<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Упражнение. Придумайте пять диалогов из двух реплик, где отчетливо проявляется ментально-астральная амбивалентность трансляции протагониста.
Ментально-эфирная амбивалентность возникает, когда рассуждения протагониста настолько надоедают партнеру, что у него блокируется восприятие и начинается зевота, тошнота, рези в желудке и т. п.
Упражнение. В каких еще ситуациях возникает ментально-эфирная амбивалентность?
Упражнение. Придумайте пять диалогов из двух трансляций, где отчетливо проявляется ментально-эфирная амбивалентность трансляции протагониста.
Астрально-физическая амбивалентность возникает, когда протагонист в пылу эмоции начинает активно размахивать руками, метаться по пространству в опасной близости от партнера, и тот обращает больше внимания на эти перемещения, чем на эмоции, выражаемые протагонистом.
Упражнение. В каких еще ситуациях возникает астрально-физическая амбивалентность?
Упражнение. Придумайте пять диалогов из двух трансляций, где отчетливо проявляется астрально-физическая амбивалентность трансляции протагониста.
Восходящие амбивалентности
Физически-атманическая амбивалентность реализуется в таком сюжете: простое появление в физическом теле или случайное телодвижение пророка (протагонист) производит переворот во всей жизни его последователя (партнер).
Еще один пример: протагонист-прохожий неосторожно наступает на муравья (партнер) и давит его.
Упражнение. В каких еще ситуациях возникает физически-атманическая амбивалентность?
Физически-буддхиальная амбивалентность возникает в ситуации, когда физический жест протагониста оказывает на партнера большое и длительное воздействие.
Пример из области психоанализа: подросток (партнер) впервые видит голую женщину (протагонист) и это впечатление оказывается для него существенным на много лет.
Другой пример: любовь с первого прикосновения: протагонист-мужчина случайным жестом прикасается к девушке, по ней проходит энергетический разряд и она влюбляется в него всерьез и надолго.
Упражнение. В каких еще ситуациях возникает физически-буддхиальная амбивалентность?
Упражнение. Придумайте пять диалогов из двух трансляций, где отчетливо проявляется физически-буддхиальная амбивалентность трансляции протагониста.
Физически-каузальная амбивалентность: не значимый для него самого жест протагониста оказывается событие в жизни партнера.
- (в шутку отмахивается от партера, как бы отгоняя его как муху) (физ)
- (обиженно) Хорошо, я сейчас уйду. (кауз)
Упражнение. В каких еще ситуациях возникает физически-каузальная амбивалентность?
Упражнение. Придумайте пять диалогов из двух трансляций, где отчетливо проявляется физически-каузальная амбивалентность трансляции протагониста.
Физически-ментальная амбивалентность возникает, когда партнер понимает как существенно информационный физический жест или телодвижение протагониста, ничего особенного для последнего не значащие:
- (опускает голову вниз) (физ)
- Я понимаю: ты хочешь мне сказать, что я тебя расстроил, и потому ты не хочешь больше на меня смотреть. (мен)
Упражнение. В каких еще ситуациях возникает физически-ментальная амбивалентность?
Упражнение. Придумайте пять диалогов из двух трансляций, где отчетливо проявляется физически-ментальная амбивалентность трансляции протагониста.
Физически-астральная амбивалентность типична для ситуаций, когда физическое движение протагониста интерпретируется партнером как проявление эмоции:
- (неловко ставит перед мужем тарелку с едой)
- Почему ты на меня злишься?
Упражнение. В каких еще ситуациях возникает физически-астральная амбивалентность?
Упражнение. Придумайте пять диалогов из двух трансляций, где отчетливо проявляется физически-астральная амбивалентность трансляции протагониста.
Эфирно-буддхиальная амбивалентность возникает, например, в такой ситуации: опытный целитель на несколько секунд кладет руки на больного, и у того навсегда исчезает боль, мучившая его в течение долгого времени.
Упражнение. В каких еще ситуациях возникает эфирно-буддхиальная амбивалентность?
Упражнение. Придумайте пять диалогов из двух трансляций, где отчетливо проявляется эфирно-буддхиальная амбивалентность трансляции протагониста.
Эфирно-каузальная амбивалентность типична для отношения неопытной молодой матери к младенцу: любой его вздох, замерзание-отпотевание, появление аппетита и т. п. эфирные проявления для нее - события.
- (просыпаясь, потягивается и зевает) (эф)
- (радостно) Мой родной проснулся! (кауз)
Упражнение. В каких еще ситуациях возникает физически-каузальная амбивалентность?
Упражнение. Придумайте пять диалогов из двух трансляций, где отчетливо проявляется физически-каузальная амбивалентность трансляции протагониста.
Эфирно-ментальная амбивалентность может очень раздражать протагониста - например, если партнер упорно интерпретирует его физиологические проявления как информативные:
- (зевает в приближении ночного сна) (эф)
- Ты хочешь сказать мне, что я тебе надоел и поэтому мне пора уходить из твоей жизни? (мен)
Упражнение. В каких еще ситуациях возникает эфирно-ментальная амбивалентность?
