<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

- Это трудно. (<анах)
- (значительно) Носорог плохо видит, но это не его проблемы. (адж)
- Неужели, Благослав, тебе страшно? (<анах)
Упражнение. В каких еще ситуациях возникает аджно-анахатная амбивалентность?
Упражнение. Придумайте пять диалогов из двух реплик, где отчетливо проявляется аджно-анахатная амбивалентность трансляции протагониста.
Аджно-вишудховская амбивалентность возникает в ситуациях, когда протагонист пытается поднять объект мира до уровня универсального символа, но у него это, в восприятии партнера, не получается:
- Фаина - великая актриса: она нежна, (с преклонением) как Афродита! (адж)
- И очень ласкова с хорошенькими мальчиками. (<виш)
- Познакомьтесь, это мой старый друг, генерал Аникей Валерьяныч - всем генералам генерал! (адж)
- Правда генерал? (<виш)
Упражнение. В каких еще ситуациях возникает аджно-вишудховская амбивалентность?
Упражнение. Придумайте пять диалогов из двух реплик, где отчетливо проявляется аджно-вишудховская амбивалентность трансляции протагониста.
Аджно-сахасрарная амбивалентность возникает в ситуациях, когда в трансляции объект-символ становится в глазах партнера фокусом мира:
- Братислав - замечательный артист! (адж)
- Доброгнева, не надо делать себе полномасштабного кумира, пожалуйста. (<сах)
- (поучающим голосом) Кто смел, то и съел. (адж)
- (насмешливо) Как бы его потом с вершины горы кубарем не спихнули! (<сах)
Упражнение. В каких еще ситуациях возникает аджно-сахасрарная амбивалентность?
Упражнение. Придумайте пять диалогов из двух реплик, где отчетливо проявляется аджно-сахасрарная амбивалентность трансляции протагониста.
Сахасрарно-муладхарная амбивалентность возникает в ситуациях, когда партнер не замечает фокусировки мира, предложенной протагонистом, и сосредотачивает внимание на одном из объектов его трансляции, воспринимая его как изолированный:
- (гордо) Я их всех уделаю! (сах)
- (обнимая) Милый мой! (<мул)
- Я как руководитель вам, Белослав, предписываю подчиняться. (сах)
- Да я что, я ничего. (<мул)
Упражнение. В каких еще ситуациях возникает сахасрарно-муладхарная амбивалентность?
Упражнение. Придумайте пять диалогов из двух реплик, где отчетливо проявляется сахасрарно-муладхарная амбивалентность трансляции протагониста.
Сахасрарно-свадхистханная амбивалентность возникает, когда из мира, центрированного протагонистом на некотором объекте, партнер видит один только этот объект и сосредотачивает свое внимание на обозначенном протагонистом его качестве:
- Я устал над вами владычествовать. (сах)
- Полежи, отдохни немножко - и всё пройдет. (<свад)
- Великий Зевс правит всеми богами Олимпа. (сах)
- Ну, столько он великий, сколько капризный, жестокий и невыдержанный. (<свад)
Упражнение. В каких еще ситуациях возникает сахасрарно-свадхистханная амбивалентность?
Упражнение. Придумайте пять диалогов из двух реплик, где отчетливо проявляется сахасрарно-свадхистханная амбивалентность трансляции протагониста.
Амбивалентные сахасрарные трансляции
Сахасрарно-манипурная амбивалентность возникает, когда партнер видит не сфокусированный на некотором объекте мир, предложенный ему протагонистом, а структуру этого объекта:
- Ты сидишь как сыч в своем офисе с компьютером и модемом, а вокруг-то - люди, животные, растения, моря и реки! (сах)
- Ты принтер забыл. (<ман)
Другой вариант возникновения такой амбивалентности - различия в субъективных представлениях о мире, когда мир партнера существенно шире мира протагониста:
- (гордо) Я - глава семьи! (сах)
- Вот и воспитывай жену и ребенка, а дальше не высовывайся. (<ман)
Упражнение. В каких еще ситуациях возникает сахасрарно-манипурная амбивалентность?
Упражнение. Придумайте пять диалогов из двух реплик, где отчетливо проявляется сахасрарно-манипурная амбивалентность трансляции протагониста.
Сахасрарно-анахатная амбивалентность возникает в ситуациях, когда партнер воспринимает слова протагониста, изображающего центрированный мир, как описание безличного жизненного потока:
- (важно) Я за всё отвечаю. (сах)
- Я тоже верю, что всё обойдется. (<анах)
- Ты знаешь, (вдохновенно) у нас сам Никодим Самсоныч присутствует! (сах)
- Я рад, что всё хорошо получилось. (анах)
Упражнение. В каких еще ситуациях возникает сахасрарно-анахатная амбивалентность?
