<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

5. Ответ семилетнего сына на неправильный упрек матери.
Упражнение. Продолжите следующие реплики и пять локальных реплик по своему выбору по формулам "локально-глобальный ковер" и "локально-глобальный плащ".
1. - А ты ему в глаза посмотри.
2. - (в магазине) Шляпа мне нужна, с полями.
3. - Зачем чеснок?
4. - Мой новый каприз - это Варфоломей.
5. - Где же мой любимый Шустрик?
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формулам "локально-глобальный ковер" и "локально-глобальный плащ".
1. - Любите ли вы грибы со сметаной, Каролина?
2. - Приглашаю вас на праздник, Федосий.
3. - Мама, мне очень нужно новое платье, шелковое светлое.
4. - Зачем леди сенбернар?
5. - Смейся, да не до слез, Руфина.
Упражнение. Придумайте в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору обращения по формулам "локально-глобальный ковер" и "локально-глобальный плащ".
1. Отказ женщины от интересного предложения спутника по причине позднего времени.
2. Ответ на объявление партнером по бизнесу форс-мажора.
3. Ответ мужу на его сообщение о повышении зарплаты.
4. Ответ жене, которая захотела невыполнимого при имеющемся уровне доходов.
5. Ответ сыну, домогающемуся третьей порции мороженого по причине якобы жары.
Упражнение. Вставьте в каждую из следующих трансляций и в пять аналогично построенных трансляций по вашему выбору вместо звездочек фразу так, чтобы в результате получилась трансляция: а) по формуле "ковер" и б) по формуле "плащ".
1. - Я почему на своей тарелке морковь вижу? * * * Овощи - не для меня.
2. - Торговля - основа цивилизованного общества. * * * И за пивом я иду уже сейчас.
3. - Какой у моей цыпочки носик славный! * * * Целоваться вообще полезно.
4. - Гости - это счастье хозяев. * * * Заходите, Феофил, располагайтесь хоть на софе, хоть на кресле.
5. - У меня дел и обязанностей вообще-то много. * * * И за вашей просьбой, Северин Святославович, непременно прослежу.

Глава 3
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ АРХЕТИП:
Символический и Содержательный
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ
Логистическая семья. Универсальный Логистический архетип представляет собой семью, состоящую из двух высших архетипов: Символического и Содержательного. На философском уровне Логистический архетип можно вывести из Триадического, объединив Качественный и Предметный архетипы и получив при этом подобие Содержательного архетипа; при этом Символический архетип получается из Синтетического. Однако последние два вовсе не тождественны, и читатель ниже сможет в этом убедиться. По-видимому, именно Логистический архетип находится на демаркационной черте, отделяющей человека от животного (или даже являет ее собой). Животные обмениваются знаками и понимают символы, но, видимо, не способны до такой степени отделить символ от его значения, что он начинает как бы жить собственной жизнью. Символический архетип дает взгляд на объект, отвлеченный от каких-либо его свойств, качеств, элементов и частей - так что остается лишь его имя, или абстрактный знак, или символ, или иной вариант идентификации - например, инвентарный номер. Содержательный архетип предполагает взгляд на объект как на таковой, и фиксацию в нем тех или иных отличительных черт, свойств, качеств, элементов и т. п.
Логистические модальности
Символическая модальность свойственна трансляциям, где рассматриваемый объект весьма удален - настолько, что от него остается только имя или иной идентификационный символ:
- Был у меня один знакомый по имени Паша. (сим)
Не только имя, но и слишком универсальное, а потому бессодержательное качество тоже может восприниматься в символической модальности:
- Кто у тебя был вчера, Мария?!
- Руслан. (сим)
- Что еще за Руслан?!
- Человек. (сим)
В этом диалоге отца и дочери имя "Руслан" ничего не говорит протагонисту (отцу), поэтому оно звучит для него в символической модальности. Но если бы в ответе прозвучало хорошо известное ему имя, например, имя ее брата:
- Кто у тебя был вчера, Мария?!
- Роман.
- то ответ оказался бы содержательным.
Вообще, чисто символическими человеку представляются имена или названия, за которыми для него не стоит никакого содержания:
- Где вы живете?
- Город Мышкин (сим)
Незнакомые слова сначала воспринимаются символически, и лишь услышав их в разных контекстах, человек начинает воспринимать их содержательно:
- Папа, что такое "жлоб"? (сим)
- Нехороший человек, сынок.
- Значит, наш Леша, когда писается в пеленки - жлоб?
Ритуальные и абстрактные до бессознательности реплики чаще всего воспринимаются как символические:
- Здравствуйте, Сигизмунд! (сим)

