<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Упражнение. Приведите примеры ситуаций, когда возникают буддхиально-каузальные амбитонности.
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору, переведя их в модальность (буд; >кауз)
1. - Вы не обращаете на меня внимания, Федосья.
2. - Приглашаю вас на мой день рождения, Афанасий.
3. - Отметим годовщину свадьбы, Вольдемар?
4. - Мне хочется с вами в горы, Анемподист.
5. - Мне здесь нравится - неужели ты хочешь сразу уйти, Ульяна?
Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращение в модальности (буд; >кауз). Ответьте: а) синтонно, б) комплементарно, в) в иной каббалистической модальности.
1. Предложение приватное к новой знакомой зайти завтра на ужин к маме.
2. Предложение деловое сотруднику конкурирующей фирмы.
3. Указание домашнему животному быть потише.
4. Приветствие старого знакомого, случайно встреченного в качественном борделе.
5. Прощание теплое с новой знакомой с намеком на продолжение.
Буддхиально-ментальная амбитонность характерна для ситуаций, когда протагонист излагает позиции или устойчивые взгляды и ждет их оценки или анализа партнером:
- Я всегда уступаю дорогу тем, кто торопится - разве это неправильно, Порфирий Кузьмич? (буд; >мен)
- Я женюсь, и всерьез, Терентьич, - сомневаешься? (буд; >мен)
- Мое следующее предложение всегда хуже предыдущего - учти это, Мануил. (буд; >мен)
- Мне всегда интересна твоя оценка, Витовт. (буд; >мен)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, когда возникают буддхиально-ментальные амбитонности.
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору, переведя их в модальность (буд; >мен).
1. - Объясни, зачем ты женился, Бронислав.
2. - Почему игрушки не убраны, дети?!
3. - Оцени мой труд, Мелания.
4. - Почему мне нельзя приходить позже десяти вечера, папа? Я уже большая.
5. - Я готов выслушать вашу критику, Галактион.
Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращение в модальности (буд; >мен). Ответьте: а) синтонно, б) комплементарно, в) в иной каббалистической модальности.
1. Интерес к мнению мужа о своих достоинствах.
2. Вопрос к врачу о состоянии своего здоровья в данный период.
3. Просьба к астрологу проанализировать карту рождения.
4. Предложение новому знакомому рассказать о его раннем детстве.
5. Вопрос к деловому партнеру о надежности его компании.
Каузально-буддхиальная амбитонность характерна для вопроса "с нажимом" на партнера о его ценностях или устойчивых обстоятельствах жизни:
- Но ты мне все-таки скажи, Антонио, сколько ты зарабатываешь за год? (кауз; >буд)
- Ответь мне, Евтихий: совесть у тебя еще осталась, хоть в небольших количествах? (кауз; >буд)
Другой вариант: требование к партнеру сделать что-либо для него значительное, требующее длительных усилий:
- Парфен, я прошу тебя, чтобы в будущем ты смотрел на женщин более трезвыми глазами. (кауз; >буд)
- Уходи сейчас, Мечислав, и не возвращайся, пока не объедешь земной шар. (кауз; >буд)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, когда возникают каузально-буддхиальные амбитонности.
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору, переведя их в модальность (кауз; >буд)
1. - Прошу чаю, хозяйка.
2. - Ты где служишь, приятель?
3. - Очень мне твоя физиономия не нравится, друг ситный.
4. - Зачем тебе новый гардероб, Доротея?
5. - С ума-то не сходи, Вассиан.
Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращение в модальности (кауз; >буд). Ответьте: а) синтонно, б) комплементарно, в) в иной каббалистической модальности.
1. Просьба к кукле вести себя на обществе пристойно.
2. Риторический вопрос-упрек к любимому, но не внимательному к матери сыну.
3. Указание домашнему животному быть эмоционально сдержаннее.
4. Разнос неудачливому подчиненному.
5. Вопрос о социальном положении нового знакомого.
Каузально-ментальная амбитонность характерна для важного для протагониста вопроса, предполагающего чисто информационный ответ:
- (напряженно) В котором часу ты вчера пришел домой, Хрисанф? (кауз; >мен)
- (бодро) Меня интересуют имена твоих новых друзей, Констанция. (кауз; >мен)
Другой вариант - просьба или приказ что-либо рассказать или сообщить, оценить или проанализировать:
- Бабушка, расскажи еще про свою молодость. (кауз; >мен)
- (с нажимом) И какого вы мнения о нашем новом боссе, Никодим? (кауз; >мен)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, когда возникают каузально-ментальные амбитонности.
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору, переведя их в модальность (кауз; >мен)
1. - Прошу тебя мне не перечить.
2. - Не злись, Инесса.
3. - Ой, а кто?
4. - Если бы, Поликарп, рассказал о своей бабушке, было бы всем, я думаю, интересно.
5. - Оцени мой наряд, Симон!
Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращение в модальности (кауз; >мен). Ответьте: а) синтонно, б) комплементарно, в) в иной каббалистической модальности.
1. Просьба к дядюшке объяснить причины опоздания.
2. Сомнение в честности партнера по бриджу.
3. Попытка разговорить молчаливого кавалера.
