<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Упражнение. Найдите устойчивые обороты речи и поговорки в модальности глоб(глоб).
Упражнение. Придумайте ситуации, когда естественно возникает модальность глоб(глоб).
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по вашему выбору в модальность глоб(глоб).
1. - Мне больше не хочется видеть твою улыбку, Беатриса.
2. - Мое дело - сторона, Ревекка.
3. - Шустрик, нам пора на улицу.
4. - Пожалуйста, не попади под машину на перекрестке, Виля.
5. - Мама, я никогда больше не буду красть конфеты "Мишка на севере"!
Упражнение. Ответьте на следующие вопросы и на пять вопросов по своему выбору в модальности глоб(глоб).
1. - Зачем свинье жир?
2. - Зачем акробаты ходят на руках?
3. - Почему мама красит глаза, а папа - нет?
4. - Почему Бог не виден?
5. - Кто так страшно ворчит у бабушки в комнате ночью?
Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращение в модальности глоб(глоб).
1. Приглашение зрелой дамы на танец.
2. Сомнение в искренности желания ребенка исправиться навсегда.
3. Отказ от предложения поужинать в вечернем ресторане.
4. Приветствие жены, вернувшейся из парикмахерской.
5. Прощание с невестой, уезжающей домой.
Модальность глоб(лок)
Глобально-локальная модальность характерна для трансляций, где общая характеристика раскрывается через конкретизирующий пример или уточнение:
- Многое у тебя, Филидор, нуждается в проработке - например, такое отрицательное качество, как лень. глоб(лок)
- В нашей семье праздник - родился сын! глоб(лок)
- А у нас гости - Варенька и Любаша! глоб(лок)
- Что ты такой кислый - сестрой недоволен? глоб(лок)
Другой вариант возникновения модальности глоб(лок) - дедукция, вывод частного из общего:
- Все люди смертны - вот моя пора пришла. глоб(лок)
Эта модальность также возникает при предметном акценте в метафоре:
- Вероника, вы сегодня прекрасны, как Диана - с луком и стрелами в колчане! глоб(лок)
Еще один вариант возникновения модальности глоб(лок) - это конкретизация качества глобального объекта рассмотрения:
- Посмотри на небо - какое оно сейчас темное, облачное и зловещее! глоб(лок)
- Моя семья не чванная, демократичная, веселая - потому что большая! глоб(лок)
Глобально-локальная модальность естественно возникает, когда качество объекта рассмотрения выражается через его локальные характеристики: зубастый, хвостатый, орденоносный. Аналогичные эффекты можно заметить в следующих трансляциях:
- Мой Никифор - дипломированный специалист по экономике! глоб(лок)
- Ну что разулыбался - рот до ушей? глоб(лок)
Фразеологизмы и поговорки в модальности глоб(лок)
Иерусалим есть пуп земли.
От А до Я (от Альфы до Омеги)
Стадо баранов.
С бору по сосенке.
На безрыбье и рак рыба.
Пара: кулик да гагара. Парочка: свинья да ярочка.
Семеро одного не ждут.
Мир по слюнке плюнет, так море.
Из многих малых выходит одно большое.
Упражнение. Найдите устойчивые обороты речи и поговорки в модальности глоб(лок).
Упражнение. Придумайте ситуации, когда естественно возникает модальность глоб(лок).
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по вашему выбору в модальность глоб(лок).
1. - Прошу тебя, только не портвейн!
2. - Меня интересует только суть дела.
3. - Зачем мне ваши проблемы, Марфа?
4. - И капельку коньяку!
5. - То-то и оно.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору в модальности глоб(лок).
1. - Варенька, сколько можно смотреть мультфильмы?
2. - Сколько богов нужно язычнику для удовлетворения своих потребностей?
3. - Неужели вам удается совсем не есть мяса, Протас?
4. - Я думаю, вам пора садиться на диету, Алевтина.
5. - Где же ваш муж, Диана?
Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращение в модальности глоб(лок).
1. Жалоба эмоциональная подруге на деспота-мужа.
2. Сомнение в правдивости телевизионной информации.
3. Отклонение предложения начальника остаться после работы.
4. Критика в лицо манер держаться нового знакомого.
5. Ответ на логичное, но нелепое утверждение оппонента.