Упражнение. Придумайте пять диалогов из двух реплик, где отчетливо проявляется сахасрарно-анахатная амбивалентность трансляции протагониста.
Сахасрарно-вишудховская амбивалентность возникает, когда протагонист предъявляет партнеру сфокусированный на некотором объекте мир, а партнер воспринимает этот объект как всего лишь выделенную часть этого мира:
- А хотел бы ты, Парфен, (торжественно) встать во главе нашей футбольной лиги? (сах)
- (скептически) А что, кто в лиге повыше, тот больше голов забивает? (<виш)
- (пылко) Ты - самый глупый дурак на свете, Горгоний! (сах)
- Мне кажется, не стоит так волноваться по пустякам. (<анах)
Упражнение. В каких еще ситуациях возникает сахасрарно-вишудховская амбивалентность?
Упражнение. Придумайте пять диалогов из двух реплик, где отчетливо проявляется сахасрарно-вишудховская амбивалентность трансляции протагониста.
Сахасрарно-аджновская амбивалентность возникает в ситуациях, когда центр мира, предъявленный протагонистом, партнер воспринимает ("всего лишь") как аспект или одно из качеств мира:
- Ну пойми, мама, для меня нет никого на свете, кроме Еферия! (сах)
- Я и сама вижу, что Афродита взяла тебя под свое покровительство. (<адж)
- И весь мир мне покорится! (сах)
- (насмешливо) О, всемогущий! (<адж)
Упражнение. В каких еще ситуациях возникает сахасрарно-аджновская амбивалентность?
Упражнение. Придумайте пять диалогов из двух реплик, где отчетливо проявляется сахасрарно-аджновская амбивалентность трансляции протагониста.
РЕВЕРСИВНЫЕ МОДАЛЬНОСТИ И МАРКЕРЫ
Во многих случаях партнер в своей трансляции дает понять, в какой модальности он воспринял предшествующую трансляцию протагониста; эта модальность трансляции партнера называется реверсивной и обозначается со значком "<" спереди. Например, партнер в ответ на реплику протагониста заявляет ему:
- Ну, ты все-таки так не говори, не весь мир на тебе покоится. (<сах)
Ясно, что эта трансляция имеет реверсивную сахасрарную модальность, так как показывает, что партнер воспринял предыдущую реплику протагониста как сахасрарную.
Знаки, с помощью которых партнер обозначает реверсивную модальность, называются реверсивными маркерами. Одним из универсальных методов обозначить реверсивную модальность является следующий: партнер произносит волшебные слова "Я тоже", а затем добавляет реплику в определенной модальности - и тем самым создает реверсивный маркер соответствующей модальности, например:
- Я тоже люблю находиться в центре внимания. (<сах)
- Я тоже чувствую, что не так оно как-то происходит. (<анах)
- Я тоже всегда стремлюсь разложить все по полочкам. (<ман)
Реверсивные муладхарные маркеры
Как дать понять протагонисту, что его трансляция имела, с вашей точки зрения, муладхарную модальность? Можно согласиться с его предполагаемой акцентуацией на изолированном объекте, а можно, наоборот, против нее возразить:
- Еспер меня бросил!
- Ты зря на нем так фиксируешься. (<мул)
- Представляешь, Еспер меня бросил!
- Да, неделю назад меня, а сегодня тебя - очень легкомысленный и непостоянный наш Еспер.(<мул)
- Хорошо тебе в теплом свитере!
- Это не свитер, а кофта. (<мул)
- Мне хорошо в этом свитере!
- Нет, не тебе в нем хорошо, а мне! (<мул)
Упражнение. Подумайте, какие еще вам известны средства дать протагонисту понять, что вы восприняли его в муладхарной модальности?
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в реверсивной муладхарной модальности.
1. - Откуда мне знать про Ефрасия?
2. - Что-то метет сильно.
3. - Я здесь главный.
4. - Ты еще молодой, Еферий, зеленый, поумнеешь со временем - тогда приходи.
5. - Моя кукла вывихнула ногу в бедре.
Реверсивные свадхистханные маркеры
Желая дать понять протагонисту, что вы оценили его качественное описание объекта, можно продолжить список этих качеств или, наоборот, их опровергнуть:
- Муж у меня отличный.
- И высокий, и добрый, и ласковый со всеми - образцовый мужчина! (<свад)
- Ну всё, мне конец.
- И не говори напрасно, совсем даже не окончательный, этот твой конец, а промежуточный, или даже только еще начинается. (<свад)
Упражнение. Подумайте, какие еще вам известны средства дать протагонисту понять, что вы восприняли его в свадхистханной модальности?
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в реверсивной свадхистханной модальности.
1. - Мне нужен пушистый плед.
2. - Мое ранчо располагается на самой западной окраине Техаса.
3. - Теперь пиши-пропало.
