<< Пред. стр.

стр. 14
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Упражнение. Переведите следующие обращения и пять обращений по своему выбору в каждую из шести логистически-семантических модальностей.
1. - Делаю вам второе замечание, Ладимир.
2. - Я пришлю вам помощь, Корнелия.
3. - Ты далеко направляешься, Нектарий?
4. - Я не был здесь никогда и потому заблудился.
5. - Мне очень неловко, Флора.
Упражнение. Сочините по две сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Герои сценок должны выступать в следующих модальностях:
а) протагонист - сод-ян, партнер - сим-инь;
б) протагонист - сим-ян, партнер - сод-инь.
1. Зоопарк. Зубриха Зинаида не спит по ночам и вообще явно "на взводе". Смотритель зубрятника Порфирий (протагонист) пытается понять, в чем дело, и привести ее в чувство.
2. Зоопарк. Захар - служитель жирафа Жоржа - жалуется ему на свою семейную жизнь. Жорж дает Захару ценные советы.
3. Волчица Варвара - жена волка Георгия - отправляет его утром на охоту, желательно за свежей зайчатиной. Волк ленив и ничего не обещает, если не улыбнется удача. Варвара же считает, что главное у волка - это быстрые ноги и острые зубы.
4. Волк Георгий сидит в засаде под высоким дубом, поджидая зайца Захара. С ним с ветки вступает разговор малиновка Маня (протагонист), которая объясняет волку преимущества вегетарианства и ненасилия. Волк возражает.
5. Шах Абдулла расспрашивает свою старшую жену Зульфию, какое у нее впечатление от первых дней жизни в гареме его новой любимой жены Гюльчатай. Зульфия тонко критикует Гюльчатай, Абдулла в ответ всячески оправдывает ее.
Упражнение. Сочините по три сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Герои сценок должны выступать в следующих модальностях:
а) протагонист - сод-ян, партнер - сод-инь;
б) протагонист - сим-ян, партнер - сим-инь;
1. Командир пассажирского самолета Касьян интересуется у новой стюардессы Вилены, привыкает ли она к полетам, и намекает на возможность необычных сексуальных переживаний в полете. Вилена аккуратно уходит от темы.
2. Каменный век. Молодой воин Зуб Мамонта собирается на охоту. Его жена Цветок Зари дает ему наставления и задания. Зуб вежлив, но дает жене понять, что она не вполне понимает, о чем говорит.
3. Молодой воин Зуб Мамонта возвращается домой усталый, но с добычей, и рассказывает своей жене Цветку Зари о своих приключениях. Жена вставляет в его рассказ восхищенные реплики, свои комментарии и т. п.
4. Директор зоопарка Харитон Харитонович обсуждает со своим заместителем, начальником отдела снабжения Семеном Дормидонтовичем проблемы расширения состава животных: пожелания городского начальства и посетителей и возможности зоопарка.
5. Фабрика детских игрушек. Говорящий попугай Савва и шагающий и раскрывающий пасть крокодил Константин спорят о том, кто из низ нужнее детям.
Логистически-диалектические модальности
Символически-творительная модальность хороша в ситуации, когда новый объект или тему нужно охарактеризовать в целом, но не слишком конкретно:
А вот это, познакомьтесь, Гервасий - наша восходящая звезда и надежда. (сим-твор)
(начиная рассказ) Бывает в жизни по-всякому - иногда и улитка ежика со свету сживает. (сим-твор)
Эта модальность при умелом использовании дает коммуникатору большой аванс - но экспромту лучше быть заранее тщательно подготовленным:
- Вы не поверите: моя звезда взошла еще до моего рождения! (сим-твор)
- (при встрече) Ах, Виолетта! Вы - словно райская птица, на минуту залетевшая в бренный мир! (сим-твор)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает символически-творительная модальность.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в символически-творительную модальность.
1. - Мне нужна женщина - точнее говоря, любовница - и срочно.
2. - Зарабатываю я неплохо - две тысячи в месяц получается.
3. - Ухожу я из этой бренной обители...
4. - Пора баиньки, Лялечка.
5. - Так и живем - что ни день траву для коровы косим, воду таскаем, печь топим.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в символически-творительной модальности.