4. Предложение своей идеи в качестве предмета обсуждения.
5. Попытка оправдаться за опоздание на любовное свидание.
Каузально-астральная амбитонность возникает при энергичной провокации гнева партнера - например, возмутительном (с его точки зрения) обращении с ним:
- (пренебрежительно) Не свисти, папаша. (кауз; >аст)
Другой пример - красивый подарок, который должен (по мысли протагониста) понравится партнеру и вызвать у него радость:
- (вручая букет цветов) Это тебе от всей души, Фотина. (кауз; >аст)
Еще один вариант - добродушная шутка "действием", имеющая в виду развеселить партнера:
- (улыбаясь) А вот презерватива-то я тебе и не дам: жалко. (кауз; >аст)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, когда возникают каузально-астральные амбитонности.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору в модальности (кауз; >аст). Контекст в случае необходимости определите самостоятельно.
1. - Мама, можно мне сегодня прийти домой в десять?
2. - Отпусти, Степанида!
3. - Давай дружить, Калерия!
4. - Харитина, одолжи мне твоего Протаса - ну хоть на один вечер!
5. - Давай потанцуем, Харлампий!
Каузально-физическая амбитонность характерна для трансляций, представляющих собой инструкции к партнеру, относящиеся к материальному миру, в частности, к физическому телу:
- Не ковыряй в носу, Димусик! (кауз; >физ)
- (протягивая платок) Утри слезы. (кауз; >физ)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, когда возникают каузально-физические амбитонности.
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору, переведя их в модальность (кауз; >физ)
1. - Я жду тебя, Мелания.
2. - Давай помиримся, Мартьян.
3. - Хотите кофе, Милица?
4. - Мне нравится этот ваш клинок.
5. - Мне нужна твоя помощь, Елевферий.
Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращение в модальности (кауз; >физ). Ответьте: а) синтонно, б) комплементарно, в) в иной каббалистической модальности.
1. Просьба к домашнему животному.
2. Наказание куклы за недостойное поведение на обществе.
3. Вручение подарка сыну.
4. Изъятие излишков шоколада у дочери.
5. Прощание с бывшим возлюбленным навсегда.
Ментально-буддхиальная амбитонность характерна для косвенных вопросов о ценностях и длительных программах партнера:
- Чем больше я живу, тем справедливее кажется мне суждение о том, что лучше всего человека характеризуют его постоянные интересы, и это относится и ко мне самому, и к вам, Даниил. (мен; >буд)
- Я думаю, что теперь будет правильно, Мануил, если вы как будущий зять расскажете о мне о своем происхождении, текущем социальном статусе и планах на будущее. (мен; >буд)
- Знайте, Порфирий, что если вы сейчас скроете от меня свои владения, то мы ни до чего не договоримся. (мен; >буд)
- Мне интересно знать, Довлат, какая сила побудила вас двадцать лет своей жизни посвятить аквалангу? (мен; >буд)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, когда возникают ментально-буддхиальные амбитонности.
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору, переведя их в модальность (мен; >буд).
1. - Откройся мне, Глафира.
2. - Причем тут мои доллары?
3. - Откуда эта квартира, Жоржетта?
4. - Ох, не хотелось бы от тебя это слышать.
5. - Свой - не чужой, не станешь же ты этого отрицать, Агафангел?
Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращение в модальности (мен; >буд). Ответьте: а) синтонно, б) комплементарно, в) в иной каббалистической модальности.
1. Вопрос журналиста к знаменитости.
2. Попытка вывести на чистую воду отца, скрывающего свои далеко идущие замыслы.
3. Тактичный вопрос о финансовом положении старого знакомого.
4. Сомнение в качестве подготовки абитуриента.
5. Аргументированная просьба к сыну учиться лучше.
Ментально-каузальная амбитонность характерна для трансляции протагонистом информации, существенной для партнера и предполагающей от него заинтересованный вопрос или иное действие:
- Я как врач могу предположить, что состояние здоровья вашего мужа в ближайшее время не улучшится, если вы не решите помочь ему бороться с болезнью. (мен; >кауз)
- Если ты извинишься как следует, я, может быть, тебя и прощу. (мен; >кауз)
- (с намеком) Кто ни о чем не просит, тому, наверное, ничего и не светит. (мен; >кауз)
- (кокетливо) Если кто-то на меня покусится, я, вероятно, не буду сильно сопротивляться. (мен; >кауз)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, когда возникают ментально-каузальные амбитонности.
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору, переведя их в модальность (мен; >кауз)
1. - Приходи ко мне, Глафира.
2. - Не смотри на меня, Вавила, лучше сам открой дверь.
3. - Мне приятны красивые мальчики.
4. - Причина нашего непонимания - твое упрямство, Модест.
5. - Ах, как я рада, что ты здесь, Пантелеймон!
Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращение в модальности (мен; >кауз). Ответьте: а) синтонно, б) комплементарно, в) в иной каббалистической модальности.
1. Просьба к домашнему животному не мешать в наведении порядка.
2. Косвенное указание секретарше.
3. Намек подруге на необходимость предпринять активное действие.
4. Косвенное приглашение начальника в гости.