Упражнение. Придумайте пять диалогов из двух трансляций, где отчетливо проявляется эфирно-ментальная амбивалентность трансляции протагониста.
Эфирно-астральная амбивалентность нередко возникает между партнерами в интимных ситуациях:
- (усаживает партнершу на колени и тесно прижимает к себе) (эф)
- Ах, я тоже тебя люблю, милый! (аст)
Упражнение. В каких еще ситуациях возникает эфирно-астральная амбивалентность?
Упражнение. Придумайте пять диалогов из двух трансляций, где отчетливо проявляется эфирно-астральная амбивалентность трансляции протагониста.
Астрально-атманическая амбивалентность довольно распространена: яркая эмоция, выраженная протагонистом, воспринимается партнером как всепоглощающее и перманентное его состояние:
- Плохо мне, ой, плохо! (аст)
- Ну не надо всю-то себя раньше времени хоронить, Евпраксея! (атм)
Упражнение. В каких еще ситуациях возникает астрально-атманическая амбивалентность?
Упражнение. Придумайте пять диалогов из двух трансляций, где отчетливо проявляется астрально-атманическая амбивалентность трансляции протагониста.
Астрально-буддхиальная амбивалентность весьма распространена: выразительная эмоция протагониста воспринимает его партнером как нечто постоянное:
- (прижимаясь к партнеру) Я так счастлива, Евтихий!
- (расправляя плечи) Да, я несу женщинам счастье. (буд)
Упражнение. В каких еще ситуациях возникает астрально-буддхиальная амбивалентность?
Упражнение. Придумайте пять диалогов из двух трансляций, где отчетливо проявляется астрально-буддхиальная амбивалентность трансляции протагониста.
Астрально-каузальная амбивалентность характерна для неравных отношений, когда протагонист стоит выше партнера: тогда его эмоции часто воспринимаются партнером в первую очередь как события:
- (недовольно) Гадкий, гадкий мальчишка! (аст)
- (отчаянно) Я больше не буду! Зачем ты меня наказываешь? (кауз)
- (начальник - подчиненному, огорченно) Да, неважный результат у нас получился, неважнецкий, прямо скажем! (аст)
- Я обязательно учту это ваше решение в будущем, Митрофан Пантелеевич! (кауз)
Упражнение. В каких еще ситуациях возникает астрально-каузальная амбивалентность?
Упражнение. Придумайте пять диалогов из двух трансляций, где отчетливо проявляется астрально-каузальная амбивалентность трансляции протагониста.
Ментально-буддхиальная амбивалентность часто возникает при разговоре с уважаемым протагонистом, пользующимся у партнера большим авторитетом - тогда его суждения могут восприниматься партнером как жизненные позиции:
- Если человек даже очень чего-то хочет, он не всегда этого добивается: сами понимаете, Михей, без воли Божьей далеко не уедешь, особенно в такой стране, как наша. (мен)
- А еще на каких принципах мне следует строить свою жизнь, Никодим Потапыч? (буд)
Упражнение. В каких еще ситуациях возникает ментально-буддхиальная амбивалентность?
Упражнение. Придумайте пять диалогов из двух трансляций, где отчетливо проявляется ментально-буддхиальная амбивалентность трансляции протагониста.
Ментально-каузальная амбивалентность часто возникает при разговорах абстрактно-мыслящего и склонного к рассуждениям протагониста с деятельным партнером, который воспринимает слова как импульс к действию:
- И что мне теперь делать с мужем, я ума не приложу. (мен)
- Зачем же так сразу расходиться, я не согласна с тобой. (кауз)
Но иногда эта амбивалентность смягчает форму приказа, например, в семейных ситуациях:
- Если никто не позаботится об ужине, то нам придется познать прелести поста. (мен)
- Да, мамочка, иду готовить. (кауз)
Упражнение. В каких еще ситуациях возникает ментально-каузальная амбивалентность?
Упражнение. Придумайте пять диалогов из двух трансляций, где отчетливо проявляется ментально-каузальная амбивалентность трансляции протагониста.
Каузально-атманическая амбивалентность возникает, когда высокий духовный учитель (протагонист) в ритуале дает инициацию ученику (партнер), полностью меняя его жизнь. Другой вариант: профессиональный спасатель вытаскивает тонущего из воды. Еще пример:
- Вот тебе, Настасья, немного денег, на первое время хватит. (кауз)
- Всю жизнь вашу доброту вспоминать буду, спаситель мой ненаглядный! (атм)
Упражнение. В каких еще ситуациях возникает каузально-атманическая амбивалентность?
Упражнение. Придумайте пять диалогов из двух трансляций, где отчетливо проявляется каузально-атманическая амбивалентность трансляции протагониста.
Каузально-буддхиальная амбивалентность возникает, когда незначительная услуга или локальная просьба протагониста воспринимаются партнером как очень для себя серьезные и длительные:
- Ну хочешь, я тебе мелочишку какую на бедность дам, или фордик свой старый подарю? (кауз)
- (восторженно) Дядюшка! Благодетель! (буд)
Упражнение. В каких еще ситуациях возникает каузально-буддхиальная амбивалентность?
