<< Пред. стр.

стр. 12
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Еще один, сходный с предыдущим, пример содержательно-символической модальности - это допустимые, но уже критические (с точки зрения данного человека) ругательства. Обычно человек, выведенный из себя, но не до крайности, использует "сильные" выражения, которые имеют (с его точки зрения) символическую модальность, то есть являются абстрактными понятиями, или же содержательно-символическую модальность - таковы грубые слова, обозначающие реальные объекты или качества, и "грубость" находит свое выражение в символической субмодальности.
- А пошли вы все к чертовой матери! (сим)
- Дай ему по жопе! сод(сим)
Чересчур конкретные, приземленно-содержательные ругательства обычно не имеют силы, так как не поднимаются до архетипов; а последнее как раз и требует символической модальности или, по крайней мере, субмодальности:
- Вот черт! (сим)
- Очень неудачная твоя шутка - прямо скажу, мерзопакостная! сод(сим)
Тонкий вопрос - в какой модальности используются имена собственные и названия. Если протагонист использует в речи имя совсем не знакомого ему человека или название, скажем, географического объекта, где он никогда не был, то это имя (название) звучит в символической модальности.
- Я завтра еду в какой-то Мелитополь. (сим)
- Ко мне должна сегодня прийти какая-то Агнесса. (сим)
Если протагонист говорит о хорошо ему знакомом человеке или ином объекте, называя его по имени, то он использует символически-содержательную или содержательно-символическую модальность в зависимости от того, насколько официальную и, соответственно, интимно-родственную позицию (интонацию) он выбирает:
- (официально представляя жену) Это Агриппина. сим(сод)
- (экскурсовод в начале экскурсии) Перед вами - Исторический музей. сим(сод)
- (призывно) Шустрик! сод(сим)
В последней трансляции мальчик зовет своего пса и отождествляет его имя с ним самим, так что основная модальность трансляции - содержательная (он мог бы также позвать маму, папу или кошку), но поскольку он произносит имя, то субмодальность получается символической.
Когда протагонист обращается к партнеру по имени, то обычно используется или символически-содержательную модальность - это более официальный вариант, своего рода логистическое "вы", или содержательно-символическая модальность - это более интимное обращение, так сказать, логистическое "ты".
- (укоризненно) Эх, Парфен Никитич! сим(сод)
- (при встрече, удивленно-радостно) Эллочка! сод(сим)
Еще примеры трансляций в сод(сим)-модальности - рекламные лозунги:
"Покупайте йохимбе - эликсир мужской жизни." сод(сим)
"Ажурные колготки - мечта любой девушки." сод(сим)
"Печень трески полезна всем!" сод(сим)
Вероятно, умение "держать дистанцию" как раз и заключается в способности воспринимать человека и обращаться к нему в символической модальности, а "простота" и "демократизм" - в отчетливом (уместном или нет) содержательном акценте.
Встречаются даже иногда виртуозы общения, которые умеют, обращаясь к партнеру, произнести его имя в чисто содержательной модальности (и тем чрезвычайно его унизить), но как они это делают, пусть читатель подумает сам.
Фразеологизмы и пословицы в модальности сод(сим):
На ухе ожегся, так и на воду подуешь.
О чем дитя плачет - и мать не разумеет.
В работе заяц, в еде жидовин.
Упражнение. Найдите или вспомните фразеологизмы и пословицы в модальности сод(сим).
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, для которых естественны трансляции в модальности сод(сим)
Упражнение. Модифицируйте следующие обращения и пять обращений по своему выбору так, чтобы они получили модальность сод(сим).
1. - Серьезное дело суеты не терпит.
2. - Мне, пожалуйста, сыру на отдельной тарелочке.
3. - (представляясь) Полковник Треногин!
4. - Ну, хрен редьки не слаще, Юстиниан.
5. - Ты у меня козлом заблеешь, обманщик!
Упражнение. Ответьте в модальности сод(сим) на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору.
1. - На черта мне сдались твои объятия, Прокл?
2. - Прошу вас быть конкретнее, Фатьян.
3. - Зачем собаке хвост - кто знает? вот так же и с моим мужем... непонятно, Феогност?
4. - Ваши оправдания выглядят сумбурно, Доротея.
5. - Зачем ты отнимаешь у меня маму, дядя Фадей?
Упражнение. Придумайте обращения в модальности сод(сим) в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору.
1. Приглашение приватное старого друга на рок-фестиваль.
