<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

(глоб-ян) - (лок-инь)
(глоб-инь) - (лок-ян)
(глоб-ян) - (лок-ян)
(глоб-инь) - (лок-инь)
(лок-ян) - (глоб-инь)
(лок-инь) - (глоб-ян)
(лок-ян) - (глоб-ян)
(лок-инь) - (глоб-инь)
(лок-ян) - (лок-инь)
(глоб-инь) - (глоб-ян)
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в каждой из четырех холистически-диадических модальностей.
1. - Мне прямо сейчас обязательно убирать постель?
2. - Я тоже хочу вина попробовать!
3. - Пусти меня первым!
4. - Почему тебе не стыдно обижать маленьких?
5. - Дай!
Упражнение. Придумайте сценки в трех вариантах на каждую из следующих тем и на пять тем по своему выбору. Действующие лица должны придерживаться следующих модальностей:
а) протагонист - глоб-ян, партнер - лок-инь;
б) протагонист - глоб-инь, партнер - глоб-ян;
в) протагонист - лок-ян, партнер - глоб-инь.
1. Юноша Ерофей приходит домой после свидания с любимой девушкой Сусанной и, светясь от счастья, рассказывает о ней своей маме. Мама пытается понять, что же за человек Сусанна в действительности, но добиться от сына толка трудно.
2. Молодожены Вольдемар и Анастасия решают, как, на каких общих принципах они будут воспитывать своих детей, и как следует поступать в конкретных затруднительных ситуациях.
3. Мама старшеклассника Андрона пытается объяснить ему, что с девочками следует обращаться не так, как с мальчиками. Андрон не понимает, зачем все эти сложности.
4. Первоклассник Виля рассказывает маме про первый день, проведенный в школе, свою учительницу Пульхерию Христофоровну, новых товарищей и т. д. Мама задает Виле вопросы, которые он не всегда понимает, и отвечает на них по-своему.
5. Студентка-первокурсница Агния просит у отца совета, как правильно строить отношения с чересчур активными новыми друзьями. Отец смущен такой постановкой вопроса и подозревает, что здесь что-то не так.
Упражнение. Придумайте сценки в трех вариантах на каждую из следующих тем и на пять тем по своему выбору. Действующие лица должны придерживаться следующих модальностей:
а) протагонист - лок-ян, партнер - лок-инь;
б) протагонист - глоб-ян, партнер - лок-ян;
в) протагонист - лок-инь, партнер - глоб-ян.
1. Большой начальник Зиновий Каллистратович сегодня не очень уверен в себе и просит моральной поддержки у своей любовницы Ефросиньи. Ефросинья пытается поддержать его в свойственном ей стиле.
2. Дама Виолетта, придя из парикмахерской, демонстрирует своему кактусу свою новую прическу и ждет его одобрения. Кактус, однако, колюч и склонен к неуместным сравнениям и ассоциациям.
3. Мальчик Евстафий дрессирует на улице своего пса Шустрика, приучая его исполнять команды "сидеть", "ко мне", "рядом". Шустрик ехидничает и задает каверзные вопросы.
4. Аграфена - хозяйка столетнего попугая Клавдия - подумывает, не купить ли ей домик в деревне. Однако перспектива жить в глуши не радует Клавдия, и он всячески отговаривает хозяйку, приводя различные аргументы и ссылаясь на свой богатый опыт.
5. Путешественник Христофор возвращается после кругосветного плавания на яхте домой. Его встречает радостная, но уставшая от долгого ожидания жена Христина, и восторженно слушает его первые рассказы и впечатления.
Холистически-диалектические модальности.
Глобально-творительная модальность может создавать впечатление большой искренности и тотального поглощения человека новым сюжетом:
- (радостно) Филимон Пантелевич приехал! (глоб-твор)
Вообще, введение новой темы часто естественнее выглядит в локальной модальности - когда она как бы выбирается из нескольких возможных:
- А теперь, Феоктиста, давай поговорим о твоем... поведении. (лок-твор)
Однако если эта тема подчеркивается, и тем самым обозначается как основная для последующего рассмотрения, ее (и трансляции в целом) модальность меняется на лок(глоб) или даже на глоб(лок), или даже на чисто глобальную - но это надо сильно постараться:
- А теперь, Феоктиста, давай поговорим о твоем... (значительно) поведении. (лок(глоб)-твор)
- А теперь, Феоктиста, давай поговорим о твоем... (с сильным нажимом) ПОВЕДЕНИИ! (глоб-твор)
Однако если новая тема вводится без подготовки, то глобально-творительная модальность выглядит вполне естественной, хотя иногда и несколько грубоватой:
- (меняя тему) Наш зоопарк расширяется. (глоб-твор)
- Ты представляешь - Манефа выходит замуж! (глоб-твор)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает глобально-творительная модальность.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в глобально-творительную модальность.