4. - Ты льешь воду на мельницу нашего врага, Звездан.
5. - Едем?
Реверсивные манипурные маркеры
Для того, чтобы дать понять протагонисту, что вы восприняли его в манипурной модальности, можно акцентировать связи между частями упомянутого им объекта:
- Акиндин - мой муж.
- Надо же! А я решила, что сын! (<ман)
В данном случае "объектом" является супружеская пара, и партнерша акцентирует свое внимание на типе отношений в ней.
Другой вариант реверсивного манипурного маркера - продолжение списка элементов или частей обозначенного протагонистом объекта:
- У моего нового велосипеда очень красиво изогнут руль, правда?
- Да, и педали оригинальные, и восемь передач. (<ман)
Упражнение. Подумайте, какие еще вам известны средства дать протагонисту понять, что вы восприняли его в манипурной модальности?
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в реверсивной манипурной модальности.
1. - (грозно) Харлампий!
2. - Бог тебе судья, Лучезар.
3. - Холодно!
4. - Мой конь затерялся в степях.
5. - Свинья не съест, я думаю.
Реверсивные анахатные маркеры
Есть много способов показать протагонисту, что вы восприняли его реплику в анахатной модальности; например, для этого можно показать, что вы проигнорировали все ее предметное содержание:
- Таисия, ты зачем спрятала мой галстук?
- (себе под нос) Кажется, тучи над головой сгущаются. (<анах)
- Таисия, ты зачем спрятала мой галстук?
- Ты, Паригорий не представляешь себе, как трудно жить, когда вокруг одно только раздражение. (<анах)
Еще примеры трансляций с реверсивной анахатной модальностью:
- Да, я согласен с вами, действительно всё идет неплохо. (<анах)
- Мне с тобой тоже хорошо, даже очень. (<анах)
- А мне, в отличие от тебя, не кажется, что происходит хоть что-то. (<анах)
Упражнение. Подумайте, какие еще вам известны средства дать протагонисту понять, что вы восприняли его в анахатной модальности?
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в реверсивной анахатной модальности.
1. - (при встрече, улыбаясь) Как приятно!
2. - Немедленно прекрати издеваться над младшей сестрой, Неемия!
3. - Соглашайся, Рогволод, завтра упустишь ценный шанс.
4. - Не смей прекословить (расправляя плечи; важно) отцу!
5. - (подобострастно) Кушайте, Ромодан Степаныч!
Реверсивные вишудховские маркеры
Хороший способ показать протагонисту, что вы восприняли его трансляцию в вишудховской модальности - дать сравнение упомянутого им объекта с каким-либо иным, или иначе ввести его (объект) в контекст большого мира:
- Не высовывай язык, Пересвет!
- Тебе он кажется непомерно огромным, как гора? (<виш)
- Мне надоело стирать твои носовые платки, Тимолай.
- Ты меня родила не только на радость миру, но и на горе ему, мама! (<виш)
- Однако странно звучит всё это.
- Ты зря критикуешь Ратибора за его последнюю статью на сайте - она увеличила его посещаемость вдвое! (<виш)
Упражнение. Подумайте, какие еще вам известны средства дать протагонисту понять, что вы восприняли его в вишудховской модальности?
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в реверсивной вишудховской модальности.
1. - Гони должок, Милонег!
2. - Смешно, ей-Богу!
3. - А если я не уступлю - заплачешь, Нафан?
4. - Только не надо мне ничего объяснять!
5. - (страстно) О, Ревекка!
Реверсивные аджновские маркеры
Как дать понять протагонисту, что вы восприняли его трансляцию на аджновском уровне? Для этого бывает полезно приписать ему мифологическую ассоциацию или превосходную степень:
- Ты правда находишь ее Афродитой? (<адж)
- Ты зря считаешь его Усамой бин Ладеном. (<адж)
- Ну не такой уж он архилентяй мирового значения, как ты расписываешь - обычный лодырь. (<адж)
- Да, ты действительно затмила солнце своим сиянием. (<адж)
Упражнение. Подумайте, какие еще вам известны средства дать протагонисту понять, что вы восприняли его в аджновской модальности?
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в реверсивной аджновской модальности.
1. - Я очень к тебе привязана, милый.
2. - Не попрошайничай, Саламан!
3. - Отчего ты такой грустный, Гиацинт?
4. - О, это непонятно.
5. - Так издавна повелось, сынок.
Реверсивные сахасрарные маркеры
Для того, чтобы дать понять протагонисту, что вы восприняли его трансляцию как сахасрарную, можно подтвердить или оспорить факт центрированности мира на некотором упомянутом им объекте:
- Представляешь, я сегодня выиграл!
