<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

5. - А вот и наша бабушка Таисия Арсеньевна!
Упражнение. Ответьте в модальности син(кач) на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору.
1. - Какого цвета тебе нужно платье?
2. - Где твоя совесть, Аскольд?
3. - Твоя милая скучает, Болеслав.
4. - Ну почему ты такой индюк, Аполлос?
5. - Ай-ай-ай, Флорентина!
Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в модальности син(кач).
1. Сомнение публичное в качестве предлагаемой партнером услуги.
2. Любовное объяснение на катке.
3. Приглашение нового знакомого на коктейль сегодня вечером.
4. Отказ от приглашения на коктейль сегодня вечером.
5. Восхищение приватное деловыми способностями молодой жены.
Модальность син(пред)
Синтетически-предметная модальность характерна для прозвищ и названий с предметным содержанием, например: Джо-перстень, Носатик, Ушастик, "Три пельменя", "Окорок".
Эту модальность имеют сравнения с предметным акцентом, например:
- Ну ты, Афанасий, просто крокодил с хвостом! син(пред)
- Она подобна ожерелью из 108-ми жемчужин. син(пред)
В модальности син(пред) звучат краткие реплики с акцентом на неименованном (неуникальном) объекте, выраженным видовым понятием:
- Дай мне варенья. син (пред)
- Ты против меня - что гусь против страуса! син (пред)
В этой же модальности звучат в устных диалогах краткие ответы из одного-двух слов, содержащие малоинформативные для партнеров слова предметного плана, или же используемые в переносном значении например:
- Ты взяла с собой зонтик?
- Зонтик?! син (пред)
(в последней реплике слово "зонтик" неинформативно, так как не несет новой для партнера или протагониста информации).
- Ну скажи мне, кто я для тебя?
- Гусь. син(пред)
Фразеологизмы и пословицы в модальности син(пред):
Новгород - отец, Киев - мать, Москва - сердце, Петербург - голова.
Назвался груздем - полезай в кузов.
Хлеб да соль.
Упражнение. Придумайте ситуации, где возникает модальность син(пред).
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору так, чтобы они получили модальность син (пред).
1. - Холодно, холодно!
2. - (грозно) Афанасий!
3. - Предлагаю встретиться в ресторане "Элизиум".
4. - Петербург - это вам не Москва!
5. - Очень приятно было с вами познакомиться, Христина!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору в модальности син(пред).
1. - Почему у вашего чугунного утюга ручка отломана?
2. - А у меня прыщ на носу! На самом кончике вскочил!
3. - Со мной просто: что в лоб - что по лбу. Ничего не понимаю.
4. - Да вы понимаете, что такое морская качка?!
5. - Нет, сынок, разумом ты еще не велик.
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в модальности син(пред).
1. Приглашение нового знакомого в гости на жареную индюшку.
2. Жалобы врачу на боли в организме.
3. Апелляция к судье с просьбой унять прокурора.
4. Сомнение публичное в искренности похвал старого врага.
5. Предложение гостю выпить зеленого чая.
Модальность кач(син)
Качественно-синтетическая модальность характерна для акцента на качестве, имеющем отношение к тому или иному целостному объекту - в речи он обычно выступает своим именем:
- Это не твой свитер, а Васин! кач(син)
- Интересная барышня - а по речи типично питерская. кач(син)
Другой вариант возникновения этой модальности - качество, выраженное метафорой (которая, однако, не должна "затмить" своей яркостью основной смысл реплики, иначе получится син(кач)-модальность):
- Ты наивна, как дикая горная коза. кач(син)
- Ты мне очень нужна - как оазис заблудившемуся в пустыне страннику. кач(син)
Синтетическая субмодальность возникает в содержательных качественных трансляциях, очень кратких или афористичных по форме, что типично для устной речи:
- Ты какую хочешь ягоду?
- Спелую! кач(син)
Если в короткой (афористической) фразе сделать сильный акцент на одном из его слов, являющимся содержательным качеством или действием, то также часто возникает качественно-синтетическая трансляция:
- Пожалел волк кобылу - сожрал дочиста. кач(син)
- А ты ее уволь! кач(син)
- Хочу дочку молодую, веселую! кач(син)
Фразеологизмы и пословицы в модальности кач(син):
Старших и в Орде почитают.
