<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

3. - (при встрече) Ой, Патрикейчик!
4. - Нам и не такое сдюжить можно, Сосипатр!
5. - Смейся, Фабиан - только как бы потом работать не пришлось.
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле "синтетический контрапункт".
1. Принятие прямое приватного предложения высокого начальника.
2. Сомнение в себе публичное на работе.
3. Согласие публичное эмоциональное с общим мнением.
4. Несогласие решительное вежливое с мнением отца.
5. Вручение подарка существенного старшему родственнику.
Формула "Качественный контрапункт": пред - ... - пред - кач
Эта формула применяется, например, когда нужно дать аргументированный (психологически) качественный вывод:
- И я отдала ему все свои деньги. (пред) А кроме того, он забрал все книги и аппаратуру. (пред) И посуду. (пред) И я в результате осталась - абсолютно голой! (кач)
- Я не буду твою кашу! (пред) И суп! (пред) И запеканку! (пред) И от голода - умру! (кач)
Упражнение. Придумайте примеры ситуаций, в которых удобна формула "качественный контрапункт".
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по вашему выбору, воспользовавшись формулой "качественный контрапункт".
1. - Мне это сложно.
2. - Почему же нет?
3. - Пора, пора нам рассказать все маме.
4. - Ну и что, мне нет 16-ти, зато есть 15!
5. - Ваша длинноногость превышает все мои мечты, Фелицата!
Упражнение. Продолжите по формуле "качественный контрапункт" следующие предметные реплики и пять предметных реплик по своему выбору, усилив или развернув их.
1. - Нет, подошвы не отлетели.
2. - Хочешь - не хочешь, пирог уже съели.
3. - Я купила себе кофточку.
4. - И я упал - на песок, к счастью.
5. - У меня есть сомнения, Ростислав.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору по формуле "качественный контрапункт".
1. - Кто у нас такой сообразительный?
2. - Зачем мне твой локон?
3. - Почему ты все время на меня смотришь?
4. - Ты не совсем прилично одет, Самсон.
5. - Каждому - свое, Феофил.
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле "качественный контрапункт".
1. Принятие благодарное малого подарка от ребенка.
2. Возражение публичное оппоненту по существу.
3. Похвала публичная подчиненному за смекалку.
4. Приветствие на улице нового знакомого, встреченного якобы случайно.
5. Представление друга на новом для него месте работы.
Формула "Предметный контрапункт": кач - ... - кач - пред
Это очень удобная для создания сильного предметного акцента формула:
- Я его так люблю! (кач) Просто обожаю! (кач) Он такой милый! (кач) Нежный! (кач) Ласковый! (кач) И я его всегда целую в самый... (пауза) кончик хвоста! (пред)
- Ходил я за ним, ходил... (кач) чуть не заблудился, промок, продрог... (кач) убил наконец (кач) вон висит! (показывает рукой на висящую на стене шкуру медведя) (пред)
Упражнение. Придумайте примеры ситуаций, в которых удобна формула "предметный контрапункт".
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по вашему выбору, воспользовавшись формулой "предметный контрапункт".
1. - Скоро дома!
2. - Ботинок завяжи!
3. - Доброе утро, Никодим Фалалеевич!
4. - А если тебя узлом завязать - тоже не заплачешь?
5. - Я не жду от вас добра, Фотий Ильич - никакого.
Упражнение. Продолжите по формуле "предметный контрапункт" следующие качественные реплики и пять качественных реплик по своему выбору, усилив или развернув их.
1. - Сдаюсь, сдаюсь, сдаюсь.
2. - Несомненно я отправляюсь.
3. - Мне, пожалуйста, послаще.
4. - Понимаешь, Серафима, я человек сильный.
5. - Ну, не сможешь - так и не старайся, обойдемся как-нибудь, выкарабкаемся самостоятельно.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору по формуле "предметный контрапункт".
1. - Где ваш начальник?
2. - Мне нужен директор зоопарка Харитон Харитонович.
3. - Мне бы хотелось попутешествовать по Африке.
4. - А кто для вас авторитет, дорогая Сарра?
5. - Что печалишься, Христофор?
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле "предметный контрапункт".
1. Приглашение официальное приватное начальника в гости.
2. Предъявление претензии серьезной небольшой дома к матери.
3. Обвинение громкое необдуманное приватное бездельнику-сыну.
4. Извинение малое серьезное наедине перед фикусом.