Модальность лок(глоб)
Локально-глобальная модальность естественно возникает при метафорическом раскрытии локального момента:
- Посмотри на свои ботинки - это же гибель Помпеи! лок(глоб)
Та же модальность свойственная трансляциям, выбирающим важный элемент из множества - настолько важный, что ясно, что он на самом деле является основным объектом рассмотрения:
- Ты, представляешь, кто сегодня звонил... (пауза; торжественно) Варфоломей Родионович! лок(глоб)
Другой вариант возникновения этой модальности - глобальный вывод из частности, так называемая индукция:
- Мне не нравится твой язык - он означает, что ты болен! лок(глоб)
Еще один вариант возникновения модальности лок(глоб) - переход от рассмотрения части объекта к его свойству или качеству:
- Посмотри на эту щель - по ней видно, что дом нуждается в капитальном ремонте! лок(глоб)
- Мой кошелек и чужой карман - тема моего вечного беспокойства. лок(глоб)
Фразеологизмы и поговорки в модальности лок(глоб)
Рвать на части.
Попасть пальцем в небо.
Висеть на волоске.
Все люди, как люди, один черт в колпаке.
Глас вопиющего в пустыне.
Не всякое лыко в строку.
Последний из могикан.
Язык с Богом беседует.
Мал язык, да всем телом владеет.
Без копейки рубль не живет.
По волоску всю бороду выщипаешь.
Всяк хромает на свою ногу.
Упражнение. Найдите устойчивые обороты речи и поговорки в модальности лок(глоб).
Упражнение. Придумайте ситуации, когда естественно возникает модальность лок(глоб).
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по вашему выбору в модальность лок(глоб).
1. - Не клади пальчик в рот, малыш.
2. - Зачем мне стараться самому думать - у меня Интернет есть.
3. - Доллар - это не рубль.
4. - Свинья не съест, если ее саму съесть вовремя.
5. - До скорого свидания, Дарья!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору в модальности лок(глоб).
1. - Сколько вам лет, молодой человек?
2. - Зачем мне торопиться в могилу?
3. - Экономика - это мое хобби, понятно?
4. - Сколько бы ты, сынок, не старался, отца не переупрямишь.
5. - Почему ты всегда оказываешься прав в конце, отец?
Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращение в модальности лок(глоб).
1. Благодарность сотруднику большая публичная за преданность делу фирмы.
2. Замечание сотруднику, не умеющему себя вести в присутствии генералов.
3. Предложение помощи нуждающемся в ней дикому животному.
4. Несогласие решительное заочное с распоряжением высокого начальника.
5. Вручение памятного подарка старейшему сотруднику фирмы.
Модальность лок(лок)
Локально-локальная модальность естественно возникает при последовательном пространственном или предметном уточнении:
- Платочек находится в левом кармане фрака. лок(лок)
- Кошка сидела у окна горницы. лок(лок)
Фразеологизмы и поговорки в модальности лок(лок)
Ни глаз под бровями, ни ушей за висками, ни языка за щеками.
Не смыслит Вавила ни уха, на рыла.
Упражнение. Найдите устойчивые обороты речи и поговорки в модальности лок(лок).
Упражнение. Придумайте ситуации, когда естественно возникает модальность лок(лок).
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по вашему выбору в модальность лок(лок).
1. - Нет!
2. - Почему не желаю? Просто не хочу.
3. - Экономика - это профанированная политика.
4. - И не ищи смысла во мне, пожалуйста!
5. - Уступлю тебе немного с удовольствием, Лугареция.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору в модальности лок(лок).
1. - Почему акулы такие хищные?
2. - Сколько можно терпеть, если все равно не дают?
3. - А ты шепотом попроси - может быть, получится.
4. - Ты причину назови своих безобразий!
5. - Нет, мне за себя не стыдно - а тебе?
Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращение в модальности лок(лок).
1. Призыв поскорее собираться в зоопарк.
2. Признание публичное пылкое в любви к знаменитости.
3. Жалоба на самоуправство любимой куклы.
4. Отказ от предложения любовника познакомиться с его мамой.
5. Отповедь дочери-подростку, пренебрегающей учебой в школе.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору во все сложные холистические модальности.
1. - Жду тебя всегда!
2. - Шустрик, оставь в покое эту кошку!
3. - Давай лучше помиримся, Северин!
4. - Гром не грянет - мой любимый не перекрестится.
5. - Зачем яблоки? - груши и виноград тоже хочу!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору во всех сложных холистических модальностях.
1. - Почему мне нельзя больше сладкого?
2. - Ты почему снова дрался с братом?
3. - Зачем свинье щетина?
4. - Что тебе сегодня снилось, Лавр?