- Милица, ты правда рада меня видеть?
- Еще бы не рада, Филимон! (сим)

- Позвольте поздравить вас, уважаемый Парфен Филиппович, с юбилеем! (сим)

- Сегодняшний плов исключителен по своему содержанию! (сим)

- Где вы предполагаете купаться, Варфоломей?
- А что, в вашем распоряжении, Антия, имеются различные водоемы? (сим)
Распространенный вариант использования символической модальности - метафорическое использование слов не по прямому их смыслу:
- Мой дядюшка - чистое золото. (сим)
- Твой жених - истинный орел. (сим)
Очень распространены символические реплики, отражающие жизненные позиции и установки человека, не предполагающие конкретного приложения:
- Денег не бывает много. (сим)
- Человечество в целом не достойно уважения. (сим)
- Зачем я на тебе женился, поздно размышлять. (сим)
Также, как правило, в символической модальности (переносном, обобщающем смысле) используются в речи пословицы и поговорки:
- Ты, Василиса, как тот кувшин, что повадился по воду ходить - тут-то ему и голову сломить! (сим)

- Что, Катерина, не понравился тебе Савелий?
- Федот, да не тот. (сим)
В символической модальности часто звучат риторические вопросы (на которые не нужно отвечать по их прямому смыслу) и тривиальные (бессодержательные по прямому смыслу) реплики, несущие, однако, определенный коммуникативный смысл - такова, например, обращенная к протагонисту реплика:
- Ну! (сим)
весьма, распространенная в провинции, внутренний смысл которой можно передать приблизительно так: "Я воспринял то, что ты мне сказал, возражений у меня нет и я предлагаю тебе продолжать свою мысль или рассказ дальше". Другие примеры:
(обращаясь как бы к самому себе) Неужели мне так нужна эта моя толстая упрямая дура? (сим)
Раз так получилось - значит, Богу было угодно. (сим)
Скажи, тебе, Артемий, тебе часто надо давать по голове, чтобы понял? (сим)
Умному человеку два раза объяснять не надо. (сим)
Типичным проявлением символической модальности служат первые употребления ребенком новых слов. Вот, например, гость, приглашенный в семью с двухлетним ребенком, слышит в кухне звон разбитой посуды, и через некоторое время на пороге комнаты появляется малыш, держащих в руках обломки чашки, и, протягивая их гостю, представляется в символической модальности:
- Я - месавец! (сим)
Содержательная модальность характерна для трансляций, несущих прямую информацию о рассматриваемом объекте, его свойствах, качествах, частях, связях с другими объектами и т. д.:
- Я хочу булочку - свежую, теплу, мягкую, с повидлом. (сод)
- Какой ты, Терентий, неуклюжий. (сод)
- Зачем мне блондинка? пусть лучше будет рыженькая, с медным отливом. (сод)
Метафорическое раскрытие качества также часто бывает содержательным:
- Ты, Игнатий, ленив, как кот на печи. (сод)
- Любимая, ты сегодня прекрасна, как раннее утро на уединенном озере. (сод)
Отсутствие содержания в трансляции часто делает ее символической; вот, например, диалог с официанткой, пришедшей брать заказ:
- Что вам угодно?
- Я бы хотел что-нибудь поесть. (сим)
Фактически посетитель этой репликой не сказал ничего - он пока лишь налаживает контакт с официанткой, и для этой цели использует символическую фразу. Однако стоит лишь в ней появиться минимальному содержанию, как она становится содержательной, например:
- Я бы хотел что-нибудь поесть вегетарианского. (сод)
- Я бы хотел что-нибудь поесть... интересное. (сод)
- Я бы хотел что-нибудь поесть, а пить не буду. (сод)
Еще один вариант содержательной трансляции - это объяснение чего-либо, например, незнакомого для партнера понятия:
- Путешествовал я однажды по Гондурасу... это не ругательство, а небольшая страна в Латинской Америке. (сод)
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ
Когнитивные символические маркеры
Когнитивные символические маркеры это выражения "в переносном смысле", "метафорически говоря", "используя специальную терминологию", "не следует понимать меня буквально", "я, разумеется, имею в виду нечто другое", "в широком смысле слова" и т. п.:
- Я устал - в широком смысле слова. (сим)
- Используя психологическую терминологию, могу сказать, что главный источник ваших неприятностей, Инесса, это комплекс Электры. (сим)
- Проводя время со своей Нонночкой, ты сильно испачкался, - в переносном смысле слова. (сим)
- Метафорически говоря, ты, Никифор, пытаешься повернуть реку Времени вспять. (сим)
Акцентирование в речи специальной терминологии является когнитивным символическим маркером, даже если не оговаривать ее присутствие явно. К тому же следует иметь в виду, что незнакомые и полузнакомые иностранные и специальные слова сами по себе получают в речи сильный акцент, как если бы были выделены интонационно (в печатном тексте - курсивом):
- О, Степанида, у тебя будет бэби?! (сим)
- (в интимной ситуации) Вы знаете, Ростислав, мой гинеколог рекомендовал мне временно воздержаться от генитальных контактов. (сим)
Распространенным когнитивным символическим маркером является высокий уровень абстракции (особенно атманический), часто проявляющийся в использовании таких слов, как жизнь, судьба, материя, миссия, космос, Вселенная и т. д.
- Дел у меня - целая Вселенная. (сим)
- Что я делаю?... Живу. (сим)
- Что ж... Видно, не судьба. (сим)
Стилистические символические маркеры
Стилистические символические маркеры это, например, особые интонации, значение которых то же, что и когнитивных замечаний "в другом смысле", "метафорически говоря":
- Твой Никифор, прямо скажу... (выразительно) гу...усь!
- А ты не пыталась оказать активное сопротивление? (имея в виду: "дать ему по голове скалкой")
Часто в роли стилистического маркера, показывающего, что слово и выражение надо понимать в специальном или переносном смысле, выступает пауза, насыщенная "значительностью":
- Мне показалось, Ромуальд, что Вероника сегодня вела себя по отношению к тебе... (пауза) необычно (вместо "неприлично"). (сим)
В письменной речи символическим маркером могут выступать кавычки или курсив, показывающие, что слово или оборот используются не в обычном значении; в устной речи роль таких кавычек исполняет специальная интонация, акцентирующая данное слово или оборот - часто она имеет значение не только выделения, но и "упышнения" или, наоборот, пренебрежения:
- Ты меня постоянно водишь - и в кино, и в театры, и (торжественно) за нос! (сим)
- Сними, пожалуйста, обувь и одень тапочки, Ермолай - ты пришел (важно) в дом! (сим)
- Василий Игнатьич у нас (пренебрежительно) Обломов. (сим)
Распространенным стилистическим символическим маркером является использование в речи более абстрактного понятия, чем было бы естественно, например, родового (обобщающего) по отношению к тому, которое реально имеется в виду.
- Проклятый кот! усмири, если можешь, это Божье творение, Агриппина! (сим)
- Убери, пожалуйста, от меня это свое... (брезгливо) животное (показывает на домашнего пса). (сим)

