стр. 1
(общее количество: 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Авессалом Подводный





Серия "Коммуникатика"

Часть 3

ГРАНИ ОБЩЕНИЯ:
каббалистический архетип
















Глава 1
КАББАЛИСТИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ, МОДАЛЬНОСТИ И ИХ МАРКЕРЫ
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ
Каббалистическая семья
Каббалистический архетип представляет собой семью из семи архетипов, соответствующим тонким телам, или планам бытия: это Атманический, Буддхиальный, Каузальный, Ментальный, Астральный, Эфирный и Физический архетипы.
Каббалистические модальности
Атманическая модальность в первую очередь характеризуется понятием "тотальный", или его вариантами: всеобъемлющий, всеобщий, всеохватный и т. д. Атманические энергии наполняют всю жизнь человека целиком; и атманическая идея всеобща, всеохватна и нередко сверхценна - хотя бы на момент произнесения фразы:
- (пылко) Диана, ты для меня - всё! (атм)
- Я - поэт! и этим всё сказано. (атм)
- (убежденно) Ничто меня не остановит на моем пути! (атм)
Атманическая модальность по причине своей всеохватности всегда несколько абстрактна, и что конкретно имеет в виду протагонист, обычно не вполне ясно; но уточнять это - значит пытаться опустить его вниз, на буддхиальную, каузальную или ментальную плоскости, а потому профанировать:
- Я тебя люблю, как свою жизнь, Виринея! (атм)
- А женишься скоро? (кауз)
Атманический архетип задает высшую, абстрактную цель, в принципе (конкретно) недостижимую, отвлекаясь от ее конкретной разработки, аспектной или предметной - но имея в виду, что она способна заполнить все существование человека:
- Я сейчас живу одним - своим ребенком. (атм)
- Учение - свет, и другого света Богом не предусмотрено, сын мой. (атм)
Для атманической модальности характерен жанр лозунга, часто использующего абстрактные символы:
"Наша основная цель - всеобщее процветание".
"Человек рожден для того, чтобы служить Богу".
Характерным для атманической модальности является глобальный взгляд на жизнь человека, мир, Бога:
- Меня Господь хранит. (атм)
- Ты теперь моя - до самой смерти. (атм)
- Я - интеллигент по сути и от рождения. (атм)
"Эволюция Вселенной началась сразу после Большого Взрыва". (атм)
Универсальным объектом в жизни человека является его личность, "я", поэтому глобальные оценки личности часто имеют атманическую модальность:
- Я всегда собой недоволен. (атм)
- Я тебя уважаю, Демьян. (атм)
Представление человека в момент знакомства - атманическое действие, так как знакомящий предъявляет его целиком:
- Познакомься, мама, это Евтихий. (атм)
В подобной ситуации смягчить (и снизить) чисто атманическую энергетику помогает добавление атрибута:
- Познакомься, мама, это Евтихий - он мой друг. атм(буд)
- Познакомься, мама, это Евтихий, он нам споет под гитару. атм(кауз)
Для атманических трансляций характерно отсутствие (или минимальное количество) смысла в его обычном понимании, но большая скрытая энергия или потенциальный смысл, которые в принципе можно начать разворачивать:
- Я вам теперь (значительно) до смерти обязана, Пахом. (атм)
- Неужели ты моя навсегда, о Валенсия! (атм)
Буддхиальная модальность свойственна трансляциям, обозначающим длительные процессы или устойчивые обстоятельства, не меняющиеся на протяжении нескольких лет. Она характерна для описания человеком своих устойчивых ценностей, являющихся важными аспектами его жизни в целом - но не исчерпывающих ее, в отличие от атманической модальности:
- Я замужем, у меня трое детей. (буд)
- Мой сын учится в Новосибирском университете. (буд)
- Познакомься, Донат, это мой муж, Тигран. буд(атм)
- Тебе зачем жена, ты еще такой молодой, Домиан! (буд)
В буддхиальной модальности обычно звучат жизненные позиции протагониста, относящиеся к его этике или мировоззрению:
- Я, знаете, в долг не живу и другим не желаю, Варвара. (буд)
- Национальность - не главное, важнее - внутренняя культура человека, так я считаю. (буд)
- Извините, барышня, я с незнакомыми женщинами сам не знакомлюсь. (буд)
- Наша фирма высоко ценит своих постоянных клиентов. (буд)
В буддхиальной модальности обычно обозначаются длительные роли, в которых выступает протагонист или его партнер:
- Ты нашему ребенку мать или не мать, Дарья?! (буд)
- Отныне я твой руководитель, Лукреция! (буд)
Каузальная модальность характерна для трансляций, выражающих участие человека в событийном потоке или реализующих сам этот поток, то есть представляющих собой непосредственное действие:
- Немедленно вытри нос, Виля! (кауз)
(вынимает платок и вытирает) (кауз)

