<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Короче говоря
Между прочим
Если бы да кабы
Ни малейшего представления
Рано или поздно
Вдоль и поперек
Альфа и омега
Не мудрствуя лукаво
Астральные маркеры
Когнитивные астральные маркеры это не слова, означающие эмоции ("радость", "гнев" и т. п.), а междометия и восклицания, в которых эти эмоции проявляются: "Ах!", "Ух!", "Эх!", "Ой!" и т. п.
Важным "когнитивным" маркером астральной трансляции является отсутствие (или минимальное количество) в ней непосредственного смысла или его самоочевидность для протагониста: тогда на первый план часто проступает эмоциональная составляющая.
Стилистические астральные маркеры это в первую очередь интенсивные интонации, вообще экспрессивное поведение, энергично выражающее то или иное чувство; в письменной речи, например, в текстах пьес, астральные реплики героев обычно снабжаются авторскими пометками с названием соответствующей эмоции:
- (злобно) Ну-ну! (аст)
- (радостно) Ах! Как здорово! (аст)
- (уныло) Как сказать... (аст)
Распространенным астральным маркером является повторение, иногда с незначительными вариациями, слова или темы, так что они теряют свое информационное значение, но эмоционально усиливаются:
- (возмущенно) А я спать не хочу! НЕ ХОЧУ - и всё! (аст)
- (восхищенно) Ты представляешь, вчера ко мне Порфирий подошел. Порфирий! Подумать только - сам Порфирий! (аст)
Стилистическими астральными маркерами являются многие "выразительные" слова, обозначающие различные чувства или связанные с ними, и предполагающие произнесение с соответствующими интонациями (если эти чувства не выражены интонационно, то астральной часто оказывается субмодальность):
- (нежно) Здравствуй, мой дорогой Антоний! (аст)
- (спокойно) Здравствуй, мой дорогой Антоний! кауз(аст)
- (гневно) Я недоволен тобой, Клава! (аст)
- (спокойно) Я недоволен тобой, Клава. мен(аст)
- (раздраженно) Это не квас, а отрава. (аст)
- (спокойно) Это не квас, а отрава. мен(аст)
Для астральных трансляций характерно логическое ударение на неключевых словах, особенно почти (или вовсе) лишенных смысла: "всё", "такой", или на словах-усилителях: "очень", "крайне", "необыкновенно", "исключительно", "ужас", "страсть" и т. п.:
- Он у меня ТАКОЙ хороший! (аст)
- А я приду к нему - и всё! Куда он от меня денется? (аст)
- Это необыкновенный, исключительный кот! (аст)
- Ну, ты меня развеселил! Чрезвычайно! (аст)
- За последнюю неделю ты мне ужас как надоел! (аст)
Астральную модальность часто получают реплики, в которых интонационно акцентированы качественные оценочные характеристики:
- (укоризненно) Это нехорошо, Аделаида, некрасиво. (аст)
- (восхищенно) Супер! Класс! Ништяк! (аст)
- Красота! Красотища! (аст)
- Одним словом - лабуда, говно! (аст)
Эмоциональный акцент в русском языке часто создается с помощью уменьшительных и увеличительных суффиксов; иногда при этом возникает астральная модальность, иногда - субмодальность:
- (нежно успокаивая) Ну Машенька, Манечка, Манюнечка, заинька моя ласковенькая... (аст)
- Ты ротище-то свой на чужих девок не разевай! буд(аст)
- Но усищи у него - страсть! мен(аст)
Астральным трансляциям часто сопутствует энергичная быстрая жестикуляция и такая же мимика, а также выразительные взгляды, как бы поддерживающие эмоцию; однако, как правило, взгляд несет скорее каузальную, чем астральную энергию. Энергичная гримаса или жест часто несут большую энергию, чем слова, и тогда даже содержательную трансляцию (когнитивно - ментальную или каузальную) превращают астральную (с соответствующей субмодальностью):
- Так ты идешь со мной?
- (с гримасой отвращения) (нехотя) Иду. аст(кауз)

