<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

5. Похвальба бесстыдная перед приятелями.
Буддхиально-символическая модальность типична для выражения протагонистом своих ценностей, убеждений или длительных программ в символическом виде:
- Денег у меня обычно - только что куры не клюют. (буд-сим)
- Папа у меня - золото высшей пробы. (буд-сим)
- Мой жизненный принцип: не тяни кота за хвост! (буд-сим)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций возникновения буддхиально-символических трансляций.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в буддхиально-символическую модальность.
1. - Это вам так просто не пройдет, Онуфрий.
2. - Ай, не надо, Африкан!
3. - Прошу тебя поторопиться, Милена.
4. - Ух!
5. - Не стой истуканом, Виссарион, это невежливо.
Упражнение. Ответьте на следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в буддхиально-символической модальности.
1. - Шустрик, тебе пора взрослеть.
2. - Агния, юбка должна быть видна на девушке.
3. - Зачем тебе сервиз на двенадцать персон, когда вы живете вдвоем, Анастасия?
4. - Можно вас пригласить на день рождения, Рогнеда?
5. - Прошу тебя, Евтихий, будь вежливым с дядей Брониславом.
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в буддхиально-символической модальности. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.
1. Предложение новому знакомому дружить домами.
2. Уверенность в своем превосходстве над силами стихии.
3. Согласие публичное с мнением авторитета.
4. Замечание серьезное домашнему животному.
5. Просьба большая приватная интимная к жене.
Буддхиально-содержательная модальность свойственна натуральному изображению длительных процессов, а также предъявлению своих ценностей и серьезных задач:
- В этом году я поступаю своего Костика в институт. (буд-сод)
- Болею, и конца этой моей болезни не видно. (буд-сод)
- Мой принцип: осторожность и осмотрительность. (буд-сод)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций возникновения буддхиально-содержательных трансляций.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в буддхиально-содержательную модальность.
1. - Хочу тортик!
2. - Ах!
3. - Ты прямо как кролик какой-то, Горпина!
4. - Сигизмунд, ты ведь такой орел всегда был!
5. - Вот! (показывает партнеру кукиш)
Упражнение. Ответьте на следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в буддхиально-содержательной модальности.
1. - Ты мне изменяешь, Климентий?
2. - Согласись, Ядвига!
3. - Неужели ты поведешь меня в этот притон, Будимир?!
4. - Я жду вашего благословения, батюшка.
5. - Прощай, Амвросий!
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в буддхиально-содержательной модальности. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.
1. Приветствие мужа, вернувшегося вечером с работы.
2. Упрек серьезный приватный провинившемуся домашнему животному.
3. Сомнение в качестве пищи в ресторане.
4. Отклонение решительное сомнительного предложения старого знакомого.
5. Нотация кукле, не умеющей соблюдать дистанцию со старшими по возрасту.
Каузально-символическую модальность имеют указания, выраженные в символической форме или использующие метафоры:
- Катись колбаской, Бернард! (кауз-сим)
- (в интимной ситуации) Помурлычь, моя кошечка! (кауз-сим)
- (возбужденно) А я только что из самого ада! (кауз-сим)
- (энергично) Шевели мозгами, олух царя небесного! (кауз-сим)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций возникновения каузально-символических трансляций.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в каузально-символическую модальность.
1. - Мне нужна новая зубная щетка.
2. - Зачем мне ненужные хлопоты?
3. - Ух, здорово!
4. - Моя шпага висит на стене, но хорошо заточена.
5. - Пройдемся, Домсиник?
Упражнение. Ответьте на следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в каузально-символической модальности.
1. - Где Манефа?
2. - Неужели тебе не жаль твоих лучших лет, Дормидонт?
3. - Улыбнись хотя бы, красавчик!
4. - Советую вам по утрам обливаться ледяной водой - три ведра по очереди, включая голову.
5. - Привет, старик!
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в каузально-символической модальности. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.
1. Утешение куклы, которой пришлось утром слишком рано встать.
2. Признание искреннее публичное своей небольшой вины перед женой.
3. Кляуза папе на плохое послушание домашнего животного.
4. Предложение услуги небольшой незнакомой пожилой женщине.
5. Призыв к дочери лучше выполнить школьное домашнее задание.
