<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

3. - Я сомневаюсь, что вы еще на что-то способны, Феофил, по крайней мере, в отношении нас, женщин.
4. - Не дуйся на меня, Жоржетта, прости великодушно.
5. - Я разочарован в тебе, Генриетта.
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в ментально-иньской модальности. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно (по обеим модальностям).
1. Донос письменный маме на куклу, не уважающую приличия.
2. Утешение брата, попавшего в беду.
3. Обоснование своей непричастности к текущим событиям.
4. Аргумент против предложения делового партнера.
5. Возражение начальнику, предлагающему безумный план.
Астрально-янская модальность характерна для эмоциональной агрессии или, наоборот, пылких любовных излияний: чаще то и другое выражается стилистическими средствами, слова же играют второстепенную роль:
- (гневно глядя партнеру в глаза) Мерзавец! Убью! Душу выну! (аст-ян)
- (ликующим голосом, жестами приветствуя партнера) Сигизмундик! Иди к мамочке! Дорогой! (аст-ян)
Упражнение. В каких ситуациях возникают астрально-янские трансляции? Приведите примеры.
Упражнение. Ответьте в астрально-янской модальности на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору.
1. - Ты почему молчишь, Сара?
2. - (плачущим голосом) Неужели ты ко мне совсем остыл, Евтихий?
3. - Да замолчи, пожалуйста.
4. - Не надо мне твоих советов, Домна.
5. - Приходи, когда будет настроение, я буду рад, Жанетта.
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в астрально-янской модальности. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно (по обеим модальностям).
1. Протест против наглого поведения домашнего животного.
2. Сомнение в достоинствах напыщенного кавалера.
3. Претензия на управление волей делового партнера.
4. Уверенность в победе над врагом, ему же адресованная.
5. Усмирение расшалившегося малого ребенка.
Астрально-иньская модальность характерна для демонстрации протагонистом своих чувств:
- О, как я страдаю! Как! О! Оооо! (аст-инь)
- Я не понимаю, как так можно! Нет! Неет! (аст-инь)
- Это счастье, истинное счастье! (плачет от радости) (аст-инь)
Упражнение. В каких ситуациях возникают астрально-иньские трансляции? Приведите примеры.
Упражнение. Ответьте в астрально-иньской модальности на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору.
1. - Пора спать, Виля.
2. - Мы уже пришли, вот наш дом.
3. - Нам предстоит перейти вброд горную реку и затем преодолеть снежный перевал.
4. - Я что-то сомневаюсь в вашей компетентности и творческой потенции, Кириак.
5. - Ну, Глафира, погоди! Доберусь я до твоих прелестей!
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в астрально-иньской модальности. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно (по обеим модальностям).
1. Гневная отповедь зазнавшейся кукле.
2. Возмущенное недоумение по поводу глупого приказа начальника.
3. Отказ от сотрудничества с фирмой, нарушающей договоренности.
4. Призыв к началу сражения внутренним врагом партнера.
5. Отказ от неуместного и в чем-то оскорбительного личного предложения.
Эфирно-янская модальность свойственна чаще всего бессловесным трансляциям, где протагонист касается партнера и причиняет ему те или иные телесные ощущения:
- (молча подходит к подруге и деликатно гладит ее по плечу) (эф-ян)
- (бьет друга по плечу в знак поощрения) (эф-ян)
- (прилипает к возлюбленному со страстным поцелуем в губы) (эф-ян)
Упражнение. В каких ситуациях возникают эфирно-янские трансляции? Приведите примеры.
Упражнение. Ответьте в эфирно-янской модальности на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору.
1. - Тебе хорошо со мной, Антиох?
2. - Будь мужчиной, сын.
3. - (призывно) Ты такой ласковый сегодня, Антипатр.
4. - Здравствуй, милый.
5. - Ну же, Лилиана!
Эфирно-иньская модальность характерна для телесного самовыражения протагониста, демонстрации им своих ощущений "в мир":
- Хорошо! (выразительно гладит себя по животу после вкусного угощения) (эф-инь)
- (подставляет расслабленные приоткрытые губы для поцелуя партнера) (эф-инь)
- (нежно гладит себя по коленке или груди, искоса посматривая на партнера) (эф-инь)
- (демонстрирует массажисту свою телесную готовность к процедуре) (эф-инь)
Упражнение. В каких ситуациях возникают эфирно-иньские трансляции? Приведите примеры.