Потей, Фаддей, до звезды говей, а леща подавай.
Знать Феклу по рылу мокру.
Упражнение. Придумайте ситуации, где возникает модальность кач(син).
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору так, чтобы они получили модальность кач(син).
1. - Уйди!
2. - В пределах моего понимания текущая политика стран Евросоюза весьма и весьма близорука.
3. - А если Земля плоская, то что же, Бога нет?!
4. - А если ты, брат, меня не понимаешь, то лучше нам разойтись мирно.
5. - Где ты, моя юность, мои кудри и румяные щеки?
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и пять вопросов по своему выбору в модальности кач(син).
1. - Располагайтесь, Афанасий Игнатьевич, где хотите, вот вам диван, вот вам креслице мягкое.
2. - Ой, не надо!
3. - Трудно, конечно, предсказывать будущее - это дорого стоит, по нашим-то временам!
4. - Не смешите меня больше - а то морщины на лице образуются!
5. - Пока мужчины не начнут красить себе губы, они не поймут, что такое красота!
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в модальности кач(син).
1. Заигрывание с пожилым солидным господином в фойе гостиницы.
2. Попытка знакомства с мускулистым высоким парнем на остановке автобуса.
3. Предъявление претензий приватное к новой кукле, обижающей старых.
4. Сочувствие престарелому родственнику в больнице.
5. Обвинение сына в краже конфет из буфета публичное.
Модальность кач(кач)
Качественно-качественная модальность характерна для акцентированных качественных определений, уточненных другими качествами:
- Чрезвычайно остро! кач(кач)
- Не сомневайся, я уйду быстро! кач(кач)
- Такой красивый - словно позолоченный! кач(кач)
Фразеологизмы и пословицы в модальности кач(кач):
Пошел черных кобелей набело перемывать.
Горе тому, кто непорядком живет в дому.
Не хозяин, кто своего хозяйства не знает.
Упражнение. Придумайте ситуации, где возникает модальность кач(кач).
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору так, чтобы они получили модальность кач(кач).
1. - Пряников и конфет!
2. - Своя хата с краю.
3. - (при неожиданной встрече в переулке) Вассиан!
4. - Морщины появляются вследствие грехов - против собственной личности!
5. - Пиши - пропало, и кукусики!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и пять вопросов по своему выбору в модальности кач(кач).
1. - Где вы живете, милая незнакомка?
2. - Мне огурчиков не надо - мне бы салату.
3. - Ну пожалуйста, Гурьян!
4. - Ох! Ну просто ах!
5. - Не знаю, дорогой, не знаю... сомневаюсь, одним словом.
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в модальности кач(кач).
1. Просьба к лечащему врачу быть внимательнее.
2. Попытка вялая уладить недавнюю ссору со старшим братом.
3. Обида прямая публичная горькая на младшую сестру.
4. Угроза в виде легкого намека деловая на ближайшее будущее своему кумиру.
5. Извинение публичное перед подчиненным за ошибку в руководстве.
Модальность кач(пред)
Качественно-предметная модальность характерна для качественных определений, глаголов, причастий, апеллирующих к предметному плану: глазастый, головастый, толстоухий, столовый, ореховый, напольный, ножевой, ударный, шагающий, пижонить, бражничать.
Эта модальность возникает при образовании качеств с помощью предметного плана, что довольно распространено:
- Какое вам мороженое?
- С орехом! кач(пред)
- А у меня теперь письменный стол - ты представляешь - весь с резьбой! кач(пред)
Однако если бы эта резьба распространялась не на весь стол, а лишь на его часть, то качественная модальность превратилась бы в предметную:
- А у моего письменного стола ноги - в резьбе! пред(пред)
Еще примеры:
- Зеленый в крапинку. кач(пред)
- Смешно до колик. кач(пред)
- Пьяный в дым. кач(пред)
Фразеологизмы и пословицы в модальности кач(пред):
Замерз, как француз.
Сущий итальянец.
Ни кола, ни двора.
Толкается, что собака на кухне.
Сдуру, что с дубу.