5. Намек хозяйке на стремление протагониста поужинать.
Ментально-астральная амбитонность характерна для шуток и провокаций, имеющих в виду эмоциональную реакцию партнера:
- (раздраженно) Я проанализировал вашу статью, уважаемый коллега, если можно так назвать эту свалку бессмыслиц, и ничего, кроме опечаток, интересного в ней не обнаружил. (мен; >аст)
- Меня интересует, Игнатий Фомич, как могло случиться, что вы всю войну отсиживались в тылах, точно крыса? (мен; >аст)
- Знаешь, Гермоген, ты ужасно похож на индюка - с моторчиком! (мен; >аст)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, когда возникают ментально-астральные амбитонности.
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору, переведя их в модальность (мен; >аст).
1. - Не трогай меня, хорошо?
2. - Вот уморил!
3. - В нашей конторе тогда было заведено: каждую пятницу - небольшой сабантуй.
4. - Тогда пришли ко мне курьера, Вассиан.
5. - Нет, через это реку я не перейду - исключено.
Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращение в модальности (мен; >аст). Ответьте: а) синтонно, б) комплементарно, в) в иной каббалистической модальности.
1. Попытка развлечь тоскующую барышню.
2. Тонкое замечание по поводу опростоволосившегося домашнего животного.
3. Сомнение шутливое в способностях друга.
4. Рассуждение о красоте фигуры партнерши.
5. Шутливый тост за приятеля.
Астрально-атманическая амбитонность довольно трудна в исполнении: это - высокий коммуникативный пилотаж, доступный далеко не всем и не всегда.
Упражнение. Приведите примеры астрально-атманических амбитонных трансляций. Попробуйте осторожно испытать их на практике.
Астрально-буддхиальная амбитонность характерна для детей и капризных красоток, вымогающих с помощью надутых губок существенные блага:
- (по поводу покупки крупного бриллианта) (истерично) А если мне очень хочется! (рыдает) Ааааа! (аст; >буд)
- (горячо) Не хочу в школе учиться! Вообще! (страстно) Ни за что! (аст; >буд)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, когда возникают астрально-буддхиальные амбитонности.
Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращение в модальности (аст; >буд). Ответьте: а) синтонно, б) комплементарно, в) в иной каббалистической модальности.
1. Требование к мужу сменить манеры.
2. Недовольство уровнем жизни семьи.
3. Просьба страстная к начальнику повысить жалованье.
4. Просьба к мужу подтвердить его неизменную любовь к жене.
5. Требование к любовнику прекратить навсегда выяснения отношений.
Астрально-каузальная амбитонность характерна для эмоционально выраженной просьбы или аналогичного по стилю косвенного призыва к действиям:
- (застряв; гневно) Неужели ты не совсем не можешь мне помочь? (аст; >кауз)
- Ну запрети мне! Пожалуйста, сколько угодно! Попробуй только, негодяй! (аст; >кауз)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, когда возникают астрально-каузальные амбитонности.
Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращение в модальности (аст; >кауз). Ответьте: а) синтонно, б) комплементарно, в) в иной каббалистической модальности.
1. Отчаянное сопротивление необходимости идти в школу.
2. Полная готовность выполнить любое распоряжение начальника.
3. Приглашение нового знакомого в театр.
4. Сомнение в желании и способности любовницы сделать протагонисту приятное.
5. Приветствие ненаглядной подруги, вернувшейся из командировки.
Астрально-ментальная амбитонность характерна для просьбы утешения в горе:
- (плача) Почему ты меня так обижаешь? Почему? Ну почему? (аст; >мен)
Другие примеры:
- (радостно приплясывая) А у меня такой сюрприз! Не угадаешь! Не угадаешь! (аст; >мен)
- (гневно) Ничего не знаю и знать не хочу! Пойми это, наконец! (аст; >мен).
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, когда возникают астрально-ментальные амбитонности.
Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращение в модальности (аст; >мен). Ответьте: а) синтонно, б) комплементарно, в) в иной каббалистической модальности.
1. Сообщение папе об удачно сданном экзамене.
2. Сдержанное ликование по поводу удачной сделки.
3. Эмоционально выраженный содержательный вопрос к учителю.
4. Призыв к начальнику разобраться по существу, а потом принимать решение об увольнении.
5. Глубокое сомнение в правильности хода мыслей приятеля.
Эфирно-каузальная амбитонность бывает иногда очень убедительной - это, например, без лишних слов выраженная просьба накормить:
- (жалобно смотрит на партнера, затем голодными глазами - на стол с едой; глотает слюну, капающую изо рта, на лице и в фигуре изображен крайний голод) (эф; >кауз).
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, когда возникают эфирно-каузальные амбитонности.
Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращение в модальности (эф; >кауз). Ответьте: а) синтонно, б) комплементарно, в) в иной каббалистической модальности.
1. Призыв к партнеру решительно подойти и обнять.
2. Предложение вошедшему другу присоединиться к трапезе.
3. Демонстрация своей крайней усталости с просьбой уйти и оставить протагониста в покое.
4. Требование своей доли.
5. Указание подчиненному быть решительнее.