1. - Не смею возражать, Никодим Силантьевич.
2. - Ем я пищу самую простую: хлеб, квас, лук... ну, еще кое-что по праздникам добавляется.
3. - Наш корабль плывет намеченным курсом.
4. - (диктор) Сегодня с утра погода теплая, но с осадками.
5. - Время идет, и мы стареем, и горы становятся выше.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в глобально-творительной модальности.
1. - Почему ты все время ворчишь, мама?
2. - Где я мог потерять свои варежки?..
3. - Он мог провалиться в трещину, подумай, Бенедикт!
4. - Не могу я спать без подушки - иначе бессонница; а с ней - шея болит.
5. - Ты не сердись, Соломон, смени гнев на милость.
Упражнение. Сформулируйте в глобально-творительной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.
1. Приветствие начальника, опоздавшего на встречу.
2. Знакомство с очаровательной девочкой семи лет, стоящей в очереди в молочном магазине.
3. Девушка представляет своему дедушке свою новую подругу.
4. Приглашение неофициальное на пикник старого друга.
5. Предъявление публичное претензии давней к стареющему мужу.
Глобально-осуществительная модальность дает ощущение особой незыблемости процесса, его устойчивости и нерушимости:
- Я живу хорошо. (глоб-осущ)
- Где наша не пропадала! глоб-осущ(раст)
В этой модальности опытные родители руководят детьми, используя ее большую гипнотическую силу, заменяющую обычные повелительные формулы:
- Быстро одеваемся и выходим! (глоб-осущ)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает глобально-осуществительная модальность.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в глобально-осуществительную модальность.
1. - Ой! У меня ножка ударилась!
2. - Ветшаю, прямо скажем, с возрастом, особенно волосы.
3. - В общем, с птичьего полета, ваша фирма выглядит неплохо.
4. - Ты трудись, Еремей, скоро отчет сдавать.
5. - Неужели правда воля настала?!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в глобально-осуществительной модальности.
1. - Приходите и вы к нам в гости, Дементий.
2. - Зачем рыбе жабры, если у нее плавники уже есть?
3. - Неужели бабушка была молодая?!
4. - Зачем мне витамины, я все-таки не понимаю.
5. - Зачем детям болеть, когда бабушки и дедушки для этого существуют?
Упражнение. Сформулируйте в глобально-осуществительной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.
1. Обвинение малое, предъявляемое наедине случайному знакомому.
2. Извинение значительное серьезное искреннее по существу наедине перед нижестоящим сотрудником фирмы.
3. Требование насущное нелегкое необычное к поступающему на фирму сотруднику.
4. Просьба косвенная публичная срочная свысока к кукле.
5. Обида косвенная еле уловимая наедине, выраженная новому знакомому.
Глобально-растворительная модальность - самая тонкая из холистически-диалектических. Она очень распространена, и ею не следует злоупотреблять, особенно в критических и жалобных трансляциях - здесь часто более корректной оказывается локально-растворительная моальность:
- Ты никуда не годишься, Лукреция. (глоб-раст)
- Я погибаю. (глоб-раст)
Эта модальность, однако, уместна и эффективна в трансляциях философского характера:
- Я не склонен рассматривать свою жизнь в категориях добра и зла. (глоб-раст)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает глобально-растворительная модальность.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в глобально-растворительную модальность.
1. - Утром я обычно съедаю омлет с сыром и пью кофе - две чашки.
2. - (меняя тему) Пошли в зоопарк прямо сейчас, Анастасия?
3. - Нет, Дарья, я этого тебе не прощу никогда!
4. - Подумав, мы решили принять ваше предложение.
5. - До свидания в будущем столетии!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в глобально-растворительной модальности.
1. - Пора нам всерьез приниматься за воспитание этого субъекта, господа!
2. - А вы медитируете на бамбуке, Донат?
3. - Ты на уловки-то не пускайся, Люциан!