- Ну, не задирай нос - пока ты не чемпион. (<сах)
- Не надо так на весь мир важничать, Афанасий. (<сах)
- Ты это зря - Бог над миром поставлен управлять. (<сах)
Упражнение. Подумайте, какие еще вам известны средства дать протагонисту понять, что вы восприняли его в сахасрарной модальности?
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в реверсивной сахасрарной модальности.
1. - Я пропадаю, Гелиана!
2. - И вот он всех нас и задавил, представляешь?!
3. - Зачем ты меня держишь, Смарагд? Ты меня отпусти на волю!
4. - Павлин из всех птиц - наикрасивейшая.
5. - Будь умницей, Ражден.
Собственная и реверсивная модальности
Собственная модальность трансляции может отличаться от реверсивной, и даже чаще всего так и бывает, поэтому их следует различать, например:
- А ты мог бы говорить поконкретнее, Перегрин? (<анах; ман)
- (с намеком на партнера) Когда кто-то чересчур много себе понимает, это редко хорошо кончается. (<сах; анах)
- Ты все так ясно нам разложил - как на ладони. (<ман, виш)
Упражнение. Определите собственные и реверсивные модальности следующих партнерских трансляций и пяти трансляций по своему выбору. Реплику протагониста в случае необходимости придумайте сами.
1. - Что ж, Святогор, плыви, коли так хорошо тебе плывется.
2. - С ума-то не сходи, Пересвет, выше царя себя не ставь!
3. - (с намеком) Хорошо, конечно, когда краткость - сестра таланта, но не у всех так получается.
4. - Речи твои ласковые, да конца им нет.
5. - Это еще доказать требуется, что она такая необыкновенная.
6. - Дело тут вовсе не в твоем лице как таковом, а в рынке косметики для девушек.
7. - Почему обидел? Вовсе никто никого не обижал!
8. - Не такой уж я добрый, не Христос и не Будда, по крайней мере.
9. - На жизнь жаловаться - вечно в неудачниках ходить.
10. - Не канючь - лучше утри слезы, подружка!
Упражнение. Придумайте диалоги из двух реплик, в которых ответ партнера имеет следующие модальности:
1. (<свад; ман)
2. (<ман; анах)
3. (<мул; сах)
4. (<свад; виш)
5. (<виш; свад)
6. (<сах; мул)
7. (<сах; свад)
8. (<адж; сах)
9. (<виш; ман)
10. (<анах; сах).
КОНФОРМНЫЕ И НЕКОНФОРМНЫЕ ОТВЕТЫ
Трансляция партнера, в которой он прямо или косвенно подтверждает (собственную) модальность трансляции протагониста, называется конформной; в противном случае она называется неконформной. Иными словами если реверсивная модальность партнера (в пределах данного универсального архетипа) совпадает с собственной модальностью трансляции протагониста, то трансляция партнера конформна, а если эти две модальности различаются, то трансляция партнера неконформна. Например, если протагонист использовал в своей трансляции анахатную модальность, то конформным будет ответ партнера в реверсивной анахатной модальности, а неконформным - в любой другой реверсивной эволюционной модальности (например, реверсивной свадхистханной, см. ниже). Неконформные трансляции часто действуют на протагониста очень негативно, особенно если для него важна собственная модальность его трансляции и хочется, чтобы партнер ее воспринял. Наоборот, конформные ответы создают протагонисту впечатление глубокого понимания и даже сопереживания со стороны партнера. Сравните следующие диалоги: первый - с конформным ответом партнера, второй - с его неконформным ответом:
- Как хорошо бывает на сердце иногда! (анах)
- И в моей жизни тоже иногда поют соловьи. (<анах) (конф)
- Как хорошо бывает на сердце иногда! (анах)
- Твои настроения изменчивы - сегодня хорошо, завтра - плохо, не надо на этом концентрироваться. (<свад) (нконф)
Естественное реакция, возникающая у протагониста в последнем диалоге - глубокое разочарование в партнере, так как тот "ничего не понял" - то есть не услышал анахатной модальности протагониста и спрофанировал его трансляцию до свадхистханной.
Упражнение. Определите эволюционные модальности следующих обращений и пяти обращений по своему выбору и ответьте на них: а) конформно, б) и в) неконформно. Подумайте, какая из реверсивных эволюционных модальностей будет в данном случае наименее удачной. Контекст и стилистику в случае необходимости определите сами.
1. - (спокойно) Мне нужны изюм и курага.
2. - Отчего мир так несправедлив, Твердислав?
3. - Ты вырос и стал настоящим мужчиной, Океан.
4. - Уймись, Лель.
5. - Я хочу вон тот кусочек! (показывает пальцем)
Пример.
