<< Пред. стр.

стр. 13
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

В стереотипной ситуации выйти за ее символические пределы и создать или сделать нечто содержательное по модальности (а не субмодальности) не так-то легко - это требует иногда большой настойчивости, энергии и изобретательности.
Упражнение. Придумайте, если это возможно, контексты, в которых следующие фразы прозвучат: а) символически и б) содержательно. Аналогичное задание для пяти фраз по вашему выбору.
1. - Конечно, Вольдемар.
2. - Вся моя жизнь - в труде на благо общества.
3. - Приехали!
4. - Рад с вами познакомиться.
5. - Это симфония!
Письменный текст
Каждое слово само по себе является весьма абстрактным символом, находящимся очень далеко от обозначаемого им объекта или класса объектов, и это относится не только к абстракциям высокого уровня (пространство, время, жизнь, идея, судьба, философия, логика) и туманным понятиям (озарение, сочувствие, интуиция, самосознание), но и к "конкретным" словам, обозначающим предметы: перо, крышка, бумага. Фактически приходится лишь удивляться мощи человеческой психики, создающей у человека иллюзию предметности и содержательности некоторых реплик:
- Хочу тебя, Валерия!
- У меня есть персональный компьютер и Интернет.
Можно сказать так: если бы люди всегда обращали внимание на прямой (то есть существующий в языке) смысл используемых ими слов, то у каждой трансляции модальность или, в крайнем случае, субмодальность была бы символической - однако этого не происходит, и чисто содержательные и содержательно-содержательные модальности в коммуникации весьма распространены. Это происходит за счет того, что подсознание и контекст часто "приклеивают" слова к (субъективно) совершенно конкретным объектам, как в материальном, так и в идеальном мире.
Это очевидно в материальном мире: реплика
- Принеси мне термос. -
вполне содержательна и конкретна, если в доме существует один-единственный теплосберегающий объект, предназначенный для хранения жидкостей. Таким образом, слово "термос" иногда обозначает объект в идеальном мире, так сказать, идею или архетип термоса, а иногда - совершенно определенный материальный объект, и для коммуникации это более, чем типично.
В письменных текстах с описываемыми объектами происходит их постепенная "материализация", и многие слова (особенно имена действующих лиц и всевозможные названия) из символического звучания постепенно получают содержательное. Представим себе роман, в котором герой, желая развлечь героиню, за которой он ухаживает, внезапно предлагает:
- Сегодня вечером мы едем к "Бульдогу".
Это название, встреченное в первый раз, звучит для читателя в чисто символической модальности, хотя он догадывается, что это, вероятно, модное кафе. И последующее развитие событий в романе (сцена распития напитков и новые знакомства в "Бульдоге") показывают, что это так и есть. И "Бульдог" становится одним из основных мест действия в романе. Теперь, услышав из уст героини:
- Ты представляешь, где я вчера видела Шарон? В "Бульдоге"! -
и герой, и читатель воспримут название кафе (и реплику в целом) в содержательно-символической модальности или даже в чисто содержательной модальности; последнее означало бы полное "стирание" имени кафе из восприятия, как будто сказано так:
- Ты представляешь, где я вчера видел Шарон? В нашем кафе!
Однако не только имена собственные и всевозможные названия (географические, торговых марок, магазинов и т. д.) из символических по ходу романа становятся содержательными; то же относится и к повторяющимся переживаниям, состояниям, ситуациям и т. д. И опытный и умелый читатель не торопится заменить значок "сим" на "сод", фантазируя на материале собственного жизненного опыта, а терпеливо ждет, пока это сделает автор романа. Вот, например, героиня впервые приходит в гости к герою, который, заглядывая в холодильник, радостно говорит:
- А сейчас мы будем кушать. Я вижу, обед уже почти готов.
Наивная героиня и наивный читатель воспринимают эту фразу в символически-содержательной модальности и быстро наполняют содержательную субмодальность, повинуясь собственной фантазии: они живо представляют себе разнообразные закуски на хрустальных тарелочках, бутылочку грузинского вина, кастрюлю с борщом и т. д. Однако опытный читатель ставит после этой фразы героя пометку "сим" и ждет продолжения; его (читателя) так просто вокруг пальца не обведешь! И он не будет удивлен и разочарован, прочитав далее:
"Иннокентий засунул руку глубоко в холодильник и с усилием вынул оттуда большой кусок сырого мяса белесовато-розового оттенка.
- Вот и наш обед. Отрезай себе ломоть какой хочешь толщины - и на сковородку. Ты любишь с кровью или без?"