- Я предлагаю вам сегодня съездить на объект, Мартирий. (кауз)
- Я готов, Исидор Гермогенович. (кауз)
Для каузальной модальности характерны сиюминутность, спонтанность, акцент на состоянии "здесь и сейчас", отсутствие осмысления, с одной стороны, и прямой опоры на ценности и программы - с другой. Здесь слова играют роль "помощников" действия и ему сопутствуют, но их смысл относится к самому действию, а не к его осмыслению или обоснованию:
- (в автомобиле) Сержант, заглушите двигатель! (кауз)
- (очень громко) а-а-а-АААА!!! (кауз)
Для того чтобы отличить каузальные трансляции от ментальных, часто можно использовать такое правило: по поводу каузальной трансляции невозможно сказать, истинна она или ложна как суждение - это было бы бессмысленно. Типичный пример чисто каузальной трансляции - это конкретное указание, просьба или приказ, а также согласие или несогласие их выполнить, например:
- Машенька, вымой, пожалуйста, за собой посуду! (кауз)
- Нет! (кауз)
Другая особенность каузальных трансляций - они часто прямо связаны с физическим планом, то есть сопровождаются движениями физического тела или перемещениями окружающих предметов и объектов:
- Веня, ты можешь съесть один банан. (кауз)
(быстро хватает банан и начинает его чистить) Спасибо! (кауз)

- Привет, Шустрик! (протягивает руки навстречу собаке) (кауз)
- Привет, Евстафий! (лижет ладонь хозяину) (кауз)

- Я ушел! (выходит и плотно закрывает за собой дверь) (кауз)
Еще один признак каузальной модальности - она сопутствует актуально идущим в данный момент процессам, то есть тому, что занимает время человека:
- Чем ты сейчас занимаешься, Филимон?
- Жду обеда. (кауз)
В процессе коммуникации каузальная модальность очень важна, так как превращает для участников чистый обмен информацией в действие, то есть событие. В частности, обращение к партнеру (то есть слова или жесты, ему адресованные) само по себе есть каузальный акт, особенно если оно предполагает ответ того или иного рода - и этот ответ тоже сам по себе есть каузальный акт. Поэтому для устных диалогов каузальная модальность (или хотя бы субмодальность) - регулярное правило. Людей, его нарушающих, обычно считают невежами, невоспитанными, не умеющими общаться и т. д. В чем смысл этих упреков? Он очень прост: разговор между людьми - это в первую очередь хэппенинг (интересное событие), и для того, чтобы партнер это почувствовал, протагонист должен постараться; в частности, ему следует направить на партнера энергию своего внимания и применить невербальные выразительные средства (телодвижения, жесты, гримасы, особые интонации) - а иначе трансляции начинают звучать в ментальной модальности, и тогда, спрашивается, зачем было встречаться?
Типичная каузальная трансляция это тот или иной акт: акт знакомства, акт представления себя, акт сочувствия, акт доброты, прощения и т. д.; при этом слова, которыми оформляется этот акт, не так важны, как его прямой каузальный смысл, который партнер может выразить потом такими словами: "Он мне представился"; "он мне посочувствовал", "она меня простила" и т. д. Когда слова "акта" произносятся формально, без должной каузальной энергии, то они воспринимаются партнером как формальные, неудовлетворительные, лживые, лицемерные, равнодушные и т. п.:
- Ты меня простишь, Агния? (кауз)
(глядя в глаза, добрым голосом) Прощаю, отец. (кауз)