- Филофей, ты меня любишь?
- У меня есть к тебе, Ксения, определенные чувства. (сим)

- Как урожай, Игнат?
- В моем саду есть несколько видов растений, успешно осуществляющих свой жизненный цикл. (сим)

- Какие виды продукции создаются на вашей фирме?
- Необходимые народному хозяйству. (сим)
Использование стилистически неоправданных, в частности, чересчур близкого иностранного происхождения или просто необычных для данной ситуации слов и выражений часто дает символический акцент, так как существенно отделяет смысл слова от него самого:
- Был у меня в молодости один... амур. (сим)
- Ты ведь только представь: со мной у него красивое ухаживание, цветы, духи, богатые подарки - и тут же с моей служанкой шуры-муры. (сим)
- Нюрка-то девка хорошая, добрая, но временами уж больно это... экзогенная. (сим)
- Гавриил Никитич - человек старой закалки, он так просто сдаваться не собирался, бросил своей болезни вызов и боролся с ней до последнего, да... А вчера - кранты. (сим)
- Ты, Велимир, лучшие свои лапы-то подальше убери от моего эндотелия! (сим)
В последнем примере символическая модальность усиливается также метафорическим использованием слова "лапы" вместо "руки".
Скрытые цитаты, пословицы, поговорки, фразеологизмы, встроенные прямо в "ткань" речи, придают ей символический акцент:
- (уговаривая) Назвался груздем - полезай в кузов, Алевтина Иннокентьевна! (сим)
- (укоряя) Ну ты сказанул, Парфен - ворона каркнула во все воронье горло. (сим)
- (после сокрушительного замечания по адресу партнера) Ну что, съел, Самуил? (сим)
- (инструктируя дочь относительно мытья посуды) И тарелочки на сушку - каждый сверчок знай свой шесток. (сим)
- Ты, Авдотья, на моего мужа кипятком-то не писай! (сим)
Ритуальные, стандартизированные слова и выражения часто придают трансляции символический акцент - если лишены существенного содержания. Например, между молодоженами Вольдемаром и Анастасией существует заведенный еще со времен ухаживания ритуал: после мелкой (а крупных у них не бывает) размолвки Анастасия задает Вольдемару вопрос:
- Вольдемар, ты меня еще любишь? -
на что он должен коротко ответить:
- Да, -
и на этом размолвка заканчивается. Ответ Вольдемара в данном случае имеет символическую модальность, так как не несет никакой информации. Однако если он в этой ситуации когда-нибудь ответит Анастасии:
- Нет, -
то для обоих этот ответ прозвучит в содержательной модальности.
К символической модальности апеллируют стандартные и ритуальные жесты, имеющие определенный смысл, к ним самим не сводящийся, например, рукопожатие, обнажение зубов и постукивание ими (символ агрессии), покручивание пальцем у виска (сомнение в здравости рассудка партнера), надувание щек (пародирование важности), постукивание пальцем о часы ("я тороплюсь"), формальная улыбка, как знак приветствия или прощения, положительное (кивание) и отрицательное (качание) движение головой, зажмуривание глаз как отказ от дальнейшего восприятия партнера и т. д.
В одежде на активность Символического архетипа указывает форма (военная, корпоративная и т. п.), знаки отличия (ордена, медали) и принадлежности к той или иной группе, например, наколки, специальные стили стрижки, особые украшения и т. п.
Вообще любое сильное подчеркивание и акцентирование стиля на некотором элементе трансляции (например, редкий интонационный акцент) заставляет заподозрить влияние Символического архетипа, вкладывающего в объект больший или иной смысл, чем данный элемент (например, слово, жест, фрагмент внешности) непосредственно собой являет.