Каузально-содержательная модальность характерна для прямо выраженных сиюминутных: "нажимов" на партнера:
- (энергично) Отвечай, Мардарий: где шлялся сегодня?! (кауз-сод)
- Предлагаю тебе обмен: мой новый кашемировый шарф на твой индийский веер. (кауз-сод)
- (на улице, попрошайка) Дядя, дай десять рублей! (кауз-сод)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций возникновения каузально-содержательных трансляций.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в каузально-содержательную модальность.
1. - К чертовой матери!
2. - Ты ко мне лучше не подходи, Вассиан.
3. - Ты уже наелся, Питирим, остановись с оладьями.
4. - Боюсь! Ужасно!
5. - Дядюшка, ты все же не Юлий Цезарь.
Упражнение. Ответьте на следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в каузально-содержательной модальности.
1. - Беги скорей, Довлат!
2. - Ты идешь со мной в консерваторию, Элеонора?
3. - Порядочному псу не стоит гавкать на ворон, Шустрик.
4. - Гюльчатай, тебя зовет твой повелитель.
5. - Я не люблю, когда меня перебивают, Тимур.
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в каузально-содержательной модальности. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.
1. Приветствие старого друга, случайно встреченного на лесной тропе.
2. Объявление небольшого форс-мажора на работе.
3. Сочувствие домашнему животному по случаю несправедливого наказания.
4. Прощание с тещей, уезжающей домой.
5. Требование к мужу вести себя пристойно при визите друзей его детства.
Ментально-символическая модальность характерна для информативных трансляций, использующих метафоры или слова в переносном смысле:
- Мое отношение к браку можно выразить просто: свинья грязь найдет. (мен-сим)
- Когда я приеду, черт его знает. (мен-сим)
- Я знаком с этой темой, как баран с новыми воротами. (мен-сим)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций возникновения ментально-символических трансляций.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в ментально-символическую модальность.
1. - Лучшее, что есть в жизни, это любовь.
2. - Афганистан - ловушка для западного типа мышления.
3. - Куда мне теперь идти, Симеон?
4. - Поскольку я теперь никто, то и сделать со мной ничего нельзя.
5. - Мне нравится твоя шейка, Магда - очень!
Упражнение. Ответьте на следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в ментально-символической модальности.
1. - Зачем тебе мой новый свитер, Мисаил?
2. - Где ты планируешь провести свой долгожданный отпуск, Лилия?
3. - Ты просто дурак, и ничего больше, Амфилохий!
4. - Садись, Ревекка.
5. - Как ты думаешь, Виля, почему учительница сегодня была тобой недовольна?
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в ментально-символической модальности. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.
1. Критика публичная делового оппонента.
2. Уверенность в достижении своей цели имеющимися средствами.
3. Вручение подарка имениннику в торжественной обстановке.
4. Преамбула к поздравлению почтенного юбиляра.
5. Аргумент в пользу своей правоты.
Ментально-содержательная модальность характерна для информативных трансляций, не подразумевающих ничего, кроме их прямого смысла:
- Я родился в благополучной семье, был любим обоими родителями до степени почти невероятной. (мен-сод)
- Мне кажется, что анализ событий уже полон, и мы можем переходить к ужину. (мен-сод)
- Если ты мне внятно объяснишь, что во мне есть хорошего, то я скорее всего попытаюсь выйти за тебя замуж. (мен-сод)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций возникновения ментально-содержательных трансляций.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в ментально-содержательную модальность.
1. - Ух, здорово!
2. - Это дело чести, Маврикий.
3. - Когда-то и курица квохчет.
4. - Уйди отсюда навсегда, Флегонт!
5. - Лукавый попутал - извини меня, Пуд.
Упражнение. Ответьте на следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в ментально-содержательной модальности.
1. - (на дороге) Подвезешь, земляк?
2. - Было бы интересно послушать и вас, Сысой Фотьевич.
3. - (при встрече) Ростислав! Не может быть!
4. - Уймись, бесстыжая девка!
5. - А почему Бармалей такой злой?
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в ментально-содержательной модальности.
1. Косвенная угроза домашнему животному, окончательно потерявшему совесть.
2. Попытка уговорить куклу надеть новое красивое платье.
3. Корректно выраженное требование начальника к новому сотруднику.
4. Косвенное обвинение куклы в тайном пороке жадности.
5. Сочувствие брату, получившему двойку в школе.
Астрально-символическая модальность типична для трансляций, выражающих эмоции с помощью символических средств:
- (с большими глазами; тихо) Кровь в жилах стынет!