1. - Ты правда на Эверест восходил, Софоний?
2. - Где твоя шапка, ребенок?
3. - (при встрече) Ой, Меланья!
4. - Ну, прощай, Самуил!
5. - (уныло) Не везет мне всегда и во всем...
Упражнение. Сформулируйте в символически-творительной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.
1. Отрицание тотальное приватное своей вины перед любимым.
2. Обвинение лживое приватное некрасивое куклы.
3. Извинение приватное серьезное перед новым знакомым.
4. Требование важное неукоснительное к пятилетней дочери.
5. Просьба вежливая настойчивая к нерадивому подчиненному.
Символически-осуществительная модальность часто используется большими начальниками, когда им надо похвалить коллектив за хорошую работу (например, на юбилее фирмы):
- Наша корпорация несется среди конкурентов, как могучий слон среди лошадей, покоряя клиентов своим боевым кличем и раскрасом. (сим-твор)
Эта же модальность с успехом применяется родителями при воспитании детей всех возрастов:
- (уговаривая чадо поесть) Я не могут на тебя смотреть - вылитый Кощей! (сим-осущ)
- Прекрасная девушка, твоя Агнесса, - но ведь это совсем не последняя песня в твоем репертуаре? (сим-осущ)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает символически-осуществительная модальность.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в символически-осуществительную модальность.
1. - Пора чистить зубы и укладываться, Рафик.
2. - Привет, Людвиг!
3. - Неожиданная неприятность, дорогой: у нас рухнул потолок в спальне.
4. - И что? И ничего!
5. - Ах!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в символически-осуществительной модальности.
1. - Где ты забыл свои часы, интересно, и у кого?
2. - Чужая душа - потемки, Паисий, - не так ли?
3. - Засыпаешь, доченька?
4. - И что ты такой веселый, Парфен?
5. - Вставай и марш в школу, бездельник!
Упражнение. Сформулируйте в символически-осуществительной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.
1. Обида прямая публичная горькая на непослушное домашнее животное.
2. Угроза прямая слабая публичная начальнику.
3. Увещевание публичное сына, растерявшего остатки уважения к матери.
4. Приветствие дома мужа, вернувшегося позже обычного.
5. Попытка знакомства в море с седеющим господином в ластах и маске.
Символически-растворительная модальность - самая тонкая из всех логистически-диалектических. Она очень эффектна - если правильно подобрать образ или метафору, или пословицу; однако она же может показаться легковесной, если применять трафареты:
- Жизнь моя катится под откос. (сим-раст)
(сочувствуя по случаю тяжелой потери) Бог дал - Бог и взял, голубушка. (сим-раст)
- Не надо поручать свою работу чужим агентствам: заставь дурака Богу молиться - он лоб расшибет! (сим-раст)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает символически-растворительная модальность.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в символически-растворительную модальность.
1. - Остап снова женится.
2. - Не приведи Господь с тобой еще раз увидеться, Патрикей!
3. - Не смеши меня, Салтан.
4. - Ну, пришел я к тебе незваным - так гнать сразу в шею, что ли?!
5. - Я до грибов не охотник, и мяса тоже не ем...
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в символически-растворительной модальности.
1. - Ты мне друг, Пафнутий?
2. - Эта конструкция мне представляется весьма надежной, Пантелеймон.
3. - Какая радость тебя снова увидеть, Руфина!
4. - Как живешь-поживаешь, Кирила?
5. - Ну, пошли, Флориан?
Упражнение. Сформулируйте в символически-растворительной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.
1. Повторное приглашение нового знакомого в гости.
2. Предъявление претензий косвенное старой подруге.
3. Поддержка приватная принципиальная новой знакомой.
4. Комплимент подготовленный приватный стареющей даме.
5. Обещание трудноисполнимое ответственное подчиненному коллективу.
Содержательно-творительная модальность может оказаться чересчур прямолинейной; нужно учитывать, что она - самая плотная из логистически-диалектических, и не настаивать на ней слишком долго, иначе вы можете создать впечатление наивного-прямолинейного ребенка:
- Я расскажу вам сказку Александра Пушкина о попе и его работнике Балде. (сод-твор)
(без подготовки) А давай поужинаем?! (сод-твор)
Вот я тебе сюрприз заготовила - свитер на зиму. (подает сверток) (сод-твор)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает содержательно-творительная модальность.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в содержательно-творительную модальность.