1. - (спокойно) Мне нужны изюм и курага. (ман)
а) - Как ты всегда точно знаешь, что тебе надо! Я просто восхищаюсь. (<ман) (конф)
б) - Так тебе изюмчик нужен! Очень нужен изюмчик! Без него ты погибнешь от голода! (<мул) (нконф)
в) - Тоже мне царь горы нашелся! Вот я сейчас все брошу и побегу твои распоряжения выполнять! (<сах) (нконф)
Упражнение. Определите каббалистические модальности следующих обращений и пяти обращений по своему выбору и ответьте на них: а) конформно, б) и в) неконформно. Подумайте, какая из реверсивных эволюционных модальностей будет в данном случае наименее удачной.
1. - От твоего непослушания у меня скоро появятся стигматы, как у Христа.
2. - Мой муж - герой своей фирмы.
3. - Я ведь могу и вспылить, и растоптать под горячую руку.
4. - Доктор, у меня по утрам прямо какое-то умопомешательство - глаза не открываются, живот не дышит.
5. - Нет, все-таки с Чаком Норрисом (поднимает руки и лицо вверх) никто не сравнится.
СИНАСТРИЧЕСКИЕ МОДАЛЬНОСТИ И МАРКЕРЫ
Нередко протагонист в своей трансляции прямо или косвенно указывает партнеру, в какой модальности тот должен ему ответить; эта модальность называется синастрической (при ее обозначении перед ее названием ставится значок ">", например: ">мул" - синастрическая муладхарная модальность). Знаки, содержащиеся в трансляции протагониста и указывающие на желательную модальность ответа партнера, называются синастрическими маркерами. Если ответ партнера (в рамках данного универсального архетипа) звучит в предложенной ему протагонистом модальности, он называется комплементарным, а если нет - то некомплементарным. Иными словами, ответ партнера комплементарен, если его модальность (в рамках данного универсального архетипа) совпадает с синастрической модальностью трансляции протагониста. Например,
- И где ты плавал на своей яхте? (>виш)
- Я шел по Атлантическому океану, а потом по Индийскому. (виш)
В отсутствие синастрических маркеров адекватным (с точки зрения протагониста) обычно оказывается синтонный ответ, то есть ответ в той же модальности, которую использовал протагонист. Если протагонист в своей трансляции использует сложную модальность, то ее субмодальность (в отсутствие иных синастрических маркеров) часто является синастрическим маркером. Иными словами, субтонный ответ партнера (т. е. ответ, чья модальность определяется субмодальностью протагониста) часто является комплементарным.
Синастрические муладхарные маркеры заметны во всех вариантах просьбы к партнеру конкретизировать тот или иной изолированный объект:
- Ты скажи толком, что тебе принести, Мелетий. (>мул)
- Ты где был, Нафан? (>мул)
Слова и выражения типа "уточни", "конкретизируй", "точно", "где именно", "коротко и ясно", обращенные к партнеру, часто апеллируют к муладхарной модальности (иногда субмодальности) ответа:
- Уточни, что именно ты потеряла, Мирослава. (>мул)
- Отвечай коротко и ясно: кто она? (>мул)
Распространенным способом обозначения муладхарной синастрической модальности является использование протагонистом муладхарной субмодальности, например:
- Я жду от тебя ответа, (указывая пальцем на партнера; пылко) мерзавец! (ман(мул); >мул)
Упражнение. Приведите дополнительные примеры синастрических муладхарных маркеров.
Упражнение. Следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору модифицируйте, придав им муладхарную синастрическую модальность. Ответьте на них: а) комплементарно, б) и в) некомплементарно. Подумайте, ответ в какой из эволюционных модальностей будет наиболее неадекватным.
1. - Хотелось бы мне знать, Мардарий, сколько у тебя автомобилей было за твою жизнь.
2. - Мы правда поплывем по морю, Тимолай? Прямо не верится!
3. - Что-то мои щеки увяли в последнее время, Ромодан, а?
4. - Дросида, вызовите ко мне Герасима, пожалуйста.
5. - Ты что, Твердислав, уже уходишь?!
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения с муладхарной синастрической модальностью. Ответьте на них: а) комплементарно, б) и в) некомплементарно. Подумайте, ответ в какой из эволюционных модальностей будет наименее неадекватным.
1. Приглашение новой знакомой к себе домой на праздник.
2. Предложение кукле вести себя за столом более скромно.
3. Просьба к подчиненной больше на строить глазки сотрудникам других фирм.
4. Допрос мужа, подозрительно поздно вернувшегося с рыбалки.
5. Поручение семилетнему сыну по хозяйству.