Упражнение. Рассмотрите не разобранные выше каббалистические амбитонности. Подумайте, в каких ситуациях они могут возникать и приведите по пять примеров для каждого типа.
КОНТЕКСТ
Роль контекста
Модальность трансляции, как правило, зависит от контекста - как общего, так и текущего, создаваемого предыдущей репликой партнера. При этом не только реплики, но даже отдельные слова, используемые участниками процесса коммуникации, получают иногда самые разные каббалистические модальности, хотя в принципе они сами по себе имеют и "свои" модальности, определенные литературным языком. Чуть позже мы рассмотрим эту тему подробнее, а пока пройдемся по "каббалистическим" типам контекста.
Атманический контекст характерен для сущностного обсуждения высших предметов: жизни и смерти, судьбы человека или его народа в целом и т. п. Здесь, однако, предполагается "включенное" обсуждение, когда участники разговора говорят про себя, и не занимаются ментальным моделированием обсуждаемых тем, применяя специальную терминологию и т. п. - в последнем случае модальность ситуации будет ментально-атманической.
Буддхиальный контекст - "включенное" заинтересованное обсуждение ценностей и серьезных, длительных программ участников разговора, интимный разговор "по душам". Это контекст тоже не следует путать с ментально-будхиальным контекстом, естественно возникающим, когда обсуждаются и анализируются чужие ценности и программы.
Каузальный контекст - например, деловая встреча, посвященная текущим проблемам, "планерка" и т. п. Здесь нет места эмоциям и анализу - например, начальник излагает подчиненному его задачу, а тот уточняет детали своих действий.
Ментальный контекст - анализ и умозрительное рассмотрение того или иного объекта, моделирование реальности подчеркнуто без прямой связи с событийным потоком. Типичные примеры - работа теоретической научной конференции и бесцельный обмен сплетнями любого рода.
Астральный контекст - разговор без особого смысла, но на "повышенных тонах", радостное веселье или скандал, но без драки или битья посуды.
Эфирный контекст - трапеза, нежные поглаживания и объятия или легкие тумаки, остающиеся без последствий в виде синяков. Все виды умеренно физически нагруженных обменов (крепкое рукопожатие, отхлестывание партнера веником в бане, поддержка дамы под ручку, сексуальные игры и т. п.). Слова в таких ситуациях или практически отсутствуют, или сильно мешают и партнерами игнорируются.
Физический контекст - взаимодействие с материальным миром и физическим телом партнера как таковыми, например, гимнатика, массажный сеанс, драка с травмами, скандал с битьем посуды, сексуальные игры с акцентом на физическом теле или с применением технических средств и увлеченностью ими как таковыми (фетишизм).
Письменный текст
Слова литературного языка сами по себе несут влияния различных архетипов каббалистической семьи, и в наибольшей степени это ощущается именно в письменных документах, например, художественной прозе. Конечно, употребленное в конкретном контексте, атманическое само по себе слово может прозвучать и астрально, и каузально, и ментально, но все же атманическое влияние также будет ощутимо, и проявится, например, в виде субмодальности. Поэтому протагонисту важно хотя бы приблизительно представлять себе, так сказать, априорные модальности используемых им слов, то есть их модальности в рамках литературного языка.
Атманический архетип в наибольшей степени проявляется в словах высшей степени абстракции: мир, Вселенная, Бог, дух, судьба, жизнь, смерть, везде, всюду, ничто, никогда, а также, несколько в меньшей степени (в атманической субмодальности, так сказать), в универсальных абстрактных философских и научных категориях например, таких словах, как единство, материя, субстанция, природа, принцип, архетип, тип, философия, абстракция, предмет, объект, субъект, категория, целое и т. д. Кроме того, атманическое влияние (чаще в субмодальности, но иногда и в модальности) несет на себе имя человека и страны: Антоний, Гервасий, Полуект, Россия, Франция.
Буддхиальный архетип покровительствует словам, определяющим неуниверсальные (частные) абстрактные понятия и различные качества мира и человека: добро, зло, эволюция, инволюция, свет, цвет, мораль, этика, качество, аспект, явление, проявление, действие, зеленый, веселый, тяжелый, легкий, трудолюбивый.
Каузальный архетип проявляется в совершенных глаголах, обозначающих законченное действие: сесть, привстать, кинуть, взъерошить, уподобиться, прилететь и т. д., а также в словах, обозначающих текущее или близкое время: сейчас, теперь, сегодня, вчера, завтра.
Ментальный архетип проявляется в специальных терминах и обозначениях: промискуитет, эманация, амуниция, НЛО, НИИ, ЗАГС, а также словах, обозначающих средства анализа, оценки, сравнения и ссылки: если, то, потому что, следовательно, значит, больше, меньше, похож, подобно, который, упомянутый, нижеизложенный.
Астральный архетип проявляется в названиях эмоций (чаще в виде субмодальности), в увеличительных и уменьшительных словах и суффиксах, восклицаниях (О! Эх! Ух!), в стилистически акцентированных местах текста, например, живописных сравнениях ("Что ты тут ходишь, как индюк с павлиньим хвостом?!").