- И тут я увидел рядом с собой молодую женщину, и с первого взгляда понял: это была Она. (сим)
- Немного присмотревшись, я понял, что во внешности неожиданного нового знакомого меня смутило: это были огромные, черные, страшные усы, лучше даже сказать усищи, которые не сулили мне в будущем ничего хорошего. (сим)
Слово "усищи" в последней трансляции употреблено протагонистом явно в символическом значении, и если на этом слове поставить основной интонационный акцент, то символическую модальность приобретает и трансляция в целом.
Фразеологические обороты и пословицы в символической модальности:
У него ума палата.
Спеть лебединую песню.
Жив Курилка.
Фик-фок на один бок.
Смысл не солянка - его ложкой не расхлебаешь.
Рукой подать.
Без меня меня женили.
Питаться воздухом.
Он служит за козла на конюшне.
Денег куры не клюют.
Упражнение. Вспомните известные вам фразеологические обороты и пословицы в символической модальности.
Когнитивные содержательные маркеры
Когнитивные содержательные маркеры это прежде всего акцентированные в трансляции слова, употребленные по своему прямому смыслу, и указывающие на те или иные свойства, качества, элементы, части или связи в общем объекте рассмотрения:
- Как вы относитесь к вегетарианству?
- К отдельным его сторонникам - бывает, что и неплохо, к идее в целом - отрицательно. (сод)

- Мне нравятся молодые блондинки - все, и рыжие тоже - но только обязательно длинноногие. (сод)
- Какой же неприятный на вид, хоть и вежливый, твой Маркел! (сод)
Главный признак содержательной трансляции заключается в том, что по ее поводу не хочется уточнять: "Что вы имеете в виду?" - что имеет человек в виду, то и произносит, и это очевидно.
Люди, склонные к содержательной модальности, в ритуальных ситуациях иногда производят впечатление не умеющих себя вести, как в следующих диалогах:
- (при встрече) Как здоровье, Никодим Христофорович?
- Спасибо, хвораю - левое колено уже третий год не разгибается до конца, но почему-то не болит, а правое зато болит как заведенное - но гнется, правда, отлично во все стороны. (сод)

- (светским голосом) Вам нравится у нас, Никодим?
- Да, спасибо, салаты прекрасные, особенно с креветками - я уже две тарелки съел. (сод)

- Неужели тебе так трудно быть со мной вежливым, Харитон?
- Когда ты мне противоречишь, это практически невозможно - таков мой нрав с детства. (сод)
К числу когнитивных содержательных маркеров трансляции относится ее выход за ритуальные рамки, а также очевидность множества вариантов, одним из которых она является (ритуал, наоборот, предполагает однозначно определенный вариант); иными словами, косвенным содержательным маркером является информативность трансляции:
- Здравствуй, Петрович!
- Уже неделю, как тебя не видать, Христофоровна? (сод)
Еще один пример: приветствие
- Я только что из лесу.
Эта реплика является содержательной, если она информативна, то есть по ситуации могли бы быть иные варианты (из города, от бабушки и т. д.). Если же эта реплика по ситуации самоочевидна (например, произносится на пороге избушки, стоящей в глухом лесу), то она приобретает символическую модальность, и партнер начинает напряженно искать скрытый косвенный смысл.
Стилистические содержательные маркеры
Стилистические содержательные маркеры это, например, интонационная, мимическая или жестикуляционная акцентуация информативных элементов трансляции.
- Да, я уже был в этой твоей школе - (энергично) нудной и глупой. (сод)