Упражнение. Ответьте в эфирно-иньской модальности на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору.
1. - Я тебе очень надоел, Ядвига?
2. - Ты голоден, Христофор?
3. - (строго) Смотри у меня, Зиновий!
4. - Располагайтесь, Мардарий, чувствуйте себя как дома.
5. - Ты согласен со мной, Ромуальд?
Физически-янская модальность характерна для жестов в направлении партнера:
- Вот. (протягивает партнеру чашку с чаем) (физ-ян)
- (нечаянно наступает партнеру на ногу) (физ-ян)
- (хватает партнера и притягивает ее к себе) (физ-ян)
Упражнение. В каких ситуациях возникают физически-янские трансляции? Приведите примеры.
Упражнение. Ответьте в физически-янской модальности на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору.
1. - Дай мне печенье, пожалуйста.
2. - Сними с меня руку, Викентий.
3. - А ты покажи всем, что разозлился!
4. - А вот не дам тебе меня потрогать!
5. - Что вам понравилось у нас больше всего, Домициан?
Физически-иньская модальность характерна для жестов, не направленных куда-либо, а являющихся как бы приспособительными:
- (разводит руками стороны, демонстрируя свою беспомощность) (физ-инь)
- (садится и устраивается на диване поудобнее) (физ-инь)
Упражнение. В каких ситуациях возникают физически-иньские трансляции? Приведите примеры.
Упражнение. Ответьте в физически-иньской модальности на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору.
1. - Приведи себя в порядок, Нафанаил.
2. - Где твой портфель, Виля?
3. - У тебя чересчур яркая помада, Агния.
4. - Да, Любомир?
5. - (грозит кулаком партнеру)
Упражнение. Придумайте диалоги из двух трансляций в следующих парах комплексных модальностей (слева указана модальность протагониста, справа - партнера).
1. (буд-ян) - (аст-ян)
2. (буд-ян) - (мен-инь)
3. (буд-инь) - (кауз-ян)
4. (буд-инь) - (мен-инь)
5. (кауз-ян) - (мен-инь)
6. (кауз-ян) - (аст-ян)
7. (кауз-инь) - (буд-ян)
8. (кауз-инь) - (атм-инь)
9. (мен-ян) - (буд-инь)
10. (мен-ян) - (кауз-инь)
Упражнение. Придумайте диалоги из двух трансляций в следующих парах комплексных модальностей.
1. (мен-инь) - (буд-ян)
2. (мен-инь) - (аст-ян)
3. (мен-инь) - (эф-инь)
4. (мен-ян) - (атм-ян)
5. (буд-ян) - (буд -инь)
6. (кауз-ян) - (кауз-инь)
7. (кауз-инь) - (кауз-инь)
8. (мен-ян) - (мен-инь)
9. (мен-ян) - (аст-ян)
10. (аст-ян) - (аст-ян)
Упражнение. Сочините сценки на следующие темы и на пять тем по вашему выбору. Действующие лица должны придерживаться указанных модальностей.
1. Студентка-первокурсница Агния объявляет своему отцу, что хочет привести к себе домой и познакомить с ним своих новых друзей. Она объясняет отцу, что он должен делать и как себя вести. Отец имеет своем мнение на эту тему.
а) Агния - кауз-ян, отец - буд-инь;
б) Агния - мен-инь, отец - кауз-инь;
в) Агния - кауз-инь, отец - мен-ян.
2. Дама Виолетта недовольна своим кактусом и предъявляет ему свои претензии. Кактус не остается в долгу.
а) Виолетта - буд-инь, кактус - аст-инь;
б) Виолетта - мен-ян, кактус - буд-инь;
в) Виолетта - кауз-ян, кактус - кауз-инь.
3. Столетний попугай Клавдий и его хозяйка Аграфена ссорятся из-за телепрограммы, которую они будут смотреть: попугая интересует "Мир животных", Аграфену - очередная серия мелодрамы "Мария". Вежливые взаимные уговоры постепенно переходят в угрозы.
а) Клавдий - буд-инь, Аграфена - мен-ян;
б) Клавдий - кауз-ян, Аграфена - аст-инь;
в) Клавдий - буд-ян, Аграфена - кауз-инь.