Синастрические свадхистханные маркеры. Вопросы о качествах отдельного объекта обычно предполагают свадхистханную модальность ответа:
- Какого цвета были ее панталоны, интересно? (>свад)
- Ну и что ты предполагаешь теперь делать? (>свад)
Нередко протагонист, желая настроить партнера на свадхистханный лад ответа, перечисляет несколько вариантов качеств, создавая свадхистханную субмодальность и синастрическую модальность одновременно:
- Ты скажи, какая тебе нужна девушка: толстенькая, тоненькая, светленькая, темненькая, ласковая, серьезная? (ман(свад); >свад)
- Да кому на белом свете ты такой нужен: старый, беспомощный, закосневший в примитивном эгоизме? (виш(свад); >свад)
Упражнение. Приведите дополнительные примеры синастрических свадхистханных маркеров.
Упражнение. Следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору модифицируйте, придав им свадхистханную синастрическую модальность. Ответьте на них: а) комплементарно, б) и в) некомплементарно. Подумайте, ответ в какой из эволюционных модальностей будет наиболее неадекватным.
1. - Жди, Паригорий!
2. - Моя мечта не здесь - далеко!
3. - Сыровато здесь - хорошо бы подтопить.
4. - Что-то давно, Гремислав Африканыч, от вас ничего не слыхать.
5. - Ну, пошли?
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения со свадхистханной синастрической модальностью. Ответьте на них: а) комплементарно, б) и в) некомплементарно. Подумайте, ответ в какой из эволюционных модальностей будет наиболее неадекватным.
1. Вопрос собаке о возможности увеличить скорость передвижения.
2. Вопрос подчиненному о трудности выполняемой им работы.
3. Предложение кукле помочь с шитьем платья на Новый Год.
4. Приглашение близкое по времени подружки на интересный спектакль.
5. Предъявление серьезной претензии взрослой дочери.
Синастрические манипурные маркеры имеют вопросы о структуре отдельного объекта или об отношениях между его частями:
- Кто и с кем из твоих соучеников уже сочетался законным браком? (>ман)
- Зачем тут этот болтик? (>ман)
- Скажи мне толком, что произошло у тебя с Гиларом? (>ман)
Манипурная субмодальность также часто служит недвусмысленным синастрическим манипурным маркером:
- Странно, как это получилось, что ты у меня в должниках оказался? (анах(ман); >ман)
- Я как генеральный директор жду от вас, Гервасий, ответа на свой вопрос. (сах(ман); >ман)
Упражнение. Приведите дополнительные примеры синастрических манипурных маркеров.
Упражнение. Следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору модифицируйте, придав им манипурную синастрическую модальность. Ответьте на них: а) комплементарно, б) и в) некомплементарно. Подумайте, ответ в какой из эволюционных модальностей будет наиболее неадекватным.
1. - Не буди во мне лиха, пока оно спит, Антонида.
2. - Я тот ворон, Евсевий, который тебе глаз не выклюет - сомневаешься?
3. - Ты почему волком воешь, Гостомысл?
4. - Вы поплывете на корабле, Градислава?
5. - Расскажите мне о вашем счастье, Рогнеда.
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения с манипурной синастрической модальностью. Ответьте на них: а) комплементарно, б) и в) некомплементарно. Подумайте, ответ в какой из эволюционных модальностей будет наиболее неадекватным.
1. Просьба рассказать о путешествии в Африку.
2. Призыв к юному дарованию не бросать занятия на скрипке.
3. Приветствие друга, встреченного неожиданно на горной тропе.
4. Апелляция к помощи куклы в связи с трудным положением ее хозяйки.
5. Запрос к начальнику о насущно необходимом.
Синастрические анахатные маркеры это, например, различные попытки смягчить партнера или вывести его на безличный уровень рассмотрения вопроса:
- (перебивая) Нет, ты на меня сначала с любовью посмотри, а потом уж отвечай. (>анах)
- Улыбнись, пожалуйста! (>анах)
- Ну что, красиво получилось? (>анах)
Анахатная субмодальность тоже часто является синастрическим маркером:
- Я тебя прошу, милый, миленький! (ман(анах); >анах)
- Ну, говори, как оно живется? (свад(анах); >анах)
Упражнение. Приведите дополнительные примеры синастрических анахатных маркеров.
Упражнение. Следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору модифицируйте, придав им анахатную синастрическую модальность. Ответьте на них: а) комплементарно, б) и в) некомплементарно. Подумайте, ответ в какой из эволюционных модальностей будет наиболее неадекватным.
1. - Почему у тебя такая лысина, Владлен?
2. - Спешу на волю, к тебе, к тебе!
3. - Укротись, Христина!
4. - Ну помоги же, Харлампий!
5. - Позвольте пригласить вас на танец, сударыня!
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения с анахатной синастрической модальностью. Ответьте на них: а) комплементарно, б) и в) некомплементарно. Подумайте, ответ в какой из эволюционных модальностей будет наиболее неадекватным.