1. - Ты только свистни - и я мигом прискачу!
2. - (на производственном совещании) Мы из года в год прыгаем выше себя - и до сих пор не расшиблись.
3. - Прошу понять меня правильно.
4. - Всяк кулик свое болото хвалит.
5. - Ты меня зря не хвали - вознесусь выше неба!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в содержательно-творительной модальности.
1. - Ты меня помнишь, Созонт?
2. - (по телефону) Алло, это Мокей Изяславович!
3. - Ну, Марьюшка, пора тебе ужин свой заканчивать.
4. - Опустела наша деревня за полвека.
5. - (уходя из гостей) Растворяюсь в чистом воздухе... (прощально машет рукой)
Упражнение. Сформулируйте в содержательно-творительной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.
1. Представление в гостях своего нового мужа.
2. Поручение ответственное неотложное семилетней дочери.
3. Возложение ответственности публичное на делового партнера.
4. Предложение неофициальное приватное жене поужинать.
5. Донос устный истинный собаке на брата.
Содержательно-осуществительная модальность - очень "рабочая", нередко весьма приземленная - но без нее порой никак не обойтись, и не нужно пытаться заменять ее альтернативными:
Тебе необходимо держать спину прямо, Сема. (сод-осущ)
Я тебе дам свой учебник по русскому - до завтра; а завтра ты мне отдашь тогда свой пирожок с повидлом. (сод-осущ)
Извините, этот визит не входит в мои планы. (сод-осущ)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает содержательно-осуществительная модальность.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в содержательно-осуществительную модальность.
1. - Ну и ну!
2. - Получи, фашист, гранату!
3. - Цыц, малявка!
4. - Получив руководство, вы можете приступить к его исполнению.
5. - Свершилось - слон в лесу сдох!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в содержательно-осуществительной модальности.
1. - Почему ты плачешь, девочка Женечка?
2. - Хорошо в стране советской жить, Терентий?
3. - Ну хоть улыбнись на прощание, Оксана!
4. - Где вы живете, Сидор - в каком городе?
5. - Представьтесь обществу, молодой человек.
Упражнение. Сформулируйте в содержательно-осуществительной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.
1. Объявление форс-мажора близкому родственнику.
2. Сочувствие престарелому родственнику, прикованному к постели надолго.
3. Прощание с другом ненадолго.
4. Признание приватное своей небольшой вины перед учителем за недавно содеянное.
5. Предложение публичное существенной помощи учителю.
Содержательно-растворительная модальность может показаться чересчур прямолинейной и грубой; ею не следует злоупотреблять, но иногда она - единственно уместная:
Пелагея, прекрати лгать! (сод-раст)
Извините, Антуан, мой энтузиазм по вашему адресу иссяк. (сод-раст)
Пруд весь высох. (сод-раст)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает содержательно-растворительная модальность.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в содержательно-растворительную модальность.
1. - Это тебе, Демьян, по плечу!
2. - Где бы мне здесь серой мышкой схорониться?
3. - А вот и новости: Фаддей приехал!
4. - А если американский доллар крякнется, то и всей Европе хана.
5. - Ты, Рюрик, ясным соколом-то не улетай, обожди крылья распускать!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в содержательно-растворительной модальности.
1. - Держи, в общем, нос по ветру!
2. - Ты пойми, Дарья: потом поздно будет искать ветра в поле.
3. - Неужто Нектарий появился? Целый и невредимый?
4. - Зачем тебе под венец, Наина? Рано!
5. - Добро пожаловать в наши края, Маврикий!
Упражнение. Сформулируйте в содержательно-растворительной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.
1. Усмирение ученика, бунтующего попусту.
2. Заявление приватное мужу о своих неотъемлемых правах.
3. Признание приватное своей неспособности осуществить задуманное.
4. Жалоба на родителей, не пускающих на волю, кукле.
5. Похвальба школьника перед соучениками.