5. - Зачем мне страховать свою жизнь?
Упражнение. Для следующих ситуаций и пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения во всех сложных холистических модальностях.
1. Заявление в художественную школу с просьбой принять ребенка на обучение.
2. Признание в бессмысленности своей жизни в минуту отчаяния.
3. Утешение друга, попавшего в жизненную передрягу.
4. Призыв к порядку, обращенный к расшалившимся детям.
5. Предложение приватное существенной услуги новому знакомому.
Упражнение. Определите простые холистические модальности следующих трансляций и пяти трансляций по своему выбору и модифицируйте их, сохранив модальность, но акцентировав: а) глобальную субмодальность и б) локальную субмодальность.
1. - Мне тошно на тебя смотреть, юноша.
2. - Как хорошо у вас на даче, Зиновий!
3. - Меня интересуют нюансы, Элеонора.
4. - Ты мне белый грибочек положи, пожалуйста!
5. - Где мои тапочки?!
Упражнение. Определите простые холистические модальности следующих обращений и пяти обращений по своему выбору и ответьте на них синтонно, но: а) с глобальной субмодальностью и б) с локальной субмодальностью.
1. - Можешь ложиться спать, Гурий.
2. - Не сходи с ума, Автоном.
3. - Мне нужен один ананас - но свежий.
4. - Зачем коту ошейник?!
5. - Поспеши, Марта - наш поезд уже приближается.
Упражнение. Для следующих сценок и пяти сценок по своему выбору придумайте диалоги. Действующие лица должны придерживаться следующих модальностей:
а) протагонист - глоб(лок), партнер - лок(глоб);
б) протагонист - лок(лок), партнер - глоб(лок).
1. Служитель зоопарка Северьян в вольере зоопарка пытается уговорить кенгуру Флорентия перейти в зимнее помещение. Флорентий, однако предпочитает свободу, пусть на холоде, плохо себе представляя, что такое российская зима.
2. Потрепанная книга разговаривает со своим читателем: предъявляет ему претензии, упрекает в невнимательности, комментирует собственное содержание и т. д.
3. Юноша Ерофей, влюбленный в Сусанну, просит разрешения у ее матери Неонилы Никаноровны повезти Сусанну в поход на байдарках. Мама сомневается в безопасности предприятия и готовности к нему Сусанны, Ерофей убеждает, что все будет в порядке.
4. Старшеклассник Андрон с резко выраженными математически-программистскими наклонностями испытывает трудности с литературой и советуется с мамой, как лучше написать сочинение по Пушкину. Мама дает советы, которые Андрону плохо понятны.
5. Большой начальник Зиновий Каллистратович пьет со своей любовницей Ефросиньей кофе в уличном кафе и обсуждает с ней сидящих рядом за столиками и проходящую мимо публику. Однако их видение мира и людей сильно различается.
Упражнение. Для следующих сценок и пяти сценок по своему выбору придумайте диалоги. Действующие лица должны придерживаться следующих модальностей:
а) протагонист - лок(глоб), партнер - глоб(лок);
б) протагонист - глоб(лок), партнер - глоб(глоб).
1. Старый холостяк Виктор за вечерним чаем разговаривает со своим старым диваном и упрекает его в жесткости и непримиримом отношении к жизни вообще и к нему, Виктору, в частности. Диван возражает, ссылаясь на длительный опыт жизни с Виктором.
2. Кот Епифан - любимец своей молодой хозяйки Глафиры - подлизывается к ней, уговаривая привести к нему кошечку. Глафира, однако, не в восторге от этой идеи, поскольку не доверяет вообще женщинам, и, в частности, кошкам, подозревая их в коварстве, эгоистическом отношении к котам и т. д.
3. Пудель Парамон уговаривает своего хозяина Остапа пригласить хорошего собачьего парикмахера, обещая в этом случае обеспечить внимание женского пола к Остапу. Остап пытается объяснить Парамону, что не в красоте и тем более не в стрижке счастье.
4. Мальчик Евстафий, вернувшись из школы, рассказывает своей собаке Шустрику про события дня. Шустрик сопереживает, дает советы и т. д.
5. Мардарий - хозяин кота Гладиатора - советуется с ним, как лучше обольщать женщин. Кот высказывает свое мнение и критикует идеи хозяина, предлагая свои, лучшие.