- (возмущенно) Ты Гитлер! Гитлер!
- (горестно) Я убита! Убита!
Упражнение. Приведите примеры ситуаций возникновения астрально-символических трансляций.
Упражнение. Ответьте на следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в астрально-символической модальности.
1. - Ты правда меня любишь, Флорентий?
2. - Я не верю тебе, Остромир.
3. - Если ты не со мной, Манфред, я погибла.
4. - Ты рад, Флориан?
5. - Угомонись, Сакердон, со своим зверинцем.
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в астрально-символической модальности. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.
1. Нижайшая просьба о помощи к высокому начальнику.
2. Отчаяние в связи с невозможностью исполнить свой святой долг перед родителем.
3. Смятение в связи с внезапным замужеством дочери.
4. Трепет студентки перед строгим экзаменатором.
5. Огорчение матери двойкой сына.
Астрально-содержательная модальность характерна для эмоциональных трансляций, где эмоции выражаются прямо:
- (злобно) Ух, негодяй, довел меня! Ну довел! (аст-сод)
- (радостно) Папа! Какая радость! (аст-сод)
- (в страхе) Ой, боюсь! Ужасно боюсь!
Упражнение. Приведите примеры ситуаций возникновения астрально-содержательных трансляций.
Упражнение. Ответьте на следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в астрально-содержательной модальности.
1. - Ты правда меня любишь, Флорентий?
2. - Ты хочешь со мной в зоопарк, Анастасия?
3. - Тебе нравятся бегемотики, папа?
4. - Как жизнь, любимая?
5. - Ты правда рада, Сильва?
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в астрально-содержательной модальности. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.
1. Негодование по поводу опоздания сотрудника на совещание.
2. Недовольство сыном, приносящим домой одни проблемы.
3. Отчаяние тотальное перед психоаналитиком.
4. Смущение перед новым знакомым.
5. Счастье при виде любимого сына, живого и невредимого.
Эфирно-символическая модальность характерна для трансляций, связанных с телесными ощущениями или одеждой и имеющих символическое значение:
- Нет! (рвет на себе рубаху) (эф-сим)
- (пододвигается на опасно близкое расстояние к партнерше и касается боком ее одежды) (эф-сим)
- (крупно дрожит, лязгая челюстями) (эф-сим)
- Вам понравились мои конфеты, Мартиан?
- (причмокивает в знак удовольствия) (эф-сим)
- (многозначительно глядя на партнера, медленно гладит себя по коленке) (эф-сим)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций возникновения эфирно-символических трансляций.
Эфирно-содержательная модальность служит для прямой передачи ощущений партнеру:
- (с чувством долго обнимает и целует партнершу) (эф-сод)
- (смотрит жадно на выразительные выпуклости партнерши) (эф-сод)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций возникновения эфирно-содержательных трансляций.
Физически-символическая модальность характерна для символических жестов: покачивание головой ("нет"), кивание ("да"), нахмуривание лба (сомнение или напряженное размышление), и вообще любых символических жестов.
Упражнение. Приведите примеры символических жестов.
Физически-содержательная модальность свойственна физическим жестам, не имеющим переносного (символического) смысла
- (поддерживает немощного партнера, помогая ему встать со стула) (физ-сод)
- (хватает партнершу за руку с целью увлечь ее за собой) (физ-сод)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций возникновения физически-содержательных трансляций.
Упражнение. Подумайте, чем различаются следующие жесты и пять жестов по вашему выбору, будучи исполнены в символической и содержательной модальностях.
1. Рукопожатие.
2. Улыбка.
3. Объятие.
4. Поцелуй.
5. Отталкивание партнера.
Упражнение. Приведите примеры диалогов из двух трансляций в следующих комплексных модальностях (слева обозначена модальность протагониста, справа - партнера).
1. (буд-сод) - (мен-сим)
2. (буд-сод) - (аст-сод)
3. (буд-сим) - (кауз-сод)
4. (буд-сим) - (буд-сим)
5. (кауз-сим) - (мен-сод)
6. (кауз-сим) - (аст-сим)
7. (кауз-сод) - (кауз-сим)
8. (кауз-сод) - (буд-сим)
9. (кауз-сим) - (буд-сод)
10. (кауз-сим) - (аст-сод)
Упражнение. Приведите примеры диалогов из двух трансляций в следующих комплексных модальностях.