- Ты меня простишь, Агния? (кауз)
- (спокойно, равнодушно, глядя в сторону) Конечно, прощу, поскольку ты ни в чем не виноват передо мной. (мен)
Каузальная модальность означает вовлечение протагониста в событийный поток и проявление человека как бы "изнутри" этого потока, когда процесс осмысления и логического анализа еще не начался (и на данный момент это и не предполагается). Типичный пример - это репортаж о только что случившихся событиях, которые еще не "отпустили" протагониста:
- (с горящими глазами) Мама, там у нас во дворе пожарная машина приехала! (кауз)
- (рассказывая жене о рыбалке; с энтузиазмом) И тут я ее - аккуратненько так - подсекаю - и тащу на берег! (кауз)
На чисто каузальные обращения невозможен или неуместен (некомплементарен) вопрос: "Почему?", предполагающий спуск на ментальный план. Вот, например, адекватный каузальный диалог:
- (утром, просыпаясь) Ты представляешь, Анастасия, я только что видел во сне, как ты обнимала другого! (кауз)
- (нежно обнимая мужа) Прости меня, Вольдемар, я раскаиваюсь!
Однако совершенно ясно, что ментальный ответ жены:
- Интересно, почему ты стал видеть такие сны? (мен)
- вряд ли бы порадовал огорченного Вольдемара.
Характерные качества каузальной модальности - неожиданность, спонтанность и своевременность; лишившись их, трансляция теряет массу каузальной энергии. Просто войти в комнату с друзьями в удачный момент - сильный каузальный ход:
- А вот и я! (кауз)
Ментальная модальность предполагает отделение человека от "настоящей" реальности и последующий логический, аналитический, ассоциативный или символический ее анализ или обработку. Здесь типично обращение к специальному языку, терминам и т. п.:
- Мне представляется, что поведение любого человека, в том числе и твое сегодняшнее, Марта, должно быть угодно Богу - в противном случае мы могли бы усомниться в Его Всемогуществе. (мен)
- Я думаю, Домициан, что своей внешностью ты обязан больше отцу, нежели матери - так у голубки и коршуна могут родиться ласковые коршунята. (мен)
- Ваш стиль жизни, Виолетта, скорее подобал бы вдовому бригадному генералу в отставке. (мен)
Логические связки ("поскольку", "если", "то", "следовательно") часто указывают на ментальную модальность (или субмодальность), так как логика в принципе свойственна лишь ментальным моделям, но не жизни как таковой (то есть каузальному плану и выше):
- Я вижу тебя, Доминик - следовательно, ты жив и даже хочешь со мной разговаривать. (мен)
- Почему я не хочу с тобой обсуждать твоих девушек, Филидор - да просто потому, что мало что в них понимаю, с твоей точки зрения; а с моей - как раз наоборот.
Следует заметить, что истинность или ложность трансляции никак не влияет на ее модальность: ложное утверждение является ментальным ничуть не меньше, чем истинное:
- Земля круглая - значит, мы с тобой обязательно встретимся, Лукиан. (мен)
- Поскольку Земля вращается вокруг Солнца, зима неизбежно сменяется весной и летом. (мен)
В ментальной модальности часто идет отдаленный рассказ о событиях, сопровождающийся их анализом и комментированием с той или иной точки зрения:
- Поскольку был я тогда еще мал и необразован, то подумал, что сойдет мне с рук это безобразие, и нисколько его не устыдился. (мен)
- Ну и, конечно, покатился я прямым ходом от Люсечки к Настеньке - эдаким колобком, что до лисы никак не добежит... Добежал, нашел-таки свою лисичку в конце концов. (мен)
В ментальной модальности идут всевозможные оценки, сравнения и прочие аналитические процессы:
"Не нравится мне город Ростов. По количеству народонаселения и по своему географическому положению он значительно уступает Харькову". (мен) (И. Ильф и Е. Петров, "12 стульев")
"Небывалых надоев с коровы-рекордистки Сардины добилась доярка Домна - 6 тонн молока за сезон это впечатляющий результат для сурового Нечерноземья". (мен)
- Что ты, Порфирий, скачешь по миру, как заяц - мужчина должен быть солиднее, тем более ближе к тридцати, я так считаю. (мен)
- Мне кажется, ты взволнована, Беатриса. (мен)
- Опасаюсь я этих грибочков, пусть даже маринованных - боюсь, как бы чего мой желудок с ними не выкинул. (мен)
Для ментальной модальности характерно использование специальной терминологии и абстрактных символов, отделяющих объект рассмотрения от непосредственного восприятия человека:
"Введение католической церковью индульгенций окончательно превратило ее в из духовной организации в коммерческую". (мен)
"Возникновение и гипертрофированный рост рынка вторичных ценных бумаг - явный признак упадка современной капиталистической формации". (мен)
- Надо мной был совершен акт насилия. (мен)
Однако не следует думать, что все символы обязательно ментальны: существуют символы на всех планах: атманические, буддхиальные и т. д., вплоть до физических. Символы, присущие ментальной модальности, отличаются тем, что они склонны организовываться в сложные символические системы и образовывать языки с развитым синтаксисом, то есть правилами их сочетания и взаимодействия друг с другом. (Наоборот, атманические символы неохотно сочетаются друг с другом, предпочитая существовать в одиночестве.)
Астральная модальность свойственна трансляциям, акцентирующим те или иные чувства или эмоции человека. Конечно, в любой трансляции (даже бессловесной) есть какой-то смысл, но в случае астральной модальности он по своей значимости существенно уступает транслируемой протагонистом эмоциональной энергии:
- (при неожиданной встрече) Сильвио, это ты?! (аст)
- (радостно) Клавдия! (аст)
Для астральной модальности в первую очередь характерны невербальные выразительные средства: мимика, жесты, "ахи" и "охи", которые в письменной речи передаются междометиями и восклицательными знаками:
- Ты меня любишь, Анастасия?
- ?!! (аст)

- Поздравляю тебя, моя родная! (вручает пышный букет роз)
- (в восхищении) Ах! (аст)
Таким образом, астральная трансляция практически лишена ментального содержания - или оно номинально присутствует в трансляции, но фактически никакой информации не несет; типичный пример - повторение своих же слов или слов партнера, или утверждение очевидной истины или обстоятельства:
- (значительно) Мама, сегодня к нам придет Евтихий. (кауз)
- (равнодушно) Это кто? (мен)
- (восторженно) Сам Евтихий, мама! (аст)

- (гневно) Еще раз могу повторить: замуж не хочу! (аст)

- (спокойно) Насколько я помню свою жизнь, я ни разу в зоопарке не был. (мен) (взволнованно) Представляешь: НИКОГДА! (аст)
Не следует думать, что слова, обозначающие эмоции (радость, гнев, любовь и т. д.) непременно придают трансляции астральную модальность - нередко такие трансляции имеют иную модальность, а астральной оказывается лишь субмодальность. Дело в том, что сам по себе процесс описания чувств словами переводит их ментальную модальность:
- (спокойно, рассудительно) Ты меня сегодня разозлил. мен(аст)
- Я вас люблю, Матильда, и в глубоком волнении прошу вашей руки. буд(аст)
Непосредственно же проявление эмоций обычно не связано с использованием их названий, а в тексте пьес они ставятся в скобках перед репликами действующих лиц:
- (в гневе ) Ну, ты гад, Порфирий! (аст)
- (обиженно смотрит) ?! (аст)