Упражнение. Придумайте пять диалогов из двух трансляций, где отчетливо проявляется каузально-буддхиальная амбивалентность трансляции протагониста.
Упражнение. Придумайте ситуации, в которых возникают каббалистические амбивалентности не рассмотренных выше типов (например, ментально-атманическая) и диалоги, где эти амбивалентности отчетливо проявляются.
Реверсивные модальности и маркеры
Во многих случаях партнер в своей трансляции дает понять, в какой модальности он воспринял последнюю трансляцию протагониста; эта модальность трансляции партнера называется реверсивной. Например, заявляя протагонисту:
- Это удачная мысль. (мен)
- партнер дает ему понять, что он (партнер) воспринял модальность последней реплики протагониста как ментальную, то есть реверсивная модальность данной трансляции - ментальная (<мен).
Средства (знаки), с помощью которых партнер обозначает реверсивную модальность, называются реверсивными маркерами. Рассмотрим их подробнее.
Реверсивные атманические маркеры
Как дать понять протагонисту, что его трансляция имела, с вашей точки зрения, атманическое, то есть всеобщее, значимое для всей вашей жизни значение? Можно, например, опровергнуть эту всеобщность:
- Но ведь есть в твоей жизни и что-то хорошее? (<атм)
- Не надо только говорить так про всю твою жизнь. (<атм)
А можно, наоборот, согласиться с ним, используя волшебное реверсивное слово "тоже" и атманическую модальность:
- У меня тоже в моей жизни НИЧЕГО не ладится. (<атм)
Вот еще варианты трансляций в реверсивной атманической модальности:
- И ты действительно считаешь, что твоя жизнь теперь кончилась? (<атм)
- Я не думаю, что так теперь будет всегда. (<атм)
Упражнение. Подумайте, какие еще вам известны средства дать протагонисту понять, что вы восприняли его в атманической модальности?
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в реверсивной атманической модальности.
1. - Ты мне понравилась, Олеся.
2. - Я ужасно себя чувствую.
3. - Хорошо выигрывать!
4. - Если хочешь, оставайся здесь, Анжела.
5. - Меня мучает этот вопрос.
Реверсивные буддхиальные маркеры
Желая дать понять партнеру, что вы восприняли его серьезно, можно сказать так:
- Я уважаю ваши убеждения, Евтихий Прович. (<буд)
- Я вижу: это серьезная тема. (<буд)
- Да, это длинная история. (<буд)
- Я тоже стою на этой позиции. (<буд)
А можно попытаться сбить партнера с предполагаемого буддхиального плана:
- Ну, может быть, все не так серьезно, как вам сейчас это кажется. (<буд)
- В отличие от вас, я не думаю, что это надолго. (<буд)
- Не берите близко к сердцу, не стоит того. (<буд)
Упражнение. Подумайте, какие еще вам известны средства дать протагонисту понять, что вы восприняли его в буддхиальной модальности?
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в реверсивной буддхиальной модальности.
1. - Как дела, Варсонофий?
2. - Уеду я отсюда завтра.
3. - Ой!
4. - Ух, здорово!
5. - Моя жизнь теперь - просто мечта!
Реверсивные каузальные маркеры
Есть много способов показать человеку, что вы восприняли его трансляцию как действие, а не просто как слова:
- Впечатляет. (<кауз)
- Я могу и сдачи дать. (<кауз)
- Не надо на меня наезжать. (<кауз)
- Я тоже сегодня небольшой подвиг совершил. (<кауз)
- А я сегодня на рынок ходила, украинский борщ сварила. (<кауз)
- Вот это речь не мальчика, но мужа. (<кауз)
- А ты, матушка, мной не командуй!
Типичный каузальный маркер - слово "интересно", и когда оно отнесено к последней реплике протагониста, то трансляция партнера приобретает реверсивную каузальную (или в крайнем случае ментально-каузальную) модальность:
- Очень интересно, Павлин. (<кауз)
- Вы очень интересно рассказываете, Парфен. <мен(кауз)
Упражнение. Подумайте, какие еще вам известны средства дать протагонисту понять, что вы восприняли его в каузальной модальности?
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в реверсивной каузальной модальности.
1. - Я думаю, что когда-нибудь решусь сделать тебе предложение.
2. - Не груби, Лаврентий.
3. - Ай!
4. - Моя жизнь сложилась крайне неудачно.
5. - Тише едешь - дальше будешь, а главное - где надо, так я считаю.
Реверсивные ментальные маркеры
Простейшие средства обозначить модальность последней трансляции протагониста как ментальную таковы:
- Подумай еще, Никодим, твоя мысль не созрела. (<мен)
- Ваше рассуждение ложно, уважаемый Пафнутий Трифонович. (<мен)
- А вот и неправда! (<мен)
- А вот и нет! Как раз наоборот! (<мен)
- Трудно согласиться с вашей оценкой, Марьяна. (<мен)
- Я думаю в том же направлении, что и вы, Евстигней. (<мен)
Упражнение. Подумайте, какие еще вам известны средства дать протагонисту понять, что вы восприняли его в ментальной модальности?