2. Знакомство с ребенком у окна поезда дальнего следования.
3. Предъявление приватное претензии небольшой существенной мужу.
4. Обида прямая немалая выношенная на куклу.
5. Прощание надолго с бывшим начальником, уходящим на повышение.
Модальность сод(сод)
Содержательно-содержательная модальность свойственна описательным трансляциям, в которых элементы или качества раскрываются через другие элементы или качества:
- Хочу вон ту конфетку! Полосатенькую! сод(сод)
- На твоем носу я вижу дымчатые очки, Нинель! сод(сод)
- Сходи на рынок, Агафья, и там возьми огурцы, помидоры и лук. сод(сод)
В числе "качеств" может быть принадлежность человеку, или географическая расположенность:
- Что это на тебе надето?!
- Это агафьина кофточка. сод(сод)
На Содержательный архетип указывает в данном случае написание прилагательного "агафьина" с маленькой буквы.
- А хочешь познакомиться с московской невестой? сод(сод)
Фразеологизмы и пословицы в модальности сод(сод):
Плохо жить без забот, худо без доброго слова.
От нечего делать и таракан на полати лезет.
Большому кораблю большое плавание.
Чего не поищешь, того и не сыщешь.
Упражнение. Найдите или вспомните фразеологизмы и пословицы в модальности сод(сод).
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, для которых естественны трансляции в модальности сод(сод).
Упражнение. Модифицируйте следующие обращения и пять обращений по своему выбору так, чтобы они получили модальность сод(сод).
1. - Ух, здорово!
2. - Изба красна пирогами.
3. - Всецело одобряю, Сысой!
4. - А вот и наша любимая собачечка Шпилечка пришла!
5. - Проходи, Сильвестр!
Упражнение. Ответьте в модальности сод(сод) на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору.
1. - Сколько лет вам нужно, Тигрий, чтобы осознать полную никчемность своих безумных идей для нашей фирмы?
2. - Зачем на магазине вешают замок - это вам понятно? вот и рот свой держите на замке, Харитон.
3. - Причешись, Ревекка.
4. - Вас мучают сомнения, Спиридон?
5. - А вы не боитесь оказаться там, куда Макар телят не гонял?
Упражнение. Придумайте обращения в модальности сод(сод) в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору.
1. Обвинение публичное кукле, развязно себя ведущей.
2. Извинение публичное вежливое перед высоким начальником.
3. Требование справедливое разумное приватное к подчиненному.
4. Угроза стандартная суровая приватная домашнему животному.
5. Моральная поддержка серьезная приватная подруги, болеющей уже давно.
Упражнение Определите (простые или сложные) логистические модальности следующих трансляций и пяти трансляций по вашему выбору. Если не хватает информации о стилистике и контексте, определите их самостоятельно.
1. - Учитывая опыт прошлого года, Лука, готовь сани летом.
2. - А стыд тебе, Порфирий Лукич, глаза не ест?
3. - Где наша не пропадала!
4. - Для России социализм не хуже капитализма.
5. - До звезд ты все же не достанешь, Дементий, как ни старайся.
6. - Вот, погляди повнимательней! (подносит к лицу партнера кукиш и медленно им шевелит)
7. - Между нами друзьями, Елевферий, скоро все это крякнется.
8. - Мне до тебя дела как до обратной стороны Луны, Македоний.
9. - Брысь отсюда!
10. - (одобрительно хлопает в ладоши)
Упражнение. Определите (простые или сложные) логистические модальности в следующих диалогах и пяти диалогах по вашему выбору.
1. - Зачем тебе моя помощь, Иакинф?
- С паршивой овцы хоть шерсти клок, как говорится.
2. - Творишь, Каллиопий?
- Скорее, своей музе голову морочу.
3. - Зоопарк - это мой Парнас, Анастасия!
- И моя Голгофа, Вольдемар.
4. - Мне, пожалуйста, ложечку варенья, вишневого.
- Пожалуйста.
5. - Как спалось сегодня, Иринарх?
- Спасибо, хорошо, особенно под утро.
6. - Юриспруденция - основа гражданского общества, Ксенофонт!
- А по мне - муть и скука.
7. - Дедушка, неужели ты правда умрешь?
- А как же!
8. - Ты правда меня хочешь видеть, Ладимир?
- У меня есть такой план.
9. - Довольствуйся малым, Зенон, и ты постигнешь истину!
- А если большим - то большую?