Пролениться - и хлеба лишиться.
Русский немцу задал перцу.
Злее злого татарина.
Упражнение. Придумайте ситуации, где возникает модальность кач(пред).
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору так, чтобы они получили модальность кач(пред).
1. - (неодобрительно) Ну-ну, Устин!
2. - Эх, где только наша не пропадала!
3. - Замшелая ты коряга, Фалалей!
4. - Мне сомнительно, чтобы современное общество оказалось способным выработать свежую идеологию.
5. - Что-то ты, Сабина, сегодня не делу пузыришься!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и пять вопросов по своему выбору в модальности кач(пред).
1. - Не распускай нюни, Платонида!
2. - А я обижусь!
3. - Ха-ха!
4. - Видишь ли, Терентий, дел у меня сейчас - невпроворот, вот в чем закавыка.
5. - Пляши, деревня!
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в модальности кач(пред).
1. Приветствие на морском курорте старого возлюбленного, неожиданно встреченного в сопровождении подруги.
2. Представление официальное новой куклы старым.
3. Предъявление претензий серьезных кратковременных приватных домашнему животному.
4. Приглашение неофициальное отдаленное по времени необязательное нового знакомого в гости.
5. Прощание неофициальное надолго на курорте с новым знакомым среднего возраста .
Модальность пред(син)
Предметно-синтетическая модальность возникает при акцентуации названий типа: город Москва, теплоход "Есенин", собака Тява, гора Арарат.
Словосочетания типа "товарищ Бендер" или "майор Пронин" имеют модальность пред(син), если используются в перечислениях или как часть общей картины:
- С нами будут Алевтина, Анисья и Анастасия. пред(син)
- В скором времени подойдут наши товарищи и в их числе (значительно) товарищ Гугенотов. пред(син)
Однако при обращении или сильной акцентуации такого рода выражения приобретают модальность син(кач):
- Позвольте представиться: (торжественно) герцог Бэкингемский! син(кач)
Интересная амбивалентность возникает при представлении детей и домашних животных. Вот хозяин дома знакомит гостя со своим семейством:
- А это - моя дочь Варенька.
Для отца "дочь Варенька" имеет модальность син(кач), а для гостя, не особенно заинтересованного в детях - модальность пред(син) (то есть "ребенок с данным именем")! Аналогичная ситуация и при представлении домашнего животного:
- А это - кот Епифан.
Для хозяйки эта трансляция имеет модальность син(пред), а для равнодушного к животным гостя - пред(син) (то есть животное из семьи кошачьих с таким-то именем) , и взаимопонимания такое расхождение в модальностях им не прибавит.
Фразеологизмы и пословицы в модальности пред(син):
Друг на дружку, а все на Петрушку.
Все за одного, один за всех.
Божья рука - владыка.
Не всяк Иван Иванович, а кому Бог даст.
Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.
Упражнение. Придумайте ситуации, где возникает модальность пред(син).
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору так, чтобы они получили модальность пред(син).
1. - (игриво) Витусик!
2. - Ах!
3. - Ну неужели?!
4. - Странно и предположить, что Россия может оказаться на периферии мировой истории - это вам не Новая Зеландия!
5. - Не знаю, мамочка, я пока не решил, на ком мне лучше жениться - на актрисе или же поварихе.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и пять вопросов по своему выбору в модальности пред(син).
1. - Ты почему такой ушастый сегодня?
2. - А где бы нам такое уединиться?
3. - Стой, Саломея, я еще не решил ничего!
4. - Зачем тебе эта юбка - наша семья могла бы на эти деньги питаться неделю!
5. - Твои коленки слишком выразительны, Таисия!
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в модальности пред(син).
1. Предъявление своего политического кредо будущему тестю.
2. Месть малая эмоциональная кукле за ее высокомерие.
3. Смятение по поводу готовящихся правительственных реформ, обращенное к домашнему животному.
4. Приглашение приватное новой подруги на вернисаж модного художника Зверева.
5. Представление приватное нового знакомого старой подруге.
Модальность пред(кач)
Предметно-качественная модальность характерна для трансляций, акцентирующих объекты, материализующие качество или действие: рабочий, слуга, информатор, переводчик, любовник.