- Неужели тебе не понравилась моя новая юбочка?
- (с унылым лицом) Нет... аст(мен)
Фразеологические обороты и пословицы в астральной модальности
Быть настороже
Как жаль!
Мерзость запустения
На верху блаженства
Хорош гусь!
Ля-ля-тополя!
Эфирные маркеры
Когнитивные эфирные маркеры представляют собой акценты на различных телесных переживаниях и ощущениях:
- (разваливается в кресле и выразительно потягивается и зевает) А-ах! (эф)
- (подносит руку к горлу и высовывает язык, показывая, что задыхается) (эф)
- (часто энергично дышит, демонстрируя усердие) (эф)
- (плотно обнимает себя руками, показывая, что замерз) (эф)
- (вздрагивает всем телом) (эф)
К числу эфирных маркеров относятся подчеркнуто медленные жесты, с замиранием в конце движения:
- (медленно садится на диван и замирает в нем, опустив голову и руки и демонстрируя полное бессилие) (эф)
К эфирной модальности апеллируют разнообразные метафорические описания (в частности, фразеологизмы и пословицы), связанные с телесными ощущениями:
- Как поживаешь, Лукиан?
- С утра руки не поднять, головы от подушки не оторвать. (эф)

- У меня сегодня как крылья выросли. (эф)

- Что грустишь, красавчик?
- Да что-то совсем ноги не таскаю. (эф)
Описания, прямо обозначающие телесные (в частности, вкусовые и эротические) ощущения, чаще всего маркируют эфирную субмодальность:
- Ты знаешь, меня уже тошнит. мен(эф)
- Какой у вас милый младенчик, сладкий, гладенький! мен(эф)
- (хозяйке, отказываясь от угощения) Спасибо, больше не надо, я сыт. кауз(эф)
- (в интимной ситуации) Виринея, я тебя уже сильно хочу! кауз(эф)
Символически эфирное тело представляет одежда человека, поэтому взаимодействие с ней часто воспринимается как эфирное проявление (замена поглаживания):
- Послушай меня! (подходит и трогает партнера за рукав) кауз(эф)
Стилистические эфирные маркеры. Способность произносить некоторые слова и даже фразы в эфирной модальности - целое искусство, которым обладают лучшие актеры (особенно комики), отличающиеся особой выразительностью; при эфирном произнесении кажется, что слова произносит на сознание (или личность) человека, а непосредственно его тело:
- (сдавленным голосом) Н-нет, н-не п-получится! эф(кауз)
- (хрипя и напрягаясь всем телом, гневным шепотом) Парассит! эф(аст)
- (отказываясь от угощения) (держась рукой за горло и таким голосом, словно прямо там стоит кусок) Больше не лезет! (эф)
К числу стилистических эфирных маркеров относится акцентуация телесных ощущений - прямая или словесная; впрочем, последняя чаще дает эфирную субмодальность:
- (стонет от наслаждения) Оо... о! (эф)

- Ой! (хватается за ушибленное место) (эф)

- (нежно медленно поглаживает руку партнера) (эф)

- (подходит к партнеру и медленным жестом кладет руки ему на плечи, слегка их сжимая и замирая в этой позиции) (эф)

- (приветствуя) Здравствуй, Дашенька! (обнимает) кауз(эф)
- (расслабляется в объятии и расплывается в блаженной улыбке) (эф)

- У меня тогда весь день было недомогание - видимо, потому, что накануне объелся. мен(эф)

- (страстно) Я умираю от голода! аст(эф)

- Я люблю девушек плотненьких и упругих. буд(эф)
Нормальный эфирный темп медленный, жесты плавные, со склонностью к замиранию. "Эфирный" голос как бы утробный, сдавленный, чревовещающий и т. п.
Фразеологические обороты и пословицы в эфирной модальности
Плоть и кровь
Больное место
Быть голодным как волк
Во всю мочь
Действовать на нервы
Аж мурашки бегают
Мороз по коже задирает
Горькая пилюля
Физические маркеры
Физические маркеры в трансляции это прямая акцентуация физического тела или физического объекта как такового - обычно в виде соответствующего жеста:
- Что у тебя болит, доченька?
- Живот (показывает пальцем) (физ)

- Передай ложку, пожалуйста.
(протягивает) (физ)