4. - Почему у кровати четыре ноги, а у рояля - три?
5. - Лифт сломался, Парфен, и нам придется идти пешком на второй этаж.
Упражнение. Сформулируйте в глобально-растворительной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.
1. Угроза косвенная письменная анонимная наглой сопернице.
2. Поддержка эмоциональная легкая непосредственного начальника.
3. Комплимент серьезный приватный дедушке.
4. Обещание легкоисполнимое верное приватное племяннице.
5. Приказ строгий неотложный публичный непосредственному подчиненному.
Локально-творительная модальность естественно возникает при обнаружении новых элементов у целого:
- Смотри-ка - дождь пошел! И град! (лок-твор)
Эта модальность свойственна детям, но она может показаться чересчур откровенной и настырной (она - самая плотная из холистически-диалектических), так что ею не стоит злоупотреблять, иначе можно показаться невоспитанным:
- Ой, какой у тебя ужасный прыщ на носу вскочил! (лок-твор)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает локально-творительная модальность.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в локально-творительную модальность.
1. - Наступает вечер жизни.
2. - Проснись, красавица - завтрак проспишь!
3. - Я иду по жизни, как бульдозер.
4. - Твой дивный бутон уже раскрывается, Магда - пора думать о женихах.
5. - (за столом; отчаянно) Я еще все съем, я не Кощей!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в локально-творительной модальности.
1. - Ты правда раскаиваешься, Млада?
2. - Сумей преодолеть себя, Порфирий - и ты не пожалеешь об этом!
3. - Я не герой, мама - я обычный бездельник.
4. - Ну и что? Придумай что-нибудь поубедительнее, Беатриса.
5. - Ты хочешь быть артистом или ассенизатором, Никодим?
Упражнение. Сформулируйте в локально-творительной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.
1. Поручение отцу, отправляющемся в короткую зарубежную командировку.
2. Задание сыну на вечер по домашнему хозяйству.
3. Возложение вины небольшой за нарушение дисциплины на легкомысленную дочь.
4. Предложение неофициальное вечернее прекрасной незнакомке ее проводить до дома.
5. Донос письменный с подписью несерьезный маме на старшего брата.
Локально-осуществительная модальность свойственна трансляциям, подчеркивающим устойчивое бытие тех или иных деталей целого:
- Во рту акулы располагаются острые зубы. (лок-осущ)
- И что я должна делать с этим лаком? Лить на волосы? (лок-осущ)
Эта модальность существенно усиливает локальную, придает трансляции в каком-то смысле безысходный характер, поскольку в принципе локальная модальность предполагает легкую смену объекта рассмотрения, а модальность осуществления намекает на его длительность и устойчивость, так что запросто его не забудешь:
- Мне регулярно снится этот сон про хромую собаку, доктор. (лок-осущ)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает локально-осуществительная модальность.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в локально-осуществительную модальность.
1. - Ух!
2. - Смиряюсь перед неизбежным.
3. - Мурлычет-то он мурлычет, да когти вострит!
4. - Меня давно интересует инвентарная опись имущества здания.
5. - Прошу, Давид Людвигович!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в локально-осуществительной модальности.
1. - Ну хорошо, Лукреция, опишите мне свои добродетели по пунктам.
2. - Зачем тебе все это, Иосиф?
3. - Не знаю, сколько еще мне понадобится тебя воспитывать, Даниил.
4. - Терпение - основа всех добродетелей, дорогая Сюзанна.
5. - Акулы бизнеса не дремлют, особенно вокруг нашей фирмы, Бенедикт.
Упражнение. Сформулируйте в локально-осуществительной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.
1. Объявление форс-мажора домашнему животному.
2. Объявление сотруднику об его увольнении за регулярные прогулы.
3. Сочувствие искреннее глубокое домашнему животному.
4. Соболезнование больной матери, лишенной возможности ходить на любимую работу.
5. Прощание с товарищем по работе до завтра.
Локально-растворительная модальность может быть очень оптимистичной и радостной - если растворяется нежеланная часть глобального объекта:
- Наконец-то мой заместитель по режиму ушел на пенсию - с почетом, разумеется, бестолочь. (лок-раст)
Эта модальность бывает очень убедительной, и в этом отношении она не сравнится с глобально-растворительной.
Коза съела все листья с кочана по очереди и теперь доедала кочерыжку. (лок-раст)
Заметьте, насколько менее изобразительна глобальная фраза:
Коза уже съела почти весь кочан. (глоб-раст)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает локально-растворительная модальность.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в локально-растворительную модальность.