Для этой модальности типичны почти сливающиеся устойчивые словосочетания (фразеологизмы), отвечающие формуле "прилагательное + существительное", типа "драная кошка", "дурак набитый", "чистый ангел" и т. п.
- А вот и мой суженый! пред(кач)
- Выходят начинающие! пред (кач)
- Мне свойственны разные черты характера: трудолюбие и разгильдяйство, интерес к новому и равнодушие к устаревшему, любовь к ближнему и равнодушие в религии... пред(кач)
Фразеологизмы и пословицы в модальности пред(кач):
Перышки рябеньки, голова гладенька.
Бане не сгореть, а овина не потушить.
Подержись за мотовило, подержись за молотило, а дудка сама придет.
Была б мука да сито, и сама б я была сыта.
Семь топоров вместе лежат, а две прялки врознь.
Своя рубаха - свой простор и своя теснота.
Упражнение. Придумайте ситуации, где возникает модальность пред(кач).
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору так, чтобы они получили модальность пред(кач).
1. - Туз - он и в Африке туз.
2. - Пришлите мне устриц свежих дюжину, и поскорее.
3. - Не преследуйте меня ежечасно, Бенедикт!
4. - Пора почивать, барышня!
5. - Преследование инакомыслящих в науке - занятие, бесперспективное по большому счету, но иногда очень эффективное по малому.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и пять вопросов по своему выбору в модальности пред(кач).
1. - Сколько вам лет, сударыня?
2. - Приглашение в гости все еще действует, Фаина!
3. - Очень прошу, Аполлинарий!
4. - Суровая и, главное, долгая сибирская зима - это в первую очередь испытание духа, Аввакум!
5. - Зачем мне, в моем возрасте, аквариум, Феона?
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в модальности пред(кач).
1. Предложение приватное энергичное к подчиненному расстаться по-хорошему.
2. Объявление неофициальное подчиненным о начале долгого неприятного сюжета на фирме.
3. Приглашение неформальное любимого в антракте в буфет театра.
4. Признание приватное вины небольшой искупимой перед домашним животным.
5. Прощание неофициальное с попутчиком ненадолго в горах.
Модальность пред(пред)
Предметно-предметная модальность характерна для акцентированных частей объектов, например: хвост собаки, кончик носа заседателя.
- Мама, посмотри на верхнюю губу моего рта! пред (пред)
- На севере Сибири находятся устья Енисея, Лены, Индигирки. пред(пред)
Однако такие выражения как "тарелка щей" или "корзина грибов" имеют скорее модальность пред(кач), нежели пред(пред).
Фразеологизмы и пословицы в модальности пред(пред):
Он служит за козла на конюшне.
Избушка на курьих ножках.
Под нос, не под локоть.
Язык языку весть подает.
На устах у всех.
Мир по слюнке плюнет, так море.
Книга, а в ней кукиш да фига.
Упражнение. Придумайте ситуации, где возникает модальность пред(пред).
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору так, чтобы они получили модальность пред(пред).
1. - У вас так уютно, Улита Аскольдовна!
2. - Общаемся помаленьку.
3. - Так-то оно так, да нет так.
4. - Ух!
5. - А мед твой - липовый или гречишный?
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и пять вопросов по своему выбору в модальности пред(пред).
1. - Пропусти на клабище, товарищ!
2. - За такое дело с большим умом браться надо!
3. - А мне до твоего голода что за дело?
4. - Напиши своему сыну письмо, отец!
5. - Выразись покороче, Харлампий!
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в модальности пред(пред).
1. Предложение дорогому гостю официальное поужинать.
2. Прощание с любимым городом при расставании надолго.
3. Объявление официальное небольшого форс-мажора семье.
4. Комплимент стареющей даме на официальном собрании.
5. Сочувствие неофициальное близкому родственнику по поводу большой восполнимой утраты.
Упражнение. Определите сложные триадические модальности десяти пословиц и поговорок по своему выбору.
Упражнение. Определите простые или сложные триадические модальности трансляций в следующих диалогах и в пяти диалогах по вашему выбору. При необходимости уточните контекст и стилистику самостоятельно.
1. - Парфен, ты рыбок кормил?