5. Требование необходимое приватное к молодой жене.
Формула "Тонкая змейка": ... кач - син - кач - син ...
Эта формула может использоваться в длинных монологах несколько абстрактного характера:
- Я прошу тебя, прошу преданно... (кач) Настоящий друг познается в беде. (син) Не откажи, тебе же совсем не трудно, скорее легко помочь... (кач) Что для горного орла - перелететь через ущелье? (син) Легко и приятно, и даже наверное полезно. (кач) А так ты в своем гнезде засиделся! (син) Разомнись, тряхни стариной, разогнись, разгони кровь застоявшуюся!.. (кач)
Упражнение. Напишите, пользуясь формулой "тонкая змейка", рассказы на следующие темы и на пять тем по своему выбору.
1. Как я плавал по реке.
2. Как я ловил рыбу.
3. Как я жарил картошку.
4. Как к нам в гости приезжала тетя Лика.
5. Как учительница нам географию рассказывала.
Формула "Плотная змейка": ... пред - кач - пред - кач ...
Эта формула хороша для длинных монологов с конкретным содержанием:
- Помоги мне! Помоги! (кач) Ну, работу мне надо подыскать... (пред) А я много чего умею: кормить, убирать, дрессировать, пресмыкаться... (кач) Ты же можешь меня взять - хоть садовницей, хоть смотрителем животных. (пред) Ты же добрый, могущественный... (кач) Ну хочешь, я за волками буду ухаживать! Или за лисами... (пред) Я их буду любить, кормить... лелеять! (кач) На хвосты бантики завяжу! (пред)
Упражнение. Напишите, пользуясь формулой "плотная змейка", рассказы на следующие темы и на пять тем по своему выбору.
1. Монолог мужа, уставшего после работы.
2. Жалобы женщины средних лет врачу на здоровье.
3. Рассказ начальника средней руки о своих проблемах попутчику в скором поезде.
4. Критика сына, плохо закончившего 5-й класс.
5. Уговоры, обращенные к дочери, не выходить раньше времени замуж.
Формула "Синкопы": ... син - пред - син - пред ...
Эта формула создает от монолога впечатление постоянных прыжков через овраг; она весьма динамична, но долго ее произносить и воспринимать трудно:
- Остап, это Платончик. (син) Шкура твоя цела? (пред) Ну, береженого Бог бережет. (син) Яблоки в порядке, фруктики наши. А также груши и апельсины. (пред) Но рынок есть рынок. (син) За товаром нужен глаз, фейхойчики вы мои да гранатики!.. (пред)
Упражнение. Напишите, пользуясь формулой "синкопы" рассказы на следующие темы и на пять тем по своему выбору.
1. Рассказ о случае в горах с моралью.
2. Сомнение разгневанного мужа в профессиональной пригодности жены для домашнего хозяйства.
3. Развернутый тост в честь юбиляра-академика живописи.
4. О недостатках политики правительства.
5. О правильном воспитании детей.
Мягкие модальные переходы
Переход (в пределах одной трансляции) от одной чистой модальности к другой (родственной) нередко воспринимается как жесткий. Однако его можно смягчить промежуточной фразой со сложной модальностью.
Существуют две основные мягкие формулы перехода от одной чистой модальности (М1) к родственной ей (М2):
формула "ковер": М1 - М1(М2) - М2
формула "плащ": М1 - М2(М1) - М2
Например, переход от качественной модальности к синтетической по формуле "ковер" выглядит так:
- Здравствуй, моя милая, ненаглядная! (кач) Такая похожая на прекрасную Царевну-Лебедь! кач(син) Я прямо влюблен в тебя! (син)
Формула "качественно-синтетический плащ" иллюстрируется следующим монологом:
- Здравствуй, моя милая, ненаглядная! (кач) Царевна-Лебедь моя удивительная! син(кач) Я прямо влюблен в тебя! (син)
Упражнение. Продолжите следующие реплики и пять синтетических реплик по вашему выбору, пользуясь формулами "синтетически-качественный плащ" и "синтетически-качественный ковер".
1. - Как так?
2. - (энергичный кивок головой)
3. - Ну и ну, Гервасий!
4. - Я все понимаю, Инесса.
5. - Вон из моего дома!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формулам "синтетически-качественный плащ" и "синтетически-качественный ковер".
1. - Как поживает твоя игуана, Симеон?
2. - Дождись меня, Хрисанф!