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в реверсивной ментальной модальности.
1. - Ты зачем сюда явился, Панкрат?
2. - Мне не нравится твое произношение, Леокадия.
3. - Я живу по принципу: как человек поступает, так и люди к нему относятся.
4. - Эх, сейчас бы - да в баню! Горячую! С веником!
5. - (показывает партнеру фигу)
Реверсивные астральные маркеры
Показать протагонисту, что вы восприняли его в астральной модальности очень просто - достаточно назвать его эмоцию:
- Веселишься, брат? (<аст)
- Ты на меня не злись-то попусту, Жоржетта, лучше обними. (<аст)
А вот другие варианты:
- Я тоже сегодня в хорошем настроении с утра. (<аст)
- Побереги свои чувства более удачного времени. (<аст)
Упражнение. Подумайте, какие еще вам известны средства дать протагонисту понять, что вы восприняли его в астральной модальности?
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в реверсивной астральной модальности.
1. - Мне будет трудно тебе помочь, Серафима.
2. - Стой, Елисей!
3. - Что-то я все в сумерках живу.
4. - Когда ты наконец придешь, Кондрат?
5. - Где деньги, Николай?!
Реверсивные эфирные маркеры
Как дать понять протагонисту, что вы восприняли его в эфирной модальности? Это можно сделать, подчеркнув его (иногда - свои) ощущения:
- Да ты не пыхти, Бернард. (<эф)
- Что ты такой напряженный, Марк? И как будто еле говоришь. (<эф)
- Ты плохо себя чувствуешь, Генриетта? (<эф)
- Не надо меня так сжимать - задушишь, Агафон! (<эф)
- Мне тоже неможется - уже второй день с утра еле встаю, представляешь! (<эф)
- Это, наверное, было необыкновенно вкусно! (<эф)
Упражнение. Подумайте, какие еще вам известны средства дать протагонисту понять, что вы восприняли его в эфирной модальности?
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в реверсивной эфирной модальности.
1. - Как у вас все вкусно, Флегонт!
2. - Я не был особенно рад встрече с Тимуром.
3. - (целует партнершу)
4. - Ты знаешь, я встретилась с Флавианом.
5. - Мой принцип: фазан лучше в супе, чем на картине.
Реверсивные физические маркеры
Показать протагонисту, что вы восприняли в первую очередь физический аспект его трансляции можно, акцентировав свое внимание на материальном плане, в первую очередь - на физическом теле партнера (или своем собственном):
- Ты опять машешь руками, Хрисанф! (<физ)
- (радостно подскочившему поклоннику) Какой великолепный прыжок! (<физ)
- (принимая подарок) Эта брошка великолепна! (<физ)
- Не показывай мне язык, Сакердон, это неприлично. (<физ)
- (после поцелуя, отодвигаясь) Ты меня всю обслюнявил! (<физ)
Упражнение. Подумайте, какие еще вам известны средства дать протагонисту понять, что вы восприняли его в физической модальности?
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в реверсивной физической модальности.
1. - (протягивает руку в качестве приветствия)
2. - Брюхо ты себе отрастил, Христофор, - солидняк теперь!
3. - У меня ноги длинные и прямые - ну, почти как бамбучины - красиво, правда?.
4. - Чтоб мои глаза тебя больше не видели!
5. - (за столом; хозяйке) А как бы мне вон до того салатика добраться?
Конформные и неконформные ответы
Нередко (хотя далеко не всегда, увы) протагониста волнует, правильно ли партнер его воспринял, причем правильное восприятие модальности в коммуникации часто ценится выше правильного понимания прямого смысла произнесенных слов.
Трансляция партнера, в которой он прямо или косвенно подтверждает модальность трансляции протагониста, называется конформной; в противном случае она называется неконформной. Иными словами если реверсивная модальность партнера (в пределах данного универсального архетипа) совпадает с модальностью, обозначенной протагонистом, то трансляция партнера конформна, а если эти две модальности различаются, то трансляция партнера неконформна. Например, если протагонист использовал в своей трансляции каузальную модальность, то конформным будет ответ в реверсивной каузальной модальности, а неконформным - в любой другой реверсивной каббалистической модальности (скажем, реверсивной астральной). Неконформные трансляции часто губят коммуникацию на корню, вызывая у протагониста шок (иногда сильный) или сильное желание прибить партнера на месте. Наоборот, конформные ответы партнера льют бальзам на душу протагониста и создают ему впечатление глубокого понимания со стороны партнера. Сравните, например, два следующих диалога: первый - с конформным ответом партнера, второй - с его неконформным ответом:
- (деловито) Терентий, сходи на базар. (кауз)
- Через час я освобожусь и схожу. (<кауз)
- (деловито) Терентий, сходи на базар. (кауз)
- Ну не сердись на меня, не надо, отец. (<аст)
Умение дать конформный (а когда надо, и неконформный!) ответ протагонисту вырабатывается с трудом, поскольку требует постоянного внимания к модальностям, им используемым. Однако оно принесет адепту громадную пользу в коммуникации, которая искупит труд, потраченный на освоение этого искусства.