- (отрицательно мотая головой) У-у.
2. - Ты самая лучшая, самая красивая, самая желанная!
- (гневно) Что?!
3. - (значительно) Одна щука всех карасей не переловит.
- Так мы ей поможем!
4. - Нифонт Александрович!
- Скучно, Варенька?
5. - Павлуша, ты меня вправду любишь?
- (с чувством) Эх!
6. - Приятно все же, что, несмотря на все пророчества, наша экономика за истекший период все же не треснула по швам.
- Бог не выдаст, свинья - не съест.
7. - У-тю-тю, миленький!
- Нагоню - не уцелеешь, Василиса!
8. - Ты меня, Ксенофонт, пожалуйста, не утомляй!
- Причинять женщине удовольствие - основная моя жизненная цель, голубушка.
9. - Гни спину, не гни спину - все одно болит!
- По воле Божией все происходит, Агнесса, не иначе, дорогая!
10. - Прощай или до свидания, Тигран?
- Угадай сама.
Упражнение. Определите простые диалектические модальности следующих трансляций и пяти трансляций по своему выбору и модифицируйте их, придав им различные субмодальности: а) синтетическую, б) качественную и в) предметную.
1. - Заходи вечерком, Ромуальд!
2. - Зачем вам понадобился щенок ротвейлера?
3. - Дранка-то неплоха - вот уложена черт знает как!
4. - Меня укусил комар - огромный!
5. - Ты норов-то свой придержи, голубушка!
Пример.
1а) - Заходи вечерком, (значительно) Ромуальд! син(син)
1б) - Заходи вечерком, Ромуальд - погреемся, поболтаем! син(кач)
1в) - Заходи вечерком, Ромуальд - чай, пироги, варенье будут! син(пред)
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору так, чтобы они получили следующие сложные модальности а) син(кач), б) син(пред), в) пред(кач).
1. - Озяб совершенно!
2. - А ты плюнь! Три раза! Через левое плечо!
3. - Хорошо, Ростислав, я согласен.
4. - Небывалые морозы охватили всю Сибирь, а ты жалуешься!
5. - А вы бывали на Байкале весной?
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору так, чтобы они получили следующие сложные модальности а) кач(кач), б) кач(пред), в) пред(пред).
1. - Да.
2. - Трудно сказать наверняка.
3. - Водкой, водкой его растирайте!
4. - Ах, я волнуюсь!
5. - Не очень похоже.
Упражнение. Ответьте на следующие вопросы и на пять вопросов по своему выбору в следующих сложных модальностях: а) кач (син), б) син (кач), в) пред (кач) и г) кач (пред).
1. - Кто у нас в доме хозяин?!
2. - Где лежит мое нижнее белье?
3. - Почему мне всегда больше других достается?
4. - Почему у зайца хвостик короткий, а у лисы - длинный?
5. - Почему у бабушки нос крючком?
Упражнение. Ответьте на следующие вопросы и на пять вопросов по своему выбору в следующих сложных диалектических модальностях: а) пред (син), б) син (пред), в) пред (пред), и г)кач (кач).
1. - Кто съел мой кусок яблочного пирога?
2. - Как вас зовут, незнакомка?
3. - Каковы же эти горы?
4. - Где моя шляпка?
5. - Отчего это гусь свинье не товарищ?
Упражнение. Придумайте диалоги по следующим темам и по пяти темам по вашему выбору. Действующие лица должны придерживаться следующих модальностей:
а) протагонист - син (кач), партнер - пред (син)
б) протагонист - кач (кач), партнер - син (пред)
в) протагонист - пред (кач), партнер - кач (син).
1. Первоклассник Виля объясняет своей учительнице Пульхерии Христофоровне, почему он вчера не смог прийти в школу. Учительница пытается навесить на него вину и объяснить, что школа для него должна быть важнее дома. Виля ее не понимает.
2. Большой начальник Зиновий Каллистратович сразу после работы заезжает к своей любовнице Ефросинье и пытается рассказать ей о последних событиях в его учреждении. Ефросинья, однако, настроена исключительно на эротику.
3. Молодой журналист Мартирий берет интервью у старого поэта Феоктиста Нифонтовича Трепоглазова, друга Маяковского и Ахматовой.
