ОГЛАВЛЕНИЕ

Концепция прокурорского надзора на современном этапе

На протяжении всей истории существования и деятельности прокуратуры, в особенности после того, как в 1965 г. прокурорский надзор стал самостоятельной отраслью правовой науки, а по номенклатуре специальностей — самостоятельной учебной дисциплиной, в теории и в практике все чаще стали возникать различного рода концепции относительно места органов прокуратуры в системе государственных органов, предмета и пределов прокурорского надзора, полномочий прокурора и средств по устранению им установленных нарушений закона и т.д, Ни одна из отраслей прокурорского надзора не являлась таким злободневным поводом для дискуссии как общий надзор, не случайно поэтому — не без влияния противников общего надзора — этот вид надзора хотя и получил законодательное закрепление в З. «О прокуратуре РФ» 1995г., но не приобрел в Законе этого наименования, хотя в структуре органов прокуратуры сохранились управления и отделы общего надзора.
Предмет и содержание концепции прокурорского надзора состоит в том, чтобы определить:
— степень эффективности сложившейся системы принципов, структуры и полномочий органов прокуратуры на современном этапе;
— необходимость сохранения понятия высшего надзора органов прокуратуры за исполнением законов в государстве;
— место органов прокуратуры в системе государственных органов, носят ли они самостоятельный или соподчиненный характер с другими государственными органами;
— соответствие действующего законодательства требованиям по обеспечению единства, централизации и независимости органов прокуратуры;
— дальнейшее совершенствование прокурорского надзора в плане реализации правовой реформы в РФ;
— конкретные меры законодательного и организационного характера по преобразованию организации и деятельности органов прокуратуры.
Проблема определения места органов прокуратуры в системе государственных органов становится все более и более актуальной в связи со следующими обстоятельствами: в стране катастрофически растет уголовная преступность, ухудшается ее криминогенная характеристика; неудержимыми темпами растут организованная преступность и нарушения закона, связанные с коррупцией, нарушаются принципы социальной справедливости; и т.д.
Авторы концепции прокурорского надзора — ученые НИИ Генеральной прокуратуры РФ — обоснованно отмечают, что «в течение переходного периода прокурорский надзор будет оставаться наиболее целесообразной, эффективной формой высшего государственного контроля за исполнением законов, существенным элементом контрольной функции государства. Ни один из существующих государственных органов не может принять на себя надзорную функцию прокуратуры. Органы прокуратуры должны быть сохранены в рамках сложившейся системы и структуры, но с устранением отмеченных негативных явлений.
Сложившаяся система территориальных прокуратур, а также специализированных прокуратур — военной, транспортной, природоохранной и прокуратуры исправительно-трудовых учреждений — представляет собой наиболее оптимальный вариант прокуратуры как государственного органа. К тому же штатная численность органов прокуратуры весьма значительна (1991г. — штатная численность Генеральной прокуратуры РФ составляла 39,5 тыс. человек), и их объединение с органами юстиции или судов неизбежно приведет к созданию громоздких аппаратов, руководство деятельностью которых будет вызывать большие затруднения.
КРФ обеспечивает прокуратуре независимое положение от каких-либо государственных органов, общественных организаций и должностных лиц. Прокуратура в своей деятельности не связана ни с одним органом государственной власти и управления, ни с одним общественным формированием.
Раскрывая концепцию прокурорского надзора, необходимо определить предмет и пределы прокурорского надзора. По нашему мнению, максимально точно определен предмет надзора в Законе «О прокуратуре РФ»: это надзор за исполнением законов, действующих на территории РФ, принятие мер, направленных на устранение этих нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществление уголовного преследования (ст.1).
Полномочия прокуроров по осуществлению надзора за исполнением законов распространяются на распорядительные и исполнительные органы местного самоуправления, иные органы государственного и хозяйственного управления и контроля, предприятия, учреждения и организации, объединения, вне зависимости от их подотчетности, на общественные организации и движения, а также на должностных лиц и граждан.
Закон «О прокуратуре РФ», регламентируя деятельность органов прокуратуры, конкретизирует предмет надзора применительно к каждой из его отраслей.
Необходимо подчеркнуть, что Закон «О прокуратуре РФ» весьма строго ограничивает пределы прокурорского надзора, указывая, что «прокуратура не подменяет органы государственного и хозяйственного управления и контроля и не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность». Иначе говоря, прокурорский надзор должен «срабатывать» там и тогда, где и когда устанавливается нарушение закона.
В законодательных актах, в том числе и в Законе о прокуратуре употребляются понятия «цель» и «задачи» прокурорского надзора. Эти понятия — отнюдь неидентичные. Задача — это «то, что требует исполнения, разрешения; цель — это то, к чему надо стремиться, что надо осуществить».
Задачи органов прокуратуры были весьма четко обозначены в ранее действовавшем Законе «О прокуратуре СССР» применительно к каждой из отраслей надзора (ст. 22, 28, 31, 42). Хотя Закон «О прокуратуре РФ» и не воспринял конструкцию прежнего Закона, тем не менее в соответствующих его разделах сформулированы задачи прокуроров в каждой из отраслей прокурорской деятельности: это надзор за исполнением законов, установление нарушений закона, устранение этих нарушений и т.д. Специальная норма Закона (ст. 1) посвящается раскрытию целей прокурорского надзора: это осуществление от имени Российской федерации надзора за исполнением действующих на ее территории законов, охрана социально-экономических и иных прав и свобод граждан, суверенных прав РФ и республик в составе РФ, прав других национально-государственных и территориально-административных образований, местных представительных органов, органов исполнительной власти, местного самоуправления.
Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор от имени законодателя, являясь представителями всей системы прокурорского надзора. Надзор, осуществляемый органами прокуратуры, распространяется в целом на всю государственную систему, кроме высших органов государственной власти, в том числе и Правительства РФ.
Прокуратура как в центре, так и на местах выступает как блюститель законности, действует от имени держателя верховной власти в государстве.
Другой признак, определяющий прокурорский надзор как высший — это то, что прокуратура осуществляет надзор и за законностью деятельности всех общественных организаций и государственных органов, на обязанности которых лежит надзор или контроль за соблюдением законов, подзаконных актов, различного рода ведомственных предписаний.
Деление прокурорского надзора по отраслям имеет сугубо условный характер, задачи и цели прокурорского надзора едины: обеспечение точного и единообразного исполнения законов. С точки зрения практической весьма целесообразно, что объем прокурорского надзора поделен на отрасли. Но с другой стороны, когда прокурорский надзор как единое целое и неделимое «растащен по кабинетам», мы не имеем полного представления о состоянии законности в республике, области, крае. Отдел общего надзора занят своими проблемами, и сотрудников этого отдела не интересуют проблемы, которые составляют программу деятельности отдела по надзору за соблюдением законов органами дознания и предварительного следствия, и наоборот.
Отсюда выдвигается задача: устранить разобщенность в деятельности отдельных подразделений органов прокуратуры, ликвидировать раздробленность в охвате проблем, связанных с укреплением законности и правопорядка. Поэтому руководителям соответствующих прокуратур необходимо четко координировать деятельность различных отделов, направляя ее в единое русло. Это достигается прежде всего правильным планированием работы прокуратуры области, края, республики, чтобы включить все отделы в решение какой-либо важной (актуальной) проблемы, связанной с укреплением законности, созданием обстановки, исключающей нарушение законности и правопорядка. Начальники отделов должны информировать друг друга о проделанной работе и намечаемых мероприятиях на будущее.
Задачи органов прокуратуры стали более сложными в связи с тем, что принятые 17 января 1992 г. и 18 октября 1995 г. Законы «О прокуратуре РФ», как было сказано выше, хотя и определили сферу общенадзорной деятельности прокуратуры, тем не менее структурно не обозначили ее общим надзором. Это сразу же породило среди прокуроров сомнения в необходимости существования этой отрасли надзора в прокурорской деятельности. В определенной мере эти сомнения были рассеяны приказом Генерального прокурора РФ №116-111 от 21 февраля 1992 г. «Об изменении структуры», в соответствии с которым в структуре аппарата Генеральной прокуратуры РФ образовано Управление общего надзора с установленной штатной численностью.
В настоящее время — это Управление по надзору за исполнением законов и законности правовых актов Генеральной прокуратуры РФ.
Важное значение имеет строгое соблюдение предмета и пределов надзора. В этой связи важно, что Закон «О прокуратуре РФ» предписывает органам прокуратуры не подменять в своей деятельности органы государственного и хозяйственного управления и контроля, не вмешиваться в их оперативно-хозяйственную деятельность.
Процессуальное положение прокурора в суде определено и в Законе РФ «О прокуратуре РФ» (ст. 35), Отныне прокурор в судебном разбирательстве уголовных и гражданских дел является участником процесса, обладающим равными правами с другими участниками в исследовании документов, доказательств, заявлении ходатайств, представлении дополнительных материалов и т.д. Вместе с тем, прокуроры не освобождены от обязанности приносить кассационные и надзорные протесты на предмет отмены или изменения незаконных и необоснованных приговоров, решений, определений и постановлений суда (ст. 36 Закона о прокуратуре). Суды допускают еще немало ошибок, причем многие неправосудные решения отменяются или изменяются по кассационным и частным протестам прокуроров.
В связи с деятельностью прокурора в суде привлекают внимание «Рекомендации Генерального прокурора РФ подчиненным прокурорам по совершенствованию участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами в условиях судебно-правовой реформы» (№12/5-92 от 22 сентября 1992г.). В Рекомендациях подчеркивается, что профессионально грамотное поддержание прокурором государственного обвинения способствует установлению истины по делу и постановлению судом законного, обоснованного и справедливого приговора. При этом обращается внимание руководителей органов прокуратуры на то, чтобы они обеспечивали государственным обвинителям процессуальную самостоятельность как условие для принципиальной позиции в ходе судебного разбирательства. Поддержание государственного обвинения рассматривается Генеральным прокурором как одно из приоритетных направлений в деятельности органов прокуратуры.
Говоря о концепции прокурорского надзора на современном этапе, необходимо отметить, что никогда еще не были столь сложными задачи прокуроров в такой отрасли надзора, как надзор в стадии исполнения приговоров. Вместе с ростом преступности растет число правонарушений, совершаемых в местах лишения свободы; в места лишения свободы проникают спиртные напитки, наркотики, валюта, холодное и огнестрельное оружие. Получило широкое распространение заложничество. Это обязывает прокуроров, как территориальных, так и специализированных прокуратур более принципиально реагировать на установленные в местах лишения свободы нарушения законов, искать и находить новые подходы к решению сложных проблем, максимально повышать эффективность прокурорского надзора по всем направлениям деятельности прокуроров в стадии исполнения приговоров.








ОГЛАВЛЕНИЕ