- (издевательски) Ха-ха-ха! (аст)
- (шутливо) Убью, Гервасий, так что своих не узнаешь! (аст)
Для астральной модальности вообще довольно характерно использование слов и текстов, которые протагонист "не имеет в виду", то есть использует слова и выражения не ради их непосредственного смысла, а с целью нагрузить их эмоцией, ради которой и звучит трансляция; особенно это характерно для ругательств:
- (угрожающе) Не будешь меня слушаться - тут же подаю на развод! (аст)
- (гневно) Еще поймаю - на месте выдеру как сидорову козу! (аст)
- Гадина ползучая! Змея холоднокровная! Чертова дочка! Только подойди - в рожу плюну! (аст)
Эфирная модальность связана с переживанием человеком своего тела или с "телесным" восприятием им окружающего мира; эта модальность называется иногда кинестетической. Трансляции, акцентирующие переживания человека в связи с едой, усталостью, или избытком жизненных сил, а также его тактильные или иные телесные ощущения, имеют эфирную модальность; тонкость, как и в случае астральной модальности, заключается в том, что будучи описанными словами, эфирные переживания или намерения часто приобретают иную, например, каузальную или ментальную модальность, а эфирной становится лишь субмодальность:
- Хотите отдохнуть, Святослав Казимирович?
- Ммм... (устраивается в кресле поудобнее и закрывает глаза) (эф)

- (потягивается и выразительно зевает) (эф)

- (обнимает себя руками и дрожит всем телом, показывая, что очень замерзла) (эф)
- (протягивает руки навстречу с явным намерением обнять) Иди ко мне, Марфа! кауз(эф)

- Почему вы больше ничего не хотите, Добрыня?
- Потому что очень всё у вас сытно. (поглаживает себя по животу, прикрывает глаза) мен(эф)
Для того, чтобы эфирные переживания в трансляции получили эфирную модальность, а не субмодальность, надо, что называется, постараться, то есть сопроводить свою трансляцию выразительным телесно-чувственным проявлением (потягивание, зевание, медленное движение), а иначе эфирной станет субмодальность - но таковы, кстати, правила приличия, запрещающие использование низших каббалистических модальностей (эфирной и физической) в социальных ситуациях, за исключением строго оговоренных ритуальных моментов. Например, обнять чужую жену можно лишь при встрече и прощании (да и то лишь на правах старого друга) или во время танца.
- Ты почему такой скучный, Еремей?
- (отчаянно зевая) У-у-ста...ал! (эф)

- Ты от меня так далеко сегодня, Донат.
- (как бы утешая) Ну, ну. (ласково гладит жену по руке). (эф)

- (схватившись за живот и побледнев лицом, тихим, сдавленным голосом) Меня тошнит. (эф)
Символом эфирного тела в социуме служит одежда, поэтому прикосновения к одежде (своей и чужой) часто имеют символически-эфирную модальность или субмодальность:
- (привлекая внимание партнерши, трогает ее за рукав блузки) Манефа! кауз(эф)
- (отдуваясь) Жарко! (расстегивает воротничок) (эф)
- (самодовольно) Я свою жену хорошо одеваю. буд(эф)
Сексуальные, пищевые и банные переживания в основном эфирны (по крайней мере, в современной культуре):
- У меня теперь есть такая Анечка... (причмокивает) сладкая-сладкая! (эф)
- Ну ты мне задал жару, Петроний - как веником по бокам! кауз(эф)
Физическая модальность связана с акцентуацией физического тела (своего или партнера) или окружающего физического пространства как такового:
- Мама, посмотри, какая у меня чистая шея и уши! (показывает) (физ)

- А вот этого ты не ждешь? (подносит фигу близко к лицу партнера) (физ)

- Стой! (преграждает путь партнеру собственным телом) (физ)

- Вот тебе! (шлепает ребенка по попке) (физ)
(разбивает тарелку об пол в знак протеста) (физ)

- Ты ответишь мне что-нибудь, Вилен?
(молча громко размешивает сахар в стакане с чаем) (физ)

- (берет ребенка за ухо и выводит из комнаты) (физ)

- И что ты скажешь теперь, Дементий?
- (бьет кулаком по подлокотнику кресла) (физ)
Молчаливые жены, больше занимающиеся домашним хозяйством, чем ненужными разговорами, часто пользуются, к удовлетворению своих мужей, физической модальностью:
- Эльвира, что там у нас на полдник?
- Вот. (вкатывает в комнату столик с едой) (физ)

- Спасибо, дорогая, за прекрасный обед.
(молча кивает, встает и начинает мыть посуду) (физ)

- (вкрадчиво) Люсенька, мы будем сегодня любить друг друга?
(молча быстро раздевается и подходит вплотную) (физ)
Тело, как бы лишенное ощущений ввиду ритуальности производимого им действия, тоже апеллирует к физической модальности или субмодальности:
- Здравствуй, Жорж! (протягивает руку для рукопожатия)
(молча пожимает руку протагониста) (физ)

