<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Фразеологизмы, часто локальные сами по себе, обычно используются в переносном смысле, и тогда имеют глобальную модальность. Рассмотрим, например такой диалог.
- Почему ты разошелся с Марфой?
- Гусь свинье не товарищ.
Иностранец, изучающий русский язык, воспримет последнюю реплику буквально и сочтет ее локальной, так как переносный смысл от него ускользнет. А для человека, знакомого с этой поговоркой, ответ партнера понятен и имеет глобальную модальность.
Еще один пример, когда многое зависит от логического ударения:
- В моей семье это не принято.
На первый взгляд, это очевидно глобальная фраза. Но стоит протагонисту сделать хотя бы легкое ударение на слове "моей", как она становится локальной:
- В моей семье это не принято. (лок)
В данном случае глобальное (семья) становится одним из элементов большего объекта - совокупности из нескольких семей. Та же ситуация наблюдается и в следующих примерах:
- Не знаю, как вы, а я живу в России. (лок)
- Долго я бродил по свету, и в конце концов оказался в совсем чужом для себя мире. (лок)
Аналогичная ситуация наблюдается и с обращением по имени. Если оно сильно акцентируется интонационно или жестом, то партнер (или третье лицо) как бы локализуется, и с ним - и трансляция в целом:
- Я прошу тебя, Феона, быть осторожной.
Эта фраза без специальных акцентуаций имеет глобальную модальность. Но сильный акцент на имени как бы высвечивает партнера, представляя его как элемент во множестве людей, и тем самым делает трансляцию локальной:
- Я прошу тебя (показывает пальцем на девушку; значительным голосом), Феона, быть осторожной. (лок)
- Я попросил сделать это... (с нажимом) Феоктисту. (лок)
Упражнение. Придумайте ситуации, когда не работают стандартные локальные и глобальные маркеры.
КОНТЕКСТ
Никогда не следует забывать про контекст, в котором звучит трансляция, ибо он порой может существенно изменить не только ее смысл, но и модальность.
Письменный текст
Вероятно, первая забота писателя - установка малых и больших рамок своих описаний и действий, и начало книги и главы обычно начинается с глобальной фразы типа:
"История, о которой я хочу вам рассказать, произошла в начале прошлого века в небольшом уездном городке".
"Проснувшись, Донат обнаружил себя в небольшой уютной комнате, ярко освещенной утренним солнцем".
Вообще, в письменной речи в отсутствие специальных стилистических и когнитивных маркеров каждое осмысленное предложение имеет тем самым слабый глобальный маркер - как обладающее некоторым общим смыслом (и аналогично слабый синтетический маркер, см. гл. 1). Поэтому и письменные предложения, изобилующих деталями, тем не менее нередко имеют глобальную модальность, особенно если список перечисленных деталей претендует на полноту, а сами они не слишком акцентированы:
"Доминик лежал на спине и лениво наблюдал за многочисленными облаками, не спеша проплывавшими по ослепительно-синему небу, невысокими холмами, между которыми петляла узкая лента бирюзовой реки, коровами, пасущимися там и сям в густой траве и одиноким пастухом, время от времени пощелкивавшим своим бичом по смирным животным".
Для внимательного и наделенного пространственным воображением читателя эта фраза имеет глобальную модальность и локальную субмодальность, так как рисует законченный пейзаж с изобилием подробностей, из которых ни одна не выделена. Но если читатель запутается в описании и оно не сложится в его воображении в единую картину, и он воспримет фразу как хаотический набор подробностей, то она будет воспринята им в локальной модальности.
Если же в описательном предложении тем или иным способом существенно акцентирован один из элементов описания, то оно в восприятии читателя получает модальность лок(глоб):
"Тогда у меня было несколько постоянных друзей: Демьян, Семен, Федор и, конечно, Лукерья, сыгравшая ключевую роль в моем рассказе." лок(глоб)
"Литературность" письменного текста, в частности, означает, что подавляющее большинство его предложений имеет глобальную модальность или субмодальность, а чисто локальные фразы, чересчур акцентирующие тот или иной момент, свойственны скорее устной речи (для которой они, наоборот, типичны). Но все же иногда и в письменном тексте попадаются локальные предложения, в которых стоит такой сильный акцент на том или ином моменте, что целое как бы забывается:
"Я распахнул дверь и увидел... марсианина." (лок)
"И тогда мне в голову пришла не мыслишка, и даже не мысль, а Большая Идея. Озарение!" (лок)
Развитие сюжета подразумевает постоянную смену главных планов, и нередко то, что было локальным в первом предложении абзаца, становится глобальным в следующем его предложении. Рассмотрим, например, такое описание:
"К Мириам быстро приближался всадник в черном плаще. Он очень торопился и приветственно кричал ей что-то неразбочивое".