1. (буд-сод) - (кауз-сим)
2. (буд-сим) - (аст-сим)
3. (мен-сим) - (кауз-сод)
4. (мен-сим) - (буд-сод)
5. (мен-сод) - (аст-сод)
6. (мен-сод) - (кауз-сим)
7. (аст-сим) - (мен-сод)
8. (аст-сод) - (буд-сим)
9. (аст-сим) - (эф-сод)
10. (аст-сод) - (кауз-сим)
Упражнение. Придумайте сценки на следующие темы и пять тем по своему выбору. Герои сценок должны придерживаться указанных комплексных модальностей.
1. Кот Епифан поучает свою молодую хозяйку Глафиру, как следует в принципе и конкретно строить отношения с кавалерами, какова их психология и планы и т. п. Глафира уважает своего кота, но не всегда его правильно понимает.
а) Епифан - (буд-сим), Глафира - (мен-сод);
б) Епифан - (буд-сод), Глафира - (аст-сим);
в) Епифан - (кауз-сод), Глафира - (буд-сим).
2. Кот Гладиатор и его хозяин Мардарий планируют уборку квартиры и делят свои обязанности.
а) Гладиатор - (кауз-сод), Мардарий - (мен-сим);
б) Гладиатор - (мен-сим), Мардарий - (аст-сим);
в) Гладиатор - (кауз-сод), Мардарий - (кауз-сим).
3. Молодая Сусанна уговаривает влюбленного в нее юношу Ерофея пойти познакомиться с ее мамой. Ерофей в ужасе от этой перспективы и под разными предлогами увиливает.
а) Сусанна - (буд-сим), Ерофей - (аст-сод);
б) Сусанна - (кауз-сод), Ерофей - (мен-сод);
в) Сусанна - (кауз-сим), Ерофей - (кауз-сод).
4. Молодожены Вольдемар и Анастасия гуляют по зоопарку и рассматривают зверей.
а) Вольдемар - (аст-сим), Анастасия - (мен-сим);
б) Вольдемар - (мен-сим), Анастасия - (кауз-сод);
в) Вольдемар - (кауз-сим), Анастасия - (мен-сод).
5. Старшеклассник Андрон и его мама утром в субботу обсуждают планы на день.
а) Андрон - (кауз-сим), мама - (аст-сод);
б) Андрон - (кауз-сод), мама - (мен-сим);
а) Андрон - (мен-сим), мама - (кауз-сод).
Каббалистически-диадические модальности
Атманически-янская модальность характерна для призывов харизматических лидеров; однако она также нередко звучит и в бытовых трансляциях:
- Все на бой с мировым злом терроризма! (атм-ян)
- Уходи из мой жизни, Онисифор - навсегда! (атм-ян)
- (торжественно) Пойдем со мной по жизни, Авдотья! (атм-ян)
- Вручаю тебе свою судьбу навеки, Аникей! (атм-ян)
- Что я для тебя, Христофор?
- (поднимая руки вверх, патетически) Всё! (атм-ян)
Упражнение. В каких ситуациях возникают атманически-янские трансляции? Приведите примеры.
Упражнение. Ответьте в атманически-янской модальности на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору.
1. - Зачем я тебе, Манефа?
2. - Какова наша цель, Каллистрат?
3. - Что вас привлекает в музыке, Онисим?
4. - Я готов выслушать твои упреки, Сусанна.
5. - Не сходи с ума, Эразм.
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в атманически-янской модальности. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно (по обеим модальностям).
1. Ответ противнику, вызывающему на бой.
2. Ответ на критику со стороны сына.
3. Призыв к сотрудникам фирмы лучше работать.
4. Похвала отличившемуся домашнему животному.
5. Тост за юбиляра.
Атманически-иньская модальность характерна для описаний протагонистом своей жизни в целом, своего универсального кредо и т. п.:
- Я люблю, и в этом моя жизнь. (атм-инь)
- Мой Бог поддерживает меня всегда и во всем. (атм-инь)
Упражнение. В каких ситуациях возникают атманически-иньские трансляции? Приведите примеры.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в атманически-иньскую модальность.
1. - Лучше бы тебе уйти, Никодим.
2. - На мой взгляд, несмотря на мои недостатки, я все-таки человек.
3. - Пора нам по домам, пожалуй.
4. - Смени, пожалуйста, выражение лица, Дуняша.
5. - Мне не нравится сумбур в головах моих соотечественников.
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в атманически-иньской модальности. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.