3. - Неужели тебя не беспокоит судьба уссурийских тигров, Флорентий?
4. - Ах, нет, не сразу, Ферапонт!
5. - Спешите на наш карнавал!
Упражнение. Придумайте в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору обращения по формулам "синтетически-качественный плащ" и "синтетически-качественный ковер".
1. Просьба наедине необычная терпящая ответственная к деловому партнеру.
2. Обида прямая наедине большая на сотрудника.
3. Угроза в форме легкого намека физическая кукле.
4. Поддержка эмоциональная подруги, обиженной несправедливым преподавателем.
5. Комплимент целенаправленный неслучайный подготовленный новой кукле.
Упражнение. Продолжите следующие реплики и пять синтетических реплик по вашему выбору, пользуясь формулами "синтетически-предметный плащ" и "синтетически-предметный ковер".
1. - Ты мне подходишь.
2. - Печальна участь человека.
3. - Туда - и обратно, Виля!
4. - Мне это не по нутру.
5. - Казалось бы, пустяк.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формулам "синтетически-предметный плащ" и "синтетически-предметный ковер".
1. - Куда твоя дорога, странник?
2. - Вы вправду хотите меня накормить, сударь?
3. - История твоя на этом окончилась, Светозар?
4. - Почему ты хочешь от меня избавиться, Протасий?
5. - А не стать ли тебе врачом, Симон?
Упражнение. Придумайте в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору обращения по формулам "синтетически-предметный плащ" и "синтетически-предметный ковер".
1. Обещание исполнимое приватное интимное любимой.
2. Приказ трудный ответственный домашнему животному.
3. Поручение трудное спонтанное публичное первому ученику класса.
4. Задание трудное продолжительное интересное кукле.
5. Возложение публичное вины немалой перед родителями на младшего брата.
Упражнение. Продолжите следующие реплики и пять качественных реплик по вашему выбору, пользуясь формулами "качественно-синтетический плащ" и "качественно-синтетический ковер".
1. - Слушай меня, не перебивая! Отнюдь!
2. - Сомнительно, дорогой мой Сакердон Сакердонович, более чем сомнительно мне это!
3. - Чудная, шикарная, прекрасная и недорогая накидка!
4. - Что-то с мной произошло - нехорошо мне, одним словом.
5. - Ты и веселая, ты и звонкая, - зачем не моя?
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формулам "качественно-синтетический плащ" и "качественно-синтетический ковер".
1. - Усни скорее - и все забудешь, Поликсена.
2. - Отвечай, где ты нашла этого своего "кавалера", Фекла!
3. - И почему это твой носик лучше? Нисколько!
4. - А ты не замерзнешь, Северин?
5. - Пошли, Феоктиста, нас здесь не полюбили и даже не поняли.
Упражнение. Придумайте в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору обращения по формулам "качественно-синтетический плащ" и "качественно-синтетический ковер".
1. Предложение неофициальное приватное другу сократиться.
2. Донос с подписью на наглого кота хозяину дома письменный от верной собаки.
3. Объявление форс-мажора публичное мужу.
4. Объявление приватное о прекращении сюжета на работе.
5. Сочувствие искреннее приватное новому знакомому по случаю восполнимой тяжелой утраты.
Упражнение. Продолжите следующие реплики и пять качественных реплик по вашему выбору, пользуясь формулами "качественно-предметный плащ" и "качественно-предметный ковер".
1. - Веселенький такой, хорошенький - прелесть!
2. - Мне нужен соответствующий мне мужчина!
3. - Старость - это не худшее, что меня терзает, совсем не худшее!
4. - Прилежно, Аннушка, прилежно вышивай - иначе тебе не сдобровать!
5. - Сторонка-то нынче моя чужая, иноземная...
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формулам "качественно-предметный плащ" и "качественно-предметный ковер".
1. - А почему у тебя виноватые глаза?
2. - Неужто я такая старя да страшная?
3. - По дорожке-то далеко еще идти будет?
4. - Богатство тебя не испортило? Неужели ты первый, Эрнест?
5. - Не кручинься, бабушка, я за своим братиком присмотрю, пока тебя не будет.
Упражнение. Придумайте в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору обращения по формулам "качественно-предметный плащ" и "качественно-предметный ковер".
1. Прощание официальное с сотрудником, отправляющимся в длительное путешествие в Африку.
2. Признание приватное своей неискупимой вины перед умершим родственником.