- (подбегает к партнерше и сильно дергает ее за косичку) (физ)
Однако физическая модальность отличается от эфирной принципиально: здесь нет физических ощущений как таковых, и тело воспринимается лишь как материальный объект, существующий в окружающем материальном пространстве. Следует иметь в виду, что в речи Физический архетип, как и Эфирный, проявляется чаще всего в субмодальности:
- Подвинься, пожалуйста, направо. кауз(физ)
- (рассказ по свежим следам) И тогда я двинул его в челюсть, а потом - в глаз. кауз(физ)
"Выпотрошенную рыбу аборигены, как правило, режут на крупные куски и варят в подсоленной воде с луком и перцем, или жарят в масле, предварительно обваляв в муке или сухарях". мен(физ)
- Я к женщинам не прикасаюсь по религиозным принципам. буд(физ)
Физическая модальность трансляции в каком-то смысле "конкурирует" с каузальной: если физическое действие становится слишком значимым, то соответствующая трансляция становится каузальной или даже иногда буддхиальной (а в редких случаях - и атманической). В частности, ритуальные жесты (рукопожатие, поцелуи и объятия при встрече) чаще всего воспринимаются как каузальные, с физической или эфирной субмодальностью:
- (при встрече, молча улыбаясь и протягивая руку партнеру) кауз(физ)
- (молча пожимая руку протагонисту) кауз(физ)

- (молча подавая на подносе рюмку водки) кауз(физ)
- (молча эффектным жестом ее опрокидывая себе в рот) кауз(эф)
С другой стороны, "проходной" физический жест, не претендующий на каузальную значимость, имеет чаще всего физическую или физически-каузальную модальность:
- (молча скромно подает партнеру обороненный платок) (физ)

- (незаметным движением поправляет мужу галстук) (физ)

- (командным тоном) Ну, пошел. (кауз)
- (без помпы быстро встает и направляется к двери) физ(кауз)
Физическая модальность и субмодальность предполагают сравнительно быстрый ритм, с возможными остановками-демонстрациями той или иной части тела или материального мира:
- (резким движением подносит фигу к лицу партнера) кауз(физ)

- (отрицательно качает головой) кауз(физ)

- (задирает юбку и показывает задницу) кауз(физ)

- Ох, не думаю, что это (показывает на свою плоскую грудь) кого-то может привлечь. мен(физ)

- (показывая свою заинтересованность, делает решительный шаг навстречу партнеру) физ(кауз)