Упражнение. Определите каббалистические модальности следующих обращений и пяти обращений по своему выбору и ответьте на них: а) конформно, б) и в) неконформно. Подумайте, какая из реверсивных каббалистических модальностей будет в данном случае наименее удачной.
1. - Как ты думаешь, у Виолетты действительно интересный кактус?
2. - Шустрик, скорее ужинать!
3. - Папа, меня тошнит!
4. - Я сомневаюсь во всем, и принципиально, Ростислав!
5. - Где же ему быть, как не у своей зазнобы! Умопомрачительная женщина!
Упражнение. Определите каббалистические модальности следующих обращений и пяти обращений по своему выбору и ответьте на них: а) конформно, б) и в) неконформно. Подумайте, какая из реверсивных каббалистических модальностей будет в данном случае наименее удачной. Контекст в случае необходимости определите сами.
1. - Пусть это стать вашим жизненным девизом, Тигрий!
2. - Прошу пожалуйста заходите, гости дорогие!
3. - (энергично) Ну нет! Нет, дурачина ты простофиля!
4. - (закрывает глаза и притворяется спящим)
5. - Я работаю в театре - осветителем.
Синастрические модальности и маркеры
Довольно часто протагонист в своей трансляции прямо или косвенно указывает партнеру, в какой модальности тот должен ему ответить; эта модальность называется синастрической (при ее обозначении перед ее названием ставится значок ">", указывающий на следующую реплику партнера, например: ">кауз" - синастрическая каузальная модальность), а знаки, на нее указывающие - синастрическими маркерами. Если ответ партнера звучит в предложенной ему протагонистом модальности, он называется комплементарным, а если нет - то некомплементарным. Иными словами, ответ партнера комплементарен, если его модальность (в пределах данного универсального архетипа) совпадает с синастрической модальностью трансляции протагониста. Например, протагонист спрашивает партнера:
- На чем стоишь, Гервасий? (>буд)
Синастрическая модальность в данном случае - буддхиальная, так как протагонист предполагает, что в ответ Гервасий должен предъявить ему свои жизненные позиции. И если партнер отвечает:
- Мои главные жизненные принципы: надежность и обстоятельность. (буд)
- то его ответ комплементарен. Ответ в любой другой каббалистической модальности будет (каббалистически) некомплементарным, например:
- Это мой секрет. (мен)
В отсутствие синастрических маркеров адекватным (с точки зрения протагониста) обычно оказывается синтонный ответ, то есть ответ в той же модальности, которую протагонист использовал.
Рассмотрим теперь синастрические каббалистические маркеры.
Синастрические атманические маркеры. Прямо побудить партнера высказаться или проявиться в атманической модальности протагонист может, спросив его о его вере, жизненном кредо, миссии и т. п. Однако в своем ответе партнер скорее всего будет ориентироваться на стилистические особенности трансляции протагониста: если его вопрос будет задан в ментальной стилистической манере, то и ответ скорее всего будет таким же, то есть вместо ожидаемой атманической модальности протагонист услышит ментально-атманическую, как в следующем диалоге:
- (тоном журналиста) Каково ваше жизненное предназначение в целом, Терентий? (атм(мен); >мен)
- (спокойно) Я представляю себя бабочкой, перепархивающей с одного красивого цветка на другой, еще более красивый. мен(атм)
Несмотря на атманический по сути запрос протагониста, ментальная стилистика, создающая ощущение ментальной субмодальности его трансляции, воспринимается партнером как синастрическая модальность, и приведенный ответ потому является комплементарным. Таким образом, синастрическим атманическим маркером является в большей степени атманическая субмодальность, которая может быть выражена протагонистом или когнитивно, или стилистически. Типичные средства создания атманической субмодальности - прибавки типа "Бога ради", "клянусь жизнью" и т. п. в конце реплики. Вот два примера комплементарных ответов:
- Протас, ты как меня любишь - бесконечно? (мен(атм); >атм)
- О, Люсинда, ты - вся моя жизнь! (атм)
- (с надеждой) Эмилия, ты меня завтра не забудешь? (смотрит так, словно от ответа партнерши зависит вся его жизнь) (кауз(атм); >атм)
- (торжественно) Теперь ты со мной навсегда. (атм)
Упражнение. Приведите дополнительные примеры синастрических атманических маркеров.
Упражнение. Следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору модифицируйте, придав им атманическую синастрическую модальность. Ответьте на них: а) комплементарно, б) и в) некомплементарно. Подумайте, ответ в какой из каббалистических модальностей будет наиболее неадекватным.
1. - Прошу тебя, Виля: не простудись.
2. - Зачем тебе мое мнение?
3. - Ах!
4. - Вы меня не обидите, Галактион?