Упражнение. Сочините диалоги, состоящие из двух реплик, в каждой из следующих пар комплексных модальностей:
1. (сим-твор) - (сод-осущ)
2. (сим-твор) - (сод-раст)
3. (сим-твор) - (сим-осущ)
4. (сод-твор) - (сим-осущ)
5. (сод-твор) - (сим-твор)
6. (сод-твор) - (сим-раст)
7. (сим-осущ) - (сод-осущ)
8. (сим-осущ) - (сод-раст)
9. (сим-осущ) - (сод-твор)
10. (сод-осущ) - (сим-раст)
11. (сод-раст) - (сим-осущ)
12. (сим-раст) - (сод-твор)
13. (сод-раст) - (сим-раст)
14. (сим-раст) - (сод-осущ)
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в каждой из шести логистически-диалектических модальностей.
1. - Вам еще не надоела Ваша работа, Поликарп?
2. - Почему у папы утром такой хмурый вид?
3. - Прости, Шустрик.
4. - А мне эта идея не нравится, Епифан!
5. - До свидания, Леонтий - не скорого.
Упражнение. Переведите следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в каждую из шести логистически-диалектических модальностей.
1. - (резко) Немедленно извинись, Демьян!
2. - Устройство мира неизменно - увы, Тристан.
3. - Этим летом я предпочитаю горные походы.
4. - Кран течет, и это опасно для жильцов, Корней.
5. - Это еще не всё, Агния.
Упражнение. Сочините по три сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Герои сценок должны выступать в следующих модальностях:
а) протагонист - сод-твор, партнер - сим-раст;
б) протагонист - сим-осущ, партнер - сод-раст;
в) протагонист - сод-раст, партнер - сод-осущ.
1. Пастух Игнатий готовит племенного быка Гелиоса к знакомству с его коровой Томой, описывает ее характер и просит быть поделикатнее. Гелиос - уверенный в себе бык, хорошо знающий коровью природу, успокаивает Игнатия.
2. Лукерья, поклонница звезды эстрады Клависсии, прорывается к ней с цветами и благодарным восхищением после концерта в городе Заможае. Звезда утомлена и капризна, но к поклоннице благоволит.
3. В туристическое агентство "Ниагара" приходит капризная и подозрительная клиентка, которая сама не знает, чего хочет, но всюду ждет подвоха и обмана. Ее принимает и пытается продать путевку молодой сотрудник "Ниагары" Протас.
4. Старшая жена гарема шаха Абдуллы Зульфия встречается в первый раз с новой женой шаха Гюльчатай и объясняет ей правила жизни в гареме. Гюльчатай далеко не со всем согласна, но возражать прямо пока не решается.
5. Студентка-первокурсница Агния пытается вытащить своего отца на студенческий праздник. Отец отговаривается.
Упражнение. Сочините по три сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Герои сценок должны выступать в следующих модальностях:
а) протагонист - сод-осущ, партнер - сим-осущ;
б) протагонист - сод-твор, партнер - сод-раст;
в) протагонист - сим-раст, партнер - ян-твор.
1. Первоклассник Виля интересуется тайной своего рождения. Его мама пытается смазать тему, но он не дает, ссылаясь на мнения одноклассников.
2. Аграфена рассказывает своему новому кавалеру Аникею про живущего у нее столетнего попугая Клавдия и свои взаимоотношения с ним. Аникею рассказ не нравится, но возражать прямо он не решается.
3. Петух Мефистофель, сидя на заборе, развлекает своего друга цепного пса Кубика рассказами о том, что он (петух) видит за забором и вдали. Кубик комментирует рассказы Мефистофеля.
4. Складской пес Елизарыч уговаривает свою новую знакомую болонку Дуню незаметно скрыться из-под неусыпного наблюдения дуниной хозяйки Изабеллы и совершить небольшую экскурсию по местным помойкам. Дуня в нерешительности.
5. Пес Шустрик уговаривает своего хозяина - мальчика Евсика - бросить школу и посвятить себя прогулкам. Евсик пытается объяснить Шустрику, зачем ему нужна школа, но Шустрик выставляет свои аргументы.