Вот теперь понятие "обеда" из символического стало содержательным - хотя и совсем не таким, как его увидели наивные героиня и читатель.
Опытный писатель хорошо представляет себе своего читателя и опирается на его запас символов и представлений о мире - но, возможно, постепенно расширяет и тот, и другой по ходу действия. При этом он нередко нагружает обычное "содержательное" слово символическим смыслом, который затем подробно описывает, тем самым наделяя это слово новым содержанием. Например, побывав еще раз на "обеде" у Иннокентия и убедившись, что вариаций у него не предусмотрено, героиня делает свои выводы, и читатель с удовольствием читает в романе следующую фразу:
"Получив очередное (уже третье) приглашение на обед к Иннокентию, Цветелина предусмотрительно захватила с собой деревянный молоток для отбивания мяса, хлеб, лук, перец, соль и растительное масло".
Но все-таки, несмотря на писательские усилия, абстрактные и туманные слова часто не становятся содержательными, и имеют в тексте символическую модальность и субмодальность. Для "крепкой" или "фактурной" прозы это - недостаток, для романтически-поэтического слога - скорее достоинство. "Она была некрасива", - фраза из лирического рассказа, но не из "фактурного" романа - или же она должна быть дополнена конкретными деталями ("кривой нос, мелкие неровные зубы, две вертикальные морщины на лбу").
Вот пример письменного сочинения ученика 3-го класса; после каждой фразы обозначена ее модальность (в его понимании).
"Как к нам гости приходили"
Сочинение (сим)
Гости - это здорово! (сим) Я, например, их очень люблю. (сод) Во-первых, вкусно и вода фруктовая, и много чего еще, торт, например, не говоря уже об утке с яблоками, если повезет. (сод)
Но, конечно, в жизни не одни райские яблоки бывают. (сим) Встречаются иногда и подводные камни. (сим) Вчера, например, тетя Катя приходила. сим(сод) С Вовиком. сод(сим) Так он сразу два куска пирога себе в рот засунул. (сод) И хоть бы что. (сим) А мне мама так не разрешает. сод(сим) И пока я над этим думал, пирог весь съели. сод(сод) Вот горе-то! сод(сим)
Потом, правда, мы с Вовиком и тетей Катей в дурака играли. (сим) Это игра такая, карточная. (сод) И я ни разу не выиграл! (сод) Невезуха! (сим) Вовик, правда, тоже. (сод) А тетя Катя выиграла два раза. (сод) Бессовестная - малых детушек обидела! сод(сим) Так нельзя поступать с детьми. (сим) А иначе из них Бог знает что вырастет. (сим) Из меня уже, по-моему, вырастает. сим(сод) Но про это - в другой раз. сод(сим)
Конец. (сим)
Упражнение. Расставьте логистические модальности предложений в этом сочинении с точки зрения учителя.
Устная речь
Для устной речи, особенно при обменах между близкими знакомыми, характерно использование символической и символически-содержательной модальностей - это "емкие", ритуально фиксированные слова и выражения, значение которых зачастую вовсе не вытекает из их "литературного", то есть прямого смысла, но отчетливо подразумевается протагонистом и порой адекватно (а чаще - искаженно) воспринимается партнером. Поэтому, в частности, разбирая конфликты в семье, психотерапевт лишен возможности понять что-либо, пока не научится воспринимать "подтекст", то есть истинное содержание реплик партнеров, которое может быть весьма удалено от их "когнитивного" значения, особенно в ритуальных и стереотипных ситуациях, повторяющихся без особых вариаций годами и десятилетиями. Ниже приводится пример подобного диалога между мужем, вернувшимся вечером с работы, и его женой. В скобках после каждой реплики указано ее содержательное (подразумевающееся) значение:
- А вот и я. (Здравствуй, родная, я очень устал)
- Ну, заходи. (Здравствуй, дорогой, я так рада тебя наконец видеть. Я ужасно соскучилась - целый день без любимого!)
- Как дела? (Я надеюсь, что день прошел хорошо и ты не слишком устала?)