4. Болонка Дуня уговаривает свою хозяйку Изабеллу с пониманием и более снисходительно отнестись к своему поклоннику - складскому псу Елизарычу, и, в частности, разрешить Дуне иногда с ним гулять по двору. Изабелла не соглашается и приводит свои аргументы.
а) Дуня - мен-ян, Изабелла - кауз-ян;
б) Дуня - кауз-ян, Изабелла - мен-инь;
а) Дуня - буд-инь, Изабелла - аст-инь.
5. Журналист Мартирий уговаривает старого поэта Феоктиста Нифонтовича ближе познакомиться с современной молодежью и ее культурой. Старый поэт сомневается, насколько это будет для него хорошо.
а) Мартирий - мен-инь, поэт - кауз-ян;
б) Мартирий - буд-инь, поэт - мен-ян;
в) Мартирий - кауз-инь, поэт - буд-ян.
ФОРМУЛЫ ЧЕРЕДОВАНИЯ МОДАЛЬНОСТЕЙ
Во многих случаях бывает полезно чередовать модальности отдельных фраз, составляющих трансляцию. Некоторые примеры удобных формул такого чередования приведены ниже. При практическом использовании формул следует иметь в виду, что общая модальность трансляции, как правило, определяется модальностью последней ее части.
Короткие формулы: "спуск", "подъем", "лягушка", "рыбка", "большой спуск", "большой подъем"
Короткие формулы энергичны и эффектны, поэтому стоит потратить некоторое время для того, чтобы научиться ими свободно владеть.
"Буддхиальный спуск": буд - кауз
Эта формула хороша для обоснования своего решения или запроса:
- Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, Варфоломей. (буд) Поэтому завтра же попытайся сделать Марьяне предложение. (кауз)
- Меня очень интересуют люди, самые разные. (буд) Вы случайно не захотите со мной познакомиться, милая барышня? (кауз)
- Наша фирма очень заботится о моральной безупречности наших сделок. (буд) Вы, пожалуйста тщательно подготовьте все документы, Парфен. (кауз)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно использовать формулу "буддхиальный спуск".
Упражнение. Модифицируйте по формуле "буддхиальный спуск" следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору.
1. - Хочу крокодильчика!
2. - Ой!
3. - В чем причина твоего молчания, Аделаида?
4. - Мне непонятно ваше сопротивление, Гервасий.
5. - (с отвращением) Брр!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формуле "буддхиальный спуск".
1. - Вам нравится моя помада, Гиацинт?
2. - Прекрати дразнить собаку, Евсик!
3. - Трудно понять, зачем девушке твоего возраста избегать юбок.
4. - Какое пирожное! Блеск!
5. - Моя позиция такова: лежачего не бьют, но используют.
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле "буддхиальный спуск".
1. Приглашение в гости симпатичного нового знакомого пожилого возраста.
2. Знакомство с ребенком в гостях.
3. Неудовольствие по поводу опоздания подчиненного на совещание.
4. Упрек кукле по поводу ее неуместных шуток за обедом.
5. Сомнение в способности партнера изменить свое поведение.
"Каузальный спуск": кауз - мен
Эта формула естественно возникает при оценке текущих событий или ином комментарии к ним:
- Ты пришел, Домициан! (кауз) Долго же мне пришлось этого ждать. (мен)
- Представляешь, Римма снова провалилась на экзамене! (кауз) Ей хронически не везет. (мен)
- Я только что из зоопарка. (кауз) Звери и растения - лучшие друзья человека, так мне кажется. (мен)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно использовать формулу "каузальный спуск".
Упражнение. Модифицируйте по формуле "каузальный спуск" следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору.
1. - Скажи, Инесса, ты способна меня поддержать?
2. - Дементий, предложите мне руку.
3. - Смысла в тебе мало, Констанция.
4. - Прошу слова!
5. - Ой!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формуле "каузальный спуск".
1. - Тебе яблоко почистить, дорогой?
2. - Я спешу.
3. - Сегодня мне приснился сом, с длинными усами и могучим хвостом.
4. - Зачем тебе думать о моих экзаменах, Софи?
5. - Прошу вас не опаздывать, мой друг.
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле "каузальный спуск".