Эфирный архетип проявляется в названиях человеческих ощущений: сладкий, вкусный, холодный, мягкий, нежный, грубый, тесный, болезненный и в соответствующих качествах мира. Если эти слова используются в расширительном или абстрактном смысле ("Мир очень груб к человеку"), эфирной становится субмодальность.
Физический архетип проявляется в названиях объектов материального мира и физического тела: компьютер, клавиатура, мышь, тапочки, рука, нога, туловище, голова. Если эти названия используются в переносном смысле или как абстрактные понятия ("В стаде было 120 голов скота"), то физической будет субмодальность.
Упражнение. Приведите дополнительные признаки и примеры слов литературного языка в различных каббалистических модальностях и субмодальностях.
Упражнение. Определите каббалистические модальности (и, если получится, субмодальности) выделенных слов в следующих письменных предложениях и в пяти предложениях по своему выбору.
1. Поутру Иван Пафнутьевич долго не залеживался в кровати: быстро вставал и шел рубить дрова.
2. Моя вера непоколебима, в отличие от моих сыновей, думающих исключительно о своем кармане.
3. Симеон тихо подошел к спящей жене и долго смотрел на ее розовые щеки и чуть приоткрытые пухлые губы.
4. Река в виде маленького ручейка брала начало на снежнике и сначала прыгала по крутым скалам, низвергаясь порой небольшими водопадиками, а потом долго и неторопливо текла по отлогой травянистой равнине, впадая наконец в теплое море.
5. Сомнения мучили Бронислава часто - особенно после женитьбы на молодой, легкомысленной до изумления красавице Ольге Сильвестровне, дочери известного в округе своим богатством купца первой гильдии Сильвестра Карповича Вахромеева.
Понятно, что в каждом предложении письменного текста встречаются слова разных каббалистических модальностей. Как же определить модальность предложения в целом? Это можно сделать, учитывая ситуативный контекст, в котором находится предложение, и стилистические ударения, поставленные автором. Рассмотрим сначала некоторые типичные письменные контексты или, лучше сказать жанры.
Описание. Этот жанр предполагает физическую модальность, даже если в нем встречаются сравнения, выразительные штрихи и иные влияния более высоких архетипов каббалистической семьи.
"На круглом обеденном столе горела свеча и располагались в строгом порядке салаты в хрустальных вазочках и фаршированные красным перцем зеленые оливки, приятно гармонировавшие по цвету с кофточкой хозяйки". (физ)
Преамбула. Предварительное описание обычно идет в ментальной модальности, чаще всего в ментально-буддхиальной:
"История, о которой пойдет речь, произошла давно, в России времен угасающего социализма. мен(буд) Служил тогда в нашей доблестной Советской Армии почти не пьющий лейтенант по имени Леонтий". мен(буд)
Действие. Этот жанр обычно подразумевает каузальную модальность:
"Егор быстро оделся и вышел на крыльцо, где его уже ждали. (кауз) Короткий взмах тренированных рук и ноги - и трое его врагов уже кубарем катились в поля, не разбирая, где север, а где восток". (кауз)
Диалог-действие. Это диалог, в котором герои требуют друг от друга действий или поступков - извинений, уступок, платежей и т. д.; реплики звучат в каузальной модальности:
- Пока ты не съешь этот пирог до конца, из квартиры не выйдешь! (кауз) - заявила Глафира, обиженная невниманием гостя к ее кулинарному творчеству.
- Ты сначала мои стихи послушай! (кауз) - возмутился низменностью ее натуры Дормидонт.
Диалог-спор. Этот жанр обычно идет в ментальной модальности реплик героев:
- Я считаю, что девушке твоих склонностей и талантов не следует идти в ремесленное училище - это не лучше, чем выращивать ананасы в Вологодской области, (мен) - заявил отец.
- Судя по некоторым другим твои высказываниям, я скорее тыква, чем ананас, (мен) - скромничала Дуся.
Авторское отступление. Этот жанр обычно предполагает или буддхиальную (философские идеи автора), или ментальную (комментарии, анализ, сравнения и т. п.) модальность:
- "Что ж: каждому овощу - свое время и свой огород. (буд) И наоборот: каждому времени - свои овощи и свои фрукты, и люди с необходимым времени темпераментом почему-то рождаются, и вытесняют своих отцов, и занимают общественные вершины, как будто так и надо и на роду им это написано". мен(буд)
- "Почему Марфа не смогла полюбить Афанасия - загадка, и непростая, но вдумчивый читатель, несомненно разберется в ней, но, скорее всего, не сразу, а ближе к концу третьей части романа, да и то если не пропустит чрезвычайно важных обстоятельств, излагаемых автором далее". (мен)
Эпилог. Это обычно буддхиальный, иногда даже атманический жанр (особенно некролог):
"Так и закончилась эта трагическая история любви двух человек, не желавших признавать ни свое время, ни рок, над ними тяготевший. буд(атм) Аббат Витторио полностью ушел в дела церкви, был замечен Папой и со временем стал кардиналом, а Жюстина не смогла пережить разлуки с ним и тихо зачахла, никого ни в чем не упрекнув до самой своей смерти". атм(буд)
Упражнение. Сочините небольшие рассказы на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Определите простые или сложные каббалистические модальности всех фраз этих рассказов.