- Кто это был у тебя?
- У меня были мои (с вызовом) друзья! (сод)
Если последний ответ по ситуации самоочевиден и является привычно-ритуальным, то без специальной акцентуации он имеет символическую модальность; однако указанный акцент показывает, что ответ нетривиален (например, это могли бы быть сотрудники или враги), и потому трансляция становится содержательной. Вообще, регулярное повторение одной и той же реплики в повторяющихся однотипных ситуациях неизбежно ведет к ее ритуализации и символизации: она теряет вложенный в нее непосредственный смысл и становится этапом фиксированного ритуала. Такова, например, судьба реплик, которыми стереотипно обмениваются члены семьи:
- (легко) Как здоровье, маменька? (сим)
- Скриплю, сыночек. (сим)
Однако любое (даже самое минимальное!) отступление от привычных ритуальных форм становится содержательным - хотя бы в субмодальности:
- (серьезно) Как сегодня твое здоровье, мама? (сод)
- А что случилось? (бежит к зеркалу) (сод)
К числу содержательных жестов и телодвижений следует отнести все неритуальные жесты, прямое значение которых их и исчерпывает: например, искреннее пылкое объятие любимого, которое не символизирует чувство, а является его проявлением. Таким образом, если символический жест обычно является подчеркнутым, или демонстрацией, то содержательный, наоборот, сугубо функционален, естественен, и символической нагрузки не несет; зачастую он выглядит грубовато (ковыряние в зубах после вкусного обеда).
Например, будучи изумленным репликой партнера, вы можете обнаружить, что пристально смотрите на него, широко раскрыв глаза и рот и вытянув к нему голову - это будет содержательным жестом, и партнер сочтет вас искренним, но неискушенным. Если же вы сделаете все то же самое подчеркнуто, медленно и демонстративно, то ваш жест будет символическим, и не исключено, что партнер воспримет его как насмешку над собой.
Содержательные интонации - это те, которые акцентируют имеющие место быть (прямо обозначенные) особенности объекта внимания протагониста:
- Этот ваш котик... он такой (нежно) ласковый, пушистый. (сод)
Символические интонации часто воспринимаются как напыщенные, чрезмерные, манерные; они указывают на то, что стоит за пределами прямого смысла трансляции:
- (приводя плачущего соседского ребенка за руку к матери) А вот, Алевтина, и твой... (многозначительно) герой. (сим)
- (жене, многозначительно) У тебя там не болит? (сим)
Фразеологические обороты и пословицы в содержательной модальности:
Своя ноша не тянет.
Всех работ не переделаешь.
Снегу нет, и следу нет.
Навязло в зубах.
Упражнение. Вспомните известные вам фразеологические обороты и пословицы в содержательной модальности.
Упражнение. Определите логистические модальности трансляций в следующих диалогах и в пяти диалогах по вашему выбору. Укажите когнитивные и стилистические логистические маркеры и синтонные и антитонные ответы.
1. - Гервасий!
- (шутливо) Я за него!
2. - Я тебе, Дарья, (многозначительно) друг!
- Серый волк ты мне, Дементий!
3. - Где вы живете, Протас?
- Я живу в Петербурге.
4. - Противный ты сегодня, Жорж!
- Какой Бог дал.
5. - (поздравляя мать новорожденного) Ребенок - это счастье!
- Правда?!
6. - Почему я тебя не вижу уже неделю, Люциан?
- Так получилось...
7. - Ты уже съел картошку, Донат?
- Да, и свекольный салат тоже, мама.
8. - Как тебе понравилось представление в цирке, Сержик?
- Ух!
9. - Ты согласен со мной, Сосипатр?
- (показывает фигу)
10. - (матери, в гневе) Почему я не родилась круглой сиротой?!
- Бог не дал, доченька.
11. - Мама, я откуда родилась?
- Аист принес в авоське.
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по вашему выбору придумайте а) символическое и б) содержательное обращение.