- А куда они денутся? (Я все сделала, что собиралась, и даже больше)
- И у меня сносно. (Все отлично, и есть надежда на успешное продолжение и завершение текущего рабочего сюжета)
- Проголодался? (Ужин тебя ждет, горячий)
- А ты как думала, у любовницы поужинал? (Как я только без тебя целый день провел - ума не приложу)
Использование в непринужденной устной речи весьма абстрактных по своему значению слов (что типично для всех слоев общества, но особенно - низших) придает ей архетипическую энергию и большую эмоциональность, но не способствует содержательности в узком смысле слова:
- Ну как?! (сим)
- Ого! Ништяк! (сим)
- Класс? (сим)
- А то! Супер! (сим)
- Ну ё-моё... (сим)
Модальности в последнем диалоге расставлены с точки зрения постороннего наблюдателя; для самих же участников все реплики звучат в символически-содержательной модальности, и они хорошо (хотя и не всегда до тонкостей) понимают друг друга.
Характерной для устной речи и диалогов является эллиптичность (сокращенность) и большая опора на контекст, а также мимику, жест и интонацию, которые часто дают содержательную субмодальность, а произносимые реплики в когнитивной части идут почти сплошь символические (так что в целом получается символически-содержательная модальность):
- (радостно) Здравствуй!
- (печально) Привет.
- (участливо) Живешь?
- (угрюмо) Пока живу - надеюсь.
- (уговаривая) Ну не надо...
- (расстроено) Ну, не знаю...
- (убеждая) Правда-правда!
- (улыбаясь) Ладно!
- (ободряюще) Пока!
- (благодарно) Пока!
Для устной речи характерно также использование штампов и фразеологизмов, которые активизируют Символический архетип, проявляющийся в символической модальности или субмодальности:
- Не пора ли нам пора ужинать? сод(сим)
- Гром не грянет - мужик не перекрестится (сим)
- Жена да убоится мужа своего! (сим)
- Ой! (в притворном страхе закрывает лицо руками) (сим)
- Ну пожалуйста, ПОЖАЛУЙСТА, вкусненького. сим(сод)
- (торжественно) Ужин готов - с оладушками! сод(сим)
Символическая модальность в диалоге психологически воспринимается как отчужденная, содержательная - как интимная, как в следующем диалоге, где протагонист(ка) в итоге добивается своего:
- Милый, а я тебе сразу понравилась?
- А то! (сим)
- Нет, правда, неужели сразу?
- Ну точно! (сим)
- Ну не может быть!
- Ну, не сразу... а вот когда глазищами-то своими зелеными на меня уставилась, и рот до ушей разъехался - вот тут-то я и влюбился! (сод)
Разнообразные междометия и слова, и выражения, лишенные когнитивного смысла, а также молчание вместо ответа воспринимаются обычно в символической модальности, решительное предпочтение которой делает человека тяжелым собеседником.
- Валентина, ты меня слышишь?
- Угу. (сим)
- А что молчишь?
- Да так... (сим)
- Может, чего сказать хочешь?
- (отрицательно) У-у (сим)
- Ну хоть словечко...
- ... (сим)
- Неужто совсем тебе надоел?
- (после паузы) Ну, не совсем. сим(сод)
Однако чрезмерная склонность к содержательной модальности, обилие в речи излишних, неинтересных подробностей также не украшает коммуникатора: он воспринимается как болтун, не способный к краткому, емкому слову. Впрочем, с ним может быть уютно, особенно если он ненавязчив и не требует от партнера ответа в содержательной же модальности: тогда его речь может восприниматься как журчание ручья или шум листвы, заполняющее пространство, но не мешающее в нем находиться.
КОМПЛЕКСНЫЕ МОДАЛЬНОСТИ
Логистически-семантические модальности
Символически-фоновая модальность - самая тонкая из логистически-семантических, и люди, которые ею свободно владеют, украшают любое социальное собрание. Умение деликатно сменить тему, изысканно отвлечь внимание партнера, повернуть общую беседу в нужную сторону - все это удобно делать, используя символически-фоновые трансляции:
- (тонкий намек, что ситуация дозрела до ужина) А французы называют русские блюда "а-ля рюс". (сим-фон)
- (косвенное приглашение: информация о возможности выпить коньяку) В наш бар вчера вторгся "Наполеон" - нужен Кутузов. (сим-фон)
- Холодно, однако, сегодня - словно лютая ведьма нарочно выдохнула свою злость в виде снежной бури. (сим-фон)
Символически-фоновая модальность естественно возникает в чересчур абстрактных или слишком образных трансляциях, когда протагонист непонятно, куда клонит:
- Извечная тема борьбы со злом в последнее время несколько модифицировалась. (сим-фон)
- Мы с тобой, дорогая, смотримся, как Юнона и авось. (сим-фон)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает символически-фоновая модальность.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в символически-фоновую модальность.
1. - Застегни ширинку, Амадей.