ФОРМУЛЫ ЧЕРЕДОВАНИЯ МОДАЛЬНОСТЕЙ
Короткие формулы: "спуск", "подъем", "лягушка", "рыбка"
"Спуск": сим - сод
Эта формула удобна и естественна, если нужно взять символический "разбег" для конкретного суждения или, наоборот, проиллюстрировать общий принцип на примере:
- И на старушку бывает прорушка. (сим) Вот и я сегодня пару схватил по географии. (сод)
- Тили-тили-тесто, жених и невеста. (сим) А мне сегодня предложение сделали, между прочим, руки и сердца! (сод)
Упражнение. Продолжите по формуле "спуск" следующие трансляции и пять символических трансляций по своему выбору.
1. - Не зная броду, не суйся в воду, Мисаил.
2. - Ребенок - это счастье.
3. - Извини, Симон, моя хата с краю.
4. - А ты за меня зубами-то не держись, Каллистрат!
5. - Что-то я в твоих рассуждениях заплутал - ни зги не вижу, Филипп!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формуле "спуск".
1. - Зачем тебе столько сыру, Нафанаил?
2. - Пошли, мамаша, домой, к детям малым.
3. - Неужели в вашем зоопарке нет ни одного крокодила?!
4. - Нам, Феодор, распри ни к чему.
5. - Поспеши, дорогой Натан, время не ждет!
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле "спуск".
1. Возражение публичное эмоциональное старому другу по сути дела.
2. Неосторожная клятва в вечной верности подруге.
3. Приветствие новой знакомой, немного опоздавшей на свидание.
4. Претензия пятилетнего сына к матери, забывшей купить ему мороженое.
5. Прощание с новым знакомым с целью остаться у него в памяти.
"Подъем": сод - сим
Эта формула хороша, когда нужно сказать нечто существенное - а потом перейти к абстракции или архетипу:
- Вероника опять в больнице. (сод) Здоровье - главная жизненная ценность. (сим)
- Не тыкай вилкой в торт. (сод) Посади свинью за стол - она и ноги на стол. (сим)
Упражнение. Продолжите по формуле "Подъем" следующие трансляции и пять содержательных трансляций по своему выбору.
1. - Левее, левее бери!
2. - Не знаю, как я возьму вас на работу - без надлежащей характеристики.
3. - Трудно холостяку без подруги - очень трудно!
4. - Я вышиваю платочек на день рождения своей маме.
5. - Мне же больно!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формуле "подъем".
1. - Неужели тебе так трудно меня слушаться, Авенир?
2. - И зачем только Бог женщин придумал?
3. - Приходи, Платонида, поболтаем.
4. - Стефания, это правда, что ты выходишь на пенсию?
5. - Флорентина, начальник отдела просит вас зайти к нему.
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле "подъем".
1. Вручение подарка семилетней дочери.
2. Похвала приватная сыну, хорошо помогающему по дому.
3. Отказ от сотрудничества с неприличным господином.
4. Призыв к стареющему отцу не брать на себя излишней ответственности.
5. Уверенность в своей правоте перед партнершей.
Упражнение. Сочините по две сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Герои сценок должны строить свои трансляции по следующим формулам:
а) протагонист - "подъем", партнер - "спуск";
б) протагонист - "спуск", партнер - "подъем".
"Лягушка": сод - сим - сод
Эта формула смягчает содержательную информацию, придает ей стиль и изыск, не давая в то же время партнеру расслабиться:
- Сядь на стул и слушай меня внимательно, Гаврила. (сод) Юность - пора заблуждений. (сим) Поэтому с Эльвирой тебе следует немедленно расстаться. (сод)
- Ты, Афанасий, лучше просить деньги не приходи. (сод) Не буди лиха, пока оно спит. (сим) Все равно не дам. (сод)
Упражнение. Продолжите по формуле "лягушка" следующие трансляции и пять содержательных трансляций по своему выбору.
1. - Мне палатка ни к чему.
2. - А ты ее за косу дерни!
3. - Быстрее, Бронислава!
4. - Ты мне скажи, где была утром, Агриппина.
5. - Хорошо на лыжах по морозцу пробежаться, километров пять хотя бы!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формуле "лягушка".
1. - Кто ты есть, Виринея?
2. - Зачем зайцу длинные уши?
3. - Чем комары пищат?
4. - Почему кит - не рыба?
5. - Куда папа утром уходит?
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле "лягушка".
1. Принятие подарка от непосредственного начальника.