1. - Какой сюрприз!
2. - Наш коллектив - единое сплоченное ядро!
3. - Мне нужен менеджер с опытом работы в успешных проектах.
4. - А когда придет время умирать - научим, Георгий.
5. - И ничего, Сонечка, что он у тебя грузин - они такие обаятельные...
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в локально-растворительной модальности.
1. - Спи, пожалуйста!
2. - Зачем пить вино, когда есть такая вкусная фруктовая вода?
3. - Наталия, у тебя все признаки "интересного положения" на лице!
4. - Горгоний, вас можно поздравить с юбилеем фирмы?
5. - Дормидонт, делайте все как обычно.
Упражнение. Сформулируйте в локально-растворительной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.
1. Прощание слезное с родиной, покидаемой надолго.
2. Усмирение домашнего животного, постоянно требующего еды.
3. Заявление письменное начальнику о невозможности работы в коллективе.
4. Признание частичное объяснимое своей неудачи.
5. Жалоба письменная грозная маме на куклу.
Упражнение. Придумайте диалоги из двух реплик в следующих парах модальностей:
(глоб-твор) - (лок-осущ)
(глоб-осущ) - (лок-твор)
(глоб-раст) - (лок-твор)
(лок-твор) - (глоб-раст)
(лок-осущ) - (глоб-твор)
(лок-раст) - (глоб-осущ)
(глоб-твор) - (глоб-осущ)
(глоб-осущ) - (глоб-раст)
(лок-раст) - (лок-твор)
(лок-твор) - (лок-осущ)
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в каждой из шести холистически-диалектических модальностей.
1. - Ты собираешься меня покинуть, Доротея?
2. - Плохо твое дело, Евстигней.
3. - Не спеши, Домна, еще не вечер.
4. - Я решил пойти в этом году на великую гору Хан-Тенгри.
5. - Ну, это мы еще посмотрим, Зиновий.
Упражнение. Придумайте сценки в трех вариантах на каждую из следующих тем и на пять тем по своему выбору. Действующие лица должны придерживаться следующих модальностей:
а) протагонист - глоб-твор, партнер - лок-осущ;
б) протагонист - глоб-осущ, партнер - глоб-раст;
в) протагонист - лок-твор, партнер - глоб-осущ.
1. Байкер Марек катает на своем мотоцикле подружку Алину. Она то и дело пищит от восторга или страха, он снисходительно ее успокаивает и дает комментарии.
2. Любитель-садовод Игнат показывает своему городскому другу Потапу свои владения. Потап утверждается во мнении, что все это хорошо, но не для него лично.
3. Петух Мефистофель рано утром на заборе будит своего любимого хозяина Касьяна Гордеевича. Касьян вяло отругивается и пытается уснуть дальше, но петух приводит все новые аргументы в пользу раннего вставания Касьяна.
4. Изабелла - хозяйка болонки Дуни - останавливает во дворе складского пса Елизарыча и пытается выяснить, чего тот на самом деле добивается от ее любимицы. Елизарыч снисходительно объясняет Изабелле основы даоского мировосприятия, в частности, отсутствие у него специальных желаний и намерений.
5. Журналист Мартирий уговаривает своего нового друга, старого маститого поэта Феоктиста Нифонтовича, в необходимости освоения Интернета. Феоктист с трудом пытается понять, в чем разница между новостями он-лайн и офф-лайн.
Упражнение. Придумайте сценки в трех вариантах на каждую из следующих тем и на пять тем по своему выбору. Действующие лица должны придерживаться следующих модальностей:
а) протагонист - лок-осущ, партнер - лок-раст;
б) протагонист - глоб-твор, партнер - лок-раст;
в) протагонист - лок-раст, партнер - глоб-раст.
1. Командир пассажирского самолета Касьян спрашивает у стюардессы Генриетты, как обстановка в салоне, кто летит и т. д. Генриетта отвечает, а Касьян комментирует ее рассказ, делая легкомысленные обобщения, вспоминая случаи из своей практики и т. п.
2. Молодой воин Зуб Мамонта возвращается домой после неудачной охоты, голодный и израненный. Его встречает молодая жена Цветок Зари, сочувствует и утешает, стараясь, чтобы Зуб не считал себя полностью бездарным и неудачливым.