Синастрические вишудховские маркеры можно заметить в прямых или косвенных просьбах протагониста к партнеру соотнести объект рассмотрения с "большим" миром:
- Как тебе понравился Агафон, в сравнении с остальными твоими мужчинами? (>виш)
- Подумай - где твое место в фирме? (>виш)
- Зачем тебе этот сюртук - неужели на праздник собрался в нем? (>виш)
Вишудховская субмодальность (например, проявленная в сравнении) тоже часто является вишудховским синастрическим маркером:
- Ну что ты всё так стонешь и беспокоишься, словно слон в посудной лавке? (свад(виш); >виш)
Упражнение. Приведите дополнительные примеры синастрических вишудховских маркеров.
Упражнение. Следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору модифицируйте, придав им вишудховскую синастрическую модальность. Ответьте на них: а) комплементарно, б) и в) некомплементарно. Подумайте, ответ в какой из эволюционных модальностей будет наиболее неадекватным.
1. - Почему ты считаешь, что мне надоел, Тимофей?
2. - Зачем тебе новый бизнес, Жорж?
3. - Ты куда-то едешь, Белисар?
4. - Мне ни к чему лишние заботы - а тебе?
5. - Ты в здравом уме, Ромодан?
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения с вишудховской синастрической модальностью. Ответьте на них: а) комплементарно, б) и в) некомплементарно. Подумайте, ответ в какой из эволюционных модальностей будет наиболее неадекватным.
1. Просьба к малолетнему племяннику не мешать дяде спокойно отдыхать.
2. Попытка выяснить истину у взрослеющего сына, вернувшегося со свидания.
3. Предложение помощи кукле, завязшей в трудах.
4. Попытка соблазнить ребенка полезной для него пищей.
5. Предложение приватное не особенно серьезное деловому партнеру.
Синастрические аджновские маркеры. Вытащить партнера на высшие эволюционные уровни - аджновский или сахасрарный - может оказаться не так уж просто, по крайней мере, если не делать это прямолинейно:
- Ну скажи, на какого мифологического героя ты сейчас похож? (>адж)
- Ты что - Геракл? (>адж)
Можно попробовать и так:
- А в чем, Ратибор, ты бы хотел всех превзойти? (>адж)
В образовании синастрического аджновского маркера может помочь аджновская субмодальность:
- Почему, Дарья, твои брови такие черные - как преисподняя? (ман(адж); >адж)
- Что улыбаешься - ликуешь вместе со Вселенной? (свад(адж); >адж)
По идее, аджновскую синастрическую модальность должно акцентировать особое внимание протагониста к партнеру - возвышенное, как будто партнер будет сейчас глаголить истину горних пространств или архетипических высот:
- (с придыханием) А что вы на этот счет скажете, Игнатий Фомич? (ман(адж); >адж)
Упражнение. Приведите дополнительные примеры синастрических аджновских маркеров.
Упражнение. Следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору модифицируйте, придав им аджновскую синастрическую модальность. Ответьте на них: а) комплементарно, б) и в) некомплементарно. Подумайте, ответ в какой из эволюционных модальностей будет наиболее неадекватным.
1. - Ты что, меня обманываешь, Саламан?
2. - К чему ты меня готовишь, Феона?
3. - Объяснись, Теодор.
4. - Почему вы не заходите к нам, Милонег?
5. - В чем причина вашей холодности, Пересвет?
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения с аджновской синастрической модальностью. Ответьте на них: а) комплементарно, б) и в) некомплементарно. Подумайте, ответ в какой из эволюционных модальностей будет наиболее неадекватным.
1. Сомнение в способности дочери выполнить свое обещание.
2. Поручение мужу ответственное непреложное.
3. Вызов врагу приватный несколько напыщенный.
4. Провокация близкого родственника на хвастовство.
5. Предъявление претензии большой насущной к щенку.
Синастрические сахасрарные маркеры. Попросить партнера в своем ответе встать в центр мира несложно - но нужно уметь сделать это ненавязчиво:
- Ответьте мне, уважаемый Потап Павлинович, как признанный лидер в нашей области. (>сах)
- Так скажи нам, Милонег, со своей вершины глядя: во что деньги вкладывать?! (>сах)
- А теперь слово нашему дорогому руководителю. (>сах)
- (благоговейно складывая руки) Я вас слушаю, Святогор. (ман(сах); >сах)
- (страстно) Не откажите! (падает на колени перед партнером) (свад(сах); >сах)
Упражнение. Приведите дополнительные примеры синастрических сахасрарных маркеров.
Упражнение. Следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору модифицируйте, придав им сахасрарную синастрическую модальность. Ответьте на них: а) комплементарно, б) и в) некомплементарно. Подумайте, ответ в какой из эволюционных модальностей будет наиболее неадекватным.
1. - Ответь по существу, сын: ты ее любишь?
2. - Зачем нам ссориться, Дементий Лукич?
3. - Где мне взять столько золота, Стефания?
4. - Ты смеешься надо мной, Мелания!