- Дашенька, как насчет омлета? мен(физ)
- (с грохотом швыряет сковородку на плиту) физ(кауз)
Фразеологические обороты и пословицы в физической модальности.
Ахиллесова пята
Быть в чьей-то шкуре
Во все горло
Быть толстокожим
Встать на ноги
Держать язык за зубами
Моя "правая рука"
С головы до пят
Ни в одном глазу
Упражнение. Определите каббалистические модальности следующих трансляций и десяти трансляций по своему выбору. Укажите когнитивные и стилистические маркеры. В случае необходимости самостоятельно уточните контекст и стилистику произнесения реплик.
1. - Моя жизнь - это собаки.
2. - Не верю тебе, Игнатий.
3. - Почему такой худой - мама плохо кормила?!
4. - Где наша не пропадала!
5. - Ох! (тяжело вздыхает)
6. - Пошли в зоопарк, а? Прямо сейчас!
7. - Зачем в ООН столько заседаний и болтовни, я не понимаю.
8. - (возмущенно) Вот еще!
9. - Не смею возражать, Патриция.
10. - Мой статус в социуме непоколебим.
11. - Ай! Не хочу!
12. - Пришло время для того, чтобы всерьез взяться за ум, Протас.
13. - Мое кредо - жизнелюбие во всех видах.
14. - Болезни легких - знак нерешенных проблем самоидентификации и самоутверждения.
15. - А потом мы отправились в путешествие по Амазонке, и спасибо богу этой реки, что остались живы.
16. - Я соглашусь с вами, Нектарий, но не потому, что вы на самом деле меня убедили, а скорее по слабости своего характера.
17. - (нежно гладя собаку) Шустрик мой любимый!
18. - Анастасия, что у нас там предусмотрено на ужин?
19. - (молча прощаясь, энергично трясет руку партнера)
20. - Бог стоит в начале всех жизненных процессов.
Упражнение. Определите каббалистические модальности трансляций в следующих диалогах и в десяти диалогах по своему выбору. Контекст и стилистику в случае необходимости уточните сами. Укажите когнитивные и стилистические маркеры.
1. - Ты принесешь мне кофе, Тереза?
- Ты очень ленив, Евтихий.
2. - Представь, я сегодня прошел по конкурсу на должность заведующего отделом!
- Это, наверное, очень трудно...
3. - Завтра я уже буду в дамках!
- Не хвались, идучи на рать...
4. - Тебе приятно мое общество, София?
- (радостно) О-ля-ля!
5. - Заходи, Жорж!
- (заходит и с чувством плюхается на диван)
6. - Мой универсальный жизненный стиль претерпел большие изменения.
- А я все так же щебечу по утрам и вечерам.
7. - (возмущенно-требовательно) Ну?!
- (оправдываясь) А я что - я ничего.
8. - Плюнь ты, Федор, слюной на это дело.
Не могу, Тихон - жалко многих лет стараний и труда.
9. - (кошке) Брысь отсюда!
- (жалобно) Мяу!
10. - Я за свою жизнь многого достиг, Антипатр!
- Мне не чета, Филофей.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и на пять трансляций по своему выбору в каждую из высших модальностей (то есть в атманическую и буддхиальную).
1. - Уймись, Феофил!
2. - Неужели я тебе не нужна, Еремей?
3. - Бог в помощь, Изот!
4. - Мне трудно говорить на политические темы.
5. - Я доверяю тебе, Казимир.
Пример.
1а) - Я прошу тебя угомониться, Феофил - вообще и навсегда! (атм)
1б) - Феофил, уймись ты хоть до окончания института! (буд)
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в каждую из социальных модальностей (каузальную, ментальную и астральную).
1. - Ой!
2. - Хочу Игнатия.
3. - Я - твой друг, Емельян!
4. - Ты идешь со мной в зоопарк, Анастасия?
5. - Мне пришла в голову интересная мысль.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в каждой из высших модальностей.
1. - Чем вы занимаетесь?
2. - Верите ли вы в Бога?
3. - Любите ли вы своих близких?
4. - Что такое для человека его родина?
5. - В чем главный смысл вашей жизни?
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в буддхиальной и в каждой из социальных модальностей.
1. - Как тебе понравилась моя Жозефина?
2. - Где бы мне одолжить денег?
3. - Почему мир так ко мне несправедлив?
4. - И все таки лучшее изобретение цивилизации - мороженое!
5. - А хочешь, я приготовлю на ужин плов с курагой?
Упражнение. Для следующих ситуаций придумайте обращение в каждой из социальных модальностей, а также, если получится, в буддхиальной и эфирной модальностях.
1. Просьба к кукле заботиться не только о себе.
2. Замечание отца семилетнему сыну, перебивающему гостя.
