<< Пред. стр.

стр. 13
(общее количество: 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

противопоставлением индивидуальностей... Юноша, который не уверен в сво-
ей идентичности, избегает межличностной интимности или же склонен к та-
кой интимности, в которой есть только видимость "совместности", но без
подлинного слияния или реального самозабвения" .
Эмпирическая проверка теории Эриксона стала возможна, когда канадский
психолог Дж. Марша конкретизировал понятие личной идентичности, выделив
четыре статуса, или уровня, ее развития: 1) "диффузное Я" - индивид еще
не сделал ответственного жизненного выбора (профессии и мировоззренчес-
кой позиции), его Я выглядит расплывчатым, неопределенным; 2) "предре-
шенность" - индивид уже включен в систему взрослых отношений, но его вы-
бор сделан не самостоятельно, а под воздействием извне; 3) "мораторий" -
индивид находится в процессе профессионального и мировоззренческого са-
моопределения; 4) "зрелое Я"-личность нашла себя и вступила в период
практической самореализации.
Многочисленные исследования подтвердили, что разные уровни идентич-
ности соотносятся с широким спектром индивидуально-личностных черт,
включая стиль общения и личных отношениип. Сопоставление степени интим-
ности, глубины и взаимности личных отношений (интимные отношения, стере-
отипные отношения и состояние психической изоляции) юношей и девушек с
уровнем развития их идентичности показало, что способность к интимности
отличает прежде всего тех, кто на ходится в стадии "моратория" или дос-
тиг "зрелой идентичности", тогда как общение молодых людей с "предрешен-
ной" или "диффузной идентичностью" более поверхностно и стереотипно.
Среди юношей и девушек с "диффузной идентичностью" самый высокий процент
изолированных. В число людей, поддерживающих интимные отношения с окру-
жающими, не попал ни один человек с "диффузной" и только 18% с "предре-
шенной идентичностью". Уровень развития самосознания существенно сказы-
вается на отношениях юношей и девушек с их родителями, друзьями и люби-
мыми.
Но за возрастными различиями сплошь и рядом скрываются различия лич-
ностные. Хотя среди 12-13-летнпх подростков "диффузное Я" встречается
чаще, чем среди юношей, переход к "зрелому Я" происходит медленно, срав-
нительно поздно, и не у всех. Свыше половины канадских студентов, обсле-
дованных Марша, сохранили первоначально зафиксированный у них низкий
уровень самосознания и шесть лет спустя.
В противоположность Эриксону, Салливэн полагает, что именно психоло-
гическая интимность, подтверждение и одобрение со стороны близкого чело-
века открывают личности ее истинную сущность и позволяют обрести устой-
чивое Я. Поэтому он придает особое значение тесной дружбе детей и млад-
ших подростков, видя в ней средство формирования отзывчивости к пережи-
ваниям другого и общей альтруистической установки. Взгляды Салливэна
также получили эмпирическое подтверждение. Например, сравнение группы
мальчиков, имеющих близких друзей (близость дружбы измерялась степенью
ее устойчивости, искренности и предпочтением друга в качестве партнера
по досугу), с мальчиками, у которых таких друзей нет, показало, что пер-
вая группа отличается и более высоким уровнем альтруизма. В другом исс-
ледовании дети, имеющие близких друзей, обнаружили не только более высо-
кий уровень альтруизма, но и большую способность эмоционально ставить
себя на место другого . Сравнение интимности межличностных отношений
группы взрослых людей с тем, какими они были в детстве, выявило значимые
аналогии не с юношеским, а с предподростковым возрастом (восемь-девять
лет), когда начинают созревать необходимые предпосылки интимности .
Хотя отношения младших школьников с друзьями кажутся менее интимными,
чем их отношения с родителями (в юности соотношение обратное), дети ве-
дут себя в дружеских отношениях значительно самостоятельнее. Напряженный
интерес к другу, который они проявляют, стремление понять его и забо-
титься о нем (тогда как в отношениях с родителями чаще сами выступают
как объект заботы) способствуют осознанию собственной личности и однов-
ременно формированию соответствующих навыков общения.