1. Обида на домашнее животное, потерявшееся на прогулке.
2. Претензия к сыну, не выполнившему родительскую просьбу.
3. Сожаление о своем почтенном возрасте, не дающем как следует развернуться.
4. Обоснование своего нежелания отобедать в гостях.
5. Объяснение поступка врага.
"Ментальный спуск": мен - аст.
Эта формула хороша для эмоционального "закрепления" той или иной мысли протагониста. Она довольно контрастна, и пользоваться ею нужно с осторожностью, так как она может вызвать смех у партнера; но в то же время иногда она служит признаком искренности:
- Я не думаю, что это было справедливо. (мен) (горячо) Это просто подло! (аст)
- Если так, то я буду думать, как поступить... (мен) Но каков гад! (аст)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно использовать формулу "ментальный спуск".
Упражнение. Модифицируйте по формуле "ментальный спуск" следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору.
1. - Прочь с дороги, мелкота!
2. - Жизнь такова, что редко удается поступать в соответствии с лучшими своими убеждениями.
3. - (страстно) Зачем?!
4. - (раскрывая руки для объятий) Ангелина!
5. - Вот и плешь начинает свое долгое странствие по моему волосяному покрову.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формуле "ментальный спуск".
1. - Что ты думаешь о политике нашего правительства на востоке?
2. - Ну обними же меня скорее, Гаврюша!
3. - Расскажите о своих правилах обращения с женщинами, Лаврений.
4. - Почему ты до сих пор не женат, Виктор?
5. - Неужели вы правда из Бердичева, Гурий?
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле "ментальный спуск".
1. Нескромное предложение на отдыхе.
2. Решимость стоять до конца.
3. Попытка примириться с партнером, несущим чушь.
4. Предложение деловое приватное партнеру по домостроительному бизнесу.
5. Прощание приватное с любимой надолго.
"Астральный подъем": аст - мен
Эта формула используется, когда нужно как-то прокомментировать свой эмоциональный выплеск, сделав его осмысленным, или сделать ментальную трансляцию выразительной:
- (гневно) Никогда! (аст) (спокойно) В таком случае, боюсь, мне может оказаться затруднительным вам помочь. (мен)
- (в страхе) Ой! (оправдываясь) Чувство страха свойственно мне в некоторых случаях, тут уж ничего не поделаешь - такова моя природа. (мен)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно использовать формулу "астральный подъем".
Упражнение. Модифицируйте по формуле "малый астральный подъем" следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору.
1. - Мне чужды подобные идеи.
2. - Зачем это мне идти в вами на ночь глядя?!
3. - Не приступай к работе, Игнат, рано еще.
4. - Главное - не простудись, Виля!
5. - Только посмей мне возражать, ничтожество!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формуле "астральный подъем".
1. - Ты принесешь мне авокадо, Ромик?
2. - Не надо нервничать, Будимир.
3. - Аскольд, ты мне не нравишься!
4. - Осторожность - лучшая из добродетелей, Амалья!
5. - Пляши, сестричка - тебе письмо пришло!
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле "астральный подъем .
1. Просьба к кукле соблюдать при возможности правила приличия.
2. Заявление о своей непричастности к семейным безобразиям.
3. Объявление о начале крупного скандала.
4. Просьба к домашнему животному подождать смирно еще полчаса.
5. Укоризненное замечание маме от взрослеющей дочери.
"Ментальный подъем": мен - кауз
Эта формула может использоваться для создания аргументированного приказа или распоряжения:
- Мне не нравится, что у тебя такой расхристанный вид, Сильвия. (мен) Умойся и причешись! (кауз)
- Ну ты прямо индейский вождь, Казимир! (мен) Вот и отправляйся в Америку! (кауз)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно использовать формулу "ментальный подъем".
Упражнение. Модифицируйте по формуле "ментальный подъем" следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору.
1. - Ой, только не сюда!
2. - Поспеши, Добрыня!
3. - Чирикай - не чирикай, от воли Божьей не скроешься, Никанор.
4. - Ух!
5. - Среди твоих реплик редко возникают промежутки, Потап.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формуле "ментальный подъем".
1. - Эраст, веди себя прилично!
2. - Зачем тебе понадобились мои духи, Аврея?
3. - Прекрати задавать глупые вопросы, Абдайкл!