Здесь в первом предложении глобальная картина включает в себя и героиню, и всадника, и сам по себе он локален, а во втором - уже становится глобальным, так что второе предложение имеет, как и первое, глобальную модальность, хотя "рамки" у них разные.
Обилие качественных эпитетов в предложении совсем не обязательно свидетельствует об глобальной акцентуации - нередко они относятся к локальному объекту и акцентируют его, а вместе с ним и влияние Локального архетипа:
"Из всех собак Манефе больше всего нравились ласковые, скромные, обаятельные и фотогеничные скотч-терьеры". (лок)
Зато предложения без подлежащих обычно имеют глобальную модальность:
"Вечерело, смеркалось". (глоб)
"Казалось, все обойдется". (глоб)
Искусство правильного понимания письменных текстов (в частности, обычных и электронных писем) заключается в умении прочувствовать акценты, которые их автор предполагает стоящими над его словами (в устной речи они определяются в основном интонациями), а это сильно сказывается и на холистических модальностях, в которых важно не ошибиться. Восприятие глобальной трансляции как локальной, вследствие постановки акцента там, где партнер ее не ставил и не имел в виду поставить - одна из наиболее распространенных причин взаимонепонимания между людьми. Рассмотрим, например, такую невинную на первый взгляд фразу:
"С утра к Анфисе заглянул Африкан". (глоб)
Однако "невинной" ее сделает глобальная модальность. А стоит поставить сильный акцент на имени визитера, и ситуация (и модальность) изменится катастрофически:
"С утра к Анфисе заглянул... Африкан". (лок) -
- сколько здесь подозрений и ложных предвосхищений!
В качестве примера рассмотрим письмо 10-летней девочки Беллочки своей бабушке; модальности после каждого предложения поставлены с точки зрения автора письма.
Здравствуй, дорогая бабушка!
Вот я наконец решила написать тебе письмо! (глоб) А то мама меня ругает за тебя. (лок) А чего ругаться, когда писать непонятно, о чем? (глоб)
Ну, правда, вчера Мария Алексеевна была очень мной недовольна. (глоб) Ну, порвала я учебник по русскому - и что? (глоб) А вот двойка - это подло! (лок) У нас же не институт благородных девиц! (глоб) У нее у самой чулок внизу драный - дырища - и губы подтекают. (лок) Жара у нас стоит - страшенная. (глоб) Аж речка высохла. (глоб) Ручеек наш - помнишь? (лок) И мы теперь по его дну бегаем почем зря. (глоб)
А мама говорит, что когда я вырасту, мне игрушки надоедят. (лок) Вот уж вранье! (глоб) Будто мальчишки интересны станут. (лок) Глупости это! (глоб) Кому они могут быть интересны - нарушители дисциплины! (глоб) Особенно Петька. (лок) Ничего в нем такого нет, ей-Богу! (глоб)
Таким образом, у меня все очень хорошо. (глоб) И желаю тебе не скучать и выздоравливать от своих болезней как можно скорее. (глоб) Кому это интересно - болеть, тем более, на старости лет? (глоб) Когда одной ногой в могиле стоишь! (лок) Но ты туда все же не торопись - поживи еще на радость нам всем! (глоб)
Целую, твоя любимая внучка Белла. (лок)
Упражнение. На каких словах в этом тексте Беллочка сделала интонационное ударение, которое (по неумению) не выделила курсивом? Попытайтесь прочитать это письмо глазами бабушки и поставьте ее акценты и модальности. Сравните результаты.
Упражнение. Напишите письма родственникам и знакомым по следующим темам и по пяти темам по своему выбору и определите (простые и сложные) холистические модальности каждого предложения: а) глазами автора письма и б) глазами адресата.
1. Письмо племяннику, запутавшемуся в долгах и просящего у дяди помощи.
2. Письмо родителям в деревню от сына - студента-первокурсника.
3. Письмо младшей сестре, собирающейся выйти замуж, от старшего брата.
4. Письмо богатому дяде с просьбой о финансовой помощи.
5. Письмо прощальное подростка, бежавшего от родителей на волю.
Устная речь
Устная речь отличается от письменной гораздо большей акцентированностью, и потому для нее локальная модальность более типична, нежели глобальная, по крайней мере, стилистически. Вообще, чем отличается устная речь от письменной? В первую очередь - повышенной ролью локальной модальности, естественно возникающей при любых акцентуациях - жестами, интонациями, паузами:
- А мне не очень понравился этот твой... (пауза; презрительно) Варфоломей. (лок)
В письменной речи и лишенная курсива и примечаний, эта фраза имела бы скорее всего модальность глоб(лок) или (для впечатлительных читателей) лок(глоб).