5. - Очень прошу вас мне не отказывать, Флора.
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения с атманической синастрической модальностью. Ответьте на них: а) комплементарно, б) и в) некомплементарно. Подумайте, ответ в какой из каббалистических модальностей будет наиболее неадекватным.
1. Просьба униженная к кукле.
2. Ритуальный знак уважения к старшему по возрасту сотруднику фирмы.
3. Прощание надолго с любимым.
4. Радостная встреча мужа.
5. Претензия серьезная к домашнему животному.
Синастрические буддхиальные маркеры звучат в словах "серьезно", "большой", "значимый", "постоянный" в вопросе, обращенном к партнеру:
- А каковы твои большие планы, Витовт? (>буд)
- Я хотел бы услышать от тебя серьезный, долговременный ответ, Афиноген. (>буд)
Однако здесь, как и всегда, большую роль играет стилистика и субмодальность - если они будут буддхиальными, партнер ясно услышит буддхиальную синастрическую модальность:
- (неторопливо усаживаясь рядом с партнером и глядя на него долгим взглядом; очень серьезно) Где мы едем, Аристарх? (мен(буд); >буд)
- Ты, Демьян, похож на дерево - могучий дуб, не покоряющийся никаким ветрам и снегам. (мен(буд); >буд)
Упражнение. Приведите дополнительные примеры синастрических буддхиальных маркеров.
Упражнение. Следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору модифицируйте, придав им буддхиальную синастрическую модальность. Ответьте на них: а) комплементарно, б) и в) некомплементарно. Подумайте, ответ в какой из каббалистических модальностей будет наиболее неадекватным.
1. - Ты зачем ко мне пришел, Аристид?
2. - Я люблю купаться ночью, а ты что любишь, Агапит?
3. - Ты мне нужен, как акуле серп и молот.
4. - К чему эти разговоры, Панкрат?
5. - Стыдись, Дарья!
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения с буддхиальной синастрической модальностью. Ответьте на них: а) комплементарно, б) и в) некомплементарно. Подумайте, ответ в какой из каббалистических модальностей будет наиболее неадекватным.
1. Упрек серьезный к подрастающему сыну.
2. Признание приватное в своей немалой оплошности перед другом.
3. Обвинение публичное большое племянника-подростка.
4. Угроза большая кукле, отвратительно себя ведущей.
5. Просьба серьезная к домашнему животному.
Синастрические каузальные маркеры. Прямолинейные апелляции к каузальной модальности партнера - это, например, прямые просьбы к нему что-то сделать:
- Прошу тебя, Максимилиан - без лишних слов дай мне сотню взаймы. (>кауз)
- Ваши предложения, Марат! Мы их ждем с нетерпением. (>кауз)
Однако более действенной часто оказывается каузальная субмодальность трансляции протагониста, выраженная когнитивно или стилистически, которая косвенно, но обычно довольно эффективно работает как синастрическая каузальная:
- (энергично) Я считаю, что ты виноват, Анемподист! (мен(кауз); >кауз)
- (отчаянно) Я этого не переживу, твоего предательства, предательства! (аст(кауз); >кауз)
Упражнение. Приведите дополнительные примеры синастрических каузальных маркеров.
Упражнение. Следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору модифицируйте, придав им каузальную синастрическую модальность. Ответьте на них: а) комплементарно, б) и в) некомплементарно. Подумайте, ответ в какой из каббалистических модальностей будет наиболее неадекватным.
1. - Очень мне интересно, зачем это на тебе модная шляпка?
2. - Ой!
3. - Мне очень кушать хочется.
4. - Вот ты так всегда, Жорж: не поймешь, чего ты хочешь.
5. - Мне нужен твой совет, Марта.
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения с каузальной синастрической модальностью. Ответьте на них: а) комплементарно, б) и в) некомплементарно. Подумайте, ответ в какой из каббалистических модальностей будет наиболее неадекватным.
1. Сомнение в способности кавалера сделать что-то реальное.
2. Упрек мужу за нерасторопность.
3. Побуждение сына учиться более старательно.
4. Удивление по поводу несвоевременного возвращения жены с работы.
5. Кляуза маме на куклу.
Синастрические ментальные маркеры. К ментальной модальности ответа апеллируют вопросы протагониста, начинающиеся со слов "сколько", "почему", "зачем", "с какой целью", "объясни мне", "сравни", "где логика" и т. п.:
- Сколько тебе лет исполнилось, незнакомка? (>мен)
- Где логика твоего поведения, Аскольд? (>мен)
- Объясни мне, в чем я конкретно виноват. (>мен)
Однако не менее существенным ментальным синастрическим маркером является ментальная субмодальность трансляции протагониста, выраженная когнитивно или специфической "рассудочной", спокойной, отстраненной интонацией:
- (плача, всхлипывая) Я убита - и ничего не поняла! Ооо! Ааа! (аст(мен); >мен)
- (спокойно, рассудительно) Ну, заходи, Гаврила, садись. (кауз(мен); >мен)
Упражнение. Приведите дополнительные примеры синастрических ментальных маркеров.