4. - Можно мне заплести в косу синий бант, мамочка?
5. - Хоть бы отца постыдился, Авундий!
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле "ментальный подъем".
1. Обвинение небольшое шуточное куклы в нарушении приличий.
2. Требование насущное легкое, предъявляемое публично к учителю.
3. Просьба прямая наедине умеренно важная к случайному знакомому.
4. Угроза прямая немалая на ближайшее будущее к близкому знакомому.
5. Уговоры домашнего животного приватные принять правильное решение.
"Каузальный подъем": кауз - буд
Эта формула иногда полезна для обоснования своего решения - а еще лучше ее использовать для обоснования своей жизненной позиции или долговременного вывода:
- Я с тобой сегодня не играю. (кауз) Я не переношу предателей. (буд)
- Вчера мне на рынке так обрадовались. (кауз) Люди меня вообще любят. (буд)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно использовать формулу "каузальный подъем".
Упражнение. Модифицируйте по формуле "каузальный подъем" следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору.
1. - Приходи в гости завтра пораньше, Фавстина.
2. - Лучше сначала подумай, Хариса.
3. - Где твой муж, подружка?
4. - Пиши пропало, Тавифа!
5. - Предлагаю тебе забыть прошлое - зачем нам старые обиды, Шушаника?
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формуле "каузальный подъем".
1. - Ты надолго приехал, Аввакир?
2. - Не смущайся, Братислав.
3. - А может, в озере искупаемся для начала, Добромир?
4. - Ты ужом-то передо мной не вертись, Герон.
5. - Девушку не щеки, а речи украшают, Сильвана.
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле "каузальный подъем".
1. Соболезнование учителю по поводу низкого качества учеников.
2. Утешение домашнего животного, попавшего в переплет.
3. Признание приватное интимное новому перспективному знакомому среднего возраста.
4. Отклонение интересного предложения ученика.
5. Отповедь наглой осе, кружащейся над прекрасным липовым медом.
Упражнение. Придумайте сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Действующие лица должны в своих трансляциях придерживаься указанных формул.
1. Парикмахер Кузьма Нифонтович принимает пришедшую после долгого отсутствия клиентку Розу, выясняет, почему ее так долго не было и обсуждает с ней необходимость соблюдения верности своему мастеру. Роза, чувствуя свою вину, оправдывается обстоятельствами и т. п.
а) Кузьма - "буддхиальный спуск", Роза - "каузальный подъем";
б) Кузьма - "каузальный спуск", Роза - "ментальный спуск";
в) Кузьма - "каузальный подъем", Роза - "астральный подъем".
2. Кот Епифан поймал мышь, придушил ее и приносит, гордый собой, своей хозяйке Глафире. Глафира в ужасе и просит его больше так не поступать, приводя различные аргументы. Кот недоволен.
а) Епифан - "ментальный спуск", Глафира - "астральный подъем";
б) Епифан - "ментальный подъем", Глафира - "каузальный подъем";
в) Епифан - "астральный спуск", Глафира - "буддхиальный спуск".
3. Холостяк Виктор, лежа на своем любимом диване, жалуется ему на плохое и непонятное поведение своей старой знакомой Кларисы. Диван объясняет Виктору особенности женской психологии.
а) Виктор - "ментальный спуск", диван - "каузальный подъем";
б) Виктор - "каузальный спуск", диван - "буддхиальный спуск";
в) Виктор - "ментальный подъем", диван - "каузальный спуск".
4. Влюбленный в девушку Сусанну молодой Ерофей рассказывает своей маме про возлюбленную. Мама пытается выяснить что-то по существу, но от Ерофея трудно добиться толка.
а) Ерофей - "ментальный спуск", мама - "ментальный подъем";
б) Ерофей - "астральный подъем", мама - "каузальный подъем";
в) Ерофей - "буддхиальный спуск", мама - "ментальный спуск".
5. Молодая Сусанна в гостях у влюбленного в нее Ерофея. Его мама, Акулина Мануиловна, пытается познакомиться с девушкой и выяснить ее планы на будущее. Сусанна же далеко не заглядывает ни в каком направлении.
а) Акулина - "каузальный спуск", Сусанна - "ментальный спуск";
б) Акулина - "буддхиальный спуск", Сусанна - "астральный подъем";
в) Акулина - "каузальный спуск", Сусанна - "каузальный спуск".