1. Призыв к подчиненным приступить к работе.
2. Объявление жене о намерении расторгнуть брак.
3. Сомнение в корректности поведения делового партнера.
4. Приветствие престарелой родственницы.
5. Отповедь молодому наглецу, осмелившемуся публично сделать приличной даме личное замечание.
Пример.
1а). - Ну что же, господа, делу время - потехе час.
1б). - На этом я заканчиваю совещание, и все присутствующие могут приступить к исполнению своих обязанностей.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору: а) в символической модальности и б) в содержательной модальности.
1. - Ты зачем меня разлюбил, Егорий?
2. - Ты хочешь влиять на наш процесс, Довмонт?
3. - Мне надоели твои постоянные упреки и подкалывания, Гиацинт!
4. - Как хочешь, Горгоний.
5. - Мне безразлично, что ты себе думаешь, пока ты беспрекословно исполняешь мои прихоти, Демьян.
Упражнение. Модифицируйте следующие обращения и пять обращений по вашему выбору, подчеркнув в них: а) символическую модальность и б) содержательную модальность.
1. - Что я вам - гусь?!
2. - Я живу по принципу: кто рано встает - тому Бог дает.
3. - Смешно думать, что ты меня можешь найти, Ираида: легче отыскать иголку в стоге сена.
4. - Помни заветы предков, Елевферий, ведь вся мудрость - от них!
5. - Прощай, Приморье!
Пример.
1а) - Что я вам - гусь лапчатый?!
1б) - Что, я слишком много важничаю?
Упражнение. Определите логистическую модальность следующих трансляций и пяти трансляций по вашему выбору, после чего модифицируйте их, придав им родственную модальность (то есть символические фразы сделайте содержательными и наоборот).
1. - Мудрость - украшение старости.
2. - На хрена козе баян, Горгоний?
3. - Мне, пожалуйста, рыжиков положите, и капустки квашеной немного.
4. - Кушайте, гости дорогие.
5. - Земля круглая, Корнелий.
Упражнение. Сочините и прочитайте вслух небольшой монолог, адресованный к партнеру, по каждой из следующих тем в каждой из диадических модальностей. Аналогичное задание для пяти тем по вашему выбору.
1. О пользе соблюдения законов общества.
2. О вреде резких перемен в жизни.
3. О несомненном и сомнительном.
4. О роли домоводства в воспитании ребенка.
5. О человеке и его судьбе.
Упражнение. Сочините по три сценки на каждую из следующих темы и на пять тем по своему выбору. В каждой сценке участвуют два героя, каждый из которых на протяжении исполнения сценки придерживается фиксированной логистической модальности:
а) протагонист - сим, партнер - сод;
б) протагонист - сод, партнер - сим;
в) протагонист - сод, партнер - сод.
1. Парикмахер Кузьма Нифонтович стрижет свою постоянную клиентку Розу, которая пытается руководить процессом.
2. Кот Епифан вправляет мозги своей молодой хозяйке Глафире, которая очарована непроверенным молодым человеком Никитой.
3. Пудель Парамон на прогулке потерялся и был обнаружен хозяином Остапом (протагонист) только после длительных поисков. Их диалог при встрече.
4. Старый холостяк Виктор беседует со своим диваном о случайностях в жизни человека.
5. Ерофей, влюбленный в Сусанну, пытается начать с ней разговор о своих чувствах. Сусанна уходит от темы, но старается при этом Ерофея не обидеть.
СЛОЖНЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ МОДАЛЬНОСТИ
Модальность сим(сим)
Эта модальность естественно возникает, когда имя или название звучат в ритуальной ситуации:
- (представляясь, протягивая руку) Каллистрат. сим(сим)
- (представляя друга) Познакомьтесь: (торжественно) Селиверст! сим(сим)
Другой вариант возникновения символически-символической модальности - акцентирование названия, апеллирующего к имени или фамилии:
- А как назывался корабль, на котором ты плавал?
- "Сергей Есенин". сим(сим)