10. - Спеши делать добро, иначе зло тут как тут, Илиодор.
- Ой, боюсь! (в страхе закрывает лицо руками)
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору во все четыре сложные логистические модальности.
1. - Ура!
2. - Ты хочешь спелой вишни, Ипполит?
3. - Зачем рыбке зонтик, Фрол?
4. - Сомневаюсь.
5. - Елпидифор, твоя очередь гулять с собакой.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в каждой из четырех сложных логистических модальностей. Оцените свои ответы с точки зрения их комплементарности.
1. - Прошу тебя, Евтихий: не будь свиньей!
2. - Ваш сын стал плохо учиться.
3. - Неужели у тебя не найдется для старой матери пары минут, Остромир?
4. - Предлагаю выпить за твое бесценное здоровье, Терентий!
5. - Сумбурно излагаешь, Лавр.
Упражнение. Придумайте для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору обращения во всех четырех сложных логистических модальностях.
1. Утешение подружки, несправедливо обиженной учителем математики.
2. Признание приватное в нехороших замыслах.
3. Отказ публичный поддержать инициативу подчиненного.
4. Выражение уверенности в своем деле.
5. Прощание с бабушкой, уезжающей к себе в деревню.
Упражнение. Определите простые логистические модальности следующих трансляций и пяти трансляций по своему выбору и модифицируйте их, сохранив модальность, но акцентировав: а) символическую субмодальность и б) содержательную субмодальность.
1. - Прошу слова!
2. - Я постоянно убегаю от себя.
3. - Лечу к тебе на крыльях любви, Аксинья!
4. - Хотите попробовать мой варенец?
5. - Я буду дома в шесть часов, Улита.
Упражнение. Определите простые логистические модальности следующих обращений и пяти обращений по своему выбору и ответьте на них синтонно, но: а) с символической субмодальностью и б) с содержательной субмодальностью.
1. - Следуй ко мне обычным путем, Феофания.
2. - Думаю, ты осел, Евтихий!
3. - Смелее, Доминик!
4. - Бодрость и здоровье - основа успеха в жизни, так я считаю.
5. - Улыбнись, любимая!
Упражнение. Придумайте сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Каждая сценка сочиняется в двух вариантах:
а) протагонист использует модальность сим(сод), партнер - сод(сим),
б) протагонист - сод(сод), партнер - сим(сод).
1. Щука обучает своего Щуренка манерам и правилам поведения в реке.
2. Холостяк Виктор приходит домой позже обычного. Его диван устраивает ему допрос с пристрастием и выволочку.
3. Большой начальник Зиновий Каллистратович звонит по телефону своей любовнице Ефросинье и хочет отменить сегодняшнее свидание, ссылаясь на занятость. Ефросинья пытается устроить сцену ревности.
4. Болонка Дуня хочет пригласить к себе домой складского пса Елизарыча и спрашивает согласия своей хозяйки Изабеллы. Изабелла в целом не одобряет этот план и не понимает, зачем это Дуне нужно.
5. Байкер Марек хвастается перед своей подружкой Алиной своими подвигами. Алина восхищается и пугается.
Упражнение. Придумайте сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Каждая сценка сочиняется в двух вариантах:
а) протагонист использует модальность сод(сим), партнер - сод(сод),
б) протагонист - сим(сод), партнер - сод(сим).
1. Волк Георгий сидит в засаде, подстерегая зайца Захара. Там волка обнаруживает лиса Лариска, которая пытается выяснить, что Георгий тут делает. Однако волку совсем не хочется делиться с Лариской своей добычей, и он пытается от лисы избавиться.
2. Лиса Лариска приглашает зайца Захара к себе на день рождения. Заяц чует недоброе и под разными вежливыми предлогами уклоняется от настойчивых уговоров Лариски.
3. Волчица Варвара уговаривает своего волка Георгия сменить место жительства и переехать в соседний лес, где во всех отношениях лучше: и интересное волчье общество, и зайцев уйма. Волк, однако, ленив, и придумывает разные отговорки.
4. Корова Тома на пастбище знакомится с быком Гелиосом, о котором много наслышана, и пытается вести с ним светскую беседу. Бык грубоват, но настроен положительно.
5. Диван и стол холостяка Виктора ждут своего хозяина, который задерживается по неизвестной причине, строят догадки, дают оценку поведению Виктора.
КОММУНИКАТИВНАЯ ПРАКТИКА
Сравнения логистических модальностей
Символическая модальность в принципе является более тонкой (высокой), содержательная - более плотной (низкой).