Однако абстрактная альтернатива, что формируется раньше - идентич-
ность или интимность, представляется теоретически неверной, ибо оба эти
понятия многомерны и многозначны. Социопрофессиональное самоопределение
и формирование коммуникативных навыков не всегда бывает синхронным.
В целом возрастная динамика дружбы не может быть понята без учета то-
го, кто, с кем, как и по какому поводу общается. И грани между "юношес-
кой" и "взрослой" дружбой неизбежно остаются подвижными и условными.



8. ДРУЖБА ВЗРОСЛЫХ

Но те, которым в дружной встреч Я строфы первые читал... Иных уж нет,
а те далече, Как Сади некогда сказал.
А. Пушкин

Согласно представлениям, унаследованным от эпохи романтизма, юность -
сплошной порыв, стремление, натиск, а взрослость - статичное состояние
(само выражение "стать взрослым" как бы содержит оттенок окончательнос-
ти), для которого характерны спокойствие, уверенность в себе и одновре-
менно эмоциональное оскудение. Взрослый человек, пишут американские пси-
хологи Э. Дауван и Д. Эйделсон, утрачивает свойственную юности откры-
тость и эмоциональную чуткость к внутренним переживаниям, своим и чужим.
Поэтому дружба взрослых часто лишь "совместное бегство от скуки, пакт
против изоляции, с оговоркой против интимности" .
Оправдано ли это скептическое суждение? Американский психолог Д. Ле-
винсон, детально изучивший стиль жизни 40 своих соотечественников сред-
него возраста, нашел, что интимная дружба у этих мужчин практически от-
сутствует: они редко поддерживают тесные отношения с кем бы то ни было,
а разница между "другом" и "знакомым" у них размыта . В то же время 68%
читателей, заполнивших анкету журнала "Сайколоджи тудэй", напротив, со-
общили, что имеют от одного до пяти близких друзей, причем у 22% из них
эта дружба продолжается свыше 20 лет .
Даже в одной и той же социальной среде люди дружат по-разному. Но
исследований дружбы взрослых крайне мало. В нашей стране этой проблемой
интересовались прежде всего социологи - Л. А. Гордон и Э. В. Клопов, А.
В. Баранов, 3. А. Янкова и др., да и то лишь в связи с изучением семей-
ных отношений или особенностей городского стиля жизни. В том же ключе
выполнены и англоамериканские исследования. Не лучше обстоит дело и с
изучением дружбы старых и пожилых людей.
Между тем в связи с дружбой взрослых, особенно людей пожилого возрас-
та, встает целый ряд серьезных вопросов. Как изменяется с возрастом круг
реального дружеского общения - число друзей, их возраст, пол и соци-
альные характеристики? Какие функции выполняет и какое место занимает
дружба в системе личных отношений взрослого человека - семейных,
родственных, соседских, трудовых и пр.? Зависят ли от возраста ценност-
ные характеристики дружбы, степень ее интимности и психологической слож-
ности? Как влияет наличие или отсутствие друзей на психическое благопо-
лучие личности, ее удовлетворенность жизнью, переживание счастья и т.
п.?
Видимо, можно признать, что "пик" дружбы, когда она является наиболее
исключительной, интенсивной и эмоционально значимой, приходится на
юность и раннюю молодость. В социально активном среднем возрасте интен-
сивность дружеского общения и психологическая интимность дружбы в
большинстве случаев снижаются. Обыденное сознание склонно объяснять это
эмоциональным оскудением личности. Как сказал один писатель, человек
всегда чувствует себя дома в своем прошлом.
Переживания юности, даже если вы хорошо помните ее горести и разоча-
рования, всегда сохраняют неповторимое обаяние. Но тоска по утраченной
молодости и желание начать жизнь сначала далеко не всегда говорят о ре-
альном оскудении чувств, тем более что чувство собственного "остывания"
навещает многих еще на школьной скамье. Пушкинский Ленский не единствен-
ный, кто "пел поблеклый жизни цвет без малого в осьмнадцать лет" .