КОММУНИКАТИВНАЯ ПРАКТИКА
Сравнения холистических модальностей
Из холистических модальностей глобальная является тонкой (высокой), а локальная, соответственно плотной (низкой). Злоупотребление глобальной модальностью часто производит впечатление беспредметности и легковесности, а также чрезмерной абстрактности, в то время как злоупотребление локальной модальностью ведет к чрезмерной конкретности - в ущерб общему смыслу, который не просматривается за деталями.
Чистые и смешанные трансляции
Если в трансляции присутствуют одни только глобальные маркеры, она называется чисто глобальной, если одни только локальные - чисто локальной. В случае, когда непонятно, какие маркеры в смешанной трансляции сильнее, следует рассматривать внешний контекст, который оказывает существенное влияние на восприятие трансляции.
Восприятие смешанной трансляции также во многом определяется вниманием человека и его априорными установками. Однако в сложных случаях следует иметь в виду, что подсознательно любой человек всегда приписывает каждой трансляции или локальную, или глобальную модальность, и реагирует в соответствии с этим.
Модальность длинной трансляции, состоящей из нескольких фраз, обычно определяется по модальности последней фразы (начало забывается), например:
- Сейчас холодно, Онуфрий, поэтому следует одеваться тепло. (глоб) Забота о здоровье - твой долг перед семьей! (глоб) Поэтому одень толстый шарф и шерстяные носки! (лок)
Модальность этой трансляции - локальная, хотя начинается она сугубо глобально.
Если в трансляции есть и локальные и глобальные маркеры, то для того, чтобы определить ее модальность, следует обратить внимание на акцентуацию, которая может осуществляться как стилистическими средствами, так и контекстом.
Рассмотрим, например, реплику мамы, раздосадованной постоянными насморками своего сына:
- Если бы ты знал, Варсонофий, как ты мне надоел со своим носом!
Если мама поставит логическое ударение на словах "как" или "надоел", то фраза обретет глобальную модальность, а если на слове "нос" - локальную:
- Если бы ты знал, Варсонофий, как ты мне надоел со своим носом! (глоб)
- Если бы ты знал, Варсонофий, как ты мне надоел со своим носом! (лок)
А вот еще один пример: начальник, раздраженный постоянными опозданиями своего сотрудника, заявляет ему:
- Имейте в виду, Созонт, ваше сегодняшнее опоздание не сойдет вам с рук!
Если начальник сделает акцент на слове "сегодняшнее", фраза получит локальную модальность, если на словах "не сойдет" - глобальную:
- Имейте в виду, Созонт, ваше сегодняшнее опоздание не сойдет вам с рук! (лок)
- Имейте в виду, Созонт, ваше сегодняшнее опоздание не сойдет вам с рук! (глоб)
Заметьте: получив начальственное замечание в последнем (глобальном) варианте, нарушителю дисциплины будет существенно труднее ответить локально:
- А почему вчерашнее и позавчерашнее сошли? (лок)
Акцент можно делать не только интонацией, но и взглядом или жестом, например:
- (упираясь жадным взглядом в пышный бюст партнерши) Как вы мне нравитесь, Эльвира! (лок)
- (указывая пальцем на пирог) Я есть хочу! (лок)
- (разводя чуть согнутые руки с стороны в приглашающем жесте) Заходите, Филимон, я и сын очень рады. (глоб)
- (опуская голову) Думаю, теперь этому твоему кавалеру конец. (глоб)
Упражнение. Приведите примеры холистически-смешанных трансляций.
Упражнение. Определите модальности следующих трансляций и пяти смешанных трансляций по своему выбору, самостоятельно придумав им контекст и стилистические особенности произнесения.
1. - Пришла пора снимать яблоки.
2. - Наконец-то выпал снег.
3. - Ты меня за нос-то не води, Нонна.
4. - А теперь, Кир и Кириак, пошли обедать.
5. - С вашим чувством своего величия, дорогой Вавила, лучше из нашей фирмы уволиться.
Упражнение. Поставив стилистический акцент, сделайте следующие трансляции и пять смешанных трансляций по вашему выбору: а) глобальными и б) локальными.
1. - Дождь и снег - природные явления.
2. - Зачем же меня сразу к ногтю?
3. - Учили тебя, друг Гаврила, - да, видно, не выучили.
4. - У нас в лесах да болотах всякая птица водится: и тетерев, и дупель, и кулик - выбирай на вкус!
5. - Москва и Питер - столицы, с них и спрос другой.
Упражнение. Для каждого из следующих обращений и пяти обращений по вашему выбору придумайте ответы, показывающие, что вы восприняли модальность этого обращения: а) как глобальную и б) как локальную.