3. Призыв к жениху не робеть.
4. Подбадривание стареющего дядюшки, выздоравливающего после тяжелой болезни.
5. Сочувствие мужу, ревнующему свою жену к компьютеру.
Упражнение. Придумайте сценки по следующим темам и пяти темам по своему выбору. Действующие лица должны придерживаться следующих модальностей:
а) протагонист - буд, партнер - мен;
б) протагонист - кауз, партнер - аст.
в) протагонист - мен, партнер - кауз.
1. Начальник туристического агентства "Ниагара" Онисифор Онуфриевич излагает своему единственному сотруднику Протасу планы развития фирмы. Протас акцентирует возможные трудности.
2. Фирма "Киса-мурыса" (помощь домашним животным). Секретарша Улита сообщает консультанту фирмы Трофиму, какие на сегодня поступили заказы. Трофим реагирует.
3. Каменный век. Вечер в пещере. Цветок Зари, жена воина Зуба Мамонта, варит похлебку и обсуждает с мужем актуальные проблемы семьи.
4. Антрепренер Антоний объясняет звезде эстрады Клависсии необходимость смены или по крайней мере освежения репертуара. Звезде этого не хочется, и она приводит веские аргументы против.
5. Пассажирский самолет. Командир корабля Касьян ухаживает за новой стюардессой Генриеттой, показывая ей панораму внизу и развлекая ее иными способами. Генриетта пытается уйти от скользких тем, уходит на вызовы пассажиров и т. п.
Упражнение. Придумайте сценки по следующим темам и пяти темам по своему выбору. Действующие лица должны придерживаться следующих модальностей:
а) протагонист - аст, партнер - мен;
б) протагонист - мен, партнер - аст.
в) протагонист - буд, партнер - кауз.
1. Отец студентки-первокурсницы Агнии обсуждает с ней бюджет семьи на месяц.
2. Мардарий - хозяин кота Гладиатора - пытается приучать своего питомца к порядку. Гладитор, однако, считает, что у настоящих мужчин - иные задачи и ценности.
3. Субботний вечер. Холостяк Виктор лежит на своем диване и обсуждает с ним возможные планы на завтра.
4. Аграфена - легкомысленная хозяйка столетнего попугая Клавдия - обсуждает с любимой птицей свои отношения с новым кавалером Аникеем. Клавдий мудр и хорошо понимает мужскую натуру.
5. Дама Виолетта в плохом настроении и пытается сорвать его на своем кактусе. Кактус, однако, колюч и не остается в долгу.
Упражнение. Придумайте сценки по следующим темам и пяти темам по своему выбору. Действующие лица должны говорить по очереди и придерживаться указанных модальностей.
1. Сакердон Никанорович - метрдотель элитного ресторана "Элизиум" - дает общий инструктаж новым официантам - Леонтию, Леопольду и Луке. Им, однако, не все понятно.
Модальности:
а) Сакердон - буд, Леонтий - кауз, Леопольд - мен, Лука - аст;
б) Сакердон - мен, Леонтий - буд, Леопольд - атм, Лука - эф.
2. Сыновья-близнецы Геннадий и Гаврила уговаривают свою маму отпустить их на рок-концерт любимого Эминема, и зовут ее с собой. Мама не в восторге от рока вообще, да и билеты не дешевые.
Модальности:
а) Геннадий - кауз, Гаврила - буд, мама - мен;
б) Геннадий - аст, Гаврила - мен, мама - буд.
3. Гарем шах Абдуллы. Жены Зарема (старшая) и Зульфия объясняют новой жене шаха Гюльчатай, что любит и чего не переносит их повелитель. Гюльчатай реагирует нестандартно.
Модальности:
а) Зарема - буд, Зульфия - кауз, Гюльчатай - аст;
б) Зарема - аст, Зульфия - атм, Гюльчатай - мен.
4. В зоопарк поступил сигнал о том, что волки по ночам громко воют, нарушая покой граждан. В волчатник отправляется ответственный за животных Капитон. Он пытается уговорить по-хорошему волков Никанора, Григория и Семена изменить поведение; волки пытаются отстаивать свою независимость и торгуются.
Модальности:
а) Капитон - кауз, Никанор - атм, Григорий - буд, Семен - кауз;
б) Капитон - мен, Никанор - аст, Григорий - эф, Семен - физ.
5. Фирма "Киса-мурыса" (помощь домашним животным). Производственное собрание, подводящее итоги месяца. Ведущий - директор Маркел Маркелыч, участники - секретарша Улита и консультант Трофим.
Модальности:
а) Маркел Маркелыч - буд, Улита - аст, Трофим - кауз;
б) Маркел Маркелыч - кауз, Улита - буд, Трофим - мен.
Упражнение. Найдите или вспомните по пять пословиц и фразеологических оборотов в каждой из каббалистических модальностей.