Большую сдержанность и сухость дружбы взрослых людей нередко объясня-
ют изменением соотношения разума и чувства, которое рисуется как антаго-
нистическое. Однако, по данным сравнительной психологии, и в фило- и в
онтогенезе эмоции и интеллект развиваются не в антагонизме друг с дру-
гом, а, скорее, параллельно. Чем выше уровень организации и развитости
организма, тем выше его эмотивность. Это проявляется в расширении круга
факторов, способных вызывать эмоциональное беспокойство, большем много-
образии способов проявления эмоций, продолжительности эмоциональных ре-
акций, вызываемых кратковременным раздражением, и т. д. Чувства взросло-
го человека сложнее, тоньше, дифференцированнее, чем детские эмоции.
Взрослый точнее, чем ребенок или юноша, воспринимает и расшифровывает
чужие переживания. Однако его чувства лучше контролируются разумом. Ина-
че и быть не может. Если бы взрослый с его сложными, дифференцированными
чувствами и широкой сферой значимых отношений реагировал на все с непос-
редственностью ребенка, он неминуемо погиб бы от перевозбуждения и эмо-
циональной неустойчивости. Его спасают два вида психологической защиты.
Во-первых, у него развиваются сложные и эффективные психофизиологические
механизмы внутреннего торможения, сознательного и бессознательного само-
контроля. Во-вторых, культура облегчает индивиду эмоциональные реакции,
"задавая" более или менее единообразные правила поведения и стандартизи-
руя многие типичные ситуации (гипотеза Д. Хебба и У. Томпсона) .
Частое повторение даже самой драматической ситуации, делая ее привыч-
ной, снижает ее эмоциональное воздействие. Хирург не черствее представи-
телей других профессий, тем не менее он не падает в обморок при виде
крови, так как воспринимает ее в свете своих профессиональных установок.
Дело не столько в силе эмоциональной реакции, сколько в ее направленнос-
ти: вид крови возбуждает каждого человека, но хирурга это возбуждение
стимулирует к активной профессиональной деятельности, а у кисейной ба-
рышни вызывает парализующий ужас.
Однако это имеет и свою оборотную сторону. Как костяк, становясь
прочнее, утрачивает свойственную ему на ранних стадиях развития гиб-
кость, так и стандартизация эмоциональных реакций, обеспечивая сохране-
ние психической устойчивости, постепенно притупляет их живость и непос-
редственность. А. Сент-Экзюпери недаром воплотил идею сочувствия и сопе-
реживания не во взрослом, а в Маленьком принце. Сдвиги в характере друж-
бы связаны не столько с психофизиологическими, сколько с социально-пси-
хологическими процессами.
Три момента особенно важны для понимания психологических отличий
дружбы взрослых людей от юношеской дружбы: 1) относительное завершение
формирования самосознания; 2) расширение и дифференциация сферы общения
и деятельности; 3) появление новых интимных привязанностсй.
Образ собственного Я, который у юноши еще только формируется, у
взрослого человека уже сложился в определенную устойчивую структуру.
Жизненный опыт позволяет ему более или менее реалистически оценивать се-
бя, свои достижения и возможности. Взрослый человек научается соизмерять
свои притязания с возможностями, его сознание более предметно, менее
эгоцентрично, нежели юношеское, поэтому потребность в психологическом
"зеркале" у него снижается. Функция самопознания, столь важная в юношес-
кой дружбе, теперь отходит на задний план, и дружеское общение в значи-
тельной мере теряет свою исповедность. Чтобы снять юношеские проблемы и
трудности, обусловленные преувеличением собственной уникальности, непо-
хожести на других, иногда достаточно высказать их вслух, поделиться с
другом. Проблемы, волнующие взрослого человека, значительно сложнее,
простым разгово ром их не разрешить. Поэтому его общение с друзьями име-
ет более предметный характер.