2. - Ух!
3. - (показывает партнеру кукиш)
4. - В этом краю слишком много комаров.
5. - Здравствуйте, Мишель!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в символически-фоновой модальности.
1. - Прощай навсегда, Антуан!
2. - Мне неясны причины вашего поведения, дорогой Дементий.
3. - А нет ли у вас навоза на продажу, Севастьян?
4. - Терентий, угостите барышню мороженым!
5. - Зачем тебе паровоз, Сема?
Упражнение. Сформулируйте в символически-фоновой модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.
1. Объявление форс-мажора любимой женщине.
2. Сын объявляет матери о своем намерении жениться.
3. Приветствие на улице стареющего дальнего родственника.
4. Попытка знакомства с молодым попутчиком в междугороднем автобусе.
5. Представление себя предполагаемому будущему начальнику в неофициальной обстановке.
Символически-когнитивная модальность бывает очень эффективной, если символ точно подобран; но иначе прямой смысл может быть понят партнером превратно; очень удачная модальность для ругательств:
- Ты, Паисий - дундук твердолобый! (сим(сод)-ког)
- А ты, Игнатьич - фетюк! (сим-ког)
(Что такое "дундук" и "фетюк", протагонист и партнер представляют себе плохо, но это их не смущает - работает презрительная интонация.)
- Пахом, почему опять груши околачиваешь? (сим-ког)
Символически-когнитивная модальность естественно появляется в ответе на вопрос протагониста об имени или названии:
- Ты у кого вчера была, Нинель?
- (со значением) У Зиновия. (сим-ког)
Еще примеры:
- Позови ко мне (торжественно) Афанасия! (сим-ког)

- Да, я еду (с вызовом и торжественно) в Париж! (сим-ког)

- Ты почему не хочешь со мной дружить?
- Потому что гусь свинье не товарищ. (сим-ког)

- Вот все ты ругаешь меня - а вдруг я всерьез обижусь?
- Пустое: брань на вороту не виснет. (сим-ког)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает символически-когнитивная модальность.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в символически-когнитивную модальность.
1. - (при встрече, улыбаясь и подходя неприлично близко) А это я!
2. - Мои главные ценности - вот они! (обводит жестом дом и членов семьи)
3. - Мои лучшие друзья - солнце и ветер!
4. - Что-то у меня половики запылились - пылесос, что ли, сменить?
5. - Моя любовь - Эминем!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в символически-когнитивной модальности.
1. - Почему муравьи такие любопытные?
2. - Почему ты, папа, такой молчаливый сегодня - я тебя обидел?
3. - Я боюсь этого дяди - он такой ужасно толстый!
4. - А что такое "Филиппины"?
5. - А давай я буду тобой командовать, хотя бы сегодня вечером?
Упражнение. Сформулируйте в символически-когнитивной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.
1. Предъявление публичное претензии серьезной долговременной малолетней сестре.
2. Обвинение среднее выношенное личное выразительное родному дяде.
3. Извинение серьезное приватное перед отцом за грубость.
4. Требование закономерное приватное актуальное к семилетнему сыну.
5. Просьба косвенная вежливая неслучайная к легкомысленной подруге.
Символически-стилистическая модальность таит в себе огромные коммуникативные богатства, и в ней стоит специально попрактиковаться, начиная от поисков экзотических метафор и кончая эффектными жестами (ковыряние в носу - исключение).
- Я сегодня - точно пузырь на болоте; скоро лопну. (сим-стил)
- Вот! (показывая партнеру кукиш или еще хуже) (сим-стил)
- Что ты, Авдотья, все по жизни лягушкой скачешь - лучше бы филином в дупле сидела да глазами лупала. (сим-стил)
- Ох! (всем телом показывает полный упадок сил) (сим-стил)
В символически-стилистической модальности реализуется большая часть популярных ругательств и кратких эмоциональных выплесков, но автор в примерах ограничится цензурным минимумом:
- (гневно, громко) Черт рогатый бессовестный! (сим(сод)-стил)
- Кикимора болотная! (сим-стил)
- Ядрена вошь! (сим-стил)
- (ребенку; гневно и грозно) Ты, спрашивается, кто?! Ты - клоп! (делая пальцем характерный раздавливающий жест) (сим-стил)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает символически-стилистическая модальность.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в символически-стилистическую модальность.
1. - Давай дружить, Диана!
2. - Мне так больно от нашего разрыва, Фелицата - ты себе не представляешь!
3. - Я не смею высовываться - боюсь, честно говоря.