3. Предложение услуги большой дальнему родственнику приватное.
4. Призыв публичный к послушанию детей немедленному.
5. Отказ прямой вежливый присоединиться к компании.
Упражнение. Продолжите следующие реплики и пять предметных реплик по вашему выбору, пользуясь формулами "предметно-синтетический плащ" и "предметно-синтетический ковер".
1. - Прошу водки и карасей в сметане!
2. - А он мне в ухо попал!
3. - Ах, какая слезка!
4. - Ты по дороге ступай, ее держись.
5. - А ты каблуком притопни!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формулам "предметно-синтетический плащ" и "предметно-синтетический ковер".
1. - Дороги ль твои ягоды, бабушка?
2. - А ножки не устанут?
3. - Ты не ослушайся только - беда будет!
4. - Хороший мальчик, смышленый - чем вам не подходит?
5. - Ну, прощай, друг сердешный!
Упражнение. Придумайте в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору обращения по формулам "предметно-синтетический плащ" и "предметно-синтетический ковер".
1. Принятие недвусмысленное заманчивого предложения нового знакомого.
2. Отказ нерешительный приватный от своих слов.
3. Отклонение косвенное интересного предложения высокого начальника.
4. Выражение решительное публичное своей уверенности в правоте партнера.
5. Сомнение косвенное приватное в своевременности принятого плана.
Упражнение. Продолжите следующие реплики и пять предметных реплик по вашему выбору, пользуясь формулами "предметно-качественный плащ" и "предметно-качественный ковер".
1. - Ну усы-то у него - ого! Усищи!
2. - Он мне даже чаю не налил! Не говоря о сахаре или варенье!
3. - Ты мне кусочек отрежь.
4. - Ну, миллион я тебе не дам, но целковый - вот!
5. - Какие хризантемы он мне приносил - вот это были цветы!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формулам "предметно-качественный плащ" и "предметно-качественный ковер".
1. - Так кто твой враг номер один?
2. - А вы по лесенке, по лесенке спускайтесь. Только осторожно.
3. - Не спешите, извинитесь как следует, Селиверст.
4. - Неужели я достойна?
5. - А почему ты меня в зоопарк не берешь?!
Упражнение. Придумайте в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору обращения по формулам "предметно-качественный плащ" и "предметно-качественный ковер".
1. Согласие косвенное приватное с планами начальства.
2. Несогласие решительное с мнением родителей о свободе детей в семье.
3. Вручение подарка приватное любимому животному.
4. Принятие скромного подарка от нового знакомого.
5. Возражение публичное против действий оппонента.
Упражнение. Вставьте в каждую из следующих трансляций вместо звездочек фразу так, чтобы в результате получились трансляция: а) по формуле "плащ" и б) по формуле "ковер". Придумайте пять аналогичных примеров самостоятельно.
1. - Пора пришла, Виктор. *** И у меня есть отличный вариант.
2. - Я видел сегодня Ульяну. *** Очень, очень милая и заботливая.
3. - Такая очаровательная местность - пустынная, безлюдная, экологически образцовая. *** Это твое, Мисаил.
4. - Веселей, Модест, веселей и разнообразнее. *** Напряги, наконец, свое собственное воображение и мозги.
5. - Не думаю, что это хорошо. *** Прекрати, Никанор!
Пример.
1а) - Пора пришла, Виктор.(син) Каждому мужчине нужна подруга. син(пред) И у меня есть для тебя отличный вариант. (пред)
1б) - Пора пришла, Виктор. (син) Невеста - вот что тебе нужно! пред(син) И у меня есть для тебя отличный вариант.


Глава 2
Холистический архетип:
Глобальный и Локальный
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ
Холистическая семья
Универсальный Холистический архетип представляет собой семью, состоящую из двух высших архетипов: Глобального и Локального.
Глобальный архетип предполагает рассмотрение объекта целиком. При этом объект мыслится как отделенный четкой границей от окружающего мира, и сам этот окружающий мир выносится за рамки рассмотрения - его как бы нет.
Локальный архетип предполагает рассмотрение отдельной части, или элемента некоторого объекта, но эта часть (элемент) не изолируется от других частей и от объекта в целом, но мыслится как связанная с ними (по крайней мере, потенциально) различными связями.