1. Усмирение недостойно ведущей себя куклы.
2. Заявление публичное о своей непричастности к событиям.
3. Отклонение предложения о руки и сердца.
4. Утешение тяжело больного престарелого родственника.
5. Благодарность глобальная близкому человеку.
Буддхиально-янская модальность хороша для прямого убеждения партнера на уровне жизненных позиций и ценностейтей:
- Ты должен быть честным, сын мой! (буд-ян)
- Даю тебе обещание: ты всегда можешь на меня положиться! (буд-ян)
Еще примеры:
- Отдай мне мою долю в завещании отца! (буд-ян)
- Прошу тебя извиниться делом за мою погубленную честь. (буд-ян)
Упражнение. В каких ситуациях возникают буддхиально-янские трансляции? Приведите примеры.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в буддхиально-янскую модальность.
1. - Мне неприятно на тебя смотреть.
2. - Ух, здорово!
3. - (восхищенно глядя на подружку) Какие ножки!
4. - Протри очки, приятель!
5. - В целом мне было приятно с вами познакомиться.
Упражнение. Ответьте в буддхиально-янской модальности на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору.
1. - Как себя чувствуете, Мартирий?
2. - Мне было бы приятно, Мордухай, если бы вы приняли мои высказывания всерьез.
3. - Красиво говоришь, Харитон!
4. - Мне нужен твой совет.
5. - Извинись, Леонтий.
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в буддхиально-янской модальности. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно (по обеим модальностям).
1. Угроза прямая товарищу по играм.
2. Просьба большая интимная к приятному новому знакомому.
3. Предложение о сотрудничестве главе крупной фирмы.
4. Обида большая гневная на куклу, выраженная маме.
5. Требование справедливое серьезное к подчиненному
Буддхиально-иньская модальность характерна для предъявления протагонистом своих жизненных позиций:
- Мой принцип: где живешь - не гадить. (буд-инь)
- (значительно подняв указательный палец) На чужой каравай рот лучше не разевать. (буд-инь)
Другие примеры:
- (серьезно) У меня есть сын и дочь - подростки. (буд-инь)
- (торжественно) Наша фирма весьма озабочена качеством обслуживания наших клиентов. (буд-инь)
Упражнение. В каких ситуациях возникают буддхиально-иньские трансляции? Приведите примеры.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в буддхиально-иньскую модальность.
1. - Я вас увольняю, Ювеналий.
2. - Меня интересуют причины вашего сопротивления, Харлампий.
3. - Монокль - украшение интересного мужчины моего возраста, не так ли, Федосья?
4. - Почему у тебя такой сумбур в комнате, Игнатий?
5. - Хватай его за шиворот - и реку!
Упражнение. Ответьте в буддхиально-иньской модальности на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору.
1. - Где ты сегодня утром был, Хрисанф?
2. - Эй, дядя!
3. - Не тяжело столько кушать, Помпей?
4. - Зачем тебе палисадник без роз, Игнат?
5. - Неужели ты можешь вообразить себя без Манефы?
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в буддхиально-иньской модальности. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно (по обеим модальностям).
1. Обида старая на чересчур капризное домашнее животное.
2. Предложение серьезное ненавязчивое новому знакомому.
3. Поручение вежливое длительное директора крупной фирмы подчиненному ему руководителю подразделения.
4. Возложение публичное вины большой на своего учителя.
5. Приглашение неофициальное ненавязчивое друга в гости.
Каузально-янская модальность характерна для приказов, просьб и т. п., имеющих текущий характер:
- Немедленно найди мою сумочку, Любомир! (кауз-ян)
- Позвони мне сегодня вечером, Порфирий. (кауз-ян)
Упражнение. В каких ситуациях возникают каузально-янские трансляции? Приведите примеры.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в каузально-янскую модальность.
1. - Мне будет приятно вас послушать, Казимир.
2. - (польщенная комплиментом) Ах, что вы говорите!
3. - (гневно) Венедикт!
4. - (восхищенно) О!
5. - (торжественно) Это мой прямой долг.
Упражнение. Ответьте в каузально-янской модальности на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору.
1. - Почем ваши апельсины?
2. - Ты идешь со мной на кабана, Гервасий?
3. - Где ваша смелость, Никандр?
4. - Да ты прямо говори: было или не было, Вассиан!
5. - Прошу откушать, господа!
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в каузально-янской модальности. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно (по обеим модальностям).