4. - А вот горные лыжи - это моя страсть.
5. - Савелий - мой сосед, и закадычный друг.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в символически-стилистической модальности.
1. - Представь, Никодим: я построил себе дачу с камином и банькой - всего за два года.
2. - Ну, любовницы бывают разные - и далеко не все стремятся выйти за тебя замуж, имей в виду, Никитич.
3. - Для меня, например, главное - режим питания - ну и сна, само собой разумеется.
4. - Ты меня неправильно понял - я вовсе не хотел тебя обидеть, Симеон.
5. - С летающими тарелками лучше не встречаться - это я как опытный человек тебе говорю, Люциан.
Упражнение. Сформулируйте в символически-стилистической модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.
1. Обида прямая выразительная публичная на большого начальника, выраженная в родном коллективе.
2. Угроза косвенная несерьезная домашнему животному.
3. Поддержка моральная приватная друга, которому подложили свинью в личной жизни.
4. Комплимент приватный кукле, которая хорошо ела за обедом.
5. Обещание немалое публичное непосредственному начальнику.
Содержательно-фоновая модальность свойственна людям, конкретно заботящимся об общем благе, но не идущим дальше постановки вопроса:
- Мне кажется, было бы хорошо включить свет - уже темнеет. (сод-фон)
- Борщ отличный, дорогая Анастасия, но грустно думать, что наш обед им исчерпывается. (сод-фон)
Другие примеры:
- (в светской беседе) Наше телевидение меня радует: на этой неделе наконец запускают Санта-Барбару. (сод-фон)
- (начиная рассказ) Был я тогда молодой и зеленый, но много о себе понимал. (сод-фон)
Хорошо, тщательно прописанный фон - качество добротных романов, но даже в анекдотах без фона обойтись не удается, и первая фраза анекдота часто звучит именно в содержательно-фоновой модальности:
- Штирлиц вышел из конспиративной квартиры и посмотрел по сторонам. (сод-фон)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает содержательно-фоновая модальность.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в содержательно-фоновую модальность.
1. - Ты - свет очей моих, Фабиан!
2. - Ой, не надо!
3. - А завтра мы идем на рок-фестиваль.
4. - Гиппопотам Боря - мой лучший друг в зоопарке!
5. - Страх - плохой советчик.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в содержательно-фоновой модальности.
1. - Мы вдвоем это бревно перепилим, я думаю.
2. - Далеко ли до переправы, уважаемый?
3. - Нет, здесь слишком глубоко, чтобы тебе купаться - я буду волноваться, Эмма.
4. - Сытый голодного не разумеет - давай я сначала поем, моя дорогая.
5. - Я не люблю влезать в долги - отдавать-то все равно придется, Джим.
Упражнение. Сформулируйте в содержательно-фоновой модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.
1. Поручение трудноисполнимое приватное сыну-подростку.
2. Приказ неотложный ответственный строгий в своем кабинете строптивому подчиненному.
3. Возложение вины справедливое за серьезный промах на партнера.
4. Предложение неофициальное старому знакомому приятно провести время.
5. Донос письменный отцу на домашнее животное.
Содержательно-когнитивная модальность очень конкретна - дальше некуда; она показывает большую целеустремленность человека, но может оказать несколько занудной и неприличной: слишком "близкой к телу":
- Мне, пожалуйста, двести граммов сыру - швейцарского. (сод-ког)
- Ты, Виолетта, прямо говори: хочу спать, или: хочу есть, или, допустим: прогуляться - и я сразу тут как тут. (сод-ког)
Любители этой модальности чувствуют себя неловко в ритуальных ситуациях: например, им трудно нормально поздороваться, или же они переходят к "содержательному" общению с места в карьер:
- Привет, Вольдемар - ну ты растолстел - просто ужас как! неужели на пельменях?! (сод-ког)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает содержательно-когнитивная модальность.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в содержательно-когнитивную модальность.
1. - Все, я - король!
2. - Прошу прощения!
3. - Тсс! (прижимает палец к губам)
4. - Начальник начальнику рознь.
5. - Мал золотник, да дорог, - так-то вот, Казимир.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в содержательно-когнитивной модальности.
1. - Я - человек без сложностей, из этого и исходите.
2. - Нет, извините, Феодосия, этот свой кулон я вам пока не продам - жалко расставаться.
3. - Вот, познакомься, Виктор, это моя подруга с юности Леокадия.
4. - Предательство - плохой конец парного сюжета, дорогой мой Любомир.