3. Первобытный воин Зуб Мамонта учит своего малолетнего сына Меткую Стрелу основам охотничьего искусства. Сообразительный малыш демонстрирует отличное понимание наставлений отца.
4. Зоопарк. Бегемот Федор и питон Пафнутий, находящиеся в соседних помещениях, обсуждают проходящую мимо публику и вспоминают родные места, где все было бы по-другому.
5. Зоопарк. Смотритель зубрятника Порфирий пытается успокоить и накормить зубриху Зинаиду, объявившую голодовку. Зинаида предъявляет ему свои претензии и обиды на родственников, работников зоопарка, посетителей и мир в целом.
ФОРМУЛЫ ЧЕРЕДОВАНИЯ МОДАЛЬНОСТЕЙ
В трансляции, состоящей из нескольких предложений, редко бывает удобно, чтобы все они имели одинаковые холистические модальности. Однако хаотично менять модальности предложений в пределах длинной трансляции неправильно; лучше подчинить их чередование той или иной специальной формуле, которая поможет достичь желаемого эффекта. Ниже приводятся некоторые удобные формулы смены модальностей фраз в пределах одной трансляции.
Короткие формулы: "спуск", "подъем", "лягушка", "рыбка"
"Спуск": глоб - лок
Эта формула удобна для того, чтобы подготовить партнера к акценту, ставящемуся во второй фразе трансляции:
- Все дети вели себя хорошо. (глоб) И только ты, Игнатий, не слушался няни! (лок)
- Все страны Европы подписали мирный договор. (глоб) Особенно Россия. (лок)
Упражнение. Продолжите по формуле "спуск" следующие трансляции и пять глобальных трансляций по своему выбору.
1. - Прошлого не вернешь, Василиса.
2. - Невежество - главное зло в мире.
3. - Мы - друзья, и это главное.
4. - Меня интересуют транспортные средства.
5. - Раскрой замысел, Геронтий.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формуле "спуск".
1. - Где я мог вас видеть?
2. - Почему лебеди плавают парами?
3. - Неужели вы способны съесть осетра, эту царственную рыбу, украшение рек и морей?
4. - Вы намерены осуществить свой проект в текущем году?
5. - Тогда, моя Золушка, оставайся дома с мачехой.
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле "спуск".
1. Похвальба неумеренная подростка перед подружкой.
2. Предложение услуги незнакомой бабушке, ковыляющей по улице.
3. Предложение реальной помощи маме, занимающейся хозяйством.
4. Призыв серьезный угрожающий к сыну добросовестно относиться к учебе в школе.
5. Отказ решительный вежливый слушать глупый совет отца.
"Подъем": лок - глоб
Эта формула может быть использоваться для того, чтобы смягчить, но одновременно усилить частный факт; она же естественна в конструкции обобщения: от частного - к общему:
- Мне так нравится твоя улыбка. (лок) Ты всегда необыкновенно привлекательна! (глоб)
- Зачем ты порвал мое платье и шляпку? (лок) Ты меня возненавидел? (глоб)
Упражнение. Продолжите по формуле "подъем" следующие трансляции и пять локальных трансляций по своему выбору.
1. - И этот зубик тоже надо почистить.
2. - Свеклу, свеклу не забудь, Мелания!
3. - Я из всей Африки был только, увы, в Занзибаре.
4. - Это макрель, а не акула, мой мальчик.
5. - Не желаете клубнички - свежей, ароматной?
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формуле "подъем".
1. - Как ты учишься, Рогнеда?
2. - Отчего мы всегда едим сначала суп, а потом второе?
3. - (плача) Неужели праздники только для взрослых?
4. - Послушай меня, не перебивая, Досифей, если это в твоих силах.
5. - Ты зачем на мне женился, Гостомысл?
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле "подъем".
1. Принятие предложения умного ребенка.
2. Сомнение в своем разуме.
3. Согласие полное с мнение высокого начальника.
4. Несогласие полное с распоряжением мамы.
5. Замечание легкое публичное шутливое секретарше на банкете.