2. Согласие приватное полное с указанием высокого начальника.
3. Выражение уверенности в правильности своего решения публичное эмоциональное.
4. Опровержение публичное логическое довода своего оппонента.
5. Доказательство своей правоты перед ребенком.
"Рыбка": сим - сод - сим
Эта формула дает передышку в потоке абстракций, делает трансляцию более весомой и конкретной по сравнению с последовательностью одних лишь символических фраз:
- Империализм - мировое зло. (сим) Вот долларов напечатали - так что не продохнешь от них. (сод) А наша цель - борьба с мировым злом. (сим)
- Физика - наука о материи и движении. (сим) Почему, например, камень с горы катится вниз, а не вверх? (сод) А движение - фундаментальное свойство материи. (сим)
Упражнение. Продолжите по формуле "рыбка" следующие трансляции и пять символических трансляций по своему выбору.
1. - (приветствуя) А, Любомир! Легок на помине!
2. - Мне так лучше синица в руках, уважаемая Вилена.
3. - До свидания, господа.
4. - Ну, наизнанку ты меня не вывернешь, Генриетта Тимофеевна.
5. - Стыдись вовеки, Эмма!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формуле "рыбка".
1. - (в магазине) Подыщите мне, пожалуйста, книгу по хиромантии.
2. - Рогнеда, ты где?
3. - Серафима, ты действительно полностью разочаровалась в рок-музыке?
4. - То, что Земля шарообразна, еще до конца не доказано наукой.
5. - Кто тебе сказал, что космические пришельцы нас сейчас не слушают?!
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле "рыбка".
1. Объявление решительной войны родителям - публичное, эмоциональное.
2. Отказ рациональный от интересного предложения незнакомого мужчины.
3. Предложение перемирия на период обеда малолетнему сыну.
4. Предложение приватное помощи страдающему родственнику.
5. Нотация кукле, плохо себя ведущей в социуме.
Упражнение. Сочините по три сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Герои сценок должны строить свои трансляции по следующим формулам:
а) протагонист - "подъем", партнер - "рыбка";
б) протагонист - "спуск", партнер - "лягушка";
в) протагонист - "лягушка", партнер - "рыбка".
1. Каменный век, осень. Молодожены Зуб Мамонта и Цветок Зари планируют подготовку к подступающей зиме: необходимые запасы и т. п.
2. Первобытный воин Зуб Мамонта возвращается с охоты и неожиданно видит свою жену Цветок Зари с новорожденным младенцем на руках.
3. Холостяк Виктор разговаривает со своим Зеркалом, которое стращает его одинокой старостью, если он вовремя не женится. Виктор в принципе признает справедливость слов Зеркала, но конкретно все же увиливает от темы.
4. Ефросинья - любовница большого начальника Зиновия Каллистратовича - принимает его у себя дома и пытается намекнуть, что возможны некоторые не лишенные приятности вариации в сексуальных взаимодействиях. Зиновий, однако, не хочет понимать ее намеки, признавая единственную классическую позу и считая все остальное неуместными в его положении извращениями.
5. Дама Виолетта пытается помириться со своим кактусом после вчерашней горячей ссоры. Кактус капризен, но снисходителен к переменчивым женским настроениям.
Длинные формулы: "контрапункт", "змейка"
Длинные трансляции, содержащие четыре фразы и более, во многих случаях удобно строить по рассматриваемым ниже формулам.
"Символический контрапункт": сод - ... - сод - сим
Символическая фраза, завершающая ряд содержательных, производит впечатление убедительного аргументированного вывода:
- Ты опять не сделал уроки. (сод) И плохо пообедал. (сод) И два часа хулиганил во дворе, обижая девочек. (сод) Я всегда говорю твоему отцу: яблоко от яблони недалеко падает. (сим)
- Мы были на Каракольских озерах. (сод) И на Шавлинских. (сод) И около Белухи на перевал взошли. (сод) Алтай - это счастье! (сим)
Упражнение. Продолжите по формуле "символический контрапункт " следующие трансляции и пять содержательных трансляций по своему выбору.
1. - Снимай одежду - и в воду!
2. - Он меня нашлепал! По попе! (плачет)
3. - Я направляюсь в консерваторию.