5. - На чем я стою, так это на собственности - а что еще есть у пожилого человека?
Упражнение. Сформулируйте в содержательно-когнитивной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.
1. Объявление о переходе на новую работу стареющим родителям.
2. Объявление кукле о прекращении отношений по причине ее скверного характера.
3. Соболезнование стареющему отцу, попавшему в больницу ненадолго.
4. Прощание официальное на природе с непослушной собакой.
5. Признание за собой несуществующей вины для спасения ситуации.
Содержательно-стилистическая модальность - самая плотная из логистически-семантических; она более, чем содержательна, но "содержание" таких трансляций часто сильно различается для протагониста и клиента, поэтому ими не следует злоупотреблять: перец чили хорош в точной пропорции.
- А если я сейчас тебе врежу?! (бьет партнера) (сод-стил)
- Почему ты меня (гневно выпучив глаза) ПРЕЗИРАЕШЬ?! (сод-стил)
- (насмешливо) Конечно, я тебе помогу - но только чуть-чуть, капельку, самую капелюшечку (показывает кончик своего ногтя) (сод-стил)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает содержательно-стилистическая модальность.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в содержательно-стилистическую модальность.
1. - Скромность - украшение девушки, Устинья.
2. - Нет худа без добра, Стелла.
3. - Ты мне пыль в глаза не пускай, Степанида.
4. - (громко и отчаянно) НЕТ! Ни за что!
5. - Предпочитаю любому вину хороший коньяк - а вы, Дормидонт?
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в содержательно-стилистической модальности.
1. - Ну, и ты с этим согласился как тюфяк, Ипполит?!
2. - (переспрашивая) Как, простите, вас зовут?
3. - Зачем тебе жена, когда дома так хорошо, Феофилакт?
4. - Идти на байдарке по морю - это безумие, Леонтий!
5. - И что нового ты находишь каждый раз в этих своих горах, Варлам?
Упражнение. Сформулируйте в содержательно-стилистической модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.
1. Предложение помощи ребенку, засыпающему над тарелкой с супом.
2. Предложение своих услуг матери, принесшей домой продукты с рынка.
3. Заявление о своей независимости настырным родителям.
4. Отказ от сотрудничества с младшим братом.
5. Отклонение вежливое предложения выйти замуж.
Упражнение. Сочините диалоги, состоящие из двух реплик, в каждой из следующих пар комплексных модальностей:
1. (сим-фон) - (сод-ког)
2. (сим-фон) - (сод-стил)
3. (сим-фон) - (сим-ког)
4. (сод-фон) - (сим-ког)
5. (сод-фон) - (сим-фон)
6. (сод-фон) - (сим-стил)
7. (сим-ког) - (сод-ког)
8. (сим-ког) - (сод-стил)
9. (сим-ког) - (сод-фон)
10. (сод-ког) - (сим-стил)
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в каждой из шести логистически-семантических модальностей.
1. - Приведи себя в порядок, Артур.
2. - Ты представляешь, Феона, я разорен!
3. - Ты мне рада, Марьяна?
4. - А можно мне пирожное кремом?
5. - Я уезжаю надолго, Жорж.
Упражнение. Переведите следующие обращения и пять обращений по своему выбору в каждую из шести логистически-семантических модальностей.
1. - Ай!
2. - Поспеши, Лавр, я ухожу на работу.
3. - (отрицательно качает головой)
4. - Стефания, пошли вечером на каток!
5. - А ты знаешь людей, Флорентина?
Упражнение. Сочините по три сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Герои сценок должны выступать в следующих модальностях:
а) протагонист - сод-фон, партнер - сим-стил;
б) протагонист - сим-ког, партнер - сод-стил;
в) протагонист - сод-стил, партнер - сод-ког.
1. Волк Георгий изловил зайца Захара (протагонист) и тащит его домой, на ужин семье. По дороге, устав, волк останавливается отдохнуть и выпускает зайца из пасти. Пользуясь случаем, Захар пытается объяснить Георгию, почему тому лучше сейчас отпустить зайца, обещает компенсацию и т. д.
2. Волк Георгий подстерегает зайца Захара в засаде. Там волка обнаруживает лиса Лариска (протагонист), которая пытается выяснить, что ленивый волк делает в таком диком месте, да еще когда все звери отдыхают. Георгий пытается скрыть свои истинные намерения и побыстрее избавиться от лисы.