5. - Ну зачем же так строго, Брячислав?
Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения с сахасрарной синастрической модальностью. Ответьте на них: а) комплементарно, б) и в) некомплементарно. Подумайте, ответ в какой из каббалистических модальностей будет наиболее неадекватным.
1. Предложение разочарованному жизнью другу отдохнуть.
2. Усмирение куклы, бунтующей попусту.
3. Попытка выяснить позицию друга по поводу текущих событий.
4. Вымогательство у подружки сочувствия в момент личных неприятностей.
5. Обида на домашнего попугая, использующего некорректную лексику.
АМБИТОННЫЕ ТРАНСЛЯЦИИ
Амбитонной называется трансляция, чья собственная модальность отличается от синастрической; если же эти две модальности (в рамках данного универсального архетипа) одинаковы, то трансляция называется унитонной.
Амбитонные трансляции - острое место в коммуникации, так как собственная модальность трансляции протагониста всегда является слабым синастрическим маркером, и в отсутствие иных синастрических маркеров протагонист ждет от партнера синтонный ответ. Амбитонная же трансляция дает понять (внимательному!) партнеру, что нужно использовать иную, чем у протагониста, модальность.
Рассмотрим теперь некоторые типы эволюционно-амбитонных трансляций.
Амбитонные муладхарные трансляции
Муладхарно-свадхистханная амбитонность возникает, например, в вопросах о качестве того или иного сильно акцентированного протагонистом изолированного объекта:
- (возмущенно) Но ты-то, Гамалиил, зачем приехал?! (мул; >свад)
- Так каков, по вашему мнению, мой (значительно) сын?! (мул; >свад)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, когда возникают муладхарно-свадхистханные амбитонности.
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору, переведя их в модальность (мул; >свад). Ответьте: а) синтонно, б) комплементарно, в) в иной эволюционной модальности.
1. - Скажи, Благослав, тебе еще не надоела твоя Люсинда?
2. - Сколько миль отсюда до Парижа, уважаемый?
3. - Причем тут я, объясни пожалуйста!
4. - Где мой галстук в полосочку, дорогая?
5. - Тебе не кажется, что сейчас чересчур свежо, Венцеслав?
Пример.
1. Скажи, Благослав, тебе еще не надоела твоя любимая... (пауза; иронически улыбаясь) Люсинда?
а) - (злобно; громко) НЕТ!!!
б) - Нет, не надоела. (свад)
в) - Моя Люсинда - лучшая из девушек нашего города. (виш)
Муладхарно-манипурная амбитонность возникает, например, в вопросах о составе, положении или частях объекта, на котором протагонист делает слишком большой акцент:
- Ну, Дейна, говори: из каких органов состоит твой (поглаживает) животик? (мул; >ман)
- И где у нас в ящичке твой тот самый заветный перстень, Гюльчатай? (мул; >ман)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, когда возникают муладхарно-манипурные амбитонности.
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору, переведя их в модальность (мул; >ман). Ответьте: а) синтонно, б) комплементарно, в) в иной эволюционной модальности.
1. - Не смеши меня, Святогор, своими пиджаками.
2. - Надо бы тебе что-нибудь из одежды купить, Пелагеюшка - выросла за лето.
3. - Откуда фонарь под глазом, Воислав?
4. - Мне нужны от вас точные сведения о дислокации войск противника.
5. - Вы распорядитесь как сочтете нужным, Саламан Евсеич, а я уж принесу.
Муладхарно-анахатная амбитонность возникает, например, вопросах о характере жизненного потока, где ответ предполагается в форме наречия, а основной акцент в трансляции стоит на том или ином объекте:
- Ну что, Евтихий, мудрёно? (мул; >анах)
- Как жизнь-то течет? скажи, (значительно) Марьюшка! (мул; >анах)
- Ну, взгляни на меня, Пересвет, на меня - и каково?! (мул; >анах)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, когда возникают муладхарно-анахатные амбитонности.
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору, переведя их в модальность (мул; >анах). Ответьте: а) синтонно, б) комплементарно, в) в иной эволюционной модальности.
Муладхарно-вишудховская амбитонность характерна для вопросов о месте расположения акцентированного протагонистом объекта в мире:
- Ну куда, скажи на милость, (озабоченно) Гурьянчика моего можно пристроить? (мул; >виш)
- Тебе не кажется, что этот муравейчик куда-то не туда ползет? (мул; >виш)
Упражнение. Приведите примеры ситуаций, когда возникают муладхарно-вишудховские амбитонности.
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору, переведя их в модальность (мул; >виш). Ответьте: а) синтонно, б) комплементарно, в) в иной эволюционной модальности.
1. - Ох, Ромодан!
2. - Поехали, Елдана?
3. - Я скучаю без тебя, Урбан.

<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>