- Молодец, сын! (поощрительно формально гладит ребенка по голове)
Тонкие, социальные и плотные модальности
Не все каббалистические модальности равноупотребимы в различных социальных ситуациях. Наиболее употребительны каузальная, ментальная и астральная модальности - они объединяются в группу социальных (каббалистических) модальностей. Атманическая и буддхиальная модальности объединяются в группу высших (каббалистических) модальностей, а эфирная и физическая - в группу плотных модальностей.
Высшие модальности редко употребляются в обычных социальных ситуациях, исключая особые ритуальные, но нередко (особенно буддхиальная) звучат в доверительных беседах. Плотные модальности также не приняты в обычном социальном общении (они для него несколько грубоваты), часто употребляясь, однако, при общении с детьми и членами семьи. Однако и высшие, и плотные субмодальности допускаются в социальных ситуациях - хотя бы в символическом виде.
МАРКЕРЫ КАББАЛИСТИЧЕСКИХ МОДАЛЬНОСТЕЙ
Как определить модальность трансляции? Существуют непосредственно-смысловые (когнитивные) и стилистические маркеры, ориентируясь на которые можно определить влияние на трансляцию того или иного архетипа из каббалистической семьи. Однако окончательная диагностика иногда требует, помимо маркеров, учета контекста и даже порой личных особенностей протагониста и партнера.
Атманические маркеры
Когнитивные атманические маркеры это в первую очередь слова типа "всё", "весь", "полный" (или, наоборот, "ничто") и очень абстрактные понятия синтетического свойства, объединяющие в единое целое большой ряд многоаспектных явлений - например, жизнь, мир, свет, любовь, эволюция, материя, пространство, Бог. Атманическая трансляция объединяет всю жизнь человека или весь мир целиком, не оставляя в ней ничего за рамками рассмотрения, например:
- Бог тебе в помощь, Мисаил. (атм)
- Любовь да совет молодым! (атм)
- А сейчас я нарисую вам полную картину своей жизни, без малейшего изъяна. мен(атм)
Стилистические атманические маркеры. Атманический стиль - это особая разновидность синтетического лозунга, не несущего никакой специфической (качественной или предметной) информации, всеобъемлющего и вечно длящегося.
- Будь человеком, Демьян! (атм)
- Вся моя жизнь - это сплошное страдание! атм(буд)
Для атманических трансляций характерна самоочевидность, то есть они не несут практически никакой новой информации, и особый харизматический пыл, который (по идее) должен возмещать это отсутствие:
- Люди! Имейте совесть! (атм)
Еще одна важная черта атманических трансляций это их самодостаточность и принципиальная неподвластность критическому анализу. В ответ можно лишь полностью согласиться или, наоборот, полностью не принять сказанное - или оказаться некомплементарным, опустившись на буддхиальный или еще более низкие планы. Такие качества трансляции обычно достигаются безапелляционным тоном и расположением как бы выше всех собеседников и на отдалении от них - в физическом или переносном смысле.
Особая высшая торжественность, краткость, неразвернутость, многозначительность, использование абстрактных универсальных символов - характерные признаки активности Атманического архетипа. Довольно часто, впрочем, эти маркеры придают трансляции лишь атманическую субмодальность, а для того, чтобы модальность стала атманической, нужно потрудиться - поставить акцент на всеобщности, убрать все лишние подробности и качественные категории, включить в себе харизматическую ноту, способную без лишних вопросов увести за собой партнера(ов) куда угодно.
Например, в атманической модальности обычно высказывается кредо человека или организации; при этом оно должно быть практически бессмысленно и беспредметно, иначе вторгнутся влияния более плотных планов:
- Наша цель - удовлетворение всех потребностей клиента! (атм)
- Я живу, пока живу, а об остальном не думаю. (атм)
- Я - раб общества и собственных страстей. атм(буд)
- Я - что, я - ничего, но на самом деле - всё! (атм)
- Ты - ого-го, и тебе - ого-го, а ты - нуль, и с тобой - как с нулем! (атм)
Жесты, характерные для атманической модальности, хорошо известны по работам скульпторов, изображавших вождей и великих людей: это прямая рука, указывающая вперед-вверх, лицо, смотрящее несколько в небо и наблюдающее за горизонтом нечто, не видимое остальными.
Человек, апеллирующий к Атманическому архетипу, в коммуникации стремится расположиться достаточно далеко от партнера и по возможности над ним (например, на трибуне).
Горящие невидящие глаза, не мотивированная внешними обстоятельствами экзальтированность, пронзительный взгляд, не предполагающий ответа - характерные черты атманического поведения.
Атманическая интонация - страстная, зовущая, магическая, гипнотизирующая, заставляющая забыть все на свете и подчиниться протагонисту. Атманическая речь не распространенная, сильно эллиптичная, состоит из лозунгов и призывов или просто ключевых слов и символов, высказанных с надлежащей интонацией (см. выше).
Фразеологические обороты и пословицы в атманической модальности
Во веки веков
Испустить дух
Ни за что на свете
И Богу, и Маммоне
Ни в жизнь
Буддхиальные маркеры
Когнитивные буддхиальные маркеры это, с одной стороны, указания на устойчивость или длительность явления или процесса, о котором идет речь в трансляции, а с другой - отсутствие конкретных деталей и подробностей, связанных с текущим моментом времени:
- Последние десять лет я на женщин всерьез не смотрю. (буд)
- У меня есть муж и любимая работа. (буд)
- Зачем, вообще, тебе деньги, Тигран? (буд)
- Здоровьем не похвастаюсь, но уже на девятый десяток худо-бедно давно перевалил. (буд)
Часто в буддхиальных фразах употребляются слова постоянно, давно, обычно, вообще, в принципе, исподволь:
- По воскресеньям я обычно ходу в зоопарк. (буд)
- Она постоянно чего-то ждет от меня - услуг, денег, комплиментов... (буд)
Для буддхиальной трансляции типично обозначение чего-то ценного, устойчивого, глобально значимого - но не универсального; иными словами, буддхиальная трансляция принципиально содержательнее атманической - она выделяет тот или иной качественный аспект универсального целого (например, жизни человека или Вселенной):
- Люциан - человек по природе своей не злой. (буд)
- Я верю в Бога - но в науку тоже. (буд)
- Вселенная материальна, но человек духовен и материален одновременно. (буд)
- Меня зовут Антонина, работаю на фабрике с шестнадцати лет, мечтаю о большой дружной семье. (буд)
Распространенный когнитивный буддхиальный маркер - ссылка на авторитет:
- Я не ем сладкого - врачи говорят, что это вредно. (буд)
- Зачем же так грозно на меня смотреть? Заратустра не велел обижать маленьких! (буд)