Чистые и смешанные трансляции
Трансляции, в которых заметно влияние и Символического, и Содержательного архетипов, называются логистически-смешанными, и определить их логистическую модальность не всегда просто; иногда она различается для протагониста и партнера, и часто зависит от контекста, стилистики и способа понимания человеком. (Наоборот, трансляция, в которых есть влияние лишь одного Символического или одного Содержательного архетипа, называется логистически-чистой)
Упражнение. По реакции партнера (она обозначена буквой) определите, в какой логистической модальности он воспринял фразу протагониста: символической или содержательной?
1. - Иван Пафнутьевич болен.
а) - Какая досада!
б) - Бог в помощь.
в) - Нужно срочно найти хорошего врача.
г) - Старость - не радость.
д) - Опять?
е) - Этого следовало ожидать.
2. - К нам собирается с визитом президент Франции.
а) - А американский - дремлет?
б) - Неужели прямо в Россию?!
в) - Политика - дело тонкое.
г) - Когда ж соберется-то наконец?!
д) - Порыбачить, поохотиться, наверное.
е) - Это ответный визит.
Упражнение. Определите модальности следующих трансляций и пяти смешанных трансляций по своему выбору, самостоятельно придумав им контекст и стилистические особенности произнесения.
1. - Ну, Венедикт, это сильно!
2. - Ты не думай, что я лысый!
3. - Ты в душу-то мне не лезь, Игнатьич - муторно там!
4. - Израиль держит палестинцев в строгости.
5. - Кому есть дело до меня?
Синтонность и антитонность
Логистически-синтонный ответ - это символический ответ на символическое обращение или содержательный - на содержательное. Логистически-антитонный ответ на символическое обращение будет содержательным, и наоборот. Часто (но не всегда!) антитонный ответ является некомплементарным и вызывает затруднение в общении.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору: а) синтонно и б) антитонно.
1. - Опять груши околачиваешь, Порфирий?
2. - Где ты взял деньги, Парамон?
3. - Вы - словно небесная царица, Левконоя!
4. - (ласково) Птенчик мой!
5. - Мне нужен подъемный кран на пять тонн.
Упражнение. Определите модальности следующих прямых и косвенных просьб и ответьте на них согласием: а) синтонно и б) антитонно. Аналогичное задание для пяти просьб по вашему выбору.
1. - Вымой руки, Антонио!
2. - Прошу вас быть джентльменом, Сигизмунд!
3. - (мягко) Тебе должно быть неловко, Полиект.
4. - Одолжи полтинник до завтра, непременно отдам!
5. - Прошу тебя быть гордым, Савватий!
Пример.
1а). - Уже намыливаю, мама.
1б). - Да, конечно, сын должен быть послушным.
Упражнение. Антитонные ответы. Сочините сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. В сценках этого упражнения протагонист чего-то добивается от партнера, а партнер не хочет отвечать прямым отказом и по внешнему впечатлению соглашается, но хочет показать, что на самом деле он не согласен с протагонистом, и все время отвечает антитонно; протагонист должен время от времени менять используемые им модальности, то есть говорить то символически, то содержательно.
1. Лиса Лариска приглашает волка Георгия вместе поохотиться на зайца Захара.
2. Байкер Марек уговаривает своего друга Витьку, что его (Марека) подружка Алина, в сущности - прекрасная девчонка.
3. Любитель-садовод Игнат уговаривает своего друга Потапа приобрести участок по соседству.
4. Студентка-первокурсница Агния уговаривает своего отца отпустить ее на уик-энд с друзьями.
5. Дама Виолетта уговаривает свой кактус сменить настроение на более оптимистичное.
Амбивалентные трансляции
Логистическая амбивалентность - скорее правило, чем исключение, и с ней связано огромное количество взаимонепонимания и прямого непонимания, понимания в совершенно превратном смысле и т. д. Слова и выражения, которые протагонист понимает чисто символически, оказываются для партнера содержательными, и наоборот. Вот, например, маленький мальчик, запомнив красивый оборот, сообщает пришедшему с работы отцу:
- Доктор сказал, что у бабушки не исключен летальный исход!
Для мальчика эта фраза - чисто символическая, он не понимает, о чем говорит, для отца же - чисто содержательная.
А вот противоположный пример: пришедший с работы муж вполне искренне говорит жене:
- (измученным голосом) Я сегодня очень устал.