Глава 2
СЛОЖНЫЕ КАББАЛИСТИЧЕСКИЕ МОДАЛЬНОСТИ
СУБМОДАЛЬНОСТИ АТМАНИЧЕСКОЙ МОДАЛЬНОСТИ
Независимо от субмодальности, любая сложная атманическая модальность свойственна лишь трансляциям, претендующим на тотальность, всеобщность, всеохватность.
Атманическая субмодальность часто маркируется словами высшей степени абстракции, имеющими скорее синтетическое, нежели качественно значение, такими, как "жизнь", "существование", "необъятный", "универсальный". Эта субмодальность также возникает при использовании сравнений, претендующих на вселенское или универсальное значение или при ссылке на универсальные обстоятельства, а также при использовании слов "всегда" и "никогда":
- Ты светишься, как Солнце, восходящее над миром. мен(атм)
- Я проиграл, Жанетта - увы, так устроен мир. кауз(атм)
- Я не употребляю водки - никогда. буд(атм)
В бытовой речи атманическая субмодальность часто выражается с помощью выражений "до смерти" и "с детства" в буквальном смысле этих выражений (однако при использовании выражения "до смерти" в переносном смысле появляется астральная модальность):
- Покушать я люблю с детства. буд(атм)
- Зоологические наблюдения показывают, что серые гуси, как и некоторые человеческие пары, хранят верность друг другу до смерти. мен(атм)
- (взволнованно) Я люблю тебя! До смерти люблю! аст(аст)
Атманически-атманическая модальность
Атманически-атманическая модальность характерна для трансляций, содержащих в себе развитие темы универсально-общего порядка без какой-либо ее аспектной или предметной конкретизации:
- Мое главное жизненное кредо: НЕ СДАВАТЬСЯ! атм(атм)
- За каждым следующим поворотом моей судьбы стоят Неизвестность и Творчество. атм(атм)
- Моей жизнью во всех ее частностях управляет Бог. Лично Сам. атм(атм)
- Вселенная подчинена Единому Закону, сотворенному Абсолютом. атм(атм)
- Живи отныне, Валериан, в согласии с природой! атм(атм)
Фразеологические обороты и пословицы в атманически-атманической модальности
Святая святых
Упражнение. В каких еще ситуациях возникают атманически-атманические трансляции? Назовите дополнительные известные вам маркеры атманической субмодальности.
Упражнение. Переведите в атманически-атманическую модальность и после этого произнесите вслух следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору.
1. - Мне грустно.
2. - Мой кот Гладиатор - явление природы.
3. - Я все-таки человек, Марфа.
4. - Мне перемены ни к чему.
5. - Человеку свойственно ошибаться.
Пример.
1. - Я грущу, и моя грусть безначальна и бесконечна - подобно одинокой волне в безбрежном океане. атм(атм)
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в атманически-атманической модальности.
1. - Откуда вы, Арнольд?
2. - Зачем тебе ужинать?
3. - Почему ты мне не веришь, Доротея?
4. - Ты еще придешь ко мне, Иакинф?
5. - Зачем же так меня осуждать, Ипполит?
Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в атманически-атманической модальности.
1. Тост за здоровье престарелого родственника.
2. Пожелание публичное удачного путешествия молодому другу, отправляющемуся за границу.
3. Призыв сохранять спокойствие в острой ситуации.
4. Сожаление приватное демонстративное о зле, причиненном близкому родственнику.
5. Сомнение в качестве бывшего друга.
Атманически-буддхиальная модальность
Атманически-буддхиальная модальность типична для аспектной конкретизации глобальной темы - но без утери глобального акцента:
- Трудолюбие, внимание и добросовестное отношение ко всем делам - вот главные аспекты моего жизненного кредо. атм(буд)
"М. В. Ломоносов был выдающимся деятелем русской культуры, внесшим большой вклад в развитие точных и прикладных наук, а также искусства". атм(буд)
- В моей жизни ты давно и всерьез. атм(буд)
- Вселенная обладает двумя существенными качествами - протяженностью и временем. атм(буд)
"Девиз нашей фирмы - гибкость и экономия". атм(буд)
"Захарий был отзывчивым и доброжелательным человеком, но свойственная людскому роду неблагодарность сильно портила ему жизнь". атм(буд)
Фразеологические обороты и пословицы в атманически-буддхиальной модальности
Дети - благодать Божья.
Нет пророка без порока
Упражнение. В каких еще ситуациях возникают атманически-буддхиальные трансляции?
Упражнение. Переведите в атманически-буддхиальную модальность и после этого произнесите вслух следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору.
1. - Ты мне нравишься, Нелли.
2. - В прошлом у меня были кое-какие грешки.
3. - Не надо так нервничать, Феофан.
4. - Пожалуйста, покороче, Жюстина.
5. - Наш сын запустил школу, Доминик.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в атманически-буддхиальной модальности.