Еще примеры:
- Зачем тебе все это - (с нажимом) и новые туфли, и выходное платье, и помада на губах? (лок)
- А я уже дома! и пол подмел! и суп разогрел! и компот весь выпил! (лок)
В этих энергичных устных трансляциях влияния глобального архетипа совсем не ощущается - однако оно бы обязательно проявилось при переводе их в письменные.
Эта ситуация особенно отчетливо проявляется при выборе из нескольких качеств, характеризующих глобальный объект - в устной речи такой выбор обычно несет локальный акцент (возможно, с глобальной субмодальностью):
- Ты каких женщин предпочитаешь: блондинок или брюнеток?
- Уступчивых и внимательных. лок(глоб)
Один из распространенных вариантов локализации - эллипсис, то есть сокращенный вариант фразы, когда контекст разрешает ограничиться сутью, как в диалоге:
- Ты куда направляешься, Виктор?
- На диван. (лок)
Рассмотрим теперь такой диалог:
- Вениамин Потапыч, ты сегодня злой или добрый?
- Добрый, Никитка.
По форме ответ Вениамина Потапыча имеет глобальную модальность, а по сути - локальную (выбор одного из двух возможных вариантов). Поэтому модальность ответа будет лок(глоб) - если Вениамин Потапыч ответил ментально-определенно. Но если он выразился подчеркнуто эмоционально, в мягко-доброй интонации, то модальность его реплики будет глоб(лок) или даже просто глобальная - если он скажет это настолько выразительно, что заставит Никитку забыть о даже о принципиальной возможности иного ответа.
В диалогах чрезвычайную динамичность имеет основной объект рассмотрения, и за ним нужно пристально следить, чтобы не спутать модальности. Нередко протагонист вводит объект рассмотрения, который в его реплике идет в локальной модальности, а партнер продолжает диалог, рассматривая предложенный объект уже как глобальный:
- (легко) А как тебе понравилась моя собака? глоб(лок)
- Необыкновенно! (глоб)
Заметим, что "собака" в реплике протагониста имела сама по себе локальную модальность - одно их нескольких живых существ в доме протагониста. Но так она проявится, если протагонист не сделает на этом слове существенного акцента, который послужит партнеру намеком на то, что этот объект должен стать глобальным в последующем разговоре:
- А как тебе понравилась... (пауза; значительно) моя собака? лок(глоб)
Заметьте, насколько неадекватным в данном случае был бы локальный ответ партнера:
- Да, и кошка понравилась, и сестренка тоже. (лок)
Однако здесь неадекватность связана не с использованием локальной модальности, а с игнорированием предложенного протагонистом глобального объекта (любимая собака), ибо глобальный ответ с иным объектом рассмотрения тоже его не устроит:
- Да, и кошка понравилась, и сестренка тоже - у тебя вообще такой замечательный дом! (глоб)
Вообще, трудность или болезненность смены объекта показывает, что он для человека находится в глобальной модальности - а локальные объекты человек обычно легко меняет один на другой:
- Ну, если тебе здесь не нравится, давай пойдем в кафе?
- (легко соглашаясь) Кафе так кафе! (лок)

- Ну, если тебе здесь не нравится, давай пойдем в кафе?
- Кафе - это серьезно... это надо тщательно обдумать. (глоб)
Упражнение. Подумайте, какую еще специфику использования холистических модальностей вы замечали в своей речи и в речи своих знакомых?
Привычный и ритуальный контексты
В привычных и особенно ритуализированных ситуациях характерно использование клише, штампов, символически нагруженных слов и выражений, которые сами по себе апеллируют к Глобальному архетипу:
Привет, как жизнь? (глоб)
Как всегда. (глоб)

Идем? (глоб)
Угу. (кивает) (глоб)

Виноват, исправлюсь, Фалалей Тихонович! (глоб)
Будем надеяться, Протас! (глоб)

- Обедать будешь? (глоб)
- С удовольствием. (глоб)
Локальная модальность предполагает определенную информативность трансляции, поэтому бессодержательные и малосодержательные трансляции, характерные для стандартизированных и ритуальных ситуаций, обычно глобальны:
- Я вам искренне соболезную, Феофилакт Нафанаилович. (глоб)
Попробуйте, однако, выразить соболезнование по случаю тяжелой потери уважаемому человеку в локальной модальности - вряд ли оно окажется уместным и корректным.
Или, например, прощаясь в телефонном разговоре, вы говорите в заключение:
- До свидания, я тебя целую.