- Ты представляешь, напротив нас открылась пивная "О'Бендер" . сим(сим)
К той же модальности сим(сим) тяготеет русский обычай именовать старших по имени-отчеству (имя - модальность, отчество - субмодальность):
- (призывая) Евпраксея Силантьевна! сим(сим)
В той же модальности звучат ритуально оформленные эвфемизмы (приличные замены ругательств):
- (вкрадчиво) Знаешь, Никифор, как ты после всего этого называешься?
- (простодушно) Как?
- (торжественно, подняв палец вверх) Чудак на букву "м"! сим(сим)
Символическая модальность делает акцент на форме, в частности, на названии, и если в его роли выступает иностранное слово или специальный термин, оно дает символическую субмодальность:
- Больно хорош ты, Силуян, и до взрослых баб охоч; в Италии тебя бы называли "гиголо" . сим(сим)
- (объявление ведущего концерт) Моцарт. "Реквием". сим(сим)
Символически-символическая модальность характерна для риторических вопросов и тривиальных по своему прямому смыслу трансляций, включающих в себя символы, метафоры, фразеологизмы:
Умный знает, что лучше синица в руках, чем журавль в небе. сим(сим)
Ты, Марьюшка, у нас умница, знаешь: что Бог ни делает - все к лучшему. сим(сим)
Ты же хочешь себе добра, Горислава - так зачем менять шило на мыло? сим(сим)
Трудно с дураком дело иметь: что в лоб, что по лбу. сим(сим)
Еще один вариант возникновения символически-символической модальности - метафора внутри метафоры или образа:
- Я с утра всегда долго раскачиваюсь - а потом с размаху - и в полет! сим(сим)
- Мой Антипатр - орел, и притом из чистого золота. сим(сим)
Фразеологизмы и пословицы в модальности сим(сим):
Умный поп только губами шевели, а мы уж догадаемся.
Сивая лошадь черноволосому покупателю не ко двору.
Счастье едет в карете, а с умом идет пешком.
Упражнение. Найдите или вспомните фразеологизмы и пословицы в модальности сим(сим).
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, для которых естественны трансляции в модальности сим(сим).
Упражнение. Модифицируйте следующие обращения и пять обращений по своему выбору так, чтобы они получили модальность сим(сим).
1. - Здравствуй, Милий.
2. - А я бочком-бочком - и в лузу!
3. - Хотите рагу овощного с сыром?
4. - Долететь до Луны хотите? трудно это, Акинфий!
5. - Мне очень жаль, что так получилось, Мавродий.
Упражнение. Ответьте в модальности сим(сим) на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору.
1. - А почему, собственно, у жизни должен быть смысл, Иероним?
2. - Когда ты наконец женишься, Мартирий?
3. - Больше не надо, спасибо, Никандр.
4. - Неужели гусь с яблоками для тебя дороже единственной матери, Леонтий?!
5. - Примите мои поздравления, Патрикей.
Упражнение. Придумайте обращения в модальности сим(сим) в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору.
1. Поздравление официальное публичное большого начальника с днем рождения.
2. Утешение приватное безнадежно больного друга.
3. Признание приватное своей старой вины перед близким родственником.
4. Сомнение в достаточности приложенных ребенком усилий.
5. Ответ на интересное, но неуместное и несвоевременное деловое предложение.
Модальность сим(сод)
Символически-содержательная модальность очень естественна и по ощущению гораздо менее напыщенна и ритуальна, чем чисто символическая и символически-символическая модальности. Она естественно возникает в трансляциях, акцентирующих символ, за которым у человека близко стоит содержание - но все же с этим символом не сливается.
- Ну, я на Моховую поехал. -
говорит москвич, имея в виду, что он едет к себе домой, а его дом стоит на Моховой улице, и для него эта реплика звучит в символически-содержательной модальности.
В то же время для его знакомого из Санкт-Петербурга, для которого "Моховая" не говорит ровным счетом ничего, эта реплика прозвучит в символической модальности, а для знакомого москвича, который решит, что имеется в виду Моховая улица как таковая, модальность реплики будет содержательно-символической.
Символически-содержательная модальность нередко характеризует символ, наполненный для человека содержанием - при том, что он все же от него отделен:
- А сейчас ты увидишь мою старую знакомую ... (со значением) Степаниду. сим(сод)
Заметим, что для не знакомого со Степанидой и ничего о ней не знающего партнера эта реплика имеет чисто символическую модальность.
- Не говори про мою семью плохого. Она - моя жизнь. сим(сод)
Однако имя собственное или название не всегда имеет символическую или символически-содержательную модальности; иногда оно может прозвучать и в модальности содержательно-символической или даже вовсе содержательной, как в следующем диалоге:
- Кто у тебя был вчера, Варвара?
- Друзья. (сим)
- - Назови их имена, пожалуйста.
- - (скороговоркой) Семен, Алевтина, Феоктиста. (сод)
В зависимости от того, с какой интонацией и выражением произносится имя, оно может прозвучать и в символической модальности, и в символически-содержательной, и в содержательно-символической, и в чисто содержательной модальности.
- И как зовут твоего нового знакомого?