"Каузальная лягушка": кауз - буд - кауз
Эта формула часто служит для усиления своего приказа или практического руководства и позволяет плавно изменить его акцент:
- Утри нос, Плакилла! (кауз) Слезами горю не поможешь. (буд) И лицо умой. (кауз)
- Отвечай, негодник! (кауз) Искренность намерений - главное условие жизни! (буд) Или проваливай отсюда. (кауз)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно использовать формулу "каузальная лягушка".
Упражнение. Модифицируйте по формуле "каузальная лягушка" следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору.
1. - Не трогай меня за нос, Авдикий!
2. - Приятно поговорить с понимающим собеседником.
3. - Зачем рыба плавниками шевелит?
4. - Присмотри за младенцем, дочь.
5. - Блеск!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формуле "каузальная лягушка".
1. - Подвинься, Венцеслав.
2. - Прошу меня не перебивать, Шушаника.
3. - Смирись, Хиония, и слушай маму.
4. - Вавик, не хлюпай носом.
5. - Тебе, я вижу, пора выходить замуж, Фавстина.
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле "каузальная лягушка".
1. Прощание неофициальное на вокзале с любимым, уезжающим ненадолго.
2. Объявление форс-мажора домашнему животному, привыкшему к беззаботной лени.
3. Выражение уверенности в способности сына выполнить домашнее задание самостоятельно.
4. Усмирение куклы, безобразно распоясавшейся в последнее время.
5. Заявление устное начальнику о невозможности работать в таких условиях.
"Ментальная лягушка": мен - кауз - мен
Эта формула полезна при практической аргументации своего способа мышления:
- Мальчик, если он хочет быть независимым, должен уметь сам заботиться о себе. (мен) Вот вчера ты не смог купить нужный семье сыр. (кауз) И причина здесь вовсе не в том, что его якобы не было в магазине, а в твоей общей беспомощности в социальных ситуациях. (мен)
- Вот чего я не понимаю, так это твоих методов заработка. (мен) Ты же вчера оказал Белисару ценную услугу! (кауз) Почему же она должна быть бесплатной? (мен)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно использовать формулу "ментальная лягушка".
Упражнение. Модифицируйте по формуле "ментальная лягушка" следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору.
1. - Ой, мне ужасно хочется мороженого!
2. - Не води быка на веревочке, а мужа - на поводу.
3. - Хочешь завтра со мной прогуляться на водохранилище, Вирилад?
4. - Месть не украшает человека - по крайней мере, холодная, Вышеслав.
5. - Горе мне, горе!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формуле "ментальная лягушка".
1. - Ох!
2. - Пусти, пусти меня на волю!
3. - (грозно) Уходи, коли не пожалеешь потом, Гамалиил.
4. - Хочешь вермишели, сын?
5. - Ты сомневаешься в своей судьбе, Гервасий?
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле "ментальная лягушка".
1. Утешение учителя, огорчившемуся неправильному ответу ученика.
2. Признание искреннее вины малой недавней перед родителем.
3. Отклонение спокойное уверенное неофициальное недостаточно продуманного предложения делового партнера.
4. Согласие принципиальное с критикой оппонента.
5. Замечание дочери, небрежно заплетшей косу.
"Астральная лягушка": аст - мен - аст
Эта формула хороша для эмоционального самовыражения и воздействия на партнера; она используется в случаях, когда нужно, чтобы партнер хорошо понял, с чем связана эмоция протагониста:
- Ой! (аст) Всегда мне не везет. (мен) Какой кошмар! (аст)
- Мне так хорошо! (аст) Кто знает меня, поймет, какая это редкость. (мен) (нежно, расчувствовавшись) Ах! (аст)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно использовать формулу "астральная лягушка".
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формуле "астральная лягушка".
1. - Ты рад меня видеть, Дей?
2. - Почему ты до сих пор дома, Вирилад?
3. - Я знаю, где лежит очень вкусная косточка, Дуня.
4. - Доброслав, пошли купаться?!
5. - Нет, это у тебя не получится, Елдана.
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле "астральная лягушка".
1. Согласие с предложением милого.
2. Увещевание куклы, капризничающей сверх меры.