1. - Ну скажи, какой человек тебе нужен, чтобы замуж выйти?
2. - И что теперь нам предстоит, Гермоген?
3. - Чего бы вы хотели от работы в нашей фирме, Онисифор?
4. - Мне нужен твой совет, Зураб.
5. - А что бы нам не сменить квартиру и город, дорогой?
Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в атманически-буддхиальной модальности.
1. Обращение за помощью к врачу-натуропату.
2. Призыв к брату помнить о родственных отношениях.
3. Сомнение в качестве родственников врага.
4. Обвинение публичное идейного противника.
5. Представление школьного товарища родителям.
Атманически-каузальная модальность
Атманически-каузальная модальность характерна для трансляций, проводящих глобальную идею на материале частного эпизода:
- "Не везет" - это моя болезнь, у которой нет лечения, и сегодняшний день - прямое тому подтверждение. атм(кауз)
- Ты случайно ошибся? Нет, мой друг: ложные положения и обманы - это твоя судьба. атм(кауз)
- Вся моя судьба повернулась в результате одного невинного происшествия. атм(кауз)
- Незыблемое во всех случаях жизни правило: береженого Бог бережет - сработает и сегодня вечером на вашем свидании, Патриция. атм(кауз)
Фразеологические обороты и пословицы в атманически-каузальной модальности
Ангел-хранитель
Бог миловал
Не дай Бог!
На Бога надейся, а сам не плошай!
Простота человека к Богу приводит
Упражнение. В каких еще ситуациях возникают атманически-каузальные трансляции? Приведите примеры.
Упражнение. Переведите в атманически-каузальную модальность и после этого произнесите вслух следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору.
1. - У меня нет выбора.
2. - Давайте все же соблюдать правила, Гарри.
3. - Если хочешь, делай как всегда - но не сегодня.
4. - Пусти меня, Жоржетта!
5. - Я люблю животных.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в атманически-каузальной модальности.
1. - Ты правда вегетарианец, Тимофей?
2. - Лизонька, ты очень добра ко мне.
3. - Думай, Гервасий!
4. - Я жду ответа, где ты шлялся всю неделю, Захарий?
5. - Неужели ты до сих пор не почистил зубы, Виля?
Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в атманически-каузальной модальности.
1. Обида на плохо себя ведущую куклу.
2. Сожаление приватное искреннее о своем существенном промахе на работе, адресованное подчиненному.
3. Обвинение резкое шутливое близкого родственника за семейным обедом.
4. Попытка знакомства с соседкой средних лет в самолете.
5. Просьба небольшая актуальная приватная к домашнему животному.
Атманически-ментальная модальность
Атманически-ментальная модальность типична для трансляций, разворачивающих или иллюстрирующих универсальную идею или сюжет символическим образом или логическим соображением:
- Я сам строю свою жизнь - ведь если не я, то кто? атм(мен)
- У меня судьба мыслителя - разве у меня не может быть на это права? атм(мен)
- Моя жизнь - сплошные миражи. атм(мен)
- Человек - дитя Божье, но при этом и на черта, как мне кажется, тоже похож. атм(мен)
- Бог - это фундамент моей жизни.атм(мен)
Однако слова "ум", "логика" и т. п. ввиду их большой абстрактности в атманических фразах чаще всего дают не ментальную, а буддхиальную субмодальность:
- Моя главная жизненная ценность - разум. атм(буд)
Фразеологические обороты и пословицы в атманически-ментальной модальности
Бог его знает
Век живи - век учись
Господи, вразуми!
Упражнение. В каких еще ситуациях возникают атманически-ментальные трансляции? Назовите известные вам маркеры субмодальности.
Упражнение. Переведите в атманически-ментальную модальность и после этого произнесите вслух следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору.
1. - Не спеши, Леонард.
2. - Сомневаюсь, Казимир.
3. - Ах, какая неприятность!
4. - Чушь!
5. - Сон - важнейшая часть жизни, Мисаил, имейте это в виду.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в атманически-ментальной модальности.
1. - Зачем тебе моя дружба, Каллистрат?
2. - Прошу прощения, тетя Вероника, я больше так не буду.
3. - Я обожаю виноград, особенно кишмиш.
4. - Это не человек, мама, и не просто поклонник - это песня!
5. - Почему ты меня подозреваешь, Мирон?
Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в атманически-ментальной модальности.
1. Предложение интимное приватное недавней знакомой.
2. Извинение абстрактное публичное перед близким родственником на семейном торжестве.
3. Тост за именинника.
4. Выражение уверенности публичное формальное в правильности своего плана, предложенного фирме.
5. Обида личная недавняя глобальная на куклу.
Атманически-астральная модальность

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>