Если партнер(ша) в ответ спросит:
- Куда? -
намекая, что поняла вас в локальной модальности, то его (ее) ответ скорее всего будет воспринят вами как неадекватный.
Даже локальные по непосредственному смыслу реплики, повторяясь из раза в раз в стереотипных ситуациях, приобретают для партнеров глобальную модальность, начиная символизировать нечто общее. Вот, например, жена выпивающего мужчины, накрывая на стол, стандартно заявляет:
- Водки - не будет.
По форме это локальное высказывание, но по существу оно воспринимается и ей, и им как символическая замена ее глобальной жизненной позиции: "В нашей семье пьянство невозможно".
Локальная субмодальность нередко возникает вариациях ритуальных фраз, а локальная модальность возможна в ситуациях ритуального выбора, чей исход заранее не предрешен:
Дорогая, ты сегодня прекрасна, как цветущая роза. глоб(лок)

Мы куда идем в воскресенье, Анастасия, к твоим родителям или в зоопарк? глоб(лок)
К родителям. лок(глоб)
Упражнение. Последите, какие холистические модальности свойственны вам и вашим знакомым в ритуальных ситуациях.
КОМПЛЕКСНЫЕ МОДАЛЬНОСТИ
Хорошо понять и прочувствовать интимные особенности любой модальности можно лишь изучив (и применив на практике) ее сочетания с модальностями, относящимися к иным универсальным семействам.
Холистически-семантические модальности
Глобально-фоновая модальность характерна для очень общих фраз - она часто подчеркивает фоновый акцент и в принципе затрудняет партнеру переход к чересчур откровенной локально-когнитивной модальности:
- Мне жаль, что так все получилось, но поперек воли Всевышнего не пойдешь. (глоб-фон)
- Давай поговорим о наших отношениях, сложившихся в последнее время. (глоб-фон)
- Ну что же, так и будем труса праздновать, как кролики при виде удава? (глоб-фон)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает глобально-фоновая модальность.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в глобально-фоновую модальность.
1. - А мне, пожалуйста, крема побольше!
2. - Бывает в жизни всякое-разное...
3. - Ой, не надо так! Ой!
4. - Ты мне глазки-то не строй, Христина - еще успеешь.
5. - (по телефону) Мне, пожалуйста, Эммануила попросите, пожалуйста.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в глобально-фоновой модальности.
1. - Вы любите путешествовать на яхте, Христофор?
2. - Почему же перец это остро - это естественно, на мой взгляд.
3. - Хрисанф, пожалей кошку!
4. - Почему змея любит птичек?
5. - А я еще долго буду маленьким?
Упражнение. Сформулируйте в глобально-фоновой модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.
1. Приветствие старого друга на берегу озера.
2. Знакомство с приятным женским голосом в телефонной трубке, ошибшимся номером.
3. Юноша представляет своей бабушке новую знакомую.
4. Приглашение отдаленное по времени неофициальное невесты на интимный ужин.
5. Претензия серьезная долговременная публичная к домашнему животному.
Глобально-когнитивная модальность - прерогатива высоких начальников, и ей специально учат (или, по крайней мере, должны учить) на курсах подготовки топ-менеджеров крупных фирм и корпораций. Но и в обычной жизни умение высказать содержательную мысль или указание, не опускаясь до уровня деталей - одно из ценнейших в коммуникативной практике:
- Я требую, чтобы ты стал, наконец, учиться! (глоб-ког)
- Ты меня жди - я скоро вернусь. (глоб-ког)
- Ты когда-нибудь выйдешь за меня замуж? (глоб-ког)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает глобально-когнитивная модальность.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в глобально-когнитивную модальность.
1. - Пальчик, пальчик болит!
2. - А у меня папа - футболист!
3. - Зачем тебе платье до колен? Сейчас такие не в моде.
4. - Да пропади она пропадом, эта твоя родинка!
5. - Фу-ты ну-ты, какие мы сердитые!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в глобально-когнитивной модальности.
1. - Почем вишни, хозяйка?
2. - Я бы хотел узнать, чем кормят в вашем ресторане гурманов.
3. - Какой прогноз погоды на завтра?
4. - Неужели биржевые индексы для тебя интереснее покроя моего нового платья, дорогой?
5. - И давно вы в последний раз обновляли свое программное обеспечение, Мисаил?
Упражнение. Сформулируйте в глобально-когнитивной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.
1. Обвинение незначительное приватное коллеге.
2. Извинение публичное несерьезное перед учителем за опоздание.
3. Требование существенное обычное приватное к подчиненному.
4. Просьба униженная приватная срочная необычная к отцу.
5. Обида прямая небольшая острая, выраженная наедине новому другу.