1. Как я опоздал на урок географии (рассказ школьника).
2. Как я ходила к подруге (рассказ жены).
3. Как я ездил на рыбалку.
4. Как мы с приятелем отмечали его новоселье.
5. К чему приводит неумеренная жадность (рассказ брокера).
Контекст диалога
Диалог сам по себе не есть (психологически) в первую очередь обмен информацией: человек - не компьютер. И разница между этими двумя явлениями природы заключается (говоря на нашем языке) в том, что для человека общение - это в первую очередь обмен каузальной энергией с партнером, то есть совместное участие в потоке событий. Сам по себе факт задания вопроса партнеру или ответа на его вопрос есть некоторое, пусть небольшое, но событие, то есть трансляции между протагонистом и партнером всегда имеют фоновую каузальную модальность. Иными словами, само по себе обращение протагониста и внимание к нему партнера суть каузальные по своему исполнению коммуникативные акты. Например, жалоба жены:
- Ты на меня даже не смотришь!
- подразумевает отсутствие каузальной энергии внимания к ее словам со стороны мужа.
Каузальную модальность имеют взгляды и жесты, обозначающие установление и поддержку контакта с партнером как такового:
- (окликает) Евтихий! (кауз)
- (бросает на партнера внимательный взгляд) (кауз)
- (усаживается поближе и берет за руку) кауз(физ)
То, что именуется не вполне рациональным, но очень ощутимым в коммуникации понятием "воля" или "намерение", тоже обычно имеет каузальную модальность, так что любые управляющие партнером трансляции имеют, как правило, каузальную модальность (или субмодальность, если факт управления является второстепенным по сравнению с иными аспектами трансляции):
- Пойми, Тарас, что если человек к чему-то привык, то он это обычно почти любит. кауз(мен)
- (гневно) Не смей! кауз(аст)
- (очень жалобно) Не надо! Ну пожалуйста! аст(кауз)
Обращение к человеку по имени акцентирует Каузальный архетип, поэтому добавление его в трансляции, имеющей ментальную или астральную модальность, придает ей каузальную субмодальность:
- Если человек устал, то вообще, в принципе, не следует его тревожить попусту, Аля. мен(кауз)
- (отчаянно) Не хочу! ни за что! ни за что, Василиса! аст(кауз)
Ту же каузальную роль, что и обращение по имени, часто имеет внимательный взгляд, брошенный на партнера:
- Есть вещи, которые трудно назвать положительными хоть с какой стороны. (бросает на партнера многозначительный взгляд) мен(кауз)
Однако если имя партнера (или иногда самого протагониста) используется в трансляции не просто как текущее обращение, а подразумевается, что оно несет с собой какую-либо черту человека или всю его сущность и жизнь в целом, то оно звучит в буддхиальной или даже атманической модальности, иногда - субмодальности:
- Пантелей, ты же добрый Пантелеюшко! (буд)
- (торжественно, с негодованием) Как ты мог, Дормидонт! аст(атм)
- (торжественно, с негодованием) Как ты мог, Дормидонт! атм(аст)
Вообще, буддхиальная, каузальная и ментальная модальности в устной речи обозначаются обычно очень отчетливо, и как правило - соответствующими интонациями: интимной или подчеркнуто серьезной для буддхиальной модальности, оживленной или деловитой - для каузальной и подчеркнуто нейтральной или отстраненной - для ментальной, и коммуникаторы, как правило, не путают буддхиальную и ментальную модальности, хотя по самому тексту реплики это может быть неясно:
- (задушевно, интимно) Жизнь проходит. (буд)
- (холодно-отстраненно) Жизнь проходит. (мен)
Некоторая путаница возникает иногда между каузальной и астральной модальностями, когда очень эмоциональная трансляция протагониста воспринимается (им или партнером) как каузальная - но все-таки разница весьма велика: эмоция сама по себе не предполагает волевого или событийного воздействия на партнера - хотя косвенно, конечно, влияет на его непосредственное поведение. У трансляции, имеющей каузальную модальность, ощущается "сила" или "воля", и она представляет собой некоторое действие - так проявляется влияние Каузального архетипа; в то же время астральная модальность предполагает сильные эмоции, на которых самих по себе протагонист ставит акцент.
Рассмотрим теперь некоторые распространенные "жанры" общения и их типичные каббалистические модальности.