Стилистические буддхиальные маркеры разнообразны; часто их назначение - повысить значимость трансляции, показать, что в ней идет речь не о чем-то проходном (в отличие от каузальной или тем более ментальной модальности), а о существенном, важном. Один из способов это обозначить - ввести широкий контекст, связать конкретное с общим:
- Я не хочу тебе уступить - но не потому, что сегодня у меня такое настроение, а в принципе: кто из нас главнее?! (буд)
- Я не хочу связываться с Интернетом и вообще зависеть от компьютера: все машины - от дьявола! (буд)
Для буддхиальной модальности характерно использование достаточно абстрактных понятий и широких обобщений - но не настолько универсально-бессодержательных, чтобы стать атманическими:
- Животные, растения и минералы - младшие братья человека. (буд)
- Купание полезно для здоровья. (буд)
Буддхиальными маркерами часто служат такие выражения, как "ситуация должна созреть", "здесь нельзя торопиться", "это серьезная тема", "это сложный вопрос, требующий разностороннего рассмотрения", "здесь важны основания и предыстория", "обусловлено разными долговременными причинами и обстоятельствами", и т. п., то есть обозначение глобальной модальности в противовес локальной:
- Твоя просьба купить велосипед - это серьезная тема. (буд)
- Мое опоздание непростительно, но обусловлено разными долговременными причинами и обстоятельствами. мен(буд)
Для буддхиальной речи характерен медленный темп, обилие значительных пауз, особые доверительные интонации, как бы приближающие партнера к протагонисту (атманические чаще отталкивают или по крайней мере держат определенную немалую дистанцию), отсутствие внимания к грамматике; упор делается на ключевых словах (обычно глаголах, прилагательных, наречиях или не слишком конкретных существительных):
- (тихо) Я вообще человек такой... робкий... несмелый... с девушками вообще... опыта толком нет... боюсь не то сказать... обидеть легко... деликатная сфера... можно... иногда... приходить к вам и... советоваться? (буд)
Буддхиальная интонация - интимная, глубокая, серьезная, значительная, проникновенная, достигающая сердца партнера - если оно у него есть и если он не заблокировался намертво в каузальной или ментальной модальности.
Буддхиальный взгляд - долгий, внимательный, проникающий, или глубоко ушедший внутрь себя, редко меняющий направление.
Буддхиальные жесты медленные, выразительные, иногда с замиранием на месте:
- Ну что же тут сделаешь; в жизни часто приходится покоряться судьбе (разводит руки широко в стороны и замирает в этом положении с выражением покорности на лице) (буд)
Типичный буддхиальный жест - палец, торжественно поднимаемый вверх как указатель значимости сказанного, выходя смысл трансляции за сиюминутные каузальные рамки:
- (значительно) Вассиан вернулся! (медленно поднимает вверх указательный палец) (буд)
Для обращений в буддхиальной модальности характерно маленькое расстояние до партнера, часто протагонист находится буквально вплотную к нему. При этом может возникать и физический контакт, но поверхностный и имеющий преимущественно символический смысл (например, протагонист держит партнера за плечо).
Фразеологические обороты и пословицы в буддхиальной модальности
Всей душой
Быть в доме хозяином
Быть в своей стихии
В честь старой дружбы
Вершина служебной лестницы
Душа общества
Великие мира сего
Из года в год
Каузальные маркеры
Когнитивные каузальные маркеры. В принципе слова отражают поток событий, но иногда прямо являются ими. Типичный пример - диалоги между хозяином и слугой: хозяин повелевает, слуга подчиняется:
- Порфирий, принеси халат. (кауз)
- Иду, барин. (кауз)
Здесь слова прямо несут на себе каузальную энергию. Аналогичный пример - разрешение:
- Виля, ты можешь съесть еще одну грушу. (кауз)
Другой пример каузального маркера это объявление события: вот-вот грядущего или только что произошедшего и при этом прямо влияющего на каузальную (событийную) реальность протагониста или партнера:
- (на концерте) А сейчас свою новую песню нам споет любимица публики Клависсия! (кауз)
- (муж, приходя домой) Денег сегодня не принес. (кауз)
- (придя из школы, родителям) Я сегодня опять случайно подрался и директор завтра вызывает вас в школу. (кауз)
Однако информация об отдаленных событиях и обстоятельствах, не влияющая прямо на жизненный поток человека, воспринимается им чаще всего в ментальной модальности, и этим объясняется ментально-каузальная амбивалентность многих трансляций информационного плана. (см. ниже).
Распространенный когнитивный каузальный маркер - это модальность реализуемого намерения, когда протагонист показывает, что принял решение и уже начинает его выполнять:
- Я ухожу, Прасковья. (встает и направляется к двери) (кауз)
- Ну что ж, в таком случае я переезжаю к тебе прямо сегодня; машина меня ждет. (кауз)
Агния, я не разрешаю тебе ехать неизвестно с кем на целых три дня. (кауз)
Типично каузальные жанры трансляций - это (сиюминутные) просьба, требование, пожелание, разрешение, запрет, побуждение к действию:
- Хорошо бы тебе извиниться, Эдуард. (кауз)
- Харитон, давай сейчас пробежимся до Берты, а? (кауз)
Стилистические каузальные маркеры. Есть вещи, которые происходят каждый день, но их трудно назвать словами литературного языка, и каузальный поток - типичная такая вещь. Человек может находиться в двух состояниях: или он живет (каузальный план), или думает (ментальный план), но жизнь иногда сопровождается речью, а мышление порой бессловесно, так что дифференцировка между каузальной и ментальной модальностями не всегда очевидна постороннему наблюдателю, но для самого человека разница обычно ясна.
Как человек показывает, что он вовлечен в поток событий? Прежде всего, вероятно, отсутствием ментальных комментариев - слова, если они и используются им, играют подчиненную действию роль, поэтому каузальные трансляции часто эллиптичны (неполны с точки зрения грамматики) и содержат лишь необходимые слова, тесно связанные с происходящим в настоящий момент процессом:
- Иди, Пафнутий. (кауз)
- А почему я? (мен)
- Иди, объяснять потом буду. (кауз)
Для каузальной модальности у каждого человека есть характерные интонации - обычно собранные, энергичные, сосредоточенные на данном моменте времени и конкретной цели, которой он добивается. Не следует думать, что эти интонации обязательно несут в себе какую-то или определенную эмоцию - это не так, но каузальным трансляциям модальности свойственна особая энергия (ее часто называют словом "воля"), управляющая людьми или ситуациями, или, наоборот, демонстрирующая готовность человека адаптироваться к потоку событий (в частности, подчиниться внешней воле); обычно эту энергию характеризуют словами "твердо", "уверенно", "послушно":
- (спокойно, тоном приказа) Почисти мундир, мерзавец! (кауз)
- (истово) Слушаюсь, ваше высокоблагородие! (кауз)