1. - Ты зачем ко мне пришел, Галактион?
2. - И, представляешь, лежит там медведь!
3. - Ты мне чего-нибудь поесть дашь, Улита?
4. - Я хочу вам рассказать кое-что о себе.
5. - Угощайтесь, Фаина.
Синтонность и антитонность
Холистически-синтонный ответ - это ответ в той же холистической модальности, что использовал протагонист, например, глобальный ответ на глобальное обращение. Холистически-антитонный ответ - это ответ в противоположной модальности, например, локальный ответ на глобальный вопрос.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору: а) синтонно и б) антитонно.
1. - Я прошу тебя быть вежливым, Артемий.
2. - Пятую булочку ты все же оставь папе, Вукол.
3. - Твоя секретарша была сегодня со мной невежлива, Елпидифор.
4. - Почему бы тебе не вымыть руки перед едой, Авдей?
5. - Неужели это действительно ты, Палладия?
Упражнение. Ответьте на следующие (прямые и косвенные) просьбы согласием: а) синтонно и б) антитонно. Аналогичное задание для пяти просьб по вашему выбору.
1. - Ты прости меня, грешную, за всё, что я против тебя нагрешила.
2. - Фотий, ты меня за дуру не держи, пожалуйста.
3. - А не сходить ли тебе, дорогой, на базар за узбекской дыней?
4. - Ты зачем меня обижаешь? не надо, Харитина.
5. - Эльвира, пусти меня первым, пожалуйста.
Упражнение. Антитонные ответы, или неполное согласие. Сочините сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору.
Протагонист уговаривает партнера, а тот не вполне удовлетворен предложением и по внешнему впечатлению соглашается, но все время отвечает антитонно. Протагонист должен время от времени менять используемые им модальности, то есть говорить то глобально, то локально.
1. Байкер Витька уговаривает свою робкую подружку Алину прокатиться с ним на мотоцикле ночью.
2. Пес Шустрик уговаривает своего хозяина мальчика Евстафия отправиться на большую прогулку.
3. Мама старшеклассника Андрона объясняет ему необходимость физических упражнений для нормального развития организма.
4. Студентка-первокурсница Агния уговаривает отца расширить свое миропонимание в целом и представление о молодежи в частности.
5. Ефросинья - любовница большого начальника Зиновия Каллистратовича - уговаривает его организовать летний отдых на двоих в Италии и Греции.
Амбивалентные трансляции
Холистически-амбивалентной называется трансляция, которую протагонист воспринимает в одной холистической модальности, а его партнер - в другой. Например, трансляция может быть локальной для протагониста и глобальной для его партнера - так нередко бывает при разговоре начальника с подчиненным или матери с одним из ее детей:
- А тебя, Петруша, я попрошу быть потише.
Для матери эта реплика имеет локальную модальность, в первую очередь идентифицируя, к которому она обращается. Для Петруши же эта реплика очевидно глобальна.
Другой распространенный вариант амбивалентной трансляции - выбор темы из нескольких возможных вариантов: для протагониста такая трансляция обычно идет в локальной модальности, для партнера - в глобальной:
- А теперь, Филидор, мне хочется поговорить с тобой о твоей личной жизни.
Однако бывает и наоборот: протагонист полностью поглощен предлагаемой им темой, и для него его трансляция глобальна, а партнер воспринимает предлагаемую тему как одну из возможных, так что для него модальность трансляции протагониста - локальная:
- Ах, мама, Эсфирь - это вся моя жизнь!
Как мама может в этой ситуации показать сыну, что она восприняла его реплику в локальной модальности (и тем самым снизить ее пафос)? Например, ответив ему локально:
- Месяц назад это была Ева, а еще полгода тому - Снежана.
Упражнение. Придумайте примеры ситуаций, порождающих диадически-амбивалентные трансляции.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения протагониста и на пять холистически-смешанных обращений по своему выбору двумя способами, показав, что вы восприняли обращение: а) в глобальной модальности, и б) в локальной модальности. Подумайте, какие из этих ответов обозначат трансляцию протагониста как амбивалентную.
1. - Пройдемся, Довмонт!
2. - Ты не спеши, отец, меня воспитывать.
3. - Такое платье на вечернее представление - это немыслимо, Матильда!
4. - Я с утра не евши и не пивши, представь!
5. - Фиалки там растут, ромашки, васильки, мать-и-мачеха - всего понемножку.