Приветствие обычно идет в каузальной модальности, и по правилам хорошего тона не должно быть слишком содержательным, в частности, ментальная субмодальность в нем не приветствуется:
- Привет, дорогая! (кауз)
Представление кого-либо или самого себя - тоже каузальный акт, но в нем каузальная или буддхиальная субмодальность не повредит:
- Добрыня, это Зигфрид, познакомьтесь. (кауз)
- Здравствуйте, я - Анастас, сотрудник правоохранительных органов. кауз(буд)
- Познакомьтесь, это Варфоломей, он принес нам сюрприз. кауз(кауз)
Обещание, не слишком отдаленное во времени, имеет обычно каузальную модальность, с каузальной, ментальной или астральной субмодальностью:
- Обещаю тебе - к завтрашнему дню сделаю. кауз(кауз)
- Обещаю - если и ты постараешься. кауз(мен)
- Обещаю. (взволнованно) Точно! Как пить дать! кауз(аст)
Приказ, поручение, задание - каузальные жанры, если не слишком серьезны и длительны (иначе - буддхиальные):
- Поручаю тебе следить за моим сыном и в восемь уложить его спать, если не слишком утомится, а если слишком - то в семь. кауз(мен)
- Поручаю тебе моего сына - береги его, рожай детей и будь с ним счастлива. буд(атм)
Предложение - тоже каузальный жанр, если не слишком серьезное (иначе - буддхиальный):
- Хочешь со мной на рок-концерт? (кауз)
- Хочешь всегда со мной дружить? (буд)
Донос - чаще ментальный, нежели каузальный жанр, обычно ментально-каузальный, а если серьезный - то ментально-буддхиальный:
- Тебе может быть интересно знать, что папа сегодня вернулся на час позже обычного и пах чем-то! мен(кауз)
- Если вам это интересно, то в школе его все недолюбливают, и давно. мен(буд)
Обвинение и извинение - каузальные жанры, если серьезные - то буддхиальные или с буддхиальной субмодальностью:
- Прости меня, дурака, за опоздание. кауз(кауз)
- Ты виноват передо мной, загубив мою молодость без остатка! (буд)
- Извини меня сегодня, если сможешь, - за все мои бывшие пред тобой прегрешения. кауз(буд)
Обида - астральный или ментальный жанр, с различными субмодальностями:
- (обиженно) Ты меня не понимаешь, никогда, никогда! аст(буд)
- Конечно, если я у тебя такая страшная и никчемная, то в самый раз меня унижать и гонять. мен(аст)
Угроза - ментальный или каузальный жанр, в зависимости от того, косвенная она или прямая; бывают также и астрально-каузальные угрозы:
- Если ты не прекратишь со мной спорить, приму меры. мен(кауз)
- (не совсем всерьез) Уйди - убью! кауз(аст)
- (всерьез) Уйди - не то убью! кауз(атм)
- Уйди, (гневно) гад! аст(кауз)
Уговоры - обычно ментально-каузальный жанр, если не ведутся со слишком большим нажимом (тогда они становятся уже каузально-ментальным принуждением):
- И представь, как это будет хорошо, когда ты, купив государственную облигацию по сниженной цене, каждый месяц сможешь стричь с нее купоны - хотя бы и чисто морального свойства, как человек обеспеченный и поддерживающий свое государство. мен(кауз)
- Уходи, пожалуйста, потому что уже поздно. кауз(мен)
Объявление о чем-либо - обычно ментально-каузальный жанр, если только оно не слишком серьезно (в последнем случае - часто ментально-каузальный):
- Имей в виду, Силантий, что завтра у меня в гостях брат. мен(кауз)
- Должна тебе сообщить, что ухожу от тебя, Гервасий. мен(буд)
"Электричка до Петушков отправляется с пятого пути". мен(кауз)
Жалоба - тоже ментально-каузальный жанр, или ментально-буддхиальный, если касается длительных процессов или несиюминутных обстоятельств:
- А меня мама сегодня напрасно наказала, и отругала тоже ни за что. мен(кауз)
- Шустрик меня не слушается, и считает, что мы должны быть на равных, хотя он - четвероногое, а я - человек. мен(буд)
Сочувствие, соболезнование - обычно ментально-буддхиальные жанры, если речь идет о серьезных потерях или несчастьях:
- Приношу вам, Авдей Иринархович, искреннее сочувствие в связи с вашим горем. мен(буд)
Прощание - каузальный акт, если надолго - то с буддхиальной субмодальностью, навсегда - буддхиальный:
- До завтра, Гавриил. (кауз)
- (прощаясь) Увидимся через год, Христина. кауз(буд)
- Прощай, мой друг, навсегда. буд(атм)
Упражнение. Определите естественные сложные каббалистические модальности трансляций в следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору и приведите соответствующие примеры.
1. Приветствие друга сердечное.
2. Приветствие начальника официальное.
3. Представление любимого мужчины своей стареющей матери.
4. Представление начальником нового сотрудника фирмы его коллективу.
5. Обещание далекое и неопределенное, но эмоциональное.
6. Обещание конкретное деловое начальнику.
7. Приказ краткосрочный серьезный ответственный подчиненному.
8. Приказ домашнему животному, эмоциональный весьма.
9. Поручение сыну на вечер.
10. Поручение серьезное умирающей матери, адресованное взрослой дочери.
Упражнение. Определите естественные сложные каббалистические модальности трансляций в следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору и приведите соответствующие примеры.
1. Предложение другу развлечься сегодня вечером.
2. Предложение подруге отправляться на все четыре стороны.
3. Задание дочери подмести пол.
4. Задание подчиненному, отправляющемся в длительную зарубежную командировку.
5. Донос кукле на противную сестру.
6. Донос на гетмана-злодея царю Петру от Кочубея.
7. Взрослая дочь эмоционально обвиняет свою мать в том, что та ее плохо и неправильно воспитывала.