Это не снижает ценности экспрессивного начала дружбы. Обследованные
Л. А. Гордоном и Э. В. Клоповым рабочие, служащие и инженеры, независимо
от возраста и образования, выше всего ценят в своих друзьях именно ду-
шевные качества - искренность, честность, отзывчивость, простоту; такие
высоко ценимые среди молодежи свойства, как веселость и общительность, у
взрослых котируются ниже. Сравнительно редко встречаются и указания на
интеллектуальные качества друзей.
Содержание и структура дружеского общения у взрослых меняются. Терпи-
мость к различиям - один из главных показателей уровня культуры и интел-
лектуального развития. Это проявляется и в общении. Детская дружба может
распасться из-за пустяка. Юноши уже готовы мириться с частными недостат-
ками своих друзей, но сама дружба все-таки понимается как нечто то-
тальное. Отчасти здесь проявляется типичная для юности идеализация друга
и дружбы, о которой говорилось выше, отчасти же это связано с вполне ре-
альными обстоятельствами. Устремленные в будущее, юноши делятся друг с
другом прежде всего мечтами и жизненными планами. Чем неопределеннее эти
образы будущего, тем легче найти человека, который полностью их разделя-
ет.
Жизненный мир взрослого человека гораздо сложнее. Его деятельность,
круг его общения и сфера интересов неизбежно расчленяются, специализиру-
ются. Чем сложнее и многограннее человек, тем труднее найти другого, ко-
торый был бы ему созвучен во всех отношениях. Отсюда дифференциация дру-
жеских отношений, когда с одним из друзей нас связывают общие интеллек-
туальные интересы, с другим - воспоминания молодости, с третьим - эсте-
тические переживания. Каждое из таких отношений имеет свои границы, ко-
торые люди предпочитают не переходить. Однако это не мешает дружбе быть
глубокой, искренней и устойчивой.
В юности дружба, как мы видели, занимает привилегированное, даже мо-
нопольное положение в системе личных отношений и привязанностей. Она
складывается, когда у человека нет еще ни собственной семьи, ни профес-
сии, ни любимой. Единственный "соперник" юношеской дружбы - любовь к ро-
дителям, но эти чувства лежат в разных плоскостях. С появлением новых,
"взрослых" привязанностей дружба постепенно утрачивает свое привилегиро-
ванное положение.
Первая влюбленность не только не ослабляет потребности в друге, с ко-
торым можно поделиться своими переживаниями, по даже усиливает ее. "Мне
кажется, что я немного влюблена в С.,- пишет в своем дневнике девятик-
лассница.- И сейчас мне очень нужен кто-то, кому можно все это выска-
зать, с кем поговорить". Но как только появляется взаимная любовь, пред-
полагающая как физическую, так и психологическую интимность, эта сфера
отношений, как правило, изымается из обсуждения с прежними друзьями (по-
ка в любовных отношениях не возникают какие-то трудности).
Особенно резко меняется структура дружеских отношений с вступлением в
брак. Прежде всего встает вопрос: совместимы ли с семьей прежние друзья?
Что же касается новых друзей, ю они выбираются уже с учетом приемлемости
для обоих супругов. Семейная дружба, дружба парами или домами, естест-
венно, менее интимна, чем юношеская. Молодые супружеские пары первое
время по инерции продолжают ориентироваться па внесемейное общение. По-
ловина опрошенных Л. А. Гордоном и Э. В. Клоповым недавно состоящих в
браке людей сказали, что, будь у них больше свободного времени, часть
этой "прибавки" они использовали бы для встреч с друзьями. Но постепенно
удельный вес внесемейного общения снижается, и, что особенно важно, оно
все теснее связываегся с общением домашним. Люди чаще встречаются не в
общественных местах, а дома. В числе их гостей и тех, к кому они сами
ходят в гости, ведущее место занимают родственники. Внесемейное общение
(например, мужские компании, встречи в кафе или в пивном баре) становит-
ся периферийным.