4. - На живца - самая рыбалка! Или, в крайнем случае, - на мотыля.
5. - Ну хоть хлебушка дайте, хорошо горбушечку если.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формуле "символический контрапункт".
1. - Припозднился ты, Кириак.
2. - Ты по сути мне отвечай, Иосиф, не увиливай!
3. - Не хочу сейчас спать - не пойду и всё!
4. - А если я тебя проверю - пойдешь на испытание?
5. - Что-то неможется мне после обеда...
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле "символический контрапункт".
1. Нагоняй домашнему животному за плохое поведение в отсутствие хозяина.
2. Замечание публичное сдержанное ребенку за столом.
3. Отповедь наглецу, осмелившемуся подойти к незнакомой интересной девушке на общественном пляже.
4. Аргументированный отказ выпить пару пива сегодня вечером в теплой компании.
5. Призыв к щенку скорее вырастать и иметь совесть.
"Содержательный контрапункт": сим - ... - сим - сод
Это весьма эффектная формула, если трансляцию умело составить; иногда она производит впечатление внезапного холодного купания:
- (философским тоном) Дети вообще - это нагрузка. (сим) А непослушные дети - это хуже смерти. (сим) Но каков поп - таков и приход. (сим) Нечего на зеркало пенять. (сим) (энергично) Так что быстро мыть посуду, Геннадий! (сод)
- Куда ни посмотри - все как люди живут. (сим) У каждого сверчка - свой шесток, между прочим. (сим) Хотя кому нравится поп, кому попадья, а кому и попова дочка. (сим) И можешь свободно бежать к своей ненаглядной Настасье - хоть сегодня! (сод)
Упражнение. Продолжите по формуле "содержательный контрапункт" следующие трансляции и пять символических трансляций по своему выбору.
1. - Сколько волка ни корми - он в лес глядит, Юнона.
2. - Черного кобеля не отмоешь добела, к сожалению.
3. - Ты прямо на ходу подметки рвешь, сын мой.
4. - Придержи язык, мальчик.
5. - А ты плюй на него - с высокой стройки коммунизма.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формуле "содержательный контрапункт".
1. - Зачем тебе знать мое расписание уроков, бабушка?
2. - А хочешь - на яхте поплывем, в сторону Японии?!
3. - Неужели тебе не нравятся современные поэты - никакие?!
4. - Обычаи старины ныне, увы, не в моде, Шарлотта.
5. - Пора менять привычки, Пелагея!
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле "содержательный контрапункт".
1. Прощание трогательное с куклой, уходящей из жизни.
2. Претензия публичная вежливая к старшей сестре.
3. Сомнение в серьезности намерений джентльмена, предложившего свою помощь одинокой даме на улице.
4. Принятие охотное логически обоснованное предложения руки и сердца.
5. Нагоняй приватный выразительный мужу за ухаживания за сотрудницами.
Упражнение. Сочините по три сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Герои сценок должны строить свои трансляции по следующим формулам:
а) протагонист - "символический контрапункт" , партнер - "содержательный контрапункт" ;
б) протагонист - "содержательный контрапункт" , партнер - "символический контрапункт" .
1. Накрытый обеденный стол холостяка Виктора в резкой форме требует у того объяснений, почему Виктор на целый час опоздал к ужину. Виктор оправдывается и все время врет, стол ему не верит и раздражается, угрожает и т. д.
2. Любитель-садовод Игнат просит надвигающуюся тучу слегка полить его огород, но не переусердствовать. Туча считает, что он слишком много от нее ждет.
3. Клиентка Роза идет вечером на важную встречу и объясняет своему парикмахеру Кузьме Нифонтовичу, чего она хочет там добиться. Кузьма ее стрижет и параллельно дает советы.
4. Журналист Мартирий развлекает своего друга, старого поэта Феоктиста Нифонтовича Трепоглазова, рассказами о своей жизни и работе. Поэт сравнивает начало своей жизни и творчества с современными реалиями.
5. Лукерья, поклонница звезды эстрады Клависсии, принимает звезду у себя дома, задавая ей разнообразные вопросы о жизни и работе. Клависсия пытается что-то объяснить Лукерье, но терпения и слов ей хватает не всегда.
"Змейка": сим - сод - сим - сод - ...