- (твердо) Подойди ко мне, Бронислава. (кауз)
- (послушно) Иду. (подходит) (кауз)
Часто каузальная модальность обозначается быстрым ритмом (стаккато), или же резкими жестами (звуками), акцентирующими отдельные действия - таким приемом часто пользуются в цирке (где в принципе высока плотность каузального потока), когда, например, клоун регулярно теряет носовой платок, а тот каждый раз падает на пол с громким стуком. В конце каузальной трансляции часто стоит так или иначе стилистически выделенная "точка".
- Вы меня все же выслушайте, Харитон! (стучит пальцем по столу) (кауз)
- У меня денег нет, хоть зарежь! (делает рукой резкий жест поперек своего горла) (кауз)
- Никуда я с тобой не пойду. Решил - и точка! (кауз)
Вообще, акцент на физическом плане часто является признаком каузальной модальности - если, конечно, в принципе что-то происходит:
- Ты мной недовольна, Беатриса? (мен)
- Как бы я посмела? (размахивается и бьет об пол тарелку) (кауз)

- Выйди, Ангелина! (кауз)
(молча выходит, аккуратно закрывая дверь) (кауз)
Каузальная речь часто звучит с нажимом на партнера, но при этом относится к текущей ситуации, не затрагивая ни ее основ (предпосылок), ни возможных последствий:
- (умоляюще) Почеши мне спинку, Вольдемар... скорее, между лопаток. (кауз)
Каузальную модальность часто получают неожиданные, точные, уместные, остроумные реплики, вносящие интерес в разговор, хотя когнитивно они могут быть чисто ментальными - однако они переживаются как маленькие события в разговоре, и их хочется цитировать дальше (вообще, "событие" - это то, о чем можно рассказывать). Так устроены многие анекдотов:
- Папа, почему я должен ложиться спать, когда так этого не хочется, и вставать утром, когда так замечательно спится?
- Ну... понимаешь, Вовочка, есть такие вещи, которые нельзя объяснить, они просто есть - и всё тут - вот, например, почему мы моем руки каждый день, а ноги - никогда?
Каузальная модальность часто предполагает определенное ответное действие со стороны партнера, не сводящееся к чисто ментальному ответу:
- Я прошу тебя, приготовь что-нибудь на ужин. (кауз)
- Человеку свойственно питаться. (мен)
Ключевые слова для каузальной модальности - "жизнь", "оживленность", и характерные каузальные признаки - сияющие или блестящие глаза протагониста, его интерес, увлеченность, вовлеченность, пристальное внимание к партнеру и стремление что-то в нем или для него изменить.
Фразеологические обороты и пословицы в каузальной модальности
Бить баклуши
Бить в набат
Клюет, так не зевай!
Наш пострел везде поспел
Ахнуть не успеть
Разрядить атмосферу
Ментальные маркеры
Когнитивные ментальные маркеры. К числу таких маркеров в первую очередь относятся выражения "я думаю", "я полагаю", "я предполагаю", "я понимаю", акцентирующие процесс мышления как оторванный от непосредственного бытия человека (то есть каузальной модальности):
- Я думаю, что тебе не следует жениться, пока ты не достигнешь должного внутреннего равновесия, Харлампий. (мен)
- Я так его понял, что на премию мне рассчитывать не стоит. (мен)
Акцентированная ментальная модальность наблюдается в содержательных оценочных высказываниях, если только они не чересчур эмоциональны:
- Учишься ты, моя Аделаида, так себе, на троечки. (мен)
- В прошлом году наблюдался значительный спад интереса к информационным технологиям. (мен)
- Блондинки меня интересуют меньше брюнеток - гораздо. (мен)
Ментальная модальность свойственна аналитическим высказываниям, особенно использующим специальную терминологию:
- Причины грядущей катастрофы стали понятны далеко не сразу, поскольку имманентный сложным глобальным системам холистический эффект долгое время нивелировался и затушевывался исследователями. (мен)
- Таким образом, из вышесказанного вытекают нетривиальные далеко идущие выводы. (мен)
Рационализации, объяснения, интерпретации, описания обычно апеллируют к ментальной модальности:
- Ты простудился потому, что обмотал шарфом шею один раз, а не два, как я тебя просила, Виля! (мен)