С появлением детей значительная доля эмоциопальиой привязанности пе-
реносится па них. По данным тех же Л. А. Гордона и Э. В. Клопова, глав-
ная тема разговоров с друзьями и знакомыми у взрослых мужчин - работа, а
у женщин - семейные дела. Если в начале юности дружба оттесняет роди-
тельское влияние, то теперь ей самой приходится потесниться, чтобы дать
место новым привязанностям. Более экстенсивные, "поисковые" формы обще-
ния сменяются более устойчивыми и замкнутыми.
Хорошей иллюстрацией этого может служить многолетняя переписка с ма-
терью ленинградского инженера В. Она началась в 1956 г., с поступлением
17-летнего юноши в вуз. Первая забота его в новой жизни - поиск друзей.
"Друзей настоящих я себе не нашел,- пишет он матери.- Ребята в комнате
со мной хорошие, не пьют, не курят, достаточно трудолюбивые и знающие,
чем помочь. Но этого тем не менее недостаточно. Я сейчас особенно по-
чувствовал, что не на кого надеяться. Другой раз нужен совсем не совет,
а только уверенность в том, что его можно получить в любое время".
Проходит полгода - и уже возникла дружеская компания. Ребята вместе
ходят в театры, музеи, обсуждают книги. Но этого мало. "Мы с Германом
устраиваем бесконечные споры по вопросам искусства и философии. Это зву-
чит довольно самоуверенно, но это неважно. Главное в том, что мы можем
высказывать откровенно очень смелые идеи, даже в тех вопросах, которые
еще мало понимаем, не боясь оказаться в глупом положении друг перед дру-
гом. Если нам не хватает фактов (идей нам пока хватает) или понимания -
идем в библиотеку. Вот только плохо, что нас трое мальчишек. Ни одну
девчонку еще не удалось вовлечь в хороший спор".
Письма к матери, при всей их откровенности, не охватывают всех сторон
жизни. О своих отношениях с девушками, влюбленностях, романах молодой
человек предпочитает не распространяться. Но когда возникает любовь, он
посвящает в нее мать. Сначала это рассказы о совместных развлечениях,
турпоходах и т. п. Затем тональность писем меняется. В июле 1962 г.
только что окончивший вуз инженер пи шет: "В отношении Л. все пока
по-прежнему. Только меня тяготит немного то, что не вместе живем. И если
я раньше доказывал, что паше положение сохраняет свежесть и новизну на-
ших взаимоотношений, то теперь мне часто кажется, что это напрасная тра-
та времени. Мне уже не хочется, чтобы наша жизнь состояла из свиданий.
Мне хочется работать, и чтобы она была здесь. И когда я дома слушаю му-
зыку, чтобы она тоже была здесь, и когда ем - тоже. Просто я привык, и
это не охладило меня. И это, мне кажется, лучший из возможных исходов".
Итак, женитьба, с которой неизбежно связаны новые заботы и изменение
образа жизни. Но в январе 1963 г. В. пишет матери: "Мы встретили Новый
год дома, вдвоем, и не скучали. Вообще я все время приятно удивляюсь то-
му, что нам ни одной минуты не приходится скучать вдвоем. Говоря правду,
я немного боялся именно этой стороны так называемой семейной жизни. Но
интересных событий так много вокруг, что едва успеваем все обсуждать и
обдумывать".
Перестройка структуры и иерархии личных отношений редко проходит
гладко.
Расставание с очарованием юношеской дружбы часто переживается болез-
ненно. "...Лишь до семнадцати, восемнадцати лет мила, светла и беско-
рыстна юношеская дружба, а там охладеет тепло общего тесного гнезда, и
каждый брат уже идет в свою сторону, покорный собственным влечениям и
велению судьбы" ,- с грустью писал А. И. Куприн. Но не следует забывать
об эгоцентричности молодости, которая часто побуждает юношу искать в та-
ких отношениях не столько собеседника, сколько зеркало или двойника.
Нравственно-психологический прогресс дружеского общения заключается
именно в освобождении с возрастом от такой установки. "...Пока человек
не освободился еще от своего Двойника, он, собственно, и не имеет еще
Собеседника, а говорит и бредит сам с собою; и лишь тогда, когда он
пробьет скорлупу и поставит центр тяготения на лице другого, он получает
впервые Собеседника. Двойник умирает, чтоб дать место Собеседнику" °.