Для него эта трансляция есть точное отражение его физического и морального состояния, и потому содержательная, а для нее - привычная, регулярно слышимая фраза, имеющая переносный смысл: мужа надо срочно накормить, и потому имеет символическую модальность.
Есть люди (из числа подсознательных, или стихийных эзотериков), которые буквально во всех трансляциях ищут скрытый, символический смысл, то есть воспринимают любое обращение символически - естественно, что пытаясь обращаться к ним в содержательной модальности, вы столкнетесь с ее амбивалентностью, даже тогда, когда вам кажется, что вы высказались абсолютно недвусмысленно. Однако запретить партнеру интерпретацию не удается даже самым умелым коммуникаторам. Столкнувшись в ответами, похожими на приведенные ниже, большинство протагонистов теряется и не знает, как продолжить разговор.
- Ты меня вчера обидел, Самуил.
- Да, Инесса, я всегда подозревал, что ты меня ненавидишь - а теперь я знаю это наверняка!

- Бабушка, ты, наверное, устала - ляг, отдохни.
- Надеешься, что я скоро умру? Напрасно, дорогой внучок!
На обратной амбивалентности - интерпретации партнером символической трансляции или фразеологизма в содержательной модальности - основано множество анекдотов:
- Папа, а разве у солнышка есть ножки?
- Нет, а почему ты спрашиваешь?
- А ты вчера вечером сам говорил: "Солнышко, раздвинь ножки!"

Жена смотрит телепередачу из цикла "Человек и закон". На экране - сюжет об оргиях в бане с участием генерального прокурора страны. В середине передачи в комнату входит муж - крупный чиновник. Жена комментирует действие на экране:
- Какие омерзительные, гнусные твари!
Муж возражает:
- Да брось - это ж Нинка, Верка и Сонька!
"Соль" этого анекдота в том, что жена воспринимает происходящее на экране символически ("порок и его служанки"), а муж - содержательно.
Привычка многих родителей пользоваться непонятной для детей терминологией приводит к тому, что те вынуждены понимать символически (и ошибочно интерпретировать) абсолютно содержательные, с точки зрения самих родителей, замечания и указания:
- Сегодня придут ответственные гости - так что веди себя достойно и адекватно, как полагается воспитанному дошкольнику из семьи среднего класса.
- Пойми: у твоей матери больные почки!
Что должен при этом "понять" здоровый ребенок - одному Богу известно, но для протагониста (то есть матери) и ее болезнь и сама реплика весьма содержательны.
Упражнение. Приведите несколько примеров амбивалентных трансляций.
Синастрические маркеры
Желая получить от партнера ответ в той или иной модальности, протагонист ставит в своей трансляции соответствующие маркеры - они называются синастрическими.
Синастрические символические маркеры слышны в просьбах к партнеру обобщить свою мысль, назвать описываемое им действие специальным словом, термином или стандартным выражением:
- Как это будет по-латыни? (> сим)
- Ну, и кто ты после всего, что натворил? Негодяй или мерзавец? (> сим)
- Скажи: "виноват" - и мы сразу помиримся. (> сим)
- Ты в целом скажи: доволен или нет. (> сим)
Призывы к партнеру следовать установленному ритуалу, форме тоже часто являются синастрическими символическими маркерами:
- А если рад меня видеть - хоть поцелуй для виду. (> сим)
- Поприветствуй старших как положено, а потом садись, выпей чаю. (> сим)
- А теперь наше собрание поприветствует мэр нашего города! (> сим)
- Скажи, Марьяна, мне то, что ты говорила всегда в подобных случаях. (> сим)
Синастрические символические маркеры слышны в репликах, предполагающих односложные ответы, или ответы "по форме", чье содержательное значение несущественно:
- Неужели вам правда целых сто лет, баба Неля?! (> сим )
- Должно быть трудно держать все это в своей голове? (> сим)
- Ответь мне по-военному: есть хочешь? (> сим)
Сама по себе (собственная) символическая модальность (по крайней мере в отсутствие прямых содержательных синастрических маркеров) является "заразительной", то есть часто предполагает символический же ответ; то же относится и к символической субмодальности: она часто является синастрическим символическим маркером.