По идее, Холистический архетип может быть получен из Триадического: а именно, Локальный архетип во многом похож на Предметный, а Глобальный - на "сумму" Синтетического и Качественного архетипов. Однако не следует думать, что указанная схема автоматически сводит изучение Холистического архетипа и его модальностей к Триадическому архетипу и триадическим модальностям, и читатели этой главы скоро будут иметь возможность убедиться в этом самостоятельно.
Холистические модальности.
Глобальная модальность свойственна трансляциям, акцентирующим объект своего рассмотрения как (на данный момент) всеобъемлющий, или поглощающий все поле внимания человека:
Я разумеется, говорю о своем городе и людях, в нем живущих. (глоб)

Что у вас болит?
Мне вообще плохо, доктор! (глоб)
Локальная модальность свойственна трансляциям, акцентирующим тот или иной элемент (или ту или иную часть) некоторого целого, которое может быть названо в трансляции, а может иметься в виду:
Я хотел бы обратить внимание диссертанта на пятый параграф второй главы его труда. (лок)
А ты ее по щечке попробуй погладить. (лок)
А теперь, Иван Никанорович, испробуйте мое вишневое варенье и яблочный пирог! (лок)
ХОЛИСТИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ
Когнитивные глобальные маркеры
Наиболее распространенным когнитивным глобальным маркером является акцент на имени, названии или ином обозначении объекта рассмотрения, за рамки которого человек не собирается выходить:
Я всю жизнь прожил в своей стране, России. (глоб)
Я и стираю, и готовлю, и детей воспитываю, и за домом смотрю - все это входит в круг моих обязанностей. (глоб)
Никогда не подводить людей, сказав - исполнять обещание; вот такова моя жизненная философия. (глоб)
Также к глобальную модальность имеют трансляции, акцентирующие то или иное качество глобального объекта рассмотрения:
Вся моя жизнь какая-то... не такая. (глоб)
Я в данном случае выступаю как руководитель своего предприятия - немалого предприятия! (глоб)
Часто в качестве когнитивного глобального маркера служит смысловой акцент на обобщающем понятии:
Иногда огорчаюсь, чаще радуюсь, порой негодую, и все это - моя жизнь! (глоб)
Приходили мои друзья близки и далекие, хорошие знакомые, и не очень - в общем, народу было много. (глоб)
К Глобальному архетипу апеллирует процесс подведения итогов, создание выводов, отчетливое завершение процесса перечисления:
- Мы взяли крюки, веревки, ледорубы, карты, примус, теплую одежду - словом, все, что необходимо в горах. (глоб)
Хорошо готовился, успешно сдал экзамены - и в итоге, разумеется, поступил! (глоб)
Ты меня трижды подвел, два раза оскорбил и четыре раза пренебрег - так что ты мне, извини, не друг! (глоб)
Намек на активность Глобального архетипа несут такие слова и выражения, как все, всё, всякие, в общем, в целом, тема, сюжет, ситуация, концепция. Вообще, родовые, обобщающие и абстрактные понятия несут на себе влияние Глобального архетипа, но насколько сильным оно окажется и определит ли модальность трансляции, нужно каждый раз разбираться отдельно.
Клавдия опять в чем-то недовольна; ну что ты хочешь - женщина! (глоб)
Меня интересует концепция вашей фирмы. (глоб)
Не будет уходить от нашего сюжета, Алевтина. (глоб)
Стилистические глобальные маркеры
Глобальный архетип подразумевает рамку, обозначающую пределы (границу) объекта, и типичным стилистическим глобальным маркером является жест руками, как бы отграничивающий внутреннее содержание от внешней среды (рука или две руки изображают замкнутую линию).
К Глобальному архетипу относятся голова, туловище и тело как целое, и их акцентирование, например, покачивание головой, подчеркнутое ссутуливание, прижимание руки к туловищу или быстрые перемещения тела в целом по пространству часто являются глобальными маркерами:
(отрицательно качает головой) (глоб)
- (в ужасе отпрыгивает назад) Ай! (глоб)
- (прижимает руку к сердцу и смотрит преданно) (глоб)
К Глобальному архетипу тяготеют фигуры речи, представляющие собой развернутые сравнения и метафоры, относящиеся к глобальному объекту рассмотрения или ситуации в целом:
Он свеж и молод, как черноморский кипарис! (глоб)
Я сейчас занят, как Юлий Цезарь. (глоб)
Фразеологические оброты и пословицы под Глобальным архетипом
Куча мала!
Одним духом.
Во весь дух.
В общих чертах.