"Лягушка": лок - глоб - лок
Эта формула смягчает жесткость частного утверждения и дает возможность подвести под него "теоретическую базу", но не ослабляет и не размывает его; она создает впечатление "железной" логики - сравнимое по силе с "рыбкой", а то и превосходящее ее:
- Вымой уши! (лок) Чистота - залог здоровья. (глоб) И не забудь также шею и подмышки. (лок)
- Зачем тебе понадобилась именно эта нелепая Лукреция? (лок) У нас на Сицилии столько милых девушек! (глоб) А у этой твоей зазнобы и ноги толстые, и улыбка никудышная. (лок)
Другое использование этой формулы - возможность ловко повернуть тему в нужную сторону:
- Он так все время смотрел на мою грудь и на губы. (лок) Мужчин трудно понять иногда. (глоб) Как будто юбка и туфельки ничего не стоили. (лок)
Вообще, холистическая "лягушка" - очень сильная формула, и ею лучше пользоваться лишь в отдельных случаях, а иначе знакомые начнут обходить вас стороной.
Упражнение. Продолжите по формуле "лягушка" следующие трансляции и пять локальных трансляций по своему выбору.
1. - Посмотри на свои чулки, Фотинья!
2. - (делая заказ в кафе) Мне мороженое с изюмом, пожалуйста.
3. - Посмотри, какие у меня локоны!
4. - А вот Гурьяна ты, пожалуйста, больше домой не приводи.
5. - Приличный человек смотрит за своей обувью, в первую очередь.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формуле "лягушка".
1. - Зеленое тебе не к лицу, Феофания.
2. - Приложи максимум усилий, прошу тебя, Гремислав.
3. - Зайца хоть в львиную шкуру засунь - все равно дрожать будет.
4. - Салат должен быть с горошком и майонезом, если не будет возражений.
5. - Желаете музыки, сэр?
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле "лягушка".
1. Отповедь вежливая нахалу, смотрящему не туда, куда следует.
2. Уверенность в правильности своего видении мира.
3. Критика легкая приватная мужа за его поведение при детях.
4. Увещевание внука, приносящего из школы одни двойки.
5. Вручение подарка интересной женщине с намеком.
"Рыбка": глоб - лок - глоб
Эта формула дает возможность сделать общее утверждение более весомым, а также развернуть его в ином ракурсе:
- Я, в принципе, никого не боюсь. (глоб) Даже учителя географии. (лок) Мужество надо воспитывать с детства, я так считаю. (глоб)
- Жена меня любит. (глоб) Вечером такой улыбкой встречает, что я про все забываю. (лок) Повезло мне в жизни. (глоб)
Упражнение. Продолжите по формуле "рыбка" следующие трансляции и пять глобальных трансляций по своему выбору.
1. Солнце освещает всю землю, Клотильда.
2. Ни за что!!!
3. Чертовски хочется есть, дорогая.
4. Сигизмунд, ваше тело такое вязкое.
5. Наша встреча не случайна, крошка.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формуле "рыбка".
1. - Пустыня - это испытание.
2. - Зачем коту хвост?
3. - Неужели я никогда не вырасту взрослым?
4. - Скажи, дедушка, старость - это всегда плохо?
5. - А уважения ты достиг, Геронтий?
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле "рыбка".
1. Принятие благодарное подарка от тещи.
2. Нотация ученику, плохо ведущему себя на переменах.
3. Нагоняй подростку, разбившему окно мячом.
4. Возражение философское соседу, недовольному политикой государства.
5. Похвала другу, сумевшему отстоять свою независимость от родителей.
Упражнение. Придумайте сценки в трех вариантах на каждую из следующих тем и на пять тем по своему выбору. Действующие лица должны в своих трансляциях придерживаться следующих формул:
а) протагонист - "спуск", партнер - "подъем";
б) протагонист - "подъем", партнер - "спуск";
в) протагонист - "спуск", партнер - "лягушка".
1. Молодая жена Цветок Зари воина по имени Зуб Мамонта из племени Быстроногих Оленей сообщает мужу, что ждет ребенка.
2. Фома Африканыч, представитель кондитерской фирмы "Сладкоежка", приезжает на фабрику детских игрушек "Карапуз" для экспертной оценки образца совместной продукции - шоколадного яйца "Угадайка" с начинкой, и обсуждает его достоинства и недостатки с Ангелиной, менеджером "Карапуза" по внешним связям.
3. Зоопарк. Экскурсовод Виталий отчитывается перед директором Харитоном Харитоновичем о своей работе за месяц, вносит предложения и жалуется на трудности. Директор задает вопросы, дает рекомендации, обещает в чем-то помочь.