"Змейка", представляющая собой чередование символической и содержательной фраз в пределах трансляции, может начинаться и с содержательной фразы; гораздо важнее, какой фразой она заканчивается, ибо завершающая фраза определяет модальность трансляции в целом. Эта формула хороша для жанра философского устного рассказа:
- Слушай меня, сынок, да на ус мотай. (сим) В молодости-то я горяч был, да несмышлен. (сод) Вот и попал раз - как кур во щи. (сим) Пошел я как-то на болота уток пострелять. (сод) Однако известно: кто рано встает - тому Бог дает. (сим) А я проспал до полудня. (сод) ...
Упражнение. Придумайте монолог по формуле "змейка" в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору.
1. Наставление сыну, отлынивающему от своих прямых обязанностей.
2. Рассказ хозяйки о своих злоключениях на базаре.
3. Рассказ о своей работе попутчику в поезде.
4. Жалобы на жизнь стареющей женщины, обращенные к зятю.
5. Поток комплиментов молодой женщине в баре.
Мягкие модальные переходы: "ковер" и "плащ"
Переход в пределах одной трансляции от чисто символической модальности к чисто содержательной часто ощущается как грубый; его можно смягчить, вставив между соответствующими фразами фразу в содержательно-символической модальности - при это получается трансляция по формуле "символически-содержательный плащ", например:
- Человек должен работать. (сим) Ты, Марат, в частности, имей в виду: без труда не вытащишь и рыбку из пруда. сод(сим) Короче, садись за уроки. (сод)
Если в качестве промежуточной между символической и содержательной фразами вставляется символически-содержательная фраза, то получается трансляция по формуле "символически-содержательный ковер", например:
- Человек должен работать. (сим) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда, и это и к тебе, Марат, относится. сим(сод) Короче, садись за уроки. (сод)
Упражнение. Продолжите следующие реплики и пять символических реплик по своему выбору по формулам "символически-содержательный ковер" и "символически-содержательный плащ".
1. - Ты сначала семь раз отмерь, а потом уж отрезай, Лукерья.
2. - С поклоном пришел, Герасим?
3. - Бабушка-то надвое сказала.
4. - Я знаю, что мне положено.
5. - Труд - это всё.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формулам "символически-содержательный ковер" и "символически-содержательный плащ".
1. - Неужели я в этой маечке тебе не нравлюсь, Маврикий?
2. - Я предпочитаю скромных юношей, Роберт.
3. - Это, Раиса, мой лучший друг, его зовут Македоний.
4. - Я родился в деревне под Красноярском, коренной сибиряк.
5. - (собираясь выйти из дома) Ну, я полетел.
Упражнение. Придумайте в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору обращения по формулам "символически-содержательный ковер" и "символически-содержательный плащ".
1. Усмирение разбушевавшейся дочери, не желающей приходить домой вовремя.
2. Заявление устное начальнику о срочной необходимости уйти раньше времени.
3. Признание публичное в любви к знаменитости.
4. Жалоба устная приватная кукле на старшего брата.
5. Похвальба перед родителями своими отметками.
Упражнение. Продолжите следующие реплики и пять содержательных реплик по своему выбору по формулам "содержательно-символический ковер" и "содержательно-символический плащ".
1. - Мне твоих поцелуев больше не надо!
2. - Хороший нынче урожай: и яблоки уродились, и крыжовник, и малина!
3. - Твои друзья мне нравятся, особенно Флориан.
4. - Пора тебе бриться, дорогой, нам скоро выходить.
5. - И Шустрика с собой возьмем, ну пожалуйста!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формулам "содержательно-символический ковер" и "содержательно-символический плащ".
1. - Ты налетел прямо ураганом, Наркис!
2. - Проходите, уважаемый Прокофий Парамонович!
3. - Мне нужна некоторая помощь... финансовая, Фабиан.
4. - (с восхищением) Как ты выпрыгиваешь с парашютом - я не представляю, Софоний!
5. - А в Антарктиде вы не мечтаете побывать, Флегонт?
Упражнение. Придумайте в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору обращения по формулам "содержательно-символический ковер" и "содержательно-символический плащ".

<< Пред. стр.

стр. 14
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>