Упражнение. Следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору модифицируйте, придав им ментальную синастрическую модальность. Ответьте на них: а) комплементарно, б) и в) некомплементарно. Подумайте, ответ в какой из каббалистических модальностей будет наиболее неадекватным.
1. - Ай!
2. - (пылко обнимает партнера)
3. - Добирайся сам, Викторин.
4. - Зачем тебе жилетка с потайным карманом, Вукол?!
5. - Умеешь ты жить, Аполлос!
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения с ментальной синастрической модальностью. Ответьте на них: а) комплементарно, б) и в) некомплементарно. Подумайте, ответ в какой из каббалистических модальностей будет наиболее неадекватным.
1. Выражение уверенности в способности подчиненного справиться с возложенным на негозаданием.
2. Утешение куклы в горе от потери парика.
3. Похвальба перед соседом своим новым компьютером.
4. Утверждение своей позиции перед женой.
5. Нагоняй провинившемуся домашнему животному.
Синастрические астральные маркеры. Прямо провоцировать партнера на эмоции - дело довольно безнадежное, хотя иногда и практикуется неумелыми коммуникаторами:
- Ну ты хоть бы мне порадовался, улыбнулся от души, что ли! (>аст)
- Ну накричи на меня, или разозлись и скажи нехорошее слово. (>аст)
- Ты любишь меня, любишь, Пантелей? (>аст)
Более эффективными обычно оказываются косвенные синастрические маркеры, в первую очередь - астральная субмодальность трансляции протагониста, выраженная интонационно или прямо:
- (нежно, нараспев) Петенька, голубчик ты мой. (аст(аст); >аст)
- (радостно) А я тебе, Сонечка, подарочек принес - вот. (протягивает дочери игрушку) (кауз(аст); >аст)
- Ну, если мама разрешила, тогда можно и повеселиться. (мен(аст); >аст)
Упражнение. Приведите дополнительные примеры синастрических астральных маркеров.
Упражнение. Следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору модифицируйте, придав им астральную синастрическую модальность. Ответьте на них: а) комплементарно, б) и в) некомплементарно. Подумайте, ответ в какой из каббалистических модальностей будет наиболее неадекватным.
1. - Иди прямо ко мне, Себастьян.
2. - Неужели она тебе отказала?!
3. - (угрожающе) Смотри у меня, Клотильда!
4. - Ты злишь меня, Ираида!
5. - Ты против моей воли не особенно выступай - укусить могу, Ядвига!
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения с астральной синастрической модальностью. Ответьте на них: а) комплементарно, б) и в) некомплементарно. Подумайте, ответ в какой из каббалистических модальностей будет наиболее неадекватным.
1. Недовольство женой, плохо приготовившей ужин.
2. Упрек публичный другу, не оправдавшему доверия.
3. Сомнение в душевных качествах куклы, выраженное ей в мерзкое лицо.
4. Призыв к сыну прекратить сопротивление родительской воле.
5. Тост в честь любимой.
Синастрические эфирные маркеры. Прямо посоветовать партнеру перейти в мир телесных ощущений можно, но такая трансляция предполагает определенную интимность:
- Обними меня крепче, Африкан! (>эф)
- (выставляет попу, чтобы партнер ее погладил) (>эф)
- Открой рот! (подносит ко рту партнеру вкусный кусок) (>эф)
Более широкий спектр синастрических эфирных маркеров представляет прямо или стилистически выраженная эфирная субмодальность трансляции протагониста:
- (радостно) Как хорошо, что мы с тобой увиделись - наконец-то! (призывно поводит плечиком) (аст(эф); >эф)
- Есть мнение, что хорошего человека должно быть много, и мягкого. (нежно гладит себя по коленке) (мен(эф); >эф)
- Подойди, если хочешь меня потрогать. (кауз(эф); >эф)
Упражнение. Приведите дополнительные примеры синастрических эфирных маркеров.
Упражнение. Следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору модифицируйте, придав им эфирную синастрическую модальность. Ответьте на них: а) комплементарно, б) и в) некомплементарно. Подумайте, ответ в какой из каббалистических модальностей будет наиболее неадекватным.
1. - Какой ты аппетитный, мальчик!
2. - Я хочу есть!
3. - Разрешите вас поцеловать, Варфоломей.
4. - Отпусти меня, Аполлос.
5. - Чудные пирожки, Элеонора! Во рту тают!
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения с эфирной синастрической модальностью. Ответьте на них: а) комплементарно, б) и в) некомплементарно. Подумайте, ответ в какой из каббалистических модальностей будет наиболее неадекватным.
1. Приглашение к близкому контакту.
2. Восхищение партнером.
3. Предложение поесть.
4. Просьба к партнеру помочь согреться.
5. Предложение расслабиться.
