ОГЛАВЛЕНИЕ

КОНЦЕПЦИЯ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Одна из главных задач реформы — утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимо в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Принятие Верховным Советом Республики Башкортостан постановления «О судебной реформе в Республике Башкортостан» и одобрение российским парламентом Концепции судебной реформы в РФ открывают дорогу коренному преобразованию судоустройства и судопроизводства, дают основания для создания самостоятельной судебной системы в Республике Башкортостан. Требуется научное осмысление стоящих перед юстицией проблем, выработка концептуальных начал судебной реформы, определение подходов к демократическому развитию основных институтов соответствующих отраслей права, этапности осуществления необходимых мероприятий. Концепция судебной реформы не навязывает умозрительных схем и не претендует на всеохватность. Она ориентирована на создание и «запуск» механизмов преобразований.
Юридическое значение концепции судебной реформы в том, что ее главные идеи обязательны в качестве критериев оценки всякого законопроекта, всякой законодательной инициативы, затрагивающих вопросы судоустройства, уголовного и гражданского судопроизводства, организации и деятельности правоохранительных органов Республики Башкортостан.
НЕОБХОДИМОСТЬ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН И ЕЕ ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ
Для функционирования Республики Башкортостан как суверенного демократического правового государства необходимо, чтобы наряду с политическими и экономическими преобразованиями шел процесс правовой реформы. Становление государства из политического правовым, преобразование управления государством на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной, требует оформления правосудия в самостоятельную власть. Ясно, что судебные органы не справятся с новыми задачами, если не провести их глубокую реформу. Судебная реформа — это коренное преобразование, касающееся не только судов, но практически всех правоохранительных органов, действующих до суда, для суда и после суда по исполнению судебных решений и приговоров. Судебная реформа состоится, если будут решены следующие основные задачи:
обеспечено суверенное право Республики Башкортостан в части осуществления правосудия на своей территории в соответствии с собственным материальном и процессуальным правом;
утверждена судебная власть в государственном механизме как самостоятельная влиятельная сила, независимая в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной; — обеспечено верховенство суда в правоприменительной деятельности — гарантирована защита основных прав и свобод человека и гражданина, их конституционных прав в судопроизводстве; — налажено ресурсное обеспечение судов и правоохранительных органов; — достигнут уровень их материально-технического обеспечения, а также материального, бытового и социального обеспечения их работников, соответствующего возлагаемой на эти органы и их работников ответственности; — обеспечена достоверность и доступность информации о деятельности правоохранительных органов и судебно-правовой статистики.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И МЕРОПРИЯТИЯ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ
1. Реформа законодательства Для решения поставленных задач следует прежде всего провести реформу законодательства. Важнейшими источниками права Республики Башкортостан выступают ее Конституция, Законы, а также международные и республиканские договоры. Все вопросы, затрагивающие права и свободы человека и гражданина должны быть урегулированы законами в соответствии с международно-правовыми стандартами. Общепризнанные нормы и принципы международного права имеют верховенство над национальным правом.
На территории Республики Башкортостан устанавливается высшая юридическая сила Конституции. На территории Республики Башкортостан действуют те законы Российской Федерации, которые и изданы по вопросам, переданным РБ Российской Федерации в соответствии с Договором об основах межгосударственных отношений между Российской Федерацией и РБ. Законы Российской Федерации, принятые по Другим вопросам, действуют в Республике Башкортостан, если они не противоречат Декларации о государственном суверенитете Башкортостана и Конституции Республики Башкортостан, а также до тех пор, пока не приняты соответствующие законодательные и иные нормативные акты Республики Башкортостан. Уровень прав и свобод, предусмотренных законами Российской Федерации, не может быть снижен в Законах Республики Башкортостан.
Для отправления правосудия от имени Республики Башкортостан необходимо разработать и принять пакет нормативных актов о судебной реформе, включая Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс законов о здоровье, Уголовно-исполнительный кодекс, Кодекс законов о труде, Кодекс о браке и семье, Жилищный кодекс, Торговый кодекс, Земельный кодекс, Экологический кодекс, Кодекс законов о здоровье, Уголовно-исполнительный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, законы: «О Конституционном суде», «О Верховном суде», «О Высшем арбитражном суде», «О местном суде», «Об арбитражном суде», «Об ответственности за неуважение к суду», «О прокуратуре», «О нотариате», «О юридической службе» и др.
Судебная власть Правосудие призвано выполнять в обществе стабилизирующую роль. Для того, чтобы правосудие смогло выполнять свою миссию, оно должно быть независимой и сильной властью. Судебная реформа ставит задачу становления судебной власти, равнозначной власти законодательной и исполнительной. Только сильный суд может обеспечить атмосферу общественного спокойствия и безопасности. Суд осуществляет контроль за содержанием закона, предотвращает возможность применения законов и иных нормативных актов, противоречащих Конституции Республики Башкортостан.
ТАКТИКА СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ И ЕЕ ЭТАПЫ
Наиболее разумной и экономичной представляется перестройка существующей системы правоохранительных органов без разрушения прежних отношений до их трансформации в качественно новые. Структурные изменения в судебной системе произойдут поэтапно, на базе развития и видоизменения функций существующих судов с постепенным обособлением ряда их подразделений в самостоятельные звенья судебной системы со специальной подсудностью или в дополнительные судебные инстанции. Судебную реформу предлагается проводить в три этапа, чтобы не впасть в ошибку кабинетного предвосхищения хода и результатов осуществляемой на практике реформы, оставить свободу маневра в перспективе.
Первый этап — подготовительный Одобрение Концепции судебной реформы соответствующими комиссиями Верховного Совета Республики Башкортостан. Одобрение Концепции судебной реформы Верховным Советом Республики Башкортостан. Публикация Концепции судебной реформы в Республике Башкортостан. Формирование рабочих групп для подготовки важнейших законопроектов, привлечение соответствующих министерств и ведомств. Разработка проектов нормативных актов о судебной реформе, включая Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, законы Республики Башкортостан: «О судоустройстве», «О статусе судей», «О прокуратуре», «Об арбитражном суде», затем Арбитражный процессуальный кодекс Республики Башкортостан, Уголовный кодекс Республики Башкортостан, Гражданский кодекс Республики Башкортостан и другие. Принятие упомянутых законов. Проведение исследований оптимальных норм нагрузки кадров юстиции, необходимого количества техники и материалов, разработка проектов зданий и сооружений юстиции. Принятие решений о материально-техническом снабжении юстиции и кадровом укомплектовании ее органов.
Второй этап — переходный Корректировка разработанного законодательства в соответствии с результатами проведенных экспериментов и полученными откликами. Разработка и принятие остальных нормативных актов о судебной реформе. Полное введение в действие обновленного законодательства, но на прежней судоустройственной базе. Обобщение практики правоохранительной деятельности за период преобразований. Завершение формирования материально-технической базы юстиции.
Третий этап — завершающий Действие законодательства о судебной реформе на новой судоустройственной базе.







ОГЛАВЛЕНИЕ