4. Фирма "Киса-мурыса: помощь домашним животным". Консультант фирмы Трофим слушает указания директора Маркела Маркелыча (протагонист), формулирующего основную политику фирмы, и задает конкретизирующие вопросы.
5. Шах Абдулла сообщает своей старшей жене Зульфии, что хочет привести в свой гарем красавицу Гюльчатай. Зульфия уточняет некоторые подробности и дает Абдулле советы.
Упражнение. Придумайте сценки в трех вариантах на каждую из следующих тем и на пять тем по своему выбору. Действующие лица должны в своих трансляциях придерживаться следующих формул:
а) протагонист - "рыбка", партнер - "спуск";
б) протагонист - "рыбка", партнер - "лягушка";
в) протагонист - "лягушка", партнер - "подъем".
1. Начальник туристического агентства "Ниагара" Онисифор Онуфриевич выслушивает отчет сотрудника Протаса, побывавшего на Камчатке с целью проложить туда туристический маршрут фирмы, задает уточняющие вопросы и выносит решение.
2. Стол и диван старого холостяка Виктора обсуждают последние события в жизни хозяина и, в частности, вероятность его женитьбы на его старой знакомой Кларисе, усилившей к нему свое внимание.
3. Мальчик Евстафий пытается объяснить своему псу Шустрику некоторые правила человеческой вежливости; Шустрик аккуратно переводит разговор на более интересные и насущные темы.
4. Первоклассник Виля за обедом спрашивает у папы, что такое секс. Папа пытается выяснить, почему у его сына возник такой несвоевременный интерес и вообще где он слышал это слово.
5. Болонка Дуня рассказывает складскому псу Елизарычу про одинокую жизнь своей хозяйки Изабеллы и интересуется, насколько это для нее (Изабеллы) хорошо. Елизарыч - стихийный философ, и рассматривает Дунины вопросы в широком контексте.
Длинные формулы: "контрапункты" и "змейка"
"Глобальный контрапункт": лок - ... - лок - глоб
Эта формула естественна для подведения итогов:
- Вчера ты бросил в меня монетку. (лок) А позавчера ты ущипнул меня за щеку. (лок) А три дня назад ты порвал мой учебник. (лок) Твое поведение непростительно! (глоб)
- Мне не нужен галстук! (лок) И пиджак не обязателен. (лок) И борода несущественна. (лок) И так видно, что я - мужчина! (глоб)
Упражнение. Продолжите по формуле "глобальный контрапункт" следующие трансляции и пять локальных трансляций по своему выбору.
1. - И леща, бывало, ловил, и щук, и сазанов.
2. - А из сокровищ у меня - дети да жена с тещей.
3. - Колеса шипованные, фары противотуманные.
4. - Ты зачем мне левым глазом подмигиваешь?
5. - Все будут отличные ребята, мама: и Евлогий, и Евсевий, и Елевферий, и особенно Северьян.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формуле "глобальный контрапункт".
1. - Зачем я тебе нужна, Елизар?
2. - Мне не нужно тебя специально спрашивать, в каком ты настроении, Елпидифор - я это заранее знаю.
3. - Почему у бабы-яги избушка на курьих ножках?
4. - Почему луна то круглая, а то месяцем?
5. - Ночью страшнее, чем днем - а тебе тоже, папа?
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле "глобальный контрапункт".
1. Благодарность искренняя публичная родителям за заботу.
2. Тост за именинника в возрасте.
3. Ответ аргументированный на критику подружкой своей внешности.
4. Реакция на совет недруга изменить свои социальные манеры.
5. Ответ приватный вежливый на извинения сестры.
"Локальный контрапункт": глоб - ... - глоб - лок
Эта формула иногда несет в себе неожиданное и очень эффектное завершение - но его надо умело подготовить, и это не так просто, так как обычно оно следует не законам логики, а закону накопления эмоций:
- Мне все уже надоело. (глоб) Вечные заботы. (глоб) Постоянные тревоги. (глоб) Нескончаемое ожидание беды. (глоб) Давай наконец купим холодильник, Вольдемар! (лок)
- Мне нужна надежность. (глоб) И, конечно, внимание. (глоб) И преданность без лишних слов. (глоб) Только вот не знаю: искать себе мужа или собаку? (лок)
Упражнение. Продолжите по формуле "локальный контрапункт" следующие трансляции и пять глобальных трансляций по своему выбору.
1. - Нашла коса на камень, Фелицата.