4. Складской пес Елизарыч предлагает болонке Дуне прошвырнуться по дворам. Дуне интересно, но она побаивается неодобрения своей хозяйки Изабеллы.
5. Дама Виолетта пытается выяснить у своего кактуса, почему тот пребывает не в духе.
Упражнение. Придумайте диалоги по следующим темам и по пяти темам по вашему выбору. Действующие лица должны придерживаться следующих модальностей:
а) протагонист - син (пред), партнер - кач (син)
б) протагонист - кач (пред), партнер - син (кач)
в) протагонист - пред (пред), партнер - пред (син).
1. Студентка-первокурсница Агния расспрашивает своего отца, как тот ухаживал за ее мамой и другими девушками, и одновременно прикидывает, насколько эти манеры применимы сегодня.
2. Антрепренер Антоний предлагает звезде эстрады Клависсии различные варианты летнего отдыха. Звезда капризничает.
3. В туристическое агентство "Ниагара" приходит клиент, желающий посетить Африку, но обеспокоенный ее опасностями. Сотрудник бюро Протас его успокаивает, но не хочет брать на фирму слишком большую ответственность.
4. Мардарий - хозяин кота Гладиатора - пытается у него выяснить, почему одни коты ловят мышей и их едят, а другие - нет.
5. Холостяк Виктор пытается выяснить у своего дивана, почему тот так громко скрипит по ночам.
КОММУНИКАТИВНАЯ ПРАКТИКА
Сравнения триадических модальностей
Самой высокой (тонкой) из триадических модальностей является синтетическая, самой низкой (плотной) является предметная.
Чистые и смешанные трансляции
Если в трансляции можно найти влияние лишь одного из трех триадических архетипов, то она называется триадически-чистой, и ее триадическая модальность очевидна, например:
- (представляясь) Вавила Валерьянович. (син)
- (гневно) Уходи, несчастный, и больше не появляйся никогда, особенно голым! (кач)
- Где Виссарион? - В зоопарке у обезьянника или против вольера с кенгуру. (пред)
Однако нередко встречаются трансляции, в которых ощущаются влияния двух, а иногда и всех трех триадических архетипов, то есть присутствуют маркеры более чем одной триадической модальности. Такие трансляции являются триадически-смешанными, например:
- А тебе, должно быть стыдно, Олимпий! (кач, син)
- А вот тебе суп гороховый вкусный, вермишель с сыром и томатным соусом, и несравненный грушевый компот! (пред, кач)
- Куда мне теперь идти?
- В задницу! (син, пред)
- (официально представляя) Господин бригадный генерал с супругой! (син, кач, пред)
Однако субъективно, то есть в индивидуальном восприятии, смешанные трансляции всегда как-то дополнительно акцентируются, получая определенную триадическую модальность - простую или сложную. Иными словами, подсознание человека выделяет в смешанной трансляции одну из модальностей и ее акцентирует, превращая в основную, а остальные игнорирует или превращает в субмодальности. Как именно это происходит, зависит от контекста и особенностей индивидуального подсознания.
Как же ставится этот акцент, определяющий основную простую модальность трансляции? Здесь есть определенные правила, главные из которых следующие:
- В отсутствие качественных и предметных маркеров модальность короткой осмысленной трансляции - синтетическая.
- Последняя часть (особенно последнее слово-два) длинной трансляции имеет большую акцентировку по сравнению с ее началом и серединой.
Однако основой для определения модальности смешанной трансляции является расстановка акцентов, определяемая ситуацией и стилистикой.
Упражнение. Придумайте по пять примеров смешанных трансляций с ощутимым одновременным влиянием следующих архетипов:
1. Синтетического и Качественного,
2. Синтетического и Предметного,
3. Качественного и Предметного,
4. Синтетического, Качественного и Предметного.
Упражнение. Минимальными стилистическими средствами акцентируйте следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору, сделав их: а) синтетическими, б) качественными и в) предметными.
1. - А теперь, мой милый Шустрик, слушай внимательно своего хозяина.
2. - Мы, Аграфена, идем гулять на природу.
3. - По прошествию некоторого времени все у нас образуется, Феофил.