Синастрические модальности и маркеры
Во многих случаях протагонист в своей реплике обозначает не только ее собственную модальность, но также и предполагаемую модальность ответа партнера (синастрическую модальность). Маркеры, обозначающие эту модальность, называются синастрическими.
Явные глобальные синастрические маркеры это, например, различные формы прямого пожелания к партнеру высказаться в общем, охарактеризовать тему или проблему в целом и т. п.:
- Хотелось бы услышать от вас, Евстигней Пантелеймонович, итоговое мнение. (; глоб)
Вопросительные слова " почему" и " зачем" в не слишком конкретных вопросах тоже обычно подразумевают глобальный ответ - если по контексту не видно обратное:
- Почему ты со мной не хочешь разговаривать? (; глоб)
- Зачем ты пришел в музыку? (; глоб)
Косвенные глобальные синастрические маркеры видны, например, в вопросах о различных свойствах или качествах основного объекта рассмотрения в разговоре:
- И каков тебе показался Никифор Кузьмич? (; глоб)
- Неужели тебе не понравилось в нашей семье? (; глоб)
Распространенным косвенным синастрическим маркером является субмодальность собственной модальности трансляции - она часто намекает на желательную модальность ответа, то есть на синастрическую модальность. В частности, глобальная субмодальность часто является косвенным глобальным синастрическим маркером, например:
- А хочешь супу - горячего, вкусного? (лок(глоб); глоб)
Явные локальные синастрические маркеры это, например, уточняющие служебные слова в вопросах: где, кто, в каком месте, куда и т. п., особенно в сочетании со словом " конкретно":
- Где конкретно расположен твой тайник? (; лок)
- Куда ты собрался в такую рань, Поликлет? (; лок)
Вопрос, начинающийся словами: "По какой причине..." обычно предполагает локальный ответ - в отличие от вопроса: "Почему...":
- По какой причине ты не ешь свой рассольник, Поликарп? (; лок)
К числу явных локальных маркеров относятся слова "подробно", "конкретно", "в деталях", относящиеся к будущему ответу партнера:
Ну расскажи, Федосий, подробно, во что она была одета? (; лок)
Детальней, Вассиан! (; лок)
Косвенные локальные синастрические маркеры слышны в просьбах к партнеру рассказать подробно, перейти к деталям, перечислить и т. п.:
И какие еще препятствия встретились на твоем пути, Агап? (; лок)
А другие девушки тебе встречались - расскажи о них. (; лок)
Ну, а что ты видел из местных достопримечательностей? (; лок)
Важная разновидность косвенных локальных маркеров - это частые или мелкие телодвижения движения, а также жестикуляция пальцами рук. В случае, когда они направлены на партнера или ему адресованы, они нередко приобретают синастрический смысл:
Ну, расскажи, зачем ты пришел? (загибает пальцы руки по очереди) (; лок)
- Ответь, пожалуйста! (часто бьет указательным пальцем по краю стола) (; лок)
Я хочу, чтобы ты сказал! (упирает указательный палец в галстук партнера) (; лок)
Еще одним распространенным косвенным локальным синастрическим маркером является локальная субмодальность собственной модальности трансляции, например:
А сейчас, Филиппок, расскажи, как получилось, что ты потерял свои часы? (глоб(лок); лок)
Упражнение. Последите, как ваши знакомые в разных ситуациях побуждают вас использовать глобальную и локальную модальности. Удается ли им это сделать?
Упражнение. Подумайте, какие еще вам известны синастрические холистические маркеры.
Упражнение. Определите, какие синастрические холистические модальности обозначены в следующих трансляциях и в пяти трансляциях по вашему выбору. Найдите в них прямые и косвенные холистические синастрические маркеры.
1. - (постукивая пальцем по своему лбу) У тебя тут разум имеется?
2. - (разводя широко руками вокруг себя) И где тут могут быть медведи?
3. - И это я у тебя, Домидонт, (показывает пальцем на партнера) спрашиваю!
4. - Зачем кушать маргарин, когда имеется натуральный продукт? (разводит руки в стороны)
5. - Ты мне скажи, Геронтий: где (смотрит в небо) ты такое мог услышать?
6. - Почему ты меня до сих пор не любишь, Филофей?
7. - Зачем тебе мое мнение?
8. - А какое снаряжение нужно для байдарочного похода, кроме самих байдарок?
9. - Меня интересуют ваши мотивы - все без исключения.
10. - Отвечайте мне не спеша, на все мои вопросы по очереди.