2. - Смирись, Дормидонт.
3. - Ах!
4. - Ну, теперь-то времена иные.
5. - Ну что ты, Ефросинья, ни тпру, ни ну?
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формуле "локальный контрапункт".
1. - Прошу меня не смешивать с грязью, Пантелеймон, без особой необходимости.
2. - (встречая гостя) Пироги печем, гостей поджидаем.
3. - (по телефону) Алло, это холдинг "Загадка"? мне нужен кто-нибудь из начальства.
4. - Давай заведем щеночка, папа!
5. - (указывая дочери на собаку) Животное нуждается в присмотре, Лия!
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле "локальный контрапункт".
1. Ответ неофициальный художественный партнеру, усомнившемуся в моей платежеспособности.
2. Ответ на попытку неуместного знакомства в городском парке.
3. Ответ осторожный на похвалу начальника.
4. Ответ женщины на несвоевременную попытку спутника перевести разговор на личные темы.
5. Ответ мальчика на глупое приставание старших, лезущих не в свое дело.
"Змейка": ... - глоб - лок - глоб - лок - ...
Чередование локальной и глобальной модальностей в длинном монологе имеет сильный медитативно-засасывающий эффект, но при этом важно все-таки когда-то остановиться, причем от того, как закончится трансляция: на локальной или же на глобальной ноте, зависит ее общая модальность:
- Видел я вчера представляешь кого - Пафнутьича! (лок) Вот уж не ожидал! (глоб) С чемоданчиком, в костюмчике синем приличном. (лок) Обустроился в жизни, молодец! (глоб) А ведь раньше-то, помнишь - дворником работал, потом автомобили красил, потом рельсы чинил на заводе. (лок) Жизнь - она в полосочку! (глоб)
Упражнение. Для следующих ситуаций и пяти ситуаций по вашему выбору придумайте монолог по формуле "змейка".
1. Рассказ учителя об особенностях должности классного руководителя.
2. Рассказ энтузиаста: "Как можно быстро потратить деньги ни на что".
3. Рассказ о байдарочном путешествии.
4. Рассказ мужа о том, откуда в доме взялась неизвестная пьяная женщина.
5. Рассказ сына-школьника о причинах своего позднего возвращения домой.
Мягкие модальные переходы: "плащ" и "ковер"
Прямой переход в пределах одной трансляции от чисто глобальной к чисто локальной фразе часто воспринимается как слишком грубый; существенно более "гладкими" ощущаются переходы с использованием сложных модальностей по формулам "плащ" и "ковер":
"глобально-локальный плащ": глоб - лок(глоб) - лок;
"глобально-локальный ковер": глоб - глоб(лок) - лок.
Например, переход от глобальной модальности к локальной по формуле "ковер" (то есть "глобально-локальный ковер") может выглядеть так:
- Все мои подруги живут прилично, как люди. (глоб) Приятно посмотреть на их дома, например, Сусаннин особняк. глоб(лок) А наш - развалюха! (лок)
Переход по формуле "глобально-локальный плащ" может быть реализован так:
- Все мои подруги живут прилично, как люди. (глоб) Посмотри, какой у Сусанны особняк, за ним и остальные подтягиваются. лок(глоб) А наш - развалюха! (лок)
Упражнение. Продолжите следующие реплики и пять глобальных реплик по своему выбору по формулам "глобально-локальный ковер" и "глобально-локальный плащ".
1. - Не спеши - людей насмешишь, Федосья.
2. - Пора в дорогу, господа!
3. - Сначала - закусим.
4. - Рассмотрим план в целом.
5. - Тяжело одному человеку жить в тайге.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формулам "глобально-локальный ковер" и "глобально-локальный плащ".
1. - Ну, скоро поглядим, как оно получится, Феона.
2. - Можно у вас немного углей попросить?
3. - Расскажи, Муза, как день провела.
4. - Не кручинься, девушка, не уйдет от тебя милый далеко.
5. - Папа, почему у тебя усы вверх смотрят?
Упражнение. Придумайте в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору обращения по формулам "глобально-локальный ковер" и "глобально-локальный плащ".
1. Отказ приватный от неудачного предложения сотрудничать.
2. Ответ публичный на вызов старого врага.
3. Ответ на слова прощания друга, уезжающего в Африку на охоту.
4. Ответ интересной женщины на чересчур интимное приветствие нового знакомого.

<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>