Одним миром мазаны.
От всей души!
С миром не поспоришь.
Собором и черта поборешь.
Человек божий обшит кожей.
Житье, словно в аду.
Экое лихолетье.
Когнитивные локальные маркеры
Наиболее распространенным когнитивным локальным маркером является акцентирование некоторого фрагмента или элемента рассматриваемого целого:
- А ты посмотри, какие у меня глазки! (лок)
- Из всех мыслимых достоинств, мой друг, у вас отсутствует только одно: преданность. (лок)
Перечисления, как правило, имеют локальную модальность - если не являются исчерпывающими и не завершаются обобщающей или подытоживающей концовкой:
- На моем пути были разные препятствия: высокие горы, бурные реки, топкие болота, дикари и невежи. (лок)
- Наш магазин предлагает вам широкий ассортимент товаров для души и отдыха, а также книги, автомобили и разборные коттеджики для малосемейных. (лок)
Но:
- Наша фирма предлагает вам уют, тишину и приватность - словом, все, необходимо холостяку. (глоб)
Говорят, что дьявол проявляется в подробностях - и, стало быть, находится под покровительством Локального архетипа. Однако он не брезгует порой и обобщениями, так что не надо думать, что Глобальный архетип для него - ладан.
К Локальному архетипу апеллируют такие слова и выражения, как момент, точка, черточка, штрих, деталь, акцент, в частности, в особенности, конкретно, специально, в том числе, например, фрагмент, этот, тот:
- В речи уважаемого коллеги мне не понравился только один момент: приверженность к устаревшей идее империализма. (лок)
- Расследование обнаружило интересную деталь: преступником оказалась ворона. (лок)
- Мне очень понравилась Аглая, особенно волосы и платье. (лок)
- А мне пожалуйста вот этот арбуз. (показывает пальцем) (лок)
Когнитивно на локальную модальность указывает акцент на связях данного элемента с другими:
- Рядом с моим домом находился музей антропологии. (лок)
- Я сейчас вам отвечу на ваш вопрос - но вначале расскажу небольшую как бы предысторию. (лок)
Стилистические локальные маркеры
К Локальному архетипу относятся выступающие части человеческого тела (кроме живота и щек) - руки и ноги, и в особенности пальцы рук, а в первую очередь - указательный, что ясно даже из его названия: он указывает, то есть локализует, выбирая часть из целого.
Таким образом, наиболее типичный локальный жест - это прямое движение рукой с выдвигаемым вперед указующим перстом:
- Я хочу, чтобы мне ответил Феофилакт! (указывая на него пальцем) (лок)
Одна из наиболее выразительных частей тела - глаза. Быстрые, переменчивые, косые взгляды характерны для локальной стилистики, а также акцентирование глаз как таковых, например, их выращивание, энергичное вращение ими и т. п.
Голова как символ человека в целом вообще говоря (символически) находится под Глобальным архетипом, но если двигать ею чересчур энергично или мелко ею трясти, так что возникает риск, что она оторвется от туловища, то акцентируется Локальный архетип:
- Да, я с вами согласен. (медленно кивает) (глоб)
- (отчаянно и мелко отрицательно трясет головой) (лок)
Долгое медленное молчаливое рукопожатие, сопровождающееся пристальным взглядом в глаза партнера, имеет глобальную модальность, а рукопожатие, сопровождающееся частой тряской руки партнера и быстрым потоком приветственных слов, имеет локальную модальность.
Аналогично, объятие в глобальной модальности - молчаливое, медленное, долгое. Локальное же объятие очень непродолжительное (хотя может быть энергичным) и нередко сопровождается частым похлопыванием партнера по спине (как будто вы убиваете на ней комаров).
Любое сильное выделение части в целом - будь то цветом, жестом, интонацией или иначе - свидетельствует о влиянии Локального архетипа. В частности, если глобальные интонации плавны, то локальные - резки и склонны к акцентированию отдельных значимых слов. Правда, если эти слова когнитивно несут на себе глобальную модальность, то она и акцентируется:
- (прерывисто) Я! Жил в Финляндии! И в Москве! И во Владимире! На Клязьме! И в Ессентуках не последний человек! (лок)
- Ты (пауза) (резко, решительно) НЕГОДЯЙ! (глоб)
Для локальной стилистики характерна быстрая и немотивированная смена объектов рассмотрения:
- Я где-то чего-то стою! Ну пусть жена не ахти какая красавица - но дети, дети! Правда, еще должны подрасти - цыплят-то по осени считают. Но на работе меня ценят - за искренность. Ну, меняю ее конечно, раз в год, а то и чаще - какому начальнику понравится правду-матку о себе публично выслушивать? Зато в разных коллективах поработал - и на море, и на суше, и на золотых приисках случалось, и в тайге белку в глаз бил. (лок)
Фразеологические обороты и пословицы под Локальным архетипом
Не в бровь, а в глаз.