Упражнение. В следующих диалогах и пяти диалогах по своему выбору попытайтесь определить прямые и косвенные холистические синастрические маркеры и оцените, насколько ответ холистически-комплементарен, то есть следует предложенному маркеру.
1. - Зачем тебе мое мнение?
Просто интересно.
2. - Почему ты все хочешь у меня выведать?
У меня есть причина: я - тайный агент разведки.
3. - Когда ты придешь? (смотрит на часы)
Когда придет срок.
4. - Ну, расскажи мне, во что была одета твоя примадонна?
О, великолепно!
5. - Скажи честно: я тебе надоела?
Капризами - да, красотой - нет.
Упражнение. Попытайтесь найти в следующих трансляциях и в пяти трансляциях по своему выбору синастрические холистические маркеры и ответьте а) комплементарно и б) некомплементарно. В случае необходимости уточните контекст.
1. - Прошу тебя, Флавиан, скажи: кто она?
2. - В общем и целом, вы одобряете мою деятельность, полковник?
3. - Вы на вертолете или как-нибудь еще добирались, Святополк?
4. - Но все же, Гервасий, откуда вы?
5. - А что есть у рыбы особенного, кроме плавников и жабр?
Упражнение. Придумайте для каждой из следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору диалог из двух реплик: обращение протагониста к партнеру с акцентированной синастрической модальностью: а) глобальной и б) локальной, и два варианта ответа партнера на это обращение: комплементарный (к) и некомплементарный (нк).
1. Соболезнование подружке, поссорившейся с любимым мужчиной.
2. Прощание со старшим товарищем, уезжающим в действующую армию.
3. Встреча нежного друга, возвратившегося после недолгой разлуки.
4. Предъявление претензии к подчиненному, плохо выполнившему задание.
5. Приглашение официальное на собеседование на работу.
Пример.
1а) - Ну ты скажи, Фотина - ведь ты же понимаешь, что это все пустое? (; глоб)
(к) - Пустое, на самом деле, ты права, Устинья. (глоб)
(нк) - Пустое, но душа - болит! (лок)
б) - Да он завтра же вернется - и на коленях у тебя прощения просить будет, Фотина! (; лок)
(к) - (всхлипывая) Если на коленях - придется простить... (лок)
(нк) - Мужчины порой такие бесчувственные встречаются... (глоб)
Упражнение. Модифицируйте следующие обращения и пять обращений по своему выбору, сохранив их холистическую модальность и указав синастрическую модальность: а) глобальную и б) локальную - с помощью субмодальности.
1. - Приходи, Юдифь, посмотришь, как я живу.
2. - Зачем ты на меня смотришь так, Устинья?
3. - Есть идея зайти к друзьям.
4. - Совсем темнеет... поторопимся, Палладия?
5. - Скажи: да или нет, Антоний.
Пример.
1а. - Приходи, Юдифь, посмотришь, как я живу - по комнатам походишь, на игрушки взглянешь. (глоб(лок); лок)
1б. - Приходи, Юдифь, посмотришь, как я живу, и оценишь, соответствует ли хозяину жилище - ладно? (глоб(глоб); глоб)
Амбитонные трансляции
Трансляция, чья собственная модальность отличается от синастрической модальности, называется (в рамках данного универсального архетипа) амбитонной. Наоборот, трансляция, у которой собственная и синастрическая модальности совпадают, называется монотонной. Получив от партнера амбитонную трансляцию, важно быть внимательным и не спутать маркеры, ибо синтонный ответ на амбитонную трансляцию окажется некомплементарным.
Примеры холистически-амбитонных трансляций (после каждой реплики в скобках приведены: сначала - ее собственная модальность, затем - синастрическая):
Где именно вы живете, Маркел Никанорович? (глоб; лок)
(указывая пальцем) Прошу вас, юноша, назвать свое имя. (лок; глоб)
- В чем конкретно вы видите недостатки феодального строя? (глоб; лок)
Упражнение. Определите собственные и синастрические холистические модальности следующих трансляций и пяти трансляций по своему выбору. Укажите собственные и синастрические маркеры и амбитонные и монотонные трансляции. Если необходимо, уточните контекст и стилистические акценты самостоятельно.
1. - Я тебя не тороплю, Гервасий - подумай хорошенько, и скажи: Анастасия или Поликсена?
2. - Когда, моя курочка, ты снесешь наконец драгоценное яичко? хотя бы к январю получится? или до марта ждать придется?
3. - Ты не говори, ничего, Христофор, ты просто головой кивни: да.