8. Начальник обвиняет сотрудника в неаккуратности, приведшей к временному срыву рабочего процесса.
9. Извинение искреннее отца перед сыном за нечаянные горячие слова.
10. Извинение последнее горькое умирающего большого начальника перед своим коллективом.
Упражнение. Определите естественные сложные каббалистические модальности трансляций в следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору и приведите соответствующие примеры.
1. Обида эмоциональная непосредственная пятилетнего мальчика на маму, адресованная домашнему животному.
2. Обида глубокая выношенная на бывшего друга.
3. Угроза мимолетная эмоциональная нашкодившему домашнему животному.
4. Угроза небольшая эмоциональная на близкое будущее кукле.
5. Уговоры малые домашнего животного.
6. Уговоры страстные существенные, адресованные возлюбленной.
7. Объявление о продаже квартиры дорогой.
8. Объявление жене о предстоящей короткой командировке.
9. Жалоба острая домашнему животному на родителей.
10. Жалоба серьезная начальнику на его секретаршу.
Упражнение. Определите естественные сложные каббалистические модальности трансляций в следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору и приведите соответствующие примеры.
1. Сочувствие чужому ребенку, заболевшему ненадолго.
2. Сочувствие женщины своей матери, вырастившей негодную дочь.
3. Соболезнование начальнику вышесредней руки, провалившему серьезный проект.
4. Соболезнование сыну, схлопотавшему двойку за плохое знание бинома Ньютона.
5. Прощание с книгой, которую писал десять лет и наконец закончил.
6. Прощание с сыном, уходящим в армию.
7. Тост за новобрачных.
8. Тост за большого, знаменитого, хорошего человека.
9. Вручение подарка небольшого сыну в связи с окончанием первого класса.
10. Вручение подарка серьезного со смыслом новобрачным.

Глава 4
КОМПЛЕКСНЫЕ МОДАЛЬНОСТИ и
ФОРМУЛЫ ЧЕРЕДОВАНИЯ МОДАЛЬНОСТЕЙ
КОМПЛЕКСНЫЕ МОДАЛЬНОСТИ
Каббалистически-логистические модальности
Атманически-символическаямодальность характерна для харизматических лидеров, не склонных к содержательной развертке своих идей и провозглашающих их с помощью лозунгов и абстрактных символов:
- Свобода! Равенство! Братство! (атм-сим)
- Наша цель - коммунизм! (атм-сим)
- Наша жизнь - одна сплошная жопа. (атм-сим)
Атманические символы универсальны - они могут относиться к любой сфере и области жизни. В такой роли часто выступают высокие архетипы или высшие абстракции (мир, Бог, душа, судьба, любовь), или слова, которые протагонист использует в переносном и максимально расширительном смысле сердце, зерно, корень, фундамент (таковы и многие ругательства: задница, дерьмо, параша и т. д.):
- Это не женщина, это - Венера! (атм-сим)
- Ты, душенька, всей моей жизни фундамент. (атм-сим)
- Людвиг - настоящий Воин с большой буквы! (атм-сим)
- (значительно) Помни, Вероника: ты - мать, и этим все сказано. (атм-сим)
- Бог тебе судья. (атм-сим)
В атманически-символической модальности звучит любое метафорическое уподобление жизни в целом чему-либо:
- Эх, жизнь моя индеечка, а судьба - копеечка. (атм-сим)
- Живу всю жизнь - как сыр в масле катаюсь. (атм-сим)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций возникновения атманически-символических трансляций.
Упражнение. Ответьте на следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в атманически-символической модальности.
1. - Как поживаешь, Мануил?
2. - Ты очень огорчен, Потап?
3. - Чем, скажите, я вам, понравилась, Парамон?
4. - Тебе плохо, Агния?
5. - На что похожа твоя жизнь в целом, Аввакум?
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в атманически-символической модальности.
1. Жалоба на свою жизнь подруге.
2. Глобальная претензия к мужу.
3. Глобальное сомнение в качествах партнера по бизнесу.
4. Пожелание к бывшему другу-предателю катиться на все четыре стороны.
5. Выражение уверенности в своих возможностях.
Атманически-содержательная модальность характерна для трансляций, относящихся к жизни человека в целом, но имеющим прямой смысл:
- Я буду любить тебя до смерти, Герасим. (атм-сод)
- Храни тебя Господь, мой любимый Амфилохий! (атм-сод)
- Я во всем и всегда на тебя полагаюсь, Манефа. (атм-сод)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций возникновения атманически-содержательных трансляций.
Упражнение. Ответьте на следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в атманически-содержательной модальности.
1. - Зачем тебе моя рука и тем более сердце, Анемподист?
2. - Что для вас значит музыка, Мстислав?
3. - Как вы видите вашу семью в целом, Манефа?
4. - Что за человек ваш начальник, Жанна?
5. - Ваше жизненное кредо, Казимир?
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в атманически-содержательной модальности.
1. Призыв к сыну слушаться родителей.
2. Заявление кукле о своей полной невиновности.
3. Сомнение в качестве своей персоны.
4. Утешение домашнего животного, предающегося неумеренной скорби по мелкому поводу.

<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>