И стар, и млад
Малая толика.
Разобрать по косточкам.
Перемыть (пересчитать) косточки.
Быть на волосок от...
Капля камень точит.
Упражнение. Определите холистические модальности следующих трансляций и пяти трансляций по своему выбору. Если вам не будет хватать контекста, определите его сами.
1. - Я тебя не понимаю, Сильвио!
2. - А теперь я попрошу выйти к доске и ответить... Филиппа!
3. - Ты почему такой недовольный, Авксентий?
4. - Ну скажи, Манефа, зачем тебе понадобился крокодильчик?
5. - Я к тебе и бежал, и плыл, и на верблюде ехал - в общем, стремился что было сил!
6. - С добрым утром, Ираида Феофилактовна, с прекрасным и свежим утром!
7. - Ну какой он на вид... веселый, розовощекий, небольшой, кругленький такой!
8. - В вашем исследовании, Парфен Григорьевич, не хватает изюминки.
9. - А мой компьютер зависает когда ему не нравится, что я пишу.
10. - А это мои друзья: Юлька, Виля, Сонечка, Мариша и Владик.
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору, превратив их: а) в глобальные и б) в локальные.
1. - Давай дружить, Элла!
2. - На моем горизонте плавает интересная рыбка средних лет.
3. - Я клубнику не уважаю как ягоду.
4. - Я никогда никуда не тороплюсь и вам, Ефим, не советую!
5. - И, представляешь, тут она растаяла - как мороженое на тарелочке.
6. - К вашему сведению, Витольд, уже половина четвертого.
7. - Я много в своей жизни ходил на яхте.
8. - Ни к чему хорошему это тебя не приведет, Арнольд.
9. - Зачем мне воздушный шарик?
10. - Не смеши меня, Таисия.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору: а) в глобальной модальности и б) в локальной модальности.
1. - Зачем тебе новый ошейник, Шустрик?
2. - Только не надо меня ни о чем спрашивать, мама!
3. - Неужели тебе нравится быть всеобщим посмешищем, Мисаил?
4. - Почеши мне спинку, пожалуйста!
5. - Мой гардероб нуждается в пополнении, Зиновий Каллистратович!
6. - Зато, Шустрик, у маленькой собаки - маленькие проблемы!
7. - Вы заняты сегодня вечером, милая незнакомка?
8. - На каких позициях ты стоишь в воспитании детей, Терентий?
9. - Мне, пожалуйста, винограду послаще положите.
10. - Зачем я тебя родила такого себе на погибель - ума не приложу!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору так, чтобы показать протагонисту, что вы восприняли его трансляцию: а) в глобальной модальности и б) в локальной модальности.
1. - Пойдем домой, Викентий.
2. - Что бы там ни говорили недруги, мы с тобой любим друг друга, Манефа!
3. - Горы - это для меня счастье!
4. - У меня в жизни было много разного опыта.
5. - Тебе еще многое предстоит испытать на своей шкуре, Милена.
6. - Сколько я должна тебя упрашивать, чтобы ты снизошла, Авдотья?
7. - А я с тобой не согласен!
8. - Ах!
9. - Поскольку ты молчишь, значит, согласен, Ромальд?
10. - Печально, Василиса.
Упражнение. Придумайте на следующие темы и на пять тем по своему выбору сценки в двух вариантах. Действующие лица должны использовать следующие модальности:
а) протагонист - глоб, партнер - лок;
б) протагонист - лок, партнер - глоб.
1. Столетний попугай Клавдий объясняет своей хозяйке Аграфене, что пришло время ей садиться на диету и заниматься физическими упражнениями; Аграфена в ужасе от этой перспективы, но Клавдий, видавший виды, приводит весомые аргументы и примеры из своей жизни.
2. Петух Мефистофель и пес Кубик спорят о высшем назначении домашнего животного, ссылаясь время от времени на авторитет и слова своего уважаемого хозяина Касьяна Гордеевича.