4. - Ты очень торопишься, Цецилия, к своему (пренебрежительно) Довмонту?
5. - Афанасий! Ты все сделал? (постукивая пальцем по столу)
Типы амбитонных трансляций
Трансляция типа (глоб; лок). Глобальные трансляции с синастрической локальной модальностью это, например, прямые требования конкретности и предметности от партнера, выраженные общими или абстрактными словами:
Говори конкретно, Витольд! (глоб; лок)
А сколько лет твоему Леопольду? (глоб; лок)
Далеко вы ли забрались, Эмма? Опишите нам подробно. (глоб; лок)
- На каких мелочах вы обычно спотыкаетесь, Кир? (глоб; лок)
Один из распространенных способов обозначения локальной синастрической модальности в глобальной трансляции это использование локальной субмодальности:
- А теперь, Вилена, рассказывайте всё как было - начиная с первого дня. (глоб(лок); лок)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где возникает трансляция типа (глоб; лок).
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять глобальных трансляций по своему усмотрению, снабдив их локальной синастрической модальностью.
1. - Время терпит, Прасковья.
2. - Не знаю.
3. - Неужели тебе совсем не жаль прошлого, Тигрий?
4. - Это очень необычно с твоей стороны, Никифор.
5. - Собирайся, Дарья.
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте глобальные обращения с локальной синастрической модальностью. Ответьте на них: а) синтонно и б) комплементарно.
1. Интересное приватное предложение скучающему господину.
2. Утешение младшей сестры, поссорившейся со своей куклой.
3. Сомнение публичное в искренности намерений подруги.
4. Приглашение приватное неофициальное нового знакомого в популярное кафе.
5. Обвинение стареющего дядюшки публичное несерьезное.
Трансляция типа (лок; глоб). Локальные трансляции с глобальной синастрической модальностью естественно возникают, когда протагонист задает вопрос, касающийся объекта в целом, выбирая его из некоторого подразумеваемого множества таких вопросов
Меня интересуют некоторые ваши параметры... например, имя. (лок; глоб)
Еще примеры:
Я животом чую, что вам понравился! (лок; глоб)
Мой хитрый глаз давно вас приметил и ждет одобрения. (лок; глоб)
Обратите наконец свое благосклонное внимание из всей толпы на меня лично и ответьте: да или нет?! (лок; глоб)
Распространенный способ обозначения янской синастрической модальности в локальной трансляции это использование глобальной субмодальности:
- Не знаю, как другим, а мне бы хотелось знать, любите ли вы животных. (лок(глоб); глоб)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где возникает трансляция типа (лок; глоб).
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять локальных трансляций по своему усмотрению, снабдив их глобальной синастрической модальностью.
1. - Мне, пожалуйста, под правой лопаткой почеши, Феврония.
2. - (предлагая гостю угощение) Варенье вишневое, мед липовый, оладушки.
3. - А почему ты не уехала домой, к матери?
4. - На Камчатку лечу, к гейзерам и вулканам, представляешь, Гремислав?
5. - Приходи в пятницу утром - ну, в крайнем случае, вечером, Эмилия.
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте локальные обращения с глобальной синастрической модальностью. Ответьте на них: а) синтонно и б) комплементарно.
1. Извинение значительное публичное перед новым другом.
2. Утешение сына, страдающего от женского коварства.
3. Увещевание мужа, пристрастившегося к дорогому пиву.
4. Просьба насущная приватная нескромная к начальнику.
5. Призыв к дочери сохранять спокойствие в текущих напряженных обстоятельствах.
Обманы маркеров
В некоторых случаях стандартные холистические маркеры "не работают", то есть вводят в заблуждение, так что полагаться на них в отрыве от контекста и непосредственного смысла трансляции не следует.
Например, локальный в непосредственном смысле объект, становясь символом, вполне может иметь глобальную модальность. Вот мама скептически спрашивает своего взрослеющего сына:
- Ну, и какова твоя новая юбка?
Хотя "юбка" - часть женского гардероба, в данном случае это слово идет как символ женщины в целом и трансляция имеет глобальную модальность. Однако та же фраза, обращенная к дочери (с тем же логическим ударением) будет иметь локальную модальность.
Другой пример:
- Яхта вышла в море.
Эта трансляция имеет локальную модальность, если имеется в виду, что в принципе яхта могла отправиться и в речное путешествие, но этого не случилось. Однако вполне может быть, что здесь "море" понимается как "область странствий" или "водный простор", и тогда трансляция имеет глобальную модальность.

<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>