4. - И Харитон тут же позорно удрал за реку.
5. - Смейся, нечестивец, пока по земле бродишь - перед лицом Аллаха по-другому заговоришь!
Пример.
1а) - А теперь, мой милый Шустрик, слушай внимательно своего хозяина. (син)
1б) - А теперь, мой милый Шустрик, слушай внимательно своего хозяина. (кач)
1в) - А теперь, мой милый Шустрик, слушай внимательно своего... (пауза; многозначительно) хозяина. (пред)
Синтонность и антитонность
Триадически-синтонный ответ - это ответ в той же триадической модальности, что использовал протагонист, например, синтетический ответ на синтетическое обращение, или предметный - на предметное. Триадически-антитонный ответ - это ответ в родственной триадической модальности, например, синтетический или качественный ответ на предметное обращение.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору: а) триадически-синтонно, б) и в) триадически-антитонно.
1. - Я тебя не звал, Гермоген!
2. - Ну же, Силуян, давай! Давай скорее!
3. - Чего от судьбы ждать?
4. - Мало-помалу детишек растим - вот и все наше занятие.
5. - Мало, Северин, мало!
Пример.
1а) - (укоризненно) Да...а! (син)
1б) - Ухожу, ухожу, ухожу. (кач)
1в) - Я не к тебе, Гермоген, а в твой дом пришел! (пред)
Упражнение. Ответьте на следующие просьбы и на пять просьб по своему выбору прямым или косвенным согласием: а) синтонно, б) и в) антитонно.
1. - Подай мне плащ, Панкрат!
2. - Помогите!
3. - Мне нужна помощница - ловкая, сообразительная, не слишком молодая, но и не старая - вы согласны?
4. - Не торчи здесь, пожалуйста, как кость в горле!
5. - Ты проводишь меня до вокзала?
Пример.
1а) - (подавая) Вот. (син)
1б) - С радостью подаю и почитанием! (кач)
1в) - Вот тебе плащик, с капюшончиком и кармашком. (пред)
Амбивалентность
Амбивалентность трансляции это явление, заключающееся в том, что протагонист воспринимает свою реплику в одной модальности, а его партнер - в другой (родственной). Вот, например, муж сообщает своей жене:
- Я сегодня разговаривал с Иринархом. -
и делает при этом (ощутимый для себя) акцент на слове "разговаривал", поскольку разговор этот был для него трудным и напряженным; для него, следовательно эта реплика имеет качественную модальность. Однако для жены этот сотрудник мужа - фигура неизвестная и экзотическая, поэтому для нее в реплике мужа естественно слышится акцент на имени ("Иринарх"), и реплика воспринимается ею как синтетическая.
А вот еще один пример. Жена, довольная мужем, говорит ему:
- Какой ты милый!
Она понимает свою трансляцию в качественной модальности, но если муж не очень внимателен и не склонен обращать внимания на сантименты, он воспримет ее слова как символ хорошего отношения, то есть в синтетической модальности. Разница психологически довольно существенная, и ведет в перспективе к большим проблемам.
Упражнение. Приведите примеры триадически-амбивалентных транляций.
Упражнение. Подумайте, могут ли оказать амбивалентными следующие трансляции.
1. - Я тебя об этом просил.
2. - Нет.
3. - Ой!
4. - Ты мой самый лучший, самый милый, самый любимый!
5. - Пусть будет земля ему пухом.
6. - Полетят клочки по закоулочкам.
7. - Я уже тут.
8. - Велика, могуча, непреклонна.
9. - Я к Эммануилу Сигизмундовичу.
10. - Ура!
Синастрические маркеры и комплементарность
Синастрические маркеры указывают желательную модальность ответа партнера. Ответ в модальности, на которую указывают синастрические маркеры, будет комплементарным, а ответ в другой (родственной) модальности - некомплементарным. Комплементарный ответ воспринимается как естественный, гладко продолжающий диалог, некомплементарный - как "не такой", неудобный, раздражающий, рвущий коммуникацию.
Явные синтетические синастрические маркеры содержатся в таких высказываниях:
- Отвечай коротко и ясно.
- Скажи: да или нет?

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>