- (с выражением, значительно) Аполлинарий! (сим)
Но на тот же вопрос можно ответить и по-другому:
- Он - Аполлинарий. сим(сод)
Или так:
- Его имя - (четко) Аполлинарий. сод(сим)
Или даже так:
- (небрежно) Что-то вроде Аполлинария. (сод)
Характерный пример возникновения символически-содержательной модальности - акцентирование имени или названия, включающего в себя качество или элемент объекта: Филипп Красивый, Иван Грозный, Ванька-Перстень, Соловей-разбойник, Ростов-на-Дону, Тихий океан, Средиземное море и т. д. Многие фамилии несут на себе отчетливый отпечаток своего происхождения, и вначале имели символически-содержательную модальность; таковы, например, Печкин, Песков, Подводный. Однако при частом употреблении такие фамилии теряют содержательную субмодальность и становятся чисто символическими (употребляясь как названия). Так, для жителей СССР, родившихся далеко от Невы, название города Ленинграда никак не ассоциировалась с именем вождя пролетариата, и поэтому имело чисто символическую модальность (вопреки замыслу коммунистического начальства). С другой стороны, название Калужского шоссе для автомобилистов, выезжающих из Москвы, воспринимается в символически-содержательной модальности, поскольку проходит через Калугу.
Таким образом, чисто символическая трансляция подразумевает ссылку на иной (или абстрактный) объект, нежели номинально обозначенный в трансляции, а трансляция в символически-содержательной модальности возникает, когда объект, на который идет ссылка, является содержательным расширением (уточнением) фактически обозначенного в трансляции:
- (показывая рукой на свою улицу в Москве) А вот и наши Елисейские поля. (сим)
- Я с детства мечтал когда-нибудь оказаться (мечтательно) в Париже (сим)
- Я живу в Париже. сим(сод)
Последняя трансляция имеет символически-содержательную модальность, если протагонист имеет в виду не только город, но конкретное место (улицу, дом), где он живет.
- А это моя невеста. сим(сод)
Эта трансляция имеет символически-содержательную модальность, если протагонист имеет в виду, что он любит эту женщину, сделал ей предложение, получил согласие и уже назначен день бракосочетания.
Фразеологизмы и пословицы в модальности сим(сод):
Красная шапка - вор мужик.
Тара дороже товара.
Дело не медведь, в лес не уйдет.
Только по губам помазал, а дать не дал.
Битому псу только плеть покажи.
Как рукой сняло.
Упражнение. Найдите или вспомните фразеологизмы и пословицы в модальности сим(сод).
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, для которых естественны трансляции в модальности сим(сод).
Упражнение. Модифицируйте следующие обращения и пять обращений по своему выбору так, чтобы они получили модальность сим(сод).
1. - Пришла пора сеять лук и салат, Юлиан.
2. - Я жду гостей.
3. - (гневно) Фалалей!
4. - Прошу к столу!
5. - Зачем мне такая жена?!
Упражнение. Ответьте в модальности сим(сод) на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору.
1. - Зачем тебе такая жена, Харлампий?
2. - Прошу яблочный пирог отведать, с пылу - с жару!
3. - Поедем по опасной дороге, Олимпий.
4. - Моя страсть - недоступные горные перевалы.
5. - Финансовые страсти с Уолл-стрит - это тема не для вечернего чая, Сабина.
Упражнение. Придумайте обращения в модальности сим(сод) в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору.
1. Утешение приватное эмоциональное друга, поссорившегося с женой.
2. Увещевание публичное тещи, слишком многого ждущей от зятя.
3. Замечание сыну, слишком глубоко погрузившемуся в банку с вареньем.
4. Отказ приватный поддержать неправильное решение начальника.
5. Усмирение куклы, не желающей спокойно сидеть за торжественным обедом.
Модальность сод(сим)
Обычный вариант возникновения содержательно-символической модальности - это описание свойства или части объекта с помощью того или иного символа.
- Ты, Игнат, выступаешь важно - чисто орел! сод(сим)
Однако, если из этой реплики убрать качественную характеристику, она станет символической:
- Ты, Игнат - чисто орел! (сим)
Употребление (к месту и не к месту) иностранных словечек, жаргона, пословиц, поговорок, фразеологизмов во вспомогательной роли, например, освещающих тот или иной аспект рассматриваемого объекта, часто ведет к возникновению содержательно-символической модальности:
- Я уже где-то видел эту гирлу (т. е. девушку). сод(сим)
- А мне эта твоя мысль как об стенку горох! сод(сим)
- Ну что вы, Полиект, прилипли ко мне, как банный лист к заднице! сод(сим)
- А в конце этой тропы вы увидите небольшой урбанизированный ареал. сод(сим)
- Шустрик все подвывает и сучит лапами во сне - наверное, глючит. сод(сим)
В содержательно-символической модальности оказываются иностранные, специальные и жаргонные слова, которые встраиваются в сознание человека настолько, что уже почти не воспринимаются им как чужие; а это "почти" как раз и дает символическую субмодальность; рискуя отстать от времени, автор в качестве примеров предлагает выражения "клевая чувиха", "фартовый мэн", "линк по теме".

<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>