Только после этого полностью вырисовывается нравственный смысл дружбы и
скрепляющих ее мировоззренческих ценностей.
Поэтому, сравнивая взрослую дружбу с юношеской, надо говорить не
столько об оскудении, сколько об усложнении чувств и о перемещении цент-
ра тяжести "привилегированных" сфер интимности. Ребенок получает макси-
мум эмоционального тепла от общения с родителями. В ранней юности наибо-
лее значимой сферой личного общения становится групповая или парная
дружба. Затем на первое место выходит любовь. У взрослого круг личност-
но-значимых отношений становится еще шире, и какое из них психологически
доминирует, зависит от индивидуальных особенностей человека и его жиз-
ненной ситуации.
Таким образом, в развитии межличностных отношений есть свои стади-
альные закономерности. Один вид отношений подготавливает другой, более
сложный, но может и препятствовать ему. Например, слишком теплые отноше-
ния в семье, дающие застенчивому подростку максимум психологического
комфорта, иногда тормозят его вхождение в общество сверстников, где за
положение и понимание надо еще бороться. Тесная юношеская дружба порой
также создает конфликтные ситуации. Пример: судьба "последнего в компа-
нии", который настолько поглощен своими друзьями и совместной с ними де-
ятельностью, что не ищет других привязанностей. Его друзья один за дру-
гим влюбляются, женятся, а тот, кто полнее всего идентифицировался с
группой как целым, остается один. Он запоздал с переходом в следующую
стадию.
Дружеское общение во всех возрастах имеет высокую нравственно-психо-
логическую ценность, наличие друзей считается одной из важнейших предпо-
сылок психологического комфорта и удовлетворенности жизнью. Однако в
старших возрастах новые дружбы завязываются труднее. Понятие "лучший
друг" все теснее сливается с понятием "старый друг".
Дружба взрослых людей часто совмещается с семейными ролями, недаром
ее считают необходимым аспектом супружеской любви. Однако здесь также
есть свои противоречия. Длительная и не всегда добровольная близость за-
частую притупляет интерес друг к другу. Кажется, что все слова уже ска-
заны, все мысли высказаны. Хотя в человеке постоянно возникает что-то
новое, чем он хочет и мог бы поделиться, рутинизация отношений, страх
быть непонятым или ложно истолкованным зачастую блокируют эту потреб-
ность. С посторонним человеком, случайным дорожным попутчиком иногда по-
говорить легче, чем с домашними, потому что новый человек принимает вас
"по номиналу", так, как вам хочется, как вы себя подаете, а старый друг
не может отбросить шлейф вашей биографии и собственных взаимоотношений с
вами. Можно сколько угодно иронизировать насчет традиционных мужских
компаний у пивных ларьков и сакраментальной формулы "Ты меня уважаешь?",
но сама их распространенность говорит о каких-то неудовлетворенных ком-
муникативных потребностях.
Противоречивы и сами каноны общения. С одной стороны, слышатся призы-
вы к осторожности, сдержанности в словах: "О чем невозможно говорить, о
том следует молчать". С другой стороны, своевременно не высказанные сло-
ва мертвым грузом оседают на душе. Как писал американский писатель Б.
Маламуд об одном из своих персонажей, "ему было нечего сказать, потому
что он не сказал этого, когда, было его время говорить. То, чего ты не
выскажешь, превращается в невысказанное. Закрытый дом полон запертых
комнат" .
В активном среднем возрасте акцент на психологической интимности как
важнейшем признаке дружбы несколько ослабевает и дружеские отношения ут-
рачивают свой ореол тотальности (у женщин это отчасти объясняется сосре-
доточением интересов на семейных делах, а у мужчин - на профессио-
нально-трудовой деятельности). Но ценности дружбы отнюдь не сводятся к
взаимопомощи и совместному времяпрепровождению. При любых опросах значи-
тельная часть (хотя много меньше, чем в юности) испытуемых взрослых за-
являют, что ценят в дружбе прежде всего доверие и потенциальную возмож-
ность обсуждать свои личные проблемы. Это отличает дружбу от всех прочих
личных отношений, не исключая и любовно-семейных.