3. Болонка Дуня, сбежавшая от своей хозяйки Изабеллы на прогулку со складским псом Елизарычем, вернувшись домой, рассказывает хозяйке о своих впечатлениях. Изабелла реагирует весьма эмоционально.
4. Журналист Мартирий рассказывает своему новому другу - старому поэту Феоктисту Нифонтовичу Трепоглазову - о своих планах, чаяниях и трудностях. Старый поэт комментирует, приводит примеры и метафоры из своей жизни.
5. Протас - сотрудник туристического агентства "Ниагара" - разговаривает с клиентом, желающим предпринять экзотическое путешествие, но очень предусмотрительным по своему характеру.
Упражнение. Придумайте на следующие темы и на пять тем по своему выбору сценки в трех вариантах. Действующие лица должны использовать следующие модальности:
а) протагонист - глоб, партнер - глоб;
б) протагонист - лок, партнер - лок.
1. Антрепренер Антоний разговаривает с капризной, эмоциональной и непоследовательной звездой эстрады Клависсией после неудачного концерта в городе Заможае; он пытается привести ее в чувство и подготовить к следующему выступлению, уже в другом городе.
2. Пастух Игнатий выпускает корову Тому на весеннее пастбище, инструктирует ее в плане безопасности. Тома же думает больше о природе, травке, мечтает о быке Гелиосе, будущем теленке.
3. Шах Абдулла ухаживает за красавицей Гюльчатай и как бы с намеком рассказывает ей о своем гареме, женах Зульфие и Зареме, их прекрасной и дружной жизни. Гюльчатай уклончива, но вежливо поддерживает беседу.
4. В фирму "Киса-мурыса (помощь домашним животным)" - поступает телефонный звонок от болонки Дуни, которую притесняет хозяйка Изабелла, не разрешающая ей прогулки с надежным защитником - псом Елизарычем. Трофим - консультант фирмы - разбирается в ситуации и дает Дуне советы.
5. Зоопарк. Жираф Жорж скучает по родной Африке. Его служитель Захар объясняет ему преимущества жизни в зоопарке. Жорж признает аргументы Захара, но все равно грустит.
СЛОЖНЫЕ ХОЛИСТИЧЕСКИЕ МОДАЛЬНОСТИ
Во многих случаях трансляция имеет в пределах своей основной модальности как бы обертон, или субмодальность, которая может отличаться от основной модальности (а может с ней и совпадать). Так часто бывает, когда в пределах первичной ситуации, заданной в начале трансляции, разворачивается внутренний сюжет:
- Мне в принципе нравится Иннокентий - но за исключением его носа. глоб(лок)
Рассмотрим возможные типы сложных холистических модальностей.
Модальность глоб(глоб)
Глобально-глобальная модальность характерна для общих фраз, пытающихся преодолеть свою общность, но мало в этом преуспевающих:
- Ситуация на нашей фирме сложна, и усугубляется исторически сложившимися особенностями ее коллектива. глоб(глоб)
- Я одобряю Афанасия в целом, и его образ жизни в частности. глоб(глоб)
В последней реплике локальный маркер "в частности" не спасает характеристику "образ жизни" - она остается глобальной ввиду большой своей абстрактности. Вообще, глобальная субмодальность часто возникает при попытке конкретизации с помощью метафоры или чересчур абстрактных понятий:
- Что-то ты, Флорентий, мне не нравишься - исхудал, как гриф на диете. глоб(глоб)
- Хорошо, что мы дружим - это так экзистенциально! глоб(глоб)
Еще примеры:
- Не надо только осуждать мою семью - у нас всегда все в порядке! глоб(глоб)
- Итак, мы в целом договорились - но при этом ощущается необходимость дальнейших консультаций глоб(глоб)
- Я жду адекватного стечения обстоятельств. глоб(глоб)
- Вчера был состоялся выпускной бал - и это счастливый конец долгой истории. глоб(глоб)
- Я счастлив - как петух, после долгих усилий взобравшийся на забор. глоб(глоб)
Фразеологизмы и поговорки в модальности глоб(глоб):
Целиком и полностью
В общем и целом.
Сноп без перевясла - солома.
Рыбам - море, птицам - воздух, а человеку отчизна вселенский круг.
Дом - полная чаша.
Полон чан - сам себе пан.
Мир, что огород - в нем все растет.
Не солнце - всех не обогреешь.
Все мы люди.

<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>