Глобально-стилистическая модальность также весьма ценна в коммуникации, и стоит овладевать ею специально, так как эффект от таких трансляций может быть очень сильным и необычным. Типичная ситуация, когда возникает эта модальность - выразительный ритуальный жест:
- Ты идешь со мной в зоопарк?
- У-у (очень энергично отрицательно трясет головой, с риском повредить шею) (глоб-стил)
В глобально-стилистической модальности звучат чересчур яркие метафоры - трансляции, непосредственный смысл которых затеняется силой образа:
- Ну пойми, не могу я так - это все равно, что горэц бэз киньжяла! (глоб-стил)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает глобально-стилистическая модальность.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в глобально-стилистическую модальность.
1. - Лысых не уважаю.
2. - Стерлядь - символ лучшей России.
3. - Ай!
4. - Я думаю, в прошлой жизни вы, Тарас, были бегемотом.
5. - Закрой за собой дверь, Прохор.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в глобально-стилистической модальности.
1. - Как это птицы летают - не понимаю.
2. - А ты мне купишь игрушечный паровозик? - и чтобы по рельсам ездил!
3. - Ну обними же меня страстно, Диана!
4. - Всех этих косвенных заигрываний я не понимаю, откровенно говоря.
5. - Зачем тебе рыба, когда я гречневую кашу с жареным луком разогрела?
Упражнение. Сформулируйте в глобально-стилистической модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.
1. Угроза прямая моральная на ближайшее будущее врагу.
2. Поддержка советом легкая домашнего животного.
3. Комплимент поверхностный приватный молодящемся старику.
4. Обещание верное публичное ученику.
5. Поручение трудноисполнимое деликатное неофициальное взрослому сыну.
Локально-фоновая модальность используется, когда в фоновом описании или комментарии сильно подчеркиваются детали, и это может придать трансляции большую выразительность:
- Как вы тут сидите без пива - понять невозможно! (лок-фон)
- (как бы сам себе) Не знаю, как других мужчин, а меня редко трогают чужие истерики. (лок-фон)
- Давай я буду контрразведчиком, а ты - агентом с фальшивым паспортом и большими усами. (лок-фон)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает локально-фоновая модальность.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в локально-фоновую модальность.
1. - (при неожиданной встрече) Ах, Софрон! Обожаю!
2. - Различные особенности моего характера мешают мне объясниться с вами откровенно.
3. - Я не изменился за эти годы - почти.
4. - Молчи, дура! (закрывает рот партнерше рукой)
5. - Уф! (с облегчение расслабляется, упав в кресло и закрыв глаза)
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в локально-фоновой модальности.
1. - Где твой стыд, Серафима?!
2. - Мама, почему ты до сих пор не разрешаешь мне самому завтракать?
3. - Откуда только берутся послушные дети? может ты, Сенечка, знаешь?
4. - Морковные оладьи тебе удались, Беатриса.
5. - А вот ресницами хлопать, пожалуй, не стоит, Анжелика.
Упражнение. Сформулируйте в локально-фоновой модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.
1. Возложение приватное вины малой давней на мужа.
2. Предложение неофициальное приватное серьезное красивой женщине.
3. Донос устный истинный шуточный другу на его жену.
4. Объявление приватное шуточное форс-мажора бабушке.
5. Объявление приватное серьезное подчиненному о начале нового рабочего сюжета.
Локально-когнитивная модальность может показаться чересчур прямолинейной - но иногда именно она является самой эффективной и единственно адекватной: здесь мысль высказывается прямо и предметно.
- Чего ты от меня хочешь, объясни наконец!
- Ну, если честно, то порцию ананасового мороженого. (лок-ког)
- Знаешь, такому мужчине я бы свои слизистые оболочки не доверила! (лок-ког)
- А теперь посмотри мне прямо в глаза! (лок-ког)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает локально-когнитивная модальность.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в локально-когнитивную модальность.
1. - Светает нынче рано.
2. - Эх! (бьет себя кулаком в расправленную грудь)
3. - Приятно ужинать при свечах, в изысканном обществе.
4. - Высоко в горах существуют разные опасности, в том числе и для жизни.
5. - Где наша не пропадала!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в локально-когнитивной модальности.
1. - Расскажите о вашей жизни, Прокофий Силантьевич.
2. - Почему бы папе не стать чуточку добрее и внимательнее к детям?
3. - Неужели ты до сих пор меня не простила, Мавра?
4. - Что-то странное за окном, Дарья - неужели это вьюга так завывает?
5. - А ты разозлись как следует и скажи прямо, не стесняясь в выражениях, что ты обо мне, негодяе, думаешь!
Упражнение. Сформулируйте в локально-когнитивной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.