- (церемонно) Здравствуйте, меня зовут (торжественно) Ангелина Феофилактовна! (сим; сим)
- А теперь я передаю слово для поздравления почтеннейшему Людвигу Леопольдовичу. (сим; сим)
- Ну что же вы все молчите, (укоризненно, с пафосом) Кирилл Леонтьевич! (сод(сим); сим)
- Неужели вы аж из самой столицы, Москвы?! (сим(сим); сим)
- А ну, быстрее вставай, отпрыск! (сод(сим); сим)
Синастрические содержательные маркеры содержатся в вопросах, относящихся к подробностям, качествам, конкретным обстоятельствам:
- Расскажи, Евсик, где ты нашел своего Шустрика? (> сод)
- Какого цвета ваша новая вилла, Эвелина? (> сод)
- Сколько лет исполнилось твоему дивану, Виктор? (> сод)
- Который по счету этот ваш муж, Эльвира? (> сод)
- Какие боли вас беспокоят, сударыня? (> сод)
- Какие фрукты вы предпочитаете есть сырыми, а какие в варенье, Земфира? (> сод)
- Расскажите про фирму, где вы работаете, Антуан. (> сод)
Синастрическая содержательная модальность предполагает переход к более интимному общению, нежели отдаленно-символическое, и во многих формальных и полуформальных ситуациях может показаться неуместной, дерзкой или наглой:
- (при первой встрече) Расскажите о себе подробно, Аделаида. (> сод)
- (на вечеринке) Какие прекрасные серьги у вас в ушах, Агнесса - интересно, это настоящие камни или имитация? (> сод)
- (в танце) А теперь обнимите меня крепко, Ричард. (> сод)
Упражнение. Последите, как ваши знакомые в разных ситуациях побуждают вас использовать символическую и содержательную модальности. Удается ли им это сделать?
Упражнение. Определите синастрические модальности следующих трансляций и пяти трансляций по вашему выбору. Найдите в них логистические синастрические маркеры.
1. - Вы так добры ко мне, Дормидонт Довмонтович.
2. - Кому нужна твоя красота в наше время, Магда?
3. - Как вас зовут, юноша?
4. - Скажи, какой античный сюжет тебе напоминает эта история?
5. - Приходите к нам еще, уважаемый Софоний, мы с женой будем рады.
6. - Неужели я совсем тебе разонравилась, Любомир?
7. - Дорога на Париж - направо или налево?
8. - И, конечно, ты как всегда мне откажешь?
9. - От вас требуется лишь формальное согласие, не более, Федосий.
10. - Не смеши меня, Паисий!
Упражнение. В следующих диалогах и в пяти диалогах по своему выбору попытайтесь определить логистические синастрические маркеры и оцените, насколько ответ комплементарен, то есть следует предложенному маркеру.
1. - И сколько стоит ваш домик - я имею в виду вместе с участком?
- О, он бесценен!
2. - Мне было бы интересно узнать ваше мнение, Фока Филимонович - в самом общем виде, разумеется.
- Очень интересно.
3. - Неужели, Жоржик, ты здесь не причем?
- Представь себе.
4. - Я жду вас, Рафаил, как манны небесной!
- Сыплюсь, сыплюсь в изобилии, дорогая моя Феврония!
5. - Ты мне скажи, Павлин, по существу: да или нет?
- В таких терминах я не мыслю, Паисий.
6. - Куда Пуд запропастился? Неужели у него совесть пропала совсем?
- На пару часов только.
7. - Где мне взять терпения, чтобы тебя воспитывать?
- А ты у Боженьки попроси, Он же все тебе дает.
8. - Спи, Феона, спокойной ночи.
- Ни за что, мамочка!
9. - (в официальной ситуации) Вы очень красивы, Стефания!
- Это наблюдается с детства.
10. - Еще один кусочек пирога можно, мама?
- Можно.
Упражнение. Попытайтесь найти в следующих трансляциях и в пяти трансляциях по своему выбору синастрические логистические маркеры и ответьте: а) комплементарно и б) некомплементарно. В случае необходимости уточните контекст.
1. - Приходи, Евтихий, завтра - хорошо?
2. - Мне нужна ваша срочная помощь, Патрикей.
3. - Если ты человек - то согласишься со мной.
4. - Признавайся: ты позорно влюбилась!
5. - (провоцируя партнера) И кто теперь меня по головке погладит?
Упражнение. Придумайте для каждой из следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору диалог из двух реплик: обращение протагониста к партнеру с акцентированной синастрической модальностью: а) символической и б) содержательной, и два варианта ответа партнера на это обращение: комплементарный (к) и некомплементарный (нк).
1. Просьба к партнеру выразить свою мысль яснее.