- Ты почему так пристально на меня смотришь, Фалалей - думаешь, так запросто прощу? (мен)

- У него вокруг дома большой участок с соснами и березами, и пруд с карасями, и еще малина по краям вдоль забора растет. (мен)

- Папа, почему птицы клюются, а звери кусаются? (мен)
- Дело в том, доченька, что зубы хотя и удобные, но очень тяжелые, и птице было бы трудно поднять их в воздух. (мен)
Логические термины ("поскольку", "следовательно", "значит", "если" и т. д.) обычно придают трансляции ментальную модальность или субмодальность:
- Поскольку каждому зверю присущи свои индивидуальные особенности, то классификации видов всегда в какой-то мере условны. (мен)
- Поскольку мама ушла, мы сейчас залезем в холодильник. кауз(мен)
Ассоциативно-образное мышление, будучи оторвано от событийного потока, тоже придает трансляции ментальную модальность:
- Знаешь, Филимон, ты удивительно напоминаешь мне сурка. (мен)
- Все люди как люди, а мы - словно пара орлов на горной вершине. (мен)
- Зачем мне лисья шуба?.. Я, конечно, не лиса, но и не рыба холоднокровная, чтобы зимой голой подо льдом плавать! (мен)
Стилистические ментальные маркеры. К таким маркерам относится отстраненное отношение человека к происходящему, в частности, к тому, о чем он говорит; поэтому так называемый "академический" стиль разговора, без лишней вовлеченности и эмоций, является по духу своему ментальным.
- (спокойно, уравновешенно) Мой коллега во многом прав в своей критике. (мен)
Привлечение аргументов, причин и следствий или иных структур, а также поиск нужной точки зрения, даже просто упоминание о таком понятии часто придает трансляции ментальную модальность или по крайней мере субмодальность:
- Мне хотелось бы услышать аргументы в пользу вашего решения, Филарет. кауз(мен)
- С моей точки зрения, нам лучше бы отправиться на север, а не на юг. (мен)
- Я ищу правильную формулу взаимоотношений внешнего и внутреннего мира. (мен)
Типичным ментальным жанром являются рассуждения, отделенные от реального потока событий и не приводящие к решительным действиям:
- Свойственное древним римлянам гармоничное мировосприятие и практичность в большой степени было обусловлено ровным теплым климатом Апеннинского полуострова, отсутствием резких тонов в освещении не слишком жарким солнцем, то и дело скрывавшимся за легкими кучевыми облаками.
Ментальные интонации ровные, "рассудочные", холодные - если их сравнивать с астральными, и спокойные и даже расслабленные, если сравнивать их с каузальными.
Символом ментального тела в нашей культуре является голова, поэтому акцент на ней часто является косвенным ментальным маркером:
- А ты уверен? (крутит пальцем у виска) (мен)
Ментальные жесты плавнее каузальных и имеют тенденцию к сложности (например, рисование пальцем в воздухе хитрых загогулин).
Ментальный взгляд "умный", "понимающий", но не гипнотический; возможно, углубленный в себя, но не слишком глубоко - видно, что человек задумался, но не в трансе.
Фразеологические обороты и пословицы в ментальной модальности
Беседа за круглым столом
Быть в здравом уме
Быть в черном списке
Не в своем уме
Как дважды два четыре
Выше понимания
Другими словами

стр. 1
(общее количество: 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>