1. Соболезнование приватное серьезное кукле, лишившейся волос.
2. Прощание неофициальное эмоциональное с другом надолго.
3. Признание публичное вины немалой недавней перед товарищем.
4. Усмирение публичное непослушного ученика.
5. Заявление публичное о своем желании искупаться в горном озере.
Локально-стилистическая модальность - самая плотная из холистически-семантических, и ею не нужно злоупотреблять. Но иногда, в качестве "перца", она может использована вполне успешно. Типичный пример - выразительный жест пальцем или другой выступающей частью тела
- И что ты можешь мне предложить?
- Вот. (демонстрирует фигу, поднося ее близко к носу партнера) (лок-стил)

- Что же, мне совсем нельзя пить?
- Ни капельки! (выразительно качает указательным пальцем вправо-влево) (лок-стил)
В той же модальности звучит реплика, в которой протагонист делает акцент на одном из слов, резко стилистически выпадающем из общего строя речи:
- (льстиво) Вот, извольте, Парфен Егорыч, капустки маринованной, да селедочки кусочек, да картошечки горяченькой с маслицем - и (грозно протягивая) винища стакан! (лок-стил)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает локально-стилистическая модальность.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в локально-стилистическую модальность.
1. - Садитесь, Тихон Патрикеевич, вот на диван хотя бы.
2. - Это сложный, деликатный вопрос.
3. - Вот уж не думал-не гадал!
4. - И причем тут моя теория? не понимаю, уважаемый Савелий Никанорович.
5. - На то и щука в море, чтобы мы с вами не дремали, коллеги.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в локально-стилистической модальности.
1. - Неужели тебя правда заметили?
2. - А теперь, Фалалей, повторите, пожалуйста, свои ключевые доводы.
3. - Неужели, Мартьян, ты правда больше не возьмешь в рот ни капли?!
4. - Пришло твое время, Фабиан.
5. - Не горюй, Харитон, всё равно наша правда!
Упражнение. Сформулируйте в локально-стилистической модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.
1. Признание приватное неохотное правоты жены.
2. Жалоба маме на строптивую неаккуратную куклу.
3. Похвальба нескромная перед одноклассниками своим отцом.
4. Признание перед экзаменатором своего страха перед экзаменом.
5. Предложение абстрактное бабушке помощи по хозяйству.
Упражнение. Придумайте диалоги из двух реплик в следующих парах модальностей:
(глоб-фон) - (лок-ког)
(глоб-ког) - (лок-фон)
(глоб-стил) - (лок-фон)
(лок-фон) - (глоб-стил)
(лок-ког) - (глоб-фон)
(лок-стил) - (глоб-ког)
(глоб-фон) - (глоб-ког)
(глоб-ког) - (глоб-стил)
(лок-стил) - (лок-фон)
(лок-фон) - (лок-ког)
Пример.
- Я очень рад возможности поговорить с тобой о насущных проблемах, Билл. (глоб-фон)
Я понимаю: тебя волнует мой долг, Теодор! (лок-ког)
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в каждой из шести холистически-семантических модальностей.
1. - Ой, мне плохо! умираю!
2. - Мне нужно от тебя немного внимания.
3. - Зачем ты меня звал, Демьян?
4. - Ну, если уж пришел, то давай поговорим.
5. - Почему ты молчишь, Савватий?
Упражнение. Придумайте сценки в трех вариантах на каждую из следующих тем и на пять тем по своему выбору. Действующие лица должны придерживаться следующих модальностей:
а) протагонист - глоб-фон, партнер - лок-стил;
б) протагонист - глоб-ког, партнер - глоб-фон;
в) протагонист - лок-ког, партнер - глоб-стил.
1. Фабрика детских игрушек "Карапуз". Маркетолог Евдокия пытается понять, почему не пользуется популярностью недавняя новинка фабрики - говорящий попугай "Савва". Наконец, она решает обсудить этот вопрос с самим Саввой.
2. Игрушечные крокодил Константин и свинка Хавронья, стоящие на витрине детского универмага, спорят, кого из них больше любят дети и почему.
3. Молодой воин Зуб Мамонта из племени Быстроногих Оленей просит у старейшины племени Развесистого Дуба благословение на брак с девушкой по имени Цветок Зари. Развесистый Дуб пытается понять, насколько серьезно Зуб Мамонта относится к Цветку и будущей семейной жизни.
4. Стюардесса Генриетта успокаивает пассажира, панически боящегося аварии, террористов и т. д.
5. Парикмахер Кузьма Нифонтович успокаивает свою постоянную клиентку Розу, находящую, что ее стрижка чересчур экстравагантна, объясняет ей, что такова мода и т. д.