3. Столетний попугай Клавдий комментирует своей молодой хозяйке Аграфене поведение ее нового кавалера Аникея, который был у нее в гостях и только что ушел. Аграфена не всегда понимает глубину психологических и философских мнений Клавдия и порой не соглашается с ним, предлагая комментарии и интерпретации на своем уровне.
4. К холостяку Виктору собирается прийти в гости его старая знакомая Клариса. Он не хочет с ней ссориться, но и не хочет на ней жениться, на что она явно ему намекает, и советуется со своим диваном, как правильнее себя вести в этой деликатной ситуации. Диван дает советы.
5. Влюбленный в Сусанну юноша Ерофей приходит домой после свидания с ней и в восторге рассказывает своей маме о любимой. Мама пытается задавать разумные вопросы, но он ее плохо слышит.
Упражнение. Сочините по три сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Герои сценок должны выступать в следующих модальностях:
а) протагонист - сод-ког, партнер - сим-ког;
б) протагонист - сод-фон, партнер - сод-стил;
в) протагонист - сим-стил, партнер- сим-фон.
1. Мама старшеклассника Андрона пытается выяснить у сына, почему он сторонится сверстников, а особенно девочек. Андрон вежливо и терпеливо пытается объяснить ей, что компьютер и Интернет во всех отношениях интереснее.
2. Кот Гладиатор сидит в форточке и сообщает с намеком своему хозяину Мардарию, что уже весна, и им обоим следует принять это во внимание. Мардарий, однако, занят будничными делами и плохо понимает романтизм своего кота и его особенное отношение к дамам.
3. Хозяин Касьян Гордеевич спускает вечером с цепи своего пса Кубика и объясняет ему, как охранять ночью двор. Кубик демонстрирует высшую преданность и рвение, так что хозяину даже приходится его слегка притормаживать.
4. Байкер Марек рассказывает своему другу Витьке, как он вчера катал на мотоцикле свою подружку Алину, безудержно хвастаясь и преувеличивая. Витька реагирует скептически.
5. Лиса Лариска ругает своего лисенка Лаврика за плохое поведение в свое отсутствие.
Логистически-диадические модальности
Символически-янская модальность - самая тонкая и из холистически-диадических, и довольно острая; однако она не слишком широко распространена и может оказать на неподготовленного партнера сильное психологическое воздействие, в том числе и не предусмотренное протагонистом:
- Пойми, Феофил: я для тебя - царевна! (сим-ян)
- Почему, Поликарп, волком смотришь? отвечай как на духу! (сим-ян)
- Иди, Митрофан, скатертью дорога! (сим-ян)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает символически-янская модальность.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в символически-янскую модальность.
1. - Ты мне нравишься телом, Каллиопий.
2. - Лучшее, что есть в моей жизни - это пляж на море.
3. - (горестно) Эх!
4. - Я, пожалуй, удалюсь от греха.
5. - Бывает, человек и заблуждается насчет самого себя.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в символически-янской модальности.
1. - Что тебе положить из еды, Сигизмунд?
2. - Ты что, против меня интригу затеяла, Олимпиада?
3. - Лучше посиди, сынок, послушай, что умные люди говорят.
4. - Риск - благородное дело, папа.
5. - А зачем так далеко ходить?
Упражнение. Сформулируйте в символически-янской модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.
1. Призыв к соседу вести себя потише в воскресенье утром.
2. Сомнение в собственных силах при разговоре с начальником.
3. Согласие частичное с мнением высшего начальства.
4. Несогласие с критикой за домашним обедом.
5. Замечание дочери, недостаточно аккуратной во внешности.
Символически-иньская модальность хороша для поэтов и стихийных манипуляторов иньского толка; при умелом использовании она нередко оказывается весьма эффективной:
- О, как моя жизнь похожа на каторгу - после казни у позорного столба! (сим-инь)
- Как странно, что птички щебечут надо мной - как будто кому-то еще есть до меня какое-то дело! (сим-инь)
- Если никто меня не накормит - что ж, увяну, как цветок жасмина позднею весной. (сим-инь)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает символически-иньская модальность.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в символически-иньскую модальность.
1. - Иди сюда поскорее, Рената!
2. - Мне нужен нож, по возможности острый.
3. - Как тебе не стыдно, Филофей?! - ответь, пожалуйста!
4. - Что ты, Фалалей, всё гусем лапчатым выступаешь?
5. - Зачем тебе в доме игуана?!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в символически-иньской модальности.
1. - Кто ты мне: отец или не отец?!
2. - Мне не особенно нравятся всякие выкрутасы у девушек, мама.