2. Призыв к мужу найти себе другую работу.
3. Попытка усмирения собаки, прорывающейся к обеденному столу.
4. Критика внешнего вида жены, собравшейся на торжественный ужин.
5. Предложение к новому знакомому перейти на "ты".
Пример.
1а) - Хорошо, но ты лучше скажи, на что это похоже в целом.(; сим)
(к) - Ну, на цветущую яблоню сразу после заморозков. (сим)
(нк) - На то, что меня скоро выгонят с работы. (сод)
1б) - Хорошо, но хотелось бы понять, чего конкретно ты опасаешься. (; сод)
(к) - Выговора и лишения премии - это минимум. (сод)
(нк) - Бац - и нет старушки. (сим)
Упражнение. Модифицируйте следующие обращения и пять обращений по своему выбору, сохранив их логистическую модальность и указав синастрическую модальность: а) символическую и б) содержательную с помощью субмодальности.
1. - Где мне лучше расположиться, Харитина?
2. - И что, ты теперь - свободная птица, Созон?
3. - Прошу вас поторопиться с ответом, Любава.
4. - Где же ваш муж, Улита?
5. - Я прошу вас отвечать изобретательнее, Фрося.
Амбитонные трансляции
Трансляция, чья собственная модальность отличается от синастрической, называется амбитонной. В случае Логистического архетипа возможны два типа амбитонных трансляций: символическая трансляция с содержательной синастрической модальностью, то есть трансляция типа (сим, сод), и содержательная трансляция с символической синастрической модальностью, то есть трансляция типа (сод; сим).
Типы амбитонных трансляций
Трансляции типа (сим; сод), то есть символические трансляции, предполагающие от партнера содержательный ответ, характерны, например, для специалиста (врача, парикмахера...) принимающего клиента: специалист задает ритуальные (стандартные) вопросы, на которые клиент должен дать содержательный ответ, а символический оказывается очевидно некомплементарным:
Доктор: Здравствуйте, что вас беспокоит? (сим; сод)
Пациент: Здравствуйте, поясница разламывается. (сод)
А вот вариант символического (и неадекватного) ответа на тот же вопрос:
Пациент: Здравствуйте, доктор, как вы ко мне внимательны! (сим)
Еще примеры:
- (разгневанная мать - опаздывающему из школы ребенку) Где тебя носило?! (сим; сод)
- (жена - мужу) И где мой сокол сегодня летал? (сим; сод)
Типичный вариант трансляции этого типа - формальное обозначение рамок ответа, если выбор в их пределах по сути зависит от партнера:
- (муж - жене, собираясь уйти из гостей) Мы идем? Сейчас или позже? (сим(сод); сод)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где возникает трансляция типа (сим; сод).
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять символических трансляций по своему усмотрению, снабдив их содержательной синастрической модальностью.
1. - Пришла беда - отворяй ворота, Симеон.
2. - Кто не работает - тот не ест, Ерофей.
3. - Крысы бегут первыми, Нинель.
4. - В нашей борозде еще конь не валялся.
5. - Ну, плюнь мне в глаза, если не веришь.
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте символические обращения с содержательной синастрической модальностью.
1. Знакомство на речном пляже с пожилым господином приличного вида.
2. Прощание трогательное с любимым, уходящим на работу.
3. Утешение куклы, горько оплакивающей потерю скальпа.
4. Жалоба на саму себя, растерявшую остатки трудолюбия.
5. Объявление тревожное о внезапном приближении большого начальника.
Трансляции типа (сод; сим), то есть содержательные трансляции, предполагающие символический ответ партнера, это например, обращения, которые не будучи стандартными, предполагают короткий, очевидный или абстрактный ответ:
- Ну что, Игнат, вот и тебе наконец счастье привалило? (сод(сим); сим)
- (проходным тоном, без истинного интереса, заранее зная ответ) Много ль рыбы наловил вчера, Савелий? (сод; сим)
- А еще, Алевтина, бабушка твоя просила узнать, как твое здоровье. (сод; сим)
- (сыну) Максимилиан, подними голову от книги и поздоровайся с матерью, которая приехала издалека! (сод; сим)
Типичная ситуация, вызывающая к жизни трансляции этого типа - указание партнеру на необходимость стандартизированного ответа, если само указание неформально:
- (глядя на ребенка за столом) Попроси словами ложку - тебе дадут. (сод; сим)
- (с намеком) Уже поздно, луна взошла, а хозяевам пора на покой. (сод; сим)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где возникает трансляция типа (сод; сим).