Упражнение. Придумайте сценки в трех вариантах на каждую из следующих тем и на пять тем по своему выбору. Действующие лица должны придерживаться следующих модальностей:
а) протагонист - лок-фон, партнер - лок-ког;
б) протагонист - глоб-ког, партнер - лок-ког;
в) протагонист - лок-стил, партнер - глоб-фон.
1. Девушка Жанна с восторгом рассказывает своей маме про ухаживания своего нового кавалера Вавилы. У мамы, однако, свои взгляды на эту тему в целом и на Вавилу в частности.
2. Кот Епифан устраивает своей хозяйке Глафире допрос с пристрастием о причинах ее вечернего опоздания, ревнует, предъявляет свои права, ставит условия и т. п. Глафира с трудом отбивается.
3. Пудель Парамон ведет на прогулку по городскому парку своего хозяина Остапа. По дороге они обсуждают достоинства проходящих девушек и собак, постоянно расходясь во мнениях, но не ссорясь.
4. Мардарий - хозяин кота Гладиатора - абстрактно подумывает жениться и обсуждает с котом возможные качества будущей невесты, положительные и отрицательные, и перспективы брака.
5. Старый холостяк Виктор просит свой диван посодействовать в приеме новой подружки Виктора. Диван относится к мероприятию скептически и ничего заранее не обещает. Виктор несколько нервничает.
Холистически-диадические модальности
Глобально-янская модальность (ей в астрологии соответствует стихия Огня) свойственна среднему руководящему составу, которому приходится давать подчиненным прямые указания, не являющиеся в то же время чересчур конкретными:
- Иннокентий Тимофеевич, обеспечьте достойное проведение банкета. (глоб-ян)
В той же модальности часто звучит прямой вопрос к партнеру, в том числе и предполагающий локальный ответ, если тексте вопроса нет сильного акцента на том или ином элементе целого:
- Ты где был, Петруччо? (глоб-ян)
Но если в этом вопросе будет предметное уточнение (локализация), он изменит модальность:
- Ты где был, Петруччо, неужели опять в притоне? (лок-ян)
Еще пример:
- Пойми, Лаврентий, мне плохо. (глоб-ян)
Однако если в этой реплике сделать логическое ударение на слове "мне", ее модальность изменится:
- Не знаю как тебе, а мне, Лаврентий, плохо! (лок-ян)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает глобально-янская модальность.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в глобально-янскую модальность.
1. - Как мне нравятся фестончики!
2. - Лучшее время года - осень, мне представляется, особенно сухая.
3. - Умолкни, бесстыжая.
4. - Трактиры да дороги - вот моя жизнь кочевая.
5. - Хлопнешь, бывало, рюмочку перед обедом - для аппетита очень невредно!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в глобально-янской модальности.
1. - (многозначительно) Не смею тревожить вас глупостями, Наркис...
2. - Где-то ты, возможно и прав, Сидор.
3. - Застели постель быстро, Олимпиада!
4. - Ой, только не надо этого, я боюсь!
5. - Приготовься к прыжку в неизвестность, Онуфрий.
Упражнение. Сформулируйте в глобально-янской модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.
1. Призыв приватный к другу не терять мужества.
2. Косвенный отказ от предложения прогуляться вместе.
3. Принятие косвенное предложения полузнакомой женщины.
4. Сомнение в правильности понимания партнером ваших слов.
5. Согласие частичное публичное с высказывание начальника.
Глобально-иньская модальность (ей соответствует в астрологии стихия Воды) бывает весьма полезна в ситуациях, когда нужно подчеркнуть свою пассивно-созерцательную позицию и лишние подробности ни к чему:
- Я с детства обожаю, когда меня любят и хвалят. (глоб-инь)
- Ну неужели всемилостивейший Бог до такой степени мною недоволен? (глоб-инь)
Глобально-иньская модальность психологически очень "гладкая" - к ней трудно "прицепиться"; однако при злоупотреблении она может вызвать сильное раздражение у партнеров. Зато она может быть незаменимой при сглаживании острых углов и тактичных уходах от обсуждения острых тем, особенно если протагонист нападает в модальности лок-ян:
- Василиса, неужели тебе вправду понравился этот вертлявый тип с длинным носом и мерзкими усищами? (лок-ян)
- Мне такие разные мужчины нравятся в последнее время... (глоб-инь)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает глобально-иньская модальность.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в глобально-иньскую модальность.
1. - Уходи побыстрее через дверь, Харитон, если не хочешь вылететь в окно.
2. - А мне нравятся его бакенбарды - они ведь правда красивые, мама?
3. - Зачем тебе кататься верхом на жирафе? это опасно и непрактично, Агафья.
