предлогами отговаривается.
Упражнение. Сочините сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Герои сценок должны выступать в предписанных модальностях. Затем напишите новые сценки на те же темы, сменив модальности, но сохранив позиции, используемые героями: син - на кач, кач - на пред, пред - на син.
1. Три мудреца: Питирим (син), Мокей (кач) и Климент (пред) - спорят о карме: как она проявляется в человеческой жизни и как ее лучше отрабатывать.
2. Влюбленный в Сусанну (кач) Ерофей (син) приводит девушку знакомиться со своей мамой Акулиной Мануиловной (пред).
3. Диван (син), обеденный стол (кач) и торшер (пред) холостяка Виктора в его отсутствие разговаривают о необходимости женить своего хозяина и обсуждают возможную кандидатуру - его старую знакомую Кларису.
4. Первобытный воин Зуб Мамонта (пред), его жена Цветок Зари (кач) и их шестилетний сын Меткая Стрела (син) обсуждают планы на воскресенье.
5. Шах Абдулла (син) сообщает своим женам Зульфии (кач) и Зареме (пред) о своем новом увлечении - девушке по имени Гюльчатай. Жены интересуются, дают советы.
СЛОЖНЫЕ ТРИАДИЧЕСКИЕ МОДАЛЬНОСТИ
Во многих случаях основная модальность трансляции содержит обертон, или субмодальность, соответствующую другой (или той же самой) триадической модальности - так возникает сложная триадическая модальность. Рассмотрим их возможные типы.
Модальность син(син)
Синтетически-синтетическая модальность возникает, например, при раскрытии имени человека через другое имя или метафорический образ:
- А сейчас перед вами выступит гордость нашего цирка - атлет Василий по прозвищу "Мускул". син(син)
- Познакомьтесь: это мой друг Аполлос, умственный Эверест наших дней. син (син)
Другие примеры:
- Знакомьтесь: Зиновий Каллистратович. син (син)
- А это - Гедеон из "Голодной утки". син (син)
- А это - Амвросий из Тулы. син (син)
- Очень приятно: Авессалом Подводный. син (син)
- Я - Жора от Тимофея. син (син)
- Ты - Агафон? син (син)
Другой вариант возникновение модальности син (син) - это акцентирование имени собственного или личного местоимения в пределах краткой до афористичности реплики (такие реплики часто встречаются в устных диалогах):
- Столица нашей родины - Москва. син (син)

- Кто у тебя сегодня был?
- Андроник. син (син)

- Кому ты сегодня шею свернула, повтори?!
- Агафангелу! син (син)
Фразеологизмы и пословицы в модальности син(син):
Где Святая София - там и Новгород.
Глас народа Христа предал.
Упражнение. Придумайте ситуации, где возникает модальность син(син).
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции так, чтобы они получили модальность син(син). Аналогичное задание для пяти трансляций по вашему выбору.
1. - Я не хочу ехать с тобой в горы, Еремей - ни за что!
2. - Холодает к вечеру, холодает...
3. - А у меня папа в министерстве работает!
4. - Чтоб тебе на месте провалиться!
5. - Уй!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и пять вопросов по своему выбору в модальности син(син).
1. - Какого черта тебя сюда принесло, Агапит?
2. - Неплохо бы расслабиться в баньке...
3. - Чем так сильно недовольна ваша милость?
4. - Оказывается, ты не совсем еще меня позабыл, Нифонт!
5. - Ну, слушать тебя я еще с ума не сошла, Бронислав.
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в модальности син(син).
1. Приглашение старому знакомому пообедать в кафе "Снежинка".
2. Обвинение новой куклы в хвастовстве.
3. Просьба к домашнему животному не попрошайничать.
4. Приглашение секретарши подчиненного на ковер к большому начальнику.
5. Объявление малого форс-мажора подчиненному коллективу.
Модальность син(кач)
Синтетически-качественная модальность характерна для имен собственных и названий, включающих в себя те или иные качественные атрибуты, например: Иван-дурак, Васильич, Джон-бродяга, Красавчик, Недомерок, "Сластена", "Нежность".
В той же модальности звучат метафорические образы с сильным качественным акцентом, например:
- Ты похожа на обезьяну - старую, безобразную, высохшую. син(кач)
- Наша беседа текла как плавная полноводная река. син(кач)
Также в модальности син(кач) звучат краткие изречения с ощутимым (но не чрезмерным) акцентом на действии или свойстве:
- Гусь свинье - "плохой" товарищ. син(кач)
- Я еду в Питер. син(кач)
В той же модальности в диалогах часто звучат реплики из одного-двух слов, являющихся прилагательными, причастиями или глаголами - при условии, что эти слова несущественны для смысла реплики и могут быть без особого ущерба заменены словами типа "да" или "нет". (При сильном смысловом акценте на использованном слове, возникает модальность кач(син) - см. описание ниже).
- Ну что твой Амвросий - женится, наконец?
- Женится, родимый. син(кач)

- Ну что, красивая у меня невеста?
- Красивая. син(кач)
Типичными репликами в модальности син(кач) являются краткие эмоциональные восклицания:
- Ой! син(кач)
- Страшно! син(кач)
- Уф! син(кач)
- Ура! син(кач)
Фразеологизмы и пословицы в модальности син(кач):
Москва всем городам мать.
Волга - плыть долго, а Дунай - широко.
Вместе не страшно.
В людях Илья, а дома свинья.
Свинья свиньей.
Упражнение. Придумайте ситуации, где возникает модальность син(кач).
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору так, чтобы они получили модальность син(кач).
1. - Ваше отсутствие, Будимир Христофорович, возможно, но очень нежелательно - прошу вас иметь это в виду!
2. - А мне все равно - хоть в печь сажай, хоть обратно вынимай!
3. - А ты, Аристарх, - лапоть!
4. - Какая ты сегодня светлая, Сара, - почти прозрачная!

стр. 1
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>