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять содержательных трансляций по своему усмотрению, снабдив их символической синастрической модальностью.
1. - (выбрасывая остатки салата в помойку) Мне жаль моих трудов.
2. - (робкому кавалеру) А в губки - слабо меня поцеловать?!
3. - Я люблю свой диван - уже пятнадцать лет
4. - Я всегда буду тебя ждать вечерами.
5. - Протри бокалы и рюмки, особенно хрустальные.
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте содержательные обращения с символической синастрической модальностью.
1. Приглашение конкретное приватное новой знакомой в гости.
2. Предъявление официальное публичное претензии существенной деловому партнеру.
3. Тост за процветание семьи друга.
4. Вручение подарка другу на свадьбу.
5. Просьба скромной похвалы или небольшого комплимента.
КОНТЕКСТ
Роль контекста
Самые абстрактные понятия иногда становятся содержательными, как в следующих диалогах:
- Какой идеализм ближе вашему сердцу, Эльвира?
- Субъективный! (сод)

- Кошелек или жизнь!
- Жизнь! (сод)
Наоборот, содержательный по виду ответ в специфической ситуации может оказаться символическим, своего рода паролем:
- Что вы отвечаете своей теще, Джо, когда она предъявляет вам претензии?
- Ничего: я привязываю ее к кровати и обрабатываю плетью.

- Знаешь, дорогая, эти твои паровые котлеты не совсем удались, мне кажется?
- Мне очень жаль; в следующий раз будут другие. (хватает тарелку и выбрасывает котлеты в окно, после чего в слезах бросается на кровать)
Баланс между символическим и содержательным часто проявляется как соотношение между формой и содержанием, и если контекст обращает основной акцент на форму, то трансляция вынужденно становится символической, а если на содержание - то содержательной. Например, в большинстве предварительных и завершающих социальных ситуаций (открытие и завершение праздника, знакомство, прощание и т. п.) основной акцент стоит на форме (которая часто ритуализуется и стандартизируется), и самая содержательная по замыслу протагониста реплика превращается в символическую - с непредсказуемой ее интепретацией партнером (и последствиями). Типичный пример - первая реплика при встрече или представлении нового человека. На первый взгляд, когнитивно весьма содержательные фразы.
- Здравствуйте, Велимир, как вы прекрасно выглядите!
- Добрый день, Виктория, вы все расцветаете!
- Доброе утро, Виринея, очень рад вас видеть! -
воспринимаются (по крайней мере, в отсутствие значительных стилистических усилий протагониста) в символической модальности, то есть как ничего не значащее вежливое приветствие. Если протагонист хочет передать соответствующую информацию партнеру, он должен подождать, пока обмен первичными приветствиями кончится и разговор перейдет в более содержательную фазу, и лишь тогда сказать комплимент - тогда есть надежда, что он будет воспринят по прямому смыслу, то есть содержательно:
- Добрый вечер, Виктория! (сим)
- Здравствуйте, Велимир! (сим)
- Как жизнь? (сим)
- Отлично - недавно вышла замуж. (сод)
- О! Теперь понятно, почему вы так расцвели. (сод)
Если протагонист (или ситуация) ставит партнеру жесткие рамки, то ответ неизбежно получает символическую модальность или субмодальность.
- (с нажимом) Так ты согласна, Эсфирь? Отвечай громко и внятно: "да".
- (тихим голосом) Да.
Если Эсфирь по ситуации не имеет выбора, то ее ответ звучит в символической модальности.
- Отвечай, Венедикт, прямо: да или нет?
- Да.
Если выбор Венедикта реален по ситуации (то есть действительно зависит от его решения), то модальность его ответа будет содержательно-символической; если же его выбор практически предрешен и вопрос - не более, чем формальность (как на бракосочетании), то модальность ответа будет символически-содержательной или даже чисто символической.
Общение людей, привычных друг к другу (или в привычных ситуациях) в большой степени ритуализировано, и в большинстве реплики воспринимаются как символические, а в ситуациях выбора - как символически-содержательные - таков, например, выбор в жестких рамках, малосущественный, но акцентирующий рамки, в которых осуществляется, как в следующем разговоре за завтраком:
- Пафнутий, тебе омлет с горошком или без?
- (робко) С горошком если можно. сим(сод)

<< Пред. стр.

стр. 12
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>