4. - Пусти меня на чердак, пожалуйста!
5. - Степанида, принесите мне отчет за первое полугодие.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в глобально-иньской модальности.
1. - Сколько лет живет леопард?
2. - Ответь, Терентий, зачем тебе моя подноготная?
3. - Неужели в Африке нет высоких плоскогорий?
4. - Игнатий, ваш попугай знает какие-нибудь стихи?
5. - Мне нужен деятельный и инициативный помощник, Ираида.
Упражнение. Сформулируйте в глобально-иньской модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.
1. Несогласие решительное приватное с критикой нового знакомого.
2. Замечание приватное бесконтрольно питающемуся ребенку.
3. Отповедь приватная мужу, требующему от жены неслыханного.
4. Уверенность в осуществимости предлагаемого начальнику плана.
5. Критика аккуратная публичная обидчивого мужа.
Локально-янская модальность (ей соответствует стихия Воздуха) может быть очень настырной, и ее следует использовать аккуратно - она похожа на укол булавкой, которой не так легко стать акупунктурной иглой. Однако точное предметное обращение к партнеру - неодолимое искушение для некоторых людей:
- Ты мне скажи, зачем тебе понадобился именно Игнатий?! (лок-ян)
- Положи мне, Вольдемар, еще вон тот огурчик (показывает мизинцем). (лок-ян)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает локально-янская модальность.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в локально-янскую модальность.
1. - Мысль неплохая, но недостаточная, Валерьян.
2. - Что-то неможется мне, особенно последние годы.
3. - Мир безусловно сошел с ума.
4. - Ты непереносима, Магда.
5. - (восхищенно) Ух ты!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в локально-янской модальности.
1. - Почему у слона спина плоская?
2. - Неужели ты не можешь сама прибраться у меня в комнате, мама?
3. - Меня интересует, где здесь собака зарыта - а ты ее уже нашел, Анемподист?
4. - Где живет твой новый друг?
5. - (восхищенно) Ну, ты даешь, Петрович!
Упражнение. Сформулируйте в локально-янской модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.
1. Увещевание начальника, переходящего разумную грань риска.
2. Вручение приватное подарка любимому мужчине на день рождения.
3. Получение подарка от подчиненных по случаю юбилея фирмы.
4. Нотация приватная мужу, пренебрегающему своими святыми обязанностями.
5. Нагоняй пятилетнему сыну, явившемуся домой мокрым и грязным.
Локально-иньская модальность (ей соответствует стихия Земли) - мощное оружие некоторых "слабых" женщин, умеющих умелым использованием детали вызвать у партнера должную инициативу, не прибегая при этом к унизительным прямым просьбам или тем более приказам:
- Как это бывает приятно, когда собеседник вдруг обратит внимание на красивую диадему или изысканный бриллиант, украшающий кольцо женщины... (лок-инь)
- И мне ведь всего-то ничего надо: туфельки модные или блузка от Кардена так улучшают настроение в любую погоду, даже и в ненастье... (смотрит в окно, где идет дождь) (лок-инь)
Однако, используя эту модальность, следует иметь в виду, что если локальная подробность сильно заденет партнера, иньская модальность может усугубить, а не смягчить эффект:
- (задумчиво, как бы самой себе, словно забыв про партнера) Почему, интересно, Бог сотворил нас такими разными, и меня на целых 10 сантиметров выше? (лок-инь)
- (гневно) У-у!
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает локально-иньская модальность.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в локально-иньскую модальность.
1. - Россия превосходит многие страны по своему географическому положению - вы согласны, Мефодий?
2. - Посторонись, Аглая!
3. - (повелительно) Ну-ну, юноша!
4. - (на улице, возмущенно) Я вам не девушка - я гражданка Сидоренко!
5. - (официантке) Мне, пожалуйста, кофе с лимоном и корицей.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в локально-иньской модальности.
1. - Ты правда пришла извиняться, Капитолина?
2. - А ведь ты не совсем догадлив, Галактион.
3. - Что ж! Послушаю тебя, если ты на этом настаиваешь, Клеопатра.
4. - Пришла пора, Бронислава, завтра едем на дачу.
5. - О, Берта, как кстати - ты мне позарез нужна.
Упражнение. Сформулируйте в локально-иньской модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.
1. Возражение маме, не пускающей взрослую дочь на вечеринку.
2. Похвала сыну, приносящему из института одни пятерки.
3. Благодарность жене за душевность.
4. Претензия к самому себе в минуту душевного разлада.
5. Сомнение в праве друга на вопрос, который он задал.
Упражнение. Придумайте диалоги из двух реплик в следующих парах модальностей:

<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>