Наличие близких друзей на всем протяжении жизненного пути остается
важнейшей гарантией против одиночества. Из анализа 400 студенческих ав-
тобиографий видно, что, хотя прекращение или разрыв дружеских отношений
сам по себе сравнительно редко считается причиной одиночества, острое
одиночество, возникающее вследствие кризиса в каких-то других отношениях
(например, любовных), побуждает человека обращаться за помощью прежде
всего к друзьям, и оии действительно оказывают ему помощь. Если близких
друзей нет, любой жизненный кризис переживается гораздо болезненнее .
Сравнение остроты переживаемого одиночества 255 канадских мужчин и
431 женщины с особенностями их любовно-романтических, семейных, дружес-
ких и товарищеских отношений показало, что чувство одиночества теснее
всего связано с дефицитом дружеских отношений, тогда как, например, не-
достаток интимности в семье вызывает острое чувство одиночества только у
молодых мужчин, остальные люди находят ему какую-то компенсацию и.
В зрелом возрасте правила дружбы становятся менее жесткими, чем в
юности. Для ее поддержания уже не столь важны регулярные встречи и сов-
местное времяпрепровождение. Значительно чаще наблюдается разнополая и
разновозрастная дружба. Терпимее воспринимается асимметричность дружес-
ких отношений, различия в характере оказываемых друг другу услуг, степе-
ни взаимного доверия и т. п. Однако психологическая потребность в безус-
ловном признании и эмоциональной поддержке с возрастом не ослабевает.
Друг - это человек, к которому "я могу войти, не надевая никакого мунди-
ра, не исповедуя никакого Корана и не отрекаясь ни от чего, что принад-
лежит моей внутренней родине,- писал Сент-Экзюпери.- Рядом с тобой мне
нет надобности ни каяться, ни оправдываться, ни доказывать... И я благо-
дарен тебе за то, что ты принимаешь меня со всем, что есть во мне" .
Потеря друзей, вместе с которыми безвозвратно уходит в небытие часть
нашей собственной жизни, соучастниками и свидетелями которой, часто
единственными, они были, заставляет еще выше ценить оставшихся и придает
мыслям о дружбе ностальгический оттенок. Взятые эпиграфом к этой главе
поэтические строки 31-летнего Пушкина почти дословно перекликаются со
стихами 28-летнего Гёте:

Им не услышать следующих песен,
Кому я предыдущие читал.
Распался круг, который был так тесен,
Шум первых одобрений отзвучал .

Еще сильнее звучит эта тема в старости. В среднем возрасте дружба
большей частью совмещается с другими, семейными и трудовыми, отношения-
ми, а в старости она снова обретает исключительность, ее психологическое
значение резко возрастает. Общение старых людей с друзьями качественно
отличается от общения с детьми и внуками. Наличие близких друзей - такое
же необходимое условие относительно счастливой старости, как приличное
здоровье и материальное благополучие. Боязнь потерять старых друзей и
трудность установления новых отношений - одна из главных причин того,
что пожилые люди избегают менять места жительства, работы и т. д.
Хотя, как уже отмечалось, при социологических опросах старики реже
юношей жалуются на одиночество, это объясняется не столько тем, что они
психологически благополучны, сколько тем, что научились смирению и прис-
посабливают свои притязания к уровню реальных возможностей.
Потребность в человеческом тепле и общении у стариков особенно вели-
ка, а удовлетворить ее трудно. Общеизвестно, что старые люди отличаются
повышенной разговорчивостью. Это объясняется как психофизиологическими,
так и социально-психологическими причинами: человек, проживший долгую
жизнь и уже отошедший от большинства своих прошлых дел, жаждет поде-

<< Пред. стр.

стр. 13
(общее количество: 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>