3. Похвальба двенадцатилетнего мальчика перед младшей сестрой.
4. Страх обидеть партнера.
5. Вручение молодым человеком подарка на день рождения женщине средних лет.
"Буддхиальная рыбка": буд - кауз - буд
Эта формула может быть использована при изложении человеком своих жизненых позиций или установок; промежуточная каузальная фраза дает психологическую передышку, а может служить и косвенным аргументом в пользу своих позиций:
- (весомо) Жизнь прожить - не поле перейти. (буд) Это вам не компотик скушать. (кауз) Тут всегда сначала посмотреть, да потом поглядеть, да поперед батьки не соваться! (буд)
- Моя цель - стать ученым. (буд) Кирпич знания глиной обмазать да в нужное место положить - раз. (кауз) И так, чтобы с годами стена воздвиглась!
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно использовать формулу "буддхиальная рыбка".
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формуле "буддхиальная рыбка".
1. - Ты зачем в мой огород залез, Градислав?
2. - В чем причина вашего несогласия, Амата?
3. - Чай или кофе, Гелиана?
4. - Не пора ли в путь, Ваптос?
5. - Вам понравилось у нас в Сибири, Гостомысл?
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле "буддхиальная рыбка".
1. Возражение другу, предлагающему помириться надолго.
2. Похвала дочери, прилежной до изумления.
3. Благодарность сестре, проявившей сдержанность и благоразумие.
4. Отповедь племяннику, забывшему, на каком он свете живет.
5. Нагоняй пятилетнему сыну, пренебрегающему своими обязанностями.
"Каузальная рыбка": кауз - мен - кауз
Эта формула смягчает и уточняет конкретные указания:
- Сходи в зоопарк. (кауз) Если ты человек то просто обязан расширять время от времени свой кругозор, тем более в отношении наших младших собратьев. (мен) Завтра - пошли? (кауз)
- Где ты сегодня был, Венедикт? (кауз) В любом случает хорошо, если ты осознаёшь себя как ответственное за свои поступки лицо. (мен) Так отвечай: где? (кауз)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно использовать формулу "каузальная рыбка".
Упражнение. Модифицируйте по формуле "каузальная рыбка" следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору.
1. - Глянь - Воислав идет!
2. - Уважающий себя покойник лежит тихо.
3. - Где твоя душевная молодость, Добромир, и веселье, и легкий нрав?
4. - Почему ты меня игнорируешь в постели, Гамалиил?
5. - Ты рано разбежался, Еферий.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формуле "каузальная рыбка".
1. - Надо бы закусить теперь.
2. - Вы учили материал к экзамену?
3. - Зачем мне знать всё это, объясни, Галата.
4. - Мы с Пульхерией уже всё обсудили и приняли решение.
5. - Приключений на свою шкуру я уже давно не ищу, Епистима.
Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле "каузальная рыбка".
1. Благодарность большая домашнему животному.
2. Нотация кукле, потерявшей разум окончательно.
3. Предложение помощи другу, не успевающему с делами.
4. Призыв к дочери соблюдать нравственную дисциплину.
5. Отказ от неуместного предложения, не отличающегося скромностью.
"Ментальная рыбка": мен - аст - мен
Эта формула дает эмоциональное наполнение или усиление мысли протагониста:
- В принципе, каждому человеку следовало бы стремиться к своему индивидуальному благу - если оно не противоречит благу окружающих, само собой разумеется. (мен) (выразительно) ЕСЛИ НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ! (аст) (спокойно) А если противоречит - то лучше притормозить со своим благом, вот что я имею в виду. (мен)
- Мне не нравится твой вид, Авиафа. (мен) (взволнованно) НЕ НРАВИТСЯ! (аст) (спокойно) Так что было бы лучше тебе причесаться и умыться, чем попусту демонстрировать свою независимость от распорядка дня. (мен)
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно использовать формулу "ментальная рыбка".
Упражнение. Модифицируйте по формуле "ментальная рыбка" следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору.
1. - Ух, вот это да!
2. - Мои мысли как правило безошибочны.
3. - Прошу придать моим словам большую значимость.
4. - Стыдись, Драгомир!
5. - Фу-ты ну-ты!
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формуле "ментальная рыбка".
1. - Почему я не вижу на столе хрустального холодного графинчика?

<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>