3. - Что тебе нужно взять с собой в путешествие - скажи сразу.
4. - И какого цвета гора Килиманджаро утром?
5. - Я жду твоих указаний, Фрол.
Упражнение. Сформулируйте в символически-иньской модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.
1. Отповедь взрослеющему сыну, желающему денег на мотоцикл.
2. Выражение уверенности в способности друга найти себе новую подружку.
3. Вручение подарка домашнему животному.
4. Принятие подарка от подчиненных по случаю дня рождения.
5. Нагоняй жене за несвоевременно убираемый дом.
Содержательно-янская модальность может использоваться для прямого давления на партнера; однако ее лучше чередовать с другими модальностями рассматриваемой серии, во избежание конфликта:
Принеси мне индийские тапочки и арабский халат с кистями, Агнесса! (сод-ян)
Зачем тебе мой домашний телефон, Парамон? (сод-ян)
Вы замужем, милая незнакомка? (сод-ян)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает содержательно-янская модальность.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в содержательно-янскую модальность.
1. - Хоть груздем назови, только бы не в короб!
2. - Хорошо тому, кто о себе сам заботится.
3. - Ну ты ведь знаешь Савву как облупленного!
4. - А как плюхнешься в озеро - и в раю!
5. - Младенец - вот о чем все мои мысли!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в содержательно-янской модальности.
1. - Зачем нам ссориться, Фемистокл?
2. - Наука - фундамент знания, Сакердон.
3. - Нет лучше, чем дружить без ссор и предательств, Фатьян.
4. - И, кстати, Ярополк, женятся не так часто, как оно иногда хочется.
5. - Приданое нынче не в моде, милый.
Упражнение. Сформулируйте в содержательно-янской модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.
1. Похвала мужу, получившему премию и не растратившего ее тут же.
2. Благодарность пылкая спонтанная за принесенные мужем цветы.
3. Критика умеренная публичная подчиненного за промах.
4. Увещевание сына, не желающего ставать рано утром.
5. Признание окончательное своей неполноценности.
Содержательно-иньская модальность - самая плотная из логистически-диадических, но не всегда самая убедительная; ею надо пользоваться аккуратно, чтобы не возбудить подозрений в манипуляции:
- Плохо, когда никто-никто не напоит тебя обыкновенным чаем. (сод-инь)
- Живу я так себе, на зарплату среднего менеджера - но по воскресеньям обедаю все же в ресторане. (сод-инь)
- И тогда мне в голову пришла идея: что же я до сих пор его терплю?! (сод-инь)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает содержательно-иньская модальность.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в содержательно-иньскую модальность.
1. - Иди на реку, Гервасий, и там жди меня в камышах у запруды.
2. - Реклама фирмы - это ее знамя, Ульяна.
3. - Мой девиз: не сдаваться!
4. - Не скачи козлом, Пантелей!
5. - Ну язычок у тебя - как бритва!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в содержательно-иньской модальности.
1. - И каково же ваше жизненное кредо, Силантий?
2. - Отвечай коротко: жить хочешь?!
3. - Зачем аисту такие длинные ноги и клюв?
4. - А как вас зовут, юноша?
5. - Где вы родились, Серафим?
Упражнение. Сформулируйте в содержательно-иньской модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.
1. Жалоба кукле на противных родителей.
2. Хвастовство перед друзьями своей новой игрушкой.
3. Страх перед надвигающимися событиями.
4. Боязнь лишения свободы.
5. Усмирение домашнего животного, не подчиняющегося приказу.
Упражнение. Сочините диалоги, состоящие из двух реплик, в каждой из следующих пар комплексных модальностей:
1. (сим-ян) - (сод-инь)
2. (сим-ян) - (сод-ян)
3. (сим-инь) - (сим-инь)
4. (сод-инь) - (сим-ян)
5. (сод-ян) - (сим-ян)
6. (сод-ян) - (сим-инь)
7. (сим-инь) - (сод-ян)
8. (сим-инь) - (сод-инь)
9. (сод-ян) - (сод-инь)
10. (сод-инь) - (сод-ян)
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в каждой из шести логистически-семантических модальностей.
1. - А если я завтра уволюсь, Феогност?
2. - Мне неприятна грубость, Корнелия.
3. - Я сомневаюсь, Зигфрид.
4. - Ну, если бы немного отдохнуть, Онисифор Фокич, то я бы заработал совсем по-другому...
5. - Где же это видано, чтобы яйца курицу учили, Мечислав?

<< Пред. стр.

стр. 13
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>