Синастрические физические маркеры. Прямое указание партнеру совершить тот или иной жест обычно подразумевает его подчиненное положение:
- Виля, не ковыряй вилкой котлету. (>физ)
- (доктор - пациенту) Ложитесь на спину и согните ноги в коленях. (>физ)
Более широкий спектр физических синастрических маркеров дает физическая субмодальность трансляции протагониста:
- Если ты сейчас сам не уйдешь, то я в принципе могу тебе помочь. (встает, сжимает руки в кулаки и подходит близко к партнеру) (мен(физ); >физ)
- Делай, как я. (прогибаясь в спине, отводит руки в стороны и назад) (кауз(физ); >физ)
- (сыну, глядя на его разобранную кровать) Аккуратные, хорошие мальчики убирают свою кровать сразу же, как встают. (буд(физ); >физ)
Упражнение. Приведите дополнительные примеры синастрических физических маркеров.
Упражнение. Следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору модифицируйте, придав им физическую синастрическую модальность. Ответьте на них: а) комплементарно, б) и в) некомплементарно. Подумайте, ответ в какой из каббалистических модальностей будет наиболее неадекватным.
1. - Иди сюда, Эсфирь, без разговоров.
2. - Ах!
3. - Ну, подвинешься, может быть?
4. - У тебя комнате беспорядок, надо бы прибраться и навести чистоту.
5. - Хорошо.
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения с физической синастрической модальностью. Ответьте на них: а) комплементарно, б) и в) некомплементарно. Подумайте, ответ в какой из каббалистических модальностей будет наиболее неадекватным.
1. Просьба к мужу помочь накрыть на стол.
2. Запрет сыну.
3. Тактичное поощрение робкого возлюбленного.
4. Угроза недвусмысленная кукле.
5. Приветствие непринужденное старого знакомого.
Амбитонные трансляции
Амбитонной называется трансляция, чья собственная модальность отличается от синастрической; если же эти две модальности (в рамках данного универсального архетипа) одинаковы, то трансляция называется унитонной.
Амбитонные трансляции представляют острое место в коммуникации, так как собственная модальность трансляции протагониста всегда является неявным синастрическим маркером, то есть в отсутствие иных синастрических маркеров протагонист ждет от партнера ответ в той же модальности, что использовал сам (то есть синтонный). Таким образом, синастрический маркер в амбитонной трансляции есть, образно говоря, указание протагониста на смену курса корабля общения, и умение корректно дать команду и правильно исполнить поворот руля - ключевые моменты в ведении разговора. Наоборот, амбитонность, проводимая в грубой форме, неуклюжая или корыстная, часто воспринимается партнером как провокация или манипуляция.
Рассмотрим теперь подробнее некоторые типы амбитонных трансляций.
Типы амбитонных трансляций
Атманически-каузальная амбитонность возникает, например, при провозглашении универсального идеала как обоснование необходимости для партнера совершить тот или иной поступок:
- Извиниться, когда ты не прав - священный долг воспитанного человека, Алексий! (атм; >кауз)
- (уговаривая партнера принять помощь) Всевышний велел мне помогать страждущим, Игнатий. (атм; >кауз)
Другие примеры:
- (намекая жене на ужин) Бог заповедывал нам питаться, Анастасия. (атм; >кауз)
- (оказывая моральное давление на партнера с целью получить его согласие) Я буду ждать твоего разрешения до смерти, Амвросий. (атм; >кауз)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, когда возникают атманически-каузальные амбитонности.
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору, переведя их в модальность (атм; >кауз)
1. - Отдай мне тетрадь!
2. - Я хочу есть.
3. - Мне так одиноко сегодня.
4. - Мне нужна твоя помощь, Казимир.
5. - Что тебе от меня нужно, Эльвира?
Пример.
1. - О Боже! (торжественно воздевает руки вверх) Скажи ей, чтобы отдала мою тетрадь! (атм; >кауз)
Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращение в модальности (атм; >кауз). Ответьте: а) синтонно, б) комплементарно, в) в иной каббалистической модальности.
1. Убеждение делового партнера согласиться с предлагаемыми ему условиями сделки.
2. Мама старается сломить сопротивление сына, отказывающегося идти на прогулку.
3. Сын просит у отца денег на велосипед в качестве подарка на день рождения.
4. Девочка требует у куклы извинений за проступок.
5. Подчиненный просит у начальника повышения оклада.
Пример.
1. - (убежденно) Богу угодно, Савватий, чтоб ваша фирма приняла эти условия. (атм; >кауз)
а) - Все в руке Божьей, это да. (атм)
б) - Хорошо, я согласен. (кауз)
в) - По нашим правилам, любой договор должен быть утвержден на совете директоров. (буд)
Буддхиально-каузальная амбитонность возникает, когда протагонист выводит необходимость ответного действия партнера из существующего устойчивого положения вещей; например, протагонист говорит вообще, но имея в виду, что партнер воспримет его конкретно:
- Ты как честный человек теперь просто обязан со мной отобедать. (буд; >кауз)
- (уговаривая) Твое простое, без оговорок согласие - лучший аргумент в пользу нашей дружбы. (буд; >кауз)
- (настаивая на своем) Я не терплю отказов, Викентий. (буд; >кауз)

<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>