1. Просьба прямая наедине срочная к знаменитости.
2. Обида прямая значительная на куклу, выраженная наедине домашнему животному.
3. Угроза прямая существенная действием деловому партнеру.
4. Извинение малое шутливое обычное перед отцом.
5. Требование существенное серьезное по существу к учителю.
Каузально-иньская модальность типична для трансляций, изменяющих ситуацию, но не предполагающих прямого воздействия протагониста на партнера; типичная такая трансляция - сообщение о некотором факте, который меняет (расширяет или сужает) возможности партнера:
- А у нас в холодильнике охлаждается свежее пиво. (кауз-инь)
- Я хочу есть! (кауз-инь)
- Ты можешь проводить меня до дому. (кауз-инь)
Упражнение. В каких ситуациях возникают каузально-иньские трансляции? Приведите примеры.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в каузально-иньскую модальность.
1. - Имей в виду, Гиацинт: у роз есть длинные шипы!
2. - Прекрати демагогию, Гога!
3. - Неужели никак нельзя мне помочь, Жорж?
4. - Приличные женщины не смотрят на чужих мужчин пристально.
5. - Сомнений нет: я беременна!
Упражнение. Ответьте в каузально-иньской модальности на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору.
1. - Купи себе пистолет, если боишься.
2. - Прошу: не надо меня успокаивать, Зиновий.
3. - (показывает партнеру выразительный кукиш)
4. - Зачем тебе мой телефон, если нет на нашу встречу воли Всевышнего?
5. - Приободрись, Нектарий: солнце уже восходит!
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в каузально-иньской модальности. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно (по обеим модальностям).
1. Обвинение косвенное незначительное публичное куклы.
2. Обещание легкомысленное верное спонтанное большому начальнику.
3. Просьба косвенная легкоисполнимая к кукле.
4. Комплимент косвенный приватный новому пожилому знакомому.
5. Поддержка друга, угодившего в неприятную личную историю.
Ментально-янская модальность характерна для ученых диспутов и для информационных вопросов:
- Пойми, отец: для меня в принципе важнее учеба, чем девушки, но человек иногда делает и не важные для себя вещи. (мен-ян)
- Объясни, Созон, почему ты можешь отсутствовать дома по три дня без предупреждения, а я должна отчитываться тебе за каждый свой шаг? (мен-ян)
- Где находится Амазонка, папа? (мен-ян)
- Почему жираф такой высокий, но узкий, а? (мен-ян)
Упражнение. В каких ситуациях возникают ментально-янские трансляции? Приведите примеры.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в ментально-янскую модальность.
1. - Мне интересно, почему мама папу всегда целует, а папа маму - никогда.
2. - О, я в восторге!
3. - Твои сапожки пришлись мне в самый раз, представляешь, мама?!
4. - Сегодня твой день, Долмат.
5. - Уфф! (с облегчением вздыхает)
Упражнение. Ответьте в ментально-янской модальности на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору.
1. - Иди сюда быстро, Леокадия!
2. - Зачем свинье пятачок?
3. - Надень платочек, девочка, а то волосы растрепались.
4. - Не грусти, боец - скоро мир настанет.
5. - Не надо только со мной шутить, умоляю!
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в ментально-янской модальности. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно (по обеим модальностям).
1. Косвенное предложение своей помощи кукле.
2. Снятие с себя ответственности за неприятное происшествие.
3. Поддержка моральная юной дочери.
4. Предложение перемирия старому врагу.
5. Аргумент в пользу своей правоты в споре с учителем.
Ментально-иньская модальность характерна для изложения человеком своих оценок, взглядов, рассказов о далеких событиях:
- Если подумать, то становится ясно, что до высот своего таланта Андриан еще не добрался. (мен-инь)
- Дело было давно, при социализме, в пору моего детства. (мен-инь)
Упражнение. В каких ситуациях возникают ментально-иньские трансляции? Приведите примеры.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в ментально-иньскую модальность.
1. - А он на меня опять напал!
2. - Зачем ты меня обижаешь ни за что, мама?!
3. - Прочь с дороги, мелкота!
4. - Это деяние наказуемо, Людвиг.
5. - Хочу сомбреро! настоящее!
Упражнение. Ответьте в ментально-иньской модальности на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору.
1. - Зачем тебе именно гранатовый браслет, душенька?
2. - Проходите, Феодор, садитесь на кушетку - она вас выдержит.

<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>